ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО, собирательное понятие, охватывающее получение должностным лицом незаконной материальной выгоды (взятки) или её предоставление за совершение должностным лицом каких-либо действий, входящих в круг его должностных обязанностей.

Раннему русскому уголовному законодательству не было известно понятие взяточничества. Появлению взяточничества предшествовала практика принятия посулов. Посул - вознаграждение, получаемое должностным лицом княжеской администрации в связи с выполнением им обязанностей в сфере отправления правосудия. Посул как часть системы правомерного «кормления» за осуществление судебных функций приобретает характер незаконного к 15 веке. В Судебнике 1497 года запрещается посул (взятка) в суде. Дальнейшее развитие запрета получения взяток получило в эпоху Петра I, в частности в Указе «О воспрещении взяток и посулов за оное» (1714). Предусматривались три формы взяточничества: принятие подарка, злоупотребление по службе за взятку и совершение преступления за взятку. Уголовное уложение 1903 года различало следующие виды взяточничества:

1) принятие взятки, заведомо данной за совершение действия, входящего в круг обязанностей должностного лица (мздоимство); 2) принятие взятки за совершение служебного проступка или преступления в сфере служебной деятельности (лихоимство); 3) получение взятки, вытребованной или вынужденной посредством притеснения по службе или угрозой (один из видов вымогательства); 4) установление и взимание незаконных поборов.

Взяточничество в российском уголовном праве включает два преступления: получение взятки и дачу взятки. Получение взятки состоит в принятии должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за деяние в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такое деяние входит в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу своего должностного положения может способствовать такому деянию, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Дача взятки означает передачу денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника. Под выгодами имущественного характера понимаются: прощение долга, приобретение недвижимости за бесценок, отдых за счёт взяткодателя, получение медицинских и иных услуг без оплаты, занижение стоимости приватизируемых объектов, уменьшение процентных ставок за пользование банковскими ссудами и тому подобное. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

В Российской Федерации взяточничество ограничено принятием и дачей взятки только должностным лицом. Под должностными лицами в уголовном праве понимаются: лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти (депутаты, судьи, сотрудники милиции и др.) либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и в Вооруженных силах Российской Федерации (начальники отделов, департаментов мэрии, местной администрации; директора театров, учебных заведений, главные врачи больниц, генералы и т.п.). Руководители коммерческих структур должностными лицами не признаются.

Взяточничество наказуемо не только за обусловленное деяние, но и за общее покровительство или попустительство по службе. Покровительство - благоприятное отношение, защита, поощрение, создание хороших условий (например, необоснованное повышение в должности), а попустительство - снисходительность к чьим-либо недозволенным либо противоправным действиям.

Взяточничество признаётся преступлением и по законодательству зарубежных государств, и по международному уголовному праву. Взяточничество как форма коррупционных преступлений предусмотрено Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности (2000) и Конвенцией о коррупции (2003).

В законодательстве США выделяется: взяточничество в виде посягательства на деятельность публичной администрации; коммерческое взяточничество; взяточничество, связанное с деятельностью профсоюзов, и взяточничество в области спорта. По уголовному законодательству США преступление признаётся оконченным не только с момента получения взятки, но и когда достигнута договорённость о передаче взятки и при обещании таковой.

Смотри также Коррупция.

Лит.: Волженкин Б. В. Служебные преступления. СПб., 2000; Качмазов О. Х. Ответственность за взяточничество по российскому уголовному праву. Владикавказ, 2000; Яни П. С. Взяточничество и должностное злоупотребление: уголовная ответственность. М., 2002.

Л. В. Иногамова-Хегай.

  • 10. Коррупционный оборот: определение и методы измерения
  • 11. Коррупция как категория нравственности
  • 12. Понятие теневой экономики. Теневая экономика и коррупция.
  • 13. Бюрократия и коррупция
  • 14. Лоббизм и коррупция
  • 15. Потери и выгоды от коррупции. Исследование р. Мертона
  • 16. Коррупция и инвестиции. Исследование п. Моро
  • 17. Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности в России
  • 18. Государственная антикоррупционная политика: определение и содержание
  • 19. Понятие противодействия коррупции: правовые и организационные аспекты
  • 20. Мвд рф: цели, задачи, реформа, функции по противодействию и борьбе с коррупцией
  • 21. Совет при Президенте рф по противодействию коррупции. Его задачи и полномочия
  • 22. Национальный план противодействия коррупции: цели, структуры (разделы), основные задачи его реализации
  • 23. Национальная стратегия противодействия коррупции: цель, задачи, основные приоритеты и положения
  • 24. Участие Общественной палаты, общественных некоммерческих организаций, предпринимательских объединений, экспертных советов, фондов в работе по противодействию коррупции
  • 25. Перечень преступлений коррупционной направленности, определенный Генпрокуратурой и мвд России (апрель 2010 г.)
  • 26. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
  • 27. Пути противодействия коррупции
  • 28. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
  • 29. Правовые основы противодействия коррупции в России
  • 30. Основные принципы противодействия коррупции
  • 31. Профилактика коррупционных деяний и преступлений: основные направления этой деятельности, организационные и правовые основы
  • 32. Произведения классиков литературы о мздоимстве и взяточничестве (Гоголь, Булгаков, Салтыков-Щедрин)
  • 33. Что такое электронное правительство? Перечень государственных услуг, оказываемых с помощью сетевых (электронных) технологий
  • 34. Понятие «профилактика», «противодействие» и «борьба» с преступлениями коррупционной направленности. Содержание понятий, их взаимосвязь
  • 35. Структура органов государственной власти по противодействию коррупции
  • 36. Гражданское общество как инструмент противодействия коррупции
  • 37. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Её значение для противодействия коррупции
  • 38. Независимые сми как необходимый фактор противодействия коррупции
  • 39. Опыт противодействия коррупции в Великобритании
  • 40. Опыт противодействия коррупции в сша
  • 41. Опыт противодействия коррупции в Китае
  • 42. Опыт противодействия коррупции в Сингапуре
  • 43. Генеральная прокуратура рф: задачи, функции и роль в противодействии коррупции
  • 44. Федеральный закон «о противодействии коррупции» от 25.12.2008 года № 273-фз. Его роль в антикоррупционной политике
  • 45. Антикоррупционные законы и решения в сфере малого и среднего предпринимательства
  • 46. Коррупциогенные факторы российского законодательства
  • 47. Коррупция в сфере образования
  • 48. Особенности проявления коррупции в таможенных органах
  • 49. Коррупция в правоохранительных органах
  • 51. Особенности коррупционных проявлений в сфере государственных закупок
  • 52. Проявление коррупции в сфере здравоохранения
  • 53. Особенности проявления коррупции в сфере малого и среднего бизнеса
  • 54. Коррупция в судебной системе
  • 55. Коррупция в бизнесе
  • 56. Российские показатели коррупционной ситуации
  • 57. Международные рейтинги стран мира по коррупционной емкости. Принципы составления рейтингов. Какое место занимает Россия в 2007-2011 гг.?
  • 7. Понятие и виды взяток. Взяткодатель и взяткополучатель (ст. 290, 291 ук рф)

    Взятка - принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.

    Предметы - деньги, ценные бумаги, иное имущество (драгоценности, загородные дома, земельные участки, автомашины, бытовые приборы, и т.п.).

    Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости, и прочее.

    Завуалированная форма взятки - банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино и т.д.

    Если деньги и иные имущественные выгоды были предоставлены родным и близким должностного лица, он согласился с этим либо не возражал против такого предоставления выгоды и использовал свои должностные полномочия в интересах взяткодателя, действия должностного лица квалифицируются как получение взятки.

    Четыре вида взяток: «обычная» (до 25 тысяч рублей), «значительная» (от 25 до 150 тысяч), «крупная» (от 150 тысяч до миллиона рублей) и взятка в «особо крупном размере» (свыше миллиона рублей).

    Статья 290 УК РФ:

    1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -

    наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

    2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -

    наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

    3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -

    наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

    4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

    наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

    5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

    б) с вымогательством взятки;

    в) в крупном размере, -

    наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

    6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами "а" и "б" части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

    наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

    Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.

    2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

    Статья 291 УК РФ:

    1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника -

    наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

    2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере -

    наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.

    3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) -

    наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

    4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, если они совершены:

    а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

    б) в крупном размере, -

    наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

    5. Деяния, предусмотренные частями первой - четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

    наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

    Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

    8. Рейдерство: понятие и виды

    Рейдерство - силовое недружественное поглощение предприятия против воли его собственников, имеющих преимущественное положение в данном предприятии, и/или руководителя. Процесс, сопряженный с рейдерством, называется «рейдерский захват». К рейдерской деятельности также относят корпоративный шантаж («гринмейл»).

    Признаки и методы рейдерского захвата:

      Силовые акции, - смена охраны, взлом замков.

      Совершение сделок, не укладывающихся в логику бизнес-функционирования предприятия.

      «Гринмейл» – психологическое давление (квазизаконный метод).

      Банкротство.

      Привлечение административного ресурса (местные или федеральные власти).

      Операции с акционерным капиталом (приобретение до 15% акций - собрание собственников - смена руководства).

      Наёмное руководство.

      Внезапные изменения в составе акционеров, руководства предприятия

      Оспаривание приватизации (когда предприятие приватизируется незаконным путем);

      Через кредиторскую задолженность (рейдер скупает мелкие задолженности предприятия и предъявляет их к единовременной оплате).

    «Белое» осуществляется в рамках закона. В основном оно сводится к корпоративному шантажу, то есть созданию с помощью миноритарного пакета акций помех для нормальной работы предприятия в расчёте на то, что руководство компании выкупит этот пакет по завышенной цене, чтобы избавиться от шантажиста. Проводиться посредством, например, организации забастовок или проверок контролирующими органами. Как правило, такой вид поглощения применяется по отношению к компаниям с малоэффективным корпоративным управлением и финансовыми затруднениями. Защиту от такого вида рейдерства можно получить в судебных и административных органах.

    «Серое» рейдерство – это деятельность с нарушением гражданско-правовых норм. При этом, внешне все выглядит вполне легально, но совокупность примененных методов в целом составляет схему мошенничества. В том числе с использованием подкупа должностных лиц, подделки документов. «Серое» рейдерство очень распространено и применимо к любым компаниям. Защита от рейдерства такого рода очень сложна. Серые рейдеры редко привлекаются к ответственности, несмотря на противоправный умысел их действий, поскольку доказать противоправность умысла совокупности внешне законных действий бывает очень сложно.

    «Черное» рейдерство переступает нормы уголовного законодательства. Предполагает криминализированный, насильственный метод захвата: подкуп, шантаж, силовой вход на предприятие, подделка реестра акционеров. Такой вид рейдерства может быть применен к любой компании, но в первую очередь к компании непубличной. Защита от черного рейдерства осуществляется всеми доступными способами, в первую очередь в правоохранительной и судебной областях.

    Существуют четыре основных способа захвата предприятия:

      через акционерный капитал: рейдеры скупают 10-15 % акций, обычно этого достаточно для того, чтобы инициировать собрание собственников и принять нужное решение, например, смена руководства;

      через наемное руководство: менеджмент может просто «выводить» активы на подконтрольные рейдеру структуры или брать кредиты под залог собственности под нереальные проценты; или наемный менеджмент намеренно доводит предприятие до банкротства, далее на арене «случайно» появляется покупатель.

      через кредиторскую задолженность: если у предприятия имеется несколько мелких задолженностей, рейдер скупает их и предъявляет к единовременной оплате;

      путём оспаривания приватизации: условия для такого рейдерства создаются в тот момент, когда предприятие приватизируется незаконным путём.

    Специалисты и компании, которые занимаются противодействием рейдерству называются антирейдерами, или антирейдерскими агентствами соответственно.

    Почти каждому человеку в жизни доводилось встречать тех, кто не против обогатиться за чужой счёт. Коррупция или взяточничество - это одна из глобальных проблем современности, с которой сталкиваются многие страны мира, а в капиталистических - взяточничеством поражён весь государственный аппарат. Непросто выбраться из ситуации, где взяточником выступает должностное лицо или если шантажирует вымогатель, но возможно.

    Определение

    Взяточничество - это преступление против интересов государства, органов власти и местного самоуправления. Такая деятельность ведёт к разрушительным последствиям: отклонению в осуществлении обязанностей служащими, подрыву авторитета власти в государстве, подчинению общественных и государственных задач личным интересам.

    Взяточничество - это система отношений между населением и должностными лицами, при которых люди вынуждены оплачивать услуги или работы, оказываемые уполномоченными сотрудниками организаций.

    Процесс передачи материальных ценностей с целью незаконного результата может быть спровоцирован должностным лицом, и в таком случае взятка законодательно наказуема.

    Взяточничество - это преследование цели бездействия или оказания благосклонности должностными лицами в определённых случаях.

    Виды

    Преступления взяточничества по УК РФ:

    • получение: при 100-кратной сумме взяточничества лишение свободы составляет 15 лет;
    • дача: при 70-кратной сумме взяточничества и лишением свободы на 12 лет;
    • посредничество: ст. 291.1 УК РФ - при 90-кратной сумме взятки наказание лишением свободы составляет 12 лет.

    Процессы взяточничества:

    • когда деньги или другие ценности передаются давателем напрямую или через посредника;
    • через обмен услуг или действий, являющихся обязанностями служащего.
    • по способу получения: явная (передаётся после обсуждения требований и услуг) или завуалированная (передаётся в виде средств на подарок, в долг);
    • по характеру действий: мздоимство (за предложенное поведение) и лихоимство (попустительство, отступление от норм);
    • по времени дачи взяточничество: подкуп (обговоренные действия) или благодарность (после заранее обговоренных действий).

    Взяточничество по предмету:

    • бумаги, представляющие ценность для получателя взяток, имущество в любом виде валюты;
    • имущество, ограниченное в обращении: наркотические вещества, оружие;
    • работы или услуги имущественного характера, включая оплату долгов, предоставление в пользование движимого или недвижимого имущества;
    • по роду деятельности давателя и получателя (деловой и тотальный подкуп).

    Откат - разновидность взяточничества, при котором потребитель товаров или услуг делает выбор в пользу поставщика или компании, предоставившего ему взятку. Таким методом клиент получает "презент" от компании, а та, в свою очередь, - процент за приобретение клиента, и все стороны имеют взаимную выгоду.

    После обновления УК РФ предусмотрено пресечение дополнительных разновидностей нарушений. Таковым признаётся мелкое взяточничество - в размере менее десяти тысяч рублей.

    Суммы небольших размеров распространены в качестве правонарушений среди рядовых служащих, принимающих подношения за предоставление основных и дополнительных услуг, за более краткие сроки или не предусмотренные инструкцией действия, лежащие в сфере их деятельности.

    Может казаться, что мелкое взяточничество не особенно влияет на общественную деятельность, но на самом деле этому подвержена наибольшая часть населения. Поэтому правонарушения подобного вида оказывают самое непосредственное влияние на авторитет власти.

    Ответственность

    Положения ответственности таковы, что правонарушение относительно принятия денег справедливо для лиц, наделённых властью.

    Ситуации со взяточничеством могут создаваться намеренно, с целью обвинения и устранения должностного лица со служебного поста или шантажа.

    При добровольном признании о действиях взяточничества виновный свободен от уголовной ответственности, и сообщение о проступке считается добровольным, независимо от мотивов. Если же постановление о взяточничестве осуществляется правоохранительными органами, то не избежать наказания.

    Если была зафиксирована материальная стимуляция коммерческих или некоммерческих негосударственных организаций, имеет место коммерческий подкуп.

    Если обвинение доказано, виновный несёт ответственность за взяточничество по ст. 304 УК РФ.

    Коррупция оказывает отрицательное влияние на доверие к власти и на экономическое состояние государства. По УК взяточничество влечёт последствия в виде штрафа или лишения свободы для давателя и получателя, независимо от времени его осуществления.

    Степень вины определяется судом, иногда наказывается лишением суммы величиной 200 тысяч рублей или дохода за три расчётных периода, исправительными работами до 12 месяцев, лишением свободы до 2 лет.

    Посредник имеет возможность оправдания в зависимости от осведомлённости о передаваемых средствах. Взяткодатель может снискать невиновность, если сообщит добровольно о передаче взятки в правоохранительные органы до рассмотрения уголовного дела. Заявление необходимо подавать именно в соответствующую структуру - по освобождению от ответственности.

    Если должностным лицом выдан недействительный документ, то его ответственность рассматривается как взяточничество ст. УК и нарушение деятельности. Получение вознаграждения может иметь вид премии, оплаты за труд по совместительству, но реально будут оплачены действия вне службы с использованием должностных полномочий.

    Взятка или подарок?

    Если взятка представляет собой ценности не денежного характера, она может быть представлена в денежном эквиваленте.

    Характер взятки по размеру, согласно законодательным нормам РФ:

    • ценности стоимостью до 3000 рублей могут считаться подарками;
    • свыше 3000 до 25000 рублей - относятся к взяткам;
    • 25 000-150 000 руб. - взятка значительного размера;
    • 150 000-1 000 000 руб. - крупная взятка;
    • от 1 000 000 руб. - взятка особо крупного размера.

    Подарки должностным лицам не запрещены, хотя в кодексе не указано, что называется презентом. Не имеется денежных ограничений на подарки, из чего следует, что и коробка конфет может считаться взяткой, а более дорогостоящая ценная вещь - подарком. Но не запрещена благодарность человеку, качественно выполнившему услугу.

    Если перед совершением действия в качестве обязанности специалиста попросили о хорошей работе за благодарность, такую ситуацию нельзя причислить к правонарушению по делу взяточничества, как и купленный дорогостоящий подарок после совершения услуги, если со стороны должностного лица отсутствуют действия, в которых было отказано другим клиентам.

    Поведение при задержании

    Исходя из судебной практики взяточничества, при обвинении рекомендуется вести себя следующим образом:

    • избегать взяточничества;
    • при задержании в момент передачи, получения не соглашаться на дачу показаний, требовать присутствия адвоката;
    • не прикасаться к предмету взятки;
    • не обговаривать произошедшее по телефону;
    • отказаться от предоставленного сотрудниками правоохранительных органов адвоката;
    • сообщить следователю о наличии собственного адвоката;
    • требовать дождаться его приезда.

    Защита

    Государственные власти уделяют немало внимания многочисленным проблемам взяточничества. Учитывая несправедливость обвинения и серьёзность наказания, важно доказать невиновность с помощью опытного специалиста.

    При наличии обвинения по делам о взяточничестве решение о наказании выносится посредством суда. Для помощи в подобной ситуации не обойтись без услуг юриста, который сумеет исключить или подтвердить наличие прямого умысла от физического лица, спровоцировавшего подобную ситуацию.

    Среди других причин, требующих присутствия адвоката, является несовершенство самой государственной системы, провоцирующей граждан на дачу вознаграждения должностным лицам и не предусматривающей иных путей получения услуг, а также возможная провокация взятки со стороны сотрудников оперативных служб в отношении клиента.

    Адвокат переквалифицирует правонарушение из уголовного в административное, поможет в назначении смягчённого наказания, позаботится о выявлении смягчающих обстоятельств и оправдательного приговора.

    Адвокат занимается сбором многочисленных доказательств, посещает правоохранительные органы, рекомендует линию поведения в суде, наведывается к клиенту, иногда находящемуся в следственном изоляторе.

    Обвинение не гарантирует, что суд даст согласие на выдвинутые заявления. Большая часть судебных практик по делам о взяточничестве не выходит за рамки деятельности оперативных сотрудников, производящих розыск. При этом существует немало нарушений, в ходе чего доказательства невиновности бывают не признаны.

    Основные виды правовой помощи адвоката по взяткам:

    • консультация клиента, устная и письменная;
    • ведение интересов клиента на стадии до и в процессе суда;
    • формирование процессуальных документов (ходатайств, жалоб);
    • обжалование решений суда и следствия;
    • правовая поддержка при апелляции;
    • сбор и представление данных о невиновности, смягчающих обстоятельств.

    Квалификация преступления

    Особенности состава преступления:

    • деньги были переданы, но не получены (отправлены и не доставлены, помещены в ящик стола уполномоченного лица), преступление считается незавершённым, имеет место ответственность за покушение на дачу взятки;
    • дача взятки осуществляется исключительно с прямым умыслом, деньги назначаются за выполнение определённых действий в связи с обязанностями по службе;
    • лицо не осознаёт факт или неправомерность взятки, не осведомлено о намерениях взяткодателя, осуществляя действия передачи денег - курьер, сотрудник, третья сторона, то состав правонарушения отсутствует;
    • если вручение взятки было поручено подчинённому, ответственность возлагается на руководителя, а сотрудник выступает соучастником, имеют место разные уголовные характеристики взяточничества;
    • если при отсутствии полномочий оплаченные действия не обеспечены, со стороны давателя наблюдается покушение на дачу взятки, а относительно получателя - мошенничество (ст. 159 УК РФ).

    Взяткодатель свободен от ответственности, если добросовестно участвует в раскрытии преступления и существуют следующие основания:

    1. вымогательство взятки;
    2. сообщение о даче взятки по своей инициативе.

    Ответственность, исключающая взяточничество

    Получение взятки по составу не соответствует обману или злоупотреблению доверием, по ст. 159 УК РФ, представляющих собой различные действия. В норме закона понятия разделены союзом "или", поэтому одновременно к действию обвиняемого невозможно применить оба случая.

    Обман - умышленное искажение правды, сознательная дезинформация с целью овладения имуществом потерпевшего, сообщение ему ложных сведений (обстоятельств) для побуждения передать имущество добровольно.

    Злоупотребление доверием - действие на основе трудовых и гражданско-правовых отношений мошенника и потерпевшего для соглашения в интересах мошенника.

    При мошенничестве, также исключающем взяточничество по УК, потерпевший введён в заблуждение об истинном предназначении денежных или других ценностей, под влиянием чего не осознаёт истинных намерений обвиняемого.

    Действия уполномоченного наподобие доступа к печати, бланкам организации, изготовление и использование ложных документов ради собственной выгоды, не могут быть рассмотрены как взяточничество по ст. 290 УК.

    Вымогательство взятки

    Вся 163 статья УК посвящена вымогательству без конкретного указания на деньги, и оно выражается в намерении присвоить чужие ценности и готовности нанести вред жертве путём насилия, повреждения имущества, обнародования конфиденциальных данных.

    При вымогательстве взятки уполномоченный служащий действует по собственной инициативе, используя авторитет, незаконные притязания и психическое давление, хотя взаимодействие заинтересованных лиц может происходить и на добровольной основе, с осознанием правонарушения каждой из сторон. Подобное деяние наказывается лишением свободы на 4-12 лет.

    Под вымогательством взятки рассматриваются как откровенные требования вознаграждения, предоставления услуг, так и создание для этого необходимых условий. Это и увеличение сроков принятия решений (например, рассмотрения заявления о принятии земельного участка в собственность), и использование непредусмотренной степени услуг (включая открытие кредитной линии), и уничтожение ранее данных расписок и прочее. Если в дополнение ко всему должностное лицо прибегает к угрозам совершить невыгодные для взяткодателя действия, то нет разницы в том, осуществится ли подобное намерение в реальности.

    Потерпевшей стороне не стоит поддаваться эмоциям, а также прибегать к скрытой аудиозаписи беседы с вымогателем - такие данные будут отвергнуты на суде.

    Поведение потерпевшего при вымогательстве:

    • возможными способами отсрочить выплату;
    • подать заявление в милицию: будет разработана стратегия общения с вымогателем, деньги, предназначенные для передачи, будут помечены, а также задействуют другие методы;
    • сотрудники оперативной службы предпримут действия для видео и аудиозаписи происходящего;
    • после задержания вымогателя следует подготовиться к следственному процессу, суду, апелляции.

    При вымогательстве люди чаще не решаются противостоять, но им следует понимать, что инициатор требований может появиться снова и повторить свои действия.

    Заявление о вымогательстве должно содержать:

    • дату и время происшествия;
    • имя вымогателя;
    • требуемую сумму;
    • характер заявленной угрозы;
    • информацию о передаче денег;
    • требование о принятии мер.

    Документ должен быть кратким, точным и касаться исключительно существующего инцидента. Составить заявление в двух экземплярах.

    Важно понимать такую особенность законодательства, что виновником взяточничества будет считаться не только вымогатель, но и дающий. Однако если вымогательство доказано, то пострадавшая сторона освобождается от обвинений.

    Провокация взятки

    По статье 304 УК РФ предусмотрена ответственность за что выглядит как попытка передать деньги без согласия на то получателя с целью создания доказательств правонарушения искусственным способом.

    Норма служит в интересах защиты должностных лиц, но оперативные ведомства применяют схемы привлечения к уголовной ответственности людей, ставших жертвами провокации. Необоснованное предъявление обвинения по вымогательству, коммерческому подкупу не может не приводить к произволу среди сотрудников органов, превышению служебных полномочий, ущемлению интересов Конституции РФ. Отследить организацию провокации ими не представляется возможным.

    Создаётся модель ожидаемого преступного поведения и условия для её воспроизведения. Воплощение провокации может иметь пассивную или активную форму действия сотрудников оперативных служб - подстрекательства. К провокации следует отнести ситуацию, когда агенты правоохранительных органов нарушили границы пассивного расследования и оказали такого рода влияние на подозреваемого, которым было обусловлено совершение преступления.

    Сибирский губернатор М. Гагарин был вздёрнут по приказу Петра I, а его труп не предавали земле чуть ли не 3 года и возили «на гастроли» в назидание другим нечистым на руку чиновникам.

    Дыба и колесование

    Обер-фискал А. Нестеров, который и разоблачил графа Гагарина, сам стал жертвой обвинения во взяточничестве. Его били кнутом, посыпали раны солью, жгли огнём и пытали на дыбе. В 1724 г. несчастного колесовали: сперва раздробили одну руку и одну ногу, потом другую руку и другую ногу и наконец обезглавили.

    Сдирание кожи

    По рассказу Геродота, в Персии в VI в. до н. э. царь Камбиз II велел снять кожу с судьи, уличённого в вынесении за взятку несправедливого приговора. Этой кожей обили кресло, в котором заседал казнённый.

    Четвертование

    Рассказывают, что именно этой казни предал Иван Грозный дьяка, соблазнившегося взяткой в виде гуся, набитого серебряными монетами.

    Отсечение руки

    В Швеции в Средние века судье, уличённому во взятке, отрубали кисть руки. Любопытно, что с работы его при этом не выгоняли.

    Растерзание толпой

    В 1648 г. царь Алексей Михайлович отдал на расправу народу главу Земского приказа Плещеева, «доставшего» людей своим крайним вымогательством.

    Тюрьма и штрафы

    Незаконное обогащение для физических лиц в США сегодня карается огромными сроками (20-40 лет), а для юридических - штрафами на десятки и даже сотни миллионов долларов. В Великобритании коррупционер может получить до 20 лет тюрьмы.

    Бегство, самоубийство

    В Сингапуре особая служба контролирует всех, включая министров и родственников премьера. Зная о неотвратимости наказания, один из депутатов предпочёл позорно бежать из страны, а член правительства, обвинённый во взятке в 400 тыс. долл., отравился.

    Расстрел

    В КНДР казнят чиновников любого ранга за шпионаж, за саботаж... Недавно казнили министра финансов за провал денежной реформы, а также министра путей сообщения, выдавшего информацию (якобы небескорыстно) о маршруте передвижения Ким Чен Ира.

    Публичный расстрел

    В Китае публичную казнь чиновников показывают по ТВ. Расстреливают за взятку от 1 млн юаней (150 тыс. долл.). За последние годы в КНР казнили свыше 10 тыс. чиновников (среди них - вице-мэр Пекина, бывший директор столичного аэропорта и т. п.). Имущество коррупционера конфискуется, а его родным присылают счёт на 8 юаней (1,2 долл.) - за пули.