правовых норм. Такими формами могут быть правовой обычай, судебный и административный прецедент, нормативный акт и нормативный договор. В силу различных специфических условий развития в правовых системах государств могут существовать все или лишь некоторые из источников права. В зависимости от этого принято различать англосаксонскую и континентальную системы права. В первой, которая действует в Великобритании, США, Канаде, Индии и некоторых других странах, наряду с нормативным актом и договором обычай и судебный прецедент играют важную роль в системе правового регулирования. В странах с континентальной системой права (Европа) обычай и судебный прецедент присутствуют в незначительной степени или отсутствуют совсем. Однако общей тенденцией развития права является усиление роли закона в правовом регулировании общественных отношений. В российской системе права источниками права являются писаные законы - нормативные акты и нормативные договоры. В качестве источников права признаются также решения Конституционного Суда РФ, а также обычай в случаях, установленных законодательством. Можно сказать, что в России господствует континентальная система права, но при условии, что судебные, арбитражные и административные прецеденты, в том числе обобщенные в постановлениях высших судебных органов, не признаваемые источниками права, практически создают обычаи, традиции судебной, арбитражной и административной практики. Благодаря этому они играют большую роль в правовом регулировании отношений внутри государства, придавая законодательству определенную интерпретацию. В качестве источника права обычай признается Гражданским кодексом. На основании обычая также регулируются отношения по использованию природных ресурсов малочисленными народами на территориях традиционного природопользования.

предмет земельного права – это
совокупность имущественных и
неимущественных общественных
отношений, возникающих в сфере
использования, управления, охраны
земель, урегулированные нормами
земельного права.

2.Источники земельного права

международные договоры, ратифицированные Россией,
общепризнанные принципы и нормы международного права;
федеральные законы (Земельный Кодекс, Лесной Кодекс,
Водный Кодекс, иные законы);
нормативно-правовые нормы органов исполнительной власти;
законодательство субъектов РФ
НПА органов местного самоуправления:
правила землепользования и застройки городского
округа/городского поселения;
обычай – это сложившийся в течение длительного времени и
широко применяемое правило поведения, не закреплённое в
нормах законодательства.

3.Конституционные основы земельного права.

Конституционные основы земельного
права – это положения, содержащиеся
в Конституции, закрепляющие основы
регулирования земельных отношений.
Выделяют 3 группы таких норм:

1

Положения, которые определяют
правовой режим земельных участков
(ст. 9 Конституции; ст. 36 Конституции
РФ, в соответствии с которой
земельные участки могут находиться в
различных формах собственности);

2

Нормы, определяющие предметы ведения
РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ: к
совместному ведению отнесены вопросы
разграничения государственной
собственности на землю; управление,
распоряжение федеральной собственности
на землю осуществляет Правительство РФ;
в совместном ведении находятся вопросы
владения, пользования и распоряжения
земель);

3

Конституционные положения,
устанавливающие права граждан на землю
(ст. 36 ч. 1 – граждане и их объединения
могут иметь в частной собственности
земельные участки; ст. 35 – каждый может
владеть, пользоваться и распоряжаться
имуществом собственником которого он
является; никто не может быть лишен
имущества, кроме как по решению суда;
принудительное изъятие имущества
допускается только при равноценном
возмещении).

Самостоятельное изучение

Вопрос 4. Система земельного права.
Вопрос 5. Принципы земельного права.
Вопрос 6. Земельные правовые
отношения.

7.Земля и земельный участок как объект земельных отношений.

Вся земля в пределах государственной
границы РФ – это земельный фонд России. На
сегодняшний день земельный фонд России
составляет 1708,9 млн. га (без
территориального моря и внутренних вод).
Земельный фонд (в зависимости от
хозяйственных и экономических
характеристик) по целевому назначению
делится на 7 категорий земель.

Категории земель

1. Земли сельскохозяйственного назначения – земли,
находящиеся за границами населенных пунктов и
предоставленные или предназначенные для нужд сельского
хозяйства;
В составе земель сельскохозяйственного назначения
выделяется фонд перераспределения, в который включаются
выморочные земельные участки, земельные участки, изъятые
из государственных или муниципальных нужд, либо
земельные участки, от которых добровольно отказались.

Категории земель

2. Земли населённых пунктов – это земли,
используемые и предназначенные для
застройки населённых пунктов;
Земли населенных пунктов всегда
отделяются границами от других земель.

Категории земель

3. Земли специального назначения – это
земли, которые расположены за границами
населенных пунктов и используются или
предназначены для использования в
соответствующих специальных целях, и
права на которые возникли по основаниям,
предусмотренным земельным
законодательством;

Категории земель

4. Земли особо охраняемых
территорий – это земли, которые
имеют особое природоохранное,
научное, историко-культурное,
рекреационное, эстетическое,
оздоровительное и иное ценное
назначение, которые изъяты из
хозяйственного использования и для
которых установлен особый правовой
режим;

Категории земель

5. Земли лесного фонда – состоят из
лесных земель (это покрытые лесной
растительностью, либо
предназначенные для её
восстановления) и нелесных земель
(предназначены для лесного
хозяйства);

Категории земель

6. Земли водного фонда – это земли,
покрытые поверхностными водами и
занятые гидротехническими либо
иными сооружениями,
расположенными на водных объектах;

Категории земель

7. Земли запаса – это земли,
находящиеся в государственной или
муниципальной собственности, не
предоставленные физическим и
юридическим лицам (исключение
составляют земли

Перевод земель или земельных участков

Перевод земель или
земельных участков
– это процедура изменения категории земель
или земельных участков, урегулированная
специальными нормативно-правовыми
актами (ФЗ от 21.12.2004 г. “О переводе

категории в другую”, Земельный кодекс, иные
федеральные законы и законы субъектов
РФ). В основном переводятся земли сельхоз
назначения и земли запаса.

Решение о переводе земель или земельных участков принимают следующие органы:

Правительство РФ – в отношении федеральных
земель;
Органы исполнительной власти субъектов РФ – в
отношении региональных земель (земель
субъектов РФ) и земель сельскохозяйственного
назначения, находящихся в частной или
муниципальной собственности;
Органы местного самоуправления – в отношении
иных земель (муниципальных земель и частных
земель, за исключением земель
сельскохозяйственного назначения).

Закон предусматривает случаи, когда сами
органы местного самоуправления могут
осуществлять перевод. Органы местного
самоуправления и органы государственной
власти могут ходатайствовать о переводе
земель или земельных участков из одной
категории в другую без согласия их
правообладателей, только в 2х случаях: если
такой перевод связан с установлением или
изменением границ населенного пункта, либо
при создании особо охраняемых природных
территорий без изъятия у правообладателя. Во
всех остальных случаях волеизъявление
должно идти от собственника или
правообладателя.

Перевод из одной категории в другую
считается состоявшимся с момента
внесения записи в единый
государственный реестр прав (ЕГРП)на
недвижимое имущество и сделок с ним.
Изменение правоустанавливающих
документов не требуется.

Земельный участок

Границы земельного участка в натуре
устанавливаются путем межевания, которое
является видом кадастровых работ.
Межевание – подготовительный этап для
постановки на кадастровый учет. В
результате межевания составляется межевой
план. Межевой план выдается при
постановке земельного участка на учет, при
разделе земельных участков, при учете
изменений земельного участка или его
частей.

Образование земельных участков происходит:

при объединении земельных участков;
при разделе земельных участков;
при перераспределении земельных
участков;
при выделе из земельных участков или
земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности.

Требования, предъявляемые к образованию или изменению земельных участков:

Предельные максимальные и минимальных размеры земельных
участков должны соответствовать требованиям
градостроительных регламентов. Если на земельный участок
градостроительный регламент не распространяется либо в
отношении участка он не установлен, то предельные размеры
определяются в соответствии с требованиями федеральных
законов (см. ст. 33 Земельного кодекса). Если размеры
земельного участка не соответствуют требованиям
градостроительного регламента, то допускается использовать
земельный участок, если это не наносит ущерба жизни и
здоровью человека, окружающей среде, объектам культурного
наследия;

продолжение

границы образуемых земельных участков не должны пересекать границы
муниципальных образований и/или населенных пунктов;
при образовании земельных участков не должно приводить к вклиниванию,
чересполосице, изломанности границ, невозможности размещения объектов
недвижимости (капитального строительства и других), препятствующих
рациональному использованию, охране земель, недостаткам, а также
нарушать требования, установленные федеральными законами;
не допускается такое образование земельных участков, в результате которых
эксплуатация по разрешенному использованию невозможна.

8. Право собственности на земельный участок.

Государственная собственность на землю.
Государственная собственность бывает 2х видов: федеральная собственность и
собственность субъектов РФ (региональная). Особенность субъектов
государственной собственности в том, что они обладают правом территориального
верховенства.
От имени РФ правомочия собственника осуществляют: Правительство РФ, которое
свои полномочия может передавать иным федеральным органам власти или
юридическим лицам. Основным таким органом является федеральное агентство п
управлению государственным имуществом. В отношении региональных земель
полномочные органы устанавливаются законами субъектов РФ.

Муниципальная собственность

От имени муниципальных образований
правомочия собственника осуществляют
такие субъекты как муниципальные
образования: городские и сельские
поселения, муниципальные районы,
городские округа и внутригородские
территории Москвы и Санкт-Петербурга. В
отношении региональных земель
полномочные органы устанавливаются НПА
органов местного самоуправления.

В соответствии с ГК, в государственной
собственности находятся все земли за исключением
земель, находящихся в муниципальной или частной
собственности (презумпция государственной
собственности на землю). Порядок разграничения
государственной собственности на землю
определяется Земельным кодексом, Законом “О
введении в действие Земельного кодекса”, Закона “О
государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним”. В муниципальной
собственности, как правило, находятся земельные
участки, расположенные на территории этих
образований.

Государственная собственность на землю возникает:

Государственная собственность на землю
возникает:
по прямому указанию федеральных законов,


при разграничении государственной собственности на землю;
дополнительные основания возникновения права собственности на
землю городов Москвы и Санкт-Петербурга: правом собственности
является добровольный отказ частных лиц на право собственности
на соответствующий земельный участок. С момента государственной
регистрации прекращения права собственности на такой земельный
участок, возникает право собственности Москвы или СанктПетербурга, если законами этих субъектов РФ не установлено, что
возникает собственность муниципальных образований.

Муниципальная собственность возникает:

по прямому указанию Федеральных законов и законов субъектов РФ;
по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством
(напр., сделки, административные акты),
в процессе разграничения государственной собственности на землю;
муниципальная собственность возникает в отношении земельных
участков, от права собственности на которые отказались частные
лица, если федеральными законами не предусмотрено иного. С
момента государственной регистрации прекращения права
собственности возникает муниципальная собственность поселений,
городских округов либо муниципальных районов, если земельных
участок находится на межселенных территориях.

Разграничение собственности на землю.
К государственной собственности относятся:
земельные участки, на которых находятся здания,
строения, сооружения, находящиеся в федеральной
или региональной собственности;
К собственности муниципальных образований
относятся:
земельные участки, занятые объектами
недвижимости, находящиеся в собственности
муниципального образования;
В Москве и Санкт-Петербурге при разграничении
государственной собственности муниципальные
земли и земельные участки не выделяются.

Частная собственность на земельные участки.

Субъект – это физические и
юридические лица.
Объектом частной собственности
являются индивидуальноопределенные земельные участки

Виды собственности:

Виды собственности:
индивидуальная – одного лица;
общая – двух или более лиц:
1) долевая;
2) общая совместная.

Оборотоспособность земельного участка (три вида)

Оборотоспособность
земельного участка (три вида)
изъятые из оборота – федеральная собственность
(см. п. 4 ст. 27 Земельного Кодекса);
земельные участки, ограниченные в обороте –
которые могут принадлежать отдельным
категориям лиц, либо нахождение в обороте
которых допускается по специальному разрешении
(см. ч. 5 ст. 27 Земельного Кодекса);
свободные в обороте земельные участки.

Иные права на земельные участки.

Иные виды прав позволяют несобственнику земельного участка
удовлетворять свои потребности за счёт использования чужого
земельного участка.
Предусмотрено 5 видов прав:
право постоянного (бессрочного пользования);
пожизненного наследуемого владения;
сервитут;
аренда;
безвозмездное срочное пользование.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПМ.03 МДК 03.01 « Земельное правоотношения » Тема: «Право собственности и иные права на землю » Краснодар 2016

1. Понятие о вещных правах 2. Виды прав на землю 3. Основание, возникновение и прекращения прав на землю 4. Права и обязанности собственников земельных участков

1. Содержание права собственности определяется в статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. « Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом» Эти три правомочия существуют у каждого собственника и преломляются в субъективных правах собственников земельных участков, а юридически закрепляются в получении ими титула собственника, что и оформляется свидетельством о праве собственности. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении его имущества любые действия, непротиворечащие закону и не нарушающие права и интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам права владения, пользования и распоряжения имущества, оставаясь собственником. Отдавать имущество в залог и распоряжаться им иным образом. Право собственности – закреплённое за собственником возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащему ему имуществом. Владения – юридически обеспечивающая возможность хозяйствующего господства собственника над вещью. Пользования - юридически обеспечивающая возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе её личного потребления Распоряжения – юридически обеспечивающая возможность определить судьбу вещи путём совершения юридических актов в отношении этой вещи.

2.Виды собственности: Частная - это собственность граждан на земельные участки, жилье, дома, садовые домики, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, денежные средства, ценные бумаги, предприятия в сфере производства товаров, бытового обслуживания и торговли, транспортные средства и иные имущества. Частными объектами собственник может распоряжаться по своему усмотрению (продавать, завещать, сдавать в аренду и т.д.).

Индивидуальная собственность собственник самостоятельно реализует права владения, распоряжения, пользования и присвоения.

Общая совместная - это собственность совместных предприятий, создающихся с участием российских юридических лиц и граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан на территории РФ в форме АО, и других хозяйственных обществ и товариществ.

Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов (краев, областей, республик) Федерации. Ею распоряжаются комитеты по управлению государственным имуществом на соответствующих уровнях. Объектами федеральной собственности являются имущество органов власти и управления РФ (здания, сооружения, оборудования, культурные и исторические ценности страны, воздушный, речной, наземный транспорт, средства Госбюджета, пенсионные, страховые и другие фонды, связь, топливно-энергетические комплексы и т. д.), которые необходимы для осуществления задач на уровне страны. Также выделяют Федеральную собственность Субъектов Российской Федерации

Муниципальная собственность - это собственность местных органов власти и управления, т. е. ею управляют местные органы самоуправления. К ней относятся городское, районное, поселковое имущество и имущество сельских населенных пунктов. Ее объектами являются средства местного бюджета, жилищный фонд, объекты тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, транспорт, коммунальное обслуживание, промышленные и строительные объекты, учреждения образования культуры и здравоохранения.

3. Основанием изменением и прекращением отношений является юридические факты, которые должны соответствовать трём требованиям: юридический факт порождающий правоотношения собственности конкретность связь с законом

Основания возникновения прав на землю Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, ФЗ, и подлежат государственной регистрации Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица Лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом

Основания прекращения права собственности на земельный участок Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

4. Согласно статье 40 ЗК РФ владелец (собственник) земельного участка вправе: использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на его участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды и обводненные карьеры, в соответствии с законодательством РФ; возводить жилье, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения, строения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

проводить в соответствии с разрешенным использованием осушительные, оросительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и другие водные объекты в соответствии со строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями, установленными законодательством; осуществлять другие права на использование участка, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Также владелец имеет право сажать на участке сельскохозяйственные культуры, владея впоследствии полученной с/х продукцией и прибылью от её реализации, кроме случаев, когда участок был передан владельцем кому-либо на постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, сдан в аренду либо отдан на безвозмездное срочное пользование.

В обязанности собственника участка прописаны в ЗК РФ в статье 42, независимо от категории земель, входит: сохранять геодезические, межевые и иные специальные знаки, установленные в соответствии с законодательством РФ; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и иными природными объектами; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если срок их освоения предусмотрен договорами; Своевременно производить платежи за землю;

Соблюдать при использовании участков требований градостроительных регламентов, экологических, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; Не допускать загрязнения, деградации, захламления и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий; Выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Понятие и состав земельного фонда РФ ПМ.03 МДК 03.01 Земельные правоотношения

Земельный фонд Российской Федерации – это вся ее территория, т. е. вся земля в пределах государственных границ страны. Хотя отдельные части земельного фонда в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом это единый природный объект.

Государственное управление земельным фондом - отдельная сфера государственного управления. Областью действия является земля в широком смысле слова. Предметом регулирования является система земельных правоотношений в области рационального использования и охраны земельных ресурсов как объекта экономического хозяйствования. Все земли, которые находятся в пределах Российской Федерации, составляют единый земельный фонд РФ. Он обусловливает наличие общего правового режима всех земель, составляющих земельный фонд РФ, независимо от формы собственности на землю, целевого назначения и принадлежности к той или иной категории земель. Все земли РФ подразделяются на два вида: - земли, которые используются в качестве пространственного экономического базиса, средства производства; - земли, которые выполняют природно-заповедные, рекреационные, оздоровительные функции.

По данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2008 г. составила 1709,8 млн. га без учета внутренних морских вод и территориального моря.Сведения о наличии и распределении земельного фонда Российской Федерации в разрезе ее субъектов содержат характеристики 86 субъектов Российской Федерации. В 2007 г. завершилось образование новых субъектов Российской Федерации: Пермского края в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа и Красноярского края в результате объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Сведения о земельном фонде Еврейской автономной области и Амурской области сформированы с учетом постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации “Об утверждении изменения границы между Еврейской автономной областью и Амурской областью”.

категории земель 1) земли сельскохозяйственного назначения (гл. 14 ЗК РФ). В этой категории выделяют два вида земель: земли, предназначенные для целей сельскохозяйственного производства, т. е. используемые в качестве производственного фактора; земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, т. е. используемые в качестве обеспечительного, вспомогательного фактора-общая площадь 455 млн га, или 26,6%

2) земли населенных пунктов (поселений) (гл. 15 ЗК РФ). К их числу относят все земли, которые расположены в пределах городской, поселковой территории, а также территории населенных пунктов и те, которые находятся за пределами территории населенных пунктов, но переданы в их ведение- бщая площадь 20,9 млн га, или 1,2%

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (гл. 16 ЗК РФ). Указанные земли могут быть предоставлены только организациям, предприятиям и учреждениям в порядке, установленном федеральным законодательством-общая площадь 17,6 млн га, или 1%

4) земли особо охраняемых территорий и объектов (гл. 17 ЗК РФ). К их числу относятся земли, которые носят природоохранный, природно-заповедный, рекреационный, оздоровительный и историко-культурный характер- бщая площадь 31,6 млн га, или 1,9%

5) земли лесного фонда (гл. 18 ЗК РФ). В его состав входят все земли, покрытые лесом и лесопосадками, а также земли, не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства- общая площадь 1046,3 млн га, или 61,2%

6) земли водного фонда. Эти земли включают в себя три вида земель: занятые водными объектами; выделяемые под полосы отвода; водоохранные зоны водных объектов-общая площадь 19,9 млн га, или 1,2%

7) земли запаса не находятся ни на праве собственности, ни на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и т. д. Земли запаса составляют единый резервный земельный фонд Российской Федерации, находящийся под контролем федеральных исполнительных органов государственной власти в области рационального использования и охраны земель- бщая площадь 118,5 млн га, или 6,9%.

Конец спасибо за просмотр

По данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2008 г. составила 1709,8 млн. га без учета внутренних морских вод и территориального моря (рис. 3.1). Сведения о наличии и распределении земельного фонда Российской Федерации в разрезе ее субъектов содержат характеристики 86 субъектов Российской Федерации. В 2007 г. завершилось образование новых субъектов Российской Федерации: Пермского края в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа и Красноярского края в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов. Сведения о земельном фонде Еврейской автономной области и Амурской области сформированы с учетом постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации “Об утверждении изменения границы между Еврейской автономной областью и Амурской областью”.







3.Понятие и значение принципов земельного права. Виды и содержание: принципов охраны и использования земель; принципов, связанных с правом граждан и их объединений на землю; принципов государственного управления землей; принципов, связанных с землей, как с объектом недвижимости.




1. Предмет земельного права. Предметом любой отрасли права выступает обособленная группа общественных волевых отношений, выделяемых в зависимости от наличия особого объекта общественных отношений либо по признаку особого субъектного состава, либо определения особой сферы жизнедеятельности общества и др. выступает обособленная группа общественных волевых отношений, выделяемых в зависимости от наличия особого объекта общественных отношений либо по признаку особого субъектного состава, либо определения особой сферы жизнедеятельности общества и др. Соответственно могут быть выделены гражданские, административные, трудовые отношения. В рамках этой схемы могут быть обособлены и земельные отношения, так как здесь имеется свой самостоятельный объект – земля. Соответственно могут быть выделены гражданские, административные, трудовые отношения. В рамках этой схемы могут быть обособлены и земельные отношения, так как здесь имеется свой самостоятельный объект – земля.


Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).


По площади земель Россия обладет самым обширным в мире земельным фондом в 1709,8 млн га. Земли используются для разнообразных целей. Более половины всех земель приходится на лесные площади, которые составляют 1046,3 млн. га, или 62% земель РФ, и лишь 8,9%, или 190,3 млн. га используется под пашню. Такая разница объясняется главным образом природно-климатическими условиями страны, ее географическим положением. В силу этих же причин неравномерно осваиваются земли. Основная нагрузка приходится на земли европейской части России, где сконцентрировано промышленное производство, развивается сельское хозяйство и наиболее интенсивно расселяются люди.


Земельное право – самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.


Земельные отношения – предмет земельного права. Они представляют собой юридически значимые связи, взаимозависимое между субъектами права, возникающие в процессе их взаимодействия и касающиеся использования земель, приобретения прав земельные участки, распоряжения землями, охраны земель, государственного управления в области использования и охраны земель. Везде, где отношения между субъектами права складываются по поводу земель, земельных участков, независимо от того, какими нормативными актами регулируются эти отношения, следует говорить о возникновении земельных отношений. Везде, где отношения между субъектами права складываются по поводу земель, земельных участков, независимо от того, какими нормативными актами регулируются эти отношения, следует говорить о возникновении земельных отношений.


Отношения, возникающие по поводу земли, земельные отношения, характеризуются триединством целей и задач: 1) обеспечение наиболее рационального использования земель; 2) охрана земель; 3) обеспечение земельных прав и предусмотренных законом интересов граждан и юридических лиц.


Предметом земельного права выступают следующие виды земельных отношений: 1. Отношения собственности, вещные и иные права на землю; 2. Экономические земельные общественные отношения; 3. Договорные земельные отношения, предметом которых выступают земельные участки; 4. Отношения, связанные с управлением земельными ресурсами; 5. Отношения в сфере использования земель (земельных участков); 6. Отношения по защите законных земельных прав и земельных интересов граждан и юридических лиц;


7. Отношения, связанные с возмещением потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли; 8. Организационно-правовые отношения в сфере охраны земель; 9. Охранительные земельные отношения, вытекающие из охранительной функции права.


Отношения собственности, вещные и иные права на землю Именно они образуют государственно-правовую основу земельного строя Российской Федерации. Сущность его представлена провозглашенным Конституцией РФ разнообразием форм собственности (частной, государственной, муниципальной и других форм собственности) и равновеликой защитой всех форм и видов собственности. Содержание права собственности определяется правомочиями собственника по владению, пользованию и распоряжению земельными участками. В процессе реализации отношений собственности определяются объекты права федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности, виды собственности и установленный земельным законодатель­ством порядок разграничения объектов права собственности. В связи с расширением сферы применения вещных и иных прав на землю земельным правом и иными отраслями законодательства закрепляется порядок приобретения и прекращения таких, например, прав, как права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права срочного безвозмездного пользования, публичного или частного сервитута, права аренды на земельный участок. Заглавную роль здесь играют отношения собственности на землю. Отношения по приобретению, прекращению и переходу вещных и иных титульных прав на землю являются производными от права собственности на землю.


Экономические земельные общественные отношения Они носят многоплановый характер и могут складываться в сфере взимания земельного налога, арендной платы за пользование земельным участком, расчета нормативной цены земли, рыночной или кадастровой стоимости земельного участка. Экономические отношения фрагментарно присутствуют в сфере возмещения убытков, потерь сельскому хозяйству в случаях изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также в случаях ограничения прав собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и в иных предусмотренных законом случаях.


Договорные земельные отношения, предметом которых выступают земельные участки Это качественно новый вид земельных общественных отношений, возникший в ходе проведения земельной реформы. Они представляют собой комплексный правовой институт как земельного, так и гражданского права, при этом основные формы, виды существенные условия договоров определяются гражданским правом, а содержательная часть договора (цена, сроки, права и обязанности, договорные виды ответственности) определяется требованиями земельного законодательства.


Отношения, связанные с управлением земельными ресурсами (управленческие земельные отношения). Ими определяется система, структура и правомочия федеральных органов исполнительной власти как общей, так и специальной компетенции. Особое значение в управленческих отношениях имеют основные направления их деятельности, т. е. функции управления. Поэтому определение содержания этих функций, правовые механизмы их реализации составляют приоритетную задачу действующего земельного законодательства.


Отношения в сфере использования земель (земельных участков) В процессе их правового регулирования земельным законодательством устанавливаются общие принципы землепользования, обязательные требования к использованию земельных участков, а при необходимости запреты и ограничения в целях обеспечения их рационального и эффективного использования, а также обеспечения государственных и муниципальных интересов. Достижение этих целей во многом определяется содержанием прав и обязанностей собственников, владельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков, а также их неукоснительным исполнением. При государственном регулировании данных отношений может ограничиваться правосубъектность участников отношений по землепользованию, к примеру, субъектов права сельскохозяйственного землепользования.


Отношения по защите законных земельных прав и земельных интересов граждан и юридических лиц Как самостоятельный вид земельных отношений вытекают прежде из ст. 2 Конституции РФ и последующего развития норм земельного законодательства. Земельный кодекс РФ (ст. 5963) закрепляет судебный порядок признания земельных прав и интересов граждан, порядок восстановления нарушенных земельных прав, порядок возмещения причиненных при этом убытков и потерь, а также устанавливает основные гарантии защиты земельных прав на земельный участок как для граждан, так и для юридических лиц.


Отношения, связанные с возмещением потерь Эти земельные отношения по своему содержанию являются имущественными отношениями. В то же время они обособлены и отличаются от охранительных тем обстоятельством, что возмещение данных потерь, в случаях изъятия земельных участков или ограничение прав собственников, землевладельцев, землепользователей, и арендаторов земельных участков при изъятии их для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основе актов государственных органов исполнительной власти или муниципальных органов (органов местного самоуправления) и не образуют состава земельного правонарушения.


Организационно-правовые отношения в сфере охраны земель Этот вид отношений не следует смешивать с управленческими отношениями, поскольку они связаны с проведением мероприятий по восстановлению нарушенных земельных участков, проведению, в частности, работ по рекультивации земель, проведению гидротехнической, культурно-технической и иной мелиорации, проведению работ, направленных на предотвращение ветровой и водной эрозии, переувлажнению и заболачиванию земельных участков и т. п.


Охранительные земельные отношения, вытекающие из охранительной функции права Носят комплексный характер, поскольку они связаны с применением мер юридической ответственности, предусмотренных нормами не только земельного, но и уголовного, административного, трудового, гражданского и других отраслей российского законодательства.


Система и структура – архитектурно-конструктивные основы земельного права. Система относится к предметной характеристике земельного права и, по сути, отражает систему регулируемых этим правом общественных отношений. относится к предметной характеристике земельного права и, по сути, отражает систему регулируемых этим правом общественных отношений.Структура отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой. отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой.


Структурные единицы земельного права - Основная структурная единица- правовая норма, или принятое в установленном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности правовых норм объединяются и образуют правовые институты по признаку однородности регулируемых общественных отношений.


Институты земельного права объеденины в общую и особенную части. Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей отрасли значение. К таковым можно отнести институт собственности на землю, институт землепользования, институт государственного управления, институт правовой охраны земель, институт юридической ответственности. Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель. Соответственно к ним относятся институты земель сельскохозяйственного назначения, поселений, земель промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, водного и лесного фондов, земель запаса. Каждый из этих институтов объединяет нормы, устанавливающие правовой режим соответствующей категории земель.

Cлайд 1

Тема «Правовой режим отдельных категорий земель» Вопросы: Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. 2.Правовой режим земель населенных пунктов. 3.Правовой режим земель специального назначения. 4.Правовой режим земель иных категорий.

Cлайд 2

Категории земель в РФ: Земли сельскохозяйственного назначения Земли населенных пунктов Земли специального назначения Земли особо охраняемых территорий и объектов Земли лесного фонда Земли водного фонда Земли запаса ст.7 ЗК РФ

Cлайд 3

Cлайд 4

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» Областной закон Ленинградской области от 2 июня 2005 г. № 51-оз «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области»

Cлайд 5

Правовой режим земель – определение в законодательстве содержания права собственности, иных прав на землю, управления использованием и охраной земель, мер по охране земель, посредством установления основного целевого назначения земель, территориального зонирования, ограничения прав, публичных сервитутов и установления разрешенного использования. гл.XIV-XVIII Земельного кодекса РФ

Cлайд 6

Вопрос 1 – Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения Земли сельскохозяйственного назначения (ЗСН)- земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п.1 ст.77 ЗК РФ)

Cлайд 7

Состав ЗСН земли, предоставленные для нужд с/х земли, предназначенные для нужд с/х с/х угодья земли, занятые объектами инфраструктуры с/х Основной фонд ЗСН резервный фонд ЗСН Фонд перераспределения земель (ст.80 ЗК РФ) Считаются приоритетными в использовании и подлежат особой охране?

Cлайд 8

Фонд перераспределения земель (ст.80 ЗК РФ) цели создания перераспределение земель для с/х производства создание и расширение КФХ и ЛПХ ведение садоводства, животноводства, огородничества сенокошение и выпас скота

Cлайд 9

субъекты использования ЗСН (ст.78 ЗК РФ) некоммерческие организации, в т.ч. потребительские кооперативы хозяйственные общества и товарищества казачьи общества подразделения НИИ образовательные учреждения с/х и иного профиля ГУП и МУП граждане для ведения ЛПХ, КФХ, огородничества, садоводства, животноводства религиозные организации

Cлайд 10

оборот ЗСН п.6 ст.27 ЗК РФ специальный ФЗ ФЗ от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте ЗСН» Областной закон Ленинградской области от 2 декабря 2005 года №107-оз «Об обороте ЗСН на территории Ленинградской области» публичный оборот частный оборот ФЗ Областной закон

Cлайд 11

ПРИНЦИПЫ ОБОРОТА ЗСН Сохранение целевого назначения Установление особенностей при предоставлении иностранцам Ограничение размера общей площади земель, предоставляемых в собственность Преимущественное право субъекта РФ или муниципального образования при покупке Преимущественное право участников долевой собственности при продаже только аренда

Cлайд 12

Нормирование размеров з/у, предоставляемых гражданам и ю/л Общая площадь с/х угодий административного образования субъекта РФ мin размер з/у может быть установлен субъектом РФ мax размер з/у не может быть меньше 10 % В ЛО 10 % общей площади В Ленинградской области не менее 1 га

Cлайд 13

Купля-продажа ЗСН Продажа в течение года третьему лицу по цене, не ниже указанной в извещении Продажа по цене, указанной в извещении Продавец з/у Выставляет з/у на публичные торги Извещает субъект РФ о намерении продать з/у, указывает цену и др. существенные условия договора Субъект РФ готов приобрести з/у Субъект РФ от покупки отказывается срок–1 месяц

Cлайд 14

Аренда ЗСН Срок аренды – не более 49 лет Ограничений на площадь арендуемых земель нет Арендатор имеет преимущественное право заключить договор аренды на новый срок Договором аренды может быть предусмотрено право выкупа з/у: Участок – в собственности граждан и ю/л Участок – в государственной и муниципальной собственности На условиях договора По истечении 3 лет аренды

Cлайд 15

Покупка и аренда государственной земли покупка аренда Через аренду: грамотное использ-е з/у Продажа после 3 лет аренды В СМИ публикуется сообщение Наличие 2 и более заявок Наличие 1 заявки ПУБЛИЧНЫЕ ТОРГИ ПОКУПКА АРЕНДА СРОК-1 МЕСЯЦ

Cлайд 16

Вопрос 2 – Правовой режим земель населенных пунктов. Земли населенных пунктов (ЗНП) – земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (п.1 ст.83 ЗК РФ) ОСОБОЕ МЕСТО – градостроительное регулирование использования земель населенных пунктов Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г.

Cлайд 17

Особенности управления в сфере использования ЗНП Планирование использования земель в соответствии с генеральными планами н/п New!!! генеральные планы городских округов (ст.18 ГрК) Принимаются ОМС и ОГВ субъекта (для городов) Этапы разработки Опубликование Согласование м/у заинтересованными органами власти и населением Утверждение

Cлайд 18

Порядок использования ЗНП определяется в соответствии с зонированием их территории Территориальные зоны н/п жилые военных объектов и др. общественно- деловые рекреаци- онные с/х использования инженерных и транспортных инфраструктур специального назначения производст- венные земельные участки общего пользования (п.12 ст.85 ЗК)