Становление гражданского общества, которое в корне изменило государство, не могло не отразиться на праве, несмотря на его консерватизм и малую подвижность. Английская и французская революции стали серьезным испытанием на прочность правовой надстройки общества, которое осталось от Средневековья. Новый правовой порядок стал основываться на: а) признании всеобщего равенства всех людей от рождения; б) равенства всех граждан перед законом.

Поскольку новый правопорядок был обусловлен качественно новыми общественными отношениями - буржуазными, то и право нового типа стало определяться как буржуазное право.

Новое положение личности в обществе и государстве, что сложилось на начальной стадии гражданского общества, повлияло на сущность права, которое стало строиться на качественно новых принципах.

1. Принцип индивидуализма. Он стал отражением раскрепощения личности, ее освобождения от сословных, корпоративных, цеховых и других феодальных рамок. Это нашло свое выражение уже в первых правовых актах Великой Французской буржуазной революции, прежде всего, в "Декларации прав человека и гражданина" (1789 г.), где главным субъектом права становится человек как личность, ее права и свободы. Права человека, закрепленные в юридических документах (например "Декларация независимости" США, 1776 г.), стали рассматриваться как естественные, священные и неотчуждаемые. Они подкреплялись рядом гарантий прав гражданина в публичной и частной сферах.

2. Принцип свободы. Речь идет о свободе не только как носителя общечеловеческого гуманистического идеала, но и как составной части гражданского общества: экономические свободы, социальные, политические, религиозные и т.д.

3. Принцип законности. С одной стороны, это - равенство всех перед законом, а с другой - закон должен выступать как регулятор всех общественных отношений. Он предоставляет обществу стабильности и отвергает любое феодальное своеволие и беззаконие. Именно буржуазия стремилась создать общество, которое базировалось бы на правопорядка. Она нуждалась в стабильности, поэтому этот принцип стал не только условием реализации политических и гражданских прав, гарантией демократических институтов власти, но И стабильности всей экономической жизни.

4. Принцип верховенства права. Если раньше право рождалось из установок государства, а его создателями были правители и их окружение, то отныне творцом права становится народ. Его суверенитет в этой сфере проявляется через представительные законодательные органы - парламенты.

Буржуазное право представляет собой совокупность установленных или санкционированных государством норм и правил поведения, призванных защищать основы буржуазного способа производства, в первую очередь - частную собственность, и регулировать общественные отношения в государстве.

В процессе своего становления и развития буржуазное право приобрело таких черт. Во-первых, оно представляло собой, прежде всего, рецептоване право предыдущих эпох (рабовладельческой и феодальной). Оно возникло не на пустом месте, а сформировалось на основе добуржуазных правовых систем, которые функционировали в обществе, которое уже знало и отношения частной собственности и рыночные отношения, и достаточно высокий уровень юридической техники. Поэтому значительная часть норм средневекового и даже рабовладельческого права (например римского права) вошла в обновленном виде нового, буржуазного права. От "старого" права было отброшено лишь то, что противоречило экономическим, политическим и гуманитарным потребностям нового общества или затрудняло дальнейшую эволюцию самой правовой системы.

Во-вторых, буржуазное право возникло в виде интегрированных национальных правовых систем. Оно успешно преодолело средневековый партикуляризм, стало унифицированным не только в пределах собственных государств, но и вобрало в себя правовые достижения других стран и народов. В результате возникают и развиваются интернациональные правовые системы.

в-третьих, право приобрело характер системы законодательства и системы права. В своем зачаточном виде такая черта права встречается в сословно-кастовому обществе. Теперь законодательство стало основным источником права, а его согласование, совершенствование и кодификация становятся главными в правотворческой деятельности буржуазных государств.

в-четвертых, происходит организационное оформление отраслей права. Наряду с такими "старыми" отраслями, как гражданское, уголовное право, возникают новые, присущие только буржуазном периода отрасли: конституционное (государственное), акционерное, банковское, стразове, таможенное право и др.

Приобретя таких общих черт на этапе перехода от сословно-кастового до гражданского общества, буржуазное право продолжало развиваться. Распространение рыночно-экономических связей по всему земному шару привело к интернационализации не только экономического, но и правового жизнь. Стала проявляться тенденция преодоления прежней самоизоляции правовых систем различных стран, усиление их взаимодействия, интеграции и создания мировых правовых семей.

С победой буржуазных революций утверждались новые общественные отношения, из-за этого - буржуазного права. Сохраняя некоторую преемственность с феодальными правовыми системами, буржуазное право формировалось на совершенно новых принципах - единства закона, юридического равенства, законности, свободы.

Буржуазная революция установила единое для всей страны право, НО законы рев. периода касались отдельных вопросов,не составляли законченной системы правовых норм. только после упрочения буржуазии -единые национальные системы права.

В буржуазном обществе огромную роль играет договор . На договорах строятся отношения между предпринимателями, между предпринимателем и рабочим+ семейных отношений. Появляется -Правоспособность определялась сословной принадлежностью. дворяне обладали рядом привилегий, а правоспособность крестьян была ограничена +На объем правоспособности влияла религиозная принадлежность. В колониях существовало рабство. Буржуазные революции уничтожили большинство из перечисленных ограничений и установили юридическое равенство всех граждан.(1)

(2) принцип законности -равные для всех обязанности, равную ответственность перед законом.

(2) свобода- политические свободы(основа общественного строя) Развитие предпринимательства обеспечивается свободой частной собственности, свободой договора.

Каждое государство имеет свою национальную систему права. двум основным группам.

I. континентальные правовые системы, (19-20в) возникшие в Европе под влиянием французского права. характеризует 1. деление права на частное(гражданское, семейное, торговое право) и публичное(конституционное, административное, международное, уголовное, процессуальное. 2. широкое распространение кодификации как материального, так и процессуального права.

II. Англосаксонские правовые системы базируются на общем праве Англии, возникшем на рубеже XI и XII вв.,

НЕТ деления на частное и публичное. НЕТ разграничение материального и процессуального права. В англосаксонских системах структурно не выделены отрасли права, известные в континентальной Европе. Не знают они и кодификации.

Источником права 1. судебный прецедент, который считается обязательным для всех судов при рассмотрении аналогичных дел. 2. обычаи и конституционные соглашения.

Предпосылки и основные этапы Английской революции середины ХVII

Причины Английской буржуазной революции



· противоречия между нарождающимся капиталистическим и старым феодальным укладом;

· недовольство политикой Стюартов;

· противоречия между англиканской церковью и идеологией пуританизма.

силы революции : городские низы и крестьянство главе с новым обуржуазившимся дворянством

Повод революции: роспуск Карлом I «Короткого парламента».

Предпосылки Английской буржуазной революции -экономический и политический кризис 17В.


Экономический кризис :

1. Введение новых пошлин королём без разрешения парламента.

2. Незаконные поборы.

3. Рост цен.

4. Усиление эмиграции.

Политический кризис :

1. Смена правящей династии.

2. Противостояние короля и парламента.

3. Казнокрадство.

4. Роспуск Карлом I парламента.


Основные этапы буржуазной революции

1. Гражданские войны. Смена форм правления (1640-1649).

2. Республиканское правление (1650 – 1653).

3. Военная диктатура – протекторат Кромвеля (1653 -1658).

4. Реставрация монархии (1659 – 1660).

Основные особенности буржуазной револю­ции Английская буржуазия выступила против феодальной мо­нархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с "новым дворянством .

Сохранение крупного землевладения английских ленд­лордов, решение аграрного вопроса без наделения землей крестьянства - основной показатель незавершенности анг­лийской революции в экономической сфере.

со­хранила феодальные учреждения, в том числе сильную ко­ролевскую власть, палату лордов, Тайный совет.

Политические течения

в лагере пуритан окончательно определились три глав­ных течения:

· пресвитериан (правое крыло революции, крупная буржуа­зия)- КОНСТ. МОНАРх. + власть короля

· индепендентов (сред­нее и мелкое дворянство, средние слои городской бур­жуазии);- конст. монарх+ свобода слова, совести

· левеллеров.(ремесленники, крестьяне) - общие права

· дигерны (радикальная часть левеллеров) - отмена частной собственности

Пришедшее на смену средневековому (феодальному) праву право буржуазное является поистине новым типом уже потому, что оно формально провозгласило всех членов общества субъектами права, к тому же равными и свободными. Такого в истории юридического права не было никогда. Буржуазия, установившая свою власть в результате революционных преобразований в Европе на протяжении XVI–XIX вв., законодательно закрепила важнейшие принципы – свободу, равенство, братство, безопасность.

Юридическое утверждение этих новых, прогрессивных принципов было экономически обусловлено потребностью в защите собственности только на средства производства без права собственности на работника производства, который должен свободно распоряжаться своим трудом. Именно такой свободный труд мог реально быть более эффективным, чем подневольный труд крепостного крестьянина.

Неоценимый вклад в развитие правового законодательства внесла знаменитая французская Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием Франции 14 июля 1789 г. Уже само название документа свидетельствует о том, что он являет собой гимн человеку, его достоинству, его чести, его естественным, неотъемлемым, неотчуждаемым, священным правам; это гимн правовой культуре, общечеловеческим ценностям. Декларация прав человека и гражданина – яркое подтверждение действия объективных законов в развитии правовой систе­мы – ее гуманизации и демократизации.

Французский исследователь М. Лесаж на международной конференции, посвященной 200-летию Декларации прав человека и гражданина, подчеркнул два ее универсальные принципы: «роль права как основы прав и свобод граждан и систему контроля за государственной властью со стороны граждан общества».

В более конкретной постановке Декларация прав человека и гражданина четко и ясно закрепила четыре группы правовых принципов: нравственно-правовые, политико-правовые, экономико-правовые, собственно-правовые (юридические) принципы.

Нравственно-правовые устои содержатся во всех семнадцати статьях Декларации, но особенно отчетливо отражены в ст. 1, 2, 4–7, 11, 13, 14, 17. Это – справедливость, свобода, равенство, братство, безопасность, сопротивление угнетению, веротерпимость.

К политико-правовым принципам относятся: обеспечение государством, всяким политическим союзом естественных и неотъемлемых прав человека, интересов всех (ст. 2, 12); узаконение нации (народа) как источника суверенитета (ст. 3); разделение власти (ст. 16), подконтрольность государственного аппарата, его должностных лиц обществу (ст. 15).

Экономико-правовыми принципами являются: собственность человека как его естественное право, неприкосновенное и священное (ст. 17); лишение собственности возможно только при явной необходимости на основе закона при условии справедливого и предварительного возмещения (ст. 17); справедливое в соответствии с волей всех граждан налогообложение (ст. 14).



Юридические (собственно-правовые) принципы сформулированы с особой тщательностью. К ним относятся: равноправие (ст. 1, 6); закон должен быть выражением общей воли (ст. 6); участие всех граждан в законотворчестве лично или через своих представителей (ст. 6); равноправие всех граждан (ст. 1, 6); общеобязательность закона для всех (ст. 6); единство законности (ст. 6–8); разрешено все, что не запрещено законом (ст. 5); закон обратной силы не имеет (ст. 8); нет преступления, не указанного в законе (ст. 5); не может быть принуждения, не указанного в законе (ст. 5); нет наказания, не предусмотренного законом (ст. 7); закон вправе запрещать лишь деяния, вредные для общества (ст. 5); соответствие предусмотренного законом наказания тяжести совершенного правонарушения (ст. 8); недопустимость юридической ответственности за взгляды, если они не нарушают общественный порядок, установленный законом (ст. 10, 11); презумпция невиновности (ст. 9); гарантии прав человека (ст. 12–14).

В сформулированных Декларацией принципах права фокусируются все жизненно важные интересы человека и общества в русле общесоциальной справедливости.

По своему глубокому содержанию и идеальной форме изложения характеризуемый акт является эталоном правового законодательства. Он создан на основе высокого теоретического правосознания, сформировавшегося под воздействием основоположников классической школы естественного права, – Г. Гроция, Дж. Локка, других ее разработчиков, особенно Ш. Монтескье и Ж. Ж. Руссо. Наполеон Бонапарт счел нужным заявить, что именно Руссо подготовил революцию во Франции.

Становлению этого документа способствовали также достижения мирового прогрессивного правотворчества начиная с устоев римского права, знаменитого Кодекса Юстиниана и кончая революционным законодательством Англии и США. Особенно сильное влияние оказали английский Билль о правах, Декларация независимости Соединенных Штатов Аме­рики 1776 г., а также отечественное законодательство – декларации французских Генеральных штатов и актов Парижского парламента 1755–1788 гг.

Декларация прав человека и гражданина была воспринята конституцией Франции 1791 г. и оказала заметное воздействие на гуманизацию не только французского законодательства, но и на правотворчество всего мира, нашла свое воплощение в международных актах Лиги наций по вопросам о справедливости и гуманных условиях труда мужчин, женщин и детей, а также в последующих международно-правовых документах.

Французская Декларация прав человека и гражданина является «выдающейся вехой в истории признания и закрепления прав человека и гражданина», «она «приобрела всемирное значение и авторитетно обозначила магистральное направление в признании и защите прав и свобод человека и гражданина».

Значительным шагом в развитии правовых устоев, закрепленных буржуазным законодательством, было и рецепирование, исторически второе рецепирование римского права, приспособление его к потребностям развития капиталистической собственности, капиталистического способа производства. Объясняя причины рецепции римского права в буржуазных условия, К. Маркс писал: «Римское право в более или менее измененном виде было воспринято современным обществом потому, что правовое представление, которое субъект в обществе, основанном на свободной конкуренции, имеет о самом себе, соответствует представлению о лице в римском праве».

Весьма удачно римское право рецепировано в гражданском кодексе Франции 1804 года, названном в 1807 г. Кодексом Наполеона, которым он гордился больше, чем всеми своими военными успехами. Даже К. Маркс, весьма критически относившийся к буржуазному законодательству вообще, считал этот кодекс образцовым сводом законов буржуазного общества.

В то же время французские законы в целом, как и все буржуазное законодательство, еще не стали правовыми. Принятые во Франции с 4 по 11 августа 1789 г. законы установили непосильный для большинства крестьян выкуп основных повинностей; мало что изменило в этой области и последующее аграрное законодательство. В 1792 г. принимается закон Ле-Шапелье, запретивший создание рабочих союзов и проведение забастовок. Буржуазные законы о выборах представительных органов закрепляли высокий возрастной ценз, представляя право избирать лицам, достигшим 20–25-летнего возраста. Во многих странах избирательных прав были лишены женщины. Не представлялось право на труд, на отдых, на образование и другие социальные и экономические права граждан. Французское законодательство чем дальше, тем все в большей степени стало выражать интересы только класса буржуазии, к тому же преимущественно крупной буржуазии. В таком же духе развивалось и законодательство других буржуазных государств, удаляясь от справедливости, от устоев права. Законы, выражающие интересы только одного класса общества в ущерб интересам других социальных групп, не являются правовыми. Права нет в законах, нарушающих его принципы.

Нарушение буржуазным законодательством принципа равенства, других устоев права, формальный характер провозглашенных прав и свобод, отсутствие реальных гарантий их реализации вызвало обоснованную критику буржуазного законодательства. В частности, К. Маркс критиковал французскую конституцию за то, что она в общих фразах провозглашала свободу и ограничивала ее в оговорках. Конституционное законодательство подверг жесткой критике и Л. Гумплович, утверждавший, что «...внешние формы государственного права по большей части устанавливаются с целью сокрытия действительного существа его», что оно «всегда больше умалчивает, чем выражает; больше скрывает, чем раскрывает; больше обещает, чем исполняет; хвастает тем, чего в действительности не заключает в себе».

Возникшее в буржуазных государствах мощное коммунистическое, социал-демократическое, профсоюзное движение, стихийные протесты трудящихся во многих странах подтверждают непоследовательность, половинчатость воплощения в реальной жизни принципов права. Наиболее одиозно выглядело буржуазное законодательство фашистских государств и иных диктаторских режимов, где право как таковое отсутствовало.

Основными системообразующими факторами буржуазной правовой системы являются: а) экономические – собственность буржуазии на средства производства и отсутствие собственности на работника производства, экономическая конкуренция, свобода предпринимательской деятельности; б) социальные – деление общества на капиталистов и пролетариев, являющихся лично свободными; в) политические – государственная власть буржуазных демократических республик и конституционных монархий, политический плюрализм (многопартийность), буржуазно-либеральное, социал-демократическое и коммунистическое движения; г) идеолого-теоретические – классическая школа естественного права, теория народного суверенитета, теория разделения властей; д) юридические – декларации о правах человека, конституции демократических государств, правовое текущее законодательство, правовые обычаи, правовые прецеденты, правовые нормативные договоры, правовая практика, правовая наука.

Превращение буржуазии в господствующий класс происходило в результате политических революций, ликвидировавших феодальные производственные отношения и феодальное государство. Первой буржуазной революцией мирового значения была английская революция XVII века, самой радикальной - французская революция XVIII века, не без основания называющаяся Великой.

В результате буржуазных революций политическая власть в Англии, во Франции, а затем и во многих странах мира перешла в руки буржуазии - в одних странах полностью, в других - на условиях компромисса с теми или иными феодальными элементами.

В тесной зависимости от этого разрешался вопрос о форме государства, созданного революцией, о форме права и способах его кодификации.

Окончательное преодоление феодальных пережитков в государственном и правовом устройстве проходило в течение всего XIX и начале XX века. Лишь к концу XIX века буржуазная демократия в том или ином виде становится наиболее типичной формой выражения политической власти буржуазии.

С формально-юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии:

1. Разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

2. Сосредоточение законодательной власти в руках так называемого «народного представительства» (парламента).

3. Ответственность правительства перед парламентом.

4. Несменяемость судей.

5. Существование местного самоуправления.

6. Провозглашение традиционных политических свобод - свободы слова, собраний и т.д.

Буржуазные революции, положив начало перевороту в области социальных и политических отношений, привели к значительным изменениям и в области права, формированию нового порядка.

На новой исторической ступени права в нем появился ряд новых качеств и принципов. Во-первых, буржуазное право во всех странах рождалось в виде национальных правовых систем в противовес партикуляризму феодального права. Во-вторых, в центр буржуазных правовых систем была поставлена личность человека, а потому его права провозглашались как неотчуждаемые и священные, подкреплявшиеся целой совокупностью прав гражданина в публичной и частнособственнической сферах.

Среди основных принципов буржуазного права можно выделить принцип юридического равенства, поскольку именно юридическое равенство является одной из основ функционирования капиталистической системы хозяйствования.

Не менее важное значение имел и принцип свободы, так как наряду с выражением общечеловеческого гуманистического идеала он выражает свободу предпринимательской деятельности, свободу торговли, конкуренции, которые в свою очередь немыслимы без свободы политической.

Заинтересованность буржуазии в упорядоченности, стабильности экономических и социальных отношений выдвинула в число основных принципов права и принцип законности.

Но при всей своей исторической прогрессивности буржуазное право развивалось как логическое и прямое продолжение существовавших ранее систем рабовладельческого и феодального права. Отрицание феодального права происходило прежде всего в той части, которая противоречила экономическим и политическим интересам нового класса.

Еще по теме Тема 19. Особенности буржуазного государства и права:

  1. ГЛАВА 2. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII - XIV вв.). Псковская судная грамота Государственная раздробленность Руси
  2. ГЛАВА 6. Российское государство и право в первой половине XTX в.
  3. ГЛАВА 9. Советское государство и право в октябре 1917 - 1953 гг. Общая характеристика государственно-правовой политики большевиков 1917-1953 гг.
  • 7. Основные признаки государства, отличающие его от самоуправления доклассового общества.
  • 8. Признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества.
  • 9. Причины возникновения права и его отличие от социальных норм первобытнообщинного строя.
  • 10. Критический анализ основных теорий происхождения государства и права.
  • 11. Проблема определения сущности государства в отечественной и зарубежной научной литературе.
  • 12. Понятие и признаки государства.
  • 13. Учение об исторических типах государства: формационный и цивилизационный подходы.
  • 14. Рабовладельческое государство и право.
  • 15. Феодальное государство и право.
  • 16. Буржуазное государство и право.
  • 17. Понятие формы государства.
  • 18. Форма правления: понятие и виды.
  • 19. Монархия как форма государственного правления: понятие и виды.
  • 20. Республика как форма государственного правления: понятие и виды.
  • 21. Форма государственного устройства: понятие и виды.
  • 22. Федерация как форма государственного устройства: основные принципы и виды.
  • 23. Понятие, структура и виды политических режимов.?
  • 24. Понятие и классификация функций государства.
  • 25. Характеристика основных функций современного российского государства.
  • 26. Формы осуществления функций государства.
  • 27. Понятие и основные черты механизма государства.
  • 28. Органы российского государства: понятие, виды и система.
  • 29. Основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.
  • 30. Понятие и структура политической системы общества.
  • 31. Место и роль государства в политической системе российского общества.
  • 32. Понятие, классификация и роль общественных объединений в политической системе.
  • 33. Основные формы взаимодействия органов государства и общественных объединений.
  • 34. Соотношение государства и права.
  • 35. Понятие и основные принципы правового государства.
  • 36. Основные проблемы формирования правового государства в России.
  • 37. Понятие, признаки и сущность права.
  • 38. Проблемы правопонимания в зарубежной и отечественной научной литературе.
  • 39. Государство, экономика, политика и право.
  • 40. Принципы права: понятие и классификация.
  • 41. Основные функции права.
  • 42. Понятие и виды социальных норм.
  • 43. Право и иные социальные нормы, их соотношение.
  • 44. Взаимодействие права и морали.
  • 45. Понятие и структура правосознания.
  • 46. Виды и уровни правосознания, его роль в жизни общества.
  • 47. Правосознание юриста: понятие и основные черты.
  • 48. Понятие, содержание и роль правовой культуры в жизни общества.
  • 49. Правовое воспитание как средство формирования правосознания и правовой культуры.
  • 50. Понятие и признаки норм права.
  • 52. Классификация норм российского права.
  • 53. Понятие правотворчества. Субъекты, стадии и принципы правотворческого процесса.
  • 56. Закон как форма права: основные признаки и виды законов.
  • 57. Понятие и виды подзаконных нормативных актов.
  • 58. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  • 59. Формы права, санкционированные государством.
  • 61. Понятие и структура системы права.
  • 62. Основания выделения и виды отраслей в системе права. Предмет и метод правового регулирования.
  • 63. Система права, система законодательства и правовая система. Их соотношение.
  • 64. Краткая характеристика основных отраслей российского права.
  • 60. Основные правовые системы современности.
  • 66. Понятие и основные формы реализации правовых норм.
  • 67. Понятие применения права и его основные черты.
  • 68. Стадии процесса применения норм права.
  • 69. Понятие и виды актов применения права.
  • 70. Пробелы в праве и пути их устранения.
  • 71. Понятие и социальное назначение толкования норм права.
  • 72. Основные способы толкования права.
  • 73. Виды толкования права. Толкование права по объему.
  • 74. Нормативный акт, акт применения права и акт толкования права. Их соотношение.
  • 75. Понятие и основные признаки правового отношения.
  • 76. Понятие и виды правоотношений.
  • 77. Субъекты правовых отношений: свойства и виды.
  • 78. Правовой статус личности: понятие и виды.
  • 79. Организации как субъекты правоотношений. Юридические лица.
  • 80. Содержание правоотношений: фактическое и юридическое.
  • 81. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения.
  • 82. Объекты правоотношений.
  • 83. Понятие и классификация юридических фактов.
  • 84. Понятие и основные черты законности.
  • 85. Основные принципы (требования) законности. Законность и целесообразность.
  • 86. Правопорядок: основные черты и соотношение с законностью.
  • 87. Система гарантий законности и правопорядка.
  • 88. Правомерное поведение: основные черты и виды.
  • 89. Понятие и основные признаки правонарушений.
  • 90. Понятие и виды правонарушений в российском обществе.
  • 91. Состав правонарушения.
  • 92. Понятие и основные признаки юридической ответственности.
  • 93. Цели, принципы и основания возникновения юридической ответственности.
  • 94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
  • 95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.
  • 96. Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии.
  • 16. Буржуазное государство и право.

    История и теория развития буржуазного государства и права заключает исторический опыт, который представляет интерес для современной России. Сегодняшняя Россия совершает переход к буржуазной государственности, поэтому исторический опыт, накопленный буржуазными государствами, очень важен для понимания путей развития российского государства и права. История свидетельствует, что буржуазное государство возникает в результате буржуазно-демократических революций XVI-XVIII вв. в странах Западной Европы. Возникновение буржуазного государства в различных страхах происходило по-разному. В Англии и Германии молодая буржуазия шла на определенный компромисс с дворянством. Следствием этого компромисса явилось возникновение буржуазного государства в форме конституционной монархии. В тех же странах, где буржуазные революции заканчивались решительной победой буржуазии, возникали буржуазные республики. Несмотря на многообразие политических форм буржуазное государство по сущности характеризовалось принадлежностью власти буржуазному классу. Буржуазия, приходя к власти, усовершенствовала машину государства и приспособило государство к осуществлению своих нужд. Экономической основой буржуазного государства являлся капиталистический способ производства (частная собственность и эксплуатация наемного труда). Появление самого буржуазного государства по сравнению с государством феодальным явилось историческим шагом вперед.

    Но с момента своего возникновения буржуазное государство не стоит на месте, оно находится в постоянном развитии, и история его развития сложна и дискуссионна. Развитие буржуазного государства рассматривается по трем основным этапам:

    1) период утверждения капитализма XVIв.-1871 г. Этот период характеризуется относительной прогрессивностью буржуазного общества и самой буржуазии как выразителя интересов большинства населения.

    2) период превращения капитализма в империализм 1871-1917 гг. В этот период происходило обострение социальных противоречий буржуазного общества, возникали экономические и политические кризисы, обострилась борьба между буржуазией и пролетариатом.

    3) период общего кризиса капитализма 1917 г. - настоящее время. Капитализм не выдержал критики. Именно в этот период буржуазное государство претерпело изменения. Оно приобрело опыт сглаживания социальных противоречий, стабилизировался институт буржуазной демократии, сложилось буржуазное гражданское общество на основе принципов свободы и правовой связанности государства в своей деятельности.

    Сущность буржуазного государства выражается в его основных функциях. Во внутренней функции буржуазное государство осуществляет:

    1) функцию регулирования межклассовых отношений (в советский период - подавление революционного движения);

    2) функцию охраны частной собственности;

    3) функцию идеологического воздействия, пропагандируемую через СМИ;

    4) фискальную (налоговую) функцию;

    5) функцию социально-бытовой работы, которая проявляется в заботе о различных слоях буржуазного общества путем установления пенсий, пособий;

    6) особую функцию - экономическую. История ее становления довольно поучительна. А. Смит писал, что "государство должно уподобляться ночному сторожу". Буржуазия на первых этапах боялась государственного вмешательства, однако кризисы, которые стали потрясать буржуазный строй, вынудили буржуазных экономистов и политиков пересмотреть свое отношение к государству. Возникла концепция Кейнса: разработка "рецептов" на предотвращение экономических кризисов. Он утверждал, что время, когда государство было "ночным сторожем" прошло, и государство должно осуществлять активную экономическую политику. Согласно этой концепции, эталоном осуществления государством экономической функции является:

    1) создание государственного сектора в экономике;

    2) выкуп убыточных частных предприятий и их переход под защиту государства, превращение их в элементы государственного сектора, не превышая 30% объема. Практическое развитие буржуазного строя выявило, что если к государству попадет более 30%, это ведет к застою в промышленности, а менее 30% не позволяют государству активно влиять на экономику;

    3) политика предоставления кредита для поощрения развития отдельных отраслей промышленности;

    4) осуществление системы заказов на производство определенной продукции;

    5) политика налогообложения, государство устанавливает цены, что способствует стабильности;

    6) попытки планирования и прогнозирования отдельных отраслей хозяйства.

    Во внешней деятельности буржуазное государство осуществляет функции:

    1) защиты своей территории;

    2) поддержания мира, сотрудничества с другими странам;

    3) охраны мирового порядка.

    Формы правления буржуазного государства достаточно разнообразны. Чаще всего это республики и монархии. Республика характеризуется тем, что во главе государства стоит выборный коллегиальный орган. Республики делятся на президентские и парламентские. В президентских республиках президент формирует правительство и руководит им в повседневной жизни. Парламентские республики характеризуются тем, что правительство ответственно перед парламентом, глава правительства избирается парламентом и подотчетен ему. В мире наблюдается тенденция к президентской форме правления. Буржуазные монархии характеризуются наследственным характером власти. Основные формы буржуазной монархии - дуалистическая и конституционная. При дуалистической монархии монарх назначает высших министров и чиновников и руководит ими. При конституционной монархии власть ограничена, но монарх обладает правом отлагательного вето, хотя выступает скорее как символ, олицетворяющий нацию. По формам государственного устройства буржуазные государства бывают федеральными и унитарными. Особенность буржуазной федерации состоит в том, что отдельные субъекты не могут выйти из нее. С точки зрения политического режима, как правило, в буржуазном мире режимы бывают демократическими и авторитарными. При демократическо-либеральном режиме: правовой характер деятельности, значительный объем прав и свобод. Авторитарные режимы возникают в результате прихода к власти военных или в результате исторического становления личной власти какого-либо политика.

    Буржуазное право выглядит как возведенная в закон воля класса капиталистов. Буржуазное право, как и государство, прошло достаточно сложный исторический путь развития. В нем наблюдались как периоды демократические, так и периоды кризиса. Буржуазия постаралась закрепить демократические права и свободы в конституциях и других законодательных актах. Буржуазная свобода трактуется как разрешение делать все, что не запрещено законом. Понимание буржуазной свободы воплотилось в принцип договоров. Важнейшей идеей буржуазного права является принцип законности. Он сложился в эпоху прихода к власти буржуазии. Развитие государства и общества привело не только к возникновению экономики и политики, но и кризисов законности - сложных и емких явлений. Их основные черты:

    1) издание законов, противоречащих конституции (чрезвычайные законы);

    3) судебный и административный произвол: рассмотрение юридических дел не на основе закона, а на основе политической целесообразности;

    4) использование армии для разгона собраний, митингов и т.п.

    Эти признаки можно проследить и в сегодняшней российской действительности. В истории России прослеживаются все основные черты кризиса законности, выражающегося в параде суверенитетов субъектов РФ, а также в "войне законов". Кризис законности - это не постоянное явление. Как свидетельствует развитие стран Западной Европы, вместе с экономической и политической стабильностью стабилизируется и правовая законность.

    Буржуазное право проходит в своем развитии деление всех правовых систем на англосаксонское право и континентальное право. Континентальное право базируется на кодификации, англосаксонское - это обычное право, базируется на судебном прецеденте. Англосаксонское право, в отличие от континентального, не знает деления на частное и публичное право. Особенностью континентальной системы является то, что оно организует свои институты на основе римского права, важнейшей чертой которого является защита частной собственности.

    Социалистическое государство и право