Становление Древнерусского государства было теснейшим образом связано с процессом преобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей, окружавшего человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город - “очеловеченная”, “окультуренная”, отвоеванная у природы территория. Упорядоченное, урбанизированное пространство превращалось в опору новой социальной организации.

“В городах, - пишет В.П. Даркевич, - исчезает поглощенность личности родом, ее статус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском обществе. Уже в ранних городах Новгородско-Киевской Руси общество переживает состояние дезинтеграции. Но при разрушении прежних органических коллективов, в которые включался каждый индивид, общество перестраивается на новой основе. В города, под сень княжеской власти стекаются люди, самые разные по общественному положению и по этнической принадлежности. Солидарность и взаимопомощь - непременное условие выживания в экстремальных условиях голодовок, эпидемий и вражеских вторжений. Но социально-психологические интеграционные процессы происходят уже в совершенно иных условиях”.

Города, несомненно, были центрами экономической, политической и духовной жизни Древней Руси.

“Именно города предохраняли Русь от гибельного изоляционизма. Они играли ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы. В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие”.

В изучении городов домонгольской Руси отечественными историками и археологами достигнуты серьезные успехи. В то же время накопилось значительное число проблем, требующих своего разрешения. Первый вопрос, на который необходимо ответить: что такое древнерусский город? При всей своей “очевидности” ответ на него вовсе не так прост, как может показаться на первый взгляд. Если исходить из этимологии слова “город” (родственное “жердь”), то следует признать, что это прежде всего огороженное (укрепленное) поселение. Однако этимологический подход далеко не всегда может удовлетворить историка. Он фиксирует лишь наиболее раннюю стадию истории слова, но ничего не может сказать о том, что же собственно называлось городом в более позднее время. Действительно, “городом” в древнерусских источниках до XVI в. назывались огражденные населенные пункты и крепости, независимо от их экономического значения. В более позднее время так стали называться ремесленно-торговые поселения и крупные населенные пункты (при всей нечеткости определения “крупные”), независимо от того, имели ли они крепостные сооружения или нет. Кроме того, когда речь заходит об историческом исследовании, в нем под термином “город” имеется в виду не совсем то (а иногда и совсем не то), что подразумевалось под этим словом в Древней Руси.


История любых населенных пунктов на планете начинается с момента появления в данном месте первых людей, а при необходимости учитываются и глубины прошлого всей живой природы и геологической истории. На территории и в окрестностях многих средневековых городов, доживших до XXI века (Москва, Киев, Владимир и т. п.), выявлены разнообразные следы палеолита и последующих эпох. Со времен неолита в округах будущих городов существуют сравнительно устойчивые поселения, состоящие из нескольких или десятков жилищ (протогорода трипольской культуры на землях будущей России включали и сотни жилищ). В период энеолита поселения приобретают все более укрепленный характер, огораживаются или располагаются на возвышенных местах у водоемов. В начале железного века (задолго до нашей эры)всевозможных городищ различных археологических культур на территории будущей России - сотни. Общеизвестно возникновение реальных античных городов на землях, затем вошедших в состав средневековой Руси: Ольвия, Тирас, Севастополь, Танаис, Фанагория, Корчев и т. п. Средневековые «древнерусские» города наследовали богатейшую историю отечественного градостроительства, преимущественно деревянного, символом достижений которого был античный Гелон.

Непосредственными предшественниками русских городов раннего Средневековья были укрепленные святилища и убежища типа детинца или кремля, которые воздвигали жители ряда соседских селений, разбросанных среди окружающих их полей и лугов. Такой тип поселений характерен для археологических культур, предшествовавших Древнерусскому государству, например тушемлинской (IV-VII вв.), распространенной на территории Смоленского Поднепровья. Тушемлинская культура была, по-видимому, создана балтами., и её селения погибли в огне в VII-VIII вв., возможно, в ходе наступления кривичей. Наличие мощных укреплений характерно также для поселений юхновской и мощинской культур. Аналогичная трансформация типа поселений «от расположенных в низких местах незащищённых селищ - к городищам на высоких, естественно защищённых местах» происходит в VIII-IX вв. и у славян (Роменско-борщевская культура, поздняя Лука-Райковецкая культура).

В IX-X вв., наряду с городами-убежищами появляются и небольшие заселенные крепости, возле которых не ранее конца X в. появляются городские посады - поселения ремесленников и купцов. Ряд городов представлял собой главные поселения того или иного «племени», так называемые племенные центры, на деле - центры «своих княжений», что подчеркивали летописи. Отсутствие письменных источников за VII-VIII в. и летописные свидетельства за IX-X вв. не позволяют установить хотя бы приблизительное количество городов Руси той эпохи. Так, по упоминаниям в летописях можно установить чуть более двух десятков городов, но их список безусловно не полон.

Даты основания ранних городов Руси установить трудно и обычно приводится первое упоминание в летописях. Однако стоит учитывать, что на момент летописного упоминания город являлся устоявшимся поселением, а более точная дата его основания определяется по косвенным данным, например, исходя из археологических культурных слоёв, раскопанных на месте города. В некоторых случаях археологические данные противоречат летописным. Например, для Новгорода, Смоленска, которые упоминаются в летописях под IX веком, археологами пока не обнаружено культурных слоёв старше X века или методика археологической датировки ранних городов недостаточно отработана. Приоритет при датировке пока отдаётся письменным летописным источникам, но все делается для дискредитации очень ранних дат в этих источниках (особенно - античных, уровня Птолемея).

С XI в. начинается бурный рост количества городского населения и количества древнерусских городов вокруг существующих городов-центров. Примечательно, что возникновение и рост городов в XI-XIII вв. происходит также и западнее - на территориях современных Чехии, Польши и Германии. О причинах массового появления городов создано немало теорий. Одна из теорий принадлежит русскому историку Ключевскому и связывает возникновение древнерусских городов с развитием торговли вдоль пути «из варяг в греки». Эта теория имеет своих противников, которые указывают на зарождение и рост городов не только вдоль этого торгового пути.

Тесная связь городской и сельской жизни характерна для ранних городов с глубокой древности, что сохранилось и на землях средневековой Руси, отчасти наследовавшей традиции Великой Скифии.

Археологические раскопки в русских городах IX-XII вв. подтверждают постоянную связь горожан с сельским хозяйством. Непременной принадлежностью хозяйства горожан были огороды и сады. Большое значение в хозяйстве имело животноводство - археологи обнаружили в городах кости многих домашних животных, в том числе лошадей, коров, свиней, овец и т. д.

В городах было хорошо развито ремесленное производство. В своих капитальных исследованиях, основанных на глубоком изучении вещественных памятников, Борис Рыбаков выделяет до 64 ремесленных специальностей и группирует их по 11 группам. Тихомиров, однако предпочитает несколько иную классификацию и подвергает сомнению существование, либо достаточную распространённость некоторых из них.

Обязательной принадлежностью городов - как и в античности Северного Причерноморья - был городской рынок. Однако, розничная торговля в нашем смысле слова на рынке была слабо развита.

4й вопрос
международные связи древнерусских земель

Международные отношения на Руси как неотъемлемая часть и орудие внешней политики появились и развивались одновременно с зарождением и становлением русского государства, история которого ведется с образования Киевской Руси в IX веке . Приблизительно к половине IX в. внешние и внутренние отношения в торгово-промышленном мире русских городов сложились в такую комбинацию, при которой охрана границ страны и внешняя торговля стала их общим интересом, подчинившим их князю киевскому и сделавшим Киевское варяжское княжество зерном Русского государства. На просторах Восточной Европы начала складываться новая ведущая политическая сила - Древнерусское государство , или Русь , как его в ту пору именовали.

Киевская Русь - так называют историки государство древних славян с IX по XI вв. с центром в городе Киев . Но в понятие Киевская Русь входит не только город Киев с окрестными землями, но и все города и поселения восточных славян - предков украинцев, белорусов, и русских.

До XII в. границы Киевской Руси не были четко обозначены. И если на севере и юге они определялись по географическим рубежам Белого и Черного морей - то на западе и особенно на востоке они были весьма условными. При этом часть границ на западе еще можно было считать более или менее определенными, поскольку они отделяли Киевскую Русь от ранее образовавшихся государств - Польши, Венгрии, Чехии. По всему остальному периметру не было никаких разграничений, т.к. Русь окружали земли народов и племен, находившихся на более низкой ступени развития, которые не имели своей государственности, либо знали только ее начальные формы.

По свидетельству историков (С.Ф. Платонова, И.Я. Фроянова, В.О. Ключевского и др.), объектами внешней политики и внешних связей Киевской Руси было в общей сложности около четырех десятков различных государств, княжеств, союзов и племен, из которых около трети составляли западноевропейские монархии и империи, почти полтора десятка - русские княжества и остальная часть - малые народности и племена. Подавляющее большинство соседних неславянских народов находилось в той или иной вассальной зависимости от Руси и платило ей дань. Другим, как, например, варягам и уграм, Киевская Русь платила дань сама. В соответствии с этим определялись и различные функции древнерусских международных отношений: одна в отношении соседних малых народов, не имевших своей государственности, другая - в отношении уже сформировавшихся государств.

Как отмечают большинство известных историков, такие как А.А. Шахматов, В.Т. Пашуто, В.О. Ключевский, Б.Д. Греков и другие, внешнюю деятельность первых киевских князей направлял преимущественно экономический интерес. И эта деятельность была направлена к двум главным целям:

1. к приобретению заморских рынков,

2. к расчистке и охране торговых путей, которые вели к этим рынкам.

Главное, чего добивалась древнерусская дипломатия на подвассальных территориях, - сохранения там внутренней структуры власти и развития торговли, а позднее - распространения христианства.

Иначе обстояло дело с ближними соседними государствами, с которыми «держава Рюриковичей» стремилась наладить выгодные связи. Олег (882 - 912) правил, «мир имея ко всем странам» (из «Повести временных лет»). Владимир Святославич (980 - 1015) имел добрые отношения с правителями Венгрии и Чехии. Особенно тесные связи Киевская Русь поддерживала с Польшей. Оба государства, несмотря на разногласия из-за Пруссии, отказались участвовать во враждебных друг другу коалициях и сумели прийти к тесному союзу, скрепленному и подтвержденному серией договоров. Устойчивые международные отношения сложились у Киевской Руси с государствами Поволжья - Булгарией и Хазарией, на Кавказе - с Дагестаном; на севере - со скандинавскими странами - Швецией и Данией. Изредка прерываемые конфликтами, эти отношения неизменно возобновлялись и укреплялись династическими союзами с последующим ростом взаимных политических и торговых выгод. Менее регулярными и стабильными были международные связи с дальними странами - Германией, Францией, Англией и Италией.

2.христианизация
Между крещением князя Владимира и крещением всей Русской земли прошло немало времени. Лишь B 990 г. Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Руси. Это было большое испытание для народа, особенно на Севере, где язычество было в большей силе и где языческие волхвы являлись выразителями умонастроения людей.
Вначале крещение приняло население Киева. В один из летних дней по приказу Владимира были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. На следующее утро все жители города явились к реке. Там все они - мужчины, женщины, дети - вошли в воду, и над ними священники провели обряд крещения. Тут же великий князь приказал начать строительство церквей. Первую из них - церковь святого Василия - он указал поставить на холме, где прежде возвышалось изображение Перуна. Следом за ЭТИМ началось обращение в христианство других русских городов и земель. Этот процесс занял несколько лет.
Христианизация Новгорода была поручена дяде князя Добрыне. Языческий Новгород выступил против прихода Добрыни со священниками и крестами. Лишь после ожесточенных стычек, в ходе которых язычники разгромили двор Добрыни и убили его близких, новгородскому наместнику удалось сломить сопротивление восставших. Много людей было жестоко наказано. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове и других землях. В сельских, лесных районах язычество еще долго сохраняло свои позиции.
Христианизация Руси проводилась не только путем княжеских указов, но и другими путями. В Киев из Византии привозились иконы, священные книги; был организован их перевод на славянский язык, повсюду воздвигались христианские храмы.
Одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке в отличие от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на латинском языке. Это приближало новую религию к народу, делало ее частью его духовной жизни, быта и культуры.
Владимир не мог не учитывать и еще одной особенности византийской церковной организации. Во главе ее стоял не церковнослужитель, как римский папа, а глава светской власти - император, ему подчинялся патриарх. Эта традиция переносилась на Русь.
В 996 г. в Киеве было окончено строительство огромного главного храма Руси - каменного собора святой Богородицы. Строилась и украшалась эта церковь греческими мастерами и иконописцами. В этот собор Владимир передал церковную утварь и иконы, вывезенные из Херсонеса. Службу там вели херсонесские священники во главе с Анастасом. Возможно, он встал во главе всей русской церковной организации в качестве митрополита независимо от санкции константинопольской патриархии. Тем самым Владимир как бы подчеркивал независимость русской церковной организации. На содержание этого храма Владимир дал десятую часть княжеские доходов. Поэтому с тех пор церковь стала называться Десятинной.
Вместе с христианством на Русь пришла грамотность, стали создаваться первые школы. Туда Владимир приказал забирать детей из «нарочитых», т. е. богатых, семей. Со страхом и плачами отдавали матери в учение своих детей, не ведая, для чего все это делается.

Для первых 200 лет русской истории можно указать два основных направления внешней политики. Первое из них — это Византия и сопредельные страны Востока. Военные походы и попытки русских князей укрепить свои позиции в устьях Днепра и Днестра, в Крыму, на Тамани периодически приводили к военным конфликтам с Византийской империей — в 907, 911, 941, 944 гг. Каждый раз заключение мирных договоров сопровождалось установлением более или менее выгодных для русских условий торговых связей с Константинополем. Так, по договору 944 г. русские купцы — послы должны были предъявить грамоты от князя, после чего они и получали специальное посольское содержание. Они жили на своем подворье в предместье Константинополя, подчинялись правилам перемещения в городе (группами, без оружия и в сопровождении чиновников), платили пошлины и получали на обратную дорогу продовольствие и снаряжение от греческих властей.

В области политической договоры, как правило, закрепляли союзнические отношения, следствием чего стали походы русских дружин в 909-913 и 945 гг. на Каспий против врагов Византии — мусульманских владетелей Закавказья. Сын Игоря Святослав (945-972 гг.) разгромил слабеющий Хазарский каганат, прошел по Предкавказью, победил «ясов и касогов» (алан и адыгов) и основал русское княжество на Таманском полуострове — Тьмутаракань. Затем Святослав попытался включить в сферу своего влияния Болгарию и утвердить центр своей державы на нижнем Дунае, для чего разделил Русь между сыновьями и перенес свою резиденцию в захваченный город Переяславец на Дунае. Эта политика привела к столкновению с Византией: в новой войне коалиция славян, болгар, венгров и печенегов потерпела поражение, и по договору 971 г. Святослав вынужден был уйти из Болгарии. По дороге домой он был убит печенегами у днепровских порогов.

В правление Владимира Святославича и Ярослава Мудрого далекие походы прекратились: основные восточнославянские земли уже были объединены, и наступило время внутреннего обустройства молодого государства. Владимир заключил новый союз с Византией. Ярослав в 1017 г. вступил в союз с германским императором Генрихом II против Польши, и в итоге в 1031 г. с соседней страной были установлены мир и граница в районе современного Бреста. У могущественного киевского князя искал поддержки изгнанный норвежский король Олаф Святой. Одна из дочерей Ярослава, Анна, была выдана замуж за французского короля Генриха I, другая, Елизавета, — за брата Олафа короля Харальда Смелого. Своих сыновей, Изяслава и Всеволода, князь женил на польской и византийской принцессах. Пытаясь утвердить независимость русской церкви от Константинопольского патриарха, Ярослав добился того, что духовенство избрало первого русского митрополита Илариона.

С конца X в. на первый план вышла другая задача — защиты русских земель от кочевников. Князь Владимир Святославич приступил к созданию общегосударственной системы обороны пограничных со степью областей: «Нача ставити городы по Десне, и по Востри, и по Трубежеви, и по Суле, и по Стугне. И поча нарубати муже лучшие от словен, и от кривич, и от чуди, и от вятич, и от сих насели грады, бе бо рать от печенег». Остатки этой оборонительной системы позднее стали называться Змиевыми валами. Известные по былинам «заставы богатырские» кое-где сохранились до сих пор — это десятки городищ-крепостей вокруг Киева и ниже его по притокам Днепра с обеих сторон. Броды на самом Днепре также охраняла система крепостей — Канев, Витичев, Заруб, чьи сигнальные огни могли быстро передать в столицу известие о приближении врага. Построенные Владимиром крепости Василев, Белгород, Новгород Малый, Переяславль смогли выдержать печенежскую осаду во время войны 988-997 гг., когда сам князь едва не попал в плен.

После разгрома Ярославом Мудрым печенежской орды под Киевом в 1036 г. главная оборонительная линия переносится дальше на юг — на реку Рось, где через каждые 10-15 км новую границу стерегли крепости Юрьев (современная Белая Церковь), Богуслав, Корсунь и др. На левом берегу Днепра границей Руси в XI в. стали река Сула и ее притоки, по которым стояли укрепления, предназначенные для отражения нападений нового противника — половцев, вытеснивших из южнорусских степей печенегов.

Половцы пришли из казахских степей в Поволжье в начале XI в., а в середине века они появились уже у границ Руси. С этого времени русские летописи постоянно сообщают о грабительских набегах половцев на пограничные княжества: с 1061 г. по 1210 г. они совершили 46 больших походов на Русь, мелкие же набеги сосчитать невозможно. Половецкие ханы стали участниками русских междоусобиц на стороне то одного, то другого князя. Союзы русских князей с половцами нередко скреплялись браками: ханы отдавали своих дочерей и сестер за русских князей. С конца века оборону самого опасного участка южной границы — Переяславской земли – возглавил Владимир Мономах. По инициативе князя система укреплений дополнилась новыми городищами и крепостями, построенными как на высоких склонах, так и в болотистой пойме реки, — они надежно прикрывали броды и основные дороги. Укрепления располагались так, что сведения о появлении степняков передавались с помощью световой сигнализации по всей линии крепостей.

Сами же половцы к концу XI в. образовали несколько объединений — орд, владевших определенной территорией и «городами» — Шаруканом, Сугровом и др. Эффективная организация обороны в сочетании с налаженной разведкой позволили Владимиру Мономаху предпринимать глубокие рейды в «Дикое поле». Успешные походы 1095, 1103, 1109, 1111, 1116, 1120 гг. и разгром половецких укрепленных поселений заставили половцев откочевать далеко от границ Руси — в Грузию и Венгрию, а русские дружины возвращались «с добытком и с челядью».

Однако такие успехи были не всегда. Усиление натиска половцев в условиях раздробленности и нежелание многих князей участвовать в совместных действиях приводили к тому, что наиболее удачливые ханы «стучали саблей» в Золотые ворота Киева, как, например, Боняк и Тугоркан в 1096 г. Заручившись поддержкой некоторых русских князей, кочевники могли громить целые волости: так, в 1160 г. в качестве союзников князя Изяслава Давыдовича Черниговского половцы угнали из-под Смоленска более 10 000 пленных, в 1176-1177 гг. вместе с рязанским князем Глебом разорили Москву и окрестности Владимира, а после неудачного похода в степь князя Игоря Святославича Новгород-Северского в 1185 г. они пытались штурмовать города Переяславль и Путивль.

В то же время другие кочевники защищали Русь. На правом и левом берегах Днепра русские князья держали вассальные кочевые объединения «своих поганых» (от лат. «язычник»), некогда разбитых половцами, — печенегов, торков, ковуев, берендеев (на Руси они имели общее название «черные клобуки»), с определенными участками для кочевий и с укреплениями-городками. Они использовались в качестве разведчиков и мобильной военной силы для предотвращения половецких набегов и погони за их ополонившимися отрядами.

Со степняками не только воевали, но и торговали: кочевники пригоняли для продажи табуны лошадей и другой скот в обмен на ткани, меха, оружие. Через степь проходили международные торговые пути («Залозный» связывал Русь со странами Закавказья, а «Солоный» вел вдоль Днепра в Крым, откуда доставляли соль), и половцы получали значительные выгоды в виде пошлин с купеческих караванов. Постоянное тесное общение кочевников с Русью приводило к тому, что русские дружинники усваивали кочевническое оружие и приемы боя, а половцы переходили к полуоседлости в наиболее пригодных для этого участках степи; в их среду проникало христианство. В 1223 г. в приазовских степях русские дружины вместе с половцами сражались при Калке против новых завоевателей — монгольских войск, а в 1226 г. русско-половецкое войско совершило поход в Крым против турок-сельджуков, напавших на важный торговый центр и порт Судак. Процесс взаимовлияния двух экономических систем и этносов прервался в 30-х гг. XIII в. с татаро-монгольским нашествием.

Лекция: Международные связи Древней Руси

Внешняя политика древнерусского государства возникла ещё с момента образования Киевской Руси в IX в. Неотъемлемой её частью стали международные связи, которые зависели от торговых отношений между государствами.

Наиболее значимыми в этом плане были два направления торговли:

    Дунайско-Днепровский путь (Путь «Из варяг в греки»), связывавший Северную Европу с Византией;

    Волго-Балтийский путь («Волжский торговый путь») – со странами Востока.

Киевская Русь и Византия в IX – начале XIIвв.

Византия – крупнейшая держава торгового мира, была более развитым государством и оказывала существенное влияние на становление Древней Руси, её культуру, быт и религию. Отношения двух государств нельзя охарактеризовать однозначно. Русь стремилась быть на равных с Византией. И киевские князья, желая добиться выгодных торговых соглашений периодически воевали с Византией. Главной целью русов было укрепление позиций в устьях Днепра и Днестра, а также на Крымском полуострове, который был перекрёстком морских торговых путей.


Так, при князе Олеге произошла русско-византийская война 907 года. Она повторилась и в 911 году. Князь Игорь также совершил морские и сухопутные походы на Царьград в 941 и 944 годах. Эти походы заканчивались заключением более или менее выгодных для Руси мирных договоров. Взамен выгодных для Руси торговых соглашений, Византия получала военную помощь. Русские дружины совершили Каспийские походы против византийских врагов – мусульманских владык Закавказья. Но следует иметь в виду, что Каспий также привлекал Русь своим выгодным положением для мировой торговли, потому что находился между Восточной Европой, Ближним Востоком и Средней Азией.

Много событий в отношениях с Византией произошло во времена правления Святослава. Первоначально он выступил в качестве союзника Византии против воевавшей с ней Болгарии. В результате болгары были разбиты под Доростолом. Всё побережье Черного моря от Дуная до Керченского пролива стало принадлежать Руси. Что противоречило интересам Византии и заставило изменить отношение, обернувшись против Руси. Таким образом, в 970-971 годах развернулась русско-византийская война, закончившаяся заключением мирного договора, который подтвердил условия сотрудничества Руси и Византии от 944 года.

Важным фактором сближения Руси с христианской Византией стало принятие христианства. Первый шаг в этом направлении был сделан княгиней Ольгой. Она хотела наладить бывшие связи с Византией после поражения князя Игоря. Следующий шаг предпринял и князь Владимир. Он крестился сам, но сделал нечто большее крестив в 988 году всю Русь. Хотя этому и предшествовали потасовки между дружинами Руси и Византии. Владимир даже захватил Корсунь – Херсонес, город в Крыму. Но впоследствии, взяв в жены сестру императора Анну, и приняв общую с Византией религию, их связи еще больше укрепились. После принятия христианства Русь попала под культурное влияние Византии. Из Византии экспортировались не только товары, но и знания, и традиции. Строительство храмов велось по византийскому образцу. На Руси распространилась иконопись. А также благодаря Византийским миссионерам была проведена реформа письменности, на Руси стали пользоваться кириллицей.

Следующим этапом улучшения отношений стал 1046 год. После провала нападения на Византию в 1043 году и потери множества людей, Ярослав Мудрый заключил договор о мире, скрепив его браком своего сына Всеволода и дочери Константина Мономаха (императора Византии).

В 1116 году князь Владимир Мономах решил отправить войска в Византию. Но для того чтобы избежать нападения на земли близ Дуная, византийский правитель предлагает собственного сына Андроника Комнина в качестве жениха внучке Мономаха, Добронеге Мстиславне.

Киевская Русь и страны Европы в IX – начале XIIвв.

При Владимире Святославиче стремительно улучшались взаимосвязи с центрально-европейскими странами. Впервые в истории Киевской Руси, она становилась активным участником больших политических изменений в центре Европы. Все более значимым инструментом международных связей становились династические браки. Так, Владимир женил своего сына Святополка на дочери короля Польши - Болеслава Храброго. За второго сына, Ярослава, была выдана наследница Олафа - конунга Норвегии.

Вообще при правлении Ярослава Мудрого было заключено много династических браков. Его дочери стали супругами европейских правителей: Елизавета – стала супругой короля Норвегии, Анастасия – Венгрии, Анна – Франции. Сын Изяслав, был женат на польской королевне Гертруде, Святослав – на немецкой принцессе Оде Трирской, Всеволод – на византийской принцессе Зое (Анастасии) с рода Мономахов.

Во времена междоусобной войны, разожженной среди Ярославичей (наследников Ярослава Мудрого) в 70-е года XI в. князь Святослав в 1076 г. нападает на чехов, которые находились в союзных отношениях с Германией, завоевывает победу и заключает мирный договор на удобных для себя условиях.

При Всеволоде Ярославиче его дочь Евпраксия Всеволодовна была женой немецкого правителя Генриха IV и представляла внушительное положение в европейской политике. Старался укрепить семейные взаимоотношения с европейскими дворами также и Владимир Всеволодович Мономах, будучи женатым на Гиде, которая являлась дочерью английского короля Гарольда II. Его сын Мстислав повенчался с дочерью короля Швеции, Ярополк Владимирович – с молдавской княжной, а Юрий – на византийской принцессе. Дочка Владимира, Евпраксия, была выдана замуж за короля Венгрии - Коломана, Мария – за византийского царевича Леона, Софья – за венгерского короля Белу II.


«Династическая история» Древней Руси – сильное доказательство мощи и силы киевских князей, с которыми старались породниться наиболее влиятельные самодержцы Европы.

Киевская Русь и Хазарский каганат в IX – начале XIIвв.

Хазарский каганат – крупнейший восточный сосед Руси. Многие славянские племена до правления князя Олега платили дань хазарам. Хазарское иго не особо угнетало славян. Кроме того, каганат обеспечивал безопасность Руси от нашествия азиатских кочевников. Однако отношения Руси с хазарами ухудшались под влиянием Византии. Для которой каганат был ненавистным врагом из-за столкновения интересов на Черном море. Еще одной почвой для распрей были религиозные взгляды христианской Византии и иудейской Хазарии.

О том, как складывались отношения с каганатом свидетельствуют следующие военные походы русских князей:

    Каспийский поход 909-910 гг. : русский флот из 16 кораблей напал на Абаскун (Иран) – «место торга всех, кто ведёт торговлю по Хазарскому морю». Город был разграблен. Но после этого русы были разбиты правителем другого иранского города Сари.

    Каспийский поход 913-914 гг. : русский флот из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив, подконтрольный хазарам. Взяв разрешение хазарского царя русы спустились по Волге в Каспийское море и разграбили города южного, а затем западного побережья. Руси убили тысячи мусульман. Прибыв в столицу Хазарского каганата Итиль руси вручили хазарскому царю обещанную взамен разрешению долю добычи. Но царская гвардия Хазарии не могла смириться с тем, что русы уничтожили их единоверцев и требовала у царя мести. Он не смог помешать. Сражение между русами и мусульманами длилось три дня. В итоге 30 000 русов были убиты и лишь 5 000 удалось уйти на кораблях вверх по Волге.

    Каспийский поход 943-945 гг. : набег и разграбление Бердаа столицы Кавказской Албании.

После уничтожения Хазарского каганата началась волна нападений кочевников на Русь. Самыми опасными из них были печенеги, занимавшие всю степную часть Северного Причерноморья. Русским князьям не раз приходилось отражать их нападения. При правлении Игоря в 915 году было заключено с печенегами соглашение. После которого они пять лет не беспокоили Русь. После происходили военные столкновения, не приносившие решающих успехов для Руси. И только Ярославу Мудрому удалось разгромить печенежскую орду под Киевом в 1036 году. Таким образом была решена основная внешнеполитическая задача Древней Руси того времени.


Но после печенегов появились половцы, захватившие всю степную полосу от Волги до Дуная. Первое столкновение с ними состоялось в 1061 году. Половцы постоянно совершали грабительские набеги на русов. Часто половцы становились соучастниками княжеских междоусобиц. Владимир Мономах за годы своего правления провел ряд успешных походов против половцев и сумел отбросить их далеко от границ Руси. Но подобные успехи были не всегда. Отсутствие единства действий русских князей делало половцев сильнее. Поддерживаемые некоторыми русскими князьями они громили целые волости. Так продолжалось до вторжения в причерноморские степи монголо-татар в 1222-1223 годах и разгрома половцев, после которого они направились на Русь…




Необходимость государственного единства перед внешними угрозами с Запада и Востока понимали очень немногие тогдашние государственные деятели и духовные вожди народа.

История в схемах -- Феодальная раздробленность в Древней Руси: за и против.

Положительные последствия:

  • 1. Активное развитие ремесла.
  • 2. Рост и усиление городов.
  • 3. Заселение ещё неосвоенных земель.
  • 4. Развитие внутренней торговли.
  • 5. Прокладывание дорог.
  • 6. Расцвет культурной жизни княжеств.
  • 7. Усиление местного аппарата управления.

Отрицательные последствия:

  • 1. Происходит процесс дробления земель (к 1132 г. было около 15 обособившихся земель, а в начале XIII века -- уже 30, к концу века -- 70).
  • 2. Велись бесконечные междоусобные войны.
  • 3. Ослаблялся военный потенциал страны.
  • 4. Древняя Русь была разгромлена монголо-татарами и прекратила своё самостоятельное существование.

Соседи Древней Руси в IX-XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария.

Рюриковичи устанавливали торгово-экономические, культурные, семейно-династические отношения с соседними государствами и правителями. В период расцвета (980-1132) древнерусское государство занимало заметное место на политической карте Европы. Политическое влияние росло по мере укрепления экономической и военной мощи, за счет вступления в круг христианских государств.

Границы русского государства, характер взаимоотношений, порядок торговых и иных контактов определялись системой международных договоров. Первый такой документ был подписан с Византией князем Олегом в 911 году после весьма удачного военного похода. Русь впервые выступала в качестве равноправного субъекта международных отношений. Крещение Руси в 988 году также произошло при обстоятель-ствах, в которых Владимир I занимал активную позицию. В обмен на помощь византий-скому императору Василию II в борьбе с внутренней оппозицией он фактически заставил отдать себе в жены сестру императора Анну. Сын Владимира Ярослав Мудрый был женат на шведской принцессе Ингигерде (в крещении - Ирина). Через своих сыновей и дочерей Ярослава Мудрый породнился практически со всеми европейскими правящими домами.

Обширные международные связи имели Новгородская земля, Галицко-Волынское, Полоцкое, Рязанское и другие княжества.

Внешняя торговля играла исключительную роль в хозяйственной жизни Новгорода. Этому способствовало географическое положение северо-западного угла Руси, примыкавшего к Балтийскому морю. В этом регионе находилась Алаунская возвышенность, откуда начинались все сколько-нибудь значительные русские реки: Днепр - в южном направлении, Западная Двина, Свирь и Нева текли на запад, на восток и юго-восток - Волга, на северо-восток - Сухона, на север - Волхов, Онега и Северная Двина.

В Новгороде проживало немало ремесленников, которые работали преимущественно на заказ. Но главную роль в жизни города и всей Новгородской земли играли купцы. Их объединение при церкви Параскевы Пятницы было известно с XII в. Его участники вели дальнюю, то есть заморскую, зарубежную торговлю. Торговцы воском объединялись в Иванское купечество. С другими русскими землями вели торговлю поморские купцы, низовские купцы и другие предпринимательские артели.

Наиболее тесно Новгород издревле был связан со Скандинавией. В IX-XI вв. наладились отношения с датчанами, немцами (особенно «ганзейцами»), с голландцами. Летописи, акты и договоры Новгорода за XI-XIV вв. фиксируют регулярные поездки новгородских купцов в Нарву, Ревель, Дерпт, Ригу, Выборг, Або, Стокгольм, Висбю (о-в Готланд), Данциг, Любек. В Висбю была образована русская фактория. В торговой деятельности активно участвовали «пригороды» Новгорода - Ладога, Изборск, Белоозеро, Ям, Торжок, Псков, Порхов, Великие Луки. Внешняя торговля новгородцев была сориентирована исключительно на западное направление. Большую роль играл реэкспорт западных товаров в глубь Руси, далее в страны Востока, а русских и восточных товаров - на Запад. Регион Приневья и Приладожья в течение многих веков играл роль своеобразных ворот Евразии, что предопределяло экономическое значение этого региона и ожесточенную борьбу за влияние в нем.

Разнообразные договорные отношения, родственные союзы связывали Рюриковичей с соседями на востоке, особенно с половцами. Русские князья были участниками многих международных коалиций, часто опирались на поддержку иноземной военной силы, предоставляли свои услуги. Большинство князей владело, кроме русского языка, греческим, немецким, польским, половецким и другими.

В период своего расцвета Древнерусское государство играло важную роль в международных делах обширного региона - от Скандинавии до Византии и от Центральной Европы до границ Азии. С распадом государства ушла в прошлое единая внешняя политика киевских князей, а вместе с тем снизилось и международное влияние Руси. Продолжая общение с другими странами и народами, отдельные земли Руси теперь сами выстраивали свой внешнеполитический курс. И в новых условиях наиболее важными для них оказывались отношения с ближайшими соседями.

Для южных и юго-восточных земель Руси (Киевской, Переяславской, Черниговской и отчасти Рязанской) таковыми оставались половцы, разделенные на множество отдельных кочевий. После тяжелых поражений начала XII столетия они на какое-то время почти перестали вторгаться в русские пределы. Это, впрочем, не мешало им вплоть до монгольского нашествия участвовать в княжеских междоусобицах и заниматься привычными делами - грабить и захватывать пленников. Многие русские князья этого времени были связаны с половецкой Степью союзами (которые, впрочем, редко бывали устойчивыми) или даже узами брака. Участниками княжеских войн становились и враждебные половцам «черные клобуки» - остатки орд печенегов и торков, осевшие на южной границе Руси и признававшие верховную власть местных князей.

Во второй половине XII столетия усилилась внутренняя консолидация территориальных групп половцев, и некоторые ханы возобновили самостоятельные грабительские набеги на Русь. Активизация борьбы с новой степной угрозой произошла при киевском князе Святославе Всеволодиче (1176-1194) - представителе черниговского княжеского дома. Победы русских перемежались с поражениями. Самым тяжелым и досадным из них был неудачный степной поход 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича, описанный в «Слове о полку Игореве». Однако общее положение дел в этой войне постепенно клонилось в пользу Руси, и к концу века ситуация на степном пограничье стабилизировалась. С этого же времени в источниках возникают указания на усиливающееся культурное влияние Руси на половцев. Часть половецкой знати даже стала принимать христианство. Среди таковых был и сын грозного хана Кончака (врага, а затем свата Игоря Святославича). В крещении Кончакович получил имя Юрий.

Юго-западные Галицкая и Волынская земли также не оставались в стороне от русско-половецких отношений, но главный вектор их внешней политики был развернут на запад. Наиболее важными для них были контакты с Венгрией и Польшей (которая, как и Русь, вступила в пору политического дробления). Волынские князья старались поддерживать с обеими странами тесные династические и политические связи, что не раз позволяло им прибегать к их активной помощи (в том числе и в борьбе за Киев и Галич). Традиционно более сложными были отношения с Венгрией у галицких князей. К тому же с конца XII столетия венгерские короли начали предпринимать настойчивые попытки завладеть галицким престолом, а затем и навязать этой земле церковную унию (подчинить ее в духовном отношении папскому Риму). Во время смуты, наступившей в регионе после смерти Романа Мстиславича, занять некоторые галицкие волости стремились и польские князья. Широкие и долговременные контакты Галича и Волыни с западными соседями привели к усилению влияния последних на эти русские земли, что сыграет впоследствии важнейшую роль в политической и этнокультурной истории края.

Для северо-западных земель Руси (Полоцкой, Смоленской и Новгородской) главным во внешней политике был балтийский регион. С конца XII века начинают консолидироваться литовские племена - обитатели юго-восточной Прибалтики. Обычным и частым делом стали их набеги на сопредельные русские территории, а затем и попытки закрепиться на них. В то же время некоторые русские князья, воюя друг с другом, начали использовать язычников-литовцев так же, как на Юге в подобных случаях использовались половцы и «черные клобуки». В начале XIII века, когда началась крестоносная агрессия в Прибалтику, русские и Литва иногда объединялись для совместной борьбы с новым врагом. Накануне нашествия монголов началось оформление Литовского государства. Кроме вынужденных контактов с Литвой, северо-западные земли Руси имели устойчивые торговые связи с немецкими торговыми центрами на Балтике. Не прервались эти связи и с появлением крестоносцев.

Еще одной влиятельной силой в регионе была Швеция. С 40-х годов XII столетия ее отношения с Новгородом обострились, причиной чего было противоборство сторон за контроль над южной Финляндией. Помимо того, шведские власти нацелились на восточную часть Финского залива - балтийские ворота Новгородской земли. В 1164 году, пройдя Невой в Ладожское озеро, они попытались захватить Ладогу - «замок» от этих ворот. Новгородцы предпринимали ответные действия, крупнейшим из которых явилось нападение в 1187 году на шведский торговый город Сигтуна, подвергшийся разорению. Конец XII века в отношениях Новгорода и Швеции был омрачен и торговой войной. Все эти события явились прологом долгого и тяжелого русско-шведского соперничества в регионе, завершившегося лишь в ХІХ столетии.

Характеризуя различные направления внешнеполитической активности Новгорода, следует назвать и движение новгородцев в пустынные пространства арктического Севера, заселенные редкими первобытными племенами лопарей (саамов), заволочской чуди, перми, печеры, югры и др. Крайними точками этого движения в это время уже были, с одной стороны, Кольский полуостров и - с другой - Северное Предуралье, куда время от времени направлялись отряды для сбора меховой «дани».

Суздальские князья, представлявшие северо-восток Руси, старались из своего лесного края поддерживать контакты с самыми разными государствами, включая Византию. На уровне торговли и культурного общения им это во многом удавалось. При дворе Андрея Боголюбского, по свидетельству современника, нередко можно было встретить «гостей» «изъ Царягорода и от иныхъ странъ», включая «латинян» (католиков), «погань» (язычников) и потомков хазар. Имел суздальский двор общение и со Степью, и с Кавказом. Однако вплоть до первой трети XIII века, когда суздальцы начали деятельно помогать Новгороду в отражении крестоносцев, по-настоящему серьезную внешнеполитическую проблему для них представляла Волжская Булгария - исламское государство на Средней Волге. Стороны конфликтовали из-за сопредельных территорий, населенных различными финно-угорскими племенами, а также старались распространить свой контроль на одни и те же богатые лесные пространства Севера.

Все это приводило к военным конфликтам. Первый из них описан летописью 1107 года, когда бунтарская рать дошла до Суздаля и разорила окрестности города. Воевать с булгарами приходилось и Юрию Долгорукому, и его сыновьям Андрею и Всеволоду, и сыну последнего Юрию Всеволодичу. В ходе этого противоборства были основаны пограничные крепости Городец и Нижний Новгород на Волге, а также защищавший дальний северо-восточный рубеж Суздальской земли Устюг. Впрочем, несмотря на все столкновения, стороны нуждались в нормальных отношениях друг с другом, поскольку контролировали различные участки одного и того же Волжского торгового пути. Поэтому после всех конфликтов между ними заключался мир.