В настоящее время одной из острых проблем, с которыми сталкиваются не только педагоги, но и родители подростков, является поведение подростков. А конкретно – агрессивное поведение. Но агрессивность сама по себе не возникает, этому есть причины и способствуют многие факторы. Поэтому встречи психолога с родителями по данной теме должны быть. И основной целью данных встреч должна быть - формирование знаний родителей о проблеме агрессивности подростков; формирование умения и навыки как помочь своим детям справиться с агрессивным состоянием, научить бороться со своим гневом. Задачами могут являться - определить возможные причины преобладания отрицательных эмоций у учащихся, конкретно агрессивного поведения школьников, определить причины появления агрессии и дать рекомендации родителям.

В работе представлен развернутый конспект собрания для родителей, содержащий теоретическую информацию, практические моменты (анкеты и упражнения) и основные рекомендации по работе с агрессией как со своей, так и для помощи с ребенком.

  • Агрессия
  • – (от лат. “agressio” – нападение приступ) намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.
  • Агрессивность
  • – это свойство личности, выраженная в готовности к агрессии

На агрессивное поведение влияет комплекс факторов:

  • Персональный фактор – низкий уровень воспитания, неадекватно заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения
  • Поведенческий фактор – поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию, ранняя судимость
  • Социальный фактор – культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.

Возможные причины:

  • Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка)
  • Неблагополучие семьи
  • Гиперопека или равнодушие со стороны родителей
  • Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера)
  • Недовольство собственной внешностью
  • Неадекватное восприятие со стороны взрослых(мнение подростка о том, что он взрослый, но никто его таковым не считает)
  • Развитие критического мышления и как результат протест против морали взрослых.
  • Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость)
  • Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение, усталость от школы)

Портрет агрессивного ребенка:

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое “место под солнцем”.

Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Цели родительского собрания: формирование знаний родителей о проблеме агрессивности подростков; формирование умения и навыки как помочь своим детям справиться с агрессивным состоянием, научить бороться со своим гневом.

Задачи родительского собрания: определить возможные причины преобладания отрицательных эмоций у учащихся, конкретно агрессивного поведения школьников, определить причины появления агрессии и дать рекомендации родителям.

Предварительная подготовка: анкетирование учащихся “Кто такой агрессивный человек?”; методика Басса-Дарки.

Оборудование: мультимедийная презентация с ключевыми понятиями, клубок с нитками.

Ход собрания

1. Ритуал приветствия

(Звучит спокойная музыка)

Упражнение-приветствие “Я рад вас видеть сегодня…”

(Клубок передается по кругу всем родителям, постепенно его разматывая).

2. Упражнение на снятие нервно-психического напряжения

– Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой – агрессия и агрессивное поведение детей. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме.

3. Введение в тему

Часто учителя и родители обращаются за помощью к специалистам по причине детских конфликтов. Как известно, любая работа с конфликтным поведением начинается с осознания конфликтной ситуации и чувств, которые ее сопровождают, поэтому нам показалось логичным провести собрание на тему агрессии (поскольку именно это поведение и неумение справляться с негативными чувствами приводят к конфликтам). (Приложение 1 , слайд 1).

4. Дискуссия с использованием мозгового штурма

Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети, как правило, не способны чувствовать состояние другого человека и не умеют вставать на его позицию. Их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать “жертве”, его агрессия в следующий раз будет слабее.

Взрослым, которые взаимодействуют с таким ребенком, рекомендуется также говорить о своих чувствах и переживаниях. Например, ребенок разбросал игрушки, и вы ему говорите: “Ты – негодник. От тебя одни проблемы”. Такое заявление вряд ли будет эффективным с агрессивным ребенком. А если вы скажете: “Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны”. Таким образом, вы не обвиняете ребенка, не обзываете его и не оцениваете его. Вы говорите о себе, о своих ощущениях.

В заключении хочется сказать, что все предлагаемые способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения. Внимание к ребенку, его нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что помогает наладить взаимоотношения с ребенком.

10. Упражнения, помогающие снять напряжение

Упражнение “Бумажные мячики”

Цель: достижение эмоциональной разрядки.

На полу проводится “граница”. Группа делится на две команды, из газет, старых бумаг.
Сминаются “мячики”. По команде ведущего команды перебрасывают на противоположную сторону “мячики”. Задача: перебросить их как можно больше, чтобы почти все “мячики” оказались на территории “противника”.

Упражнение “Воздушный шарик”

Описание. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

Упражнение “Кулачок”

Просят участников сжать кулачок крепко-крепко. Пусть они подержат кулачок сжатым, а когда раскроют его, рука расслабится.

11. Обратная связь (подведение итогов работы)

Чтение стихотворения “Родителям…”

(Решение взаимоотношений детей и родителей через призму взаимоотношений в семье).

– Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать –
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.

12. Выводы

13. Ритуал прощания

Упражнение-прощание “Я поняла сегодня…” (клубок передается по кругу всем родителям, постепенно его разматывая).

Родительское собрание на тему: «Агрессивность ребенка: причины и профилактика».

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

Ход собрания.

Тема нашей встречи серьёзна и трудна.

Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии.

К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и соответственно, среди наших детей.

Тема детской агрессивности не случайна. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и в семье. Такие социально-опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, вызывают серьёзное беспокойство. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? Сегодня и поговорим.

Что такое агрессия

Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии (действию)

Агрессия - намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей, животному.

Повышенная агрессивность детей является одной наиболее острой проблемой нашего времени. Она волнует и врачей, и педагогов, и психологов, и родителей. Актуальность темы несомненна, так как число детей с агрессивным поведением постоянно растет.

Природа агрессивности.

1. Агрессивность - врожденное, инстинктивное свойство человека. Наиболее цивильная форма разрядки агрессии это конкуренция, различного рода состязания, занятия физкультурой, участие в спортивных соревнованиях.

2.Агрессия как поведенческая реакция на фрустрацию , т.е. травмирующую ситуацию.

3. Агрессивность как характеристика поведения, формирующаяся в результате научения, т.е. поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий (стиль общения в семье)

Дискуссия:

Хотелось бы обратить внимание на то, в каких случаях ребенок проявляет агрессивное поведение.

Как вы думаете, какие причины проявления агрессии у детей? И рассказать…

Откуда дети получают знание о таком агрессивном поведении? Рассказать….

Агрессивность ребенка проявляется, если…. Обратите внимание это очень важно!

Итак, если вы замечаете, что ваш ребенок часто злится, обзывается, дерется, обижает других детей и жестоко относится к животным, то самое время задуматься и ответить себе на вопросы…..

Что в результате плохого поведения своего ребенка начинают делать родители?

Конечно же, наказывать детей, да еще и какими способами, в основном это физическое наказание, но, как известно агрессия порождает агрессию.

Следует задуматься!

Как помочь агрессивному ребенку…

Экстренное вмешательство при агрессивном поведении:

Сегодня мы постарались выяснить основные причины детской агрессии.

Помните, что каждый ребёнок уникален, не похож на других, и любить его нужно таким, какой он есть. Если ребёнка не принимают, он не чувствует любви и поддержки со стороны взрослых, то он ищет эту поддержку на улице.

Ваш ребёнок - это ваше зеркало: если зеркало вдруг отражает что-то, что вам не нравится или приводит в ужас, то не торопитесь делать выводы. Иногда достаточно изменить что-то в собственном поведении, чтобы ребёнок начал по-другому реагировать на внешние раздражители.

Если родителям не удается справиться с проявлением агрессивности в поведении ребенка, а признаков агрессивности становится все больше, тогда стоит обратиться за помощью к специалисту-психологу.

Причины агрессивности:

· Ухудшение социальных условий жизни части детей

· Кризис воспитания в ряде семей

· Невнимание к нервно-психическому состоянию ребенка (как дома, так и в учреждениях)

· Увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде нарушений головного мозга

· Социокультурные факторы-средства массовой информации, кино, которые пропагандируют культ насилия. (фильмы которые смотрят дети)

Формирование детской агрессивности.

Первый вариант воспитания агрессивности - чрезмерно предупредительные родители. Добиваясь нужного результата постоянно с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения (крик, топот, физические действия)

Второй вариант воспитания агрессивности - родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчика особенно влияет отсутствие матери). Такое отношение порождает страх, ведущий за собой агрессию.

· Заболевание центральной нервной системы

· Агрессивность как средство психологической защиты

· Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания:- неприятие детей родителями

Безразличие или враждебность со стороны родителей

Разрушение эмоциональных связей в семье

Неуважение к личности ребенка

Чрезмерный контроль или полное отсутствие его

Избыток ли недостаток внимания со стороны родителей

Запрет на физическую активность

Отказ в праве на личную свободу

· Нарушенная исследовательская активность ребенка

· За агрессивность принимают что-то другое (упрямство, сопротивление)

Особенности проявления детской агрессии:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии

2. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии (двойственность натуры: решительность, смелость или мягкость, уступчивость)

3. Дети, склонные к проявлению негативизма (основная черта характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение)

Как работать с агрессивными детьми.

Работая с ребенком параллельно необходима работа со взрослыми.

В зависимости от причин агрессии взрослым необходимо:

· Изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную

· Изменить стиль взаимодействия с детьми;

· Расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.

· Воспитание на принципах сотрудничества

· Научиться владеть собой

Рецепты избавления от гнева

Пути выполнения

1.Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

Слушайте своего ребенка

Проводите с ним вместе как можно больше времени

Делитесь с ним своим опытом

Рассказывайте ребенку о своем детстве, победах и неудачах

Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности

2.Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия

Отложите совместные дела с ребенком

Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

3.Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате»

4.В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

Примите теплый душ, ванну

Выпейте чаю

Послушайте любимую музыку

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

Не давайте играть ребенку вещами, которыми дорожите

Не позволяйте выводить себя из равновесия, научитесь предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией

6.К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее

Изучайте силы и возможности своего ребенка

Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад, школу), отрепетируйте все заранее.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии (когда она неопасна и объяснима)

Полное игнорирование реакций ребенка (мощный способ прекращения нежелательного поведения);

Выражение понимания чувств ребенка («Тебе обидно, но…»);

Переключение внимания, предложение какого-либо занятия, задания (помоги, мне, ведь ты можешь…)

Позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты голоден»)

2.Акцентирование внимание на поступках (поведение), а не на личности

3.Контроль над собственными негативными эмоциями.

4.Снижение напряжения ситуации.

5.Обсуждение проступка (после ситуации напряжения)

6.Сохранение положительно репутации ребенка

7.Демонстрация модели неагрессивного поведения

Типы агрессии у детей и способы построения отношений

Название типа агрессии

Гиперактивно-агрессивный ребенок.

Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая к коллектив сверстников, могут становиться агрессивными

Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя, в том числе и игровые ситуации с правилами.

Стимулируйте детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия ко всему живому.

Агрессивно - обидчивый ребенок

Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, поиграйте вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

Агрессивный ребенок с позиционно-вызывающим поведением

Решаем проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, а не за него.

Агрессивно-боязливый ребенок

Работайте со страхами. Создавайте опасные ситуации и вместе с ребенком преодолевайте их.

Агрессивно-бесчувственный ребенок

Стимулировать гуманные чувства у ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными, обращайте внимание на грустное подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Приучайте ребенка нести ответственность за свое агрессивное поведение (иди извинись, погладь по голове, предложи игрушку, обиженному тобой ребенку и др.)

Агрессия чаще всего понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Прочитайте предложенные характеристики поведения агрессивных детей. Если вы за своим ребенком наблюдаете более 2-3 описанных особенностей, задумайтесь, почему малыш поступает так, а не иначе.

 Воспринимает большинство ситуаций как угрожающие для него;

 Сверхчувствителен к негативному отношению к себе;

 Заранее настроен на негативное восприятие себя окружающими;

 Не замечает своей агрессивности;

 Видит причину своей агрессии в других;

 Не считает себя ответственным и виноватым за свое агрессивное поведение;

 Не умеет сочувствовать другому;

 Не умеет контролировать и сдерживать свои эмоции.

В детском возрасте можно выделить следующие причины такого поведения:

 стиль семейного воспитания

 примеры агрессивного поведения, наблюдаемые ребенком (телевизор, компьютер, пример сверстников)

 отсутствие навыков общения

Агрессивное поведение у детей бывает трех видов:

 Целенаправленное - как желание нанести вред другому ребенку или взрослому;

 Нормативное - как норма поведения и общения;

 Импульсивное - как средство привлечения внимания со стороны взрослых.

Для снижения уровня агрессивности, можно использовать следующие игры:

«Кулачок»

Положите ребенку в руку какую-нибудь маленькую игрушку и попросите его сжать кулачок так крепко, как только он может. Пусть он подержит кулачок сжатым 10-15 секунд, а затем раскроет кулачок и расслабит ручку.

«Разыгрывание ситуации»

Предложить ребенку обыграть различные ситуации. Например: «Ты вышел во двор и видишь, что два мальчика дерутся. Разними их», «Тебе хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят. Попроси ее», «Ты обидел своего друга. Попробуй помириться».

«Выбиваем пыль»

Ребенку предлагается выбить «пыльную подушку». Он «очищает» ее, сильно колотя руками, также можно пинать ногами.

«Падающая башня»

Из мягких подушек выстраивается высокая башня. Ребенку нужно штурмом взять её (запрыгнуть наверх), издавая при этом победные крики типа: «А-а-а», «Ура!». Важно запрыгнуть наверх и не разрушить башню.

В дальнейшем можно предложить ребенку самому построить башню такой высоту, которую, по его мнению, он способен покорить. Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.

Как следует себя вести с агрессивным ребенком:

В первую очередь, нужно найти причину такого поведения, чаще всего она в семье. И для того, чтобы снизить уровень агрессивности своего ребенка, Вам следует нормализовать отношения и уровень эмоционального комфорта дома. В частности ребенок не должен видеть дома никаких форм насилия (крики, скандалы, физическая агрессия) не только со стороны взрослых, но и при просмотре телепередач;

Если Вы что-то требуете от ребенка, обязательно учитывайте его возможности, способности, а не то, как Вам это бы хотелось видеть;

Научите ребенка общаться со сверстниками. Учите ребенка разрешать конфликты в словесной форме;

Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, любите его со всеми недостатками.

Как не следует себя вести с агрессивным ребенком

Не говорите ребенку, что он плохой. Оценивайте конкретные поступки, а не ребенка в целом. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку у ребёнка в дальнейшем;

Использовать агрессивные методы для воспитания и наказания. Не забывайте, что агрессивное поведение влечет за собой агрессивное поведение со стороны других. А также ребенок, наблюдая за Вашим поведение, будет стараться Вам подражать.

Не позволять ребенку даже в шутку стрелять в людей игрушечным пистолетом. Так Вы будете поощрять агрессивный тип поведения, который в дальнейшем будет оцениваться ребенком как положительный.

В заключении хотелось бы сказать

Памятка для родителей по предупреждению агрессии…

Каким бы агрессивным ни был ребенок, надо постараться его понять, почувствовать, постараться найти «внутреннюю» проблему его раздражительности, грубости, сломанных игрушек. Нельзя отвечать агрессией на агрессию, а тем более давать такой совет детям («Дай сдачи!»), тем самым закрепляя агрессивный тип поведения у ребенка.

Покажите ребенку пример своим поведением, это гораздо эффективнее.

Родительское собрание

Тема: « ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ».



Человек обладает способностью любить,

и если он не может найти применения своей

способности любить, он способен ненавидеть,

проявляя агрессию и жестокость. Этим средством

он руководствуется как бегством от собственной

душевной боли….

Эрих Фромм

Цель: обсудить причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка, и пути её преодоления. Задача: Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления. Форма проведения собрания: круглый стол.
Вопросы для обсуждения.
-
Причины детской агрессии.
- Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
- Пути преодоления детской агрессии.
Участники: классный руководитель, родители детей, школьный психолог.
Подготовительная работа к собранию:
1.Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей № 1.
Бывает ли ваш ребёнок агрессивным?
В каких ситуациях он проявляет агрессию?
Против кого он проявляет агрессию?
Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребёнка?
Анкета для родителей № 2.
Родителям предъявляются 10 качеств характера. Родителям необходимо отметить те качества, которые у ребёнка наиболее выражены и соотнести их по степени выраженности в поведении.
Доброта.
Сочувствие.
Покладистость.
Терпение.
Сопереживание.
Безразличие.
Упрямство
Агрессивность.
Нетерпимость.
Эгоизм.
Анкета для учащихся:
Чаще всего я радуюсь, когда …
Чаще всего я смеюсь, когда …
Чаще всего у меня хорошее настроение, когда …
Чаще всего я плачу, когда …
Чаще всего я злюсь, когда …
Чаще всего я обижаюсь, когда …
Мне хорошо, когда меня …
Мне плохо, когда меня …
Тест для учащихся:
Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более 5.
Я - добрый.
Я - злой.
Я - терпеливый.
Я - нетерпеливый.
Я - упрямый.
Я - безразличный.
Я - хороший друг.
Я - умный.
Я - умный.
Я - помощник.
Я - обидчивый.
2. Классный час «10 моих «Я».
3. Выставка рисунков «Моё настроение».
4. Анализ исследований психологической службы школы по проблеме детской агрессивности (по классу).
5. Обсуждение и оценивание предложенных родителям ситуаций.
6. Памятки для родителей.
Ход собрания.

1. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители! Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Сегодня мы поговорим с вами о проблеме детской агрессии и проявлениях жестокости.
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии и жестокости не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров.
К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явления и стоит ли нам о них говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только взрослые и подростки, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши.
Что такое агрессия? Агрессия - это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную .
Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористостью.
- Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность?
Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и в средствах массовой информации.


В обычном понимании агрессия - это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничения, запреты или неожиданные трудности. В любом случае, цель такого поведения - устранение перечисленных препятствий. И наиболее частой причиной беспокойства родителей за поведение своих чад и обращения к специалистам является как раз детская агрессия. Если вдуматься, то агрессивные дети невольно попадают в замкнутый круг. Как показали многочисленные исследования причина такого их поведения - всегда недостаток внимания и понимания со стороны взрослых. Но своим поведением маленькие агрессоры только еще больше отталкивают от себя окружающих, а их неприязнь лишь усиливает протестное поведение ребенка. Ведь именно враждебное неодобрение окружающих, а вовсе не внутренние трудности в большинстве случаев провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувство гнева и страха. На самом деле то поведение, которое мы называем как асоциальное является отчаянной попыткой маленького человека восстановить социальные связи. Ведь как правило, до вспышки явной агрессии ребенок выражает свою потребность в более мягкой форме, но мы, взрослые не видим, не слышим и не понимаем этого. Надо ли наказывать за агрессивное поведение? С одной стороны, данные исследований показывают (и наш житейский опыт говорит о том же), что если ребенку один раз удалось добиться агрессией того, что он хотел, взрослые уступили ему, то он и впредь будет прибегать к такому способу добиваться своего. Но и наказание за агрессию приводит к такому же результату - к ее усилению. После наказания ребенок, возможно, и перестанет, например, драться во дворе или портить вещи в доме (по крайней мере в присутствии того, кто может за это наказать), но эта загнанная внутрь агрессия обязательно проявится как- нибудь еще: не дома, так в школе, не в виде драки, а в виде обидных прозвищ в адрес сверстников. Агрессия, наконец, может направиться на самого себя (так называемая аутоагрессия) в виде желания сделать себе больно, придумывания про себя всяких нелицеприятных историй и пр, и пр. То есть, наказания за агрессию не снижают, а наоборот, повышают ее уровень. Ведь если вдуматься, наказание - самый яркий пример, который только могут подать взрослые этой самой агрессивности, пример того, что она вполне годится в качестве меры воздействия. Американские психологи в 1994 году провели эксперимент, в котором пытались установить связь между шлепками, которыми родители награждали маленьких агрессоров и степенью проявления их агрессивности. Результат эксперимента был вполне прогнозируемым: дети, которых наказывали вели себя гораздо агрессивнее со сверстниками в детском саду, чем те, которые не знали физического наказания. Все вышесказанное вовсе не означает, что вы не должны реагировать на приступы агрессии ребенка. Тут вполне подходит так называемая «поведенческая терапия», правило «стимул - реакция». Пусть ребенок знает, что вам не нравится его поведение и вы оставляете за собой право лишить его, например, просмотра мультиков или похода в кафе или прогулки с друзьями. Но только это не должно звучать в директивной форме, объясните малышу, что любое его действие влечет за собой последствия, пусть он знает об этом. Но при этом не забывайте отмечать похвалой или поощрением любое достижение ребенка: помог другу, сразу послушался бабушку, сделал что-то хорошее и так далее. Профилактика агрессивного поведения Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма. Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.). Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрение. Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство. Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков - это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение. Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. - он будет так же вести себя с другими детьми. Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам - родителям, ребенок отыграется на кошке или побьет младшего. И еще одно важное правило, которое должны знать родители ребенка, склонного к агрессии: ему необходимо разряжаться, необходимо научить его избавляться от накопившегося раздражения, дать ему использовать переполняющую его энергию в «мирных целях». Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Необходимо, чтобы у вашего ребенка было как можно больше возможностей разряжать накопившуюся негативную энергию. Активным, склонным к агрессии детям создайте условия, позволяющие им удовлетворять потребность в движении. Это могут быть и групповые спортивные секции и спортивный уголок дома да и просто разрешение в определенном месте, в спортивном уголке, например, делать то, что хочется, лазить, прыгать, бросать мяч и пр. Как правило, агрессивные дети не умеют выражать свои чувства, они их подавляют, загоняют внутрь, не проговаривают, не пытаются понять. Результат - неизбежные срывы дома, на близких, в привычной обстановке, где ребенок привык расслабляться. Это не приносит ребенку облегчения, он чувствует себя виноватым, особенно если его за это наказали, отсюда еще большие срывы в дальнейшем, причем, следующий срыв будет еще более бурным и продолжительным. Предложите ребенку остаться одному в комнате и высказать все, что накопилось в адрес того, кто его разозлил. Дайте ему понять, что вы не имеете намерения подслушать под дверью и наказать его потом за произнесенные слова. Если очень много накопилось, разрешите ребенку побить подушку или диван, порвать газету, написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать написанное. Можно еще посоветовать сыну или дочери в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти. А можно еще предложить нарисовать свой гнев, тогда он большей своей частью останется на бумаге. Способов много. Главное, не считать, что с вашим ребенком происходит что-то нехорошее, за что надо ругать и наказывать Маленьким агрессорам нужно ваше понимание, совет, готовность помочь, а не гнев и наказания.
2. Обсуждение анкет учащихся и их родителей психологом.

3. Продолжение разговора классного руководителя.

Анализ анкет ваших детей показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчёркивать достоинства своего ребёнка не только перед другими людьми, но и в первую очередь в своём доме, то, безусловно, ребёнок будет стараться проявлять те качества, которые подчёркивают родители. Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолён, и можно продолжать повторять делать плохо. Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьёй. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание видеть друг в друге плохое и подчёркивать это - ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства и проявления агрессии.
Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе, и по отношению к собственному ребёнку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребёнка то, что им самим в его ребёнке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учётом складывающейся ситуации.
Однако, родители должны помнить, что требовательность - это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.
Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.
К примеру, сегодня «лёгкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо. Не надо удивляться родителям этого ребёнка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.
Требовательность по отношению к ребёнку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребёнка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребёнка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребёнок будет выражать протест скрыто, а ребёнок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.
В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребёнку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребёнка, это даёт возможность ребёнку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.
Если это удаётся делать длительное время, а затем налагается запрет, это приводит к проявлению агрессивности со стороны ребёнка.
В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребёнку:
а) преодолеть трудности;
б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка;
в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Литература
1. Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

2. Практическая психология: Учебно-методическое пособие. Минск. 1977.

3. Горбунова Н.А. Родительские собрания в начальной школе. Волгоград 2003г.

4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2008г 4. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

Приложение
Памятка по предупреждению детской агрессии 1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия. 2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надеж 3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий. 4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка. 5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе. 6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо. 7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями. 9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов. 10. Помните, что ребенок - это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы! Внимательно прочтите эту памятка! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые не касаются воспитательной системы вашей семьи. Мысленно представьте лицо своего ребёнка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно изменить.
Агрессивность ребёнка проявляется, если:

    ребёнка бьют;
    над ребёнком издеваются

    над ребёнком зло шутят;

    ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

    родители заведомо лгут;

    родители пьют, устраивают дебоши;

    родители воспитывают ребёнка двойной моралью;

    родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;

    родители не умеют одинаково любить своих детей;

    родители ребёнку не доверяют;

    родители настраивают ребёнка друг против друга;

    родители не общаются или мало общаются со своим ребёнком;

    вход в дом закрыт для друзей ребёнка;

    родители проявляют к ребёнку мелочную опеку и заботу;
    родители живут своей жизнью, ребёнок ощущает, что его не любят.

Оксана Сигарева
Родительское собрание «Детская агрессия»

(Слайд 1) Здравствуйте, уважаемые родители ! Я очень рада видеть вас сегодня. Чтобы нам нacтpoитьcя нa coвмecтную paбoту, предлагаю вам :

Игра «счет до 10»

Я cмoтpю нa любoгo чeлoвeкa, сидящего здесь, и гoвopю “1”, тoт, нa кoгo я пocмoтpeла, выбиpaeт глaзaми дpугoгo и гoвopит “2” и т. д.

А начнем мы сегодня с анекдота :

Родители спрашивают шестилетнего Вовочку :

Ты хотел бы иметь братика или сестренку?

Нет. Сам с вами справлюсь.

Как вы думаете, какими способами Вовочка собирается справиться со своими родителями ? (мнения)

Этот анекдот не случаен. Сегодня я предлагаю поговорить о том, что такое детская агрессивность и можно ли с ней «бороться» . На данный момент мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, компьютеров. Кроме того можно заметить, что возраст проявления агрессии явно помолодел .

Агрессию сейчас проявляют не только подростки и взрослые. Агрессию проявляют и малыши .

С чем это связано? Как с этим бороться? Мы попытаемся сегодня разобраться. «Ибо промедление может обернуться чем угодно, время приносит с собой как добро, так и зло» (Никколо Макиавелли) .

Упражнение «Ассоциации»

Подумайте и скажите, пож-та, ваши ассоциации к слову «Агрессия » (мнения) .

Так, что же такое агpeccия (Слайд 2)

(Слайд 3) Существуют различные виды агрессии :

Физическая агрессия (использование физической силы против другого лица или нанесение вреда предметам : ребенок бьет, кусает, пинает, плюет, царапает, толкает, рвет вещи, ломает или бросает предметы)

Вербальная агрессия (использование активных и пассивных словесных форм : ребенок ругается, прикрикивает, угрожает, оскорбляет, насмехается)

Косвенная агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников)

- аутоагрессия (агрессия , направленная на самого себя : самообвинение, нанесение себе телесных повреждений, самоунижение)

Cлeдуeт paзличaть пoнятия aгpeccия и aгpeccивнocть.

Aгpeccивнocть – этo ужe кaчecтвo личнocти, кoтopoe мoжeт пpoявлятьcя в paзличных cитуaциях

Мини-диагностика (Слайд 4)

Существуют критерии, позволяющие говорить о наличии агрессивных признаков у ребенка . Внимательно прочитайте эти признаки и подумайте, проявляются ли какие-нибудь из них у вашего ребенка и как часто это происходит (раздать каждому.

Ребенок …

Часто теряет контроль над собой;

Часто спорит и ссорится с окружающими;

Намеренно вызывает у других чувство злости и раздражения;

Часто винит других в своих ошибках и неудачах;

Часто испытывает чувство злости, устраивает драки;

Угрожает другим людям;

Проявляет физическую жестокость к людям и животным;

Намеренно портит имущество, чужие вещи;

Не способен забыть обиду, пока не отплатит «обидчику» .

Если у ребенка в течение полугода устойчиво проявлялись четыре из перечисленных критерия, можно предположить, что ребенок обладает агрессивностью как качеством личности.

Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но в первую очередь, самому себе. Чтобы помочь ему справиться с приступами агрессивного поведения необходимо понять причины их возникновения и механизмы, которые могут запускать такое поведение.

Детская агрессивность есть признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Стать агрессивным за один день или за одну неделю невозможно. До определенного момента ребенок выражает свои потребности в мягкой форме. Но взрослые обычно не обращают на это внимания до тех пор, пока не столкнутся с явными нарушениями поведения.

Каковы же причины развития у ребенка агрессии ? (ответы)

Остановимся на наиболее распространенных (слайд 5.

Семейные причины

Важную роль в формировании агрессивности играет стиль семейного воспитания.

Авторитарный стиль воспитания. Общения между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Дети в таких семьях, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными и чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили.

Либеральный стиль воспитания. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей . При благоприятном стечении обстоятельств дети в таких семьях становятся активными, решительными и творческими личностями. Если же попустительство сопровождается открытой неприязнью со стороны родителей , ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.

Отвергающий стиль воспитания. Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Неприятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых.

Гиперсоциальный стиль воспитания. Родители стремятся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию ребенка. Результатом такого воспитания становится бурный протест, агрессивное поведение ребенка , иногда и аутоагрессия .

Эгоцентрический стиль воспитания. Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку. В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит никаких ограничений, агрессивно воспринимает любые преграды. Личностные особенности ребенка

Тип темперамента (индивидуальные особенности человека)

Неуверенность в собственной безопасности.

Запрет на физическую активность «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей»

Ситуативные причины

Плохое самочувствие, переутомление

Влияние шума, тесноты, температуры воздуха

Социальные причины

Агрессивные реакции детей обусловлены установками и системой ценностей значимых для взрослых

Объективные причины

(изменение жизненных обстоятельств : появление брата или сестры, развод родителей и т . д.)

Прогресс

Далеко не последнюю роль в возрастании детской агрессии играют современные достижения в телеиндустрии, в области игровых технологий.

Возрастные кризисы

(3-х и 7-ми лет) .

Следует также иметь в виду, что агрессия присуща практически всем детям и подросткам как оборонительная реакция и ребенок, неспособный к ее проявлению, вряд ли сможет пользоваться уважением среди сверстников. Поэтому не следует жестко пресекать нормальные оборонительные реакции ребенка, важно лишь научить, чтобы они были адекватны и проявились в социально приемлемой форме.

Упражнение «Руки»

Я попрошу вас соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Мы видим, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции я не произносила. Какой вывод можно сделать? - В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию .

Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию ; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Для этого необходимо, в первую очередь, разобраться с основными причинами агрессивного поведения .

В дошкольный период детства еще не поздно предпринять своевременные меры. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому , что не знают других способов выражения чувств. Задача родителей и воспитателей - научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами (слайд 6) .

Ситуации (работа родителей по подгруппам . Разбор возникновения и способы выхода (предотвращения) из ситуаций наиболее часто возникающих).

Как правило, агрессивные дети не умеют выражать свои чувства (слайд 8) . Неумение проговаривать свой гнев, приводит к срыву, проявляющемуся в агрессивном поведении .

Предложите ребенку остаться одному в комнате и высказать все, что он думает в адрес того, кто разозлил.

Если отрицательных эмоций накопилось очень много, можно предложить ребенку : рвать бумагу, комкать газеты; побить подушку, покусать ее или покричать, можно покидаться подушками. Выплескивать внутреннее напряжение лучше всего через активные действия : подвижные игры, занятия спортом. Вода – замечательное средство для снятия нервного напряжения.

А сейчас. Закройте на минутку глаза и честно ответьте себе на вопросы :

Отправляя ребенка в садик, вы целуете его, желаете всего доброго?

Вы часто хвалите своего ребенка?

Вы часто обнимаете своего ребенка?

Вы играете с ребенком в игры?

Вы вчера занимались совместными делами со своим ребенком?

Вы часто говорите своему ребенку, что любите его?

В идеале на все вопросы надо ответить «да» .

Помните, недостаток внимания и любви со стороны родителей рождает у ребёнка агрессивность , а агрессивный ребенок – несчастный ребенок (слайд 8) .

Желаю успехов в воспитании своих детей.

Памятка для родителей «Добрые советы»

Родительское собрание на тему: «Детская агрессивность».

Цель: познакомить родителей с понятием «детская агрессивность», что означает агрессивное поведение, в каких случаях может возникать агрессия. Рассказать о видах агрессивности и её профилактике.

Ход собрания

Детская агрессивность – это нецивилизованный выход запаса энергии с целью получения разрядки.

Агрессивное поведение проявляется, когда ребёнок кричит, дерётся, кусается, пинается, отбирает игрушки, топает ногами, замахивается на взрослых, визжит, бранится, рвёт книжки и т.д.

Что означает такое поведение и откуда оно берётся?

Детская агрессивность – это абсолютно нормальное и даже необходимое проявление поведения ребёнка, которое выражается в нарушении правил, установленных взрослыми, и сопровождается громким протестом. Дети по-разному реагируют на наши запреты и предписания. Одни – спокойно, а другие же – реагируют таким поведением, которое мы воспринимаем как агрессивное.

Практические исследователи доказали, что преступники или авторитарные исторические личности (например, Сталин, Гитлер) не были в детском возрасте агрессивными детьми, наоборот – это были в большей степени униженные и подавленные дети. Ведь известно, что униженная до основания личность спасает своё равновесие, лишь унижая других.

Каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Однако люди используют её по-разному. Одни – чтобы созидать, и такая энергия называется конструктивной. Другие - чтобы уничтожать или разрушать, их энергия деструктивная.

Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости, защита собственного достоинства. Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба, придирчивость, гнев, раздражение, упрямство.)

Покорить вершину, бурную реку, космос, решить научную проблему – это полезная, добрая, нужная для прогресса направленность энергии.

Жизнь переполнена разочарованиями, а разочарования вызывают протест, ярость. И если не удаётся выработать какую-либо стратегию преодоления этих чувств, то подавленные агрессивные влечения находят невротический выход от психосоматических заболеваний (язва желудка, заболевание печени и т.д.) до явных психических нарушений. Мы, взрослые, можем самостоятельно управлять своей энергией, а детям нужно помогать, направлять их энергию в нужное русло.

В определённый период детства (2-5 лет) детям свойственна агрессивность, т.к. детская жизнь полна разочарованиями, вызванными лишениями и ограничениями, которые становятся травмирующими для ребёнка.

Так, уже в раннем возрасте ребёнку присуща агрессивность. Своим плачем он выражает злость и возмущение, требуя удовлетворения собственных физиологических потребностей.

Ребёнок не становится агрессивным неожиданно. Он не может быть пай-мальчиком или пай-девочкой и тут же начать кричать и драться со сверстниками. Этот процесс происходит постепенно. До определённого момента ребёнок выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока не сталкиваются с явными нарушениями поведения, которое воспринимается как агрессивное. В действительности это является отчаянной попыткой удовлетворить свои потребности, восстановить эмоциональное состояние. Просто ребёнок в настоящее время не в состоянии выразить свои чувства другим способом, т.к. он борется за выживание в окружающем мире.

Агрессия может возникать:

1. Как крайняя мера, когда у ребёнка нет других возможностей для удовлетворения своих потребностей. Как выход переполнявшей ребёнка энергии (ребёнку нужно бегать, прыгать, а ему не дают. Он начинает пинать мячик, а при его отсутствии – своего соседа).

2. Как «наученное» поведение, когда ребёнок ведёт себя агрессивно, следуя образцу (родители, герой мультфильма и т.д.).

3. Агрессивность и конфликтность, как следствие эгоистичности ребёнка, который привык к вниманию дома и требует его и в детском коллективе. В ход идут все средства, в том числе и агрессия – конфликты, ссоры, драки. Главное – быть в центре внимания.

4. Агрессия – как форма защиты от чувства тревоги, неуверенности, подавленности, стресса.

Такие дети убегают от сильных, но лезут в драку со слабым. Оборона у маленького агрессора заключается в нападении, это придаёт ему уверенность. Такому задире трудно подружиться другими детьми – они стараются держаться от него подальше, избегают его.

5. Агрессия – в ответ на эмоциональный голод, эмоциональную неудовлетворённость ребёнка. Если ребёнок «заброшен», то он вымещает свои чувства тихо, но очень зло, это проявляется: в обжорстве, издевательстве над другими людьми, животными, ябедничая, причиняя боль другим, оскорбляя руганью.

В детском саду мы обязаны запрещать проявление открытой агрессивности, т.к. мы отвечаем за безопасность детей.

Необходимо учить своё дитя бесконфликтно общаться с другими детьми.

Да, мы обязаны устанавливать правила и запреты и не возмущаться при этом, что дети против них протестуют и пытаются с ними бороться. Это нормально, если всё происходит в определённых рамках.

Если ребёнок в гневе, и причиной является ваш запрет, то не осуждайте его за это. Оставьте запрет в силе, но при этом посочувствуйте, утешьте его, если возможно, предложите какой–нибудь компромисс.

Для взрослых важно понять, что в состоянии злости и раздражения нельзя «разруливать» никакие конфликтные ситуации с детьми.

Различают несколько видов агрессии. Но мы остановимся на двух, наиболее часто встречаемых в дошкольном возрасте. Это физическая и словесная (вербальная) агрессия.

Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто и немедленно привлекает к себе внимание взрослых. Ребёнок, которого лишь слегка ударили, начинает кричать как резаный, хнычет, выпрашивает утешение. «Обидчик» имеет возможность немного приврать. То и другое плохо. В такой ситуации надо развести детей друг от друга в разные стороны и начинать разбираться в случившемся только после того, как дети успокоятся. При этом надо успокоить «обиженного», обнять его, погладит по голове и сказать: «Не огорчайся, он не хотел сделать тебе больно». С «обидчиком» разговаривать надо не столько в «ругательном» ключе, сколько конструктивно: есть проблема, её нужно решить. Ребёнку надо установить правило: «Бить нельзя. Если злишься, хочешь ударить, - отойди в сторону. Можешь об этом сказать взрослому», т.е. мы учим ребёнка узнавать свои чувства, признавать их, выражать словами, а не кулаками. Обязательно хвалите ребёнка каждый раз, когда ему удаётся разрешить конфликт, не прибегая к агрессии.

Как Вы считаете, надо ли отвечать на агрессию агрессией?

Плохо, когда взрослые отвечают на агрессию агрессивностью. Прежде всего они сами побуждают детей к новой агрессии, а реплики «Иди и дай сдачу» ребёнок воспринимает, как прямое руководство к действию иди и бей.

Словесная (вербальная) агрессивность – это выражение негативных чувств не только через формы (ссора, крик, визг), но и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

Почти все дети рано или поздно начинают использовать в речи бранные слова. Однако это не повод для беспокойства.

Детям свойственно слушать, что говорят взрослые, которые зачастую не замечают, как себя ведут. Некоторые родители и сами учат ребёнка определённым выражениям. Отдельные слова ребёнок усваивает от товарищей по играм. И то, что эти слова шокируют взрослых, оказывается хорошим поводом для ребёнка повторить их вновь. И когда им хочется позлить родителей, он открывают для себя новое оружие агрессии.

Бывает и так, что ребёнок произносит слово, не зная его значения. Как мы должны поступить в этом случае?

Наиболее правильным будет сказать, что это плохое слово и не следует его говорить.

Ребёнок разочаруется в ругани, если не будет видеть желаемого результата. Порой необходимо сделать выговор ребёнку, если он знает, что это бранное слово: резкое, неодобрительное «Довольно» действует лучше, чем длительное нравоучение. А также лучше не привлекать внимание других к сквернослову и не обеспечивать внимание аудитории. Если обидные слова направлены в адрес взрослых, то не следует обращать на них внимание и принимать их близко к сердцу. Просто необходимо игнорировать ребёнка, который оскорбляет людей. Порой надо твёрдо сказать: «Ты мне нравишься, но вот, то, что ты говоришь, мне не нравится».

Часто за словесной агрессией стоит желание почувствовать себя сильным и значимым. Оградить детей от бранных слов мы не можем, а вот повлиять на них – наша задача.

Профилактика агрессивности.

Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть её можно. Хороший метод – беседа об агрессивности, когда ребёнок может говорить о своих чувствах, когда он находит им правильные слова, когда он видит, что его понимают и за его же чувства не осуждают. «Как ты сегодня себя чувствуешь?» - вот лучшее средство для преодоления аффектов.

Мы должны развивать в детях способность к обсуждению собственных чувств и свойств характера, вытесняя агрессивные чувства. Чем больше ребёнок будет уверен в себе, тем реже он будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нём останется эгоизма. Принимайте большое участие в жизни ребёнка, позволяйте ему чувствовать себя любимым и желанным.

Подготовила Николаева Анастасия Александровна.