В начале XX в. возникло новое направление в живописи, явившее собой своеобразное перевоплощение символизма, - сюрреализм (от французского surrealite - искусство сверхъестественного). Предметы и фигуры людей и животных выведены на картинах представителей этого направления как нечто необычное, порой напоминающее странное и ужасное видение. Эти пугающие образы могли возникнуть только в мозгу спящего, находящегося в гипнотическом состоянии или трансе человека.

В сюрреалистических композициях нет порядка, в них все случайно. Появление подобного направления связано с существовавшей в начале XX в. медицинской теории, утверждавшей, что в подсознании человека присутствуют темные силы, стремящиеся подчинить себе сознание. Картины сюрреалистов отразили увлечение художников этой идей. Своей живописью они пытались доказать публике, что в создании их произведений участвует неведомая сила, скрытая в глубинах мозга.

Предшественниками сюрреализма можно считать И. Босха и Ф. Гойю с их причудливыми и странными образами. Большую роль в появлении сюрреализма сыграл дадаизм (от французского dada - деревянная лошадка для детей), литературно-художественное движение, сформировавшееся в Цюрихе в годы Первой мировой войны в среде эмигрантов. В творчестве дадаистов выразился страх человека перед кровавой бойней. Представители этого течения отвергали цельность и планомерность композиции, выстраивая свои произведения с помощью случайных предметов. Их картины, напоминавшие пародию на творчество, шокировали зрителей. Крупнейшими мастерами дадаизма были М. Дюшан, Ф. Пикабиа, М. Эрнст, К. Швиттерс, Х. Арп.

Еще до появления дадаизма черты сюрреализма появились в творчестве итальянца Джорджо Де Кирико и жившего во Франции выходца из Белоруссии Марка Шагала.

Полотна Шагала наполняют беспорядочные образы, рожденные воспоминаниями художника о родине, городе Витебске, и впечатлениями от парижской жизни. Фигуры людей, животных, предметы, растения и деревья на его картинах как будто парят в воздухе.

Джорджо Де Кирико

Итальянский художник Джорджо Де Кирико родился в 1888 г. в Греции. В 1899-1905 гг. он учился живописи в Афинах. В 1906 г. после смерти отца художник вместе с семьей переехал в Мюнхен, где поступил в Академию художеств. В Германии Де Кирико увлекся сочинениями А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В раннем его творчестве заметно влияние живописи А. Бёклина и М. Клингера («Битва лапифов с кентаврами», 1909). В 1910-1911 гг. Де Кирико посетил Италию. Под впечатлением красоты архитектурных памятников Милана, Флоренции и Турина он создал свои «картины-таинства». Вместе с братом Андреа, получившим известность как писатель Альберто Савиньо, художник с 1911 по 1915 г. жил в Париже. Здесь он представил свои картины на Осеннем салоне и Салоне независимых. Французская публика положительно встретила творения Де Кирико.

В начале Первой мировой войны Де Кирико вместе с братом приезжает в Италию. Здесь он создает метафизические композиции, предопределившие возникновение сюрреализма. В картинах Де Кирико зритель видит пустынные улицы и площади, заполненные античными скульптурами, куклами, роботами. Кое-где встречаются живые люди, как будто спящие на ходу. Ощущение тревоги и страха перед грядущим вызывают длинные тени, отбрасываемые фигурами людей и предметами («Красная башня», 1913; «Награда ясновидца», 1913; «Тайна и меланхолия улицы», 1914) . Застывшие статуи и манекены кажутся героями какой-то пугающей драмы («Философ и поэт», 1914; «Пророк», 1915, «Великий метафизик», 1917) .

В 1919 г. художественная манера Де Кирико резко изменилась. Из произведений исчезли странные и загадочные образы. Теперь его живопись приобрела черты классического искусства. Отход от метафизической живописи явился причиной разногласий с сюрреалистами, с которыми художник познакомился в Париже в 1920-е гг. Они не приняли новую манеру Де Кирико, назвав ее упаднической.

Потеряв интерес к метафизической живописи, художник стремится возродить в своем творчестве традиции классицизма. Он пишет картины в духе старых мастеров, заимствуя из работ Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Рубенса, Ватто, Фрагонара образы, сюжеты и целые фрагменты («Падение Фаэтона», 1954; «Лукреция», 1922). В этот период мастер создает множество вариантов своих метафизических композиций, стараясь улучшить их. Стилизация под классическое искусство нередко приводила к появлению в живописи Де Кирико элементов примитива и пародийности («Спящая Диана в лесу», 1933; «Пейзаж с богиней», 1936). В 1970-е гг. живопись Де Кирико в духе классицизма имела большой успех у публики.

Кроме живописи, художник занимался печатной графикой, скульптурой, театральными декорациями. В 1929 г. он издал автобиографическое сочинение, а в 1945 г. - «Мемуары».

Умер Де Кирико в 1978 г. в Риме.

Как направление сюрреализм сформировался в начале 1920-х гг. Крупнейшим представителем этого искусства стал испанский художник С. Дали.

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали родился в Каталонии в 1904 г. Учился в мадридской Академии художеств. Большое влияние на формирование его стиля, а также воззрений на искусство оказала необычная живопись Де Кирико и сочинения З. Фрейда.

В 1929 г. Дали приезжает в Париж, где входит в круг художников-сюрреалистов. С этого момента в его картинах преобладают странные образы, словно рожденные больной фантазией пациента психиатрической клиники. Фигуры, несмотря на свой фантастический вид, кажутся осязаемыми и живыми - настолько оптически достоверно художник изображает их.

Чудовищные монстры на полотнах мастера поражают своим устрашающим и нелепым обликом («Мрачная игра», 1929) . В работах Дали часто повторяются странные символы и детали, вероятно связанные с личной жизнью художника, его чувствами и интимными переживаниями. Это мягкие, словно сделанные из материи, часы и рояли, костыли, зубы, разлагающаяся человеческая плоть, режущие инструменты, огромные кузнечики и муравьи («Постоянство памяти», 1931; «Женщины с цветочными головами, обнаруживающие на пляже останки рояля», 1936; «Сон», 1937). Так, в картине «Великий мастурбатор» (1929) закрытые глаза на женском лице обращают зрителя к области подсознательного, где простой кузнечик становится воплощением детского страха быть съеденным, а также боязни сексуальных проблем. Позднее образ Великого мастурбатора появится и в других произведениях Дали.

Нередко сюжеты, связанные с агрессией, сексуальными извращениями и органическим распадом, пронизаны страхом перед социальными потрясениями и войнами. Таковы полотна «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны» (1936), «Осеннее каннибальство» (1936-1937), «Изобретение монстров» (1937).

Во многих произведениях Дали, относящихся к 1930-м гг., повторяются многозначные образы, смысл которых очень трудно разгадать («Призрак Вермеера Дельфтского, который можно использовать как стол (феноменологическая теория «мебели-пищи») », 1934; «Метаморфоза Нарцисса», 1937; «Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера», 1940).

С 1934 г. отношения между Дали и другими художниками-сюрреалистами осложняются, а в 1939 г. происходит полный разрыв, связанный с политическими убеждениями Дали, симпатизировавшего лидерам тоталитаризма. Сыграло также свою роль и упрощенное понимание испанским мастером эстетических воззрений и программ сюрреализма.

Разорвав отношения с бывшими соратниками, Дали по-прежнему считал себя настоящим и единственным сюрреалистом. В 1940 г. художник уехал в США. Умело использовав рекламные акции, шоу, а также свою деятельность в области прикладного искусства художник завоевал необыкновенную популярность не только в США, но и во всем мире.

С 1948 г. Дали вновь живет в Испании. Он обращается к католицизму и выполняет несколько полных мистического чувства религиозных композиций в духе барочного искусства («Мадонна де Порт-Льигат», 1950; «Христос Хуана де ля Круса», 1951; «Тайная вечеря», 1955). В таком же стиле написаны картины на сюжеты из истории и античной мифологии («Атомная Леда», 1949; «Открытие Америки Христофором Колумбом», 1958-1959). Нередко моделью для полотен Дали служила его жена Гала (Елена Делувина-Дьяконова).

В 1970-е гг. в творчестве мастера появляются черты романтического искусства («Дикий пейзаж с обнаженными», 1970). Кроме живописи, художник занимается графикой, скульптурой, прикладным искусством, литературным творчеством. Работает он также в области театра и кино.

В 1973 г. Дали основал в родном Фигерасе свой музей. Здесь он и жил с 1986 г. до самой смерти. Умер Дали в 1989 г.
Представителями сюрреализма были: бельгиец Рене Магритт, писавший наполненные странными символами полотна; француз Ив Танги с его пугающими и непонятными фигурами, похожими на бобы; испанец Хоан Миро, в картинах которого изображены удивительные существа и знаки, напоминающие древние письмена. В духе сюрреализма некоторое время работал швейцарец Пауль Клее.

Сюрреалистическое движение было основано в 1920-х годах в Париже небольшой группой писателей и художников, которые экспериментировали с новым способом передачи необузданной фантазии подсознания. Сюрреализм в искусстве стал международным интеллектуальным движением. Художники изображали нелогичные сцены с фотографической точностью, создавали странных существ из повседневных объектов и при этом считали свою работу выражением философского движения.

Группа единомышленников

Слово "сюрреалист" было придумано Гийомом Аполлинером, и впервые оно появилось в предисловии к его пьесе. А в движение было официально признано в 1924 году, когда Андре Бретон написал свой манифест о сюрреализме. В нем он предположил, что художник должен стремиться получить доступ к собственному подсознанию и именно в нем и черпать вдохновение.

Андре формирует вокруг себя группу единомышленников. Это были люди, которые не понаслышке знали, что такое сюрреализм. Картины их становятся популярными у широкого круга зрителей. Это известные художники Жан Арп и Макс Эрнст. Но были среди них также литераторы и поэты, такие как Филипп Супо, Луи Арагон и многие другие. И эти люди считали своей задачей не только создать новое но изменить саму жизнь и переделать весь мир.

Наиболее известные представители направления

Теоретик сюрреализма - считал, что это направление уничтожит некую грань между действительностью и мечтами, и вследствие этого возникнет сверхреальность. Он постоянно пытался объединить одной целью сюрреалистов, но между ними возникали бесконечные споры, различные разногласия, многие предъявляли друг другу взаимные обвинения, а зачастую даже исключали из своих рядов протестующих и несогласных.

Сюрреализм был основан на которая включает в себя метод ассоциаций, при помощи них и осуществляется переход из мира сознания в подсознание. И тем не менее, картины в стиле сюрреализм имеют значительные отличия в зависимости от автора. Дали, например, с фотографичной точностью старается передать каждую деталь своего произведения, которое зачастую напоминает кошмарный сон.

Макс Эрнст писал свои полотна как будто автоматически, абсолютно отключая разум. Он при этом воссоздавал какие-то произвольные образы, в основном создающие впечатление некой абстрактности. А вот у Жана Миро, еще одного художника, который поддерживал сюрреализм, картины отличались не только своим разнообразием, но и жизнерадостностью красок.

Два течения, слившиеся воедино, или Методы написания картин

Особое распространение сюрреализм получил во время Первой и Второй мировых войн. Тогда его последователи эмигрировали в разные страны и появлялись не только в Европе, но в Соединенных Штатах. Немаловажное значение в образовании сюрреализма имеет течение дадаизм, которое возникло в Цюрихе в 1916 году. Дадаисты первыми использовали метод набрасывания красок на хост, предоставляя им возможность растекаться хаотичным образом. При этом получались разнообразные конфигурации, которые и выражали мысли художника.

А уже в 1920-х годах дадаисты объединяются с сюрреалистами в единое течение. Но известные мастера, которые писали картины в стиле сюрреализм, не хотели использовать примитивные методы выражения мыслей в своих произведениях. Они все-таки предпочитали добиваться такого внутреннего состояния, когда происходит полное отключение разума, что-то типа самогипноза. И именно в эти периоды создавать свои шедевры. Эти же методы использовал и известный художник Сальвадор Дали, который предпочитал писать картины сразу же после сна, когда мозг еще не освободился от ночных впечатлений. А зачастую просыпался и посреди ночи, чтобы создать очередной шедевр.

Сюрреализм: картины Сальвадора

Не было темы, которую бы не затронуло творчество Дали. Это и и гражданские войны, наука, искусство и даже обычное приготовление пищи. И практически все он превращал в нечто немыслимое, что не укладывалось в понимании любого здравомыслящего человека.

Многие произведения Сальвадора сочетали в себе образы совершенно не связанные между собой, при этом сюжет полотна больше напоминал параноидальное явление. Например, картины "Бесконечная загадка" и "Замок Гала в Пуболе". Тем не менее, стоит отметить, что любая работа Дали имеет приятные сочетания оттенков и цветов.

Основная цель сюрреализма

Создание какого-то причудливого образа, не соответствующего общепринятым стандартам, и была основная цель, которую приветствовал сюрреализм. Картины, написанные в этом стиле, должны были представлять зрителям именно сюрреалистические образы. То, как автор произведения видит тот или иной предмет в сверхъестественной реальности, а не в повседневной жизни.

Современный сюрреализм все так же приковывает взгляды многих зрителей своими необычными и красочными образами. Уже более полувека существует этот стиль в мировом искусстве, и художники по-прежнему стараются создавать все более сверхъестественные образы, которые обращают на себя особое внимание почитателей этого стиля.

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 12.08.2015 14:17 Просмотров: 5269

«Процесс познания исчерпан, интеллект не принимается больше в расчёт, только грёза оставляет человеку все права на свободу» (Из предисловия к первому номеру журнала «Сюрреалистическая революция»).

В этих словах – суть сюрреализма.

Значение термина

Сюрреали́зм – от французского surréalisme (сверхреализм). Но с таким термином (сверхреализм) мы уже встречались – так переводится слово «гиперреализм ». Приставка «гипер» (hyper) – в переводе с греческого означает «над, сверх, по ту сторону, превышение нормы». Таким образом, гиперреализм – это сверхреализм. Но в чём тогда разница между гиперреализмом и сюрреализмом?
Разница значительная. В гиперреализме предметы изображаются с фотографической точностью, порой рисунок не отличим от фотографии. Вот, например, как эта картина художника-гиперреалиста.

Картина итальянского художника-гиперреалиста Роберто Бернарди
В сюрреализме же сверхреализм проявляется как раз практически в полном отсутствии реализма . Звучит парадоксально, но сюрреализм как раз и претендует на парадоксальность. Он использует аллюзии и парадоксальные сочетания форм. Аллю́зия (лат. allusio – намёк, шутка) – указание, аналогия или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. В сюрреализме совмещены сон и реальность, сновидение наяву.

История сюрреализма

Сюрреализм как художественное направление сформировался во Франции к началу 1920-х годов. Основателем и теоретиком сюрреализма был Андре Бретон, французский писатель и поэт. Но сам термин «сюрреалистический» впервые появился в 1917 г. в подзаголовке одной из пьес Г. Аполлинера.
Однако основателем сюрреализма считают нидерландского художника, крупнейшего мастера Северного Возрождения, одного из самых загадочных живописцев в истории западного искусства – Иеронима Босха (1450-1516).
Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён глубокий смысл, предпринимались множественные попытки объяснить его значение, дать ему толкование. Многие считают Босха сюрреалистом XV в., извлекавшим свои образы из глубин подсознания.

И. Босх. Фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений»
Сальвадор Дали́ считал себя наследником Босха.
Сюрреализм сложился под влиянием теории психоанализа Фрейда, хотя не все сюрреалисты увлекались психоанализом. Главной целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Свобода и иррациональность – важнейшие ценности сюрреализма.
Часто сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они использовали автоматическое письмо – самопроизвольный процесс, являющийся результатом бессознательной деятельности пишущего, который при этом может пребывать в состоянии гипнотического, медиумического или медитативного транса. Автоматическое письмо использовалось психологами-фрейдистами и их последователями как метод психо- и самоанализа. Теоретики такого метода утверждали, что автоматическое письмо даёт исследователю представление о глубинных проблемах психики пишущего. Автоматическое письмо, наряду с автоматическим рисунком, автоматическим музицированием стало использоваться как средство выражения бессознательного в искусстве сюрреализма.
Зародившись во Франции (в Париже), сюрреализм с 1920 по 60-е годы распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке, Африке, Азии, а в 80-х годах добрался и до Австралии.
Первый Манифест сюрреализма в 1924 г. создал Андре Бретон.
Одной из техник сюрреализма был изобретённый Вольфгангом Пааленом фьюмаж . Сутью этой техники является получение изображения при помощи копоти свечи или керосиновой лампы. Фьюмаж впоследствии использовал и Сальвадор Дали в качестве основы, покрываемой затем красками.

В. Паален «Запретная страна» (1936-1937)

В. Паален «Планетарное лицо» (1947). Музей модерн (Сан-Франциско)

Крупнейшие представители сюрреализма

Величайшими представителями сюрреализма в живописи были Сальвадор Дали , Макс Эрнст и Рене Магритт .

Сальвадор Дали (1904-1989)

Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
К данному методу он пришёл не сразу – сначала были эксперименты с методами кубизма и дадаизма . Но и сюрреализм не был постоянным методом, в котором он работал: в 1937 г. художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его работах начинает преобладать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма . Несмотря на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями.
В 1960-е годы Дали снимает причудливые короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. В фильмах он использует эффекты обратного просмотра, снимается в рекламах (и здесь не упускает возможности для самовыражения).
Давайте рассмотрим некоторые картины С. Дали.

С. Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944). Холст, масло. 51 х 40,5 см. Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид)
Сам Дали так разъяснил смысл этой картины: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы». (Бернини – великий итальянский архитектор и скульптор).

С. Дали «Постоянство памяти» (1931). Холст, гобелен ручной работы. 24 х 33 см. Музей современного искусства (Нью-Йорк)
Одна из самых известных картин художника. Она известна также как «Мягкие часы», «Твёрдость памяти» или «Стойкость памяти».
Размягчённость висящих и стекающих часов сюрреалистический образ, символизируюший уход от линейного понимания времени. Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы. Художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер. Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Написанию картины могли способствовать ассоциации, возникавшие у Дали при виде плавленого сыра (на это указывает его высказывание).


С. Дали «Мягкая конструкция с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)» (1936). Холст, масло. 100 х 99 см. Художественный музей Филадельфии
Картина была написана в 1936 г., незадолго до начала гражданской войны в Испании. Всю центральную часть полотна занимает конструкция из человеческих рук и ног, формой напоминающая очертание Испании. Сооружение как будто нависает над традиционным для Дали низким горизонтом. Внизу на земле рассыпаны варёные бобы. Сочетание этих предметов создаёт абсурдное, болезненно-фантастическое сочетание, передающее впечатление Дали от событий, происходивших в те годы в Испании.


Эту картину можно назвать сюрреалистической только по форме. По содержанию же она реалистична – лицо войны всегда страшно.

Сюрреализм в других видах искусства

Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер и Дэвид Линч.

Жан Кокто (1889-1963) – французский писатель, поэт, драматург, художник и кинорежиссёр. Одна из крупнейших фигур во французской литературе XX в.
Он является режиссёром известной сюрреалистической фантазии «Орфей» (1950), образ Орфея у Кокто был лейтмотивом и стержнем всего его творчества.

Филипп Халсман (1906-1979) – выдающийся фотограф середины XX в., считается родоначальником сюрреализма в фотографии. В 1941 г. он знакомится с Сальвадором Дали, с которым поддерживал творческие и дружеские отношения в течение 30 лет. К этому периоду относится его знаменитая фотография «Dali Atomicus».

Ф. Халсман «Dali Atomicus»
Это сюрреалистичное фото создано без монтажа и трюков, только тщательно продуманная постановка, кропотливая подготовка, множество дублей и невероятное терпение все участников съёмки.
Филипп Халсман создал фотопортреты многих знаменитых людей: Альберта Эйнштейна, Сальвадора Дали, французского комика Фернанделя, Бриджит Бардо, Анри Матисса, Анны Маньяни, Софи Лорен, Мэрилин Монро, Уинстона Черчилля, Джона Кеннеди – он снимал почти всех знаменитостей ХХ в. На его фотографиях политики и миллионеры, интеллектуалы и поп-дивы, эксцентричные художники и поэты.
Наиболее знаменитыми сюрреалистами в литературе были Андре Бретон, Робер Деснос, Луи Арагон, Поль Элюар, Рене Шар, Анри Мишо. Сюрреалистической литературе свойственно автоматическoе письмо, то есть творчество без контроля сознания, опирающееся только на подсознательные импульсы. В действительности такой тип творчества практически невозможен. Все произведения сюрреалистов ориентированы на интерпретацию, они изображают не предметы, а их идеи и образы. Поэтому восприятие сюрреалистических полотен и текстов требует от зрителя и читателя определённой умственной и эмоциональной подготовки, которая позволила бы найти с ними общий язык. Стремление выражать свои мысли и эмоции на усложнённом языке, прихотливая ассоциативность, насыщенность текста переносными значениями делают чтение сюрреалистических произведений увлекательной, но не всегда лёгкой работой.

Friday, September 15, 2017

Сюрреализм (от франц. surrealisme - «сверхреализм») – направление в живописи, кинематографе, литературе 20 века, сложившееся во Франции в 1920-х гг. Термин «сюрреализм» принадлежит поэту Гийому Аполлинеру. В конце 1910-х ему удалось собрать вокруг себя соратников в лице Андре Бретона, Филиппа Супо, Луи Арагона, Жана Кокто – молодых поэтов, назвавших себя сюрреалистами. В 1917 г. Аполлинер поставил свою «сюрреалистическую драму» «Сосцы Тиресия» (Les mamelles de Tiresias). Но основоположником сюрреализма считается французский писатель и поэт - Андре Бретон, который в 1924 г. опубликовал первый «Манифест сюрреализма», где он разъясняет суть сюрреалистического движения.

Чем характеризуется сюрреализм? В чем его особенность и отличие от других направлений? Попробуем разобраться, рассмотрев

Saturday, April 15, 2017

1. Влияние философии Бергсона и учения Фрейда.
Именно под влиянием этих ученых сформировалось видение художников-сюрреалистов.
По мнению Бергсона, человек способен постичь мир, сверхреальное, если позволит интуиции взять верх над разумом, логикой. Человек становится настоящим, без комплексов и предрассудков, если ему удается освободиться от контроля разума. Только так рождается «чистое» искусство, способное отразить ту сущность бытия, которая скрыта за преградой разума. Вклад Фрейда в том, что он определил подсознание как феномен, обуславливающий мысли и поведение человека. Исходя из его теории, сновидения – это не что иное, как впечатления, переживания, образы, мысли, скрытые желания, воспоминания, которые были вытеснены сознанием в «хранилище» подсознания, где они постоянно находятся в качестве бессознательных комплексов.
Таким образом, сюрреалисты пытались как можно глубже проникнуть в подсознание, обеспечив ↯

2. Уход от реальности, отказа от логики, традиционного мировосприятия, разграничения вещей на хорошие и плохие, ложные и правдивые, прекрасные и уродливые.
Для этого они использовали следующие способы: ↯

3. Имитация черт первобытного искусства, творчества детей, душевнобольных. Изображение снов, галлюцинаций.
Сюрреалисты полагали, что необходимо уйти от реальности и позволить свободным ассоциациям, «творческому безумию» вырваться наружу. Чтобы проникнуть в сферу подсознания, художники прибегали к помощи гипноза, алкоголя, наркотиков. Сальвадор Дали прибегал к способу запечатления сновидений сразу после пробуждения: возле его кровати всегда «дежурили» холст с красками, плюс он часто засыпал на стуле с ключом в руке, который в последствии падал и будил живописца, а Дали быстро пытался изобразить приснившееся.
Отсюда в их картинах можно наблюдать ↯

4. Сочетание настоящего и вымышленного. Изменение форм и размеров предметов: тяжелые формы становятся невесомыми, твердые предметы растекаются, а маленькие приобретают нереально-огромные размеры.
Появляются ↯

5.Оптические иллюзии – двойственные картины, содержащие внутри себя элементы, которые не заметны сразу. При первом взгляде на сюрреалистическую картину могут возникнуть мысли об абсурдности работы – множество хаотичных, несвязанных между собой элементов, но ↯

6.Смысл - в символике образов. Рассматривая работы сюрреалистов зритель пытается понять их, собрать образы воедино и увидеть хотя бы какой-нибудь смысл. И он [зритель] видит - необязательно тот, который заложил художник, но свой, исходя из своего мировосприятия и жизненного опыта.
Так сюрреалисты пытаются добиться своей главной цели – ↯

7. - Навести зрителя на рассуждения.
Удалось им это или нет, вы сможете сами понять, познакомившись с творчеством самых известных сюрреалистов.

Список художников сюрреалистов (с картинами), как современных, так и некоторых классиков. По ссылке вы можете попасть на статью, где можно посмотреть больше картин и подробно рассказывается о художнике.

Художники сюрреалисты. Галерея. Список.

Здесь собраны все сюрреалисты на моем сайте. Картинки кликабельны, если навести на картинку указатель мышки, то появится название, а нажав на картину, вы попадете на статью с художником. После галереи идет список художников с кратким описанием, картиной каждого из художника и, опять-таки ссылкой на статью. Кому как удобнее короче.

Художники сюрреалисты. Сальвадор Дали.

Его и представлять не надо. Какой сюрреализм без Сальвадора Дали? По Сальвадору у меня целый цикл статей на сайте — см. рубрику Сальвадор Дали в правой колонке сайта. Ниже представлены самые популярные статьи.

Художники сюрреалисты. Рене Магритт.

Это второй столп, на фундаменте которого держится современный сюрреализм. Полная противоположность Сальвадору, он тем не менее стал одним из самых узнаваемых художников сюрреалистов всех времен и народов. Картины Магритта похожи на загадки со странным чувством юмора, в отличие от буйного потока подсознательных желаний и фобий Дали. Чего только стоит картина «Сын человеческий» и «вероломство образов» (знаменитая «это не трубка»).


La Memoire (Память)

Современные художники сюрреалисты. Алексей Ежов.

Алексей Ежов — русский сюрреалист, рисует картины в стиле голландских мастеров. Чем-то напоминает Босха. Любит рисовать механизированных животных. Любимые мотивы — рыбы и люди в средневековом антураже.

Художники сюрреалисты нашего времени. Яцек Йерка

Яцек Йерка — польский мастер, который тоже немало взял из техники голландских художников. Работает в жанре сюрреалистическая иллюстрация. Любимые мотивы — оживление механизмов (вроде будильника-динозавра) и природа. Отличается страстью к тщательной детализации и перегруженной композиции в своих работах.

narodziny_zycia, одна из картин Яцека Йерки к фильму Даалдера «Земляничные поляны»

Художники сюрреалисты. Юрий Лаптев.

Лаптев — художник из Крыма. Работает в довольно нехарактерной для сюрреалистов акварельной технике. Как и Йерка, Лаптев и сюрреалист, и иллюстратор в одном лице. Несмотря на явную сюрреалистичность работ, можно найти образы, знакомые всем «рожденным в СССР».

Художники сюрреалисты. Джонсон Цанг.

Цанг — сюрреалистический скульптор из Гонконга. Любитель соединять живое с неживым или человека с растением. Специализируется на керамике и литье из нержавеющей стали. Многие его творения украшают аэропорты Гонконга.

Керамическая скульптура.

Джузеппе Арчимбольдо.

Джузеппе не совсем сюрреалист, но близок, как никто. Примечательно то, что этот художник жил и творил задолго до Сальвадора Дали и даже Джорджо де Кирико. В сети людям полюбились его портреты из овощей. Имею мнение, что чисто технически он не меньший сюрреалист, чем современные сюрреалисты, потому что единственное, что его отличает от «настоящих» сюрреалистов — это отсутствие соответствующей идеологии. Художественная техника и оригинальность потрясает. Не сомневаюсь, что его гротескные картины пользовались немалым успехом у аристократов.


Картина из цикла стихии — Вода

Сюрреалистические картины Васко Ташковски.

Это один из моих любимых художников. Он мало известен широким массам, а зря. Родился в Югославии. Его картины потрясают своей эпичностью. Кроме того, он один из немногих художников, которые могут похвастаться яркой индивидуальностью. Перепутать его картины, скажем с Сальвадором, может только человек крайне далекий от искусства. Любимые мотивы — это лошади и окружающая среда.

Сюр деко Бориса Индрикова.

Индриков — русский художник сюрреалист, который работает на стыке ар нуво, сюрреализма и фантастического реализма. Его картины выглядят сюрреалистично, но в то же время нежно и декоративно. Тоже один из моих любимых художников. Такое и в музее хорошо смотрится и на стену повесить приятно, и на странице книги красиво выглядит.

Русский художник сюрреалист Владимир Куш.

Владимир Куш — another one художник сюрреалист. Работает в стиле, похожем чем-то на Сальвадора Дали. Тем не менее наметанный глаз безошибочно определит, где чья картина. Тоже довольно милые работы. Такие приятны и созерцательные. Не столь силен, как Васко, больше коммерческий художник. Как и Индриков, понравятся даже тем, кто особо сюрреализм не любит. Любимые мотивы — бабочки.


Book of Books

Художники сюрреалисты. Украинский художник Иван Марчук.

Иван Марчук — один из самых известных художников сюрреалистов Украины. Впрочем, Марчук работает не только в стиле сюрреализма, но и пишет вполне себе реалистичные пейзажи. Характерная техника художника — использование перекрывающих друг друга линий, что визуально дает эффект смешения цветов (прием, чем-то похожий на пуантилистов).


Марчук.

Художники сюрреалисты. Акварельный сюрреализм Джонатана Уолстенхолма.

Джонатан Уолстенхолм — акварелист, известный мне по серии сюрреалистических иллюстраций, которые я бы назвал «жизнь замечательных книг». Любимые мотивы — книги (ваш капитан очевидность).


Акварельные картины Уолстенхолма