Кто из нас не читал в детстве русские сказки – этот кладезь многовековой народной мудрости? И, конечно не раз встречалась нам в этих сказках Баба-Яга, грозная и неприступная старуха, живущая вдалеке от людей в колдовской избушке на курьих ножках. Однако немногие из нас знают, что под маской этого сказочного персонажа скрывается древнейшее славянское божество Буря-Яга (Ягибиха, Ягишна), олицетворяющее стихийные, неуправляемые силы природы.

Согласно русским Ведам, Буря-Яга была женой бога Велеса, который приводил в движение, созданный великим богом-творцом Родом и его сыном Сварогом, мир. Велес следил за правильностью эволюции Вселенной, не допуская поворота от Прави – созидательного пути развития, к Нави – то есть распаду и хаосу. Велес почитался у славян, как бог мудрости и учитель праведной жизни.

Выбрал бог Велес и жену себе под стать. Буря-яга или Баба-Яга охраняла границу между царством живых и царством мертвых, не позволяя непосвященным проникнуть в тайны жизни и смерти. Обладала она безграничной мудростью, поскольку одновременно могла видеть обе стороны бытия. К Бабе-Яге, как к последней надежде, часто обращались попавшие в безвыходное положение русские богатыри, моля ее указать им верный путь. Таких богатырей Баба-Яга испытывала на прочность, предлагая помериться с ней силой или хитростью. Если побеждал соперник – Ягибиха без лишних пререканий указывала ему дорогу и помогала советом, если же проигрывал, то мог поплатиться за это жизнью.

Однажды сам могучий Велес проезжал со своими побратимами мимо пограничных земель, где правила Баба-Яга. Темным лесом заросли те земли, а среди леса стояла избушка на курьих ножках, окруженная частоколом, увешанным человеческими черепами со светящимися глазницами. Не испугался Велес столь мрачного жилища, спокойно зашел с товарищами и расположился на ночлег. А рано утром ушел Велес в лес с одним из побратимов, а другого в избушке оставил. Тут и вернулась в дом, окруженная огненным вихрем, Буря-Яга, вызывая незваного гостя на бой богатырский.

Кто может устоять перед силой грозной богини? Не устоял один побратим, не устоял и другой. Однако тут вышел против Бури-Яги сам бог Велес, схватил ее за волосы и ну потчевать пудовой булавой. Еле вырвалась от него Яга и ускользнула в подземное царство. Бросился за ней буйный Велес, и уже под землей стали они бороться, пытаясь уничтожить друг друга. Оказалось, что силы-то у обоих равны – не одолеть Буре-Яге Велеса, да и Велесу ее не сломить. Поняла тогда Буря-Яга, что нашла себе не врага лютого, а мужа любезного, того, кто силу ее первозданную сможет обуздать и направить.

В славянской мифологии, брак между Велесом и Бурей-Ягой символизирует взаимодействие создающего порядок мужского начала и стихийного женского, как обладающих своей особой мудростью и взаимно дополняющих друг друга.

Русские Веды открывают нам лишь одну из трех ипостасей Бабы-Яги – это богатырь-девица, которая прекрасно владеет мечом и мерится силами с воинами, чтобы выяснить, насколько они достойны обладать истинными знаниями. Вторая ипостась этой неоднозначной богини – ужасная ведьма, наводящая страх на все живое, от которой можно спастись при помощи ума и хитрости. И, наконец, третья ипостась – дарительница, приветливо встречающая тех, кто пришелся ей по нраву. Здесь Баба-Яга предстает перед нами, как заботливая и гостеприимная хозяйка, способная дать полезный совет и одарить ценными предметами-помощниками (волшебным клубком, крылатым конем, шапкой-невидимкой).

Вот такая она Баба-Яга – то ли прекрасная девушка, то ли древняя старуха… впрочем, когда речь заходит о богине, внешность вряд ли имеет значение.

Мария Шеваленко

Страшная ведьма Баба-Яга коротает не один век в избушке, стоящей в темном лесу. Персонаж, корни которого идут из славянской мифологии, со временем впитал множество символов, превратившись в противоречивую натуру. С одной стороны, Яга поджидает детей, чтобы изжарить их в печи, с другой – к старухе за помощью обращаются добрые молодцы и заплутавшие путники. Лесная жительница не отказывает им в мудром совете и волшебных подарках, которые облегчают задачу героев сказок.

История создания

В славянской мифологии Яга приходилась дочерью Вию, властелину Срединного царства Нави, и имела «пропуск» в верхнее царство. Девушка вечно оставалась молодой и не уступала по красоте своим сестрам Ладе и Деване. Считалась сильным воином, но в разборки богов не вступала принципиально, считая войны низменным занятием для божественных существ.

Отец не мог выдать Ягу замуж, потому что богиня Лунного пантеона поставила условие – она согласится на брак только с тем, кто ее одолеет. Победил в поединке строптивую девку на выданье мудрый бог-оборотень, покровитель искусства Велес. Между мифологическими персонажами вспыхнула любовь, и они стали супругами.

Яга заняла пост повелительницы Верхнего подземного царства – границы между миром живых и миром мертвых. По легенде, бессмертную красавицу-богиню настигло проклятие ирийских богов, и превратилась Яга в древнюю старуху. Вернуть былую красоту не помогали даже души людей, которыми она питалась.

Эта страшная старуха, коротающая век в избушке на опушке леса, и поселилась позже в сказках.


Однако версии происхождения персонажа на этом не заканчиваются. Возможно, образ Бабы-Яги получился из божества смерти – женщина с хвостом змеи охраняла подступы к подземному миру, встречая души умерших и провожая их в последний путь.

Поддерживает эту теорию и жилище Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках является символом «проходной» в потусторонний мир. Исследователи рассматривают два варианта происхождения жилища именно такой конструкции. Возможно, «курьи» - это изменившееся слово «курные». В древности наши предки строили для умерших дома смерти, которые возвышались на окуренных дымом столбах. Возводили такие постройки и на древних пнях, чьи корни и правда похожи на куриные ноги.


Чаще всего избушка обнесена частоколом, «украшенным» светящимися в ночи черепами. Вот яркий символ границы между миром живых и мертвых. Двери домиков смерти смотрели в лес, а если заглянуть внутрь, то можно было увидеть ноги покойников. Вероятно, поэтому к имени Бабы-Яги добавилось словосочетание «костяная нога». Еще один вариант – древние славяне ягими называли людей, страдающих от заболеваний ног.

Имя и некоторые качества персонажа говорят о том, что обитательница леса была знахаркой, живущей вдали от людей, как и все ведуньи. Слово «яга» происходит от «язя» или «яза» – болезнь, немощь. А постоянное желание старухи поджарить гостей избушки в печке напоминает о языческом обряде лечения младенцев. Ритуалом «припекания» не брезговали родители маленьких детей: знахарка заворачивала малыша в тесто, помещала на хлебную лопату и три раз засовывала в топившуюся печь. Затем тесто скармливали собакам.


Только вот в сказках Баба-Яга всегда собирается съесть запеченного гостя. Исследователи полагают, что обряд лечения сменил полюс с положительного на отрицательный во время установления христианства на Руси, когда новой религии нужно было очернить язычество.

И, наконец, теория №3 – Баба-Яга олицетворяла богиню-мать всего живого, мудрую жрицу, лесную бабу, которой принадлежало право проводить обряд «инициации» подросших мальчиков. Смысл ритуала заключался в том, чтобы посвятить юношу в полноправного члена общества, а для этого ребенок должен «умереть» и возродиться взрослым мужчиной. Процедура неприятная – мало того, что проходила в дремучем лесу, так еще и сопровождалась истязаниями.

Образ

Постепенно знахарка или божество превратилась в злую, косматую, с длинным крючковатым носом ведьму, которая похищает детей или же ждет не дождется гостя, чтоб устроить себе пир из человечины. Правда, ни в одной сказке так и не съела ни одного персонажа.


Баба-Яга в мультфильме "Иван Царевич и Серый Волк"

Наоборот, чаще Яга выступает в роли наставника и помощника в переходе из царства живых в потусторонний мир – далекую волшебную страну, именуемую тридевятым царством, тридесятым государством, расположенную за огненной рекой Смородиной (река в славянской мифологии символизирует границу между миром живых и мертвых). Гость (обычно Иван-дурак) получает от радушной хозяйки избушки на курьих ножках волшебные предметы, которые выручат в сложных ситуациях. Например, клубок, сапоги-скороходы, коня или меч.


Высокая горбатая старуха с седыми нечесаными волосами одета в лохмотья – так она представлена в мультфильмах и кино. Однако в сказках одежда вообще не описывается. Художники лубочных картинок изображают престарелую женщину в лаптях, платье и жилетке, иногда лесная жительница предстает в красной юбке и сапогах.

Лютая по натуре, Яга легко предсказывает будущее, мудра и в некотором смысле справедлива.

Атрибуты, друзья и враги

Баба-Яга колесит по белу свету в ступе. Добавить скорости средству передвижения помогает железный пест или палица, а замести следы – приделанное сзади помело. Позднее в сказках автотранспорт наделили летательными способностями, где помело обрело дополнительные функции. Оно наделяет ступу маневренностью, дарит возможность повернуть в разные стороны, совершить пике или вертикально взлететь.


Неотъемлемой частью экстерьера жилища старухи стали черепа (сначала лошадиные, затем человеческие), играющие роль светильников, а иногда и оружия. Внутри избушки хранятся несметные сокровища и целый ворох волшебных вещиц.

Яга водит дружбу с различными обитателями леса – кикиморами, лешими. Часто пособничает Кащею Бессмертному (предстает его теткой, матерью или дальней родственницей) или же, наоборот, враждует с ним, всячески пакостит. На службе у лесной старухи состоят черный кот, совы и вороны, змеи и лягушки.

Баба-Яга на экране

Персонаж занял прочное место в литературе, мультфильмах и сказочных кинопостановках. Баба-Яга начала мелькать на экранах в советское время – кинозвездой старуху сделал великий режиссер-сказочник . Первым образ этого отрицательного персонажа примерил в 1939 году в сказке «Василиса Прекрасная». Зловещая Баба-Яга получилась настолько удачной, что сразу верится в ее реальное существование.

Примечательно, что Георгий Францевич самостоятельно придумал и создал костюм: нацепил грязное старое тряпье, а на седую взлохмаченную голову надел тоже не первой свежести платок, повязав его особым способом – чтобы концы торчали вперед. После славного дебюта Милляр еще несколько раз снимался в этой роли у Роу.

Список мужчин, которые сыграли киношную Ягу, пополнил , вжившись в роль в музыкальной постановке «В тринадцатом часу ночи».


Телевизионный путь Бабы-Яги оказался не так прост. В россыпи кинолент отражена противоречивость натуры жительницы леса. Добрую старушку в лице актрисы юное поколение 60-х годов увидело в сказке «Веселое волшебство». Еще ласковее образ Яги создала в фильме «Там на неведомых дорожках…». Упитанная бабушка с добрейшей душой украсила картину «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» – образ создала Мария Барабанова.


Нетривиальная старуха получилась у в фильме «Лада из страны берендеев». А коварством наделила персонаж , появившись в «Новогодних приключениях Маши и Вити».

В свои работы героиню славянских преданий с удовольствием брали и режиссеры, далекие от жанра сказок. Баба-Яга вошла в фильмы с фантастическим уклоном «Лиловый шар» (роль отошла Валентине Ховенко) и «Остров ржавого генерала» (образ блестяще воплотил ).


После распада Советского Союза хозяйка избушки на курьих ножках и не подумала покидать кинематограф. Правда, сначала сделала 15-летний перерыв в «карьере», а в 2004 году вновь порадовала зрителей, появившись на экранах молодой и красивой Ягой, влюбленной в Кащея Бессмертного. На роль Яги в молодости в ленте «Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства» пригласили .


В очередной раз вспомнили о персонаже в 2009 году – неподражаемая представила Бабу-Ягу в «Книге мастеров». А спустя три года на экраны вышла «Реальная сказка», где Яга снова стала доброй в исполнении Людмилы Поляковой.

На сегодняшний день заключительной попыткой поместить в кино сказочную старуху стал фильм « » (2017 год). В волшебной режиссерской фантазии с элементами комедии в роли могущественной знахарки выступила .

Лесная колдунья с легкой руки создателей кино и мультипликаторов оказалась еще и великолепной певицей. Первую песню Бабы-Яги (видео) на экранах исполнила Валентина Кособуцкая в фильме «Новогодние приключения Маши и Вити».

  • Село Кукобой в Ярославской области в 2004 году, несмотря на критику со стороны Русской православной церкви, провозгласили родиной лесной старухи. Для привлечения туристов здесь собрали музей Бабы-Яги, в котором проходят программы с веселыми приключениями в компании любимых сказочных героев. Во владениях Яги начинается «аномальная зона» – у тех, кто переступает границу музейной территории, перестают ловить связь телефоны. Гостеприимная хозяйка поит посетителей чаем с пирогами, особенно вкусно накормит в свой день рождения – 26 июня.

  • Сказочная постановка «Последний богатырь» стала третьим русским фильмом студии «Disney». Открыла этот необычный список лента «Книга мастеров», затем сняли «Счастье – это…»
  • «Последний богатырь» быстро возглавил рейтинг лидеров проката. За две недели показа картины в кинотеатрах удалось собрать больше 1 млрд. рублей.
  • Авторы сказок не всегда строят избушку Бабы-Яги в настоящем лесу. Так, в «Книге мастеров» дом колдуньи соорудили прямо на территории Белорусского музея народной архитектуры и быта.
  • Создатели российской организации по борьбе за права потребителей «Хрюши против» придумывая название, оттолкнулись от знаменитого мультфильма 1979 года выпуска, где звучит фраза: «А Баба-Яга против!»
  • Роль Бабы-Яги Георгий Милляр в сказке «Морозко» (1965) исполнил восьмой раз. Кроме того, в этой же картине актер перевоплотился в разбойника и подарил свой голос петуху.

Цитаты

«Фу-фу, русским духом пахнет!»
«Полетел, полетел! Вот что значит экология правильная, а я отсюдова переезжать собралась. За такой участок, поди, и две дачи дать могут».
«Ох и плохо мне! Ох и худо! Не горячка у меня, не простуда! Губит бедную старушку не хвороба, губит, душит сиротинку злая злоба! Ох, я и спать не могу! Я и жрать не могу! Ох, обидел гость незваный Бабушку-Ягу!»
«Ой, не шуми! Я перед гостями выспаться должна, чтоб свежей быть и красивше».
«Я незлопамятная - отомщу и забуду. Вот только месть надо пооригинальнее придумать, а то совсем распоясались».
«Негодяи не любят умирать быстро и тихо, им размах нужен и максимум шума».
«Бабу-Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своём коллективе». (х/ф «Карнавальная ночь»)
«Там ступа с Бабою-Ягой идет-бредет сама собой». (А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила»)

Страшно-страшно интригующе с детства!
Баба-Яга́ - колоритный персонаж славянской мифологии и фольклора - чародейка, наделённая магической силой, ведунья, тревожный персонаж.
Кто же она - баба, да еще и Яга - Baba Yaga?
Однозначно, СОБИРАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ - наложение земной и неземной сути!
Заглянем в седую старину.
Её персона - что-то неожиданное, противоречащее, непонятное. Она бередила умы многих поколений и не дает покоя сейчас.
Что в имени её звучит?
БА, др.егип. - душа-Ба, глубинная сущность и жизненная энергия человека.

БАБА - на древнем восточном языке - «богиня», уважительный титул, в т.ч. мудрых учителей в Иране, Пакистане, йогов в Индии. ...
Баб, вост. - Врата. Саи Баба, Али-Баба.. Баба Яга - ПОСВЯЩЕЫЕ, уважаемые люди! «ЯГА» - огнь - огонь, огненная Дева солнечного культа.
Её называли лесная жрица, ящур - пращур, у неё обширные знания, которыми она делится.
Баба Яга- берегиня, языческое божество, стоящее на грани между Царством мёртвых и Царством живых.
Из древних мифов видно, что она молода и красива, является прародительницей рода, древнее положительное божество славянского пантеона - хранительница
В древности её считали богиней вьюг и метелей, прообраз северной Девы.
Не с Севера ли её корни? Все оттуда...
Прародительница, хранительница рода, его традиций, лесного пространства, наставница детей, целительница, мудрейшая.
Демонизация пришла позже - слишком опасно было присутствие на Руси посвященных. Кто-то очень хотел скрыть значение культа Девы на Руси.
Истоки
У истоков Жизни стоит образ Праматери - у всех, всегда и испокон веков.
Баба ЯГА - посвященная и просвещенная персона, ведающая переходами в миры, от жити к нежити, изначально добрая суть, связанная с Землей и Ее Таинствами.
Макс Фасмер в начале прошлого века считал, что «яга» и «йога» являются однокоренными словами.
В древнерусской системе волхования существовали дисциплины, которые формировали сбалансированные 7 оболочек тонких тел человека - их называли – 7 ЯГ.
Ягами называли, также всех практикующих их, т.е идущих по пути Прави.
Люди, занимавшиеся соответствующей ягой, назывались: Леля-яг(а), Желя-яг, Таня-яг, Троян-яг и т.д.
Прошедший все семь ЯГ величались – «Ягарь», отсюда егерь. Раньше егеря были людьми посвященными, знающими тайны Природы.
Из всех индоевропейских языков, только в русском совпадают значения слов:
баба - бабушка и замужняя женщина. Это совпадение - наследие далекой поры материнского рода, когда баба была родоначальницей, имеющей власть в доме - основой.
Старинные представления предков о Деве-птице – Великой богине, уподоблялись птице, которая снесла и высидела мировое (Космическое) яйцо, дают поэтические
метафоры как «костяная нога» - птичья нога, длинный - птичий нос, метла - птичий хвост, а черты животного - древность ее образа.
Ни она ли предстает в образе вещей птицы Гамаюн, птицы солнечного сада Ирия?

Образ
Образ Бабы Яги, это образ хранителя тайных знаний, мистерий, хозяйки леса, шамана, берегини, посвященной.
Она живёт на границе Светлого и Тёмного миров - Яви и Нави,
она вершит женские и осветительные обряды в уединении, в лесах, возможно в Боголесьях, в местах силы.
Её необычная избушка, своего рода «контрольно-пропускной пункт», а куриные ноги - курные, очищенные, ошкуренные от коры подпоры, окуренные травами - сооружали под постройкой в низинной местности. Похожими были избушки для домовин* на одной или двух ножках.
Частокол с головами у её избушки - это оберег от злых духов, особенно сильные конские головы.
Волшебный клубок - современный навигатор.
Быль ли, небыль ли - но все объяснимо...
В избушке Бабы-яги герой проходит все необходимые обряды посвящения, чтобы отправиться в мир сверхъестественного, получить инициацию. Это поэзия!
А проза такова:
в старину покойников, в некоторых областях, хоронили в домовинах - ногами к выходу, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только ноги.
Не отсюда ли «костяная нога»? Впрочем, опять все собирательно.
На Руси, в Живин день (день Животворящих Сил), женщины взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Закручивали правостороннее торсионное поле, гармонизируя пространство.
Таким образом они прославляли Живу, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Не в этом ли преступление - прославлять Жизнь?
Сразу крамола, сразу ведьмы -- нужно всё очернить, хотя, это далеко не магические, а научно обоснованные обрядовые действия.
Да, крамола - к РА мола (мольба Свету), да, ведьма - ведающая всё и вся, да, Яга - воин-пограничник, стерегущий границу миров: молодая, сильная и смелая, умеющая принимать любое обличье. Не гипноз ли? Кому-что...
Ага - Яга- богиня общеевропейская.
У греков ей соответствует Геката, у германцев - Перхта или Хольда, у индусов - богиня Кали.
В их фольклоре сапоги, это те же самые костяные ноги, которыми наделили богиню во время гонений. Один сапог живой, другой мёртвый, символизирует лишь одно - стоит богиня двумя ногами в двух мирах одновременно. Впрочем. костяная нога - это атрибут указывающий на вечность.
Где сказка, где быль?
Функция.
Баба-Яга Богиня Жизни, а не столь Богиня Смерти
.
Она отмечена как персона стерегущая сакральное пространство между мирами, обладающая двойственной природой – может помочь герою, а может заблудить.
Крупнейший специалист в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделил три образа Бабы-Яги: дарительница; похитительница; воительница.
Только интерпретации напрашиваются другие:
ДАРИТЕЛЬНИЦА - дарит не только волшебные предметы, а другое видение мира, иногда жизнь;
ПОХИТИТЕЛЬНИЦА - скорее собирательница детей Родов Великой Расы для инициации;
ВОИТЕЛЬНИЦА - сталкер, который переводит героя к иному уровню зрелости, но не через «битву» с ней, а битву с самим собой и своими (чужими) темными силами.
Баба Яга учила, дарила, лечила...
В некоторых местах её считали Царицей Девичьего царства. Она совершала женские посвящения - таинства, в уединении леса, занималась целительством и пророчеством.
В древние времена её звали матушкой, берегиней. Основная деятельность Берегинь в далёком прошлом заключалась в том, чтобы приютить детей-сирот и дать им должные знания, чтобы в будущем они могли стать волхвами.
Приносили к ней лечить больных детей - она перепекала « родины» , проводила через Огненный обряд, дабы наделить новой Долей.
Женщина обворачивала хворающее дитя раскатанным заговоренным тестом и запекала его в печи, положив на хлебную лопату. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Печь - Пещь Ра - была всегда сакральным предметом, символизирующим женское начало - ребенок будто бы рождался заново здоровым. С точки зрения науки обряд не лишен смысла.
Она была жрицей, проводящей обряд инициации подростков - посвящение юноши в полноправные члены общины. Обряды содержали испытания в ловкости, меткости, выносливости, приобщение к священным тайнам племени через символическую смерть ребенка и возрождение, уже в качестве полноправного мужчины.
Эти же обряды проводят современники на тренингах личностного роста. Все как в старину!

Изначально, как мудрейшая, она не укладывалась в сознании молодой, раз мудрая - то непременно старая.
Печально, что извратив образ и обряды Бабы Яги, придав им отрицательный смысл.

Возможно Баба Яга - одно из имен Великой Богини Лады, так как ей часто прислуживали гуси-лебеди - священные птицы. Всё родом из Гипербореи?
«Га-га-га» - на санскрите «движение, идущий».
Я (ya) санск. - «который».
ЯГА санск.- «которая идет
»?
Глагол ЯГАТЬ - особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники, роженицы, погонщики.Много существует гипотез происхождения, без сомнения, такой значимой, важной персоны.

Яга - баба, как минимум, являла собой Силы, управляясь с закольцованным
пограничьем. Впрочем, как и любая женщина!
Каждое тысячелетие накладывало свой, особый, отпечаток на суть богини женской мудрости. Какой же из них ближе к изначальному Образу?

Одно осталось незыблемо - её значимость в мире сказочной Руси, в котором жизнь представлялась бесконечной.


*Ягать - чаровничать.
Сталкер - проводников в запрещённые зоны.
Домовины - сооружение для усопшего.

«Яга» - одежда «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником... собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… «Ягушка» - такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дорогу. (Абрамв)

Все мы воспитывались на сказках, и одним из самых частых и загадочных героев была Баба Яга. Кто же она на самом деле, злая колдунья, которая пыталась зажарить Иванушку в русской печи, похитительница маленьких детей или все-таки она является добрым персонажем, который помогает бороться против злых сил. Ведь она не раз помогала главным героям в борьбе против Кощея Бессмертного, указывала правильный путь и давала мудрые советы, как избавиться от разного рода нечисти. Этот всем известный сказочный персонаж, в виде обезображенной старухи имел в своем доме животных и птиц, почтительно относился к ним и даже советовался с ними, как поступить в той или иной ситуации. Согласитесь, что Баба Яга – весьма противоречивая личность, что же на самом деле, мы знаем о ней, и о ее личной жизни?

Давайте попробуем разобраться, кто же такая Баба Яга. В действительности, нет точного и однозначного мнения. По некоторым источникам, она считается покровительницей леса и зверей, доброй древнегреческой богиней, которая охраняет подземный вход в Тридевятое царство (загробный мир).

Но есть и другая версия, что слово «яга» взяло свое начало от слова «йог», и сама Баба Яга родом из Индии. Неспроста она имеет отшельнический образ жизни и живет в лесу, вдали от людей и населенных пунктов. Такой образ жизни присущ индийским йогам-отшельникам. Ее средство передвижения – ступа, напоминает индийские здания - ступы, которые являются культовыми сооружениями, имеющими полусферические очертания.

По другим источникам, она получила такое имя, так как была очень склочной, злой и бранчливой бабой, на Руси таких часто называли Ягишною.

Некоторые исследователи заявляют, что Баба Яга эмигрировала к нам с Северной части планеты. Жители Севера раньше строили свои жилища на столбах, это было необходимо для того, чтобы дикие звери не могли проникнуть в жилище оленеводов, кроме того, на высоте, снег не заметал дом полностью, и можно было выбраться из снежного завала. Эти строения по своей форме напоминают жилище Бабы Яги – избушку на курьих ножках. Также есть предположение, что она получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель – олений мох, когда-то он назывался «яг».

Каждый видел, что Баба Яга носила шубу без рукавов, и есть вероятность, что ее имя пришло от простого словосочетания - баба в яге (меховой шубке без рукавов).

Кроме того, есть поверье, что Баба Яга имела азиатские корни и соответственно носила азиатское имя. Доказательство этому - ее выражение: «Фу-фу, русским духом пахнет». Дело в том, что у каждой расы свой запах тела, и чаще всего люди могут на расстоянии чувствовать запах принадлежащий человеку из другой расы.

Есть еще одна невероятная версия, но она также имеет место быть. Баба Яга – это создание, пришедшее в наш мир из мира мертвых, то есть покойница. В древние времена усопших хоронили в домиках, которые стояли на пнях на некоторой высоте, корни которых выглядывали из земли, и напоминали собой куриные лапки. Дверь в помещение располагали в противоположную сторону от той местности, где находились селения, то есть, передом к лесу, а задом к населенным пунктам. Люди верили, что ночью мертвецы могли летать в своих гробах, поэтому их укладывали ногами к выходу. Любой зашедший, в какую домовину, мог увидеть ноги мертвого человека. Именно от этого и произошло выражение «Баба Яга костяная нога». К усопшим относились с большим уважением и не тревожили их понапрасну. Хотя если возникали беды, то люди верили в то, что покойные могут помочь им в трудных ситуациях и обращались к ним за помощью.

Ну и заключительная версия, Баба Яга прибыла на нашу Землю из космоса и является инопланетянкой. Ее ступа – это своего рода космический корабль. Скорее даже устройство, которое составляет одну из ступеней огромного космического корабля необходимое для мобильного перемещения в пространстве на небольшие расстояния.

Представленные выше варианты происхождения колдуньи не могут быть опровергнуты или подтверждены – каждый выбирает тот вариант, который ему близок. Но, думаю, вне зависимости от ее происхождения мы будем любить Бабу Ягу, как тот образ, который знаком нам с самого детства, являл для нас личность загадочную, самобытную, с ярким и независимым характером.

Давайте сначала ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.

Вот такая противоречивая старуха. В вопросе о том, как попала Баба-Яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Предлагаю познакомиться с самыми популярными версиями.

По одной из них, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках - как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI-IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.


Да и сама Баба-Яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом ("нос в потолок врос") - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.

Вот почему Бабой-Ягой часто пугали детей - точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью. Точно так же Иван-царевич обращается к Бабе-Яге за подмогой, когда ему нужно победить Кащея или Змея Горыныча, и она дарит ему волшебный клубок-проводник и рассказывает, как можно одолеть врага.

По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.

И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.

Еще выводят слово "Яга" от "ягать"- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также "ягать" означало "кричать" в смысле "браниться", ругаться". Выводят Ягу и из слова "ягая", имеющего два значения: "злая" и "больная". Кстати, в некоторых славянских языках "ягая" означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-Яги?). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.

Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) "пожирания" юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба-Яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.

По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их - совсем не символически. Этому помогло и христианство, которое, как мы указали выше, боролось с языческими верованиями и представляло языческих богов как демонов и ведьм.

Есть и другие версии, согласно которым баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева)... Но мы остановимся на этом. Достаточно понять, что Баба-Яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.