DOI: 10.12731/2218-7405-2016-10-115-125 УДК 159.99

конфликт профессионального

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОфЕССИОНАЛЬНЫй

кризис личности как психологические БАРЬЕРЫ профессионального РАЗВИТИЯ

Садовникова Н.О.

В статье анализируются категории «психологические барьеры профессионального развития», «конфликт профессионального самоопределения» и «профессиональный кризис личности». Отмечается, что конфликт профессионального самоопределения - это всегда внутриличностный конфликт, связанный со столкновением ценностей, интересов, мотивов, представления личности с требованиями профессиональной деятельности или социально-профессиональной ситуации. Профессиональный кризис личности представляет собой непродолжительный период жизни, сопровождающийся кардинальной перестройкой субъекта деятельности, изменениями самой профессиональной деятельности. Дается обоснование того, что как конфликт, так и кризис могут выступить в качестве психологических барьеров профессионального развития, выполняя как конструктивную, так и деструктивную функции. Предлагается под психологическим барьером профессионального развития понимать состояние временной стагнации, возникающее вследствие невозможности реализации личностью профессионального плана, сопровождающееся стрессом, актуализацией потребности в преодолении и в самоопределении.

Ключевые слова: конфликт профессионального самоопределения; профессиональный кризис личности; психологический барьер.

THE CONFLICT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND PROFESSIONAL IDENTITY CRISIS AS A PSYCHOLOGICAL BARRIER PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Sadovnikova N.O.

The article describes the «psychological barriers of professional development» category «professional self-determination» and «professional identity crisis». The conflict professional self-determination - is always intrapersonal conflict associated with the clash of values, interests, motives, views of the person with the requirements of the professional activity or the socio-professional situation. The professional identity crisis is a short period of life. The fundamental restructuring of the subject of activity and changes in the most professional activities are characteristics of the crisis.

The article gives the justification that as a conflict and crisis can act as psychological barriers to professional development. These barriers perform as constructive and destructive functions. It is proposed under the psychological barrier of professional development to understand the status of temporary stagnation that occurs as a result of the non-feasibility of the individual professional plan, accompanied by stress-actualization needs overcoming and self-determination.

Keywords: conflict of professional self-determination; a professional identity crisis; a psychological barrier.

Введение

Профессиональное развитие личности как предмет исследования стал центром внимания ученых еще в конце XIX века. За прошедшее с этого момента время были исследованы различные аспекты профессионального развития: выбор профессии, карьера, профессиональная пригодность, удовлетворенность трудом и многое другое.

Профессиональное развитие является предметом исследований многих ученых (Н.С. Глуханюк, А.А. Деркач, В.Г. За-зыкин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова и др.). Большинство из них отмечают, что профессиональное развитие - это процесс «формообразования личности», адекватной профессиональной деятельности.

Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей позволяет констатировать, что под профессиональным развитием следует понимать неравномерный, нелинейный процесс изменения личности (прогрессивного и регрессивного) в ходе освоения и выполнения профессиональной деятельности. По мере вхождения индивида в профессиональную среду, овладения стандартами и ценностями профессионального сообщества происходит изменение личности, ее генезис, который может быть рассмотрен и как развитие, обогащение, и как умаление, деградация, деформирование.

Важными событиями процесса профессионального развития личности является переживание личностью конфликтов профессионального самоопределения и профессиональных кризисов личности, которые выступают как барьеры профессионального развития личности, выполняя при этом как положительную, так и отрицательную функции.

Впервые роль психологических барьеров в развитии личности раскрыл З. Фрейд. В психоанализе человеческое поведение описывается с привлечением двух понятий - «катексис» и «антикатек-сис». Катексис - это направленная на определенные объекты психическая энергия инстинктов, требующая разрядки, а антикатек-сис - барьер, перекрывающий путь к удовлетворению инстинкта. Поведение и все психодинамические процессы разворачиваются в результате взаимодействия инстинктов и барьеров, внешних и внутренних .

В России понятие «барьер» активно исследовалось в области научного творчества. В более поздних исследованиях феномен психологических барьеров рассматривался в различных аспектах: барьеры при реализации нововведений (А.В. Филиппов), барьеры общения (Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Ломов, Е.А. Климов и др.), барьеры педагогического взаимодействия (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев и др.), барьеры в развитии деятельности и личности (Р.Х. Шакуров) и др. При этом обычно барьеры трактуют как препятствие, преграду в развитии, которую необходимо снимать.

Интересный и важный в контексте нашего исследования подход к пониманию психологических барьеров предлагает Р.Х. Шакуров. По мнению исследователя, барьеры - это универсальный и постоянный атрибут жизни . Наличие барьеров определят сам факт существования любой системы. Другими словами, барьеры выступают необходимым фактором развития (и деятельности, и личности).

Барьер выполняет следующие функции :

Стабилизация: барьер останавливает движение, придает ему статику;

Коррекция: столкнувшись с препятствием, система меняет траекторию своего движения;

Энергетизация: энергия движения накапливается под влиянием удерживающего ее барьера;

Дозировка: препятствия дозируют движение, определяют его меру;

Мобилизация: при столкновении с препятствием живые системы мобилизуют свои энергетические и другие ресурсы для преодоления препятствий;

Развитие: изменения, происходящие в организмах при повторных мобилизациях, закрепляются, что повышает функциональные возможности системы, придает ей новое качество;

Подавление (лишение): в ситуации постоянной блокады жизнедеятельности системы барьер ослабляет, подрывает ее функциональные возможности.

Другими словами, в зависимости от характера барьеров деятельность может выполнять и созидательную, и деструктивную функции по отношению к ее субъекту.

На основании вышесказанного дадим следующее определение понятия «психологический барьер профессионального развития». Психологический барьер профессионального развития - это состояние временной стагнации, возникающее вследствие невозможности реализации личностью профессионального плана, сопровождающееся стрессом, актуализацией потребности в преодолении и в самоопределении. Именно психологические барьеры придают процессу профессионального развития личностный смысл, определяют профессиональное будущее. Отсутствие барьеров означает эволюционное, линейное развитие, приводит к стагнации личности.

В качестве психологических барьеров профессионального развития на наш взгляд целесообразно считать конфликты профессионального самоопределения и профессиональный кризис личности.

Понятия «конфликт профессионального самоопределения» и «профессиональный кризис личности»

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным поло- 119 -

жением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы .

Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиове-дении объясняют понятием «профессиональное самоопределение».

Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся высокой степенью неопределенности. Чтобы определиться в проблемно-ориентационной ситуации, личности нужно соотнести свои потребности, позиции, интересы, мечты с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья. Возможности, в свою очередь, необходимо соотнести с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции.

Нередко согласование всех этих позиций затруднено. Если иметь в виду еще и социально-экономические факторы, позиции родственников, то становится очевидным, что профессиональное самоопределение, как правило, означает конфликт. Поскольку речь идет о самоопределении, то этот конфликт имеет внутриличностный характер. Его разрешение осуществляется путем ревизии и коррекции профессиональных устремлений, и конечно, внутриличностный конфликт может разрешаться продуктивно и деструктивно.

Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются различные составляющие структуры личности. Конфликты профессионального самоопределения могут быть инициированы разного рода факторами. Среди них: рассогласование между компонентами направленности личности, несовпадение характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности, несовпадение представления о своих

профессиональных достоинствах и реальных профессиональных возможностей: противоречиями между и пр.

Категория кризиса заняла в психологической науке прочные позиции. Например, жизненные кризисы были предметом изучения зарубежных психологов Б. Ливехуда, Э. Эриксона, Г. Шихи, Ch. Bühler, S.-H. Fillip и др. Экзистенциальные кризисы стали предметом интереса R.K. James, A. Olson, D. Ulich.

Начало изучения кризисов развития в отечественной психологии положено Л.С. Выготским. Его заслуга в том, что он предложил новую модель объяснения психологического смысла и механизмов возрастных кризисов развития. Кризис в его концепции -закономерное и необходимое звено в развитии .

Проблема кризисов профессионального развития анализируется в работах Л.И. Анцыферовой, Н.С. Глуханюк, Э.Ф. Зеера, Е.Л. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.С. Пряжникова, Э.Э. Сыманюк, А.Р. Фонарева и других исследователей.

Мы в своих исследованиях, опираясь на работы вышеперечисленных исследователей, в тоже время вводим понятие «профессиональный кризис личности».

Профессиональный кризис личности представляет собой непродолжительный период жизни, сопровождающийся кардинальной перестройкой субъекта деятельности, изменениями самой профессиональной деятельности. Кризис затрагивает сферу профессиональной направленности личности: мотивы, потребности, ценности, смыслы; «заставляет» личность простраивать границы своей ценностно-смысловой сферы, актуализирует процесс переживания. Ключевыми особенностями процесса переживания профессионального кризиса личности являются: 1) локализация во времени и пространстве; 2) неустойчивость образов и мыслей о себе как о профессионале, потеря профессиональной идентичности; 3) размытая временная профессиональная перспектива или её отсутствие и, как следствие, актуализация потребности в выборе дальнейшего сценария профессиональной жизни; 4) актуализация смысложизненных переживаний, проявляющихся в пониженном

стремлении к саморазвитию, самоутверждению, самореализации, ощущении своей ненужности и никчемности; 5) наличие стойких аффективных реакций, напряжения .

Возникновение профессионального кризиса личности характеризуется появлением у человека неуверенности в своих силах, несогласием с самим собой, осознанием необходимости переоценки себя, появлением неясности жизненных целей, непониманием как жить дальше, потерей чувства нового, отставанием от жизни и т. д. Можно говорить о том, что профессиональный кризис личности представляет собой ситуацию «невозможности» реализации внутреннего профессионального замысла, ситуацию, когда перед личностью ставится «задача на смысл», требующая своего разрешение .

На наш взгляд именно кризисы профессионального развития являются наиболее значимыми в становлении личности профессионала, поскольку от успешности их преодоления зависит профессиональное будущее личности.

Итак, конфликт профессионального самоопределения - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций. В свою очередь кризис возникает в процессе накопления разнообразных противоречий. В обоих случаях речь идет о процессе разрешения противоречий. Отличие заключается в форме переживания: конфликт - более острое эмоциональное переживание, кризис же - более глубокое, сложное переживание. Различны они и по влиянию на личность. Кризис, на наш взгляд, вызывает кардинальные изменения в сознании и деятельности индивида, непосредственно связан с процессом развития личности и оказывает определяющее влияние на становление индивида.

Разрешение, как профессионального кризиса личности, так и конфликтов профессионального самоопределения требует высокой психологической компетентности и не всегда под силу самому человеку. Способы разрешения внутриличностных конфликтов зависят от характера противоречий, рассогласований, возникающих в процессе профессионального развития человека. В ряде случаев,

неразрешенный конфликт профессионального самоопределения перерастает в профессиональный кризис личности.

Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Психологические механизмы переживания педагогами профессионального кризиса личности», проект № 16-36-01031.

Работа прошла апробацию на всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» (20 октября - 20 ноября 2016 г.), проведенной при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Биогенетический подход в психологии и педагогике // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред О.А. Ка-рабановой, А.И. Подольского, Г.В. Бурменской. М.: МГУ 1999. 315 с.

2. Садовникова Н.О. Преодоление педагогами барьеров профессионального развития: деятельностный подход // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5, С. 659-667.

3. Садовникова Н.О. Ценностно-смысловые особенности ненормативного кризиса профессиональной карьеры // Образование и наука. 2009. № 6 (2). С. 89-97.

4. Садовникова Н.О., Сыманюк Э.Э. Профессиональные деструкции педагогов и пути их коррекции / Под ред. Э.Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 204 с.

5. Сыманюк Э.Э., Девятовская И.В. Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров в процессе профессионального развития личности // Образование и наука. 2015. №1(1). С. 80-92.

6. Филиппов А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М., 1990. С.142-148.

7. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. 448 с.

9. Bühler Ch. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem / Ch. Bühler // Schweizerische Lehrerinnenzeitung. Leipzig: Hirzel. 5. Mai 1933. Band 37. Heft 15. S. 253-255.

10. Caplan, G. Principles of preventive psychiatry. New York, London: Basis Books. 1964. 304 p.

12. Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief/American Journal of Psychiatry. 101 (1944), 141-148. URL: http://www. nyu.edu/classes/gmoran/LINDEMANN.pdf

13. Olson A. The theory of Self-actualization: mental illness, creative and art. Psychology Today. URL: https://www.psychologytoday.com/blog/ theory-and-psychopatology/201308/the-theory-self-actualization

1. Vygotskij L.S. Biogeneticheskij podhod v psihologii i pedagogike . Hrestomatija po vozrastnoj psihologii / O.A. Karabanova, A.I. Podol"sky, G.V. Burmenskaya (ed.). M.: MGU 1999. 315 p.

2. Sadovnikova N.O. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2014. №5, pp. 659-667.

3. Sadovnikova N.O. Obrazovanie i nauka. 2009. № 6 (2), pp. 89-97.

4. Sadovnikova N.O., Symanjuk Je.Je. Professional"nye destrukciipeda-gogov i puti ih korrekcii / Je.F. Zeer (ed.). Ekaterinburg: Izd-vo Ros.gos. prof.-ped. un-ta, 2005. 204 p.

5. Symanjuk Je.Je., Devjatovskaja I.V. Obrazovanieinauka. 2015. №1(1), pp. 80-92.

6. Filippov A.V. Rabota s kadrami: psihologicheskij aspect . M., 1990, pp. 142-148.

7. Frejd Z. Psihologija bessoznatel"nogo: Sb. Proizvedenij / Sost. M.G. Jaroshevskij. M.: Prosvesh-henie, 1990. 448 p.

8. Shakurov R.H. Voprosypsihologii. 2001. № 1, pp. 3-18.

9. Bühler Ch. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem. Schweizerische Lehrerinnenzeitung. Leipzig: Hirzel. 5. Mai 1933. Band 37. Heft 15, pp. 253-255.

10. Caplan G. Principles of preventive psychiatry. New York, London: Basis Books. 1964. 304 p.

11. James R.K., Gilliland B.E. Crisis Intervention Strategies. Belmont: CA: Wadsworth, 2001. 352 p.

12. Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief. American Journal of Psychiatry. 101 (1944), 141-148. http://www.nyu.edu/ classes/gmoran/LINDEMANN.pdf

13. Olson A. The theory of Self-actualization: mental illness, creative and art. Psychology Today. https://www.psychologytoday.com/blog/theo-ry-and-psychopatology/201308/the-theory-self-actualization

ул. Машиностроителей, 11, г. Екатеринбург, 620012, Российская Федерация [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR Sadovnikova Nadezhda Olegovna, Head of Department, Department of Psychology and Physiology, PhD in Psychology, Associate Professor

Russian State Vocational Pedagogical University

11, Mashinostroitelej St., Yekaterinburg, 620012, Russian Federation

    Номер работы:

    Год добавления:

    Объем работы:

    ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..…..….3
    ГЛАВА 1. Психологические аспекты профессионального развития личности…………………………………………………………………………5
    1.1. Сущность и этапы профессионального развития…………………….....5
    1.2. Составляющие и факторы профессионального становления……………11
    1.3. Концепции профессионального развития………………………………..13
    ГЛАВА 2. Барьеры в профессиональной деятельности педагога и пути их преодоления…………………………………………………………………….19
    2.1. Виды барьеров в профессиональной деятельности педагога………….19
    2.2. Пути преодоления психологических барьеров…………………………27
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30

    Выдержка из работы:

    Некоторые тезисы из работы по теме Психологические барьеры профессионального развитии личности
    ВВЕДЕНИЕ

    Современная социально-экономическая ситуация характеризуется высокой динамичностью и напряженностью. Главным требованием, кото¬рое она предъявляет к человеку, является, необходимость постоянного самоопределения и построения себя как профессионала, что невозможно без развитой способности проектировать новые траектории профессионально¬го развития и преодолевать трудности этого процесса. Под профессиональным развитием следует понимать неравномер¬ный, нелинейный процесс изменения личности (прогрессивного и регрес¬сивного) в ходе освоения и выполнения профессиональной деятельности. По мере вхождения индивида в профессиональную среду, овладения стан¬дартами и ценностями профессионального сообщества происходит изме¬нение личности. Генезис человеческой личности в профессиональной дея¬тельности может быть рассмотрен и как развитие, обогащение, и как деградация, деформированное существование.
    ............
    ГЛАВА 1. Психологические аспекты профессионального развития личности
    1.1. Сущность и этапы профессионального развития

    Под профессиональным развитием специалиста понимают процесс прогрессивного изменения его личности вследствие социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самореализации. Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвития, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении.
    Профессиональное становление - это формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграций, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологических особенностей человека.
    Заслуживают внимания выделены Е.Ф. Зеер основные подходы к пониманию профессионального становления (развития) западными и российскими учеными (таблицы 1.1. и 1.2.)
    ..........

Представленный учебный материал (по структуре - Теоретическая курсовая) разработан нашим экспертом в качестве примера - 10.05.2015 по заданным требованиям. Для скачивания и просмотра краткой версии курсовой необходимо пройти по ссылке "скачать демо... ", заполнить форму и дождаться демонстрационной версии, которую вышлем на Ваш E-MAIL.
Если у Вас "ГОРЯТ СРОКИ" - заполните бланк, после чего наберите нас по телефонам горячей линии, либо отправьте SMS на тел: +7-917-721-06-55 с просьбой срочно рассмотреть Вашу заявку.
Если Вас интересует помощь в написании именно вашей работы, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Психологические барьеры профессионального развитии личности... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по

Духовный прогресс следует измерять силой, с которой кто-то преодолевает самого себя.

И. Лойола

Человек, вставший на путь саморазвития, неизбежно сталкивается со многими трудностями, сложностями и препятствиями, т.е. барьерами саморазвития.

В современной науке но поводу соотношения понятий «трудность» и «барьер» существуют противоположные точки зрения. В одних случаях понятия «трудность» и «барьер» отождествляются и определяются друг через друга; в других случаях барьеры и трудности рассматриваются независимо друг от друга; в-третьих - барьеры и трудности рассматриваются как психологические механизмы друг друга.

Мы исходим из понимания трудности как субъективного атрибута деятельности, как отражения ее сложности (далеко не всегда адекватного). Трудность представляет по своей сути негативное переживание невозможности в срок и качественно достичь удовлетворительного результата, сигнализирующее человеку о наличии объективных или субъективных препятствий, воспринимаемых им психологически, как барьеры.

Наиболее удачное определение психологического барьера , на наш взгляд, дано Р. X. Шакуровым. Автор под психологическим барьером понимает психологический феномен, в котором отражены свойства объекта ограничивать проявления жизнедеятельности человека, препятствовать удовлетворению его потребностей. Барьер - это субъективно-объективная категория . Подчеркнем тот факт, что барьер в данном случае рассматривается как субъективно-объективная категория. Другими словами, барьеры могут создаваться как самой деятельностью в результате ее объективной сложности, так и индивидом из-за неумения или невозможности найти ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели. В любом случае, невозможность преодолеть возникающее препятствие отражается человеком в переживании трудности.

Обратимся к характеристике некоторых барьеров саморазвития [Маралов, 2015].

Самым серьезным барьером, препятствием для саморазвития является тот факт, что далеко не всегда человек становится субъектом собственного развития , эту функцию за него выполняют другие люди. Отсюда отсутствие адекватной мотивации и целей саморазвития. Человек начинает как бы плыть по течению, самопостроение его личности определяется случайными событиями, ему трудно определиться в конкретной ситуации, еще труднее выстроить адекватные перспективы. Поэтому такая категория людей чаще всего сетует на обстоятельства, которые якобы мешают в достижении поставленных целей. В то же время следует отметить, иногда обстоятельства складываются удачно, что, несомненно, порождает чувство удовлетворенности жизнью и собой. Но это достаточно редкие примеры, когда личность, не являясь субъектом саморазвития, тем не менее достигает значимых результатов и объективно самосовершенствуется. Чаще даже благоприятные обстоятельства воспринимаются как помехи в самореализации, тем более что сама эта самореализация идет но ложному пути. В таких случаях однозначно преодоление барьеров саморазвития связано с необходимостью оказания помощи человеку со стороны значимых других людей. Самостоятельно данный барьер преодолевается в исключительно редких случаях.

«Уход» от саморазвития как вариант пассивной жизненной стратегии. Рассматривая разнообразные стратегии жизни, К. Л. Лбульханова-Слав- ская выделяет стратегию психологического ухода как один из вариантов пассивных стратегий. Стратегию ухода она рассматривает как неспособность разрешить противоречия жизни, как стратегию перехода в новую область жизни, «как бы свободную от противоречий, как бы открывающую возможность начать все сначала» | Абульханова-Славская, 1991, с. 2781.

В работе Ю. В. Трофимовой «Саморазвитие и феномены психологического “ухода” от него» в обобщенном виде характеризуются феномены, широко известные в современной психологии как феномены несостоятельности человека как личности, способной к саморазвитию. Воспользуемся этой статьей и кратко опишем выделяемые автором феномены [Трофимова, 2010, с. 8]:

  • - «бегство от свободы». Свобода, по мнению Э. Фромма, принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. И в этой ситуации человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого;
  • - «выученная беспомощность », которая проявляется в замкнутости, эмоциональной неустойчивости, робости, фрустрированности, пассивности и по своему психологическому содержанию противоположна самостоятельности. «Выученная беспомощность» характеризуется и тем, что наступает торможение моторной активности, теряется способность к научению, появляются соматические расстройства, тем самым она становится основанием депрессивного состояния;
  • - «псевдотворчество» и «подавленное творчество». Первое проявляется в стремлении сохранить творчество, однако это достигается ценой принесения в жертву личностной адаптации, тогда как второе понятие отражает подавление творчества, что приводит к полной конформной деиндивидуализации личности;
  • - «уход от ответственности». Варианты данной модели ухода

В. Франкл видит либо как бегство в типическое, в кажущуюся предназначенной судьбой принадлежность типу, либо как бегство в массу, что понимается как принадлежность группе. При этом человек ощущает себя только частью целого, а только лишь целое, по его мнению, может быть основой подлинной жизни;

- «уход от проблемы». Проявляется в стремлении уйти от потенциальной проблемы. В таких ситуациях человек демонстрирует либо «отказ от поиска», либо «игнорирование проблемы».

Следующая группа барьеров связана с неразвитостью способностей к самопознанию. Нечеткое, расплывчатое представление о себе, сужение сфер и областей функционирования собственной «Я-концепции» приводит к тому, что индивид ставит либо нереальные, либо неадекватные цели саморазвития, в итоге получает результаты, которые его далеко не удовлетворяют, не дают возможности ощутить себя полноправным субъектом, автором собственной жизни. Самопознание и саморазвитие - это взаимосвязанные и обусловливающие друг друга процессы, способность к адекватному и всестороннему самопознанию является условием целенаправленного саморазвития.

Особо следует выделить группу барьеров, которые обусловлены системой сложившихся стереотипов и установок. На эту группу препятствий саморазвития указывают многие представители самых различных школ и направлений в психологии. Например, К. Роджерс основу стереотипов поведения и действий видит в чрезмерной приверженности и податливости личности социальному окружению. Стремление вести себя и действовать как все, отсутствие альтернатив в самопостроении личности - а такие альтернативы всегда имеются и заложены в глубинном, индивидуальном опыте каждой личности - приводят к серии стереотипных реакций, к постоянной оглядке на оценки других значимых и менее значимых людей.

Маслоу прямо указывает на тот факт, что в качестве препятствий личностного роста выступают:

  • 1) негативное влияние прошлого опыта, привычек, которые толкают людей к непродуктивным формам поведения;
  • 2) социальное влияние и групповое давление, которому индивид не способен, не желает и не умеет противостоять (любое противостояние оборачивается, по мнению такого индивида, только лишь в неприятности);
  • 3) наличие системы внутренних защит, функционирование которых создает видимость благополучия и адаптированности личности к окружающей действительности.

Нельзя обойти вниманием и группу барьеров, которые определяются несформированностью механизмов саморазвития. Непринятие себя или частичное принятие приводит к неверной стратегии саморазвития, когда человек начинает тратить свои силы не на то, чтобы создавать в себе что-то новое, а на борьбу со своими отрицательными (по его определению) качествами. На это может тратиться драгоценное время, а результаты, как для личности, так и для окружения, остаются неудовлетворительными.

Необходимо указать и на роль несформировапности механизма само- прогнозирования личности. Можно привести немало примеров, когда человек оказывается неспособным воссоздать желаемый образ собственной личности, выявить свои истинные жизненные цели. Если такой образ и такие цели представляются достаточно четко, это еще не гарантия, что они выражают и отражают глубинные потребности личности. Нередко мы можем быть свидетелями того, что индивид вырисовывает не столько желательный и реальный образ самого себя в будущем, сколько социально приемлемый и одобряемый, где отражаются в виде тенденций общепринятые взгляды на благополучную жизнь и деятельность. Такая идеализация образа «Я» характерна для многих молодых людей. Понятно, что никто не желает прогнозировать собственный неуспех, неудачи, трудности (стремление к благополучной жизни и счастью является фундаментальной и всеобщей мечтой), но тем не менее четкое дифференцированное видение себя в будущем является необходимым атрибутом саморазвития, осуществляемого в различных формах. Только в этом случае, когда на фоне общей позитивной эмоциональной установки прогнозируются и возможные успехи, и возможные неудачи, создается действительно реалистическая перспектива, позволяющая работать над собой в настоящем, для того чтобы достичь реалистического будущего.

Наконец, можно выделить особую группу барьеров, которая связана с прокрастинацией , ленью , отсутствием навыков самовоспитания , незнанием и неумением привлекать такие способы, которые позволяли бы строить себя в нужном направлении и реализовать в полной мере. Часто это сопровождается отсутствием волевых импульсов, когда человек, определяя для себя некоторые временные рамки саморазвития и самоизмене- ния, тем не менее не выдерживает их, продолжает вести себя, действовать по-старому. Явление откладывания дел «на потом» получило в психологии название прокрастинации. Прокрастинатор - это человек, склонный к отсрочиванию принятия решений, откладыванию выполнения различных работ. Хорошо известна фраза: «С понедельника возьмусь...». Но наступает понедельник, и все остается по-прежнему. Невыполнение самообязательств, откладывание дел «на потом», лень вызывают у человека отрицательные переживания, неудовлетворенность, раскаяние, глубокие сомнения в том, что он способен сделать задуманное.

Отсутствием воли к саморазвитию страдают многие люди. В то же время такая постановка проблемы и способ ее разрешения с точки зрения самовоспитания и саморазвития являются далеко не всегда корректной. Только люди с действительно очень сильной волей способны враз что-то изменить в себе, начать новую жизнь. Для подавляющего большинства людей - это только путь к огорчению и непринятию себя. Для того чтобы от чего-то отказаться, необходимо найти этому замену , причем замену не просто равноценную, а лучшую. Желаешь бросить курить - ответь на вопрос, что ты хочешь получить взамен (более позитивное) и как ты этим воспользуешься. Желаешь избавиться от эгоцентризма - не отвергай его, а найди равноценную или лучшую замену, например, попытайся ощутить все радости от нахождения в позиции оппонента, которая противоположна твоей и т.д. Только в этих ситуациях проблема воли, волевого усилия над собой снимается сама собой. В любой сфере жизнедеятельности можно найти альтернативы прошлым формам поведения и отношения, которые будут восприниматься личностью не только более безболезненно, но и с более глубоким удовлетворением.

В качестве барьеров саморазвития могут выступать другие люди , которые по неведению (неосознанно) или целенаправленно препятствуют саморазвитию конкретного человека. В силу зависти или нежелания, чтобы кто-то был лучше, совершеннее, они создают преграды, препятствия нередко даже для своего близкого. И здесь нет ничего удивительного: срабатывают законы конкуренции, законы собственного личностного самоутверждения. Хочешь быть наверху - принизь другого, не дай ему выдвинуться. Понятно, что это формула простого обывателя, но такая позиция портит жизнь очень многим. Найти в себе силы преодолевать барьеры, выстроенные другими людьми, бывает порой очень сложно, даже сложнее, чем преодолевать собственные барьеры, и здесь на помощь приходит способность к собственной автономии, независимости от других. Важно так выстроить линию собственной жизни и поведения, чтобы собственное стремление к совершенству не ущемляло интересы других, не возбуждало, насколько это возможно, даже их естественную зависть. Такая линия в психологии называется ассертивностыо. Только в этом случае самоутверждающийся и самореализующийся индивид обретает в глазах своих потенциальных «недоброжелателей» действительный авторитет. Но это уже область, которая выходит за рамки психологии саморазвития и входит в компетенцию социальной психологии и психологии ненасильственного взаимодействия.

Барьеры , затрудняющие процессы самореализации личности. Этот тип барьеров был выделен и описан в современной психологии Л. А. Коро- стылевой . Автор выделяет три типа барьеров: ценностный барьер , барьер смыслового конструкта и диспозиционный барьер , и соотносит их с уровнями самореализации личности. Такими уровнями являются: примитивно-исполнительский; индивидуально-исполнительский; реализации ролей и норм в социуме; уровень смысложизненной и ценностной реализации. Отмечается, что для самого низкого уровня характерно наличие всех трех указанных типов барьеров, высокая интенсивность воздействия которых приводит к особым трудностям в процессе самореализации, возникновению чувства базовой неудовлетворенности. На следующем (средненизком) уровне самореализации имеют место барьеры первого и второго типа, хотя они и не так контрастно выражены, как на самом низком уровне. Для следующего, более высокого (средневысокого) уровня наиболее характерен барьер первого типа, суть которого заключается в недостаточной гармоничности взаимодействия ценностей и потребностей, т.е. можно сказать, что его влияние иногда проявляется фрагментарным образом. На самом высоком уровне устойчивые барьеры в ходе самореализации не возникают, а временные барьеры преодолеваются личностью адекватно (преобладают слабые ситуации). Коростылева показывает также, что переход на более высокий уровень самореализации возможен при отсутствии или преодолении барьеров (препятствий психологической природы). В ином случае - при возникновении или непреодолении барьеров вероятен переход на ниже лежащий уровень.

В данном учебнике мы не ставили целью обрисовать полную картину барьеров саморазвития. Отметим, что барьеры саморазвития многообразны и определяются не только и не столько общими тенденциями, сколько особенностями жизненного пути индивида, своеобразием его индивидуального восприятия себя, своего отношения к другим, своих жизненных целей, в том числе и целей саморазвития и самосовершенствования. Каждый человек, действительно серьезно задумавшись над тем, кто он, как живет, куда продвигается в своем развитии, сам определит то, что ему мешает стать лучше, совершеннее, самостоятельнее. Главное - вовремя поставить перед собой такие проблемы и серьезно подумать над их разрешением.

Выходные данные сборника:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Симонова Евгения Геннадьевна

аспирант Ур ГПУ, г. Екатеринбург

И.О. зам. директора по УВР ГКОУ СО «Антоновский детский дом», г. Нижний Тагил

E-mail: danilka 2709@ mail . ru

Актуальность исследования проблемы психологических барьеров профессионального развития личности обусловлена, прежде всего, процессами модернизации, происходящими в экономике страны, российском обществе в целом. В условиях внедрения новых технологий, развития производства, изменения требований к профес­сиональным качествам личности, эффективное осуществление деятельности требует активного взаимодействия с окружающим миром, непрерывного самосовершенствования, приобретения новых знаний для преодоления преград, стоящих на пути к достижению цели.

Феномен психологических барьеров, их сущность и влияние на поведение личности рассматривали в своих работах зарубежные исследователи - З. Фрейд (психоаналитическая теория) и его после­дователи К. Хорни, К. Юнг; А. Маслоу и К. Роджерс (гуманистическая концепция личности); К. Левин (теория личности); Дж. Келли (когнитивная теория личности).

Проблему психологических барьеров в контексте деятель­ностного подхода представляют современные отечественные ученые - Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, С.Л. Рубинштейн, Р.Х. Шакуров. Немаловажное значение придают исследователи видам барьеров, рассматривая их в зависимости от их сущности, методов исследования, природы, способов анализа: в педагогической деятельности - А.К. Маркова, Н.А. Подымов; в общении - В.А. Кан-Калик, Б.Д. Парыгин; при введении инноваций - А.И. Пригожий, А.В. Филиппов, А.М. Хон; смысловым - Л.И. Божович, М.С. Неймарк; эмоциональным - Л.Б. Филонов.

Существуют различные подходы к определению психологи­ческих барьеров.

В психоаналитической теории З. Фрейда барьер рассматривается как препятствие, встающее на пути развития человека, связанное с угрозой для личности, вызывающее один из типов тревоги: реалистический, невротический или моральный. Преодоление тревоги возможно двумя способами - вступить во взаимодействие с проблемой и снизить её негативное воздействие или применить защиту, заключающуюся в отрицании или искажении ситуации.

Последователи З. Фрейда - авторы психоаналитических концепций личности (А. Адлер, К. Хорни, К. Юнг) характеризуют психологические барьеры как защитные механизмы, возникающие в процессе преодоления конфликта сознания и бессознательного. По мнению А. Адлера психологические барьеры препятствуют достижению успеха и связаны с комплексом неполноценности.

Представитель гуманистической концепции личности А. Маслоу считает, что внутренним препятствием развития личности может быть «Защита эго». Насыщенная, деятельная жизнь многим представляется невыносимо трудной. В моменты большого счастья и радости люди часто говорят: «Это слишком много для меня» или «Мне этого не выдержать». Для того чтобы разрешить проблемы с «защитами», прежде всего, необходимо понять их сущность, против чего они направлены, и механизм их действия. Затем индивид должен попытаться свести к минимуму деформации, создаваемые «защитами» в собственной психике.

Маслоу добавляет к традиционному психоаналитическому списку защиты (проекции, подавлению, отрицанию и т. п.) еще две - десакрализацию и комплекс Ионы.

Термин десакрализация (desacralization) характеризует акт обеднения психической жизни из-за отказа индивида серьезно и заинтересованно относиться к ней. Комплексом Ионы (Jonah complex) А. Маслоу называет нежелание индивида реализовать свои природные способности. Подобно тому, как Иона пытался избежать ответственности пророка, многие люди также избегают ответственности, опасаясь в полную меру использовать свои возможности. Они предпочитают ставить перед собой незначительные цели, не стремятся добиться успеха в карьере и проявить себя.

Корни комплекса Ионы можно увидеть в том, что люди боятся изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существо­вание, боятся оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть. Давление группы и социальная пропаганда также могут ограничивать возможности развития личности. Они мешают индивиду проявлять самостоятельность, душат способ­ность к независимым суждениям, принуждая человека заменить собственные суждения и вкусы на общепринятые стандарты

А.Л. Свеницкий определяет психологический барьер, как «вооб­ражаемое индивидом препятствие на его пути к достижению цели», которое часто является причиной внутриличностных конфликтов и может способствовать возникновению состояния фрустрации .

Л.А. Карпенко характеризует психологический барьер (франц. вarriére - преграда, препятствие) как «психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, препятст­вующее выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицатель­ных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей»

Вместе с тем, многие исследователи рассматривают психоло­гические барьеры, как важнейшие компоненты целостной структуры деятельности субъекта, оказывающие существенное влияние на его развитие и становление.

Р.Х. Шакуров считает психологический барьер универсальной категорией космического масштаба «…и постоянным атрибутом жизни, существующим везде, где взаимодействуют какие-то силы, движения, независимо от их природы», он также отмечает положительное влияние препятствий на формирование характера, закалку личности.

Говоря о роли барьеров в социальной жизни, Р.Х. Шакуров отмечает их стабилизирующую и регулирующую функцию в процессе жизнедеятельности (запреты, требования, нормы, законы, обычаи, традиции), а суть барьера заключается в оказываемом им воздей­ствии - сопротивлении, торможении, сдерживании, противодействии, блокировании и т. д.

Понятия «барьер» и «преодоление» Р.Х. Шакуров сравнивает с системными понятиями, позволяющими кинуть свежий взгляд на исследуемый предмет, в «процессе изменения научной мысли».

Среди функций психологических барьеров Р.Х. Шакуров выделяет развивающую, т. к. «изменения, происходящие в организмах при столкновении с препятствием, способствующие мобилизации энергетических и других ресурсов, при повторных мобилизациях закрепляются, что повышает функциональные возможности живой системы, придает ей новое качество»

Рассматривая психологические барьеры как «психические процессы, свойства или даже состояние человека в целом, которые консервируют скрытый эмоционально-интеллектуальный потенциал его активности», Б.Д. Парыгин связывает актуальность проблемы, «с одной стороны, с расширением социально-психологического плацдарма, постоянно порождающего и умножающего психологи­ческие барьеры, а с другой - со все более ощутимой необходимостью их преодоления», что способствует мобилизации внутренних резервов социально-психологической активности личности

Н.А. Подымов определяет две модальности психологических барьеров: положительную и отрицательную, связанные с «индиви­дуальным стилем профессиональной деятельности, способами эмоцио­нального реагирования на изменение жизненных и профессиональных обстоятельств и трудностей»

Таким образом, преграды, сопровождающие профессиональное развитие личности, являются барьерами, выполняющими созидатель­ную функцию, при условии, что способствуют быстрой адаптации к различным изменениям. Деструктивная функция барьеров, если они достаточно велики, влечет за собой образование блокаторов, подавляющих активность, деформирующих и разрушающих личность.

Список литературы:

  1. Парыгин Б.Д. Психологический барьер и его природа // Социальная психология и философия. - 1975. - № 3. - С. 3 - 13
  2. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: дис. д-ра психол. Наук. - М., 1999. - С. 13-14
  3. Свеницкий А.Л., Краткий психологический словарь. - М.: Проспект, 2009. - С. 42
  4. Cловарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. / Ред. - сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - С. 176
  5. Фрейджер Р., Фэйдимен Д.Теории личности и личностный рост [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер-психология: сайт URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freydjer/05.php (дата обращения: 17.10.11)
  6. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 3-18.

Жизнь теряет смысл в двух случаях: когда препятствия непреодолимы и когда они отсутствуют .

Психологические барьеры можно отнести к этапам, когда наблюдается переход функционирования психологической системы с более низкого на более высокий уровень развития . С одной стороны «барьеры» могут нести разрушающую функцию, снижающую активность и приводящую к депрессиям, с другой стороны психологические барьеры осуществляют активизирующую, созидательную функцию, когда трудности переживаются как нечто позитивное и стимулирующее к действиям. Современные тенденции развития психологической науки поднимают проблему изучения созидательной для личности роли психологических барьеров, которая проявляется в конструировании и динамизации деятельности, мобилизации энергетических и других ресурсов, повышении функциональных возможностей живой системы, свидетельствующих о переходе на новое качество .

Рассматривая понятие «барьер» К.Д. Ушинский отмечал, что «существование препятствий есть необходимое условие существования деятельности – такое условие, без которого сама деятельность невозможна…» . В работе Н.А. Подымова психологический барьер рассматривается как отраженное в сознании человека внутреннее препятствие, выражающееся в нарушении смыслового соответствия сознания и объективных условий и способов деятельности . По мнению Э.Э Сыманюк психологический барьер – это субъективно окрашенное переживание трудностей, обусловленное объективными ограничениями проявлений жизнедеятельности человека и препятствующее удовлетворению его потребностей .

Конструктивная роль психологических барьеров рассматривается в работах Р.Х. Шакурова , он понимает под психологическим барьером внешние и внутренние препятствия, сопротивляющиеся проявлениям жизнедеятельности субъекта, его активности. «Говоря о барьерах, мы имеем ввиду такие воздействия на человека (экзогенные и эндогенные), которые ограничивают свободу проявлений его активности, прежде всего свободу в удовлетворении потребностей устремлений, в реализации установок». «Барьер - универсальный и постоянный атрибут жизни, ее обязательный и необходимый спутник» . Барьер в понимании Р.Х. Шакурова, прежде всего, субъективно-объективная категория. Это означает, что барьеры могут создаваться как самой деятельностью, так и «индивидом из-за неумения или невозможности найти ресурсы, необходимые для достижения цели» .

В своей психологической теории преодоления, Р.Х. Шакуров раскрывает механизмы развития созидательных сил личности в преодолении различных барьеров. По его мнению, именно барьеры являются необходимым и конструктивным фактором, так как стимулируют, обеспечивают развитие деятельности и, следовательно, личности.

В.Г. Маралов отмечает, «преодолевая трудности и препятствия, человек развивается и, одновременно обретает саму способность к саморазвитию» .

Психологические барьеры, порождающие психическую напряженность и придающие процессу развития неустойчивость, неравновесность, являются главным конструктом, определяющим динамику развития. Преграды, сопровождающие развитие личности, выполняют созидательную функцию при условии, если способствуют быстрой адаптации к различным изменениям .

Э.Э. Сыманюк, И.В. Девятовская отмечают, что «преодолевающее поведение – это индивидуальный способ взаимодействия с трудной внешней или внутренней ситуацией, определяемый, с одной стороны, ее логикой и значимостью для человека, а с другой – его психологическими возможностями. Спектр как конструктивных, так и деструктивных стратегий преодоления достаточно велик – от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций» .

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие конструктивные функции барьеров:

– индикаторные (показывают обратную связь качества воздействия);

– стимулирующие, мобилизующие ;

– созидательную функцию – направленную на преодоление преград;

– развивающую – способствующую развитию и формированию личности и индивидуальности человека;

– воспитывающую – формирующую систему ценностных ориентаций, развивающую духовно- нравственные, интеллектуальные и физические качества личности, способность к самоорганизации;

– защитную – направленную на стабилизацию личности, ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта;

– обучающую – формирующую умения преодолевать препятствия;

– эмоциональную – формирующую умения осознавать свои психические состояния и причины их вызывающие;

– регуляторную – регулирующую развитие отношений в ситуациях различного характера;

– адаптивную – устанавливающую соответствие между потребностями индивида и его возможностями с учетом конкретных условий ;

– функции коррекции – изменение направления движения системы;

– энергетизации – энергия движения накапливается под влиянием удерживающего его барьера;

– развития – изменения, происходящие в организмах при повторных мобилизациях, закрепляются, что повышает функциональные возможности живой системы, придает ей новое качество .

Анализ литературы показал, что психологические барьеры играют конструктивную роль в жизнедеятельности человека, они мобилизуют ресурсы организма, активизируют творческую активность, способствуют развитию личности. Психологический барьер, прежде всего, категория субъективно-объективная, поэтому один человек трудность на пути к достижению цели будет воспринимать как непреодолимое препятствие, другой - как незначительную преграду.

Список литературы

1. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 312 с.

2. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский государственный университет, 2005. 174 с.

3. Маралов В.Г. Проблема барьеров саморазвития личности в отечественной психологии // Альманах современной науки и образования. 2015. № 1 (91). С.72-76.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

5. Осипова А.А., Прокопенко М.В. К вопросу о функциональном анализе психологического барьера // Российский психологический журнал. 2014. № 2. Том 11. С. 9-16.

6. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: дис.. д-ра психол. наук. Москва, 1999. 390 с.

7. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Новая школа, 1993.

8. Редькина Л.В. Психологические барьеры: структура и содержание // Вестник ТГУ. 2010. № 10 (90). С. 102- 105.

9. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006. 384 с.

10. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. Практико- ориентированная монография / Под ред. Э. Ф. Зеера. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 252 с.

11. Сыманюк Э.Э., Девятовская И.В. Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров в процессе профессионального развития // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 80-92.

12. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч.2. М.: Изд-во УРАО, 2002. – С.421.

14. Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 18–33.