Только что окончился митинг, и по улицам села уже ехали и шли те, кому надо было немедленно явиться в воинскую часть, о военкомат. Их провожали родные и близкие. Здесь были и дети, а среди них два друга — пионеры Федя Шепель и Яша Матвиенко. Как им сейчас хотелось быть взрослыми и тоже отправиться на фронт защищать свою Родину!

— Вот, если бы разрешили! — вздыхал Яша, небольшого роста паренек, с густой черной копной волос на голове и густыми черными, почти сросшимися бровями.

— Если бы знать куда, я сам пошел бы на фронт,— сказал Федя.

Шли дни. Фронт приближался. Стали слышны разрывы артиллерийских снарядов, пулеметные очереди. Последние подразделения Советской Армии оставили Подлесное.

Село заняли фашисты. Начались аресты советских активистов и комсомольцев. Скоро по деревне пронесся слух о партизанах, которые якобы находятся здесь, в лесу. Федя и Яша каждое утро угоняли коров в лес.

Однажды, в пасмурный осенний день, Федя погнал корову один. Он шел по лесу, а сам думал, как бы связаться с партизанами и рассказать им обо всем, что творится в деревне. «Но как и где их найти?» — думал мальчик. Из разговора отца с матерью он случайно узнал, что командира партизанского отряда зовут Семеном Ивановичем Долженко.

«Буду искать!» — решил Федя и остановился у старого дуба. Осмотрелся и трижды хлестнул кнутом по воздуху. Раздались похожие на выстрелы звуки. Мальчик опять оглянулся вокруг и, подумав немного, запел:

Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой...

Вдруг из-за дуба появилось трое незнакомых людей.

— Меня, например, Борисом.

— Федя. Я хочу видеть командира отряда — Семена Ивановича,— ответил паренек.

— Многого ты захотел! Ты, брат, лучше возвращайся домой. Никакого Семена Ивановича мы не знаем.

— Я знаю, Семен Иванович здесь, в лесу, и у меня к нему есть дело, можно сказать, секретное,— настойчиво утверждал мальчик.

Партизаны улыбнулись, посмотрели друг на друга, и Борис сказал:

— Ладно, уж если ты так очень просишь...

И все трое скрылись в кустах орешника. А через несколько минут оттуда вышел высокий мужчина, одетый в теплый пиджак, с пистолетом за поясом.

Встретились взглядами. Незнакомец улыбнулся.

— Ты кто такой? — спросил он. Федя ответил вопросом:

— Это вы тот самый Семен Иванович Долженко?

— Тот самый...

— Здравствуйте. Я Федя Шепель, сын Федосея Шепеля. Живу возле самого леса. Знаю здесь каждый кустик, каждую тропинку и балочку. Хочу помогать вам бить фашистов.

— Ты бы лучше пас хорошо корову, слушал маму, а мы сами с ними справимся.

— Я и маму буду слушать, и корову хорошо пасти, и партизанам все равно буду помогать,— гордо ответил мальчик.

Командир обнял Федю и отвел в сторону. Они уселись на пень, и мальчик рассказал все, что знал, ответил на все заданные ему вопросы.

— Ладно. Ты будешь пасти корову в лесу,— и командир позвал:

— Копытин!

Из кустарника вышел Борис. Семен Иванович сказал:

— Так вот, Федосеевич, когда ты захочешь нам что-то передать, встретишься вот с этим дядей; а если дело очень важное и срочное,— то и со мной. Понял?

Командир и партизаны скрылись в кустах. Вечером Федя рассказал обо всем матери.

— Будь осторожным, сынок, а то...

— Не бойтесь, мама, все будет в порядке,— успокаивал Федя, укладываясь спать.

На следующий день мать уже не будила сына. Он поднялся сам, умылся, оделся, взял сумку с хлебом, кнут и погнал корову в лес. И так было каждый день.

Однажды ночью на улице послышалась стрельба. Отец с матерью всполошились, а Федя объяснил:

То хлопцы судили полицая Юхименко.

Федя редко сидел дома, часто ходил в село, к магазину, вертелся среди людей, прислушиваясь к разговорам.

Выполняя задания, он бывал и во дворе фашистского пособника Коробки. Здесь размещался штаб полевой жандармерии, и мальчик, как будто собирая окурки и консервные банки, присматривался к тому, что делают враги, какое имеют вооружение, из отдельных фраз и слов полицейских узнавал об их планах.

Коробка заподозрил Федю и предупредил его мать, что, если увидит мальчика еще раз во дворе, выдаст фашистам. Но Федя не испугался. Он понемногу втянул в эту работу своего самого близкого друга — Яшу. Вдвоем стало легче работать.

В 1943 году, когда Советская Армия громила фашистские войска на фронтах, партизаны тоже стали действовать активнее. И оккупанты решили уничтожить их.

После проведенных боев и удачных операций по разгрому двух вражеских гарнизонов партизаны спокойно отдыхали и занимались хозяйственными делами. Вдруг недалеко один за другим послышались четыре «выстрела» кнутом.

Тревога! — раздалась команда.

Из-за кустов появились Федя и Яша. Задыхаясь от быстрою бега, они еле могли говорить.

Фашисты обходят лес! У них много пулеметов и есть пушки. Мы едва пробрались...

Спасибо вам, дорогие друзья,— благодарили партизаны.

Мальчики сразу же покинули лагерь. Командование отрядом усилило разведку. Выбрав наиболее густой участок леса, отряд незаметно вышел из окружения, уклонившись от встречи с врагами.

Фашисты потерпели неудачу и стали более тщательно готовить новую операцию по разгрому партизанского отряда, они подтянули к Подлесному большое количество вооруженных до зубов войск.

Товарищи! — обращаясь к партизанам, сказал командир.— Во что бы то ни стало мы должны прорваться сквозь железное кольцо гитлеровцев и выйти в соседний лес. Или мы прорвемся и будем продолжать бить врага, или погибнем и бою!

— Будем драться до последнего...— ответили партизаны.

Юные разведчики Федя Шепель и Яша Матвиенко не знали, что их боевым друзьям известны замыслы фашистов. Рано утром, как только начало светать, ребята погнали коров и, проскользнув мимо вражеской заставы, скрылись в лесу. На этот раз их было четверо. Федя позвал с собой двух школьных друзей — Ваню Коноваленко и Ваню Юрченко. Оставив их возле коров, Федя и Яша побежали искать партизан. Но отряд уже перешел на новое место.

Долго бродили ребята, и только под вечер они встретились с партизанами. Возвращаться в село было уже поздно, и мальчики остались в лесу.

Рано утром Федя и Яша срезали по несколько веток будто бы на топливо и пошли домой. В балке, недалеко от конторы лесничества, их задержали гитлеровцы. Они, как голодные звери, набросились на ребят. Один ударил Федю прикладом автомата по голове. Били и Яшу.

— Где партизаны? — добивались фашисты.

— Мы никого не знаем. Мы пасем коров. Отпустите нас,— сквозь слезы просили мальчики, пытаясь вырваться.

Но фашисты связали им руки и погнали в село. В комендатуре их стали допрашивать. Ребята молчали. Привели Ваню Коноваленко и Ваню Юрченко. Федя строго посмотрел на друзей, и они поняли: о партизанах — ни слова. На протяжении дня и ночи ребят несколько раз водили на допрос, зверски издевались над ними: выкручивали руки, били прикладами, жгли папиросами тело. Но ни один не проронил ни слова. А партизанский отряд, выдержав жестокий бой, вышел из окружения.

Узнав, что юные разведчики попали в руки гитлеровцев, командование отряда решило выручить их. На помощь отправились опытные партизаны, но было уже поздно. Фашисты вывезли четверых юных патриотов из села и в лесном урочище Плоском, под развесистыми столетними дубами, живыми закопали в землю.

Один из односельчан, случайно проезжавший в то время мимо леса, видел, как привезли туда ребят. А чуть погодя узнал голос Феди Шепеля:

— Хлопцы, не падайте духом! Нас не забудут! Смерть фашистам!

Юные патриоты не дрались с оружием в руках, но они делали все, что могли, для победы над врагом.

За отвагу и мужество, проявленные в партизанской борьбе с фашистскими оккупантами, Федя Шепель и Яша Матвиенко посмертно награждены медалями «Партизану Отечественной войны» II степени. Память о четырех юных героях живет и сейчас среди бывших партизан, колхозников артели «Червоний партизан», учеников Подлесненской средней школы.

Е. СИДОРЕНКО



22 июня 1941 года немецко – фашистские захватчики вероломно вторглись в пределы нашей Родины. Началась Великая Отечественная война. От Черного моря до моря Белого простирался фронт сорок первого года. И дрогнули детские сердца, их позвала Родина на защиту.. Во время Великой Отечественной войны наравне со взрослыми воевали дети, даже 10 летние мальчишки и девчонки помогали бороться с врагами. Вспомним их имена: Леня Голиков, Володя Дубинин, Зина Портнова, Валентин Котик, Шура Кобер, Витя Хоменко, Лариса Михеева. Дети – моряки, дети – пехотинцы, дети – подпольщики. Дети- разведчики защищали нашу Родину.





Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко. Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася. Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его. Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери. Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.


Саша Ковалёв служил на флоте юнгой. Однажды фашистский корабль открыл огонь по советскому катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали, катер ушел от врага. Саша Ковалёв отдал свою жизнь, спасая команду.


В Минске стоит памятник юному пионеру – герою Марату Казею. На бронзовой гимнастерке – бронзовые ордена и медали. Когда началась война, Марат учился в 4 классе. Фашисты превратили школу в казарму. После того как палачи казнили мать, Марат ушел в лес к партизанам. В рваной одежде, в лаптях и с холщовой сумкой через плечо шагал Марат по полусожженным деревням Белоруссии: запоминал расположение вражеских частей, примечал, сколько у фашистов танков, машин, техники, высматривал замаскированные пушки, немецкие посты. Вместе с партизанами он участвовал в боях, взрывал железные дороги. Герой Советского Союза Марат Казей ушел из жизни как герой. Один в бою с фашистами, последней гранатой он взорвал себя, когда фашисты были рядом.



Ученик 4 класса города Севастополя Валера Волков погиб, но память о нём живёт. Этот героический мальчик был сыном полка, то есть он жил в полку, числился как боец полка. И в один из дней осталось всего 10 солдат, шёл трудный бой. Надвигался танк. …Но вдруг перед ним в рост поднялся парнишка Со связкой гранат в кулаке. В тельняшке своей полосатой За Родину он воевал, И метко с размаху метнул он гранаты, Но сам был сражен наповал. А танк задымил на поляне. Бойцы подползли к храбрецу. Раскинувши руки, лежал он в бурьяне, И кровь всё текла по лицу. - Нас десять! И недругам крышка! Сказал командир в том бою Он «десять» сказал, потому что парнишка Навечно остался в строю.




За нас с вами они отдали жизнь, но они живы потому, что их именами названы школы, дружины, отряды. Потому, что они любили жизнь, любили песни, походы, любили труд! Их много, героев, погибших за наше счастье. Они все были храбры, были верны своей родине. Вот почему их помнят все, и нам нельзя забывать их имена, ребята. Многие пали смертью героев в неравном бою, но остались живы Сережа Алешкин. Ваня Андрианов, Костя Кравчук,Юра Смирнов, Саша Колесников, Витя Ильин… Помните, какой ценой завоевано счастье. Помните! Через века, через года, Помните! О тех, кто уже не придет никогда, - Помните! Какой ценой завоевано счастье! Помните!


Навсегда останутся песни, созданные в годы Великой Отечественной войны, прекрасными, в них отображается мужество и храбрость советских людей, спасших мир от фашизма. Вот некоторые из них: «Священная война» «Огонёк» «В землянке» «Смуглянка» «Дороги» «Катюша» «Последний бой» «День Победы»








На позиции девушка провожала бойца, Тёмной ночью простилася на ступеньках крыльца. И пока за туманами видеть мог паренёк, На окошке на девичьем все горел огонёк. 1. Бьётся в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поёт мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза – 2 раза. 2. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой – 2 раза.


День ПОБЕДЫ. 1. День, как он был от нас далёк, Как в костре потухшем таял уголёк Были вёрсты, обгорелые в пыли, Этот день мы приближали, как могли. ПРИПЕВ: Этот День Победы порохом пропах, Это праздник с сединою на висках, Это радость со слезами на глазах. День Победы! 2.Дни и ночи у мартеновских печей, Не смыкала наша Родина очей. Дни и ночи битву трудную вели – Этот день мы приближали, как могли. ПРИПЕВ. 3. Здравствуй, мама, возвратились мы не все… Босиком бы пробежаться по росе! Пол – Европы прошагали, пол земли – Этот день мы приближали, как могли!

  • Загадка русской души в романе , 115.19kb.
  • 65 лет назад закончилась народная война , 34.47kb.
  • Другої світової війни стала однією з ключових не лише для української, але й для інших , 549.37kb.
  • Они отдали жизнь за Родину , 97.11kb.
  • Они сражались за Родину

    (на тему: «Патриотическое воспитание учащихся начальных классов»)

    Оборудование: портреты героев-пионеров на слайдах, музыкальные фонограммы на дисках.

    Ведущий:

    22 июня 1941 года немецко-фашистские захватчики вероломно вторглись в пределы нашей Родины. Началась Великая Отечественная война.

    (Песня «Священная война», слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова).

    Ведущий:

    От Черного до Белого моря простирался фронт сорок первого. И дрогнули детские сердца, их позвала тень Мальчиша – Кибальчиша. Мальчиш трубил беззвучно, звал идти походом на черные полки оккупантов: «Коммунисты уже впереди, комсомольцы уже в бою, - выходите, пионеры, на великое сражение, иначе не быть вам свободными – не быть взрослыми!»

    1-й ученик:

    Мы помним имена и подвиги пионеров – героев: Лени Голикова, Володи Дубинина, Зины Портновой, Вали Котика, Шуры Кобер, Вити Хоменко, Марата Казея, Лары Михеенко. Дети-моряки, дети-пехотинцы, дети-подпольщики, дети-разведчики защищали нашу Родину.

    2-й ученик:

    Замечательные подвиги совершил во имя Родины Вася Коробко, мальчик из Черниговского села Погорельцы. До сих пор хранят пионеры знамя дружины, которое спас от фашистов юный герой.

    3-й ученик:

    Саша Ковалев служил на флоте юнгой. Однажды фашистский корабль открыл огонь по советскому катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали, катер ушел от врага. Саша Ковалев отдал свою жизнь, спасая команду.

    4-й ученик:

    В Минске стоит памятник юному пионеру Марату Казею. На бронзовой гимнастерке – бронзовые ордена и медали.

    Когда началась война Марат учился в 4 классе. Фашисты превратили школу в казарму. После того как палачи казнили мать, Марат ушел в лес к партизанам. В рваной одежде, в лаптях и с холщовой сумкой через плечо шагал Марат по полусожженным деревням Белоруссии: запоминал расположение вражеских частей, примечал, сколько у фашистов танков, машин, техники, высматривал замаскированные пушки, немецкие посты. Вместе с партизанами он участвовал в боях, взрывал железные дороги.

    Герой Советского Союза Марат Казей ушел из жизни как герой. Один в бою с фашистами, последней гранатой он взорвал себя, когда фашисты были рядом.

    Ведущий:

    Мишу Куприна, юного героя из села Касилово на Брянщине, многие хорошо знают. Он повторил подвиг Ивана Сусанина. ( Три ученика читают по очереди «Балладу о Мише Куприне»).

    Четвертые сутки он в погребе тесном,

    Где темен и холод, где сырость и плетень,

    Четвертые сутки в одной рубашонке,

    Избитый, измученный русский мальчонка,

    А там, на свободе, где липа цветет,

    Где пчел и стрекоз не смолкает работа,

    Упорно и молча разведчика ждет

    В боях уцелевший отряд патриотов

    А ты с темнотою

    Один на один.

    Так что же ты делаешь, Миша Куприн?

    Четвертые сутки … А выхода нет.

    И сил не хватает держаться,

    И жалко мальчишке в четырнадцать лет

    Вот так вот со всем расставаться.

    Воды бы глоточек! Один бы лишь взгляд

    На небо, на рощицы дальние!

    – Идемте! Я знаю тропинку в отряд!

    Решает разведчик израненный.

    С врагами мальчишка

    Один на один.

    Куда же ведешь ты их,

    Миша Куприн?

    Ведет сквозь орешник и ельник

    Родное, знакомое место, сюда

    За клюквой ходили когда-то.

    Ходили за клюквой.

    Ну, вот и пора!

    Прощайте! Держитесь, ребята!

    С врагами мальчишка

    Один на один.

    Так что же задумал ты

    Миша Куприн?

    А Мишка стоял – поворот головы,

    В глазах промелькнула усмешка

    – Просили в отряд привести?

    Вот кусты!

    Бегите! Громите! Не мешкайте!

    Ликуют фашисты: мол, наша взяла

    И рвутся сквозь частый кустарник.

    Но что это? Поле. А там у села,

    Виднеются их же казармы,

    В глазах у Мишки

    Лазоревый свет…

    А было мальчишке

    Четырнадцать лет.

    Ведущий:

    Четырехклассник севастопольской школы Валерий Волков погиб, но память о нем живет. ( Балладу В. Верховского о юном герое читают два ученика )

    Окутано море тревогой,

    Огнем Севастополь объят,

    В разрушенной школе над пыльной дорогой

    Осталась лишь горстка солдат.

    Все ближе снаряды ложатся,

    Осколки секут храбрецов.

    – Нас десять! – сказал командир.

    – А сражаться

    Мы будем, как сотня бойцов.

    Герой-пионер был десятым,

    Он числился сыном полка,

    В минуты затишья читал он солдатам

    Из книжки стихи Маршака.

    К концу подошла передышка –

    Вновь танк громыхнул вдалеке,

    Но вдруг перед ним в рост поднялся парнишка

    Со связкой гранат в кулаке,

    В тельняшке своей полосатой

    За Родину он воевал,

    И метко с размаху метнул он гранаты,

    Но сам был сражен наповал.

    А танк задымил на поляне.

    Бойцы подползли к храбрецу.

    Раскинувши руки, лежал он в бурьяне,

    И кровь все текла по лицу.

    – Нас десять! И недругам крышка!

    Сказал командир в том бою.

    Он «десять» сказал, потому что парнишка

    Навечно остался в строю.

    Ведущий:

    За нас с вами они отдали жизнь, но они живы потому, что их именами названы школы, улицы. Потому, что они любили жизнь, любили песни, любили походы, любили труд!

    Их много героев, погибших за счастье. Они все были храбры, были верны своей Родине. Вот почему их помнят все.

    Многие пали смертью героев в неравном бою, но остались живы Сережа Алешкин, Ваня Андриянов, Костя Кравчук, Юра Смирнов, Саня Колесников, Витюшка Ильин.

    1-й ученик:

    Сережа Алешкин. Он был воспитанником 142-го гвардейского стрелкового полка. Ему было тогда 6 лет. Однажды он увидел, как вражеская авиационная бомба разорвалась рядом с блиндажом командного пункта, где в это время находился командир полка. Мальчик подбежал к блиндажу и попытался сдвинуть балку, упавшую на дверь, но сил не хватило. Тогда не обращая внимания на рвущиеся вокруг бомбы и снаряды, он бросился саперам и закричал: «Там командира завалило!». Подбежавшие саперы разобрали заваленный блиндаж и спасли командира полка.

    Ведущий:

    Сергей Алешкин после войны жил в Челябинске и работал на заводе.

    2-й ученик:

    Ване Андрианову было тогда 14 лет. Это было под Москвой, в селе Ново-Михайловском. Ваня увидел, что к селу идут советские солдаты. А село было занято фашистами, которые повсюду расставили пулеметы.

    Мальчик побежал навстречу нашим бойцам. Проваливаясь в глубокий снег, он падал, поднимался, опять бежал вперед и кричал: «Остановитесь, здесь пулеметы!»

    Гитлеровцы открыли огонь, но он бежал и кричал. Наши бойцы услышали Ваню и залегли. Добежав до бойцов, Ваня показал им безопасный путь. Наши воины обошли село с тыла и выбили из него фашистов.

    Ведущий:

    За этот подвиг Ваня был награжден орденом Красной Звезды. После войны Иван Федорович Андрианович жил в Москве.

    3-й ученик:

    Косте Кравчуку было 10лет. В сентябре 1941 года, когда за Киев шли ожесточенные бои, Костя увидел на улице города двух раненных бойцов. Это были знаменосцы 970-го и 968-го стрелковых полков. Они истекали кровью. Мальчик хотел им помочь, но они протянули ему знамена и чуть слышно прошептали: «Спрячь их и сохрани до прихода наших!» Рискуя жизнью и жизнью близких, взял Костя боевые знамена, вложил их в мешок, осмолил и опустил в колодец. После освобождения Киева мальчик ждал бойцов-знаменосцев, но они не пришли. Тогда он передал знамена в комендатуру Киевского гарнизона.

    Ведущий:

    После войны Константин Кравчук жил в Киеве.

    4-й ученик:

    Юре Смирнову в январе 1944 года было 10 лет. Войска Ленинградского фронта подошли к городу Гатчина, но войти не могли, так как фашисты засели в домах. Юра решил помочь нашим бойцам. Он выбежал навстречу разведчикам и показал им, где засели гитлеровцы, где расположены их огневые точки, и тогда наши бойцы быстро выбили фашистов из Гатчины.

    Ведущий:

    После войны Юра Смирнов жил и работал в Ленинграде.

    5-й ученик:

    Саша Колесников учился в 3 классе московской школы. Осенью 1943 года он убежал из дома на фронт. На поездах, попутной машине добрался до прифронтовой полосы. Он был принят воспитанником в танковый корпус. В полку его звали Сан Саныч. Он участвовал в боях, хотя все время бойцы старались уберечь его от опасности. Однажды мальчик пошел в разведку, чтобы узнать, где находится разгрузочная железнодорожная ветка фашистов. На 2-ой день он нашел эту ветку. Там было много танков, склады с боеприпасами.

    Заранее было договорено, что Сан Саныч по обе стороны железнодорожной ветки их верхушках деревьев повесят белые наволочки, которые были видны с воздуха. Прилетел наш самолет, дал Сане знать, что понял условный знак, и улетел. А мальчик пустился в обратный путь. Часа через два он услышал гул наших бомбардировщиков, а затем и взрывы. На 4-й день Сан Саныч наткнулся на своих разведчиков и помог им: забрался в ящик под вагон и поджег бикфордов шнур, а сам выпрыгнул в реку. Фашисты заметили его и стали стрелять, а он все время нырял. Вдруг раздался взрыв. Саню отбросило, и больше он ничего не помнил.

    Ведущий:

    Сан Саныч очнулся через несколько дней и увидел разведчика. Разведчик обрадовался и сказал: «Жив Христосик!» Но Сан Саныч был очень слаб и не спросил, почему его называют Христосиком.

    После госпиталя он опять воевал и дошел до Берлина. И только позже узнал, что, после того как он был схвачен фашистами и потерял сознание от пыток, он был распят. Фашисты били его по пальцам молотком. Он только теперь понял, почему на руках и на ногах у него остались шрамы – следы гвоздей. После войны Александр Колесников жил и работал в Москве.

    6-й ученик:

    Когда из Подмосковья выбили фашистов, Витя Ильин помогал разминировать мины, снаряды. Одна из мин взорвалась, и в 13 лет мальчик остался без рук. Он стал учиться рисовать, держа карандаш зубами. Пошел в школу, друзья помогали ему.

    Ведущий:

    Витя Ильин окончил десять классов, а в 1953 году окончил исторический факультет Московского областного пединститута. Работал директором школы в родном селе.

    Ведущий:

    В 1945 году враг был окончательно добит в собственной берлоге.

    Помните, какой ценой завоевано счастье.

    Помните!

    Через века, через года,

    Помните!

    Какой ценой завоевано счастье!

    Помните!

    Памяти старших будьте достойны!

    (песня «Курган славы», слова В. Дмитриева, музыка Э. Манвеляна).

    Бикмухаметова Наиля Хазиахметовна, Гилязова Малина Замиловна – учителя начальных классов МСОШ №4 г. Азнакаево Республики Татарстан.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Маленькие герои большой войны. «Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны Были настоящими героями.» Р. Рождественский.

    3 слайд

    Описание слайда:

    4 слайд

    Описание слайда:

    5 слайд

    Описание слайда:

    6 слайд

    Описание слайда:

    А разве не герои – дети, выжившие в ленинградской блокаде? Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников. Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. По карточкам детям выдавали 125 грамм хлеба, изготовленного из целлюлозы, опилок, и только 5% - муки. Тысячи детей умирали от голода.

    7 слайд

    Описание слайда:

    8 слайд

    Описание слайда:

    До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями: Ордена Ленина были удостоены: Толя Шумов, Витя Коробков; Володя Казначеев; Ордена Красного Знамени: Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук; Единственный в СССР полный кавалер ордена Славы: Коля Власов Ордена Отечественной войны 1-й степени: Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв; Ордена Красной звезды - Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович. Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 - медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы». Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.

    9 слайд

    Описание слайда:

    10 слайд

    Описание слайда:

    Марат Казей...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... Марат был разведчиком штаба партизанской бригады имени Рокоссовского. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

    11 слайд

    Описание слайда:

    12 слайд

    Описание слайда:

    13 слайд

    Описание слайда:

    Валя Котик Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеров-ского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой. 16 февраля 1944 года был смертельно ранен, и Родина в 1958 году посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Зинаи́да Марты́новна Портнова Родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде После вторжения гитлеровцев на территорию СССР Зина Портнова оказалась на оккупированной территории. С 1942 года член Обольской подпольной организации С августа 1943 года разведчик партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Зина Портнова Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Леонид Голиков Родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Псковской области Участвовал в 27 боевых операциях Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. 24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Леонид Голиков погиб.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Леня Голиков Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады... 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

    18 слайд

    Описание слайда:

    Памятник партизану пионеру-герою Лене Голикову перед зданием администрации Новгородской области. Великий Новгород.

    19 слайд

    Описание слайда:

    Аркадий Каманин Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти. Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

    20 слайд

    Описание слайда:

    Надя Богданова Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

    Юревич Светлана Викторовна
    Должность: воспитатель студенческого общежития
    Учебное заведение: ГБПОУ ИО ЧТПрИС г. Черемхово
    Населённый пункт: г. Черемхово
    Наименование материала: методическая разработка
    Тема: "Детство, опалённое войной!"
    Дата публикации: 03.05.2016
    Раздел: среднее профессиональное

    Час общения

    Тема: Детство, опаленное войной…

    Памяти детей, чья жизнь была прервана
    Звезда упала и прервалась чья-то жизнь. Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребенка! Совсем недавно он смеялся звонко – Теперь же в небесах лишь след его парит.
    Цели и задачи:
    Способствовать пониманию событий, происходящих в стране и мире, адекватно оценивать их; развивать потребность в сопереживании, понимании событий, происходящих в государстве и обществе, умении защищать свое достоинство; воспитывать чувство интернационализма и патриотизма, гражданственности, уважительного отношения к народам, населяющим нашу страну, нетерпимости к проявлениям геноцида и экстремизма.
    Оборудование:
    стенд, фотографии детей
    Оформление доски:
    На синей ткани нанесены звезды. Над звездами надпись: Звезда упала и прервалась чья-то жизнь. Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребенка! Совсем недавно он смеялся звонко – Теперь же в небесах лишь след его парит. Внизу текста надпись: «Люди должны запретить войну!». На ткани между звездами, фотографии детей, ставших жертвами войн и терактов.
    Подготовительная работа:
    - учащиеся получают задание и готовят сообщение на заданную тему; - подбираются стихотворения по теме урока; - подбираются фотографии, рисунки по теме; - готовится компьютерная презентация по теме; - подбирается музыкальный материал, видео, телематериал. - составить синквейн на тему «Война».
    Ход урока
    Учитель: Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребенок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города. Что может быть страшнее смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.
    Дети, фотографии которых мы с вами сегодня видим, не допели и не доиграли, их улыбки были стерты взрослой бесчеловечностью и жестокостью в самом начале их жизни. Их родители, дедушки и бабушки уже никогда в своей жизни не были и не будут в полной мере счастливы. Светлой памяти всех детей на планете Земля, погибших в годы войн и в мирное время, от атомных взрывов и от рук террористов и убийц с человеческими лицами и именами мы посвящаем наш урок.
    Учащийся:
    22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно напали на советское государство. Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на целых 5 долгих лет. Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных и униженных за годы Великой Отечественной войны! А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года. Первым и главным кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.
    Учащийся:
    В южном красивом городе Ростове-на-Дону жил мальчик. Звали его Витя Черевичкин. Самой главной его страстью были голуби. О голубях он знал все. Когда пришли фашисты, мальчик решил тоже бороться с ними. Но не оружием. Его помощниками в борьбе с врагом стали птицы. Голуби, обученные мальчиками, стали бойцами-разведчиками. Они несли бойцам сведения из города, однажды они принесли в расположение советских войск сведения о местонахождении фашистского штаба, который был разгромлен. Фашисты узнали о том, кто помог разгромить их штаб. Мальчика схватили и жестоко убили. Его убили, но память о нем живет и поныне. И многих сегодняшних ростовских мальчишек и мальчишек других городов нашей страны любимое увлечение – голуби. Так хочется, чтобы голуби всегда были птицами – посланниками мира на земле. Учитель: Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены. Их имена и в 21 веке сияют звездами на мирном небе нашей Родины. 20000 ребят получили медали «За оборону Москвы», 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. О них пойдет разговор.

    1-й рассказчик
    : Боря Кулешин. Весна 1942 года. На севастопольском причале, у трапа боевого корабля «Ташкент» – мальчишка. Он хочет со всеми вместе бить врага, гнать его с родной земли. Боре было всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию. Мальчик уговаривает командира взять его в море, на корабль. Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зенитчикам тяжелые снаряды, не зная усталости, не ведая страха. Более 2-х героических лет провел Боря на море, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.
    2-ой рассказчик:
    Саша Ковалев. Служил на флоте юнгой. Однажды немецкий корабль открыл огонь по русскому катеру. Снаряд попал в машинное отделение. Образовалась пробоина. Вода хлынула в отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали. Катер ушел от врага. Саша погиб, но спас всю команду.
    3-ий рассказчик:
    Зина Портнова. Зину война застала в деревне Зуя Витебской области. Ребята создали организацию «Юные мстители». Они помогали партизанам, вели разведку. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Немцы схватили Зину, пытали, мучили – но она молчала. Во время одного из допросов, Зина ухитрилась схватить пистолет и в упор застрелила фашиста. Ее зверски замучили. Родина посмертно отметила ее подвиг высшей наградой. Ей присвоено Звание героя Советского Союза.
    4-ый рассказчик:
    Саша Колесников. Саша учился в 3 классе московской школы. Осенью 1943 года он сбежал из дома на фронт. Там он сказал, что у него все погибли, и его приняли воспитанником в танковый корпус. Необходимо было взорвать мост через реку, по которой к немцам шло боевое пополнение, боевая техника. Мост усиленно охранялся, к нему не могли подойти. Но Саша забрался в ящик под вагон и, проезжая по мосту, поджег бикфордов шнур, а сам выпрыгнул в реку. Немцы выловили его из реки, пытали, но ничего не добились и распяли на деревянном кресте. Ему забили гвозди прямо в руки и ноги, молотком били по пальцам. Но партизаны все-таки отбили его у немцев. Саша долго лежал в госпитале. После войны жил в Москве. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
    5-ый рассказчик:
    Миша Куприн – юный герой из села Касилова, что на Брянщине. Он повторил подвиг Ивана Сусанина. Миша был разведчиком у партизан. Однажды его схватили немцы, допрашивали, били, требовали провести в партизанский отряд. Миша молчал. Тогда его посадили в погреб и продержали четверо суток. И Миша нашел выход: он повел немцев в лес. Поняв, что их обманули, немцы зверски убили мальчика. А было ему 14 лет.

    6-ой рассказчик:
    Аркадий Каманин – мечтал о небе. Отец его был прославленным летчиком. Мальчику тоже хотелось летать, но в воздух его не пускали. Когда началась война он пришел работать на аэродром. Пилоты доверяли ему вести самолет. Однажды в воздухе во время воздушного боя, летчик был ранен и передал Аркадию управление самолетом. Мальчик сумел довести и посадить самолет. Вскоре он стал летать самостоятельно. Однажды с высоты он увидел наш самолет подбитый фашистами. Под огнем Аркадий перенес раненого летчика в свой самолет и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной звезды. До самой победы сражался Аркадий с фашистами. Юный герой мечтал о небе и небо покорилось ему! Учитель: И не на миг не дрогнули юные сердца. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это было бы трудно поверить. Но это было! Было в судьбах ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок:
    Леонид Голиков –
    14 лет, Герой Советского Союза, погиб смертью храбрых в бою.
    Зинаида Портнова –
    15 лет, Герой Советского Союза, юная партизанка, зверски замученная фашистами.
    Валентин Котик –
    14 лет, Герой Советского Союза, погиб в неравном бою с фашистами.
    Лара Михеенко –
    12 лет, расстреляна фашистами.
    Марат Казей –
    15 лет, Герой Советского Союза, окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.
    Нина Сагайдак –
    14 лет, выполняя задание, попала в руки врагов. Расстреляна фашистами.
    Володя Дубинин –
    15 лет, выполняя задание в тылу врага, подорвался на мине.
    Василий Коробко –
    16 лет, погибший от очереди фашистского пулемета.
    Александр Ковалев –
    13 лет, юнга-североморец, грудью закрывший пробоину в корабле. Этим он спас и корабль, и команду. Если бы они были живы, сколько доброго и светлого они могли совершить за свою жизнь! Их нет, а память людская о них живет. Они пример для сегодняшних детей, всех мальчишек и девчонок нашей страны. Они – пример того, что любовь к Родине, земле, стране не зависит от возраста и количества лет. Она зависит от чувства ответственности и собственного достоинства. На оккупированной гитлеровцами территории создавалась система массового уничтожения населения. Попадали туда и дети. Нацисты творили чудовищные невиданные злодеяния: уничтожали газами, расстреливали, сжигали. Убийство было поставлено на поток.
    Учащийся:
    5 августа 1942 года. Варшава, столица Польши. Из дома сирот выходит 100 детей. Впереди их учитель – Януш Корчак. По приказу
    фашистского командования они идут по улицам Варшавы на вокзал, где их ждет поезд, который направится в фашистский лагерь смерти – Треблинку. Дети идут, не боясь, потому что с ними идет умный и мудрый взрослый, которого они ласково называют «Старый доктор». Поезд набирает скорость. Дети садятся вокруг Старого доктора и прося: «Расскажи нам сказку, доктор!». Он рассказывал им сказки даже тогда, когда всех их поглотила газовая камера лагеря смерти. Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться. Сколько детей прошло через ужасы, ад, и пекло фашистских лагерей смерти. Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожженных детских тел и душ. Этого нельзя забыть. Учитель: Внимательно всмотритесь в эти кадры. (отрывки из к-ф «Освенцим») Учащиеся читают стихи: 1. Эта рыжая пыль под ногами ребенка Из костей – не осколки ль, покрытые ржой? Это, может быть, резвые ноги ребенка, Что за белою бабочкой мчался межой; Или ручки, – дитя ими тянется к маме, Обнимая за шею, ласкается к ней… Или был этот щебень большими руками, Что с любовью к груди прижимали детей. Этот пепел, который разносится с ветром, Был глазами, смеялся и плакал порой, Был губами, улыбкою, музыкой, светом, Поцелуями был этот пепел седой. 2. Был сердцами, тревогой, радостью, мукой, Был мозгами, сплетеньем извилин живых, – Слово «Жить» до конца, словно буква за буквой, Точно белым по черному вписано в них. Эти волосы – локоны, косы и пряди, Что навалены мертвой, косматой горой, Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил. И сухими губами касался порой. Чистый трепет сердец, вдохновенные речи, Золотые надежды, сияние глаз… Крематориев страшных горящие печи. Пепел…пепел…Лишь пепел остался от вас…
    Учитель: Пережив даже такую страшную войну, мир продолжал страдать от варварства взрослых. 6 и 9 августа 1945 года наступила новая эра вандализма и агрессии. Американские самолеты сбросили свои атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Взрыв был похож на огромный гриб. Светлая жизнь людей в одно мгновение стала черной. Атом превратил Хиросиму в мертвый город. Но не только город, атом в злых руках стал проклятием человечества. Именно он принес заболевание, которое получило название «лучевая болезнь». Первыми стали болеть дети…
    Учащийся:
    Меня зовут Сасаки Садако. Вы меня не знаете. Я жила в красивом городе, мои родители меня очень любили. У меня было много друзей. Я любила петь, играть с друзьями.
    Но иногда я очень уставала, поэтому родители отвели меня к врачу.
    Там я узнала, что больна лучевой болезнью. Однажды мне приснился сон. Мне приснилось, что я обязательно справлюсь с болезнью, если сделаю тысячу бумажных журавликов. Но делать их мне было трудно. У меня не было сил. На помощь девочке пришли все дети Хиросимы, а затем и дети Японии. Силы девочки таяли с каждым днем. И тогда дети других стран, в том числе и России, решили помочь девочке. Японские почтальоны доставляли Сасаки письма и посылки ее незнакомых друзей из разных стран. Но смерть неумолима. Девочка умерла. Зло, посеянное атомной бомбой, прорастает и поныне. Я хочу, чтоб в целом мире Затрубили журавли. И напомнить всем могли О погибших в Хиросиме. И о девочке умершей, Не хотевшей умирать. И журавликов умевшей Из бумаги вырезать. Пусть журавлик мой поможет Тем, кому сегодня плохо. Пусть звучит набатным звоном Маленькой Сасаки слово. Пусть бумажный мой журавлик Вам исполнит все желанья, Пусть исполнится легенда Из японского преданья. Выходят чтецы:
    Чтец 1: Двадцатый век… Он пахнет Освенцимом. О, вечные, где вы Добро и зло? Чуть горьковатым погребальным дымом Сияющую даль заволокло. Чтец 2: Двадцатый век.. Горят глаза тупые. Орущий рот И вымокшая прядь. Он отравился. В поездах слепые Его не скоро Кончат проклинать. Чтец 3. Двадцатый век… К чему века учебы? Он мимо вас прошел, Двадцатый век… Музейных залов древние чащобы, Дремучие леса библиотек. Чтец 4. Двадцатый век… Протянутые горсти Сирот, Глотавших горькую слюну. Вон – рвы, тут рвы. Тма – черепа и кости На двадцать километров В глубину. Чтец 5. Двадцатый век… Бродивший по дорогам, Среди пожаров, К мысли привело: Легко быть зверем И легко быть богом. Быть человеком – Это тяжело. Учитель: Наша страна живет мирно более 60 лет. Выросло поколение, не знающее, что такое война.
    Но XXI век принес Земле новые беды, символом которых стало слово «терроризм». 1 сентября 2004 года. Дети города Беслана идут в школу. Яркое солнце, музыка, цветы, родители, педагоги. Так и хочется крикнуть: не спешите, не идите! Выстрелы. Крики. Ругательства террористов. Все вместе: учителя, родители, дети. Прижавшись, друг к другу. Молясь и проклиная, страдая и негодуя, все вместе и по разную сторону: заложники и захватчики. Спустя несколько дней после захвата средней школы № 1 в городе Беслане, Россия хоронила 186 детей, погибших от рук нелюдей в обличье человека. (Обращая внимание на фотографии) 186 маленьких звездочек вспыхнули на небосклоне и тут же погасли. Они погасли, чтобы напомнить живущим о том, что никто не имеет права лишать жизни рожденного жить.
    В память о детях Беслана, в память о всех детях, погибших в XX и

    XXI веке, ставших орудием в руках варваров в годы войны и в мирное

    время мы объявляем минуту молчания.