Кала-Корейш – для России место уникальное. Теряющаяся в глубине веков история, головокружительные виды – некоторые сравнивают его с Мачу-Пикчу. В скором времени здесь несомненно будет организован музей, автомобильная дорога позволит массово привозить туристов, что не всегда идёт на пользу месту, так что есть смысл не откладывать посещение.

По основной версии название Кала-Корейш (встречается также написание Кала-Курейш) означает Крепость корейшитов. «Кала» в переводе с арабского – крепость; корейшиты – арабское племя, из которого происходил и пророк Мухаммед. После образования Арабского халифата началось распространение ислама на соседних землях и соплеменники Мухаммеда естественно стали активными участниками этого процесса. На территории Дагестана первые мусульмане, распространяющие новую религию, появились еще в 7-м веке – сперва в прибрежных землях (прежде всего в Дербенте), потом и в горных районах. Кала-корейш был одной из опорных крепостей для завоевания окрестных земель.

По основным вершинам вокруг крепости когда-то была система сторожевых сигнальных башен: в сторону Кубачей, на господствующем восточном хребте, откуда обозревался весь приморский Дагестан. Развалины одной из них можно еще увидеть. По системе сторожевых башен сигналы об опасности передавались даже быстрее, чем по современному телеграфу.

У подножия горы к востоку от Кала-Корейша сохранились остатки караван-сарая XIV-XV веков, сооружения нетрадиционного для Дагестана, где развито куначество, на берегу речки Буган еще видны остатки старинных мельниц.

В средние века Кала-Корейш был важным городом, из основных достопримечательностей которого выделяются мечеть, мавзолей шейхов и караван-сарай. С развитием равнинного Дагестана в XVIII-XIX в. значимость Кала-Корейша стала падать, а при советской власти в 1930-е гг. из него выселили последних жителей.

Окончательно Кала-Корейш опустел в 1944 году, когда его жителей переселили на опустевшие чеченские земли. Сейчас в Кала-Корейше все заросло крапивой, окрестные жители поснимали с домов весь пригодный в строительстве материал. Унесли балки даже с удивительно красивой мечети, в результате чего полностью уничтожена изумительная стуковая отделка, поражавшая совершенством декоративных мотивов. Свою лепту внесли и реставраторы, снявшие алебастровые плитки со стен. Дверь мечети теперь хранится в краеведческом музее Махачкалы.

Сейчас поверх михрабной ниши спокойно можно обозревать окрестности, разрушенная стена едва достигает высоты полутора метров. Зато напротив михраба у входа в мечеть хорошо сохранилась надгробная стела одного из особо отличившихся уцмиев с четкой надписью, из которой ясны все достоинства и мудрость покойного. Возле мечети также сохранились надгробные камни, выполненные в так называемом уцмийском стиле. Искусная резьба по камню напоминает узоры кубачинских серебряных изделий. По кайме камни украшены священными текстами, написанными цветущим куфи.

Рядом с мечетью находится мавзолей последних уцмиев Кайтага. Это место наиболее почитаемо паломниками, которые приходят сюда аж из Сергокалы для зиярата. Вообще в Кала-Корейше, который рястянулся на полкилометра, много почитаемых мест. Определить их нетрудно по завязанным лоскуткам, оставленным побывавшими здесь людьми. И много легенд, связанных с ними.

У входа в крепость встречают небольшой, выложенный из камня курган и деревце, обвешанное платками и кусочками материи. Существует легенда, что однажды в селение пробрался вражеский лазутчик и, осмотрев все подступы, сообщил своим соплеменникам, как лучше попасть в крепость. В час, когда все мужчины молились в мечети, враги стали подниматься по узкому перешейку и, кто знает, может быть, и захватили бы главный стратегический пункт, но на свою беду встретили девушку на лошади с собакой. В этот час она ежедневно выходила к роднику за водой. Девушка сдерживала нападение врагов до тех пор, пока не закончился намаз, но погибла мученической смертью. Никто не знает, где она похоронена, но место, где похоронена девушка с лошадью и собакой считается священным.

В середине VII в. хазары образовали своё государство Хазарский Каганат. Но эта смена власти продолжалась до тех пор, пока в Дагестан не прибыли арабы.

В этой статье хочется рассказать об одном историческом памятнике - большом зиярате и музее. К сожалению, мало кто из дагестанцев знает о нём, зато его знают в большинстве близлежащих восточных государств, откуда ежегодно приезжают делегации. Поведаем историю селения Кала-Курейш (крепости курейшитов).

Этот уникальный исторический памятник находится в горном Дахадаевском районе Дагестана, в нескольких километрах от знаменитого аула златокузнецов Кубачи. Несколько веков он был столицей крупного феодального владения Кайтагского уцмийства, административно-политическим и культурным центром, очагом распространения Ислама на Северном Кавказе.

Кала-Курейш был основан арабами, пришедшими в горный край еще в конце VIII века нашей эры, выходцами из племени курейшитов, откуда происходил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), отсюда и название Кала-Курейш - то есть крепость курейшитов. Тогда он поистине являлся городом и хорошо укрепленной крепостью. Но чтобы узнать историю её возникновения, вернёмся к истокам.

В 40 г. х. сподвижники под предводительством Салмана ибн Раби, в количестве четырёх тысяч отважных воинов, подошли к Дербенту. Халифом в то время был Муавийат. Когда они подступили к городу, его правитель Хакан, видя мощь мусульман, сдал крепость без боя. Это был уже второй поход сподвижников. В первый раз они прибыли в Дагестан в 22 г. х., то есть в 644 г. по христианскому календарю, во время правления второго халифа Умара ибн Хатаба. Арабы заметили, что единого государства здесь нет, как нет и единого центра. Они решили укрепиться в Дербенте и распространить Ислам по всему Дагестану.

Но местные государства не хотели отдавать власть в руки чужеземцев и не могли смириться с их правлением. В результате то и дело происходили восстания и мелкие бои. И в один из периодов произошло сражение мусульман с объединёнными войсками хазар, турок и дагестанцев, в котором храбрый военачальник Салман ибн Раби с четырьмя десятками отважных воинов пали смертью шахидов.

Лишь в самом конце VII - начале VIII веков возобновляются арабские вторжения на Кавказ. В этот период сюда прибывает закавказский правитель халифа Масляма. Захватив Дербент, Масляма устанавливает здесь шариатское правление. Наведя порядок и назначив в Дербенте правителя, он возвращается в Шам. Но со временем здесь снова начинает возрастать неверие. И в 200 г. х., или же в IX в. по христианскому летосчислению, табиинам снова пришлось взяться за оружие. На этот раз во главе войска встал Абумуслим сын Абдуррахмана. Захватив Дербент, он укрепляет его. Абумуслим подчиняет почти весь Дагестан, распространяя здесь Ислам суннитского толка и назначая правителей в различные его части. После Абумуслим снаряжает огромное войско и, лично встав во главе его, отправляется в сторону Хайдака (тогдашнего Кайтагского княжества) и Зерихгерана (современного Кубачи). Прибыв в Хайдак, он свергает стоящего у власти князя Газанпара.

Позже первым наместником образовавшегося Кайтагского уцмийства становится Эмир Чупан, потомок Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а первой столицей, резиденцией уцмиев становится Кала-Курейш.

Кала-Курейш представляет собой укреплённое высокой крепостной стеной поселение, расположенное в стратегически очень удобном месте - на гребне труднодоступной горы, достигающей 1000 метров высоты над уровнем моря. Поселение с трёх сторон окружено руслами горных рек, крутыми обрывами и скалами, которые делали его практически непреступным. Протяжённость Кала-Курейша составляет 400 м, ширина - до 200 м. По всему периметру крепости шли высокие стены. Даже сейчас сохранившиеся стены достигают 4-5 метров. Лишь с западной стороны крепость соединена с окружающей её системой гор узкой перемычкой шириной 5 м, укрепленной по бокам подпорными стенами. Это единственное направление, по которому можно было проникнуть на территорию крепости. Для безопасности поселения трудно было бы выбрать более удобное место.

В комплекс древних сооружений Кала-Курейша входила и система колесных дорог, протянувшаяся от крепости в трёх направлениях. Это были так называемые уцмийские дороги. В основном они предназначались для движения колесного транспорта (арб). Попасть в Кала-Курейш можно было со стороны Кубачи и Маджалиса и со стороны нынешнего райцентра - Уркараха, через небольшое селение Дибгалик.

В разное время уцмийство достигало пределов современных Каякентского и Сергокалинского районов и даже доходило до Тарков (посёлка Махачкалы, который находится примерно в 150 км от Кала-Курейша, то есть до Каспийского моря, откуда курейшиты контролировали торговые пути, идущие с Ближнего Востока, включая и Шёлковый путь).

Наиболее влиятельными уцмиями были Ахмед-хан и его дед Рустам-хан, составитель одного из древнейших судебников (свода законов), составленного для урегулирования взаимоотношений между разными сословиями и жителями селений. Судебник был составлен в 30 г. XVII в. В нём говорится: «Государству без правителя, Дарго - без суда, стаду - без пастуха, войску - без разумной головы - никогда не быть».

В 1812 г. последний уцмий Кайтага Адиль-хан и почётные старшины всех даргинских обществ прибывают в Дербент, чтобы присягнуть России. Позже, в 1821 году, звание уцмия больше не используется.

Поселение Кала-Курейш уже больше полувека заброшено и постепенно разрушается. Дожди, ветер, жара и холод с каждым годом забирают частичку его истории. Последние жители некогда процветающего уцмийства были насильно выселены в 1944 году в Чечню.

В конце XX века хранителем местного мавзолея являлся человек пожилого возраста - Омар. Сегодня за этим ценным историческим памятником присматривает бывший житель селения Кала-Курейш Мухаммад.

В 1944 г., когда чеченцев выселили со своих земель, калакурейшитов насильно переселили в Чечню. С ними были переселены и жители таких сёл, как Урцуки, Дуакар, Шири, Амузги, Синкрижи, Щаркли, Чахжи. Там их собрали в одном селе - Маяртуп. В 1957 г., после реабилитации чеченцев, они стали возвращаться на родину. Но в Кала-Курейш возвратились не все - около 30 семей, некоторые остались в Чечне, другие переселились в равнинную часть, где условия были лучше.

О роли Кала-Курейша в истории Дагестана свидетельствует и сохранившееся здесь большое число памятников материальной и духовной культуры. За несколько десятилетий эти постройки почти полностью были разрушены. Более чем на половину была разрушена мечеть, когда-то украшенная штуковой отделкой, поражающей совершенством декоративных мотивов. Здесь зафиксированы первоклассные образцы памятников камнерезного искусства. Среди них выделялся штуковый михраб, надгробные стелы мавзолея-усыпальницы, родовое кладбище кайтагских уцмиев, саркофагообразные надгробия. Мечеть, стоящая в центре поселения, является одной из старейших в Дагестане. В настоящее время она отреставрирована, мастера постарались восстановить её в первозданном виде.

Территорию крепости защищали от возможного вторжения врага не только отвесные горы, но и тщательно продуманная ее планировка, а также система обороны. По вершинам остатки жилых кварталов крепости на всём протяжении расчленены между собой извилистой центральной улицей, от которой разветвляются узкие боковые улочки. Подобные проходы расчленяют территорию на небольшие кварталы, включая в себя комплексы жилых и хозяйственных помещений.

Вокруг крепости по основным вершинам когда-то стояли сторожевые сигнальные башни. Сигналы об опасности тогда передавались быстрее, чем по телеграфу, и преграждали любую опасность.

Период XVIII века вписан кровавыми буквами в историю не только Дахадаевского района, но и всего Дагестана. Именно в этот период, в 1741 году, сюда с 24-тысячным войском прибывает завоевавший почти полмира иранский полководец Надыр-шах.

Продвигаясь по территории Кайтагского уцмийства, они разоряют отдельные сёла. Некоторые оказывали достойное сопротивление, а некоторые сдавались, чтобы предотвратить кровопролитие. В селениях Калкни и Дибгащи записаны предания об их отчаянном сопротивлении: оба аула были взяты приступом, оставшихся там стариков и детей персы собрали на токах и затоптали конницей. До сих пор место страшной расправы сохранилось в памяти людей.

После череды неудач, в октябре 1742 года, Надыр-шах двигает свои основные силы на Кала-Курейш. Несколько недель осады крепости не дали результата. Как только Надыр со своим войском взбирались на вершину крепости, храбрые калакурейшиты отбивали атаку и обращали армию в бегство. Иранцы были удивлены стойкостью жителей Кала-Курейша, их отвагой и мужеством. Но запасы еды и питья были на исходе, и голод заставил старшин села склониться к переговорам с Надыр-шахом - с условием, что шах оставит их дома и поля и забудет о податях. Взамен он потребовал выдать 200 аманатов. После долгих споров старшины отыскали 80 пленных, бродяг, облачили их в горскую одежду и отдали иранцам, таким образом избежав кровопролития.

Поражает массовый героизм народов Дагестана в борьбе с врагами - не только мужчин, но и женщин, которые боролись с захватчиками наравне со своими мужьями, братьями и отцами. Эта страшная война способствовала сплочению всех дагестанских народов.

В настоящее время в Кала-Курейше созданы практически все условия для прибывающих на зиярат паломников. Возле склона горы, у речки, много родников с холодной и целебной водой. Один из них по сей день зовётся Уцмийским. Люди, приезжающие на зиярат, могут остановиться здесь, отдохнуть, совершить молитву или же просто попить свежей воды. У подножия горы, к востоку от Кала-Курейша, сохранился караван-сарай XIV-XV веков.

Сегодня Кала-Курейш включён в один из туристических маршрутов и зияратов Дагестана, а власти республики пытаются реставрировать комплекс сооружений древней столицы Кайтагского уцмийства.

На всю жизнь сохраняются в памяти потемневшие от времени средневековые мечети, устремившиеся в высь минареты и полуразрушенные строения; памятники, отмеченные печатью большого вкуса и большого зодчества, хранящие в себе особые традиции мусульманской религии.

Древнейшее поселение Дагестана расположено вблизи знаменитого аула кузнецов золотых изделий Кубачи, что находится в Дахадаевском районе республики. Кала-Корейш - так называется этот исторический памятник, можно сравнить разве что с перуанским селением Мачу-Пикчу. Несколько веков подряд крепость Кала-Корейш являлась административным центром Кайтагского уцмийства - одного из феодальных владений на территории современного Дагестана. Считается, что отсюда началось распространение ислама по Северному Кавказу. Селение основали арабы, которые явились в этот горный край в качестве завоевателей. Произошло это где-то в VII-VIII веках. Поселение было названо в честь одного из арабских племен -курейшитов, из которого произошел пророк Мухаммед.


Главой тогдашних пришельцев был правитель Амиргамза, именно ему и припысывается основание династии кайтагских уцмиев, и начало строительства крепости. Кала-Корейш расположился в удобном с точки зрения военной стратегии месте - на гребне высокой горы, которая с тех сторон окружена пятью быстротечными реками. Поселок обнесли высокой крепостной стеной. Таким образом, селение стало неприступным для тогдашних армий. В те времена от крепости в трех направлениях были проложены так называемые «уцмийские» дороги. Они предназначались для проезда колесного транспорта и были укреплены подпорными стенами, которые на отдельных участках достигали 6-8 метров высоты.


Некогда красивая мечеть в Кала-Корейш постройки IXвеках почти наполовину разрушилась. Когда - то она была декорирована стуковой отделкой в сложном орнаментном стиле.
Лишь малая часть алебастровой рельефной плитки дошла до наших дней. Эти экземпляры хранятся в Дагестанском объединенном музее. Там же находится и резная входная деревянная дверь мечети Кала-Корейш.


Однако при входе в саму мечеть сохранилась надгробная стела. Вблизи мечети расположен мавзолей последних уцмиев Кайтага. Мусульмане Северного Кавказа мавзолей в Кала-Корейш считают святым местом.

Многие кавказские мусульмане совершают сюда паломничество. Интересны и сохранившиеся надгробные плиты, они выполнены в уцмийском стиле. Резьба на камне очень сильно похожа на узоры кубачинских мастеров ювелирных изделий. Также на многих надгробьях хорошо сохранились выдержки из священных исламских текстов, написанные старым арабским шрифтом куфи. Чуть ниже крепостной стены сохранилось кладбище. Здесь можно увидеть каменные саркофаги, которые не типичны для мусульманской культуры. На стенах таких саркофагов сохранились надписи и узоры. Руководство республики включили Кала-Корейш в один из туристических маршрутов.

Режим работы: Круглосуточно

Стоимость посещения: бесплатно

Примерное время на посещение: 2-3 часа

Как добраться, адрес:
Маршруткой из Махачкалы до Кубачей. Оттуда пешком 1,5-2 часа вдоль долины р. Дживус. Со стороны Кубачей существует пермычка в хребте, по которой относительно не сложно подняться в Кала-Корейш. Выбраться можно по станинной тропе в сторону райцентра Маджалис. За гостиным двором тропа пятляя спускается с горы и перейдя на дне ущелья реку Дживус вы попадете на дорогу с. Дибгалик. По ней через 5-7 км по исключительно красивому ущелью вы дойдете до трассы Уркарах-Маджалис - где в первой половине дня не проблема поймать маршрутку или машину.

Дагестанский аналог Мачу-Пикчу. Это поселение было основано в 5 км от знаменитого села Кубачи и примерно в 120 км от Махачкалы в 7 веке выходцами из племени корейшитов (племени пророка Мухаммеда). Это место было первым форпостом распространения ислама на Северном Кавказе. Корейшиты основали своё поселение на вершине труднодоступной горы, стоящей у слияния пяти рек, важных для Даргистана. Заняв столь стратегический пункт, они могли контролировать торговлю в регионе и заодно распространять свою религию.

Из поколения в поколение передаются предания о том, что первыми её обитателями были арабы из племени курейшитов, что и отразилось в названии резиденции. Кала — крепость. Курайш - мекканское арабское племя, из которого происходил пророк Мухаммед (по другой версии, “Куреш” означает ‘чёрный’, т.е. “Чёрная Крепость”)

В средние века Кала-Корейш был важным городом, из основных достопримечательностей которого выделяются мечеть (осн. IX в.), мавзолей шейхов и караван-сарай. С развитием равнинного Дагестана в XVIII-XIX в. значимость Кала-Корейша стала падать, а при советской власти в 1930-е гг. из него выселили последних жителей.

Сейчас Кала-Корейш представляет собой лабиринт из древних построек террасами спускающихся с вершины горы, так же присутствует восстановленный музей и усыпальница кайтагских уцмиев.

"И два-три дома, словно в целом свете
Они одни под сенью облаков,

Печально льнут к разрушенной мечети,
Чей возраст старше десяти веков..."


Сегодня хотелось бы рассказать вам об уникальном историческом памятнике - крепости курейшитов, которая сыграла значительную роль в истории народов Дагестана. Остатки крепости расположены в горном Дахадаевском районе Дагестана, в нескольких километрах от знаменитого аула златокузнецов Кубачи. Кала-корейш стоит на высоте 1000 метров над уровнем моря и со всех сторон ограничена крутыми, большей частью отвесными скалами.

Несколько веков крепость была столицей крупного феодального владения кайтагского уцмийства. Из поколения в поколение передаются предания о том, что первыми обитателями крепости были арабы (примерно IX век) из племени курейшитов, это и отразилось в названии резиденции. Курайш-мекканское арабское племя, из которого происходил пророк Мухаммед. Этот удивительный памятник истории с трех сторон окружен широкими руслами рек и крутыми обрывами.

Единственный подступ к селению - узкий перешеек на гребне. Стратегически более чем удачное расположение крепости. Здесь когда-то находилась красивая мечеть (XI в), с изумительной отделкой, поражавшей совершенством декоративных мотивов. По мастерству внутренней отделки, мечеть не уступала самым знаменитым культовым сооружениям. У входа в мечеть хорошо сохранилась надгробная стела с четкой надписью. Возле мечети так же сохранились надгробные камни, выполненные в так называемом уцмийском стиле. Искусная резьба по камню напоминает узоры кубачинских серебряных изделий. По кайме камни украшены священными текстами. Рядом с мечетью находится мавзолей последних уцмиев Кайтага. Это место наиболее почитаемо паломниками. В Кала-корейш много почитаемых мест, определить их нетрудно по завязанным ленточкам, оставленным побывавшими здесь людьми. Существует много легенд, связанных с этими местами. У входа в крепость есть небольшой, выложенный из камня курган и деревце с завязанными кусочками материи, платками и лентами. Существует легенда, что однажды в селение пробрался вражеский лазутчик и сообщил своим соплеменникам как попасть в крепость. В час, когда мужчины молились в мечети, враги стали подниматься по узкому перешейку, но встретили девушку на лошади с собакой. Девушка сдерживала нападение врагов до тех пор, пока не закончился намаз, но сама погибла. Место, где похоронена отважная девушка, считается священным.
Самые крупные постройки в селении располагались вокруг мечети, а наиболее бедные дома ютились по окраинам и на скалах над самой пропастью. На северо-западном холме за селом обнаружен целый ряд захоронений, отмеченных каменными саркофагами. Кала-корейшский саркофаг представляет большой интерес, аналогий саркофага нет нигде. Этот уникальный памятник датируют к VIII - X вв. По основным вершинам, вокруг крепости когда-то была система сигнальных сторожевых башен. Развалины одной из них еще можно увидеть. У подножия горы, к востоку от Кала-корейш, сохранились остатки Караван-сарая XIV - XV вв, сооружения, нетрадиционного для Дагестана. На берегу речки Буган видны остатки старинных мельниц. У северного склона горы, у речки много родников с холодной и целебной водой. К сожалению, этот уникальный памятник может повторить участь многих исчезнувших памятников истории и культуры.