Вариант 1 .ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

При работе с ПК

Методические указания к практической работе

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

Ознакомление с различными факторами, оказывающими влияние на работоспособность при работе сПК, и с их нормированием.

Оценка негативных факторов, влияющих на работоспособность при работе с ПК (личное рабочее место).

ЗАДАЧА.

В данной работе на примере рабочего места пользователя ПК необходимо оценить негативные факторы, влияющие на Вашу работоспособность.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Работа с видеотерминалом персонального компьютера (ПК) по степени нарастания общего утомления оператора стоит в одном ряду с такими профессиями, как водитель городского автобуса. У пользователей ПК возникают частные жалобы на головные боли, резь в глазах, боли в шейном и поясничном отделе позвоночника и др. Статические данные говорят о неблагоприятном течении беременности у женщин профессионально работающих за компьютером.

Основными повреждающими здоровье при работе за компьютером, как и при любой сидячей работе, являются следующие неспецифичные (т.е. не связанные именно с работой за компьютером) факторы:

    Длительная гиподинамия. Любая поза при длительной фиксации вредна для опорно-двигательного аппарата, кроме того, ведет к застою крови во внутренних органах и капиллярах.

    Нефизиологическое положение различных частей тела.

    Длительно повторяющиеся однообразные движения. Здесь вредна не только усталость тех групп мышц, которые эти движения выполняют, но и психологическая фиксация на них (образование устойчивых очагов возбуждения ЦНС с компенсаторным торможением других ее участков). Хотя наиболее вредны именно повторяющиеся однообразные нагрузки. Через усталость они могут вести к физическому повреждению суставов и сухожилий. Наиболее известен в среде пользователей РС тендовагинит запястных сухожилий, связанный с вводом информации посредством мыши и клавиатуры.

    Ну и, наконец, долгое пребывание в замкнутом, а еще хуже - душном и прокуренном помещении.

Световое, электромагнитное и прочее излучение в основном монитора - а вот это специфический повреждающий фактор при работе с компьютером

Состояние здоровья оператора определяется тремя составляющими трудового процесса: характером работы, имеющимся оборудованием, состоянием окружающей среды

ХАРАКТЕР РАБОТЫ

оператора ПК отличается:

1. повышенной нагрузкой на зрительный анализатор

продолжительная работа с объектами различения малого размера;

2. интеллектуальной нагрузкой

необходимость быстрого принятия решений, творческая деятельность, постоянное восприятие и оценка новой информации, высокая степень сложности задания;

3.эмоциональной нагрузкой –

степень ответственности за выполняемое задание, дефицит времени, значимость ошибки;

4.монотонность трудового процесса –

многократное повторение однообразных действий, длительность сосредоточенного наблюдения;

5. гиподинамией

длительным пребыванием оператора в одной позе без активных движений.

ПРИМЕНЯЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

    видеодисплейный терминал (монитор)

Качество представляемой зрительной информации зависит от следующих параметров:

Яркость экрана;

Контраст объектов с фоном;

Отсутствие мерцаний, бликов, деформаций изображений.

Для создания благоприятных условий работы необходимо соответствие нормативам интенсивности электромагнитных полей и рентгеновского излучения, заряда статического электричества.

Условия безопасности должны обеспечиваться обеспечиваются наличием двойной электроизоляции корпуса и мерами по исключению поражения человека стеклянными осколками при разрушении колбы электроннолучевой трубки.

2. Клавиатура, мышь и подставка для бумаг , располагаемые в

удобном для оператора месте и соответствующие требованиям эргономики.

3. Процессор , отвечающий требованиям электробезопасности.

4. Рабочая мебель :

Двухуровневый стол с основной столешницей и

площадкой для расположения клавиатуры;

Динамическое кресло, позволяющее регулировать положение оператора, в пространстве;

Подставка для ног способствующая снижения напряжения мышц ног и улучшению кровообращения.

СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    достаточная площадь и объем помещения, где установлен компьютер (площадь не менее 6 м 2 , объем помещения не менее 20-24 м 3)

    показатели микроклимата рабочего помещения:

Температура воздуха 23-25С,

Относительная влажность 40-60 %,

Подвижность воздушной среды ≤0,2 м/с

    параметры световой среды рабочего места и рабочей поверхности:

Наличие естественного и искусственного освещения;

Освещенность экрана монитора 100-200 лк,

Освещенность горизонтальной поверхности стола 300-500 лк;

Отсутствие прямой и отраженной слепящей блескости источников света;

Отсутствие пульсации освещенности;

    уровень шума и вибрации рабочих мест в пределах норм (уровень звука ≤50 дБА);

    отсутствие в воздухе рабочей зоны вредных веществ достаточное количество аэроионов (1500-5000 пар ионов на 1см 3)

ЗРИТЕЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Для повышения работоспособности человека, в первую очередь, необходимо обеспечить комфортные условия для работы глаз, т.к. основной поток информации о внешнем мире поступает через зрение (~ 90%).

Восприятие информации для пользователя ПК с экрана дисплея отличается от привычного чтения с бумаги по нижеследующим причинам:

1. При работе с дисплеем пользователь во многом зависит от положения дисплея в пространстве, тогда как при чтении печатного текста легко найти положение листа для наиболее комфортного восприятия информации.

2. Экран, выполнен из стекла, обладает зеркальным иил смешанным отражением, является источником света и считается прибором активного контраста. При чтении с листа бумаги мы имеем дело с диффузно отраженным текстом, т.е. с пассивным контрастом, который в малой степени зависит от интенсивности освещения и угла падения потока света на бумагу;

3. Текст на бумаге является неизменным, а текст на экране периодически обновляется в процессе сканирования электронного луча по поверхности экрана. Достаточно низкая частота обновления (f<60 Гц) вызывает мерцание изображений. При частоте обновления превышающей 80 Гц операторы не замечают мерцания, однако, зрительная система человека испытывает повышенную нагрузку.

Чтобы условия труда оператора были благоприятными, снизились нагрузки на зрение, плечевой пояс и позвоночник

рабочее место должно соответствовать требованиям :

    оптимальным является строго вертикальное или слегка

наклоненное расположение дисплея, при этом уменьшаются блики на экране;

    самая верхняя используемая строка на экране должна

располагаться на горизонтальной линии взгляда, так снижается напряженность шейных мышц;

    подставка для ног и подлокотники кресла способствуют

меньшему напряжению мышц ног и рук и создают условия для лучшего кровообращения.

    надо хотя бы раз в час устраивать перерывы, походить, размяться.

При работе с текстовой информацией наиболее благоприятным для зрительной работы оператора являются нижеследующие условия:

    стиль шрифта

В обычных случаях рекомендуется, как правило, прямой шрифт. Курсив может быть использован для выделения отдельных мест. Надписи, спецификации, инструкции и т.д. могут быть выполнены готическим, спартанским, каллиграфическим шрифтами (узкие, средние и полужирные варианты).

    размер шрифта

Кегль (высота шрифта) 10 пунктов предпочтительнее, но допустимы кегли от 9 до 12 пунктов (1 пункт = 0,376 мм)

    расстояние между строками

Не менее высоты шрифта

для многоцветного представления информации рекомендуется использовать одновременно не более 6 цветов. При этом цвет символов и цвет фона не должны быть дополнительными цветами (пары дополнительных цветов: красный-зеленый, синий-оранжевый, желтый –фиолетовый).

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ДИСЦИПЛИНА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

для специальностей:

230113 «Компьютерные системы и комплексы»

230115 «Программирование в компьютерных системах»

210723 «Сети связи и системы коммутации»

090303 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем »

210709 «Многоканальные телекоммуникационные системы»

280703 «Пожарная безопасность»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Предисловие

Практическая работа № 1 «Оценка опасности аварии с выбросом АХОВ»

Практическая работа № 2 «Оценка радиационной обстановки»

Практическая работа № 3 «Первичные средства пожаротушения и порядок их использования»

Практическая работа № 4 «Первая доврачебная помощь при ранениях и травмах»

Практическая работа № 5 «Подготовка инженерных сооружений для защиты населения»

Практическая работа № 6 «Организация получения и использования средств индивидуальной защиты»

Практическая работа № 7 «Расчет сил и средств для выполнения аварийно-спасательных работ»

Практическая работа № 8 «Составы военнослужащих, воинские звания. Взаимоотношения между военнослужащими»

Практическая работа № 9 «Военно-учетные специальности, соответствующие профилю подготовки колледжа , их вооружение и оснащение. Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы»

Практическая работа № 10 «Огневая подготовка»

ПРЕДИСЛОВИЕ


Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы Государственного образовательной учреждения среднего профессионального образования «Уфимский государственный колледж радиоэлектроники» по специальностям СПО 230113 «Компьютерные системы и комплексы», 230115 «Программирование в компьютерных системах», 210723 «Сети связи и системы коммутации», 090303 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем»,210709 «Многоканальные телекоммуникационные системы», 280703 «Пожарная безопасность»в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной, заочной и заочной с элементами дистанционных технологий формы обучения.

Методические указания созданы в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практической работы, необходимо внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Все задания к практической работе необходимо выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчет о практической работе необходимо выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу необходимо найти время для ее выполнения или пересдачи.

1. Студент должен прийти на лабораторное занятие подготовленным к выполнению лабораторной работы.

2. После проведения лабораторной работы студент должен представить отчет о проделанной работе.

3. Отчет о проделанной работе следует выполнять в журнале лабораторных работ на листах формата А4 с одной стороны листа.

Оценку по лабораторной работе студент получает, если:

· студентом работа выполнена в полном объеме;

· студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

· отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы ;

· студент отвечает на контрольные вопросы на удовлетворительную оценку и выше.

Зачет по выполнению лабораторных работ студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой лабораторных работ после сдачи журнала с отчетами по работам и оценкам.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Практическая работа № 1

«Оценка опасности аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ»


Учебная цель: Ознакомиться с методикой оценки опасности аварии с выбросом аварийно химически опасными веществами (АХОВ) для жилого района.

Учебные задачи:

1. Ознакомиться с исходными данными для оценки последствий аварии с выбросом АХОВ.

2. Научиться определять глубину зоны заражения в соответствии с методикой.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

знать:

Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации.

Обеспеченность занятия:

1. Учебно-методическая литература:

И др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. сред. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 176с.

Микрюков жизнедеятельности. – М.: КНОРУС, 2010. – 288 с. – (Среднее профессиональное образование)

Новиков безопасность. - М. 2002, - 336 с.

2. Калькулятор.

3. Карандаш простой.

4. Чертежные принадлежности: линейка, транспортир.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Понятие об АХОВ

Растет ассортимент применяемых в промышленности, сельском хозяйстве и быту химических веществ. Некоторые из них токсичны и вредны. При проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать массовые поражения людей, животных, приводят к заражению воздуха, почвы, воды, растений. Их называют аварийно опасными химическими веществами (АХОВ). Определенные виды АХОВ находятся в больших количествах на предприятиях, их производящих или использующих в производстве. В случае аварии может произойти поражение людей не только непосредственно на объекте, но и за его пределами, в ближайших населенных пунктах.

Крупными запасами ядовитых веществ располагают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей и

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Нижний Новгород


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Нижегородского государственного педагогического университета

Практические работы по безопасности жизнедеятельности:

Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. М.Б. Звонкова, А.В. Неделяева,

Ю.В. Егорова, Е.Л. Агеева - Н. Новгород: НГПУ, 2008. 44 с.

Учебно-методическое пособие «Практические работы по безопасности жизнедеятельности» предназначено для студентов, обучающихся по всем специальностям Нижегородского государственного педагогического университета и др. вузов. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин ОПД.Ф.07 и предполагает проведение не только лекционных, но и практических и семинарских занятий.

В данном практикуме собраны задания по основным разделам курса «Безопасность жизнедеятельности». В каждую тему включена теоретическая часть, задания для аудиторных практических занятий, а также вопросы для лучшего усвоения материала.

Учебно-методическое пособие включает 7 практических работ, которые соответствуют основным дидактическим единицам дисциплины, представ-ленным в Государственном образовательном стандарте.

Рецензент: директор окружного центра ПФО по проблемам преподавания БЖ, канд. пед. наук, доцент М.А. Картавых

Ответственный редактор: зав. каф. анатомии, физиологии и основ безопасности жизнедеятельности, проф. В.И. Щербаков


Введение
Практическая работа 1. Стратегия выживания человечества и концепция устойчивого развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Практическая работа 2. Виды опасностей и меры защиты от них. . . . . . .
Практическая работа 3. Радиационная безопасность. . . . . . . . . . . . . . . . .
Практическая работа 4. Средства индивидуальной защиты. . . . . . . . . . . .
Практическая работа 5. Стихийные бедствия и действия при их возникновении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Практическая работа 6. Наркотики и наркомания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Практическая работа 7. ЧС техногенного характера. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ВВЕДЕНИЕ

Предмет «Безопасность жизнедеятельности» входит в блок обще-профессиональных дисциплин ОПД.Ф.07 Государственного образовательного стандарта и изучается студентами всех педагогических специальностей и направлений.

Главная цель курса – подготовить студентов, будущих педагогов, к грамотным и целесообразным действиям в чрезвычайной ситуации и при ликвидации ее последствий, дать знания и выработать навыки цивилизованных и безопасных отношений с окружающей средой.

Основные задачи курса:

1) ознакомление студентов с правами и обязанностями граждан по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

2) вооружение студентов знаниями основных принципов безопасности;

3) формирование личности студента как личности безопасного типа;

4) привитие студентам практических навыков проведения разъяснительной работы среди школьников по правилам безопасного поведения;

5) выработка умений организовать гражданскую оборону в образовательных учреждениях.

Изучение данного курса предполагает проведение лекционных и практических занятий.

Обратите особое внимание на информацию, отмеченную знаком

Используя собственный опыт преподавания данной дисциплины, авторы отобрали наиболее важные разделы и вопросы курса, требующие закрепления теоретических знаний и освоения практических навыков и умений.

Практическая работа 1

Стратегия выживания человечества и концепция устойчивого развития

Цель работы :Проанализировать предпосылки выживания человечества в условиях научно-технического прогресса.

Теоретическая часть

Человек живет на планете Земля, населенной множеством других живых организмов. Все они в совокупности образуют биосферу – живую оболочку планеты. Любой живой организм стремится преобразовать природу «в своих целях», одновременно испытывая воздействие на себя окружающей среды:

Человек не является исключением, напротив, в процессе своей деятельности он взаимодействует с окружающей средой, оказывая на нее воздействие и испытывая обратное действие среды, которое может быть для него как полезным, так и вредным.

В XX веке бытовало мнение, что с развитием научно-технического прогресса человек постепенно утрачивает свою зависимость от природы (от сурового климата, капризов погоды, стихийных бедствий и т. п.). Отчасти так и произошло: жители больших городов не страдают от сильных морозов в теплых домах, не испытывают голода в результате засухи и т.д. Но оказалось, что воздействие человека на природу за последние столетия настолько усилилось, что это привело к существенному изменению биосферы. В результате хозяйственной деятельности человека исчезают леса, меняется климат, мелеют реки, деградируют почвы. Это означает, что изменения окружающей среды под влиянием антропогенных факторов стали принимать не локальный, а глобальный характер. Причем эти изменения далеко не всегда благоприятны для человека. Во второй половине XX века активно развивается экология – наука об окружающей среде. Постепенно сформировались представления о том, что любой вид живых организмов может выжить только в условиях сохранения своей среды обитания. Антропогенная деятельность приводит к нарастающему давлению на природу и может привести к разрушению биосферы. В этом случае будут подорваны биологические основы выживания человека как вида.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию, где была принята программа действий, направленная на достижение устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации в XXI веке. Главный принцип устойчивого развития – коэволюция , то есть совместная эволюция природы и человека. Общество может жить и развиваться только внутри биосферы и за счет ее ресурсов, поэтому оно заинтересовано в ее сохранении. Однако из-за того, что эволюция природы идет очень медленно, а социальная эволюция человека – очень быстро, многие процессы деформируются, в частности, многие виды, не успевая приспособиться, вымирают, нарушая устойчивость экосистем. Человечество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции.

При формировании программы устойчивого развития на конференции ООН в 1992 г. были использованы идеи отечественного ученого В.И.Вернадского. В.И.Вернадский создал учение о ноосфере , «сфере разума». Под ноосферой он понимал область наиболее тесного взаимодействия и взаимного влияния человека и природы. В 1925 г. в статье «Автотрофность человечества» он писал: «В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе, представлениях научных или имеющих научную основу. … Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного». В.И.Вернадский считал, что человеческий разум способен преодолеть противоречия между научно-техническим прогрессом и принципами выживания человечества: «Биосфера … переходит в новое эволюционное состояние – в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества. Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках, и мы его не выпустим!»

Практическая часть

В своих трудах В.И.Вернадский указал на ряд конкретных условий, которые необходимы для обеспечения выживания человечества. Эти условия были рассмотрены на конференции ООН по окружающей среде и развитию в процессе формирования концепции устойчивого развития:

1. Заселение человеком всей планеты.

2. Резкое преобразование средств связи.

3. Усиление политических и экономических связей между всеми странами Земли.

4. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

5. Расширение границ биосферы и выход в космос.

6. Открытие новых источников энергии.

7. Равенство людей всех рас и религий.

8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государстве условий, благоприятных для свободной научной мысли.

10. Продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.

11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.

12. Исключение войн из жизни общества.

В конце ХХ века А.Г.Бусыгин на основе этих положений сформулировал «Ноосферные нормы поведения людей Земли» , необходимые для выживания человечества:

1. Признать приоритетными общечеловеческими ценностями жизнь как таковую, экологические блага и здоровье человека.

2. Признать, что для сохранения в биосфере человеческой популяции в первую очередь необходимо изменить мышление основной массы человечества с антропоцентрического на экологоцентрическое.

3. Руководствоваться в своих действиях тем, что человек занимает в биосфере двоякое положение – он не только потребитель природы, но и неотъемлемая её часть, полностью зависимая от окружающей среды.

4. Осознать, что у человечества только тогда появится шанс на выживание, если решением экологических проблем будут совместно заниматься люди всех наций, рас и вероисповеданий.

5. Принять как руководство к действию, представление о том, что экологический кризис выдвинул перед человечеством принципиально новые сложнейшие эколого-социально-экономические задачи, требующие от всех людей, живущих на Земле, качественно иного (интегративного) уровня образования.

6. Признать, что относительная утрата человечеством инстинкта самосохранения является следствием глобального размежевания наук на науки о живом и неживом.

7. Перестроить систему обучения и воспитания населения Земли, положив в её основу две аксиомы десмоэкологии - «всё связано со всем и все связаны со всеми» и «живое и неживое – это сиамские близнецы», разрыв которых смертелен для обоих.

8. Человечеству необходимо философию выживания превратить в конкретные дела – не допускать бесконтрольного роста численности населения Земного шара и экологических правонарушений, беспрерывно следить за состоянием окружающей среды.

9. Специалисты должны разрабатывать только «экологосовместимые», ресурсоэкономные технологии, подвергать их экологической экспертизе, исходя из аксиом экологии что «природа исчерпаема» и в природе нет такого понятия, как «мусор».

Экологические императивы неотвратимы и должны лечь в основу жизненной стратегии каждого человека, а также национальной, региональной и мировой политики. Отрицание этого требования вызывает угрозу деградации среды жизни человечества.

Вопросы

1. Какие условия В.И.Вернадского стали реальностью в наше время?

2. Какие из этих условий не выполняются в наше время? Приведите конкретные примеры.

3. Как эти условия помогут достичь своей основной цели – выживания человечества? Обоснуйте свой ответ.

4. Возможно ли, по Вашему мнению, выполнение всех этих условий в ближайшем историческом времени?

Задание :

Сравнить основные положения учения В.И.Вернадского и «Ноосфер-ные нормы поведения людей Земли» А.Г.Бусыгина. Описание представить в виде таблицы, выписать цитаты.

Сделайте вывод:

Является ли ноосфера В.И.Вернадского утопией или реальной стратегией выживания? Что, по Вашему мнению, ожидает человечество в будущем?

Практическая работа 2

Часть 1. Виды опасностей

Теоретическая часть

Опасность это явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека или угрожать его жизни. Опасности могут угрожать не только лично человеку, но и обществу, государству.

В зависимости от вызываемых последствий факторы условно делят на вредные и опасные. Вредные факторы могут привести к ухудшению самочувствия, повышенной утомляемости, снижению работоспособности или к развитию заболевания (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.) Опасные факторы могут привести к травме или резкому ухудшению здоровья (взрывы, яды и др.). Многие факторы становятся опасными только при определенном сочетании (например, одновременное воздействие плохих погодных условий, сложной обстановки на дороге и отвлечение внимания водителя ведут к ДТП). Некоторые факторы в зависимости от уровня воздействий проходят трансформацию от безвредного или даже полезного к вредному и наоборот (например, медикаменты, шум, электрический ток и т.д.).

Способы классификации опасностей могут быть разными (см.табл. 1).

Таблица 1

Классификация опасностей и угроз

По объектам человек, коллектив, общество, предприятие, государство, окружающая среда, ближний космос По величине ущербанезначительный, значительный, предельный По вероятностималовероятные Р i <0,5; вероятные Р i =0,5; весьма вероятные Р i >0,5
По масштабу локальные, региональные, глобальные По причинам возникновения стихийные, программные (преднамеренные) По характеру физические, энергетические, информационные
По типу ущерба материальные, моральные, психофизические, комплексные По виду внешние, внутренние, смешанные По интенсивности активные, пассивные

Практическая часть

По происхождению опасности делят на природные, техногенные, антропогенные, экологические, биологические, социальные.

По характеру воздействия на человека опасности делят на механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

Примеры опасностей: алкоголь, аномальные температуры воздуха (жара, мороз), высокая влажность воздуха, подвижность воздуха (сквозняки), барометрическое давление (низкое, высокое), болезни растений, вредители растений (саранча, колорадский жук), освещение, ионизация воздуха, вакуум, взрыв, вибрация, вода, вращающиеся части машин, высота, гербициды, глубина, гиподинамия, гололед, горячие поверхности, дождь, дым, движущиеся предметы, едкие вещества, засуха, землетрясения, инфекционные заболевания, инфразвук, инфракрасное излучение, искры, качка, кинетическая энергия, лазерное излучение, магнитные поля, микроорганизмы, медикаменты, молния, монотонность, наводнение, неровные поверхности, неправильные действия персонала, огнеопасные вещества, огонь, оружие, оползни и обвалы, острые предметы, отравление, охлажденные поверхности, падение, пар, пестициды, пожар, психологическая несовместимость, пыль, радиация, резонанс, скользкая поверхность, снегопад, социальное неравенство, статическое электричество, тайфун, туман, ударная волна, ультразвук, ультрафиолетовое излучение, укус собаки, укус змеи, ураган, утомление, шум, электромагнитное поле, ядовитые растения и животные.

Вопросы и задания

1. Какие из перечисленных факторов могут быть не только вредными, но и полезными? В каких условиях?

2. От чего зависит степень вредности и опасности перечисленных факторов? В каждом случае ответ обоснуйте.

3. Приведите конкретные примеры, когда данные факторы приводили к нарушению здоровья или угрожали жизни людей.

4. Заполните таблицу «Виды опасностей»:

Таблица 2

Виды опасностей

Теоретическая часть

В современном обществе концепция абсолютной безопасности сменилась концепцией приемлемого уровня риска . Основные положения ее следующие:

Любые объекты, процессы, явления потенциально опасны для человека;

Любая деятельность потенциально опасна для человека;

Ни в одном виде деятельности нельзя добиться абсолютной безопасности;

Безопасность любой системы может быть достигнута с любой степенью вероятности.

Нельзя полностью исключить риск природного и техногенного характера, но надо стремиться к его минимизации. Безопасность – это состояние деятельности, обеспечивающее здоровье и жизнь человека с определенной степенью вероятности.

При увеличении затрат на безопасность риск снижается, но материальные ресурсы, которые можно потратить на это, ограничены. Например, при увеличении затрат на техническую, природную и экологическую безопасность может возрасти риск в социальной сфере, так как будет ощущаться нехватка средств на медицинскую помощь, на охрану и на оздоровление населения.

Приемлемый риск – это такая частота реализации опасностей, которая сочетает в себе технические, экономические, экологические и социальные аспекты и представляет собой компромисс между уровнем безопасности и возможностями общества по ее достижению на данный период времени.

Используя понятие приемлемого риска, можно установить финансовую меру обеспечения безопасности человеческой жизни и необходимости проведения мероприятий по безопасности. При этом может реализовываться гибкий подход к защите людей и защите материальных ценностей.

Защита людей должна обеспечиваться в той мере, в какой это необходимо; защита материальных ценностей обеспечивается только в той мере, в какой это экономически выгодно. В конечном итоге может оказаться, что самые дорогостоящие меры защиты не обязательно самые эффективные. Следовательно, грамотный выбор мер защиты поможет правильно перераспределить средства, выделяемые на снижение риска в разных областях деятельности, и добиться высоких показателей безопасности.

Для уменьшения риска материальные средства можно расходовать по пяти направлениям: совершенствование систем; подготовка и обучение персонала; применение организационных мероприятий; применение технических средств защиты и средств индивидуальной защиты; экономические методы (страхование, компенсации и др.).

Таким образом, целью применения мер защиты (критерием приемлемого уровня риска) является минимизация суммы затрат на защиту и снижение вероятного размера ущерба.

Практическая часть

Меры снижения риска можно условно разделить на 4 группы: планируемые, оперативные, инженерно-технические и технологические.

Таблица 3

Типы мер снижения риска

Меры снижения подверженности и чувствительности объектов опасным воздействиям Примеры Ваши примеры
I. Планируемые меры
1. Общее ограничение использования регионов и зон с высоким риском ЧС природного характера Отказ от застройки оползневых склонов
2. Размещение конкретных объектов на участках, где минимален риск, в том числе и от этих объектов Размещение животновод-ческих комплексов и пти-цефабрик за пределами жилой зоны и природо-охранной зоны водоемов
3. Исключение из территориально-го комплекса народного хозяйства (ТКНХ) таких объектов, повреждение которых ведет к недопустимо большому ущербу «Замораживание» строительства Нижегородской АЭС
4. Дублирование жизненно важных элементов ТКНХ Резервные котельные, дизельные электрогенераторы
II. Оперативные меры
5. Активное подавление эпизодически возникающих очагов опасности Обстрел лавин в горах
6. Выбор способов текущих действий, минимизирующих: 6.1. столкновение с опасностями; 6.2. усиление опасных явлений и процессов Применение средств индивидуальной защиты (СИЗ); профилактика ОРЗ (проветривание без переохлаждения, витаминизация и т.п.)
7. Снижение потерь от катастроф путем выполнения подготовительных, аварийно-спасательных и восстановительных работ: 7.1. создание служб оповещения и быстрого реагирования; 7.2. подготовка населения в области защиты от ЧС; 7.3. поддержание в ТКНХ запасов продовольствия, топлива, медикаментов и т.п. на случай ЧС; 7.4. организация страхования жизни и имущества Служба скорой медицинской помощи, противопожарная служба, и др.; обучение алгоритмам безопасного поведения в ЧС; создание в администрации района, города резервов техники и горюче-смазочных средств на случай сильных снегопадов; обязательное медицинское страхование, страхование автогражданской ответственности и т.п.
III. Инженерно-технические меры
8. Строительство инженерных защитных сооружений: 8.1. ограничивающих распространение или интенсивность поражающего воздействия; 8.2. обеспечивающих укрытие в случае опасности Строительство защитных дамб, волноломов вблизи водоемов; создание укрытий, убежищ
9. Введение технических средств для локализации аварии Предохранительные «пробки» в электросети
10. Применение особых конструктивных решений для зданий, механизмов и пр., попадающих в опасные условия: 10.1. упрочнение «скелета» или оболочек зданий; 10.2. дублирование важных элементов этих объектов; 10.3. использование специальных конструкционных схем и материалов; 10.4. использование легковосстановимых конструкций Антисейсмическое строительство; запасные выходы, лестницы в зданиях, оборудованных лифтом; применение трудногорючих материалов для отделки путей эвакуации; возможность замены отдельных блоков при ремонте автомобиля
IV. Технологические меры
11. Отказ от использования слишком опасных технологий, аппаратов, веществ Отказ от использования некоторых инсектицидов и пестицидов в сельском хозяйстве (например, ДДТ)
12. Ограничение технологических температур, давлений, объемов Предохранительные клапаны, датчик температуры в электрочайнике
13. Изоляция опасных отходов Захоронение отработанного топлива АЭС
14. Предусмотрение в технологических схемах производств возможности коррекции режима работы к режиму предвидимых опасностей Инструктаж по технике безопасности, включающий правила поведения в аварийной ситуации

Вопросы и задания

1. Изучите табл.3. Приведите другие примеры мер снижения риска природного и техногенного характера.

2. Перерисуйте табл.3 в тетрадь и включите в нее свои примеры мероприятий по организации обеспечения безопасности:

А – в быту;

Б – в образовательном учреждении.

Практическая работа 3

Радиационная безопасность

Цель работы: познакомиться с источниками радиации, единицами измерения ионизирующих излучений и методами оценки радиационного фона.

Теоретическая часть

Радиоактивность – это способность некоторых атомных ядер превращаться в ядра других атомов с испусканием частиц (т. е. с образованием ионизирующего излучения).

Ионизирующее излучение – это потоки частиц (электронов, протонов, нейтронов и пр.), включая кванты физических полей (преимущественно электромагнитного), прохождение которых через вещество приводит к ионизации (т.е. образованию ионов) и возбуждению его атомов и молекул.

Альфа-частицы представляют собой ядра гелия (положительно заряженные). Эти частицы относительно большие и тяжелые, поэтому они обладают большой ионизационной и малой проникающей способностями. Их пробег в воздухе составляет всего несколько сантиметров, а в воде до 150 мкм. Но при попадании внутрь организма (через органы дыхания, с пищей) могут вызвать большие разрушения.

Бета-частицы – это электроны. Их пробег в воздухе составляет порядка нескольких метров. Тонкая одежда способна остановить поток радиации. Чтобы получить дозу облучения, источник должен попасть внутрь организма.

Гамма-излучение и Х-лучи (рентгеновские лучи) – электромагнитные излучения высокой энергии и высокой частоты. Обладают большой проникающей способностью. Ионизирующая способность значительно меньше, чем у альфа- и бета-частиц. Гамма-радиация – это единственный из трех типов радиации, способный облучить организм снаружи.

Для характеристики воздействия ионизирующего излучения на организм используют следующую систему понятий и единиц измерения.

Мерой количества радиоактивного вещества, выражаемой числом радиоактивных превращений в единицу времени, является активность . В СИ за единицу активности принято 1 ядерное превращение в секунду (распад/с). Эта единица получила название беккерель . Внесистемной единицей измерения активности является кюри – это активность такого количества вещества, в котором происходит 3,7*10 10 актов распада в 1 секунду. 1 Ки соответствует активности 1 г радия.

Доза – это количество энергии, переданной организму через излучение (радиацию).

Экспозиционнаядоза – ионизационный эквивалент энергии, переданной фотонами фиксированному объему воздуха (характеризует источник излучения).

Единица измерения СИ – 1 Кл/кг, это такая доза, при которой в 1 кг сухого воздуха образуются ионы, несущие заряд в 1 Кл электричества каждого знака.

Внесистемная единица измерения – 1 Р (Рентген).

1 Р = 2,58·10 -4 Кл/кг.

Поглощенная доза – это величина энергии, переданная излучением единице массы вещества.

Единица измерения – 1 Гр (Грей). 1 Гр = 1 Дж/кг.

1 Гр – очень большая единица.

1 Гр = 100 рад, 1 рад = 100 эрг/г.

Энергетический эквивалент 1 рентгена для воды и биологических тканей равен 93 эрг/г, то есть 100 Р примерно соответствует 1 Гр.

Эквивалентная доза учитывает вид излучения при его действии на биологический объект.

Единица измерения – 1 Зв (Зиверт).

1 Зв = 1 Гр х К,

где К – поправочный коэффициент, учитывающий вид излучения:

для гамма- и рентгеновского излучения К=1;

для бета-излучения К= 1~5 в зависимости от энергии бета-частиц;

для протонов и нейтронов К=10;

для альфа-частиц К=20.

Скорость набора дозы ионизирующих излучений характеризуется мощностью дозы, определяемой как отношение величины набранной дозы ко времени, за которое она была получена:

где P – мощность дозы ионизирующих излучений, P/ч; D – суммарная доза облучения, P; T – время облучения, ч.

Таблица 4

Практическая часть

Для определения дозы радиоактивного излучения применяют расчетные и измерительные методы. Например, по таблице 3 можно рассчитать общую дозу облучения, полученную человеком за год, если знать вклад каждого источника излучения в общий радиационный фон.

Таблица 5

Облучения человека

Источник ионизирующего излучения Доза мЗв/год
Радон в Вашем доме Космическое излучение Если Ваш дом из кирпича, бетона или камня Для учета высоты Вашего дома прибавить 0,03 мЗв на каждые 100 м выше уровня моря: Н.Новгород – 30-60 м Тбилиси – 1100 м Радиация от земли Радиоактивность воды, пищи и воздуха Глобальные выпадания от испытания ядерного оружия Рентгеноскопия кишечной полости Рентгеноскопия грудной полости Флюорография грудной клетки Полет на самолете 1 мбэр на каждые 2500 км полета Если Вы живете в 8 км зоне от АЭС Проживание вблизи ТЭС (уголь) Проживание вблизи ТЭС (мазут) Просмотр телепередач 1,26 0,26 0,07 0,01-0,02 0,33 0,38 0,24 0,02 2,10 9,00 3,70 0,01 0,003 0,025 0,005 0,005-,01
Ваша годовая доза радиационного облучения

Для прямого измерения радиационного фона используют приборы – дозиметры . Обычно они определяют уровень излучения за единицу времени. Поскольку радиоактивный распад – это процесс вероятностный (стохастический), для точного определения радиационного фона требуется несколько измерений.

Вопросы и задания

1. Что представляет собой альфа- (бета-, гамма-) излучение?

2. В каких единицах измеряют дозу радиации?

3. Какие источники радиации Вы знаете?

4. Пользуясь таблицей 5, рассчитайте дозу радиационного облучения, полученную Вами за год. Выразите полученную дозу в бэрах и в зивертах.

5. Признаком радиоактивного заражения считается радиационный фон, превышающий 40 мкР/час. Если считать, что 1 Р приблизительно равен 1 бэр, то какую дозу облучения человек получит за сутки? За год? Выразите полученную дозу в Зв/год.

6. С помощью дозиметра измерьте радиационный фон в учебной аудитории, в подвале, на улице. Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

Практическая работа 4

Хранение противогаза

В сумке ничего кроме противогаза. Дно коробки закрыто пробкой. Шлем-маска не перегибается, но ее край слегка подвертывают, чтобы защитить стекла.

Надевание противогаза

1) закрыть глаза;

2) задержать дыхание;

3) большие пальцы рук - снаружи, 4 других пальца внутри;

4) нижнюю часть шлема подвести под подбородок, скользя пальцами рук по шлему натянуть его на голову;

5) сделать максимально глубокий выдох;

6) открыть глаза;

7) головной убор надевается поверх противогаза.

Сроки хранения противогаза: детский – 10 лет, взрослый – 5 лет, респиратор – 3 года.

Вопросы и задания

1. Какие Вы знаете средства индивидуальной защиты? Приведите примеры случаев, когда их необходимо использовать.

2. Опишите устройство фильтрующего противогаза. Какие ограничения к использованию противогаза Вы знаете?

3. Измерьте окружности своей головы сантиметровой лентой, как указано в данной работе, и определите свой размер противогаза.

4. В каких случаях применяют средства из индивидуальной аптечки

АИ-2? Какие ограничения в дозах существуют для детей?

Практическая работа 5

При их возникновении

Каждый год в том или ином регионе мира происходят сильные разливы рек, прорывы дамб и плотин, землетрясения, бури и ураганы, лесные и торфяные пожары.

Знание причин возникновения и характера стихийных бедствий позволяет при заблаговременном принятии мер защиты, при разумном поведении населения в значительной мере снизить все виды потерь.

Одна из главных проблем, которая выходит сегодня на первый план, - правильное прогнозирование возникновения и развития стихийных бедствий, заблаговременное предупреждение органов власти и населения о приближающейся опасности.

Там, где стихийным бедствиям противостоят высокая организованность, четкие и продуманные мероприятия федеральных и местных органов власти, подразделений и частей МЧС, специализированных сил и средств других министерств и ведомств в сочетании с умелыми действиями населения, происходит снижение людских потерь и материального ущерба, более эффективно осуществляются мероприятия по ликвидации их последствий.

Заблаговременная информация дает возможность провести предупредительные работы, привести в готовность силы и средства, разъяснить людям правила поведения.

Все население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуациях, к участию в работах по ликвидации стихийных бедствий, уметь владеть способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, поражением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей и животных.

Подлинным бичом человечества являются землетрясения, наводнения, обширные лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури и ураганы, смерчи, снежные заносы, обледенения. Эти стихийные бедствия только за последние 20 лет унесли жизни более 3 млн человек. Почти 1 млрд жителей нашей планеты, по данным ООН, за этот период испытал последствия стихийных бедствий.

Землетрясения

Землетрясения - это подземные удары (толчки) и колебания поверхности Земли, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре.

Проекция центра очага землетрясения на поверхности земли называется эпицентром . Очаги землетрясения возникают на различных глубинах, большей частью в 20-30 км от поверхности. По своей интенсивности землетрясения подразделяются на 12 градаций - баллов. На земном шаре ежегодно происходит более 100 землетрясений, приводящих к различного рода разрушениям.

Как правило, они охватывают обширные территории. Часто нарушается целостность грунта, разрушаются здания и сооружения, выходят из строя водопровод, канализация, линии связи, электро- и газоснабжение, имеются человеческие жертвы. Это одно из наиболее разрушительных стихийных бедствий. По данным ЮНЕСКО, землетрясениям принадлежит первое место по причиненному экономическому ущербу и числу человеческих жертв. Возникают они неожиданно, и, хотя продолжительность главного толчка не превышает нескольких секунд, их последствия бывают трагическими.

Когда землетрясение происходит под водой, возникают огромные волны–цунами. Порой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Г.А. Аверьянов, И.А. Екимова, Н.Е. Петровская, М.В. Тихонова, В.И.Туев

Методические указания для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студентов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра радиоэлектронных технологий и экологического мониторинга (РЭТЭМ)

УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой РЭТЭМ, д.т.н.

В.И. Туев «___» ________2012 г.

Безопасность жизнедеятельности

Методические указания для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студентов очного и заочного обучения всех направлений и специальностей

Аверьянов Г.А., Екимова И.А., Петровская Н.Е., Тихонова М.В., Туев В.И. Безопасность жизнедеятельности. Методические указания для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студентов очного и заочного обучения всех направлений и специальностей. – Томск:

Методические указания по безопасности жизнедеятельности предназначены для всех специальностей изучающих курс «Безопасность жизнедеятельности». Включает сборник задач по безопасности жизнедеятельности, описание занятий по оказанию первой неотложная медицинской помощи, оценке уровня радиации, алгоритмизации безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера.

© Томский государственный университет систем управления и

радиоэлектроники (ТУСУР), 2012

Введение

(семинаров)

2.1 Темы для самостоятельной работы

Задачи для практических занятий и самостоятельного решения

3.1 Ответы к задачам

Тестовые вопросы для самоконтроля

4.1 Ответы к тестам

Перечень вопросов для экзамена

Перечень вопросов для зачета

Индивидуальные задания

Практическое занятие «Первая неотложная медицинская помощь»

Практическое занятие «Оценка уровня радиации»

10. Практическое занятие «Алгоритмы безопасного поведения при

угрозе и возникновении ЧС природного и техногенного характера»

Заключение

Список литературы

Интернет-источники

Глоссарий

Введение

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от негативных факторов во всех сферах жизни человеческой деятельности.

К формированию учения о безопасности жизнедеятельности привели ряд причин. Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является, прежде всего, продолжительность жизни. В настоящее время в России по сравнению с предыдущими годами происходит значительное сокращение продолжительности жизни (особенно у мужчин). Это связано с низким уровнем дохода на душу населения, ухудшением медицинского обслуживания, несоблюдением норм здорового образа жизни, деградацией среды обитания, снижением требований безопасности на производстве. Численность населения существенно сократилась за последние годы, так как наблюдается низкая рождаемость и высокая смертность. Высокая смертность обусловлена некоторыми причинами, и одна из которых – высокий уровень травматизма. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) третье место занимает травматизм после сердечнососудистых и онкологических заболеваний. Причем от травматизма погибают молодые трудоспособные люди. Одно из первых мест занимает также детская смертность. Высокая смертность среди взрослого населения обусловлена внешними факторами (дорожно-транспортные происшествия, пожары, травматизм на производстве и т.д.).

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о недостаточном уровне обеспечения безопасности жизнедеятельности. Поэтому основная цель курса «Безопасность жизнедеятельности» – это формирование представлений, получение знаний направленных на сохранение здоровья и жизни населения, формирование культуры безопасности.

Большое влияние на наше здоровье оказывает состояние среды обитания. Качественное состояние среды обитания достигается рациональным обращением с ресурсами, использованием объектов техносферы в соответствии с нормами по безопасности и экологичности. Кроме того, каждый человек должен соблюдать личную безопасность: это соблюдение правил и норм охраны труда, здоровый образ жизни, безопасность в быту и т.д. В свою очередь государство должно обеспечивать коллективные меры безопасности: безопасные условия деятельности и быта, эффективную систему мер предупреждения и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Эффективная профессиональная деятельность также непосредственно связана с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Таким образом, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» − это общепрофессиональная дисциплина, обязательная при подготовке высококвалифицированных специалистов, деятельность которых связана с

сокращением вредного влияния промышленного производства на окружающую среду и направлена на создание экологически ориентированной индустрии.

Обучение студентов технического Вуза направлено на изучение разделов дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), связанных с дальнейшей профессиональной деятельностью. Самостоятельное изучение дисциплины БЖД, как часть комплексного самообразования студентов, является необходимой составляющей в подготовке современных инженеров способных обеспечить нормальное функционирование системы «человек − техника − среда обитания» − сложного динамического комплекса с множеством прямых и обратных связей, которые, в общем виде, представляют совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека.

Приступая к изучению дисциплины необходимо детально проработать методические указания и материал, указанный в списке литературы. Кроме литературы, указанной в списке, студентом могут использоваться другие информационные источники, в том числе Интернет-ресурсы при помощи поисковых систем.

Цель занятий: познакомить студентов с основами безопасности жизнедеятельности, основными понятиями, закономерностями безопасного функционирования технических систем, с задачами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», с ее основными разделами, с выводами, которые находят применение в различных областях практической деятельности. Кроме того, основополагающим в процессе проведения практических занятий является формирование представлений о безопасной профессиональной деятельности, направленной на защиту человека от негативных факторов производственной среды и защиту персонала в условиях чрезвычайных ситуаций.

- изучение негативных факторов производственной и бытовой среды и методов защиты от них;

- изучение нормативных документов в области безопасности жизнедеятельности;

- изучение алгоритма действий в случае чрезвычайных ситуаций;

- изучение правил оказания первой медицинской помощи и методов снижения производственного травматизма.

Материальное оснащение занятий: Учебные и методические пособия;

учебники; тесты, расположенные в компьютерной сети ТУСУРа. Два учебных класса, оборудованных плакатами по основам промышленной безопасности.

Учебные видеофильмы: десять фильмов по ЧС и основам БЖД («Стихийные бедствия», «Пожарная безопасность», «Оружие массового поражения», «Транспортировка пострадавших в походных условиях» и др.). Фотоальбом на СD-диске: «Последствия техногенных аварий и катастроф».

Для проведения практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» помимо традиционных форм обучения, характерных для Высшей школы (лекции, практические и лабораторные занятия) курс должен сопровождаться активными формами обучения. При изучении тем:

«Охрана труда » − ситуационные задачи и их решения, анализ конкретных ситуаций (или кейс-метод);

«Безопасность АЭС » − диспуты, деловые и ролевые игры; «Психология безопасности » − круглый стол;

« Принципы оказания первой неотложной медицинской помощи при несчастных случаях» − диалог, работа в малых группах;

« Алгоритмы безопасного поведения» − проблемный метод и метод проектов.

Во время практических занятий по данному курсу необходимо обсуждать и анализировать чрезвычайные ситуации разного характера, произошедшие в городе, в стране и мире. Студенты должны занимать в обсуждении активную

позицию, излагать свое видение причин этих чрезвычайных ситуаций, предлагать пути выхода. При проведении практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» используются те методы обучения, которые позволяют наиболее полно освоить программу дисциплины.

Предполагается создание студентами презентаций и слайд-шоу для лучшего усвоения знаний по предлагаемому курсу и целенаправленного применения их на практике. Также необходимо побуждение студентов к исследовательской деятельности.

Контроль усвоения студентами пройденных тем на семинарских занятиях осуществляется через вопросы и задания, а также с помощью тестирования. Баллы, полученные студентами во время практических занятий, учитываются при сдаче экзамена или зачета. Критерии оценки студента во время практических занятий: активность индивидуальной работы в группах, наличие теоретических знаний, понимание основных понятий, умение применять теоретические знания при решении практических задач, умение мыслить самостоятельно.

1.1 Основные вопросы, рассматриваемые на практических занятиях

Раздел 1. Основные положения и принципы обеспечения безопасности.

1. Основные понятия и определения.

2. Квантификация опасностей.

3. Типы рисков.

4. Концепция приемлемого риска.

5. Методологические основы управления безопасностью.

Вопросы для самоконтроля:

1. Безопасность как ключевая потребность.

2. Проблема безопасности в современных условиях.

3. Предмет дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

4. Цели и задачи курса «Безопасность жизнедеятельности».

5. Методы и средства обеспечения БЖД.

6. Вскройте различия терминов «авария», «катастрофа» и «стихийное бедствие».

7. Какие, по Вашему мнению, причины развития аварий и катастроф? Является ли «человеческий фактор» одной из главных причин ЧС?

8. Раскройте понятие «риск».

9. Перечислите основные типы рисков и дайте их характеристику.

10. Поясните сущность концепции приемлемого риска.

Раздел 2. Негативные факторы воздействия в системе « человек − среда обитания».

1. Опасность, признаки и источники ее формирования.

2. Виды негативных факторов производственной и бытовой сред.

3. Безопасность и ее виды.

Вопросы для самоконтроля:

1. Виды негативных воздействий в системе «человек – среда обитания».

2. Что такое опасность? Поясните признаки и источники ее формирования.

3. По каким параметрам можно классифицировать негативные факторы?

4. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной и бытовой сред.

5. На основании какого документа опасные и вредные производственные факторы (ОВПФ) подразделяются на физические, химические, биологические и психофизиологические?

6. Что относится к физическим ОВПФ?

7. Что относится к химическим ОВПФ?

8. Что относится к биологическим ОВПФ?

9. Что относится к психофизиологическим ОВПФ?

10. Приведите примеры природных, техногенных, антропогенных, социальнополитических и экологических негативных факторов.

11. Раскройте понятие «безопасность».

12. Какие виды безопасности Вы знаете?

Раздел 3. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности.

1. Эргономика.

2. Психология безопасности деятельности.

3. Анализаторы человека в производственной деятельности.

4. Типы анализаторов человека.

5. Классификация основных форм деятельности человека.

6. Классификация условий труда.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что изучает эргономика?

2. Дайте определения средствам отображения информации и сенсорному полю.

3. В чем заключается задача эргономики?

4. Виды совместимости в эргономике.

5. Что часто лежит в основе аварийности и травматизма?

6. Какие группы компонентов различают в психической деятельности человека?

7. Перечислите виды психических процессов.

8. Что определяет общее понятие «человеческий фактор»?

9. Назовите виды психических состояний.

10. Поясните процесс гипермобилизации.

11. Что можно отнести к особым психическим состояниям?

12. Какие бывают стрессовые состояния?

13. Раскройте термин «анализатор».

14. Типы анализаторов человека в производственной деятельности.

15. Что выступает в качестве датчиков сенсорных систем организма?

16. Перечислите основные виды деятельности человека.

17. Охарактеризуйте физический труд.

18. На какие категории подразделяется физическая тяжесть работы?

19. Перечислите показатели динамической нагрузки.

20. Перечислите показатели статической нагрузки.

21. Что можно отнести к механизированным формам физического труда?

22. На какие типы подразделяются формы умственного труда?

23. Поясните классификацию условий труда.

24. Чем характеризуются экстремальные условия труда?

25. Напряженность работы и факторы её характеризующие.

26. Функциональное состояние оператора как комплекс различных функций и качеств человека в его трудовой деятельности.

Раздел 4. Безопасность жизнедеятельности и производственная среда.

4.1. Освещение.

4.1.1. Нормирование освещения.

4.1.2. Инфракрасное излучение.

4.1.3. Ультрафиолетовое излучение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие основные виды производственного освещения Вы знаете?

2. Перечислите виды естественного освещения.

3. Какие системы искусственного освещения применяются в производственных помещениях?

4. Допускается ли применение одного местного освещения на производственных рабочих местах?

5. Что характеризует показатель ослепленности?

6. Критерием чего является коэффициент пульсации?

7. К какому диапазону длин волн относится видимое излучение?

8. Какой параметр нормируется при использовании естественного освещения?

9. Какие параметры нормируются при использовании искусственного освещения?

10. В зависимости от каких параметров определяется нормируемое значение освещенности на рабочем месте при использовании искусственного освещения?

11. В зависимости от каких параметров определяется нормируемое значение КЕО при использовании естественного освещения?

12. Какие приборы используются для измерения и контроля освещенности на рабочих местах?

13. Влияние на организм ИК- и УФ-излучений.

14. Перечислите средства индивидуальной и коллективной защиты от инфракрасного и ультрафиолетового излучений.

4.2. Микроклимат.

4.2.1. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что относится к параметрам, характеризующим микроклимат производственных помещений?

2. Чем характеризуется холодный период года?

3. Чем характеризуется теплый период года?

4. В каких случаях устанавливаются допустимые величины показателей микроклимата в производственных помещениях?


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Допущено Учебно-методическим объединением вузов по университетскому политехническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 280100 – Безопасность жизнедеятельности

ИЖЕВСК 2006

Составители: Девисилов В.А., к.т.н, доцент
Севастьянов Б.В., д.т.н., профессор
Лисина Е.Б., к.т.н., доцент
Николаева Л.С., ст. преподаватель

Селюнина Н.В., ст. преподаватель

Четверикова Н.Г., ассистент

Рецензенты:

Савиных В.В., к.т.н., доцент, заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности и промышленная экология» ГОУ ВПО «Ульяновский государственный технический университет», заместитель Председателя Приволжского регионального отделения Научно-методического совета по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;

Ханхунов Ю.М., к.т.н., доцент, заведующий кафедрой «Промышленная экология и защита в чрезвычайных ситуациях» ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный технический университет»
Рекомендовано к изданию на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности», 5 сентября 2005 года, протокол № 1.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» - Ижевск: Изд-во ИжГТУ,2005. – 96с.

© Издательство ИжГТУ, 2006


Введение

5.2. Расчет средств защиты от шума

5.2.1. Расчет звукоизолирующих устройств

5.2.2. Расчет звукопоглощающих устройств


6. Расчет средств защиты от вибрации

7. Расчет средств защиты от поражения электрическим током

7.1. Расчет защитного заземления

7.2. Расчет зануления


8. Расчет площади легкосбрасываемых конструкций

9. Расчет нагрузок, создаваемых ударной волной

10. Оценка тяжести трудового процесса

11. Категорирование помещений по взрывопожарной и пожарной опасности

Приложение 1

Приложение 2

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Цель методического пособия – обеспечить четкую организацию проведения практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», оформление отчета, максимально приближенное к оформлению курсовых и дипломных работ, дать возможность студентам самостоятельно выбрать необходимый данные по заданному преподавателем варианту, оформить отчет и своевременно защитить его.

1. Оценка воздействия вредных веществ, содержащихся в воздухе
Общие сведения
Для обеспечения жизнедеятельности человека необходима воздушная среда определенного качественного и количественного состава. Нормальный газовый состав воздуха следующий (об. %): азот – 78,02; кислород – 20,95; углекислый газ – 0,03; аргон, неон, криптон, ксенон, радон, озон, водород – суммарно до 0,94. В реальном воздухе, кроме того, содержатся различные примеси (пыль, газы, пары), оказывающие вредное воздействие на организм человека.
Нормирование
Основной физической характеристикой примесей в атмосферном воздухе и воздухе производственных помещений является концентрация массы (мг) вещества в единице объема (м 3) воздуха при нормальных метеорологических условиях.

От вида, концентрации примесей и длительности воздействия зависит их влияние на природные объекты.

Нормирование содержания вредных веществ (пыль, газы, пары и т.д.) в воздухе проводят по предельно допустимым концентрациям (ПДК).

ПДК – максимальная концентрация вредных веществ в воздухе, отнесенная к определенному времени осреднения, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает ни на него, ни на окружающую среду в целом вредного воздействия (включая отдаленные последствия) .

Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов нормируют по максимально разовой и среднесуточной концентрации примесей.

ПДК max – основная характеристика опасности вредного вещества, которая установлена для предупреждения возникновения рефлекторных реакций человека (ощущение запаха, световая чувствительность и др.) при кратковременном воздействии (не более 30 мин.)

ПДК сс – установлена для предупреждения общетоксического, канцерогенного, мутагенного и другого влияния вредного вещества при воздействии более 30 мин.

ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны – это такая концентрация, которая при ежедневном воздействии (но не более 41 часа в неделю) в течение всего рабочего стажа не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья человека, обнаруживаемых современными методами исследований, в период работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.
Задание на практическую работу

« Оценка воздействия вредных веществ, содержащихся в воздухе» :

Оценить соответствие концентрации вредных веществ, находящихся в воздухе рабочий зоны нормативным показателям.
Порядок выполнения задания
1. Ознакомиться с методикой.

2. Переписать форму табл.1.1 на чистый лист бумаги.
Образец заполнения
Таблица 1.1

Исходные данные и нормируемые значения содержания

вредных веществ


Вариант

Вещество

Концентрация вредного

вещества


Класс опасности

Особенности воздействия

Соответствие нормам каждого из веществ

Фактическая

В воздухе рабочей зоны

В воздухе населенных пунктов

В воздухе рабочей зоны



Максимально разовая

Сред-несуточная

>30 мин



>30 мин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

01

Оксид углерода

5

20

5

3

4

0


=ПДК

>ПДК

3. Заполнить графы 1…3 (табл. 1.1) согласно варианту задания.

4. Используя нормативно-техническую документацию (табл. 1.2) , заполнить графы 4…8 табл. 1.1.

Таблица 1.2

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, мг/ м 3


Вещество

В воздухе рабочей зоны

В воздухе населенных пунктов

Класс опасности

Особенности

воздействия


Максимально

разовая; воздействие


Среднесуточная;

воздействие

> 30 мин


Азота диоксид

2

0,085

0,04

2

О

Азота оксиды

5

0,6

0,06

3

О

Азотная кислота

2

0,4

0,15

2

-

Акролеин

0,2

0,03

0,03

3

-

Алюминия оксид

6

0,2

0,04

4

Ф

Аммиак

20

0,2

0,04

4

-

Ацетон

20

0,2

0,04

4

-

Аэрозоль ванадия пентооксида

0,1

-

0,002

1

-

Бензол

5

1,5

0,1

2

К

Винилацетат

10

0,15

0,15

3

-

Вольфрам

6

-

0,1

3

Ф

Вольфрамовый ангидрид

6

-

0,15

3

Ф

Гексан

300

60

-

4

-

Дихлорэтан

10

3

1

2

-

Кремния диоксид

1

0,15

0,06

3

Ф

Ксилол

50

0,2

0,2

3

Ф

Метанол

5

1

0,5

3

-

Озон

0,1

0,16

0,03

1

О

Полипропилен

10

3

3

3

-

Ртуть

0,01/

-

0,0003

1

-

Серная кислота

1

0,3

0,1

2

-

Сернистый

ангидрид


10

0,5

0,05

3

-

Сода кальцинированная

2

-

-

3

-

Соляная кислота

5

-

-

2

-

Толуол

50

0,6

0,6

3

-

Углерода оксид

20

5

3

4

Ф

Фенол

0,3

0,01

0,003

2

-

Формальдегид

0,5

0,035

0,003

2

О, А

Хлор

1

0,1

0,03

2

О

Хрома оксид

1

-

-

3

А

Хрома триоксид

0,01

0,0015

0,0015

1

К, А

Цементная пыль

6

-

-

4

Ф

Этилендиамин

2

0,001

0,001

3

-

Этанол

1000

5

5

4

-

Примечание: О – вещества с остронаправленным действием, за содержанием которых в воздухе требуется автоматический контроль; А – вещества, способные вызвать аллергические заболевания в производственных условиях; К – канцерогены, Ф – аэрозоли преимущественно фиброгенного действия.

5. Сопоставить заданные по варианту (табл. 1.3) концентрации вещества с предельно допустимыми (табл. 1.2) и сделать вывод о соответствии нормам содержания каждого из веществ в графах 9…11 (табл. 1.1), т.е. ПДК, = ПДК, обозначая соответствие нормам знаком «+», а несоответствие знаком «-».

6. Подписать отчет и сдать преподавателю.

Примечание . В настоящем задании рассматривается только независимое действие представленных в варианте вредных веществ.
Варианты заданий

к практической работе по теме

«Оценка воздействия вредных веществ, содержащихся в воздухе»
Таблица 1.3


Вариант

Вещество

Фактическая концентрация

Вариант

Вещество

Фактическая концентрация

Вариант

Вещество

Фактическая концентрация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

01

Фенол

0,001

02

Аммиак

0,01

03

Акролеин

0,01

Азота оксиды

0,1

Ацетон

150

Дихлорэтан

4

Углерода оксид

10

Бензол

0,05

Хлор

0,02

Вольфрам

5

Озон

0,001

Углерода оксид

10

Полипропилен

5

Дихлорэтан

5

Сернистый

ангидрид


0,03

Ацетон

0,5

Фенол

0,5

Хрома оксид

0,1

04

Озон

0,01

05

Этиловый спирт

150

06

Азота диоксид

0,04

Метиловый спирт

0,2

Сернистый

ангидрид


0,5

Сернистый

ангидрид


0,5

Ксилол

0,5

Озон

0,01

Хрома оксид

0,2

Азота диоксид

0,5

Серная кислота

0,05

Аммиак

0,5

Формальдегид

0,01

Соляная кислота

5

Ртуть

0,001

Толуол

0,05

Углерода оксид

15

Акролеин

0,01

07

Акролеин

0,01

08

Ацетон

0,3

09

Метанол

0,3

Дихлорэтан

5

Фенол

0,005

Этанол

100

Озон

0,01

Формальдегид

0,02

Цементная пыль

200

Углерода оксид

15

Полипропилен

8

Углерода оксид

15

Формальдегид

0,02

Толуол

0,07

Ртуть

0,001

Вольфрам

4

Винилацетат

0,15

Ксилол

0,5

10

Аммиак

0,5

11

Азота диоксид

5

12

Хлор

0,02

Азота диоксид

1

Озон

0,001

Хрома триоксид

0,1

Вольфрамовый ангидрид

5

Сода кальцинированная

1

Аэрозоль ванадия пентаоксида

0,1

Хрома оксид

0,2

Дихлорэтан

5

Углерода оксид

10

Озон

0,001

Углерода оксид

10

Азота диоксид

1

Дихлорэтан

5

Ртуть

0,001

Озон

0,1

Продолжение таблицы 1.3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

13

Азота диоксид

0,5

14

Акролеин

0,01

15

Углерода оксид

10

Ацетон

0,2

Дихлорэтан

5

Этилендиамин

0,1

Бензол

0,05

Хлор

0,01

Аммиак

0,1

Фенол

0,01

Хрома триоксид

0,1

Азота диоксид

5

Углерода оксид

10

Ксилол

0,3

Ацетон

100

Винилацетат

0,1

Ацетон

150

Бензол

0,05

16

Серная кислота

0,5

17

Аммиак

0,001

18

Ацетон

0,2

Вольфрам

5

Азота оксиды

0,1

Углерода оксид

15

Кремния диоксид

0,2

Вольфрам

4

Кремния диоксид

0,2

Фенол

0,01

Алюминия оксид

5

Фенол

0,003

Ацетон

0,2

Углерода оксид

5

Формальдегид

0,02

Озон

0,001

Фенол

0,01

Толуол

0,5

19

Азота оксиды

0,1

20

Углерода оксид

10

21

Азотная кислота

0,5

Алюминия оксид

5

Азота диоксид

1,0

Толуол

0,6

Фенол

0,01

Формальдегид

0,02

Винилацетат

0,15

Бензол

0,05

Акролеин

0,01

Углерода оксид

10

Формальдегид

0,01

Дихлорэтан

5

Алюминия оксид

5

Винилацетат

0,1

Озон

0,02

Гексан

0,01

22

Сернистый

ангидрид


0,5

23

Алюминия

оксид


5

24

Аммиак

0,05

Серная кислота

0,05

Азота оксиды

0,1

Азота оксид

0,1

Вольфрамовый ангидрид

5

Формальдегид

0,02

Алюминия

оксид


5

Хрома оксид

0,2

Винилацетат

0,1

Углерода оксид

15

Азота диоксид

0,05

Бензол

0,05

Фенол

0,005

Аммиак

0,5

Фенол

0,005

Вольфрам

4

25

Азотная кислота

0,5

26

Азотная кислота

0,5

27

Акролеин

0,01

Серная кислота

0,5

Аммиак

0,5

Дихлорэтан

5

Ацетон

100

Ацетон

100

Озон

0,01

Кремния

диоксид


0,2

Кремния

диоксид


0,2

Углерода оксид

20

Фенол

0,001

Фенол

0,005

Вольфрам

5

Озон

0,001

Озон

0,02

Формальдегид

0,02

28

Аммиак

0,02

29

Озон

0,05

30

Аммиак

0,4

Азота диоксид

5

Азота диоксид

1

Азота диоксид

0,5

Хрома оксид

0,2

Углерода оксид

15

Хрома оксид

0,18

Ксилол

0,5

Хлор

0,2

Соляная кислота

4

Ртуть

0,0005

Хрома триоксид

0,09

Серная кислота

0,04

Гексан

0,01

Аэрозоль ванадия пентаоксида

0,05

Сернистый

ангидрид


0,4

Таблица 1.4

Пример заполнения таблицы при оценке воздействия вредных веществ, содержащихся в воздухе.


Вариант

Вещество

Концентрация вредного вещества, мг/м 3

Класс опасности

Особенности воздействия

Соответствие нормам каждого из веществ в отдельности

Фактическая

В воздухе рабочей зоны

Максимально разовая

мин


Среднесуточная

В воздухе рабочей зоны

В воздухе населенных пунктов при времени воздействия

>30

Азота

диоксид


0,5

2

0,085

0,04

2

0

ПДК

ПДК

ПДК

Ацетон

0,2

200

0,35

0,35

4

-

ПДК

ПДК

ПДК

Бензол

0,05

5

1,5

0,1

2

К

ПДК

ПДК

ПДК

Фенол

0,01

0,3

0,01

0,003

2

_

ПДК

=ПДК

ПДК

Углерода оксид

10

20

5

3

4

Ф

ПДК

ПДК

ПДК

Винилацетат

0,1

10

0,15

0,15

3

-

ПДК

ПДК

ПДК

Вывод: ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны находится в норме. В воздухе населенных пунктов при времени воздействия менее или 30 минут ПДК диоксида азота, оксида углерода превышает норму, при воздействии свыше 30 минут, также ПДК диоксида азота, оксида углерода и фенола. Следовательно, производство является вредным для людей, проживающих рядом. Необходимо принять соответствующие меры.
2. ОБЩЕОБМЕННАЯ И МЕСТНАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ
Общие сведения
Вентиляция – организованный и регулируемый воздухообмен, обеспечивающий удаление из помещения воздуха, загрязненного вредными примесями (газами, парами, пылью), и подачу в него свежего воздуха .

По способу подачи в помещение свежего воздуха и удалению загрязненного системы вентиляции подразделяют на естественную, механическую и смешанную. По назначению вентиляция может быть общеобменной и местной .

2.1. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОГО ВОЗДУХООБМЕНА ПРИ

ОБЩЕОБМЕННОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ
Методика расчета
При общеобменной вентиляции потребный воздухообмен определяют из условия удаления избыточной теплоты и разбавления вредных выделений свежим воздухом до допустимых концентраций . Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают по ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны и гигиеническим нормативам .

Количество воздуха, которое надо подать системой вентиляции для поглощения избыточной теплоты в помещении L 1 вычисляется по формуле:
, м 3 /ч, (2.1)
где Q изб – избыточное количество теплоты , кДж·ч; с – теплоемкость воздуха, Дж/кг·К; с = 1,2 кДж/кг·К; ρ – плотность воздуха, кг/м 3 ; t уд – температура воздуха, удаляемого из помещения, принимается равной температуре воздуха в рабочей зоне, t пр – температура приточного воздуха, о С.
Расчетное значение температуры приточного воздуха зависит от географического расположения предприятия; для Москвы ее принимают равной 22,3 о С.

Температуру воздуха в рабочей зоне принимают на 3…5 о С выше расчетной температуры наружного воздуха.

Плотность воздуха, поступающего в помещение:

, (2.2)
Избыточное количество теплоты, подлежащей удалению из производственного помещения, определяют по тепловому балансу:
Q изб = Q пр - Q расх , (2.3)
где Q пр – теплота, поступающая в помещение от различных источников, кДжч, Q расх - потери теплоты в помещении через конструкции зданий, кДж/ч.
К основным источникам тепловыделений в производственных помещениях относятся:

1. Горячие поверхности оборудования (печи, сушильные камеры, трубопроводы и др.)

2. Оборудование с приводом от электродвигателей;

3. Солнечная радиация

4. Персонал, работающий в помещении;

5. Различные остывающие массы (металл, вода и др.)

Поскольку перепад температур воздуха внутри и снаружи здания в теплый период года незначительный (3…5 С), то при расчете воздухообмена по избытку тепловыделений потери теплоты через конструкции зданий можно не учитывать. При этом некоторое увеличение воздухообмена благоприятно влияет на условия труда работающих в наиболее жаркие дни теплого периода года.

С учетом изложенного формула (2.3) принимает следующий вид:
Q изб = Q пр (2.4)
В настоящем расчетном задании избыточное количество теплоты определяется только с учетом тепловыделений электрооборудования и работающего персонала:
Q пр =Q э.о. + Q р ,(2.5)
где Q э.о. - теплота, выделяемая при работе электродвигателей оборудования, кДж/ч, Q р – теплота, выделяемая работающим персоналом, кДж/ч
Теплота, выделяемая электродвигателями оборудования:

Q э.о. = 3528· ·N ,(2.6)
где - коэффициент, учитывающий загрузку оборудования, одновременность его работы, режим работы; = 0,25… 0,35; N – общая установочная мощность электродвигателей , кВт.
Теплота, выделяемая работающим персоналом:

Q р = n ·K p , (2.7)
где n – число работающих человек; К р – теплота, выделяемая одним человеком, кДж/ч, принимается равной при легкой работе 300 кДж/ч, при работе средней тяжести 400 кДжч; при тяжелой работе 500 кДжч.

Расход приточного воздуха, м 3 ч, необходимый для поддержания концентрации вредных веществ в заданных пределах:

, (2.8)
где G – количество выделяемых вредных веществ, мг/ч, q уд – концентрация вредных веществ в удаляемом воздухе, которая не должна превышать предельно допустимую, мг/м 3 , т.е. q уд q пдк ; q пр – концентрация вредных веществ в приточном воздухе, мг/м 3 .
q пр  0,3q уд. (2.9)
Определение потребного воздухообмена.

Для определения потребного воздухообмена L необходимо сравнить величины L 1 и L 2 , рассчитанные по формулам (2.1) и (2.8) и выбрать наибольшую из них.

Кратность воздухообмена, 1/ч:

,(2.10)
где L – потребный воздухообмен, м 3 ч; V c – внутренний свободный объем помещения, м 3

Кратность воздухообмена помещений обычно составляет от 1 до 10 (большие значения для помещений со значительными выделениями теплоты, вредных веществ или небольших по объему).

«Расчет потребного воздухообмена при общеобменной вентиляции».
Рассчитать необходимый расход приточного воздуха и кратность потребного воздухообмена помещения.