ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ Презентацию выполнила: ученица 3 «В» класса средней школы №62 г. Владивостока Корниенко Елизавета Цели и задачи:

  • Знакомство с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота;
  • Развивать мышление, учить сравнивать, обобщать;
  • Воспитывать биоэтическое отношение ко всему живому.
ЧТО ОТНОСИТСЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ?

Растения

Животные

Микроорганизмы

ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ: Организмы- производители (растения)

Организмы- потребители (животные)

Организмы- разрушители (грибы и бактерии)

ОРГАНИЗМЫ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ Организмами-производителями ученые называют РАСТЕНИЯ . Только растения способны использовать энергию Солнца, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей). ОРГАНИЗМЫ-ПОТРЕБИТЕЛИ Организмами-потребителями являются ЖИВОТНЫЕ , так как они потребляют вещества, производимые растениями ОРГАНИЗМЫ-РАЗРУШИТЕЛИ Организмы-разрушители – это ГРИБЫ и БАКТЕРИИ . Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли, входящие в состав ПОЧВЫ. ПОЧВА

  • Соли в ПОЧВЕ используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов- разрушителей превращаются в перегной. Потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.
В почве живая и неживая природа соединяются! Великий Круговорот Жизни»

Солнечный свет

Углекислый газ

ПОТРЕБИТЕЛИ

РАЗРУШИТЕЛИ

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

ЗАПАС ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ В ПОЧВЕ

Вещества «путешествуют» в природе по кругу:

И круг этот разорвётся, если исчезнет почва. Представьте, что на Земле исчезли: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва. Если исчезнут растения…

  • …то животным нечего будет есть. Животные все погибнут от голода и превратятся в перегной.
  • ЖИЗНЬ ОСТАНОВИТСЯ!
Если исчезнут животные…
  • …то растения некому будет есть. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве.

ЖИЗНЬ ОСТАНОВИТСЯ!

Если исчезнут грибы и бактерии…

  • …то растения погибнут из-за недостатка солей. И умрут животные, потому что нет пищи.

ЖИЗНЬ ОСТАНОВИТСЯ!

Если исчезнет почва…

  • …то растениям негде будет расти, бактериям и грибам негде жить, а животным нечем питаться.

ЖИЗНЬ ОСТАНОВИТСЯ!

Выводы:

  • Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни на нашей планете.
  • Этот круг разорвется, если исчезнет какое-нибудь звено!

Урок 24. Великий круговорот жизни

Цели деятельности учителя:

Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота.

Развивающая: способствовать развитию мышления и речи; формированию умений выделять логические части изучаемого материала, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать.

Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе; способствовать формированию экологического сознания учеников на примере экологических проблем.

Оборудование: схема «Круговорот жизни»; карточки «о рганизмы-производители», «о рганизмы-потребители», «о рганизмы-разрушители», «р астения», «ж ивотные», «б актерии, грибы».

Сценарий урока

I. Проверка выполнения домашнего задания.

Коллективная беседа:

Можно ли грибы отнести к миру растений? Почему?

Можно ли грибы отнести к миру животных? Почему?

Все ли грибы можно употреблять в пищу?

Как часто называют сбор грибов?

Какие правила нужно соблюдать при сборе грибов?

Викторина «Проверь себя».

II. Актуализация опорных знаний.

Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая.)

Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, Солнце, тучи, горы относятся к неживой природе.)

Что относится к живой природе? (Животные, растения, бактерии, грибы, микробы.)

Назовите признаки жизни. (Питание, дыхание, движение, рост, развитие, смерть.)

Какое значение имеют воздух и вода для растений и животных? (Воздух необходим для дыхания, вода – для питания и роста.)

Могут ли животные жить без растений, а растения без животных? Почему? (Растения служат пищей для животных, а животные являются участниками размножения растений.)

Как образуется почва? (Твёрдые породы под воздействием воды, ветра и растений постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, но все же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Теперь здесь могут поселиться и другие растения, которые дают ещё больше перегноя. Так постепенно камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву.)

Назовите главное свойство почвы. (Плодородие.)

III. Сообщение темы и задач урока.

Ответьте на вопросы и прочтите тему урока.

1. Под действием этих живых существ перегной превращается в соли.

2. Что изучает ботаника?

3. Что происходит с перегноем под действием бактерий и грибов, когда перегной превращается в соли?

4. Что придаёт почве тёмный цвет?

5. Что необходимо растениям для роста?

6. Живые существа, которых изучают зоологи.

7. Что впитывают корни растений вместе с водой из почвы?

8. Организм, имеющий шляпку и ножку.

9. Верхний слой земли.

10. Главное условие для питания растений.

Вам знакомо слово «круговорот»? (Мы изучали тему «Круговорот воды в природе».)

IV. Изучение нового материала.

1. Основные звенья круговорота жизни.

Рассказ учителя.

Итак, тема урока – круговорот в жизни.В природе множество живых существ, к которым нужно относиться бережно. Как вы думаете, почему нужно беречь все то живое, что находится вокруг нас?

Каждый живой организм – часть живой природы. Не будь в природе живых существ, планете была бы уготована участь ядовитой парилки, как на Венере, или остывшего пустынного тела, как на Марсе. Новые и новые поколения организмов сменяли друг друга. Они пользовались тем, что создавали предшественники, и в свою очередь преобразовали Землю для потомков. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частичкой. Основные звенья этого круговорота составляют три группы организмов:

1. Организмы-производители.

2. Организмы-потребители.

3. Организмы-разрушители.

Организмы-производители. Ими ученые-экологи называют растения. Только растения способны использовать энергию Солнца, производить органические вещества из вещества неорганического – питательные вещества (сахар и крахмал) из углекислого газа и воды, солей. Растение берет из воздуха углекислый газ, а выделяет кислород. Получается круговорот между растениям и воздухом. Растение берет из почвы минеральные соли и воду. Когда растение умирает, из его остатков образуется плодородный слой почвы – перегной. Образуется круговорот. (Напомнить, что листья растений – это «повара», которые из воды и углекислого газа «готовят» пищу-сахар и крахмал. Работает эта чудесная «кухня» только на свету).

Организмы-потребители. Это животные, так как потребляют вещества, производимые растениями. Животное дышит воздухом, пьет воду, питается растениями. После того как оно умирает, его останками питаются другие животные и удобряется почва. Получается следующий круговорот.

Организмы-разрушители. Это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образуются необходимые растениям соли.

2. Роль разных царств живой природы в круговороте жизни.

Рассказы учащихся.

В этом круговороте участвуют разные царства живой природы, каждое из них играет разную роль. И каждое из звеньев необходимо.

Растения – организмы-производители.

1. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты.

2. Из всех организмов только растения способны использовать энергию Солнца, они создают при этом питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и минеральных солей. р астения извлекают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, пригодная для дыхания.

3. Растительность служит пищей для травоядных животных.

4. Растения – основное звено в сложной цепи всех организмов, включая человека.

5. При непосредственном участии растений возникла и образуется почва.

ж ивотные – организмы-потребители.

1. Животные в природе имеют большое значение, играют большую роль, как и растения. Большинство растений опыляются исключительно животными, они играют большую роль в распространении семян растений.

2. Следует добавить и то, что животные, как и растения, участвуют в образовании почвы. Многие насекомые, в их ряду муравьи, черви, и многие другие мелкие насекомые дают почве множество полезных веществ, при этом измельчая её, и тем самым способствуют образованию перегноя. Норы, которые роют животные, помогают растениям и деревьям обогащать их воздухом и вентилируют почву.

3. Всем известно, что животные играют важную роль, в человеческой жизни. С животных человек имеет не только продукты питания, но и шелк, шерсть, воск, кожу и другое сырье.

Бактерии и грибы – организмы-разрушители.

1. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем из перегноя растения получают необходимые минеральные соли.

Бактерии разрушают растительные остатки для того, чтобы добыть необходимые для жизни питательные вещества, а потом вернуть их в почву для усвоения их другими растениями.

2. Грибы и бактерии в результате разрушения растительных и животных остатков постоянно обогащают почву питательными веществами. Разрушая различные остатки, грибы и бактерии служат санитарами, очищающими леса от ежегодного опадания листьев.

3. Значение грибов не ограничивается только использованием их в пищу. В пищевой промышленности грибы используют в процессе брожения.

4. Некоторые виды грибов используют для производства антибиотиков.

3. Роль почвы в круговороте жизни.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Огромную роль в круговороте жизни играет почва.

Почва – это земля, которая снабжает растения питанием и водой. Она обладает плодородием. Это её главный признак. Она представляет собой сложную, постепенно меняющуюся среду, где непрерывно совершаются синтез и разрушение органического вещества. После отмирания органическое вещество поступает в почву, где под воздействием микроорганизмов подвергается глубокому преобразованию. Как в далеком прошлом, так и в настоящее время, несмотря на все достижения науки и техники, человек получает из почвы почти все, необходимое для поддержания своего существования, за исключением ресурсов моря. В природе почва занимает промежуточное положение между миром живых организмов и неорганической природой, для нее характерен процесс обмена веществ.

Вспомните, что составляет главную часть почвы. (п ерегной.)

Что образуется под действием перегноя? (о бразуются соли.)

Кто их использует? (и х используют для роста и развития.)

Кто питается растениями? (р астениями питаются животные.)

Что происходит с растениями и животными когда они умирают? (и х остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной, а потом из перегноя снова образуются соли, их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.)

Работа с учебником.

Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль (имеют свою «профессию») в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо.

Найдите в учебнике (с. 118–119), прочитайте об организмах-потребителях, производителях, разрушителях.

Мы подтвердили свои предположения. Рассмотрите схему (с. 119). Найдите ту часть схемы, без которой не будет круговорота жизни, растений, животных, бактерий и грибов.

Рассмотрите схему на доске. Какие процессы происходят в почве? (В почве происходит разрушение остатков мёртвых растений и животных. Остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.)

Совершенно верно. Соли используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Вот так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвётся, если исчезнет почва.

Рассказывая, учитель показывает указкой на схему, расположенную на доске:

и так, все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на Земле.

ф изкультминутка для глаз

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано,

Где окно и где крыльцо,

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа в тетради (с. 56).

2. Обсуждение проблемных ситуаций.

1-я ситуация. Представьте, что на Земле исчезли: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва.

Если исчезнут растения, то животным нечего будет есть. Они все умрут и превратятся в перегной. Жизнь остановится.

Если исчезнут животные, то некому будет есть растения. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве.

Если исчезнут грибы и бактерии, то растения погибнут из-за недостатка солей. И умрут животные, потому что не будет пищи.

Если исчезнет почва, то растениям негде будет расти. А бактериям и грибам – негде жить. Животным негде жить и не по чему передвигаться.

Какой можно сделать вывод ? (Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни.)

2-я ситуация. п редставьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни. Опишите, что будет.

Животные выделяют углекислый газ, который необходим растениям так же, как и вода, солнце и соли из почвы. Углекислый газ – это «одеяло» Земли. Если вдруг оно исчезнет из атмосферы, то это в первую очередь скажется на климате. На Земле станет холоднее, дожди будут выпадать редко. В конце концов это приведет к глобальной катастрофе и все живое на Земле погибнет! Животные участвуют в опылении многих растений, в распространении семян, почвообразовании, в очистке водоемов. Большое значение имеют животные для человека. Одних человек употребляет в пищу, от других получает сырье. Нельзя нарушать круговорот жизни в природе.

Растения вырабатывают кислород, который нужен для дыхания как животным, так и людям и самим растениям тоже. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. А если нет кислорода, то животные и люди не смогут жить на Земле!

Приведем самый простой пример «Бабочка и цветок». Бабочка питается нектаром цветка и тем самым поддерживает свою жизнь. Цветок с помощью бабочки опыляется, и вид, к которому принадлежит этот цветок, продолжает существовать! Охраняя растения, мы заботимся обо всем живом.

Грибы и бактерии разлагают остатки погибших растений и животных, очищая поверхность планеты от гниющих остатков. Без их разрушительной деятельности все остатки растений и животных превратились бы в мертвую массу, изменился бы газовый состав атмосферы, после чего жизнь и вовсе прекратилась бы.

Но важно и то, что значительная опасность в исчезновении одного из звеньев великого круговорота жизни состоит в деятельности человека.

По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до 10 видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Новых появляется намного меньше.

VI. Контроль и самопроверка знаний.

Учащиеся самостоятельно выполняют тестовую работу.

Тест

Выбери правильный ответ.

1. Какие три группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни? Найди «лишнюю» группу:

а) разрушители;

б) строители;

в) производители;

г) потребители.

2. Какие организмы учёные-экологи называют производителями?

а) р астения; б) животные; в) грибы; г) бактерии.

3. Какие организмы учёные-экологи называют потребителями?

4. Какие организмы учёные-экологи называют разрушителями?

а) р астения; б) животные; в) грибы и бактерии.

5. Какую роль в круговороте жизни играет почва?

a) с неё испаряется вода;

б) по ней передвигаются животные;

в) в ней накапливается запас питательных веществ.

VII. и тог урока. Рефлексия.

С какой темой мы познакомились сегодня на уроке?

Пригодятся ли нам в жизни знания, полученные сегодня на уроке?

Вывод : все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете.

в ыскажите свое мнение, опираясь на фразы:

1. «Сегодня на уроке я узнал, что…».

2. «Я не знал раньше, что…».

3. «Оказывается, …» .

4. «Для меня стало новостью, что…».

д омашнее задание (по выбору учащихся): 1) написать мини-сочинение «Если с Земли исчезнут растения (животные)»;2) изготовить модель, демонстрирующую круговорот жизни;3) по схеме рассказать о круговороте жизни на Земле.

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте! Я рада вас видеть на сегодняшнем занятии.

Поприветствуйте гостей.

Садитесь.

Повторение изученного.

Вспомните, какая бывает природа? (живая, неживая)

Что относится к неживой природе? (вода, воздух, солнце…)

А что относится к живой природе? (животные, растения, грибы, микробы…)

Назовите признаки жизни. (питание, движение, дыхание, рост, развитие, смерть)

К какой природе: живой или неживой, мы отнесем почву?

Скажите, что изображено на этой схеме? (круговорот воды в природе)

Объясните, пользуясь схемой, как вода путешествует в природе?

Постановка цели урока.

Прежде чем мы отправимся по неизведанным страницам учебника, я хочу, чтобы вы посмотрели отрывок из мультфильма «Король Лев».

(просмотр мультфильма)

О чем говорил лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну? (о круговороте жизни)

Король Лев был совершенно прав, Круговорот жизни действительно существует и каждый живой организм является его частичкой. И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об этом великом круговороте жизни.

Ребята, основу круговорота составляют три группы организмов:

  • Организмы – производители,
  • Организмы – потребители,
  • Организмы – разрушители.

Отгадав загадки, мы с вами узнаем, какие организмы экологи называют производителями, потребителями, разрушителями.

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает,
Весной оживает. (лес).

Организмами производителями ученые-экологи называют растения, так как только растения, используя энергию СОЛНЦА, способны создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей).

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь).

По полю скачет –
Ушки прячет,
Встает столбом
Ушки торчком. (зайчик).

Скажите, как одним словом можно назвать медведя и зайца? (животные)

Организмами-потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.

А все ли животные питаются растениями? (нет)

На какие группы мы можем разделить животных? (травоядные и плотоядные)

Глубоко был спрятан он
Раз-два-три и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (боровик)

Стоит на полянке
В красном платье Татьянка:
Вся в белых крапинках. (мухомор).

О чем сейчас мы отгадывали загадки? (о грибах)

Грибы и бактерии – это организмы – разрушители. Они разрушают останки мертвых животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается, и образуются необходимые растениям соли.

Физминутка.

Круговорот жизни – продолжение лекции.

Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо!

Огромную роль в круговороте жизни играет почва.

Вы помните, что главная часть почвы – это перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные.

Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.

Вот так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвется, если исчезнет почва.

Работа в тетради. Ст. 56 № 1,2.

Итог урока.

Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?

Почему растения называют организмами-производителями?

Какие организмы называют потребителями?

Какие организмы названы экологами разрушителями? Почему?

Представьте, что на земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни. Опишите, что будет происходить, если исчезнут:

  • Растения;
  • Животные;
  • Грибы, бактерии;
  • Почва.

Учебник ст. 126 прочитайте вывод.

Домашнее задание.

Учебник ст. 126 задание №2,

«Проверь себя» ст. 126.

Предмет: окружающий мир.

Тема: «Великий круговорот жизни»

Цель: ознакомить с круговоротом жизни на Земле.

Задачи:

1. Познакомить с основными звеньями круговорота жизни, его звеньями, составом, их функциями.

2. Развивать умение анализировать текст, делать обобщения, формулировать выводы.

3.Формирование умения работать в группе.

Оборудование:

  1. Карточки для работы с текстом.
  2. Схема круговорота жизни на Земле.
  3. Презентация «Великий круговорот жизни».

Ход урока.

  1. Введение в тему урока.

Наверное, ты знаешь знаменитый мультфильм «Король Лев» или такую книгу. Помнишь, что сказал мудрый Лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?

«Он сказал:

Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп!

Но ведь мы едим антилоп! – воскликнул Симба.

Верно. Но дай мне объяснить, - сказал Муфаса. – Когда мы умираем, наши тела превращаются траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!»

Значит, какая тема нашего урока? (Великий круговорот жизни).

Слайд №1.

  1. Активизация знаний

– Чтобы понять, как это происходит, познакомимся с текстом учебника с. 118-119. По ходу чтения выделите ключевые слова.

(самостоятельное чтение текста).

Какие ключевые слова вы выделили?

(название звена, состав звена, функция)

Слайд №2.

Заполните таблицу. Работа выполняется индивидуально в таблицах.

Название звена

Состав звена

Функция

Текст учебника.

Основные звенья этого круговорота составляют три группы организмов: производители, потребители и разрушители.

Организмами-производителями учёные-экологи называют растения. Ведь только они способны, используя энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа и воды.

Животные потребляют вещества, производимые растениями, поэтому их называют организмами-потребителями.

Бактерии и грибы разрушают мёртвые остатки растении и животных. Благодаря им, эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается с образованием необходимых растениям солей. Вот почему учёные называют бактерии и грибы организмами-разрушителями.

Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?

(зачитываются слова 1 столбика)

Слайд №3.

Что входит в состав каждого звена и почему они получили такое название?

(заполняется 2 столбик таблицы)

Слайд № 4

Какова роль каждого звена в этом круговороте?

(заполняется 3 столбик)

Слайд № 5.

Прочитайте текст на с.120.

Какую роль играет почва в круговороте и почему её не включили в таблицу?

Огромную роль в круговороте веществ играет почва. В ней накапливается запас питательных веществ, которые используют растения.

Работа в тетради на печатной основе.

Слайд № 6.

Выступление представителей групп. Обсуждение составленных схем.

Коллективное обобщение. Слайд № 7

Составление схемы-опоры.

С чего начинается любая цепь питания? (растения)

При каких условиях растения образуют органические вещества?

Органические

Вещества

Кто потребляет органические вещества?

Углекислый газ Солнечный свет Вода

Органические

Вещества

Вспомните признаки живой природы. (рождаются, питаются. дышат, размножаются, умирают )

Почему же мы не видим организмы погибших растений и животных? (работают организмы-разрушители: бактерии и грибы)

Углекислый газ Солнечный свет Вода

Неорганические

вещества

Органические

вещества

Органические

вещества

Слайд № 6.

Задание №1 выполняется индивидуально с последующей коллективной проверкой.

Какую роль играет почва в этом круговороте? Вспомните. Что является главной составляющей почвы?(перегной).

Из него под воздействием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные

Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действие организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются животные.

Вот так вещества и «путешествуют» в природе. И круг этот разорвётся, если исчезнет почва.

4. Закрепление.

Проводится в тетради на печатной основе «Проверь себя».

5.Самооценка.

Оцените свою работу. (Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Зелёный цвет - всё получилось; жёлтый цвет – есть недочёты, но старался; красный цвет – получилось плохо, не доволен работой; синий цвет – не могу оценить).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Великий круговорот жизни.

Название звена Состав звена Функция

Название звена Состав звена Функция Организмы-производители Организмы-потребители Организмы-разрушители

Название звена Состав звена Функция Организмы-производители Растения Организмы-потребители Животные Организмы-разрушители Грибы и бактерии

Название звена Состав звена Функция Организмы-производители Растения Производят питательные вещества (сахар, крахмал) Организмы-потребители Животные Потребляют вещества Организмы-разрушители Грибы и бактерии Разрушают остатки животных и растений

Организмы-производители (растения) Углекислый газ Солнечный свет Вода Органические Вещества Организмы-потребители (животные) Органические Вещества Организмы-разрушители (грибы, бактерии) Неорганические Вещества


краткое содержание других презентаций

«Органы выделения человека» - Органы выделения. Свалка. Почки. Функции кожи. Органы очистки. Работа. Левая почка. Загадка. Рано утром я встаю. Состояние здоровья. Органы очистки организма. Защита. Строение кожи. Свойства кожи.

«Микробы» - Частое мытье рук. Капля воды. Мытье рук с соблюдением определенных правил. Общественный транспорт. Продукты, содержащие много воды. На открытом воздухе микробов значительно меньше. Грязь. Вред. Коротко стричь ногти. Сильно заболит живот. Мельче комаров и мошек. Мельчайшие живые существа. Друзья и враги человека. Игра. Пенящийся квас. Микробы. При царапинах и порезах нужно смазать рану дезинфицирующим веществом.

«Длинные растения» - Диамантовые водоросли. Сейшельская пальма. Макроцистис грушевидный. Непентес лиановидный. Растения из которых состоит фитопланктон. Бамбук. Сагуаро. Самое большое хищное растение 10 м. Циатея брауна. Самое большое семя 20 кг. РАСТЕНИЯ: самые высокие, самые большие, самые длинные. Самый высокий кактус 18 м. Пальма рафия. Алоказия крупнокорневая. Самый большой папоротник 20 м. Самая высокая трава 25 м В день вырастает на 1 м.

«Здоровье человека» - Не заводи вредных привычек. Полезная еда. Здоровье. Сочетай труд и отдых. Продолжи высказывания. Попробуй самостоятельно составить меню на один день. Спи не менее 8 часов в сутки. Древние люди. Кроссворд. Упражнения. Если хочешь быть здоров. Больше двигайся. Правильно питайся. Мы и наше здоровье. Характеристики здорового и больного человека. Чистота - залог здоровья. Здоровье – это гармония души и тела.

«Наша безопасность» - Передача отравляющих средств. Наша безопасность. Опасный невидимка. Оставайся цел и невредим. Каждый день. Окружающий мир. Буду внимательным и осторожным. Огонь. Пожарная охрана. Пешеход. Дверь квартиры. Пассажир. Правила пользования электрическими приборами. Опасности вокруг нас. Опасные места. Дорожные знаки. Поток прохожих. Велосипедист. О молниях. «Волшебные» зелья. Сестрички. Экологическая безопасность.

«Основные полезные ископаемые» - Как добывают полезные ископаемые. Останки растений и животных. Урок по окружающему миру. Уголь. Для чего человеку нужны полезные ископаемые. Глина. Месторождения полезных ископаемых. Железная руда. Известняк. Нефть. Полезные ископаемые. Гранит. Нефтяная вышка. Песок. Торф.