Профессору Преображенскому из булгаковского «Собачьего сердца», как известно, удалось превратить собаку в человека, пусть результат вышел и не совсем удачным. Но мало кто знает, что у этого вымышленного ученого был реальный прототип. Речь идет о русском и советском биологе Илье Иванове.

Специалист по искусственному осеменению

Илья Иванович Иванов обладал достаточной научной квалификацией. Окончив в 1896 году Харьковский университет, он трудился в Институте экспериментальной

медицины, преподавал на Высших сельскохозяйственных курсах, затем прошел теоретический и практический курсы бактериологии в парижском Институте Пастера.

В 1907 году Иванов получил профессорское звание, проводил исследования в заповеднике Аскания-Нова, специализируясь на изучении биологии размножения сельскохозяйственных животных и разработке зоотехнического метода искусственного осеменения.

Еще одним направлением научной деятельности Иванова была межвидовая гибридизация животных. В 1910 году профессор организовал в заповеднике Аскания-Нова зоотехническую станцию. В ходе экспериментов путем искусственного осеменения исследователям удалось получить ряд гибридов диких и домашних животных. В частности, это были гибрид зебры и осла, зубра и домашней коровы, антилопы и коровы, мыши и крысы, а также мыши и морской свинки.

Скрестить человека с обезьяной

Уже давно Иванов мечтал о скрещивании человека с обезьяной. Возможность получения такого гибрида он описал еще в 1910 году на Всемирном конгрессе зоологов в Граце. В 1924 году, работая в институте Пастера в Париже, ученый получил разрешение на использование для своих опытов экспериментальной станции приматов в Киндии (Французская Гвинея). Также ему удалось получить финансовую поддержку от советского правительства: исследованиями Иванова заинтересовался управляющий делами СНК СССР Н.П. Горбунов.

Однако выяснилось, что все шимпанзе, обитавшие на станции в Киндии, не достигли половой зрелости и таким образом не годились для опытов. В конце концов колониальный губернатор Гвинеи дал Иванову разрешение работать в ботанических садах Конакри. Туда ученый прибыл в ноябре 1926 года вместе с сыном, также Ильей, который должен был ассистировать в его экспериментах.

28 февраля 1927 года две самки шимпанзе были оплодотворены человеческой спермой, полученной от мужчин-добровольцев. 25 июня таким же образом оплодотворили еще одну обезьяну. В июле отец и сын Ивановы покинули Африку, увозя с собой тринадцать особей шимпанзе. К тому времени стало уже ясно, что первые две обезьяны так и не забеременели. Третья же скончалась во Франции, но и она к тому времени не была беременна. Остальных переправили на станцию в Сухуми.

Параллельно Иванов пытался провести эксперимент по осеменению человеческих женщин спермой самцов шимпанзе. Но французское колониальное правительство в Гвинее не одобрило этих исследований.

Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова К.О. Россиянов в статье «Опасные связи: И.И. Иванов и опыты скрещивания человека с человекообразными обезьянами», опубликованной в 2006 году в журнале «Вопросы истории естествознания и техники», пишет: «Из-за многочисленных препятствий, - в первую очередь, из-за сложности работы в неприспособленной для лабораторных исследований обстановке экваториальной Африки - Иванов оказался не в состоянии осуществить задуманные опыты в полном объеме, так и не получив убедительных доказательств ни “за”, ни “против” возможности рождения гибридов человека и человекообразных обезьян».

Как свидетельствует «Большая Советская энциклопедия», ученый писал: «Необходимо не только увеличить число опытов искусственного осеменения самок шимпанзе спермой человека, но и поставить опыты реципрокного скрещивания. Последние организовать в Африке гораздо труднее и сложнее, чем в Европе или у нас».

В Советском Союзе, куда Иванов вернулся осенью 1927 года, к его экстремальным научным идеям отнеслись более благосклонно. В 1929 году тот же Горбунов помог ему заручиться поддержкой общества биологов-материалистов, действовавшего под эгидой коммунистической академии. Была создана комиссия, которая пришла к выводу, что для успешного осуществления экспериментов потребуется по крайней мере пять женщин-добровольцев. Но опыты пришлось отложить до лета 1930 года, когда на станцию в Сухуми должны были завезти новую партию особей шимпанзе.

Однако до оплодотворения женщин обезьяньей спермой дело так и не дошло. Весной 1930 года на Иванова в результате политической чистки начались гонения со стороны научного сообщества, а в декабре того же года его арестовали и сослали в Алма-Ату, где он преподавал в Казахском ветеринарно-зоотехническом институте вплоть до своей кончины от инсульта в марте 1932 года.

Все виды равны?

Архив И.И. Иванова был сохранен его коллегой, профессором П.Н. Скаткиным, и впоследствии передан в Центральный государственный архив Московской области.

К.О. Россиянов комментирует исследования Иванова так: «Были ли опыты “унижением” и “поруганием” человека перед лицом бездушной, манипулятивной науки? Либо, напротив, его “освобождением“, довершая уничтожение социальных перегородок - классовых, сословных, национальных - разрушением стесняющих личность “оков” собственного вида? И означало бы рождение гибрида также и “освобождение” ближайших к нам видов человекообразных обезьян? Вопрос о культурном символизме является одновременно вопросом нравственной оценки, что представляется особенно важным сейчас, когда стремительное развитие биотехнологии поставило создание “гибридов” и “химер” человека и животных в “повестку дня”».

Не так давно китайские исследователи объявили о том, что им удалось . Многие сочли, что не за горами и клонирование людей – это спровоцировало новую волну обсуждений, в которых затрагивались этические вопросы. Многие склоняются к тому, что перед началом проведения подобных опытов, необходимо внести серьезные изменения в существующее законодательство.

Впрочем, в истории есть несколько упоминаний о довольно спорных экспериментах, связанных с людьми и обезьянами. Один из них якобы был проведен в 1920-х годах в США – исследователи уверяют, что тогда им удалось скрестить обезьяну с человеком, получив «шимпанзека». О нем рассказал Гордон Галлап (Gordon G. Gallup), эволюционный психолог, проводивший эксперименты с обезьянами. Он утверждал, что об эксперименте ему поведал бывший профессор университета, в котором проводился опыт.

По его словам в ходе эксперимента самка шимпанзе была искусственно оплодотворена человеческой спермой: после этого наступила беременность, которая завершилась появлением на свет жизнеспособного потомства. Его рождение спровоцировало множество этических дискуссий, в результате которых через несколько дней или недель, «шимпанзека» усыпили. Кто именно был тем профессором, который рассказал Галлапу эту историю, неизвестно, но исследователь утверждает, что у него нет причин не доверять тому ученому.

Могло ли это быть правдой?

Судя по некоторым неточностям, вся эта история – не больше, чем миф. Например, Национальный центр исследования приматов Йеркеса (Yerkes National Primate Research Centre), в котором якобы произошла эта история, был основан только в 1930 году, следовательно, до этого никаких экспериментов в нем проводиться не могло.

Сам же Галлап рассказывал об этом случае неоднократно, однако в одних случаях называл его просто слухами, циркулирующими в научной среде, в другой же ссылался на «знакомого профессора» как на источник, которому можно доверять. В целом же ни одного документального источника, подтверждающего, что такое гибридное существо действительно удалось получить, нет.

Впрочем, попытки провести такую гибридизацию действительно проводились в Китае и Советском Союзе. Илья Иванов искусственно оплодотворял самку шимпанзе человеческой спермой, однако беременность не наступила – происходило это примерно в то же время, когда мог проводиться американский эксперимент. В 1960-х похожие исследования были начаты и в Китае – они довольно быстро прекратились из-за того, что добиться наступления беременности не удалось.

Кто такой Оливер?

Шимпанзе Оливер. Фото: Wikipedia.

И, наконец, говоря о подобных скрещиваниях, нельзя не упомянуть об Оливере – шимпанзе, привезенном из Африки в США. Оливер предпочитал передвигаться на двух ногах, а его своеобразная внешность и лысина придавали ему больше сходства с людьми, чем с другими обезьянами. Это, а также ряд других особенностей, стало поводом считать, что Оливер – результат успешного эксперимента по созданию гибридов людей и обезьян.

В 1996 году были изучены образцы ДНК Оливера – оказалось, что в его клетках 48 хромосом как и у других представителей его вида. Его внешние особенности: строение черепа, облысение и другие характеристики также оказались вполне распространенными среди других шимпанзе. Полное секвенирование генома Оливера провести не удалось. После того, как шимпанзе умер в 2012 году, питомник, в котором он жил в последние годы, отказался предоставлять какие-либо образцы.

В общем, на сегодняшний день все истории о существовании гибридов человека и обезьяны научными фактами не подтверждены и встают в один ряд со случаями и общении с инопланетянами.

Вчера слушала "Маяк", по обыкновению. Меня заинтересовала беседа с журналистом газеты "Аргументы и факты", фамилию, к сожалению не запомнила. Оказывается, в 20-30-е годы в СССР проводились опыты по скрещиванию обезьяны и человека (для создания дешевой рабочей силы). Об этом свидетельствуют сухие архивные документы: например, бухгалтерские документы о выдаче профессору Иванову крупных сумм денег.

Сегодня посмотрела в Интернете: много сообщений на эту тему. Вот, пожалуй, самое краткое и в то же время достаточно подробное:

В 1920 — 30-е гг. ученый муж Илья Иванович Иванов носился с «революционной»идеей скрестить человека с обезьяной. Энциклопедия о нем сообщает: «Иванов Ил. Ив. (1870 — 1932), советский биолог-животновод. Разработал теоретические основы и методику искусственного осе-менения и скрещивания животных». В на-чале 20-х гг. по методикам Ильи Иванови-ча и при его непосредственном участии удалось вывести овцебыка. Животное со-единяло неприхотливость в корме и вы-носливость одного родителя с невероят-ной силой другого. По Москве потек на-стойчивый слушок, будто Иванов наду-мал сделать из разных животных «гиб-ридного человека». А в научной среде за-говорили о том, что, мол, Иванова приня-ли наркомы Луначарский и Цюрупа, име-ли с ним длительную беседу. Долгое вре-мя факт такой беседы никто подтвердить не мог, пока историк-исследователь Н.Н. Невдолин не нашел недавно в архивах подтверждение — да, встречались. При-чем наркомы проявили огромный инте-рес к опытам «в силу их антирелигиозной направленности» — беседа длилась око-ло 4 часов! Но стенограмма не велась, остался только протокол-резюме на чет-верть машинописной страницы.

Где-то в Западной Африке

Дальше — самое интересное. Спустя два дня Главнаука РСФСР сообщила всем московским газетам: «проекты» Иванова И.И. решительно отклонены. Публично было отказано и в финансировании. Но вот загадка. Еще через несколько дней те же газеты, а за ними и провинциальные издания поместили обращение Ильи Ива-новича. Он, оказывается, надумал пере-ехать со всей своей лабораторией в За-падную Африку и призывает доброволь-цев следовать за ним. Причем от них не требовалось ни де-нежных взносов, ни покупки снаряжения за свой счет.

Почему Западная Африка? Иванов не скрывал в своем призыве главной цели — со-здать человека-гориллу. За-чем везти обезьян за триде-вять земель, если проще по-ехать к ним? Тем более что Иванов, как и некоторые его коллеги-биологи, знал: напа-дая стадами на африканские деревни, гориллы никогда не убивают женщин, принимают их в свои сообщества в каче-стве, извините за натурализм, полноценных жен со всеми вытекающими отсюда послед-ствиями... Говорили даже, что от этих «браков» появляются гибридные детишки.

Уже из Африки Иванов пи-сал друзьям: «Работа идет полным ходом. Получается не все из задуманного, однако унывать некогда... Необходи-мо не только увеличить число опытов искусственного осе-менения шимпанзе и горилл спермой человека, но и поставить опыты обратного скрещивания...».

Впрочем, официально экспедицию Иванова объявили неудачей. Однако сам профессор, похоже, был иного мнения. В письме к тем же московским друзьям (в 30-е гг. все они исчезли без следа) Илья Иванович сообщает: «Гибридный человек, который соответствует антро-поидам, с рождения растет быстрее, не-жели обычный, к трем-четырем годам набирает невероятную силу, гораздо ме-нее чувствителен к боли, неразборчив в пище, из всех забав предпочитает поло-вые наслаждения. Важнейшее его пре-имущество перед живыми существами, включая человека, простота в управле-нии и безукоризненное послушание. Возможности использования безгранич-ны — от работы в сырых забоях до сол-датской службы».

Разве так пишут о неудаче? К тому же опыты И.И. Иванова с 1926 г. были взяты под контроль НКВД, — так же, как впос-ледствии работы по созданию ядерного оружия. Архивы же этой организации и преемников ее не видел в полном объеме никто.

Мичурин от зоологии»?

Лет сорок тому назад научная общест-венность Запада проигнорировала сооб-щение бельгийского биолога Бернара Эйвельманса, который описал вморо-женного в ледяную глыбу «человека», ви-денного им на ярмарке в США. Между тем описание бельгийца чуть ли не слово в слово совпадает со строками письма И.И. Иванова. Загоревшись темой и зная об опытах российского «Мичурина от зо-ологии», Эйвельманс начал поиск воз-можных свидетелей. И обнаружил во Франции и США нескольких эмигрантов, сбежавших из СССР за рубеж и отсидев-ших многие годы в советских концлаге-рях. Они утверждали, что «тянули срок» — кто за отказ осеменять самок горилл и шимпанзе самым что ни на есть естественным способом, кто за принципиальное несогласие работать с Ивановым. По их мнению, СССР вел пол-ным ходом создание гибридов человека с приматами. Опыты, вроде бы, проводи-лись в больничном управлении ГУЛАГа. Русские, полагает Эвельманс, вывели ра-су обезьянолюдей ростом 1,8 м, покры-тых шерстью, обладавших геркулесовой силой и трудившихся почти без отдыха на соляных копях. Росли они быстрее, чем люди. Единственным их недостатком бы-ла неспособность к воспроизводству се-бе подобных.

В книге «Загадка замороженного чело-века» Эйвельманс пишет: «Не мог ли та-кой суперурод, этакий набор отдельных нарушений, получиться в результате ко-ренного потрясения генофонда? Именно такого хромосомного беспорядка следует ожидать в случаях противоестественной любви, связи между представителями различных видов. Не логично ли бы было предположить, что обезьяночеловек, су-щество, похожее и на человека и на обе-зьяну, могло быть плодом связи мужчины с обезьяной-самкой или женщины с обе-зьяной-самцом...» И далее бельгийский зоолог выдвигал предположение, что та-кая гибридизация вполне осуществима. Можно себе представить, как человечес-кое существо с его 46 хромосомами, со-единившись с человекообразной обезья-ной, обладающей 48 хромосомами, мо-жет породить гибрид с 47 хромосомами. Впрочем, благодаря нечетному числу хромосом такое существо окажется сте-рильным — так же, как мул или лошак, имеющие по 63 хромосомы, продукты скрещивания домашней лошади с 64 и осла с 62 хромосомами.

Словом, Эйвельманс пришел к выводу, что труп, сохраненный Хансеном, мог быть гибридом человека и обезьяны. Но чтобы считать такое мнение окончательным, должно быть, по крайней мере, еще одно то-му подтверждение — следует найти еще такой же экземп-ляр. Пока он не найден, допу-щение о том, что обезьянолю-ди были выведены и работали в сибирских рудниках, остает-ся полуфантастической гипо-тезой. «Тем более, можно только гадать — что стало с ними после закрытия лаге-рей? — пишет Эйвельманс. — Они были уничтожены или умерли своей смертью? Не ушли же они в Гималаи и не стали одной из разновиднос-тей йети...»

Впрочем, как могла выжить стерильная популяция?

Отправимся в Сухуми?

Сведения Эйвельманса, кста-ти, вполне согласуются с дан-ными, полученными в ходе расследования, предпринятого в про-шлом году журналистами еженедельника «Жизнь» Ириной Алексеевой и Александ-ром Ломакиным. Отправной точкой этого расследования послужил фрагмент доку-мента, который прислал в редакцию во-енный химик К. (офицер просил не назы-вать его фамилию). Собирая в середине 80-х гг. материалы об испытании химиче-ского оружия на животных, в архивах Рев-военсовета он наткнулся на письмо со-трудника сухумского обезьянника про-фессору Иванову. Это послание заинте-ресовало К., и он сделал выписки.

«В ответ на публикации в газетах в гос-обезьянник обратились некоторые това-рищи (мужчины и женщины) с просьбой использования их в опытах, свидетельст-вующих об эволюционном происхожде-нии человека. Они предлагали себя для экспериментов с обезьянами, не требуя платы, а исключительно ради науки и просвещения, подверженных религиоз-ному невежеству сограждан... Но из-за большой силы обезьян допускать к ним людей необходимо с большой осторож-ностью. Несколько дней назад одна из женщин вошла во флигель, где жили шимпанзе, и одна схватила ее, пытаясь задушить. Освободить ее удалось только с помощью подоспевшей подмоги из не-скольких мужчин».

Что это: бред сумасшедшего, отрывок из фантастического романа? Но серьез-ность источника указывала на то, что за этим стоят какие-то настоящие засекре-ченные исследования.

История обезьянника

О Сухумском обезьяньем питомнике в свое время многие слышали. Он располо-жен у подножия Кавказских гор на берегу Черного моря, во влажном субтропичес-ком климате. На площади в несколько гек-таров там обитали несколько тысяч чело-векообразных обезьян. Посмотреть на них всего десять лет назад съезжались со всего СССР туристы и зоологи. Сегодня сухумский обезьянник выглядит удручаю-ще. От 7500 обитателей осталось всего 280. Часть поголовья была вывезена под Адлер, но большинство животных погибли во время абхазо-грузинской войны. А вот архив питомника сохранился почти пол-ностью. Там и отыскались документы, пролившие дополнительный свет на опы-ты профессора Иванова по скрещиванию человека и обезьяны. Видимо, потерпев фиаско в Африке, он не успокоился и су-мел договориться с советским прави-тельством о покупке за рубежом партии обезьян. Именно с них и начался сухум-ский питомник.

Вот что писал 27 мая 1925 г. профессор Иванов о целях и задачах обезьянника председателю Совета народных комисса-ров СССР Алексею Рыкову: «Мои работы с методом искусственного осеменения млекопитающих, естественно, привели меня к мысли поставить опыты скрещива-ния путем искусственного осеменения между различными видами человекооб-разных обезьян и между последними и человеком. Опыты эти могут дать чрезвы-чайно важные факты для выяснения во-проса о происхождении человека. Полу-чение гибридов между различными видами антропоидов более чем вероятно. Можно почти ручаться за получение этих новых форм. Рождение гибридной формы между человеком и антропоидом менее вероятно, но возможность его далеко не исключена...». В заключение письма ис-следователь просил выделить ему на экс-перименты 15 тыс.долл.

На председателя СНК СССР доводы профессора, видимо, произвели впечат-ление: спустя всего четыре месяца, 30 сентября 1925 г., президиум Академии наук решает, что экспедиция профессора Иванова в Африку «для организации опы-тов гибридизации на антропоидах» долж-на быть признана «заслуживающей боль-шого внимания и полной поддержки».

К осени 1927 г. место базирования обе-зьяньего питомника уже определено. Ус-корение решению вопроса придает заин-тересованность в нем химотдела Рев-военсовета, который, судя по всему, на-мерен использовать обезьян при испыта-нии химического оружия. До Сухуми, впрочем, добирается в живых только по-ловина закупленных Ивановым обезьян. После того, как привезенные животные акклиматизировались и прошли каран-тин, ученые приступили к опытам. Об их целях в августе 1927 г. «Красная газета» писала прямым текстом: «Предполагает-ся поставить здесь искусственное обсе-менение обезьян разных видов между со-бой и с человеком. В виде опытов будет поставлено искусственное оплодотворе-ние женщины от обезьяны и обезьяны от мужчины по способу проф. Иванова».

В Сухуми со всех концов страны начи-нают стекаться добровольцы. Однако почти сразу же, как в СССР, так и за рубе-жом возникает волна возмущенных тре-бований «немедленно прекратить без-нравственные, аморальные эксперимен-ты». Общественность успокаивают: гово-рят, что это недоразумение, никакие экс-перименты по скрещиванию не ведут-ся — на обезьянах испытывают новые лекарства и прогрессивные методы ле-чения. Действительно, при питомнике создается научно-исследовательский институт, который занимается чисто ме-дицинскими исследованиями. Однако и Иванов из Сухуми никуда не уезжает. Его программа продолжается — только ста-новится еще более секретной. Интен-сивные эксперименты по скрещиванию человека и обезьяны продолжались до 1932 г., вплоть до самой смерти экспери-ментатора! Причем наступила она, гово-рят, при довольно странных обстоятель-ствах. Однажды в питомнике произошел неприятный случай: ночью сбежал один из сотрудников, выпустив на волю гибри-ды. Иванова и его ближайших помощни-ков тут же арестовали. Их обвинили в из-мене Родине и расстреляли, а лаборато-рию гибридизации закрыли...

Finite la comedia ...

Впрочем, ничто не исчезает бесследно. Некоторые исследователи утверждают, что весь научный материал, наработан-ный в ходе многолетних экспериментов профессора Иванова, был изъят спецор-ганами и в обстановке строжайшей сек-ретности переправлен куда-то в Сибирь, где эксперименты, вроде бы, были продолжены! Таким образом, сведения Эвельманса об экспериментах в ГУЛАГе получают косвенные подтверждения... Ходят весьма любопытные байки и по Аб-хазии. Старики рассказывают, что в горах даже после Второй мировой войны можно было встретить «диких людей», похожих на больших обезьян. Не были ли то сбе-жавшие из питомника гибриды, доживав-шие свой век на свободе?..

Ученые, впрочем, весьма скептически относятся к рассказам о возможности по-лучения гибридов обезьяны и человека. «Это в принципе невозможно, — уверяют они. — Иначе теория о происхождении че-ловека от обезьяны была бы неоднократ-но подтверждена, скажем, в средние ве-ка, когда среди моряков был распростра-нен обычай брать с собой в рейсы обезь-янок. Причем не только для того, чтобы они забавляли мореплавателей своими ужимками». По словам директора Меди-ко-генетического научного центра Рос-сийской академии медицинских наук (РАМН), академика, доктора биологичес-ких наук, профессора Владимира Ильича Иванова (однофамильца И.И. Иванова), «все сведения о якобы имевшихся ре-зультатах удачного скрещивания челове-ка с человекообразными обезьянами (с гориллами, прежде всего) и получении от них жизнеспособного потомства не име-ют ни единого научного подтверждения».

(Попытка воспроизвести от обезьяны человеческое потомство может иметь ус-пех лишь в одном случае. Недавно газеты обошла история жителей Неаполя Андже-лы и Карло Конове. Спустя 10 лет после свадьбы им, наконец, удалось обзавес-тись ребенком — пухлой розовощекой Марией весом 3,5 кг, без каких-либо фи-зических и умственных отклонений. Нео-бычность истории заключалась в том, что в качестве суррогатной матери — своеобразного инкубатора — была использована... самка гориллы. Как пишет «Уикли уорлд ньюс», будущей матери понрави-лась 14-летняя горилла Мина. В ее матку и был помещен зародыш. Когда подошел срок рожать, Мину усыпили и, прибегнув к кесареву сечению, извлекли на свет здо-рового младенца, которого и передала родителям.)

Последние генетические исследована однозначно показали, что мы с обезьянами — довольно отдаленные родственники. И никак не могли от них произойти. Хотя человек и человекообразные обезьяны обладают довольно близко совпадающими по набору и последовательности ДНК в составе генома, но по структурной орга-низации ДНК они не совместимы. Клетки человека и обезьяны отторгают друг дру-га, и плод не образуется. Во времена, ког-да работал И.И. Иванов, не было возмож-ности преодолеть это препятствие.

Впрочем, это вовсе не значит, что не-возможное вчера не стало возможным сегодня. Ныне появились способы сли-яния двух клеток, принадлежащих раз-ным животным: ученые научились с по-мощью специальных ферментов ого-лять клетки, снимать с них оболочки и таким образом «монтировать» их или инъецировать одну в другую. Но жизне-способный плод путем подобных ком-бинаций пока не получен...

Техника - молодежи, №11, 2001

http://www.gerbb.ru/primat.htm

И еще одно интересное сообщение:

СЕКРЕТНЫЕ ОПЫТЫ ПО СКРЕЩИВАНИЮ ЧЕЛОВЕКА И ОБЕЗЬЯНЫ

Случаи похищения крупными обезьянами женщин известны антропологам со времен колонизации Черного континента. Бедняжки в суровых условиях джунглей долго не жили. Они гибли от жестокой любовной ласки самцов, либо от голода, поскольку траву и коренья, которыми питаются обезьяны, есть не могли...

1. Первое скрещивание подобного типа было успешно проведено в лаборатории Шанхая в 2003 году. Команда ученых использовала генетический материал человека и кролика . Зародыши развились до этапа формирования стволовых клеток, чего и добивались ученые: такой материал требовался для того, чтобы в перспективе выращивать человеческие органы. Это не первый случай, когда ученые решались на подобные эксперименты. Исследователи из США пытались провести похожий опыт гораздо раньше, но их эксперимент не увенчался успехом.

2. Некоторые исследователи утверждают, что в далеком 1967 году китайские ученые уже проводили опыты по созданию пугающего гибрида. Целью экспериментов было оплодотворение самки шимпанзе человеческой спермой. Однако в планы ученых вмешалась разгоревшаяся в Китае культурная революция, и проект был приостановлен. И это к лучшему: потенциальная жизнь такого существа обречена на пожизненное заключение в стенах экспериментальных лабораторий.


3. Клиника Мэйо в Миннесоте использовала генетический материал человека и успешно создала первую гибридную свинью . Цель эксперимента — изучить, как будут взаимодействовать клетки человека и свиньи. В результате ученые вывели новое животное, которое, впрочем, ничем внешне не отличалось от своих собратьев. Но группа крови была уникальной: в природе ничего подобного еще не было.


4. В 2009 году российские и белорусские генетики совместно модифицировали коз для производства грудного молока человека. В перспективе трансгенные козы помогут создавать лекарственные средства и продукты питания из нового молока, по составу близкого к человеческому. Вскоре после этого команда китайских ученых использовала целое стадо крупного рогатого скота для похожих экспериментов. Цель состояла в том, чтобы получить возможность конвейерного производства грудного человеческого молока. Появится ли диковинка в супермаркетах — узнаем в ближайшем будущем.


5. Одна из самых больших идей в мире биотехнологий сегодня — это возможность выращивания животных с человеческими органами , которые могли бы быть донорами для больных по всему миру. Однако во многих странах столь не гуманное отношение к живым существам порицается. Профессор Хиромицу Накаучи покинул Японию и переехал в США, чтобы работать над подобным проектом. Пока ученым удалось вырастить мышиные органы в теле крысы. Тем не менее, это прогресс, и Накаучи настаивает, что с каждым днем ​команда ученых все ближе подходит к заветной цели.


6. В 2010 году в Институте биологических исследований Salk создали мышь с печенью, практически идентичной человеческой . С помощью этого эксперимента ученые изучали малярию и гепатиты В, С, которыми могут болеть лишь человек и шимпанзе. Эксперименты на родственных человеку животных вызывают бурную реакцию общественности, а мыши с человеческими органами позволяют ученым избежать эту проблему. Ученые полагают, что их исследования приведут к новым прорывам в медицине.


7. В 2007 году в Йельском университете провели терапию с помощью трансплантации стволовых клеток человека. В результате обезьяны, страдавшие болезнью Паркинсона , смогли ходить, есть и двигаться лучше, чем это было раньше. Однако с этической точки зрения эксперимент вызывает множество непростых вопросов. Человеческие клетки «мигрировали» в мозг обезьян, фактически изменив особенности функционирования головного мозга. Такие опыты неизбежно заставляют ученых задуматься: где пролегает та грань, после которой вмешательство в чужой организм приводит к изменению самой его сущности?


Утром второго июня 2012 года в приюте для отставных (цирковых, лабораторных, космических) обезьян в Техасе, в своем любимом гамаке был найден мертвым один из самых старых шимпанзе в неволе, самец по кличке Оливер. Ему было как минимум 55 лет и до приюта он жил и у циркачей, и у художников, и у фармакологов.

Он был рано отобран у матери и полностью социализировался на людей: любил ходить на задних лапах и делать работу по дому - и не умел разговаривать с другими шимпанзе. Он был физиологически необычен, с отсутствием волос на груди и голове и вообще имел вид «слишком человеческий». Уши были похожи на человеческие, глаза светлее, а нижняя челюсть тяжелее, чем это обычно бывает у обезьян.

Оливер родился в Конго и в начале 1970-х был продан южноафриканским дрессировщикам Франук и Джанет Бургер. В молодости он, как оказалось, не общается с другими шимпанзе, предпочитая общаться с людьми. Он всегда ходил прямо и научилcя пользоваться туалетом.

Его владельцы обнаружили, что он помогал своим хозяевам, толкал тачку и готовил собакам пищу. Оливер также любит расслабляться, смотреть телевизор и пить Севен-Ап и виски.

Забавы в семье Бургеров закончились в тот момент, когда Оливер достиг половой зрелости. Самки шимпанзе его не привлекали, свой глаз он положил на супругу Бургер.

Хитрец дожидался, пока мужа не было дома, подбегал к жене Бургера, лез ей под юбку, проявляя вполне очевидные признак полового возбуждения. Обычно ей удавалось отбиваться от животного, но однажды ночью (мужа не было дома) Оливер ворвался в спальню к бедной женщине, сорвал с нее сорочку, и попытался изнасиловать. Она спаслась чудом.

После этого Оливера передали для исследований в медицинскую лабораторию в штате Пенсильвания, где после нескольких попыток изнасилования женского персонала, и суровых наказаний за это, он переключил свой интерес на самок шимпанзе, завел себе гарем из семи обезьянок и произвел на свет многочисленное потомство.

Были широко распространены слухи о том, что Оливер был мутант шимпанзе или даже гибрид человек-шимпанзе, может быть, результат какого-то секретного генетического эксперимента.

Кое-какие новостные сообщения указывали, что у Оливера 47 хромосом, на один меньше, чем у шимпанзе, и на одну больше, чем у человека. Некоторые люди утверждали, что Оливер не обладал типичным запахом, который присущ для шимпанзе.

В 1997 году ряд генетических тестов вроде как решил вопрос о том, кто такой Оливер. Генетики Университета Чикаго установили, что Оливер просто шимпанзе, и нет у него недостающего звена, и, конечно он не гибрид человека и шимпанзе. Он также по их словам обладал стандартным количеством хромосомы шимпанзе 48. Таким образом, доклад о 47 хромосом или неправильного толкования или целенаправленное искажение фактов.

Ученые планировали дальнейшие тесты для поиска генетических объяснение необычной внешности Оливера и его поведения. Другие вертикально ходящие шимпанзе появлялись и в других местах. Предположительно, Оливер мог быть частью этих видов. Но с тех лет об этих исследованиях не было более никаких данных.

В 2006 году «Discovery Channel» показал документальный фильм об Оливере «Oliver The Chimp» и интерес к этой истории снова вырос.

Возможны ли гибриды человека и животного?

Шимпанзе и люди очень близко связаны генетически (совпадает 95 % химических элементов - составляющих ДНК и 99% ДНК-связей), что позволяло высказывать оспариваемое мнение о том, что гибрид человека и обезьяны возможен. При этом на сегодня нет ни одного официально зарегистрированного экземпляра такого гибрида. Процент совпадения составляющих геномов человека и шимпанзе, равно как и выводы из такого соответствия постоянно оспариваются. Кроме того, базы воззрений сторонников эволюции и креационистов, как известно, не совпадают, поэтому все, что доказывается эволюционистами - пустой звук для креационистов, и наоборот.

При этом мало или много значит такая схожесть геномов изначально не ясно. Если сравнить ДНК разных людей, то выяснится, что они отличаются друг от друга лишь на 0,1%, то есть только каждый тысячный нуклеотид у нас разный, а остальные 99,9% совпадают. Более того, если сопоставить все разнообразие ДНК представителей самых разных рас и народов, то окажется, что люди отличаются гораздо меньше, чем шимпанзе в одном стаде. Это значит, что кто-то, кому раньше не были знакомы ни люди, ни шимпанзе, сначала научится отличать друг от друга шимпанзе, и только потом людей.

Вы помните - не можете не помнить - фабулу романа «Собачье сердце», написанного Михаилом Булгаковым в 1925 году. Только ли гений писателя предположил возможность проведения небывалого эксперимента - операцию по пересадке человеческого гипофиза и яичек собаке? Идеи о такой возможности бродили в научных кругах и будоражили мысли граждан, к науке не имеющих отношения. А что же происходило в реальности?

Русский биолог Илья Иванович Иванов (1870–1932) начинал свою работу в области искусственного осеменения. В результате он разработал технологию, использование которой позволило одному жеребцу-производителю осеменять до 500 кобыл (против 20-30 естественным образом). Конезаводчики со всех стран мира приезжали на Центральную опытную станцию о вопросам размножения домашних животных в Москву, к Иванову.

Но работы Иванова по искусственному осеменению не ограничивались кобылами. Он был первым, кто вывел и изучал гибриды зебры и осла, зубра и домашней коровы, антилопы и коровы, мыши и крысы, мыши и морской свинки, морской свинки и кролика, кролика и зайца, и другие. Генетика в то время в России еще не была вне закона, и работы Иванова считались очень важными, они проводятся и до сих пор его последователями.

А в 1910 году, выступая на конгрессе зоологов в Граце, Иванов описал возможность получения гибрида шимпанзе и человека. Но только в 1924 году Иванов, работая в Париже в институте Пастера, получает, наконец, разрешение на проведение таких опытов, для чего едет в Киндию (Французская Гвинея), но едет в Киндию спустя два года, когда советское правительство перевело ему нужную сумму на эксперименты в размере $10000.

Месяц, проведенный на станции в Киндии, результатов не дал - не нашлось там половозрелых шимпанзе. Зато они нашлись в Канакри (тоже Французская Гвинея). Именно здесь впервые в истории человечества официально зарегистрировано искусственное осеменение спермой человека трех самок шимпанзе. Ни одна из них не забеременела.

Тогда Иванов предлагает сделать все наоборот - осеменить спермой самца-шимпанзе нескольких женщин, на что, естественно, разрешения от местных властей не получает. Зато он получает его спустя три года, в Сухуми, и даже находит пять женщин-добровольцев. Единственная подходящая по половозрелости обезьяна - орангутанг к началу эксперимента умирает, а к тому времени, когда в Сухуми прибывает новая партия шимпанзе, генетика Иванова арестовывают в ходе политической чистки.

Через два года он умрет от инсульта в Алма-Ате, где работал по специальности, но не имел возможности проводить свои опыты по выведению человекообезьяны. Такова официальная часть науки по выведению Humanzee.

Тем не менее, Пётр Дамиани (1006 или1007–1072), ученый, доктор церкви, кардинал, оставил записи о графе Гулилмусе, жена которого была любовницей обезьяны, однажды приревновавшей графа к жене и убившей его на этой почве. Якобы Дамиани слышал эту историю Папы Римского Александра II, который рассказал также, что у графиня родила от обезьяны ребенка по имени (или кличке?) «Maimo». Maimo внешне выглядел, как нормальный человек, но его интеллектуальный уровень соответствовал обычному развитию обезьяны.

Во время Второй Мировой войны подобные опыты приписывали нацистскому доктору Йозефу Менгеле («Ангел Смерти из Освенцима»), поскольку он показывал женщинам-заключенным фотографии шимпанзе и говорил им, что это те самцы, спермой которых их осеменили. Но, поскольку такие опыты не вписывались в общую концепцию его бесчеловечных работ по евгенике, и не осталось записей, их подтверждающих, считается, что таких экспериментов не было, а женщин подвергали изощренной психологической пытке.

Древнегреческий математик Талес как-то посоветовал своему господину, чтобы он не доверял пасти свое стадо овец неженатым пастухам, мол, «а вдруг родятся кентавр?». В мифологии Древней Греции нашло отражение отношения людей тех времен к сожительству человека и животного - оно не считалось невероятным. В частности, любовью со львами и жеребцами занималась Афродита, а жена правителя Крита, Миноса, полюбила быка до такой степени, что родила от него того самого Минотавра.

Христианская религия уже четко и конкретно запрещала копуляцию с животными, но проконтролировать на сто процентов исполнение этого запрета не могла - вот почему люди эпохи Возрождения считали, что большинство уродов произошло в результате совокупления женщин и животных. О потомстве, полученном в результате такого совокупления, рассказывают и Парацельс, и итальянец Лицети, а великий анатом Бартолин даже утверждает, что сам видел женщину, которая после полового акта с котом родила ребенка с кошачьей головой.

Правда это ли нет? Мы не знаем. Но в такую правду не хочется верить.