Требования современного образования и требования самой жизни диктуют нам необходимость внимательного отношения к личности каждого обучающегося, необходимость разговора об эффективных методах, формах, приемах работы с учащимися, имеющими различные образовательные потребности.

У педагогического совета нет эпиграфа, высказывания, которое аккумулировало бы в себе информацию о теме и предназначении совещания. В конце работы мы подберем те слова, которые могли бы выступить эпиграфом.

Пролог. Теоретический блок.

Личностно-ориентированное обучение предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий с учетом субъектного опыта индивида, его предпочтений и ценностей, актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения.

Цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе овладения им содержания общего образования.

Основания дифференциации:

  • по способностям
  • по неспособностям
  • по интересам
  • по проектируемой профессии

Внутренняя дифференциация — такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются учителем в условиях обычного класса.

Внешняя дифференциация — такая организация учебного процесса, при которой создаются специальные дифференцированные учебные группы, в которых и осуществляется учет индивидуальных особенностей учащихся.

Самостоятельная практическая работа в группах: охарактеризуйте, как в нашем образовательном учреждении проявляются внешняя и внутренняя дифференциации.

Эпизод 1. Одаренные дети

«Ах, эти мне «wunder kinder»! Сколько я их встречал, и сколько раз обманулся! Так они часто летают праздными и ненужными ракетами! Полетит, полетит, светло и красиво, а там и скоро лопнет в воздухе и исчезнет! Нет! Я уже теперь никому и ничему между ними не верю! Пускай наперед вырастут и окрепнут, и докажут, что они не пустой фейерверк!..»

Так неодобрительно отозвался о вундеркиндах великий человеколюб и педагог Л.Н. Толстой.

Что говорит о вундеркиндах современная наука? Лишь то, что они ничем другим, кроме раннего проявления способностей в определенной области, от других нормальных детей не отличаются. Одаренный ребенок на решение тех задач, которые он перед собой ставит, тратит много меньше времени и сил, чем любой другой, причем положительные эмоции от успеха легко компенсируют энергетические затраты. На специальных испытаниях одаренные дети демонстрируют очень высокие способности лишь в какой-нибудь узкой области.

Учитывая специфику нашего образовательного учреждения, мы должны понимать, какие могут быть сложности при взаимодействии с одаренными детьми.

Остановимся на трагическом примере судьбы одаренного человека. Вашему вниманию предлагается фрагмент фильма о поэте Нике Трубиной «История полета» (воспоминания матери, рассказ Ники о потере тетради, слова А.Лиханова).

Просмотрев этот фрагмент, сделайте вывод о том, как должен работать педагог, сопровождающий одаренных детей, знающий об их типичных затруднениях.

Самостоятельная практическая работа в группах:

  • Деятельность учителя по индивидуальному сопровождению одаренного ученика
  • Отрицательные проявления личности одаренного ребенка
  • Повышенная эмоциональность, возбудимость, чувствительность
  • Нетерпеливость
  • Преувеличенные страхи
  • Склонность к самообвинению, пониженная самооценка
  • Предъявление завышенных требований к себе и окружающим
  • Недостаточная общительность со сверстниками, трудности в установлении социальных контактов
  • Неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств
  • Неприязнь к школе, протест против стандартных требований, если они кажутся бессмысленными или не отвечают интересам ребенка

Вариант ответа

Действия педагога

  • Тактичное поведение по отношению к ученику. Согласованность действий с его родителями, психологом. Научение приемам саморегуляции. Поддержка
  • Нетерпеливость Подробное объяснение логики всех действий. Формирование умения планировать свою деятельность, прогнозировать результат, переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Изучение природы страхов. Поощрение успехов. Проведение тренингов. Согласованность действий с его родителями, психологом.
  • Поощрение успехов. Проведение тренингов. Согласованность действий с его родителями, психологом.
  • Беседа с учеником о терпимости по отношению к другим. Поручение оказать помощь кому-то из товарищей, совместно выполнить какое-либо задание. Поощрение за успехи.
  • Формирование терпимости и скромности. Согласованность действий с его родителями, психологом. Ориентирование на различные способы общения с людьми, близкими по интересам.
  • Включение в новую по форме и содержанию деятельность, организация взаимодействия с ровесниками в той области, которая одаренному ученику кажется незнакомой или неосвоенной
  • Разъяснительная работа. Комментарий к установившимся в обществе правилам и нормам. Проигрывание ситуаций о т обратного.

Эпизод 2. Слабоуспевающие ученики

Лия Соломоновна Славина, советский психолог, ученица Выготского, выделяет следующие группы неуспевающих школьников:

  • Дети с неправильным отношением к учению
  • Дети, усваивающие материал с трудом
  • Дети, у которых не сформированы учебной работы
  • Учащиеся, не умеющие трудиться
  • Дети, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.

При этом нужно понимать, что неуспеваемость может носить эпизодический характер: ослаб контроль взрослых, возникли интересы вне школы. Может быть неспособность ученика к определенному предмету, связанная с отсутствием интереса к нему или с конфликтом с учителем.

Безусловно, преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае индивидуально.

Определите универсальные способы деятельности педагога по сопровождению слабоуспевающего ученика.

Самостоятельная практическая работа в группах

Деятельность учителя по индивидуальному сопровождению неуспевающего ученика

Признаки отставания в учении:

  • Затрудняется отвечать на вопросы по тексту
  • Испытывает затруднения в понимании, запоминании, воспроизведении правил
  • Не владеет общеучебными умениями, навыками

Действия педагога

  • Повторить объяснение, разбив его на части. Задать вопросы по основным содержательным частям изученного материала, опустив детали
  • Выполнить несколько однотипных заданий, постоянно возвращаясь к тексту этих правил или формул. После тренировки воспроизвести их
  • Разъяснять назначение данных умений, систематично и последовательно отрабатывать каждое умение, обеспечить алгоритмизацию отработки умений навыков. Давать точные предписания по выполнению элементарных операций и действий в определенной последовательности.

Материалы работы в группах будут обобщены в рекомендации для учителей. Надеемся, что продукт коллективного творчества будет полезен каждому педагогу, что ситуация по итогам четверти и года изменится.

Эпилог.

Внимательно прочитайте предложенные высказывания о детях и деятельности педагогов. Определите для себя, какое их них отражает содержание нашего разговора и тех выводов, которые вы сегодня сделали.

Тупые и неспособные к ученью умы — вещь столь же противоестественная, как чудовищные телесные уродства; но ведь и встречаются они редко. (…) Подавляющее множество детей подает добрые надежды; если все это с возрастом угасает, ясно, что повинна в этом не природа, а воспитание. (Квинтилиан)

Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним. (Иоганн Песталоцци)

Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения... Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его. (Ж.Ж. Руссо)

Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?. (Я. Корчак)

Ребёнок - это личность, имеющая право на собственное мнение. Конечно, с таким ребенком труднее. Он требует уважения к себе и к тому, что он делает. Ему надо доходчиво объяснить каждое свое действие, потому что он готов отстаивать свое мнение в споре со взрослым. (М. Монтессори)

Кто-то когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое - трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)


Причины возникновения психофизиологических нарушений развития у ребенка: 1. Биологические: - хромосомной - генетические отклонения в организме ребенка; - эндокринные заболевания матери; - инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности; - венерические заболевания родителей; - резус-конфликт; - биохимические вредные воздействия;


Причины возникновения психофизиологических нарушений развития у ребенка: 1. Биологические: - алкоголизм, наркомания; - гипоксия; - токсикоз; - патология половой деятельности женщины; - отклонения в соматическом здоровье матери; - мозговые травмы у ребенка, хронические заболевания ребенка в раннем и дошкольном возрасте. 2. Социальные факторы: неблагоприятные социальные ситуации, в которых находится мама ребенка; стрессы.


Классификация нарушений психофизического развития ребенка: - нарушение анализаторов (зрительных, слуховых); - умственная отсталость, задержка психического развития; -тяжелые нарушения речи; - нарушения опорно-двигательного аппарата; - комбинированные дефекты; - искривленное развитие (дисгармоническое развитие).


У детей с особыми потребностями возникают личностные проблемы, которые имеют такую основную специфику: 1. Комплекс неполноценности. 2. Ощущение непохожести на других, отчужденность от них. 3. Ощущение одиночества в следствие ограничения контактов с внешним миром, подчиненность в контактах, низкий уровень эмпатии. 4. Ощущение утраты смысла жизни.


Задачи: - Приобретение детьми необходимого социального опыта, навыков взаимодействия, овладения средствами общения. - Приобретение детьми навыков саморегуляции, развитие механизмов регуляции поведения. - Умение преодолевать трудности, решать каждодневные задачи. - Формирование позитивного самовосприятия и восприятия окружающего мира. -Ответственное отношение к своему здоровью, способность к самоорганизации жизненного пространства и собственного развития в целом.


Обучение и воспитание детей с особыми потребностями базируется на таких принципах: 1. Доступность всех форм обучения и образовательных услуг. 2. Индивидуализация и адаптация учебных программ с учетом потребностей и возможностей ребенка. 3. Объединение традиционных и инновационных подходов к развитию ребенка. 4. Создание благоприятных условий для социализации, самоопределения и самопрезентации детей.


Этапы развития реакций у родителей Отрицание. Наиболее типичная реакция родителей на поставленный врачом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии это просто неверие в существование болезни. В основе такого поведения лежит отчаянная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен. Психологи и педагоги должны сделать все возможное, чтобы помочь семьям не задерживаться в кризисной ситуации и постепенно смириться с мыслью о том, что у их ребенка имеются особые нужды, которые должны удовлетворяться. Гнев. Гнев это тоже одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций родителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка. Обычно она возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в своем ребенке. Специалисты должны уметь смягчить его, например как можно раньше привлечь родителей к работе по оказанию помощи ребенку, познакомить с другими семьями, имеющими детей со сходными проблемами.


Этапы развития реакций у родителей Чувство вины. Неуместное чувство вины это тоже часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача об особенностях их ребенка. Эмоциональная адаптация. Это заключительный этап своеобразной адаптации родителей. Именно на этом этапе родители «умом и сердцем» принимают болезнь своего ребенка, что позволяет им формировать у себя такие навыки, которые помогут им в дальнейшем обеспечить будущее своего ребенка.
11


Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!». ·Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!». На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Необходимо «продержаться» примерно минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь». Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с вами.

Психологические науки

РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЫЧНОГО ДЕТСКОГО САДА15

П. М. Терзийска, Юго-западный университет им. Н. Рильского (Благоевград, Болгария).

Резюме. Данная статья посвящена организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях обычного детского сада. Рассматриваются вопросы интегрированного обучения этих детей.

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, интегрированное обучение, детский сад, развивающая среда.

Дети с особыми образовательными потребностями могут и должны обучаться и развиваться в обычном детском саду, вместе со своими сверстниками. Для интегрированного обучения этих детей необходимо полное снятие дистанции между детьми, равноправное партнерство в различные деятельности. Очень важно когда детский сад рассматривается не только как институция для образование детей, а как жизненое пространство, в котором надо реализовывать естественный, стимулирующий переход „из зоны актуального в зону ближайшего развития" каждого ребенка. Здесь дети с особыми образовательными потребностями выполняют требования наравне со сверстниками в группе.

Совместное воспитание и обучение необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Успех этого обучения требует междисциплинарный, т.е. педагогический и социально-психологический подход. Необходимым является применение различных терапевтических мер в повседневном быту ребенка, в деятельности, имеющей для него личностный смысл.

В педагогический процессе необходимо использовать различные методы терапии: предметную, речевую, музыкальную, арттерапию, лечебную гимнастику. Вместе с тем очень полезны упражнения для тренировки восприятия, ритмико-двигательной активности и др.

Детям с особыми образовательными потребностями предлагаются различные дидактические игры речевого характера. Они выполняют простые упражнения,

имеющие смысл в дoмашнем хoзяйстве, учатся концентрировать свое оптическое и акустическое внимание на дидактическом материале. Такие дети в зависимости от своих особенностей в психофизического развития могут и должны участвовать во фронтальных, подгрупповых занятиях группы. Ежедневно организуя игры, следует активно привлекать к ним детей с особыми образовательными потребностями, чаще поручать им роль ведущего. Следит за тем, чтобы их участия в игре не было молчаливым выполнение тех или иных действий только по подражанию другим детям.

Для успешной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в среду своих сверстников в норме необходимо:

Создание поддерживающей среды для развития;

Соответствующее программно-методическое обеспечение;

Взаимодействие специалистов (педагоги, специальные педагоги, психологи, логопеды).

Взaимодействие специалистов с родителями детей с особыми образовательными потребностями

Активное взаимодействие детей в группе с ребенком с особыми образовательными потребностями

Психолого-педагогическое сопровождение.

Для удовлетворения специальных образовательных потребностей детей надо создать специальные программы. Для каждого ребенка составлять индивидуальную программу обучения и развития с учетом его индивидуальных особенностей - структуры нарушения, уровня психофизического развития, возраста.

Успех образовательной интеграции предполагает создание развивающей среды. Это очень важная задача детского сада.

Исключительное значение имеет создание оптимальных у^вий для успешной гаррекции нaрушений в рaзвитии, oбучении, вoспитании, психoлого-педагогической реaбилитации детей с оадбыми обрaзовательными пoтребностями.

Необходимо привести всю предметно-пространственную среду с учетом ее структурных и функциональных компонентов, в соответствие с общими и особыми потребностями дошкольного возраста. Оборудование детских садов дополняется за счет средств обучения, адаптированных для детей с особыми образовательными потребностями. Например. Для детей, передвигающихся на кресле-каталке, надо сделать пандусы вместо лестниц, дополнительные перила и т.д. Детей с нарушенным слухом очень важно рассадить на занятии так, чтобы они постоянно хорошо видели освещенные лица говорящих - учителя, ребят. В связи с этим целесообразно распологать таких детей спиной или боком к окну, а учителю

размещаться так, чтобы его лицо было обращено к свету. Для детей с плохим зрением дверь необходимо сделать яркой контрастной окраски. Важно уделить внимание освещению рабочего стола. Кроме того наглядный материал, которы используется нужно озвучивать для того, чтобы ребенок смог получить информацию. Надо помнить, что излишнее специальное оборудование не дает детям с особыми образовательными потребностями возможности научиться самостоятельно действовать в реальной жизни.

Очень полезно, чтобы в детского сада использовались адаптированные классические Монтессори материалы для нужд детей с разного рода, нарушениями развития. Во время занятия ребенок может и должен самостоятельно выбирать вид деятельности, в то время как средства обучения находиться в открытом доступе. Начало работы с выбранным ребенком материалом должен показывать специально педагог.

В такой среде дети имеют возможность проявить самостоятельность; приобретают умения и навыки, полезные в повседневной жизни (уход за растениями, навыки личной гигиены, выход за покупками и т.д.).

Вместе с этим очень нужны устойчивые отношения помогающие социальной адаптации и коррекции отклонений у детей с особыми образовательными потребностями. Для социального и эмоционального развития существенно важны общение, социальный опыт. Дети не имеющие достаточного общения со сверстниками быстро оказываются в порочном кругу: неумение адаптироватся в обществе приводит к ограничению контактов, а это, в свою очередь, приводит к еще большим недостатком социального и эмоционального развития. Дети с особыми образовательными потребностями учатся у других детей даже больше, чем у взрослых. Чтобы установить и облегчить контакты между детьми, необходима целенаправленая работа учителей, создание и использование в этих целях подходяших ситуаций.

Важно учителю почаще вовлекать детей с нарушенным развитием в активное общение со сверстником. При планировании и проведении занятий следует учитывать, что ребенок с особыми образовательными потребностями должен активно участвовать в них. В связи с этим недопустимо давать ему для самостоятельного выполнения какое-либо индивидуальное задание в то время, когда проводится беседа с другими детьми: он не будет участвовать в обсуждении, не будет знать, о чем шла беседа. Так постепенно ребенок будет все чаще выпадать из занятий и его интеграция превратится в простое пребывание в одном помещении с детьми в норме.

Детям с особыми образовательными потребностями необходимо чувствовать себя достаточно автономными, компетентными, уверенными и способными выполнят основные обязанности в группе.

Признание и симпатия со стороны других, переживание себя как "принадлежащего к группе" оказывают огромное влияние на индивидуальное развитие.

Важным условием для удовлетворения специальных образовательной потребностей детей являются личностные качества и профессиональной компетентности педагогов.

Рaботaя с детьми с особыми образовательными пoтребностями, учитель дoлжен:

Пoстоянно искать и применять новые методы и средства работы с этими детьми.

Быть в состоянии понять ребенка и уметь зaнять свoю пoзицию по oтнoшению к нему.

Повышать профессиональнцю компетенцию для успешной работы с детьми с oграниченными вoзможностями.

Быть способным к внутреннему диалoгу (любить себя и перенoсить любoвь к себе на любoвь и к детям с особыми обрaзoвательными пoтребностями).

Быть способным видеть и слышать себя со стoрoны.

Уметь ясно излагать свои мысли.

Уметь видеть и чувствовать своего собеседника (своего воспитанника).

Уметь применять разумные, адекватные требования.

Уметь импровизировать на ходу.

Уметь повторять главные мысли.

Уметь выразительно говорить.

Наблюдения за поведением педагогов в детском саду показали уменьшение случаев нежелательного поведения (негативное отношение и воздействие на детей, чрезмерная забота и т.д.) и явное расширение требуемого поведения -побуждение детай к совместной или самостоятельной деятельности, к структурированию ситуации силами самих детей и т.д.

Многие учителя развили в себе такие качества как: спокойное принятие разницы; "душевная теплота"; "активная личная сопричастность"; терпение и т.д.

Важным аспектом деятельности педагогов является наблюдение за ребенком, составление схемы характеристики по отношению: общее поведение (в различных видах деятельности); самостоятельность; социальное поведение; уровень развития в данный момент (знания, умения); понимание и выполнение правил.

Чрезвычайно важно вовремя обратиться к специалисту для коррекции какой-либо функции, ограничивающей адаптацию или развитие ребенка.

Успешность обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями в условиях детского сада во многом зависит от вoвлечения в него

рoдителей ребенка. Надо подчеркнуть, что интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями невозможно без активного, повседневного участия родителей.

Сотрудничество с родителями представляет собой важнейшее звено концепции интегрированного образования. Его суть заключается во:

Взаимообмене информацией;

Консультировании;

Взаимопомощи;

Общении.

Общение с родителями должно характеризуется открытостью, сензитивностью, пониманием положения и проблем внутри семьи. Важнейшим начальным этапом сотрудничества детского сада и семьи является полная информация о социально-экономической и психолого-педагогической ситуации жизни ребенка.

Очень важно, чтобы между родителями и педагогами установились доверетельные, открытые, искренние отношения, чтобы родители считали обязательным выполнение требований детского сада.

Родители должны в полной мере участвовать в коррекционной работе, проводимой дошкольным учреждением, выполнять рекомендации педагогов, логопедов, психологов. Наблюдая за ребенком в детском саду и беседуя с педагогами и специалистями, родители могут лучше узнать своего ребенка, чтобы способствовать его развитию дома в семье.

Для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса, в том числе коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями в детском саду необходимо:

Активно включать в занятия всех детей группы, независимо от нарушения развития;

Создавать для каждого из них индивидуальную развивающую

программу совместно с родителями. При разработке такой программы опираться на общие закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии;

Активно использовать разные деятельности, способствующие

развитию тонкой и грубой моторики;

Использовать подходящей творческой деятельности.

Специалисты, развивая способности ребенка, используя все имеющиеся у

него резервы развития, осуществляя коррекционно-реабилитационную работу, наблюдают, исследуют и диагностируют глубину нарушений, причины и виды затруднений, возникающих у ребенка в процессе динамики его развития.

Не следует забывать, что при оценке динамики продвижения ребенка с

особыми образовательными потребностями необходимо сравнивать его не с другими детьми, а, главным образом, с самим собой, с его достижениями на предыдущем этапе развития.

От активности и самостоятельности в процессе обучения во многом зависят динамика развития ребенка возможности его социальной адаптации.

В ходе проведения игр, занятий, режимных моментов учителю надо в специальную тетрадь, заведенную на каждого интегрированного ребенка, записывать задания, вызвавшие затруднения слова, которые ребенок не знает, или в восприятии (понимании) которых затрудняется; следит за тем, чтобы ребенок брал с собой эту тетрадь кажды раз, когда от идет на занятие к специальному педагогу или домой.

Эффективная организация работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в условиях обычного детского сада предполагает:

Систематическая комплексная индивидуальная психолого-

педагогическая коррекция.

Создание атмосферы доброжелательности, психологической

безопасности.

Использование заданий, максимально позбуждающих активность

ребенка, его познавательную деятельность.

Сочетание обучения с терапевтическими мероприятиями.

Повышение возможности для общения и адекватность во

взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Создание специальных условий обучения и воспитания (свет,

игровая деятельность, артпедагогических техник - бумагопластика,

танцетерапия, музыкотерапия, изотерапия, куклотерапия и т.п.).

Использование приемов запоминания.

Закрепление навыков через многократное повторение указаний,

упражнений, заданий.

Поэтапное обобщение проделанной на занятии работы.

Задания с опорой на образцы.

Использование доступных инструкций - вербальные и невербальные.

Использование максимума наглядности - объемные наглядные сред-

ства, картины, природные объекты, мультимедийные презентации,

подходящие компьютерные программы.

Чрезвычайно важно педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма. В каждом ребенке надо искать и найти сохранные психомоторные функции, его возможности, положительные стороны его личности и

развития, на которые можно опереться в педагогической работе. Литература:

1. Терзийска П. Децата със специални образователни потребности в общата образователна среда. Благоевград: УИ "Н. Рилски", 2012.

2. Терзийска П. Интегрирано обучение на деца със специални образователни потребности. Благоевград: УИ "Н. Рилски", 2005.

WORK WITH CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN A NORMAL KINDERGARTEN

(by P. M. Terziyska)

Abstract: This article focuses on the organization of work with children with special educational needs in the mainstream kindergarten. Questions of integrated education for those children are explored.

Keywords: children with special educational needs, integrated education, kindergarten, supportive environment.

Доц. Пелагия Михайлова Терзийска д-р по педагогике (= кандидат педагогических наук) является преподавателем Юго-западного университета им. Неофита Рильского, г. Благоевград (Болгария). Ее научные интересы лежат в области специального образования, психологии и педагогики лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями, арт-педагогики и арт-терапии в специальном образовании, интегрированного и инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями, методика обучения природоведению детей с особыми образовательными потребностями.

© П. М. Терзийска, 2014.

© «Наука. Мысль: электронный периодический журнал», 2014.

Группа дошкольников с ограниченными возможностями неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно - двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоцианально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, а воспитатель знакомится с полученными данными).

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

  • - беседа с родителями;
  • - изучение медицинской карты ребенка;
  • - обследование физического развития;
  • - обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности познавательных психических процессов, речи.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов детского сада (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми потребностями следующая:

Педагог-психолог:

  • - организует взаимодействие педагогов;
  • - разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  • - проводит психопрофилактическую работу с детьми;
  • - организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • - повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • - проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

  • - диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • - составляет индивидуальный план развития;
  • - проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекции звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • - консультирует педагогических работников и родителейо применение логопедических методов и технологий коррекционно - развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

  • - осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • - учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
  • - использует на занятиях элементы музыкотерапии.

Инструктор по физической культуре:

  • - осуществляет укрепление здоровья детей;
  • - совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

  • - проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • - воспитывает культурно - гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • - организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога - психолога, учителя - логопеда);
  • - применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • - консультирует родителей о формировании культурно - гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал:

  • - проводит лечебно - профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • - осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно - эпидемиологических норм.

Для оптимального осуществления инклюзивного подхода на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно - развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

«Особым» детям необходим адаптационный период. Адаптация - это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с родителями и ребенком.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей определяются методы обучения и технологии. При планирование работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из - за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные но решение одной проблемы - объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.