Политология - наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений, о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.

Итак, предметом политологии являются политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, политические конфликты , политическая культура, политические классы и т. д.

Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика.

Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздейств. на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневн. жизнь человека. Вопросы политики, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, полит. жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и полит. деятельности. Этими вопросами и занимается наука о политике - политология .

Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной мере все связанные с ней процессы и явления, всю полит. сферу жизни общества. В наши дни она превратилась в одну из самых влиятельных обществоведческих наук и наиболее широко распространенную уч. дисциплину. Надо иметь в виду, что в политологии на протяжении ее существования вопрос о ее предмете трактовался неоднозначно. Среди совр. политологов также распространены существенно различающиеся мнения на этот счет. Одни ученые считают, что политология представляет собой лишь одну из наук о политике, а ее предмет охватывает далеко не все области политической сферы общества. Другие исследователи, по существу, отождествляют политологию и политическую социологию как наиболее общие науки о политике. Третья точка зрения заключается в том, что ее сторонники рассматривают политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях. Все три точки зрения на подходы к определению предмета политологии имеют как достоинства, так и некоторые слабые места. Большинство политологов все же отдает предпочтение последней точке зрения. Политология представляет собой целостную, логически стройную совокупность знаний о политике и организации политической жизни. Во всех сферах жизнедеятельности российского общества идет процесс обновления. Возрастает и внутринаучный статус гуманитарного знания. Политология в нем играет важнейшую роль.


Как отрасль науки она изучает полит. жизнь общества, исследует политику как разновидность продуктивной деятельности, посредством которой люди изменяют свою судьбу и окружение, ищут и осуществляют альтернативные проекты будущего .

Основными функциями политологии являются:

познавательная - определенный способ познания (изучения) природы политического, структуры и содержания политической системы общества и закономерностей ее функционирования;

диагностическая - анализ (мониторинг) социальной (политической) реальности с целью выявления потенциальных противоречий и конфликтов;

прогностическая - выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития политической системы и предупреждения возможных негативных явлений;

организационно-технологическая - создание политических технологий и организационных структур, определяющих порядок и правила функционирования политической сферы общества;

управленческая - использование политологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;

инструментальная - совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования политической реальности;

идеологическая - использование политологических знаний и результатов исследования в интересах общества, социальной общности, правящего класса;

прагматическая (прикладная) - использование теоретических и прикладных методов политологии для решения возникающих в обществе проблем и противоречий.

Политика как общественное явление. Возникновение и развитие политологии как науки и учебной дисциплины.

Слово "политика" в переводе с древнегреческого означает искусство управления государством. По словам Аристотеля, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и взаимодействующего с другими людьми. Ее возникновение связано с расслоением общества, появлением социального неравенства, столкновения интересов различных социальных групп, возникновением государства и т.д. Она во многом объясняется экономическими от­ношениями, постоянно возникающими потребностями, прежде всего выживания и жизнеобеспечения.

Политика существует как инструмент регулирования отношений между людьми, сообществами и как особая специфическая форма общественной деятельности.

Приведем несколько общих определений политики, в которых выделяется одна из ее характерных сторон:

"политика - это объединение людей для достижения общего блага" (Аристотель),

"политика как выражение разума" (Г.Гегель),

"политика - это наука государственного управления" (В.Даль),

"политика "есть концентрированное выражение экономики" (В.И.Ленин),

"политика -это цепь компромиссов" (А.А.Богданов),

"политика -это не наука, а искусство" (О.Бисмарк).

Политика - это сфера жизнедеятельности, где концентрируются и обосновываются все важнейшие социальные проблемы, где вырабатываются программа, стратегия, нормы функционирования общества в соответствии с интересами тех или иных классов, наций, социальных групп, где принимаются принципиальные решения о способах распределения ценностей для сохранения консолидации всех слоев населения, где происходит мобилизация сил и средств (включая и принуждение) па достижение целей общества.

Политика имеет свою объективную логику, независимую от предначертаний тех или иных лиц или партий. И подлинно научной может быть только тогда, когда вытекает из глубокого анализа действительности, исторической обстановки, реального соотношения политических сил и опирается не на субъективные пожелания, а на понимание законов экономического и духовного развития.

Выявлять возникающие противоречия и конфликты, искать оптимальные способы политического регулирова­ния, несомненно, поможет политология.

Политология - это наука о политике.

Термин "политология" утвердился за общественной наукой, раскрывающей смысл и содержание политики, изучающей всю область политических отношений, устройство и функционирование государственной власти. Политоло­гия - это особая отрасль науки и специфическая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отно­шениями, политической системой, а также правом, прин­ципами, нормами, действия которых призваны обеспечить сохранность и жизнеспособность общества. Она имеет как теоретическое, так и прикладное значение.

Люди осознают политику в основном двумя способами:

· через обыденные взгляды, получаемые из повседнев­ной жизни,

· через научное знание - результат исследовательской деятельности.

Обыденные знания, отражающие внешнюю, практическую сторону политических явлений, часто бывают далеки от истины. Надежным ориентиром человека в мире политики является политическая наука. Она развивалась как учение о государстве и политико-философская теория.

Термин "политическая наука" получил признание в конце XIXв, а процесс выделения политологии в самостоятельную дисциплину завершился в начале XXв.

Тогда же во многих странах возникли специальные ин­ституты политобразования. В 1857 г. в Колумбийском колледже США была создана кафедра истории и полити­ческой науки. В 1871 г. во Франции появилась свободная школа политической науки, в которой обучались и одарен­ные юноши из России. В 1903 г. начала работать Амери­канская ассоциация политических наук. В это же время изучались идеи о власти, государственном управлении, парламентаризме и политических партиях в России. Здесь издавались журналы "Русская мысль", "Исторический вестник", "Вестник Европы", "Вестник права", "Образование" и др.

Политология вобрала в себя многолетний опыт преподавания политической науки в разных странах мира, в том числе и в нашей стране. В советский период ее проблемы изучались в курсах философии, политэкономии, теории социализма, правоведения. С 1989 она стала учебной дисциплиной и преподается в высших учебных заведениях Беларуси.

Определяя содержание и назначение политологии, выделим ее два качественных направления

1. Политология как академическая паука, занимающаяся исследованием истории мировой политической мысли политических систем, вклада ученых разных стран в ее развитие, изучением политической теории и практики, глобальных проблем современности. Она проводит фундаментальные и прикладные исследования, вырабатывает политические концепции и практические рекомендации. Каждая страна проявляет заботу о развитии и эффективности своей политической мысли.

2. Политология как учебная дисциплина в высшей школе, как одно из важных средств формирования политической культуры граждан, студентов. Она дает представление о политической сфере общества, о природе институтов власти и управления, о политико-правовом положении личности, о современных политических противоречиях и возможностях их разрешения. Она поможет студентам осознать свое место в жизни общества, успешнее включиться в самостоятельную профессиональную и политическую деятельность.

Объект и предмет политологии, ее структура.

Объект изучения политологии - политика, т.е. полити­ческая действительность, политическая жизнь в прошлом и настоящем, действительность людей в сфере политики.

Предметом политологии является политическая действительность как политический процесс, политическая жизнь в целом. Это целое состоит из отдельных частей и элементов: власть, государство, партии и организа­ции, политические системы, политическое лидерство, системы управления и т.д. Следовательно, предмет политологии это целый комплекс современных знаний о политике и политической деятельности .

Политология как наука постоянно развивается и располагает своими устойчивыми понятиями и категориями ключевых понятий. К ним относятся: "политика", власть, демократия" и др.

Специфика предмета политологии заключается:

· во-первых, в том, что изучаемые ею вопросы не являются абстрактно-теоретическими, а уходят своими корнями в реальную жизнь, в социальную практикуете политические процессы и события неразрывно связаны с государственной властью и рассматриваются в контексте политической власти.

· Во-вторых, в том, что в каждом самостоятельном государстве политология "привязана" к национальным особенностям, традициям, поэто­му ее наблюдения, анализ ситуации, рекомендации более всего отражают цели и средства именно данной страны. То, что неоспоримо, например, для Японии, может вовсе не подойти для Беларуси.

Под структурой политологии понимается совокупность элементов и устойчивых связей ее объекта, обеспечивающих ее целостность, взаимодействие, порядок расположения основных проблем. Она вырабатывалась многими десятилетиями и странами. В 1948г. комиссия ЮНЕСКО определила структуру политологии, в которую вошли следующие важнейшие разделы:

1) политическая теория (методологические основы теории и истории политической мысли);

2) политические институты и политические системы (изучение государства, партий, общественных организаций и движений);

3) социальные компоненты власти (формы и методы политического руководства обществом, правящая элита,политическое лидерство и т.д);

4) политическая культура;

5) политическое поведение;

6) международные отношения и внешняя политика.

Методология политической науки.

Любая наука имеет определенную методологию - совокупность принципов, норм и методов познания. В исследовании своих проблем отечественная политология опирается на диалектико-материалистический метод, раскрывающий взаимосвязь между политикой и обществом, другими общественными явлениями, прежде всего экономикой, культурой, нравственностью. Этот метод позволяет понять политические события и явления во взаимной связи, в движении, в единстве и противоположности. Чаще всего используются общенаучные методы - анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. Широко применяется метод системного подхода, суть которого в том, что поли­тические явления рассматриваются в их целостности, в постоянной изменчивости, с учетом их иерархичности и сложной структуры.

Среди частных методов политологии выделяются со­циологический, сравнительный, статистический, биогра­фический анализ (выборки, анкетирование, опросы, изу­чение документов, речей), а также политическое прогнозирование и анализ конкретной политической ситу­ации. В зарубежной политологии применяется бихевиористский анализ, основанный на изучении поведения чело­века, его психики, поступков в контексте конкретных политических ситуаций.

Пожалуй, чаще всего политология использует истори­ческий метод - изучение политических явлений и поли­тической мысли в развитии, в сравнении разных истори­ческих эпох, деятелей. Эти и другие методы помогают не только понять политические процессы и действия, но и выбрать правильные научные решения по их реализации.

Обобщив сказанное, можно сделать следующие выводы.

· Во-первых, являясь частью политического образова­ния, политология помогает воспитанию знающих, объек­тивно мыслящих граждан и лидеров.

· Во-вторых, эффективнее применять политические зна­ния - значит не только обладать достижениями современ­ной культуры, строго учитывать специфику страны исторической ситуации.

· В-третьих, особая сложность политики в том, что ре­альность никогда не может совпадать с идеей, предложе­нием, высказанным ученым или государственным деятелем. Пред­ставляют опасность и попытки перенести политические ус­тановки на чужую почву или на кардинально изменившу­юся ситуацию, не учитывая при этом менталитет народа, принцип историзма.

· В-четвертых, без политологии невозможны мировоз­зренческая и профессиональная подготовка специалиста- будущего руководителя.

Острога В. М. 2016

ПРЕДИСЛОВИЕ

Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профес­сиональных личностных задач и функций.

Сформированность у выпускника социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональных навыков как интегрированного результата образования в вузе.

В общей системе дисциплин социально-гуманитарного цикла обязательный модуль «Политология» занимает свое особое место. Модуль включает обязательные дисциплины «Политология» и «Основы идеологии белорусского государства».

Основные цели изучения обязательного модуля «Политология», связанные с формированием общих политологических компетенций:

Развитие у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;

Формирование социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;

Создание прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли;

Формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в профессиональной деятельности.

Задачей изучения обязательного модуля «Политология» является развитие у студента предметных и операциональных компетенций.

Формирование предметных политологических компетенций студентов предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины выпускник должен знать:

Основные политологические категории, подходы к анализу политических явлений в современном мире и Республике Беларусь;

Специфику формирования и функционирования политической системы Республики Беларусь;

Сущность, структуру политических процессов в Республике Беларусь и современном мире;

Систему современных международных отношений, внешнюю политику Республики Беларусь;

Мировоззренческие основы и особенности идеологии белорусского государства;

Роль идеологии белорусского государства в развитии современного общества.

Операциональные политологические компетенции студента предполагают, что он должен уметь:

Анализировать политические процессы в современном мире и Республике Беларусь;

Оценивать перспективы развития современных политических процессов;

Участвовать в формировании политической системы белорусского общества как избиратель, проявлять культуру политического участия;

Применять политологические знания к решению социально-профессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;

Анализировать идеологические процессы в Республике Беларусь;

Обосновывать свои жизненные, гражданские и патриотические позиции с учетом идеологии белорусского государства;

Проявлять качества идеологической толерантности.

Данный текст лекций предназначен для подготовки к семинарским занятиям и экзамену студентов химико-технологических, инженерно-технических и экономических специальностей БГТУ.


НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Политология как наука и учебная дисциплина. Функции, методы и категории политологии.

2. Политика как общественное явление и объект изучения.

3. Основные этапы развития политической мысли в мире и Республике Беларусь.

1. Понятие «политология» происходит от двух греческих слов: politike (слово возникает в средине I тыс. до н. э. и означает государственные, общественные дела), производного от названия древнегреческого города-государства – polis, и logos – разум, учение. Автором первого из них является древнегреческий философ Аристотель, второго – Гераклит.

Политологию, как особую сферу социальности, под специфическим углом зрения изучают политическая философия, политическая история, политическая социология, психология, география и др.). Политология – это интегральная система научного знания о политике в отличие от частных политических дисциплин. Она рассматривает политический процесс в целом, во всем его многообразии. Политология – это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, о закономерностях становления и развития политических систем, о сущности, формах и методах реализации политической власти.

Объектом изучения является политическая действительность или политическая сфера общества со всеми происходящими в ней явлениями и процессами, предметом – феномен политической власти, закономерности ее становления, функционирования и изменения.

Политология предстает перед нами в двух качествах: как наука и учебная дисциплина. Как наукаона исследует политические явления, процессы и отношения в их диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности и представляет собой совокупность теоретических (фундаментальных, академических знаний, т. е. это теория, законы, принципы, методология и методы исследования) и прикладных (технологических, имеющих непосредственно-практическую направленность: рекомендации участникам процесса, советы, прогнозы) знаний. Как учебная дисциплина она базируется на политологии–науке, но решает иные задачи: призвана осуществлять политическое образование и воспитание членов общества, позволяет человеку овладеть систематизированными политическими знаниями, навыками и умениями.

Политология имеет свои закономерности, которые отражают объективно повторяющиеся связи и отношения политической действии–тельности, наиболее существенные и устойчивые тенденции развития: общесоциологические (законы взаимодействия политики и экономики, возрастание роли народных масс в историческом процессе и др.) и специфические (взаимосвязь внутренней и внешней политики, цикличность политических режимов и элит).

Социальная роль политологии определяется теми функциями, которые она выполняет в обществе. Прежде всего, это теоретико-познавательная (суть в наиболее полном и конкретном познании политической реальности); описательная (предполагает накопление, описание и изучение политических фактов, ситуаций), объясни–тельная (помогает понять сущность явлений и тенденций), оценочная (направлена на оценку соответствия деятельности политической системы и ее институтов ожиданиям, интересам и потребностям членов общества), прогностическая (знания о политике позволяют дать более или менее точный прогноз о тенденциях развития политической ситуации); практическая (рекомендации о деятельности в сфере политики); идеологическая (осуществляет выработку, обоснование и защиту определенного политического идеала), воспитательная (политология способствует формированию политической культуры граждан) и др.

Политология, как и всякая наука, имеет свои понятия и категории. Понятия – это слова и краткие словосочетания, используемые для обозначения существенных свойств, признаков и отношений. Катего–рии – это наиболее общие понятия, посредством которых выражаются законы. Их можно разделить на три группы: общие для всех гуманитарных наук (общество, народ, политика, власть, революция), частные, которые составляют основу социально-политических теорий и дисциплин (власть, демократия, революция, партия) и специфические, которыми пользуется преимущественно политология (политический процесс, политическое участие, политическое лидерство, политическая элита, политический конфликт, популизм и др.).

Каждая наука, кроме содержательной части, имеет свой инструментарий. Он включает в себя совокупность методов, с помощью которых ученые изучают конкретные явления и делают соответствующие выводы и рекомендации. Например, общелогические (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение), общенаучные (системный и комплексный подход, моделирование), а также методы общей политологии (структурно-функциональный, исторический, нормативно-ценностный) и методы прикладной политологии (политический мониторинг, прогнозирование, контент-анализ, бихевиоризм, метод оценки и упреждения рисков, разработки и принятия решений).

Политология как самостоятельная научная дисциплина сложилась в конце XIX – начале ХХ в. В 1857 г. в Колумбийском колледже США создается кафедра «История и политическая наука», где Фрэнсис Лейбер начал читать курс политической теории. В 1880 г. основана Высшая школа политической науки и введена система подготовки науч–ных кадров с защитой диссертаций, изданием научных трудов. 1903 г. была образована Американская ассоциация политических наук, что свидетельствовало о признании данной науки на национальном уровне. Широкая сеть политических научных и учебных центров возникла и в Западной Европе (политические школы во Франции в 1871 г. – при Парижском и в Англия 1895 г.– при Лондонском университетах). В 1949 г. была создана международная ассоциация политической науки. Курс политологии был рекомендован для изучения в учебных заведениях стран – членов ЮНЕСКО. В настоящее время политология относится к числу престижных и значимых гуманитарных наук.

Политология вобрала в себя многолетний опыт препо­давания политической науки в разных странах мира, в том числе и в нашей стране. В советский период ее проблемы изучались в курсах философии, политэкономии, теории социализма, правоведения. С 1989 г. она стала учебной дисциплиной и преподается в высших учебных заведениях Беларуси. Наша республика, провозгласившая свой госу­дарственный суверенитет, принявшая свою Конституцию, не может обойтись без науки о политике. В 1993 г. была создана Белорусская ассоциация политических наук.

2. В первобытном обществе не было политики, политических учреждение и организаций, т. к. оно было социально однородным. Политика своим происхождением обязана государству, появлению в обществе по мере усложнения его структуры противоречивых интересов, классов, когда возникает объективная потребность в регулировании социальных отношений.

Слово «политика» многозначное. В Античности Аристотель называл политику высшей формой человеческого общения, которое служит достижению общего блага и счастливой жизни. Это деятельность по управлению государственными делами. Демокрит и Платон называли политику высшим из всех искусств, а политическую деятельность – занятием для одаренных и мудрых людей. На Западе в качестве главного содержания политики понимается борьба за завоевание, удержание и использование власти, прежде всего сфера властных отношений. Некоторые исследователи рассматривают политику прежде всего как сферу взаимодействия государства, политических партий и других политических институтов и структур. В современной политологии существует многообразие трактовок политики как общественного явления: экономические, правовые, этические, антропологическое, конфликтные и др.

Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между большими социальными группами людей и ставящее своей целью борьбу за завоевание, удержание и использование государственной власти, управление социальными процессами.

Ядром политики, ее первоосновой и сутью политических отношений является власть , борьба за ее завоевание, удержание и использование.

В структуру политики входят: субъекты, т. е. носители целенаправленного политического действия, объекты, т. е. основные сферы жизни общества, на которые в определенных целях оказывается политическое воздействие, политический интерес, т. е реальные причины, побудительные мотивы политической деятельности; политическое сознание (совокупность идей, взглядов, мнений, определяющих политическую деятельность); политические институты (госорганы, политические партии, средства массовой информации); политическая деятельность (воплощение активности субъектов политики); политические отношения (характер взаимосвязей между субъектами политики).

Функции политики, т. е. ее социальная роль: обеспечение общественного порядка, определение целей для всего общества, выработка приемлемых решений для всего общества, организация и мобилизация граждан по реализации поставленных задач, распределение материальных благ, предотвращение, регулирование и разрешение конфликтов и др.

Политика – многоаспектное явление, которое может быть классифицировано по ряду оснований.

1) По направленности различают внутреннюю (деятельность по регулированию жизни общества) и внешнюю (деятельность государства на международной арене).

2) По сферам общественной жизни (экономическая, социальная, правовая, денежная, молодежная и др.).

3) В зависимости от уровней (международная, государственная, региональная, местная).

4) По критерию масштабности: стратегическая (выбор наиболее значимых целей и приоритетов развития) и тактическая (практическая деятельность, намеченная на реализацию поставленных целей).

3 . Политическая мысль зародилась и стала развиваться в период возникновения первых рабовладельческих государств Древнего Востока. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, т. е. господствовали представления о божественном происхождении власти и общественного порядка. Примерно со средины I тыс. усиливается процесс рационализации политических взглядов, появляются первые концепции, носящие философско-этическую форму (на Востоке это связано с именем Конфуция, на западе – с греческой философией). Изучением политики, поисками моделей идеального государственного устройства занимались такиеантичные ученые, как Платон и Аристотель . Политика, по определению Платона, царское искус­ство, требующее знаний по управлению людьми. Платон предлагал деление общества на сословия: а) мудрецы-философы, которые должны управлять государством; б) воины (стражи), которым надлежит охранять его от внутренних и внешних врагов; в)трудящиеся, работники, которые должны поддерживать государство, создавая материальные блага. Аристотель полагал, что лучшими формами государственного устройства являются полития (правление средних слоев общества), аристократическая республика и монархия, худшими – тирания (держится на вероломстве и насилии), олигархия (правление немногих богатых) и демократия (ведет к своеволию и безначалию). Политика, по Аристотелю, – управление обществом через государство (особый аппа­рат), а также управление самим государством. Государ­ство он определял как общение подобных друг другу лю­дей ради достижения лучшей жизни. Древнеримский мыслитель Цицерон в государстве видел «дело народное», выражение общего интереса и справедливости. Он стоял у истоков идеи правового государства.

Своеобразие средневековой политической мысли (конец V – XV в.) – заключалось в большом влиянии на духовную жизнь общества религии и церкви. Ее притязания на участие в государственной власти одним из первых пытался обосновать Аврелий Августин Блаженный в своем труде «О граде божьем и о граде земном». Он считал, что для того, чтобы государство оправдало свое неправедное существование, оно должно служить церкви, помогать утверждать ее идеалы на земле. Виднейшим идеологом католицизма был Фома Аквинский . Будучи сторонником общественного неравенства и эксплуатации, Аквинский считал, что они установлены Бо­гом. Божьей воле он приписывал и существование монар­хии на земле, сторонником которой был сам. Светской власти, доказывал он, принадлежат только тела людей, а их души принадлежат Богу, церкви и папе римскому, которому дол­жны подчиняться все, в том числе и монархи.

В эпоху Средневековья начинают зарождаться политические идеи на территории современной Беларуси. Их появление связано с именами Е. Полоцкой и К. Туровского , взгляды которых были проникнуты идеями гуманизма, патриотизма и направлены на укрепление единства русских земель под властью князя, осуждение братоубийственных междоусобных войн, которые ослабляли земли перед нашествием иноземных завоевателей.

Период Возрождения(XIV–XVI вв.) характеризовался разложе–нием феодализма и становлением капитализма в Европе. В противовес идеологии средневекового аскетизма (отречения от земных радостей во имя райской жизни в загробном мире) идеологи формирующегося класса буржуазии отстаивали гуманисти­ческие (человеческие) ценности: стремление к земному бла­гополучию, право человека на свободное развитие и прояв­ление творческих способностей и т. д. Одним из первых представителей зарождавшейся буржуазной поли­тической науки был Н. Макиавелли, который заложил основы рационально-критическому исследованию политики как общественного явления и считал, что только знания о политике, основанные на изучении реальной действительности, полезны человеку, обществу и государству, помогают совершенствовать жизнь и отношения между социальными субъектами. В сочинении «Государь» он противопостав­лял теологической (религиозной) концепции теорию свет­ского (нерелигиозного) государства (также вводит сам термин «государство»). Основной функцией государя он считал создание сильного централизованного государства. Рассматривал вопрос средств и методов властвования, останавливался на личных качествах государя.

Проводниками идей Возрождения в Беларуси являлись Ф. Скорина, С. Будный, Н. Гусовский, Л. Сапега и другие мыслители. В своих работах Ф. Скорина отстаивал идеи патриотизма, общего блага, соблюдения законности, осуждал деспотизм феодалов, выступал за просвещенное правление. В «Песне о зубре» Н. Гусовского звучат идеи патриотизма, призыв к единению и дружбе разных по вере и культуре европейских народов, антивоенный пафос. С. Будный в произведении «О светской власти» выступал с критикой существующего строя, требовал равенства всех сословий перед законом, справедливости, правосудия. Л. Сапега был одним из авторов-составителей ІІІ Статута ВКЛ. Он подчеркивал, что всякая власть неизбежно выродится в тиранию, если не будет опираться на право и жестко ограничивать свою деятельность законами.

Политические учения Нового времени (XVII–ХIХ вв.) отражали интересы буржуазии и были направлены против отживших феодальных порядков и учреждений. Трансформируются политические системы западных стран, в массовом сознании укореняются идеалы политической и экономической свободы, социального равенства и справедливости, демократического участия. Возрастает спрос на научные знания о государстве и его институтах, рациональных формах и методах правления, политическом представительстве интересов. Политическая мысль сфокусировалась на естественных правах человека, происхождении государства и взаимодействии его институтов, обеспечении политического равноправия и социальной справедливости, взаимодействии личности и государства, правового регулирования и демократического переустройства общества (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Кант, К. Маркс и др.). В этот период разрабатываются теория правового государства и гражданского общества , высказываются идеи деления государственной власти на ветви и др. Теория «естественного права » была направлена против всех форм феодальной зависимости, сословного деления феодального общества и обосновывала равенство людей, данное им природой, выступала за законодательное закрепление свобод, права обладания и распоряжения собственностью, гарантий от произвола и т. д. Согласно теории «общественного договора », государство возникло не по божьей воле, а в результате заключенного между людьми договора с целью устранения конфликтов. Государство, образованное волеизъявлением свободных лю­дей, должно было обеспечить охрану их прав, свобод, не гарантированных в естественном состоянии. В период Нового времени зарождаются идеологии либерализма, консерватизма и социализма. Влияние марксистских идей, идеологии либерализма, крестьянского социализма сказалось на развитии политической мысли в России и Беларуси.

В 20-е гг. ХХ в. начался новейший этап в истории западной политической мысли. Именно с этого времени стали формироваться современные направления в западной политической науке. Под ними следует понимать проблемы, поставленные политологами в разные периоды ХХ в. и являющиеся предметом изучения в настоящее время. Это: механизм формирования политической власти и ее влияние на процесс принятия политических решений; поведение социальных групп и отдельных граждан во время избирательной кампании; процесс формирования политических установок и общественного мнения; механизм формирования и функционирования по­литических партий и общественно-политических органи­заций; деятельность государства и проблема бюрократии; сущность, функции и формирование политической культуры и др.

Одно из ведущих мест в современной политологии занимает социологическое направление, представители которого изучают явления политики в контексте и через призму анализа общества во всей сложности и многообразии его социальной структуры и процессов (М. Вебер , М. Дювержье и Э. Дюркгейм) . В рамках социологического направления В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс разработали классические концепции элиты. К этому направлению можно отнести и теорию «заинтересованных групп» или «групп давления», которые осуществляют давление на власть с целью заставить ее подчиниться воле группы (А. Бентли ).

Вторым существенным направлением является институционализм (М. Ориу, М. Острогорский, М. Дюверже, Михельс ), в основе которого лежит анализ политических институтов, партийных и избирательных систем. Основным понятием исследований является «политический институт», под которым понимается создаваемое для выполнения определенных политических целей и функций учреждение, имеющее внутреннюю организационную структуру и подчиняющееся установленным правилам и нормам деятельности.

В основе взглядов, составляющих концепцию политического плюрализма, лежат положения о том, что в современном обществе классы как таковые исчезают, а вместо них существуют различные взаимодействующие слои, интересы которых не являются антагонистическими, они вполне примиримы.

После Второй мировой войны получила широкое развития теория демократии, разработанная французом А. де Токвилем . В рамках этой теории сложилось современное учение о правовом государстве, гражданском обществе, правах и свободах человека. Разработке теории международных отношений большое внимание уделено в работах французского мыслителя Р. Арона . Им сформулирован ряд известных теперь идей относительно сущности международных отношений применительно к социально-политическим и научно-техническим реалиям современной эпохи. Тенденции общественных изменений анализируются в теориях индустриального и постиндустриального общества (У. Ростоу , Д. Белл). Ведущимишколами современной зарубежной политической науки являются англо-американская, итальяно-французская, немецкая и польская.

ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

1. Политическая власть: понятие, структура, функции.

2. Ресурсы, процесс и виды власти. Легитимность и эффективность власти.

3. Политическая система: понятие, структура, функции. Типы политических систем.

4. Основные направления развития политической системы в Республике Беларусь

5. Политический режим: понятие, типы, сравнительный анализ.

1. Власть является ключевой категорией политологии. Она существует везде, где есть устойчивое объединение людей, т. е. в семье, в коллективах, в различных учреждениях. Через властные отношения реализуется объективная потребность общества в саморегуляции и самоорганизации. Когда мы говорим о государственной власти, имеем в виду политическую власть. Политическая власть – способность и возможность субъекта диктовать свою волю в политике объекту, используя различные государственно-правовые средства и методы.

Отличительными признаками и чертами власти являются: верховенство , т. е. обязательность решений для всего общества; суверенитет – независимость власти, наличие воли – осознанной политической цели, программы и готовность ее выполнять, авторитет – общепризнанное влияниесубъекта во всех сферах общественной жизни, принуждение (насилие) как средство осуществления власти.

В структуре политической власти выделяют следующие элементы: субъект власти, объект, источники, ресурсы, и функции. Субъект – это ее обладатель, носитель, воплощающий в себе активное направляющее начало власти (им может быть правящая элита, лидер, социальная общность, политический институт). Объект власти тот, кто подчиняется, кем руководят субъекты. Источник власти – то, что дает ей начало, откуда она исходит (выборы, харизма, традиция (наследование), деньги, революция, переворот).

Политическая власть выполняет определенные функции: господство – подчинение одних групп, классов другим; руководство – определение и законодательное закрепление политического, идеологического, экономического волеизъявления правящей элиты общества; управление – проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений; контроль – обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Мотивация (природа подчинения) достаточно сложна. Готовность к подчинению зависит от множества факторов. Это могут быть и средства воздействия, используемые субъектом власти (т. е. страх, вызываемый угрозой санкций), и заинтересованность в исполнении приказов, авторитет субъекта власти и т. д. Одним из мотивов подчинения может быть привычка, или обычай повиноваться. Наиболее стабильной является власть, основанная на интересе. Личная заинтересованность побуждает людей к добровольному выполнению распоряжений, делают излишним применение негативных санкций.

2. Под ресурсами власти подразумеваются все те средства, которые использует субъект власти для навязывания своей воли объекту. Обычно выделяют четыре вида ресурсов власти: экономиические материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления (материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые); социальные – способность повышения или понижения социального статуса объекта властных отношений; культурно-информационные – знания и информация, а также средства их распространения и получения; силовые (принудительные) – институты физического принуждения (милиция, армия, суд). Власть обычно применяет ресурсы в комплексе, хотя каждый их тип имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью процесс властвования. Процесс властвования характеризуется, прежде всего, способами и механизмом властвования. Существует два основных способа властвования: побуждение объекта к действиям, угодным субъекту и обеспечение бездействия объекта, т.е. недопущение нежелательного для руководства поведения объекта

Способы властвования могут быть демократическими (когда объект принимает участие в принятии решения), авторитарными (когда субъект власти принимает решение единолично), деспотиическими (всевластие, произвол и беззаконие) и другие.

Существует множество типологий власти.

1. В зависимости от способа организации власти – монархическая и республиканская.

2. По сферам управления: государственная, партийная, профсоюзная.

3. По функциям ее органов: законодательная, исполнительная и судебная власть.

4. По характеру использованных ресурсов выделяют экономическая, политическая, социальная, культурно-информационная и принудительная власть.

5. В зависимости от политического режима: демократическая, авторитарная и тоталитарная власть.

6. По доминирующему субъекту власти: автократическая (самодержавную), олигархическая и самоуправленческая.

7. По правовому признаку: законная (легальная) и незаконная (нелегальная).

8. С точки зрения признания власти обществом: легитимная и нелегитимная.

Политическая легитимность – это общественное признание власти и ее права на управление, доверие к ней граждан, согласие подчиняться ее требованиям. М. Вебер в зависимости от мотивов подчи–нения, он выделил три главных типа легитимности власти: традиционная легитимность (основана на обычаях и привычке повиноваться власти); харизматическая легитимность (основана на вере в исключительные, экстраординарные, сверхъестественные качества лидера); рационально-правовая легитимность (демократическая) (власть является легитимной, потому что она избрана на основе действующего законодательства). Легитимность власти тесно зависит от ее эффективности. Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе в максимально короткие сроки с минимальными затратами. В современных условиях легитимность и эффективность власти – два важнейших условия ее стабильности.

Управление обществом на основе законов власть осуществляет с помощью своего бюрократического аппарата. Бюрократ – чиновник госаппарата. Бюрократизм – стиль управления, связанный с волокитой, бумаготворчеством, коррупцией и т. д. Чтобы избегать негативных явлений, М. Вебер предлагал осуществлять постоянный контроль над деятельностью управленцев и регулярную ротацию – пропорциональную замену через определенный срок неэффективных чиновников.

3. Политическая система определяется как комплекс институтов и организаций, осуществляющих власть, а также взаимосвязей и отношений, возникающих в процессе ее осуществления.

Специфика политической системы проявляется: в универсальности, т. к. она охватывает своим воздействием все общество; в своеобразном верховенстве , т. е. все законы, решения, выработанные в ее рамках носят общеобязательный характер; в четкой структуре функционирования политических институтов ; в наличии законного права принуждать и подчинять и др.

Политическая система – это продукт исторического и социального развития общества. На ее становления оказали влияние следующие факторы :культурно-исторические (культурное и духовное наследие, менталитет народа), социально-экономические (формы собственности, степень решения социальных проблем), географические (пространственное расположение страны, наличие природных ресурсов, размер территории, численность населения).

Вструктуреполитической системы выделяются элементы:

– институциональная подсистема (включает государство как основной институт, политические партии, общественные организации, СМИ);

– нормативная подсистема (конституция, законы и другие нормативные акты, а также политические традиции и обычаи, табу, моральные нормы;

– коммуникативная подсистема (разнообразные формы и принципы взаимодействия между подсистемами внутри политической системы и между политическими системами разных стран, а также каналы передачи информации;

– функциональная подсистема (способы и методы взаимодействия власти и общества);

– культурно-идеологическая (система духовных ценностей, убеждений, идей граждан).

Функции, которые выполняет политическая система, выражаются в действиях, направленных на поддержание ее жизнеспособности, устойчивого состояния и дальнейшего развития. Д. Истон и Г. Алмонд выделили функции «входа» (это требования, которые направляет общество в сторону власти) и «выхода» (выраженные в решениях и действиях институтов власти). К входным относятся: политическая социализация (формирование знаний о политике), политическое рекрутирование ролей (заполнение ролей в политической системе), артикуляция (выражение политических интересов в программах и требованиях), агрегирование (превращение требований в альтернативы государственной политики), коммуникации (развитие связей и отношений между политическими субъектами). Функции «выхода»: нормотворчество (принятие законов, указов, решений, постановлений – законодательная власть: исполнение законов и норм, реализация их в практику – функция исполнительной власти: оценка и контроль за соблюдением норм и претворением в жизнь управленческих решений.

На политической карте в настоящее время насчитывается около 200 стран. Существует множество типологий политических систем по различным критериям.

1. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы.

2. В зависимости от ориентации на стабильность или перемены – традиционные (консервативные) и модернизированные (трансформирующиеся).

4. В зависимости от социально-экономического фактора – рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистически .

5. По типу политического режима выделяют демократические, авторитарные и тоталитарные политические системы.

6. По доминирующему типу политической культуры – англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и тоталитарная .

7. По цивилизационному принципу: западная, африканская, латиноамериканская и др.;

8. в зависимости от численности партий: беспартийные, однопартийные, двухпартийные, многопартийные .

9. В зависимости от формы правления: монархические и республиканские .

Политическая система по своей природе – явление динамическое и развивающееся. В ней постоянно происходят изменения различной скорости и глубины. К основным путям ее изменений относят реформы (это эволюционный путь, означающий преобразование какой-либо стороны общественной жизни) и революции (скачкообразное, радикальное и качественное преобразование общества, ведущее к утверждению новой системы ценностей, новых политических институтов). Путями изменений могут быть государственные перевороты, военные заговоры и др.

4. В Республике Беларусь происходит процесс существенной трансформации политической системы. Основные контуры политической системы современной Беларуси были заложены в нач. 1990-х гг. Распад СССР положил начало процессу становления независимости Республики Беларусь. Обретение суверенитета означало верховенство и самостоятельность государственной власти в пределах ее территории, возможность самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику. Принятая 15 марта 1994 г. Конституция объявила Беларусь унитарным демократическим социальным правовым государством, провозгласила широкие права и свободы граждан.

Главный вектор преобразований связан с превращением ее в политическую систему открытого, плюралистического типа. В настоящее время политико-правовые нормы и принципы, лежащие в основе функционирования политической системы белорусского общества, сориентированы на международные демократические стандарты. 24 ноября 1996 г. в резуль


Полифункциональность политической науки обусловила возникновение различ ных отраслей политологии. К таким отраслям традиционно относят: теорию по литики, сравнительную политологию и прикладную политологию.
Теория политики представляет собой отрасль, в рамках которой создаются кон цепции, модели и образы политической действительности. Целью исследований является выявление каузальных связей и построение теорий, описывающих поли тические процессы и претендующих на объяснение причин политических явлений.
Сравнительная политология также является отраслью политологии, в рамках которой путем сравнения выделяются общие черты и специфические различия разнообразных групп политических объектов. Применение сравнительного ана лиза в области политических исследований известно с древности. Уже в трудах Аристотеля, Полибия, Цицерона можно найти черты сравнительных исследова ний. В более поздние периоды сравнительный метод применялся Ш.-Л. Монте скье, А. де Токвилем и др. В конце XIX - начале XX в. появились работы, ориен тированные на сравнительный анализ отдельных политических институтов. В пе риод между Первой и Второй мировой войнами сравнительные исследования были ориентированы на выявление индивидуальных черт различных государств, их по-литических институтов, сопоставление функций различных политических струк тур, политических норм и процедур. Сравнительная политология этого периода опиралась на исторический, правовой, описательный и институциональный мето ды. Однако такой подход страдал формализмом, статичностью и описательно- стью, поскольку ограничивался лишь описанием политических норм, процедур, конституционного права различных государств, оставляя без внимания условия функционирования политической системы и неформальные политические про цессы. В сферу сравнительного анализа попадали в основном лишь западноевро пейские страны и США. Только после Второй мировой войны в исследователь ское поле сравнительной политологии были включены развивающиеся страны. Для современной сравнительной политологии характерен интерес к таким явле ниям, как групповые интересы, неокорпоративизм, политическое участие, рацио нальный выбор, этнические, религиозные, демографические факторы и их влия ние на политику, процессы модернизации, стабильность и нестабильность поли тических режимов, условия для возникновения демократии, влияние политики на общество и т. д. Существует несколько разновидностей сравнительных исследова-ний: кросснациональное сравнение ориентировано на сопоставление государств друг с другом; сравнительно ориентированное описание отдельных случаев (case studies); бинарный анализ, основанный на сравнении двух (чаще всего похожих) стран; кросскультурные и кроссинституциональные сравнения, нацеленные соот ветственно на сопоставление национальных культур и институтов. Сравнитель ная политология играет значительную роль в структуре политической науки.
Прикладная политология - отрасль политологии, в рамках которой изучают ся конкретные политические проблемы и ситуации, осуществляется выработка
практических рекомендаций относительно действий и мер, направленных на ре-шение практических социальных и политических задач по реформированию и из менению организаций, институтов и социальных групп, разрабатываются поли тические технологии и определяются способы их применения. Основные усилия исследователей в области прикладной политологии направлены на разработку и применение методов политического анализа для исследования конкретных по литических ситуаций, изучение процессов принятия решений, выработку и при менение технологий политического воздействия. Прикладная политология непо-средственно связана с практикой государственного управления, выработкой по литической стратегии и тактики политических партий, урегулированием полити ческих конфликтов, проведением избирательных кампаний.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Термин «политология» образовался от греческих слов polites (гражданин) и logos (слово). В более широком смысле он означает знание о политической жизни общества. В своем развитии политическая наука прошла несколько этапов. Зародилась она в Древней Греции. Ее возникновение связано с именами и трудами выдающихся мыслителей Платона и Аристотеля. Они впервые сделали попытку системно описать формы государственного устройства, классифицировать их, выявить закономерности функционирования власти, отношения с другими государствами. Перу Аристотеля принадлежит известное произведение «Политика». В нем он заложил основы политологии как отдельной самостоятельной дисциплины. Поэтому многие считают Аристотеля отцом политической науки. Однако в античную эпоху предмет политологии не выделялся в его современном понимании.

Средневековье: Фома Аквинский и его последователи из Саламанкской школы. Ф. Аквинский: «Вся власть от Бога».

Следующий этап в развитии политологии относится к эпохам Возрождения и Просвещения. Он связан с именами Н. Макиавелли «Государь», Ш. Монтескье, Ф. Бекона, Дж. Локка «Два трактата о государственном правлении», И. Канта, Г. Гегеля и др.

В своих произведениях они обосновали права человеческой личности, принципы свободы, равенства, братства, концепции законности и народного суверенитета, выдвинули идеи вечного мира, основанного на международном сотрудничестве и справедливом устройстве общества. Выдающийся вклад в становление политологии как науки внес Н. Макиавелли. Он выделил предмет политологии, провел дифференциацию между нею, этикой и философией. Н. Макиавелли направил политическую мысль на решение реальных проблем развития человеческого общества, выделил в качестве важнейшей проблему государственной власти. По существу, был сделан крупный шаг к созданию современной политической науки.

Современный облик политология приобрела во второй половине XIX в. Это обусловлено появлением и широким распространением бихевиористских, эмпирических методов исследования и общим прогрессом социологических знаний. Наиболее крупными представителями этого периода были итальянец В. Парето, немецкие философы М. Вебер, К. Маркс, Ф. Энгельс, американские ученые У. Джеймс, А. Вентли, Ч. Мерриам, Г. Ласевел, А. Каплан и др.

В 1880 г. в США начал издаваться первый политологический журнал, а в 1903 г. была создана национальная политологическая ассоциация.

Интенсивно развивалась политическая наука в России. Видный вклад в развитие мировой политической мысли внесли М. М. Ковалевский, Б. Н.Чичерин, П. И. Новгородцев, М. Острогорский, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др.

Процесс становления политологии как самостоятельной дисциплины завершился к началу XX в. Ее развитию способствовало принятие ЮНЕСКО в 1948 г. резолюции, в которой определился перечень проблем, изучаемых политологией: 1) политическая история; 2) политические. институты; 3) партии, группы и общественное мнение; 4) международные отношения. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки.

Таким образом, можно сделать вывод, что в своем развитии политология, как и любая общественная наука, прошла три стадии: философскую, эмпирическую и стадию рефлексии, ревизии эмпирического состояния.

Сегодня политология, наряду с социологией и психологией, занимает ведущее место в американском и европейском обществоведении. По числу исследований и количеству публикаций она занимает первое место среди обществоведческих дисциплин. Политология преподаётся практически во всех высших учебных заведениях за рубежом.

Политология -- наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.

Политология изучает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности людей: политическую структуру, политические институты и отношения, политические качества личности, политическое повеление, политическую культуру и т. д. Следовательно, объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящая от исследователя объективная реальность. Предметом политологии являе тся политическая власть.

1 . Категории политологии

· Свобода

· Система

· Прогресс

· Культура

· Общество

· Население

· Эволюция

· Революция

· Цивилизация

· Образ мышления

· Военно- промышленный комплекс

· Социальные слои и группы

· Правовое государство

· Частная собственность

· Гражданское общество

· Общественное мнение

· Конституция

· Мотивация

· Конфликт

· Политика

· Политическая организация

· Политическая система

· Политический режим

· Политический плюрализм

· Политические интересы

· Политические ценности

· Политическая деятельность

2 . Отрасли политологии

Теоретическая политология - изучает научные проблемы, связанные с формированием знании о политической действительности, разрабатывает методологию политического исследования.

Прикладная политология - изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии.

Сравнительная политология (компаративистика) -- одно из направлений политологии (политической науки). Основным методом сравнительной политологии выступает метод сравнения. Сравнительная политология занимается изучением политики путем сравнения и сопоставления однотипных политических явлений в различных политических системах. Среди таких явлений в первую очередь подвергаются изучению политические процессы, политические отношения, политические институты, политические режимы, политическая культура, политические партии, движения и т. п.

3 . Разделы политологии

Партология - раздел политологии, изучающий политические партии.

Кратологи я -изучает политическую власть.

Геополитика - область государственной внешней политики, в которой учитываются особенности физической, экономической и политической географии какой-л. страны.

Политическая психология - раздел психологии, изучающий политическое поведение человека, касающееся проблем как внешней политики, так и внутренней.

Политическая социология - отрасль социологии. Является смежной дисциплиной для социальных и политических наук. Предметом политической социологии является изучение: взаимодействия политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти;

взаимодействия личности, общества и государства; функционирования политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.

4 . Функции политологии

Само понятие “функция” (от лат. functio) означает совершение, исполнение, обязанность, круг деятельности.

1) Познавательная функция. Познание политической действительности.

2) Прикладная функция. Применение политического знания для решения практических задач.

3) Прогностическая функция. Ее назначение состоит в формулировании предвидения в соответствии с утверждениями, которые прежде были использованы для объяснения.

4) Методологически оценивающая функция. Она представляет исследователю систему методов и исследовательских процедур. Это своего рода теория политических технологий и политического анализа; формулирование оценок познавательной полезности результатов этих исследований.

5) Идеологическая функция. Выработка обоснования и защита определенного политического идеала, способствующего устойчивости той или иной политической системы.

5 . Парадигмы политологии

1) Конфликтологическая парадигма - развитие общественности рассматривается через борьбу различных социальных групп

2) Теологическая парадигма . В основе теологической парадигмы источником государственно власти лежат божественные начала. Сторонники этой парадигмы видят истоки власти в Божественной воле и святых писаниях.

3) Натуралистическая парадигма. Данная парадигма рассматривает человека как часть природы и объясняет всю суть политики исходя из природных факторов среды, географические, климатические факторы и др.

4) Геополитическая парадигма. Геополитическая парадигма подразумевает географическое влияние среды на политическую систему.

5) Биополитическая парадигма. В основе этой парадигмы лежит принцип поведения человека, реакций на набор фиксируемых стимулов.

6) Психологизаторская парадигма . Суть такой парадигмы заключается в попытках объяснить политическое поведение только лишь психологическими качествами индивида, или группы индивидов.

7) Социальная парадигма. Социальная парадигма предполагает зависимость политики от уровня экономического развития страны, культурных традиций и т. д. Она объединяет разнообразные теории.

6 . Методы политологии

Политология -- многофункциональная наука. Поэтому в своих исследованиях она использует различные направления и методы.

1. Социологический метод выясняет, как политика зависит от социальной сферы, т. е. от общества.

2. Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, где каждый элемент выполняет определенную функцию.

3. Функциональный метод изучает политику через зависимости между политическими явлениями (например, политическая культура - режим власти, наличие политических партий - избирательная система и т. д.).

4. Системный метод рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром. Требования граждан, их пожелания, претензии, поддержка или недовольство - это «вход» системы; реакция на это государства, власти - это «выход».

5. Антропологический метод изучает явления политической жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения, рассматривает человека как родовое существо, имеющее основные потребности - в пище, безопасности, свободе и т. д.

6. Сравнительный метод сопоставляет политические партии, политические системы, политические режимы и др., чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения политических проблем. политология наука прикладной парадигма

7. Исторический метод изучает политические явления в их историческом развитии, что позволяет проводить параллели между прошлым и настоящим политическим процессом.

8. Эмпирический метод изучает политику на основании эмпирических исследований (статистические данные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюдения и т. д.).

Использованная литература

1. Абдиева Г. И. Политическое сознание и политическая культура: Учеб. пособие. - Алматы: КазНТУ, 2008. - 115 с.

2. Василин М.А., Вершинин М.С. Политология. Элементарный курс. Учебное пособие для студентов вузов.

3. Конспект лекции

4. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии.

5. УМК по дисциплине « Политология» для специальностей 050507, 050508, 050908, 050708. Алматы: КазНТУ, 2007. Составители: Зайниева Л.Ю, Сырлыбаева Р.Н, Абдиева Г.И, Ивашок А.А.

6. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Политология как система знаний о политике, политической власти, политических отношениях и процессах, Объект и предмет политологии, взаимосвязь с другими науками, категории и функции. Прикладная политология. Методы исследования, используемые в политологии.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2010

    Подходы к определению термина "политика", возникновение и развитие политической науки. Политические закономерности, предмет, методы и функции политологии. Основные парадигмы и школы политологии. Политология в системе профессиональной подготовки инженера.

    реферат , добавлен 12.02.2010

    История, объект и предмет политологии, основные факторы ее появления. Система категорий, закономерностей и методов политологии. Функции политологии: методологическая, объяснительная, теоретическая, идеологическая, инструментальная и мировоззренческая.

    презентация , добавлен 15.10.2014

    Возникновение политологии, особенности ее предмета. Структура политической науки. Основные уровни политических исследований: теоретический и прикладной. Существенное отличие прикладных политологических исследований как составной части политологии.

    реферат , добавлен 16.12.2014

    Объект и предмет политологии, ее роль и значение как науки и как учебной дисциплины. Методы и направления исследований в политологии, ее функции. История возникновения и становления политической науки. Включение политологии в перечень учебных дисциплин.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Основные этапы становления политической науки. Определение понятия "политология". Система законов политологии. Политическая антропология, социология, философия, история, психология. Методы политологии. Прикладная политология и специфика ее методов.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2012

    Ключевые периоды в развитии политологии и их краткая характеристика: философский, эмпирический, рефлексия. Цели и задачи политологии как науки и учебной дисциплины. Основные категории и методы политологии. Политическая сфера жизни и ее составляющие.

    презентация , добавлен 12.10.2016

    Особенности развития политологии как науки, отношение к политике как к "теперешней истории", специфика развития политологии в России и в мире. Предмет и основные методы политической науки. Природа политических знаний и важнейшие функции политологии.

    реферат , добавлен 15.05.2010

    Политология – наука о политике и политическом управлении, о развитии политических процессов, поведении и деятельности субъектов политики. Объект политологии - политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство и общество.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2008

    Формирование политологии как общественной дисциплины о политике, принципах и закономерностях ее функционирования, механизмах, способах и методах осуществления ее власти. Объект и предмет политологии, ее методы и функции. Структура политической науки.