Персефона и Аид, богиня весны и повелитель мертвых - божественная пара, отношения которых покрыты тайной. Впрочем, как и архетипы самих божеств. ..

Мистерии Персефоны составляли одну из трех частей Элевсинских мистерий, носили сакральный характер. Их называли «Последнее испытание». Сведения о том, что на них происходило, не дошли до наших дней. Участникам запрещалось разглашать происходящее.Известно, что целью этих мистерий было достижение плодородия.

Аид и вовсе не объявляется в мире живых, разве что похитить Деву Кору, которую впоследствии назовут Персефоной.


Осень и зиму Персефона проводит с Аидом под землей - в царстве мёртвых, а весну и лето - на поверхности, в царстве живых, с матерью Деметрой. Деметра - богиня плодородия и материнства, богиня плодоносящей земли.
Каждый год Аид поднимается на поверхность, лишь затем чтобы увести в свой дом Персефону, ставшую его законной женой.
Таким образом, жизнь Персефоны представляет собой нескончаемое путешествие от мамы к мужу - от мужа к маме, и обратно. Это бесконечный цикл, замкнутый круг, который никак не может развернуться в спираль.
Царство Аида - серая, бесплодная земля; мертвые болота; засохшие деревья, мрачные туманы. Появившись в подземном мире, Персефона умудрилась принести весну даже туда. «…вся эта гниль вечно умирающей осени сменилась буйной растительностью и огромны ми корнями, вершины которых расцветали на поверхности земли и уходили в небо.
Таково было превращение, свершенное Прозерпиной (Персефоной) » (Е.Головин «Прозерпина»).


Персефона и сама изменилась, теперь у нее появилась территория, где она стала полноправной хозяйкой. Встреча с Аидом, не смотря на ореол «криминальности», явилась событием, которое способствовало взрослению Коры-Персефоны, и ее отделению от матери.
Однако тоскующая в разлуке мать заставляет Персефону постоянно возвращаться к уже отжившим себя моделям поведения. Вечно потерянное беспомощное, похищенное дитя; вечная мамина дочка…
Если взглянуть на Аида глазами матери-Деметры, он вполне способен внушить ужас: мрачный повелитель теней, похититель и совратитель юной девы.

(Впрочем, Деметре и другие претенденты на руку дочери не нравились, даже красавец Аполлон ей не угодил. Деметра предпочитала считать Кору слишком юной для замужества).
Аид даже не бывает на Олимпе - архетипическом очаге общественных законов, создателями которых являются Зевс и его любимые дети Аполлон и Афина. Эти законы - для смертных, но не для Аида. А значит, он - вне законов, вне социальных ценностей. Либо живет согласно законам, которые он один и ведает…
Секрет в том, что Персе фона, несомненно, любит Аида. Историю их любви рассказывают все возможные варианты сказок «Красавица и чудовище», и «Аленький цветочек».

Не кажется ли странным тот факт, что Деметра, вместо того чтобы завести других детей и отпустить дочь во взрослую жизнь, отчаянно цепляется за нее? Ведь это противоречит самой природе. После того, как детеныши подрастают, самка любого вида животных отпускает их восвояси и рожает новое потомство! Откуда у самой богини плодородия такое…бесплодие?
Почему Деметра не в силах принести весну на землю без помощи Персефоны?
Деметра - богиня сельского хозяйства, это богиня культивированной природы, а значит, искусственного плодородия. Ее культ появился довольно поздно, пройдя стадии древних, неуправляемых как сама стихия богинь - Геи, Реи Кибелы. И в итоге мать Земля из Великой и Ужасной Матери превратилась в заботливую матушку Деметру, которая полностью сконцентрирована на своем чаде (и других интересов, у нее, по видимому, нет).
Плодородие Деметры - это как плодородие огорода, родного и собственноручно вспаханного. Однако, какие бы чудеса агрономии мы бы не проявляли - урожай всегда будет зависеть от капризов природы.
Греки того времени научились возделывать землю, но были по-прежнему зависимы от природных условий. А это уже другое плодородие, то самое, что вне человеческих законов! И его символизирует Аид, который является не только богом мертвых, но и богом подземных недр - подземного богатства.
Персефона оказалась на перепутье между дикой и культивированной природой. Ее миссия чрезвычайно важна.
Она приносит любовь в сердце Аида, отчего наступает весна в подземном царстве, и подземная часть растений набирает рост. Так богиня воздействует на дикую природу!
А потом Персефона поднимается на поверхность и приносит весну в огороды и вспаханные поля, приносит урожай и по сути спасает цивилизацию людей от голода))) Без Персефоны Деметра, увы, не плодоносит, так же как растение не может жить, если его корневая часть повреждена.

Персефона - чрезвычайно древнее божество. Похоже, более древнее, чем ее мать Деметра, облик который выкристаллизовался с приходом земледелия.
Перевод имени «Персефона» утерян, что может говорить о том, что оно имеет древнее, не-греческое происхождение. «Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что Персефона является древней местной богиней, культ которой был распространён до вторжения греков на Балканский полуостров.» http://mythology.org.ua/Персефона
Как ни странно, сама Персефона также бесплодна. У Персефоны и Аида не было детей. Персефона стала приёмной матерью младенцу Адонису, который вскоре превратился в красивейшего среди смертных мужчину. По настоянию Персефоны, Адонис проводит треть года с приёмной матерью, две трети - с возлюбленной, богиней Афродитой. Как мы видим, Персефона в точности повторяет модель поведения своей матери…
Однако бесплодной Персефона оказывается только в поздних мифах. Согласно более древним мифам, в которых божества еще сохраняли зооморфный облик, у Персефоны был сын по имени Загрей.
Загрея называли Диким Охотником. Он был чрезвычайно важным божеством в те давние времена, когда охота была основным источником пропитания.
Я обратилась к сказке «Красавица и чудовище» неслучайно. Персефона зачала Загрея, вступив в союз с неким божеством, принявшим образ Дракона (Змея), словом, устрашающий, звериный облик.
В некоторых мифах этот Змей - не кто иной, как сам Зевс, отец Персефоны. В других мифах это Аид. Исследователь А.Ф. Лосев пишет: « На монетах IV в. до н. э. из Праса встречаем изображение женщины, ласкающей Зевса-змея, в ней нетрудно узнать Персефону».
http://www.sno.pro1.ru/lib/losev2/15.htm

Лосев также пишет о совмещении хточнических (зооморфных) мифов с героическими. Хтоническое начало, безусловно, представлено Аидом, в то время как Героическое начало представляет Зевс - основополагающий архетип патриархальной цивилизации.
Если поначалу кажется, что Загрей был плодом кровосмесительной связи, то при более детальном исследовании образов Аида и Зевса становится понятно, что кровосмешение едва ли имело место быть.
Существо, от которого был зачат Загрей, было хтоническим, представителем природного хаоса, а не зевсовой цивилизации.
Когда мы входим в пространство природы, социальные предрассудки перестают довлеть над нами. Там не существует неприличного, не существует греховного, условности стираются.
Аид являет собой теневую сторону архетипа Зевса. Зевс - царь цивилизации, Аид - царь мира смерти, что так же неподвластна людям, как природа.
Были времена, когда цивилизации еще не было.
Но природа существовала всегда. В те далекие времена Аид и Зевс были одним божеством, символизирующим Мужское начало. Именно от него и зачала Персефона. Загрей - сын Аида, либо сын хточнической, «звериной» ипостаси Зевса - а это и есть Аид.

Был ли Загрей плодом инцеста - в мире природы не так уж важно. В некоторых мифах архетип Заргея сливался с архетипом Аида и Зевса, что добавляет дополнительный «инцестуальный» оттенок:
« Загрей настолько же сын Аида, насколько он и сам Аид; и, кроме того, он настолько же сын Зевса, насколько он и сам Зевс …» (А.Ф. Лосев).
С точки зрения социальных норм союз Аида и Персефоны в любом случае является кровосмесительным (Аид - дядя Персефоны), просто это не столь вопиюще, как в случае с Зевсом.
...Когда девушка начинает встречаться с мужчиной намного старше себя, ей может прийти в голову стыдливая мысль: «Да он мне в отцы годится!» (или с мужчиной значительно младше, и тогда женщина сетует, что она годится ему в матери). Мысль, в которая отсылает к инцесту…
Вместо того, чтобы наслаждаться красотой слияния вечности и обновления - двух важнейших животворящих энергий, мы пускаемся в социальные предрассудки. Так наша внутренняя Персефона и становится бесплодной…
P.S. Загрею тоже не дали пожить в свое удовольствие. Гера, поборница социальных порядков, направила на него гнев титанов. Титаны разорвали Загрея на части, Зевс испепелил их за это молниями. Афине удалось спасти сердце Загрея и принести его в сохранности к Зевсу. Зевс съел его сердце и зачал второе воплощение Загрея от смертной женщины Семелы. А рожденного младенца назвали Дионисом. Он стал богом земледелия и празднеств, а также измененных состояний сознания. Дионису удалось объединить хаос дикой природы и упорядоченность сельского хозяйства. Мистерии Диониса приобрели не менее широкую популярность, чем мистерии Деметры и Персефоны.
"Дионис — это бог последней космической эпохи, царствующий над миром, или, как говорит один источник, «наш владыка» (А.Ф. Лосев)
«...Титаны, вкусившие его плоть, были испепелены молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшегося с кровью бога, произошел человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и страдальчеством Диониса»….

Posted on Feb. 10th, 2015 at 08:55 pm |


ПЕРСЕФО НА (Περσεφόνη ); Ко ра (Κόρα , «девушка», «дева»), в греческой мифологии богиня царства мёртвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил её (Hes. Theog. 912-914). В гомеровском гимне «К Деметре» рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы. Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мёртвых (Hymn. Hom. V 1-20, 414-433). Горевавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, а Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. Аид отправил Персефону к матери, но дал вкусить ей насильно зёрнышко граната, чтобы Персефона не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне её дочь треть года будет находиться среди мёртвых, а две трети с матерью, радость которой вернёт земле изобилие (360-413). Персефона мудро правит царством мёртвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить Персефону. За это он был прикован к скале, а Гераклу Персефона разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе Персефоны Геракл оставил в живых пастуха коров Аида (Apollod. II 5, 12). Персефона была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мёртвых; Ovid. Met. X 46-57). По просьбе Афродиты Персефона спрятала у себя младенца Адониса и не пожелала вернуть его Афродите; по решению Зевса Адонис треть года должен был проводить в царстве мёртвых (Apollod. III 14, 4). Персефона играет особую роль в орфическом культе Диониса-Загрея. От Зевса, обернувшегося змеем, она рождает Загрея (Hymn. Orph. XXXXVI; Nonn. Dion. V 562-570; VI 155-165), впоследствии растерзанного титанами. Персефона связана также с элевсинским культом Деметры. В Персефоне тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классического олимпийства. Она против собственной воли царствует в виде, но вместе с тем чувствует там себя вполне законной и мудрой повелительницей. Она уничтожила, буквально растоптав, своих соперниц - возлюбленных Аида: нимфу Кокитиду и нимфу Минту. Вместе с тем Персефона помогает героям и не может забыть землю с её родителями. Персефона как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был ещё «Подземным» царём царства мёртвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле самой Персефоны и её матери. В римской мифологии ей соответствует Прозерпина - дочь Цереры (греч. Деметра).

Лит .: Лосев А.Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957; Rose H.J., The bride of Hades, “Classical Philology”, 1925, p. 238-243; см. также лит. при ст. Деметра .

А .Ф . Лосев

На античных вазах, монетах, мозаиках, рельефах встречаются сюжеты «похищение Персефоны», реже - «возвращение из подземного царства». В европейском искусстве к теме «похищение Персефоны» обращались П.П. Рубенс, Рембрандт, скульпторы Л. Бернини и Ф. Жирардон и др. Тема Персефоны присутствует в поэзии Дж. Мильтона, разрабатывается Гёте (драма «Прозерпина»), Шелли («Песнь Прозерпины»), А.Ч. Суинберном («Гимн Персефоне»), О. Мандельштамом и др. По трилогии А. Жида о Персефоне был поставлен балет И. Стравинского. Наиболее значительными музыкальными разработками сюжета о Персефоне являются оперы К. Монтеверди, Ж.Б. Люлли и К. Сен-Санса.

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 305-306.

Как известно, в языческий греческий пантеон входило 12 богов. Персефона является богиней царства мертвых. По легенде, она вынуждена треть года проводить под землей, со своим мужем Аидом, а две трети - на земле, с матерью Деметрой. Далее в статье подробно разберемся с тем, кто такая Персефона, и какие о ней существуют мифы.

Рождение Персефоны

Похищение Аидом

Персефона была очень красивой и жизнерадостной девушкой. Однажды ее заприметил ее родной, полубезумный дядя - бог подземного царства Аид. Как-то раз ничего не подозревающая Персефона гуляла по лугу с подругами, веселясь и собирая цветы. Вдруг из одной расщелины в земле выехала колесница, запряженная четырьмя конями. Правил ею сам Аид. Разумеется, слабая девушка ничего не смогла сделать и была увезена в царство мрака и смерти, где должна была стать женой подземного бога. Как повествует миф, горю ее не было предела. Похищение Персефоны (которую до этого звали Корой) было одобрено самим Зевсом.

Учеными найдено множество древнегреческих артефактов с рисунками, на которых похищение Персефоны Аидом представлено во всех подробностях. Описана эта история и в Гомеровском «Гимне Деметре». Да и в наше время этот интересный миф часто привлекает внимание художников, музыкантов и поэтов.

Обращение Деметры к Зевсу

Мать Персефоны, разумеется, не смогла смириться с пропажей дочери. Безутешная, она обратилась к самому Зевсу с просьбой вернуть Персефону. Верховного бога тронули слезы Деметры, и он приказал Гермесу спуститься в царство Аида и забрать юную богиню. Однако хитрый бог мертвых, перед тем как отпустить Персефону, предложил ей съесть несколько зернышек граната. Видимо, не настолько уж и расстроена была юная богиня, потому как не отказалась. Так старый бог подземного мира получил гарантию того, что понравившаяся ему Персефона вернется к нему сама. Так оно впоследствии и случилось.

Возвращение богини

Наконец-то Деметра и Персефона встретились. Подозревая Аида в коварстве, мать поинтересовалась у дочери о том, не ела ли она чего-нибудь в подземном царстве. Пришлось юной богине признаться в том, что прельстилась она гранатовыми зернами. Однако при этом Персефона солгала, сказав, что Аид заставил ее их есть насильно. Добавим, что гранатовые зерна в Греции считаются символом супружеской верности. По преданию, впервые гранат посадила Афродита на - Крите.

Поняла Деметра, что не навсегда вернулась к ней ее дочь. Так, съевшая гранатовые зерна Персефона, вынуждена две трети года проводить с матерью, а одну треть с Аидом. Однако греческие легенды, описывающие подвиги героев и деяния богов, связанные с подземным царством, никогда не описывают его богиню скорбящей или печальной. Скорее, она представлена в них полновластной владычицей этого мрачного места. Становясь женой Аида, Персефона предстает уже не как юная девица, а как молодая, строгая и одновременно лояльная к живым женщина-богиня.

Богиня на звездном небе

В некоторых источниках говорится о том, что, возвращаясь из царства Аида, Персефона - богиня подземного мира - иногда поднимается на небо в виде созвездия Девы. Делает это она для того, чтобы ее соскучившаяся мать могла видеть ее отовсюду. Существуют также легенды, по которым созвездие Девы ассоциируется с самой Деметрой.

Символизм мифа

Разумеется, Персефона (греческая богиня), а вернее миф о ней, символизирует не что иное, как смену времен года. Две трети года в теплой Греции царствует лето, одну треть - зима. Когда Аид похитил Персефону, ее мать в горе перестала выполнять свои обязанности. В результате перестали расти травы и деревья, животным было нечего есть, и на земле случился страшный голод. Когда же Зевс вернул Деметре ее юную дочь, на радостях богиня научила земледельческим ремеслам целый отряд разного рода героев. После чего и превратилась из гипотетичной богини плодородия в богиню конкретной прослойки греческого общества, занимающейся возделыванием полей.

Если говорить об архетипах, то пара Деметра и Персефона представляет собой единую схему «мать-дочь», в которой последняя слишком близка первой и находится в зависимом от нее положении. Сама Персефона выступает одновременно символом женщины-ребенка (Кора), весны (возвращение из царства Аида) и проводником в мир мертвых.

Персефона в творчестве древних греков

Персефона - богиня, о которой упоминается во многих мифах этой древней страны. К примеру, именно Персефона, которую тронуло горе Орфея и его прекрасная музыка, отпустила из царства мертвых Эвридику. Однако последняя солнечный свет так и не увидела, причем по вине именно своего возлюбленного. Согласно легенде, Орфею было поставлено условие не оглядываться при выходе из царства смерти. Однако устоять перед искушением ему не удалось.

Рассказывается о Персефоне и в «Одиссее» Гомера. Главный герой этого эпоса также однажды спустился в подземное царство, где его владычица показала ему души умерших праведных женщин.

Еще один миф повествует о том, как Персефона - богиня подземного мира - соперничала с Афродитой за любовь Адониса. Последний был обычным смертным, но очень красивым юношей. Самая прекрасная в пантеоне богиня поместила его в корзину и отправила Персефоне для того, чтобы она спрятала его. Увидев Адониса и влюбившись, богиня подземного царства отказалась отдавать его Афродите обратно наотрез. Долго длился этот спор. Разрешен он был Зевсом. По его указу Адонис был вынужден треть года проводить с Персефоной, треть - с Афродитой, а остальное время был предоставлен сам себе.

В одном из мифов Персефона - богиня подземного царства - предстает и как грозная ревнивая супруга. Любовницу Аида, нимфу Минту, она превращает в растение (мяту). Нимфа же реки Кокид (Кокитида) по этой же причине была затоптана ею насмерть. Между тем, согласно мифологии, сама Персефона имела двух официальных любовников - Диониса и Адониса.

Корни мифа

Персефона - богиня (судя уже даже и по имени) изначально не греческая. Миф о ней придумали вовсе не в этой стране. Считается, что он был заимствован у поселенцев Балкан, где был популярным в микенскую эпоху.

Соответствия в римской мифологии

Миф, похожий на похищение Персефоны Аидом, имеется и у древних римлян. В нем этой богине соответствует Прозерпина. Она была также дочерью богини плодородия, звали которую Церерой. Украл же ее бог поземного царства - Плутон. Как и Персефона, Прозерпина вынуждена треть года проводить в его царстве из-за съеденных когда-то зернышек граната.

Таким образом, вы теперь знаете, кто такая Персефона. Это юная богиня, похищенная Аидом и ставшая его женой. Мифы, повествующие о ней, насыщены событиями и очень интересны.

Персефона (др.-греч. Περσεφόνη , встречаются также диалектные варианты Персефонея / Ферсефонея / Ферсефона, иногда Феррефатта) в древнегреческой мифологии — богиня плодородия и царства мёртвых.

В микенских текстах, возможно, соответствует божеству qe-ra-si-ja (Перасия?), либо богине pe-re-swa (Пресва?).
Культ богини преисподней существовал в Пилосе еще в микенскую эпоху. Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что Персефона является древней местной богиней, культ которой был распространён до вторжения греков на Балканский полуостров. У завоевателей греков культ Персефоны сливается с культом богини-девы Коры. Кора почиталась как богиня плодородия и, возможно, первоначально отождествлялась с богиней-матерью Деметрой. Дальнейшее развитие греческой религии превращает Персефону-Кору в дочь Деметры, но общность культа этих богинь сохраняется на протяжении всей греческой истории. Миф о похищении Аидом в поэмах Гомера не упоминается, что может объясняться его мистериальным характером.

Мифология

Персефона — дочь Деметры и Зевса. Вскормлена Деметрой и нимфами в пещере. К ней сватались Арес и Аполлон. По мифу, вместе с ней росли девушки Афина и Артемида (либо еще Афродита). Цветком Коры называют нарцисс.
Супруга Аида (Плутона), который похитил её и унёс в своё царство (по Гигину, она похищена Плутоном с помощью Зевса). Существовало несколько локализаций места похищения. По наиболее популярной, похищение произошло на лугу у озера Перг рядом с Генной/Энной[ в Сицилии. В Сиракузах ей посвящен источник Киана, в месте, где разверзлась земля. По другим версиям, либо Плутон спустился под землю в местечке Эринеон близ Элевсина, либо у реки Химарр в Арголиде, либо на краю гипподрома в Олимпии.
Деметра искала дочь по всему миру, предаваясь безутешной скорби, и в это время земля была бесплодна, ничто не всходило на засеянных полях. Узнав о похищении, Деметра обратилась за помощью к Зевсу с требованием вернуть Персефону. Аид отпустил Персефону, но перед освобождением дал ей семь зёрен (либо три зерна, о чем сообщил Гермес) граната, своего атрибутивного плода. Эти гранаты возникли из капель крови старшего Диониса. Персефона, всё это время отказывавшаяся от пищи, проглотила зёрна — и тем самым оказалась обречена на возвращение в царство Аида. Свидетелем против Персефоны выступил Аскалаф.
Чтобы успокоить Деметру, Зевс решил, что (согласно гомеровскому гимну и Псевдо-Аполлодору) Персефона будет проводить две трети года на Олимпе, треть — в царстве Аида, либо (согласно Овидию и Сервию) полгода (весну и лето) на Олимпе, другие полгода (осень и зиму) же — в царстве Аида.
В некоторых источниках сказано, что Персефона во время нахождения на Олимпе каждое утро поднималась на небо и становилась созвездием Дева, чтобы мать Деметра её могла видеть отовсюду.
По некоторым поэтам, во время свадьбы Плутона и Персефоны Зевс отдал невесте как свадебный дар остров Сицилию, либо Фивы, либо Кизик.
Персефона — владычица подземного царства. Обитает на краю света.Согласно Суде имела дочь от Аида Макарию (богиню блаженной смерти), а согласно орфикам, родила от него же Евменид. От Зевса (явившегося к ней в виде змея) она родила Сабасия.
Похищению Персефоны была посвящена одна из орфических поэм. Общепризнанно с древности, что миф о Персефоне символизирует смену времён года.

Персефона , в греческой мифологии дочь Зевса и богини Деметры. Богиня плодородия и земледелия Деметра очень любила свою единственную дочь, красавицу Персефону. Для нее она вырастила прекрасные душистые цветы на лугах Эллады, позволила стрекозам и бабочкам порхать среди них, а певчим птицам наполнять луга и рощи мелодичным пением. Юная Персефона обожала светлый мир дяди Гелиоса - бога Солнца и мамины зеленые луга, пышные деревья, яркие цветы и журчащие повсюду ручейки, на поверхности которых играли блики солнца. Ни она, ни ее мать не знали, что Зевс пообещал ее в жены своему мрачному брату Аиду - богу подземного царства.

Аллори - Похищение Персефоны

Однажды Деметра с Персефоной гуляли по зеленому лугу. Персефона резвилась с подругами, радуясь свету и теплу, упиваясь ароматами луговых цветов. Неожиданно в траве она нашла цветок неведомой красоты, издававший дурманящий запах. Это Гея по просьбе Аида вырастила его, чтобы привлечь внимание Персефоны. Как только девушка коснулась странного цветка, разверзлась земля и появилась золотая карета, запряженная четырьмя черными конями. Ею правил Аид. Он подхватил Персефону и унес ее в свой дворец в подземном царстве. Убитая горем Деметра облачилась в черные одежды и отправилась на поиски дочери.
Мрачные времена настали для всего живущего на земле. Деревья потеряли пышную листву, цветы увяли, злаки не дали зерна. Не плодоносили ни поля, ни сады. Наступил голод. Замерла вся жизнь. Роду людскому грозила гибель. Боги, которые время от времени спускались к людям с Олимпа и заботились о них, стали просить Зевса сказать Деметре правду о Персефоне. Но узнав правду, мать еще больше затосковала по дочери.
Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса с просьбой отпускать время от времени жену на землю, чтобы Персефона могла видеться с матерью. Аид не посмел ослушаться Зевса. Увидев дочь, Деметра возликовала, в глазах ее заблестели слезы радости. Этой влагой наполнилась земля, нежной травой покрылись луга, и цветы распустились на недавно поникших стеблях. Вскоре заколосились и хлебородные нивы. Природа проснулась к новой жизни. С тех по повелению Зевса Персефона две трети года обязана проводить с матерью и одну треть - с мужем.
Так возникло чередование времен года. Когда Персефона находится в царстве мужа, уныние нападает на Деметру, а на Земле наступает зима. Но зато каждое возвращение дочери к матери в мир дяди Гелиоса все живое новыми соками и приводит с собой весну во всей ее торжествующей красоте. Вот почему Персефону всегда изображают в виде прекрасной девушки с букетом цветов и снопом колосьев и считают ее богиней наступающей весны, сестрой богини царства цветов и растений Флоры. И живет она на небе как замечательное созвездие Дева. Самая яркая звезда в созвездии Девы называется Спика, что означает колос.
В римской мифологии богине соответствует Прозерпина.

Эпитеты и отождествления Персефоны

* Деспина.
* Кора. «Дева». Имя Персефоны.
* Лептинида. Эпитет Персефоны.
* Обримо. Эпитет Персефоны.
* Праксидика.

По одному сказанию, Афила — дочь Зевса и Реи, прозванная Корой и Персефоной. Зевс преследовал свою мать, ставшую змеей, сам превратился в змея, связал ее гераклейским узлом и совокупился с ней (что означает жезл Гермеса), а затем в облике змея овладел и дочерью. Афила имела два глаза на лбу, птичий клюв сзади шеи и рога.

Персефоне соответствует римская Прозерпина. В Риме с ней также отождествлялась Либера.

Спутницы Персефоны

* Иахе (Яхе). Спутница игр Персефоны.
* Каллигенейя. Нимфа, сторожившая Персефону.
* Левкиппа. Спутница игр Персефоны.
* Фено (Файно). Спутница игр Персефоны.

Мифы называют греческую богиню Персефону дочерью Зевса и Деметры. Эта юная, жизнерадостная и цветущая богиня входила в пантеон верховных богов Греции в качестве жены властителя подземного мира – .

Богиня Персефона в греческой мифологии

Деметра, мать Персефоны, почиталась греками как богиня плодородия и земледелия. Ее любовная связь с братом Зевсом описывается весьма скудно, и, учитывая тот факт, что любвеобильностью Деметра не отличалась, можно сделать вывод, что верховный бог Олимпа просто соблазнил сестру. Однако Персефона стала любимой дочерью Деметры, духовная связь этих богинь была очень сильна.

Перед изучающими греческие мифы исследователями Персефона предстает в самых различных ипостасях. Одна из них – юная и прекрасная дочь Деметры, символ весны и цветения. Вторая – могущественная повелительница мира мертвых и ревнивая жена, способная жестоко покарать соперниц. Третий образ – сердечная и сочувствующая проводница душ умерших. По мнению многих ученых, образ богини Персефоны в греческой мифологии был заимствован у путешественников с Балкан. Однако эта богиня стала весьма популярной и встречается во многих мифах.

По одной из легенд Персефона пыталась помочь Орфею вернуть свою жену в мир живых. Она, как никто другой, могла понять его желание, ведь саму Персефону поселили в царстве Аида насильно. Орфею было поставлено одно условие – уходить из мира мертвых не оглядываясь на следующую за ним жену, но он не сумел справиться с искушением и потерял свою Эвридику навсегда.

Некоторые мифы рассказывают о любовных увлечениях бога Аида и его жены Персефоны. Своих соперниц богиня подземного мира уничтожала без жалости – нимфу Минту она превратила в мяту, нимфу Кокид – затоптала. Хотя у самой Персефоны тоже были возлюбленные – Адонис и Дионис. Причем за любовь Адониса богиня Персефона боролась с самой Афродитой. Зевс, которому надоели споры этих двух богинь, приказал Адонису 4 месяца жить с одной возлюбленной, 4 – с другой, а оставшееся время года быть предоставленным самому себе.

Миф о Персефоне и Аиде

Самый популярный миф о Персефоне рассказывает о похищении ее Аидом. Властителю мира мертвых очень нравилась прелестная дочь Деметры. В один прекрасный день, когда ничего не подозревающая Персефона гуляла по цветущему лугу со своими подругами под присмотром Гелиоса, из-под земли появилась колесница, которой правил Аид. Подземный бог схватил Персефону и унес в царство смерти.

Деметра не могла смириться с тем, что любимая дочь станет женой старого Аида, и она ее никогда не увидит. Мать просила помощи у различных богов, у самого Зевса, но никто не смог ей помочь. Из-за страданий Деметры началась великая засуха, растения перестали расти, животные и люди начали гибнуть, некому стало приносить богам богатые жертвы. Тогда Зевс испугался и попробовал исправить ситуацию. Он попросил Гермеса уговорить Аида вернуть Персефону.

Властитель царства мертвых, разумеется, вовсе не горел желанием возвращать молодую жену матери, но и пойти на столь явный с Зевсом он не мог. Поэтому Аид пошел на хитрость – угостил Персефону зернами граната. Этот фрукт в Греции считается символом супружества, поэтому Персефона с тех пор вынуждена была оставаться женой Аида.

Обнимая обретенную дочь, Деметра заплакала. Эти слезы живительной влагой упали на землю, засуха закончилась, и угроза полной гибели людей исчезла. Но когда Деметра узнала о том, что Персефона съела гранатовые зерна, она поняла, что дочь не останется с ней навсегда. Зевс повелел Персефоне 8 месяцев в году проводить с матерью, а на 4 месяца спускаться в подземное царство к мужу. Деметра смирилась с таким решением главного божества, однако отныне в знак ее скорби в Греции на 4 месяца воцарялась зима.