Критерии могущества всех империй от древности до наших дней примерно одинаковы - процветающая экономика, сильная армия, развитая наука и честолюбивые граждане. Но умирают все великие державы по-разному. Особняком здесь стоит СССР, который развалился несмотря на наличие главного условия своего существования - покорного населения, готового терпеть нарушения прав человека и неудобства в быту взамен на величие своей страны. Менталитет этого населения сохранился и в современной капиталистической России, но социалистическую родину эти люди в 1991 году предали и не сохранили.

Основной причиной является тот факт, что В.И. Ленин и большевики сумели привлечь на свою сторону больше людей, чем остальные реформаторы. Однако это был отнюдь не демократический процесс, когда люди делают осознанный и взвешенный выбор.

Успеха большевики добились благодаря нескольким факторам :

  1. Их программа развития, возможно, не была лучшей, но их лозунги были просты и понятны безграмотному населению, составлявшему большинство;
  2. Большевики были решительнее и деятельнее своих политических оппонентов, в том числе в вопросах применения насилия;
  3. Совершали ошибки и проливали кровь и белые, и красные, но последние лучше чувствовали настроения и чаяния народа;
  4. Большевики сумели найти зарубежные источники финансирования своей деятельности.

Советское государство родилось в результате давно назревавшей революции и кровопролитной гражданской войны. Монархия так довела народ, что максимально противоположная ей модель развития многим показалась единственно верной.

Что в СССР было действительно хорошего?

«Империя зла» оправдывала своё название. Репрессии, ГУЛАГи, загадочные смерти великих поэтов и другие нелицеприятные страницы истории до сих пор досконально не изучены. Однако некоторые положительные моменты всё-таки имели место:

  • Ликвидация безграмотности . К концу существования Российской Империи грамотными были по разным оценкам от 30 до 56 процентов населения. Около 20 лет ушло на улучшение столь катастрофического положения;
  • Отсутствие социального расслоения . Если не принимать во внимание правящую элиту, то среди граждан не было такого чудовищного неравенства в уровне жизни и оплате труда, как в царской или современной России;
  • Равенство возможностей . Выходцы из рабоче-крестьянских семей могли дослужиться до высших должностных постов. В Политбюро таких было большинство;
  • Культ науки . В отличие от наших дней, на телевидении и в СМИ большое внимание уделялось не только деятельности первых лиц государства, но и науке.

Мир не делится только на чёрное и белое, многие явления в нашей жизни весьма противоречивы. СССР мешал развитию восточно-европейских и прибалтийских стран, но дал медицину, образование и инфраструктуру среднеазиатским республикам.

В 1939 году был подписан пакт о ненападении, в тайном протоколе которого страны разделили Восточную Европу. Тот же год был ознаменован торжественным парадом вермахта и Рабоче-крестьянской красной армии в Бресте.

На первый взгляд не было никаких причин для войны. Но всё-таки она началась и вот почему:

  1. В 1940 году Советский Союз не сумел прийти к соглашению со странами Оси (Третий Рейх, фашистская Италия, Японская Империя) об условиях присоединения к Берлинскому пакту (договор о разделе Европы и Азии). Самой большой стране в мире было мало тех территорий, что предложила Германия, поэтому договориться не удалось. Многие специалисты по Второй мировой войне полагают, что именно после этих событий Гитлер окончательно решил напасть на СССР;
  2. Согласно торговому соглашению Советский Союз уже поставлял в Третий Рейх сырьё и продовольствие, но Гитлеру этого было недостаточно. Он хотел заполучить всю ресурсную базу СССР;
  3. Гитлер испытывал сильную неприязнь к евреям и коммунизму. В Стране Советов два его главных объекта ненависти были сплетены воедино.

Здесь перечислены логичные и очевидные причины нападения, какими ещё скрытыми мотивами руководствовался Гитлер - неизвестно.

Основная причина в том, что люди больше не хотели жить в этом государстве. Наблюдая сегодня за большим количеством ностальгирующих и желающих возродить Союз, можно сделать вывод о том, что в 1991 году большинство не сделало интеллектуальных выводов, а лишь хотело перемен потому что нечего было есть.

Среди других причин распада необходимо выделить следующие:

  • Неэффективная экономика . Если бы социалистическому строю удалось решить хотя бы проблему дефицита продовольствия, то население ещё долго могло бы терпеть отсутствие нормальной одежды, техники и автомобилей;
  • Бюрократия . На ключевые и руководящие посты назначались не профессионалы своего дела, а члены коммунистической партии, неукоснительно выполнявшие указания сверху;
  • Пропаганда и цензура . Потоки пропаганды были нескончаемы, а информация о чрезвычайных ситуациях и катастрофах замалчивалась и скрывалась;
  • Слабая диверсификация промышленности . Кроме нефти и оружия экспортировать было нечего. Когда цена нефти обвалилась - начались проблемы;
  • Отсутствие свободы личности . Это сдерживало творческий потенциал людей, в том числе в сфере научных открытий и инноваций. Результатом стало техническое отставание во многих отраслях;
  • Оторванность правящей элиты от населения . Пока народ был вынужден довольствоваться низкокачественными творениями массовой промышленности СССР, члены Политбюро имели доступ ко всем благам идеологических противников с Запада.

Чтобы окончательно разобраться в причинах крушения Советского Союза нужно посмотреть на современный Корейский полуостров. В 1945 году Южная Корея попала под юрисдикцию США, а Северная - СССР. В Северной Корее в 90-х годах был голод, а по данным на 2006 год треть населения хронически недоедала. Южная Корея является «азиатским тигром», обладая территорией меньше Оренбургской области, сейчас эта страна производит всё - от телефонов и компьютеров до автомобилей и самых больших в мире морских судов.

Видео: 6 причин развала СССР за 6 минут

В данном ролике историк Олег Перов расскажет про 6 основных причин, по которым Советский Союз прекратил свое существование в декабре 1991 года:

Распад СССР 1991 года стал итогом процесса системной дезинтеграции (разрушения) протекавшего в его общественно-политической сфере, социальной структуре и народном хозяйстве. Как государство он официально прекратил свое существование на основе договора, подписанного 8 декабря лидерами России, Украины и Беларуси, но предшествующие тому события начались еще в январе. Попытаемся восстановить их в хронологическом порядке.

Начало конца великой империи

Первым звеном в цепи событий, породивших политический кризис 1991 года и распад СССР, явились события, начавшиеся в Литве, после того как М.С. Горбачев, являвшийся тогда президентом Советского Союза, потребовал от правительства республики восстановить на ее территории приостановленное ранее действие советской Конституции. Его обращение, направленное 10 января, было подкреплено вводом дополнительного контингента внутренних войск, блокировавших в Вильнюсе ряд важнейших общественных центров.

Через три дня было опубликовано заявление созданного в Литве Комитета национального спасения, в котором его члены выражали поддержку действия республиканских властей. В ответ на это в ночь на 14 января подразделениями десантных войск был занят вильнюсский телецентр.

Первая кровь

Особую остроту события приняли 20 декабря, после того как прибывшие из Москвы подразделения ОМОНа начали захват здания МВД Литвы, и в результате возникшей перестрелки четыре человека погибли и около десяти получили ранения. Эта первая пролитая на вильнюсских улицах кровь послужила детонатором социального взрыва, результатом которого стал распад СССР 1991 года.

Действия центральных властей, пытавшихся силой восстановить контроль над Прибалтикой, привели к самым негативным для них последствиям. Горбачев стал объектом острой критики со стороны представителей как российской, так и региональной демократической оппозиции. Выражая протест против применения военной силы в отношении мирных граждан, в отставку подали Е. Примаков, Л. Абалкин, А. Яковлев и ряд других бывших сподвижников Горбачева.

Ответом литовского правительства на действия Москвы стал референдум о выходе республики из состава СССР, проведенный 9 февраля, в ходе которого, свыше 90 % его участников высказались за независимость. Это можно с полным основанием назвать началом процесса, в результате которого в 1991 году произошел распад СССР.

Попытка реанимировать Союзный договор и триумф Б.Н. Ельцина

Следующим этапом в общей череде событий стал референдум, проведенный в стране 17 марта того же года. На нем 76 % граждан СССР высказались за сохранение Союза в обновленной форме, и введение поста президента России. В связи с этим в апреле 1991 года в президентской резиденции Ново-Огарево начались переговоры глав республик, входивших в состав СССР, о заключении нового Союзного договора. Председательствовал на них М.С. Горбачев.

В соответствии с итогами референдума были проведены и первые в истории России победу на которых одержал Б.Н. Ельцин, уверенно опередив остальных кандидатов, среди которых были такие известные политики, как В.В. Жириновский, Н.И. Рыжков, А.М. Тулеев, В.В. Бакатин и генерал А.М. Макашов.

Поиски компромисса

В 1991 году распаду СССР предшествовал весьма сложный и длительный процесс перераспределения властных полномочий между союзным центром и его республиканскими филиалами. Необходимость его была обусловлена именно учреждением в России президентского поста и избранием на него Б.Н. Ельцина.

Это значительно усложнило составление нового союзного договора, подписание которого было намечено на 22 августа. Заранее было известно, что готовится компромиссный вариант, предусматривающий передачу отдельным субъектам федерации широкого спектра полномочий, и оставляющий за Москвой решение лишь наиболее важных вопросов, таких как оборона, внутренние дела, финансы и ряд других.

Главные инициаторы создания ГКЧП

В этих условиях значительно ускорили распад СССР августовские события 1991 года. В историю страны они вошли как путч ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению), или неудавшаяся попытка совершения государственного переворота. Его инициаторами являлись политики, ранее занимавшие высокие государственные посты, и крайне заинтересованные в сохранении прежнего режима. Среди них были Г.И. Янаев, Б.К. Пуго, Д.Т. Язов, В.А. Крючков и ряд других. Их фото приведено ниже. Комитет был учрежден ими в отсутствии президента СССР - М.С. Горбачева, находившегося в то время на правительственной даче «Форос» в Крыму.

Чрезвычайные меры

Сразу после учреждения ГКЧП было объявлено о принятии его членами ряда экстренных мер, таких как введение на значительной части страны чрезвычайного положения и упразднения всех новообразованных властных структур, создание которых не предусматривалось Конституцией СССР. Кроме того, запрещалась деятельность оппозиционных партий, а также проведение демонстраций и митингов. Кроме того, было объявлено о готовящихся в стране экономических реформах.

Августовский путч 1991 года и распад СССР начались с распоряжения ГКЧП о введении войск в наиболее крупные города страны, среди которых была и Москва. Эта крайняя, и, как показала практика, весьма неразумная мера, была предпринята членами комитета для устрашения народа и придания их заявлению большего веса. Однако добились они как раз противоположного результата.

Бесславный конец путча

Захватив инициативу в свои руки, представители оппозиции организовали в ряде городов страны многотысячные митинги. В Москве их участниками стало более полумиллиона человек. Кроме того, противникам ГКЧП удалось склонить на свою сторону командование Московского гарнизона и тем самым лишить путчистов их главной опоры.

Следующим этапом путча и распада СССР (1991 год) стала поездка членов ГКЧП в Крым, предпринятая ими 21 августа. Потеряв последнюю надежду взять под свой контроль действия оппозиции, руководимой Б.Н. Ельциным, они отправились в «Форос» для переговоров с М.С. Горбачевым, который по их распоряжению был там изолирован от внешнего мира и фактически находился на положении заложника. Однако уже на следующий день все организаторы путча были арестованы и доставлены в столицу. Вслед за ними в Москву вернулся и М.С. Горбачев.

Последние усилия сохранить Союз

Так предотвратили государственный переворот 1991 года. Распад СССР был неизбежен, но еще предпринимались попытки сохранить хотя бы часть прежней империи. С этой целью М.С. Горбачев при составлении проекта нового союзного договора пошел на значительные и не предусмотренные ранее уступки в пользу союзных республик, наделяя их правительства еще большими полномочиями.

Кроме того, он был вынужден официально признать независимость Прибалтики, чем фактически запустил механизм распада СССР. В 1991 году Горбачевым была предпринята также попытка формирования качественно нового демократического союзного правительства. В его состав были приглашены популярные в народе демократы, такие как В.В. Бакатин, Э.А. Шеварднадзе и их сторонники.

Сознавая, что при сложившейся политической обстановке сохранить прежнюю структуру государства невозможно, в сентябре начали подготовку договора о создании нового конфедеративного Союза, в который прежние должны были войти на правах независимых субъектов. Однако работе над этим документом не суждено было завершиться. 1 декабря в Украине состоялся всенародный референдум, и на основании его результатов республика вышла из состава СССР, чем перечеркнула планы Москвы на создание конфедерации.

Беловежское соглашение, положившее начало созданию СНГ

Окончательный распад СССР произошел в 1991 году. Его юридическим обоснованием явился договор, заключенный 8 декабря на правительственной охотничьей даче «Вискули», расположенной в Беловежской пуще, от которой он и получил свое название. На основании документа, подписанного главами Беларуси (С. Шушкевичем), России (Б. Ельциным) и Украины (Л. Кравчуком), было образовано Содружество независимых государств (СНГ), положившее конец существованию СССР. Фото приведено выше.

Вслед за тем к соглашению, заключенному между Россией, Украиной и Беларусью, присоединились еще восемь республик бывшего Советского Союза. под документом поставили свои подписи главы Армении, Азербайджана, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Молдавии, Узбекистана и Туркмении.

Руководители прибалтийских республик с одобрением встретили известие о распаде СССР, но от вступления в СНГ воздержались. Грузия, во главе которой стоял З. Гамсахурдия, последовала их примеру, но вскоре, после того как в результате происшедшего в ней государственного переворота к власти пришел Э.А. Шеварднадзе, также вошла в новообразованное Содружество.

Президент, оставшийся не у дел

Заключение Беловежского соглашения вызвало крайне негативную реакцию со стороны М.С. Горбачева, занимавшего до той поры пост президента СССР, но после августовского путча лишенного реальной власти. Тем не менее историки отмечают, что в происшедших событиях есть значительная доля его личной вины. Недаром Б.Н. Ельцин в одном из интервью говорил, что соглашение, подписанное в Беловежской пуще, не разрушало СССР, а всего лишь констатировало этот давно свершившийся факт.

Поскольку Советский Союз перестал существовать, то была упразднена и должность его президента. В связи с этим 25 декабря оставшийся не у дел Михаил Сергеевич подал заявление об отставке с занимаемого им высокого поста. Рассказывают, что когда он через два дня явился в Кремль забрать свои вещи, то в принадлежавшем ему ранее кабинете уже вовсю хозяйничал новый президент России - Б.Н. Ельцин. Пришлось смириться. Время неумолимо двигалось вперед, открыв очередной этап в жизни страны и сделав достоянием истории распад СССР 1991 года, кратко описанный в этой статье.

В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказалось за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось.

Среди возможных причин называют следующие:

· СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990-1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

· СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

· сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

· советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

· единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;

· политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.

Последствия:

· распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств;

· коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;

· разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР;

· возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом (проблема беженцев и мигрантов).

1. Политическая либерализация привела к росту числа неформальных группировок, с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные фронты разных направлений (националистические, патриотические, либеральные, демократические и т. п.). Весной 1988 г. сформировался Демократический блок, в который вошли еврокоммунисты, социал-демократы, либеральные группировки.

В Верховном Совете сформировалась оппозиционная Межрегиональная депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа, члены которой стали выходить из партии.

Стали образовывать политические партии. Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности.

2. Распад социалистического лагеря («бархатная революция» в Чехословакии (1989), события в Румынии (1989), объединение Германии и исчезновение ГДР (1990), реформы в Венгрии, Польше и Болгарии.)

3. Рост националистического движения, Его причинами были ухудшение экономического положения в национальных регионах, конфликт местных властей с «центром»). Начались столкновения на национальной почве, с 1987 г. национальные движения приобрели организованный характер (движение крымских татар, движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, движение за независимость Прибалтики и пр.)

В то же время был разработан проект нового Союзного договора, значительно расширяющего права республик.

Идея союзного договора выдвигалась народными фронтами прибалтийских республик еще в 1988 г. Центр воспринял идею договора позднее, когда центробежные тенденции набирали силу и налицо был «парад суверенитетов». Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатов Российской Федерации. Была принята Декларация о государственном суверенитете РФ. Это означало, что Советский Союз как государственное образование теряет свою основную опору.

Декларация формально разграничивала полномочия центра и республики, что не противоречило Конституции. На практике же она устанавливала двоевластие в стране.

Пример России усилил сепаратистские тенденции в союзных республиках.

Однако нерешительные и непоследовательные действия центрального руководства страны не привели к успеху. В апреле 1991 г. союзный Центр и девять республик (за исключением Прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в войну законов.

В начале апреля 1990 г. был принят Закон Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР, которым устанавливалась уголовная ответственность за публичные призывы к насильственному свержению или изменению советского общественного и государственного строя.

Но почти одновременно с этим принят Закон О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, регламентировавший порядок и процедуру выхода из состава СССР посредством референдума. Был открыт легальный путь выхода из Союза.

Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Народного фронта была провозглашена борьба за независимость Украины; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты, принял программу перехода к суверенной Грузии. В Прибалтике сохранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вариант союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалистических Республик упоминался Союз Советских Суверенных Республик.

Но одновременно были подписаны двусторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавшими суверенитет друг друга независимо от Центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик.

4. В январе 1991 г. проводится денежная реформа, направленная на борьбу с теневой экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе. Население выражало недовольство дефицитом продовольствия и необходимых товаров.

Б.Н. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР.

На март был назначен референдум по вопросу сохранения СССР (противники Союза подвергли его легитимность сомнению, призывая к передаче власти Совету Федерации, состоящему из первых лиц республик). Большинство голосовавших высказались за сохранение СССР.

5. В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты начали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализации имущества КПСС. Официальные власти не могли остановить начавшийся процесс.

Референдум 17 марта 1991 г. подтвердил политический раскол общества, кроме того, резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих.

В июне 1991 г. проходили выборы Президента РСФСР. Был избран Б.Н. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового Союзного договора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаивали на конфедеративных принципах, другие - на федеративных. Предполагалось подписать договор в июле - августе 1991 г.

В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия военно-промышленного комплекса переходили в совместное ведение Союза и республик.

Много вопросов как о международном, так и о внутрисоюзном статусе республик оставались нерешенными. Неясными оставались вопросы о союзных налогах и распоряжении природными ресурсами, а также статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключали между собой двусторонние договоры, а Украина воздерживалась от подписания соглашения вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. Президентом России был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

6. 19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР. Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. На улицах столицы появилась бронетехника.

Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения.

Нерешительность членов ГКЧП, раскол в войсках, сопротивление населения больших городов (Москвы, Ленинграда и др.), поддержка, оказанная Президенту РСФСР Ельцину рядом правительств стран мира, и пр. обусловили неудачу попытки восстановить порядок в стране.

Вернувшийся 22 августа в Москву Горбачев утратил политическую инициативу, влияние и власть. После августовских событий процесс распада СССР и ликвидации институтов центральной власти ускорился.

Был распущен ЦК КПСС, деятельность партии приостановлена, а затем запрещена Президентом России. Резко сокращена компетенция КГБ за счет изъятия у него ряда функций и управлений. Произошли существенные кадровые изменения в структурах власти и руководстве средствами массовой информации.

Вслед за провалом путча восемь республик заявили о своей независимости, а три вновь образованные прибалтийские независимые государства в сентябре были признаны СССР.

В декабре Президенты России, Украины и Белоруссии в Минске заявили о том, что Советский Союз более не существует и что ими образовано Содружество Независимых Государств (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза (Беловежское соглашение). Позже в СНГ вступили еще восемь республик, после чего Горбачев объявил о прекращении исполнения им функций Президента СССР.

В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказалось за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось.

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

· СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990-1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

· СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

· сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции , а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

· советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

· единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями ;

· политический, экономический, идеологический кризис , который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит . Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.

Последствия:

· распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств;

· коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;

· разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР;

· возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом (проблема беженцев и мигрантов).


1. Политическая либерализация привела к росту числа неформальных группировок , с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные фронты разных направлений (националистические, патриотические, либеральные, демократические и т. п.). Весной 1988 г. сформировался Демократический блок, в который вошли еврокоммунисты, социал-демократы, либеральные группировки.

В Верховном Совете сформировалась оппозиционная Межрегиональная депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа, члены которой стали выходить из партии.

Стали образовывать политические партии . Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности .

2. Распад социалистического лагеря («бархатная революция» в Чехословакии (1989), события в Румынии (1989), объединение Германии и исчезновение ГДР (1990), реформы в Венгрии, Польше и Болгарии.)

3. Рост националистического движения, Его причинами были ухудшение экономического положения в национальных регионах, конфликт местных властей с «центром»). Начались столкновения на национальной почве, с 1987 г. национальные движения приобрели организованный характер (движение крымских татар, движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, движение за независимость Прибалтики и пр.)

В то же время был разработан проект нового Союзного договора, значительно расширяющего права республик .

Идея союзного договора выдвигалась народными фронтами прибалтийских республик еще в 1988 г. Центр воспринял идею договора позднее, когда центробежные тенденции набирали силу и налицо был «парад суверенитетов». Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатов Российской Федерации. Была принята Декларация о государственном суверенитете РФ . Это означало, что Советский Союз как государственное образование теряет свою основную опору.

Декларация формально разграничивала полномочия центра и республики, что не противоречило Конституции. На практике же она устанавливала двоевластие в стране .

Пример России усилил сепаратистские тенденции в союзных республиках.

Однако нерешительные и непоследовательные действия центрального руководства страны не привели к успеху. В апреле 1991 г. союзный Центр и девять республик (за исключением Прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в войну законов.

В начале апреля 1990 г. был принят Закон Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР, которым устанавливалась уголовная ответственность за публичные призывы к насильственному свержению или изменению советского общественного и государственного строя.

Но почти одновременно с этим принят Закон О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, регламентировавший порядок и процедуру выхода из состава СССР посредством референдума . Был открыт легальный путь выхода из Союза.

Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Народного фронта была провозглашена борьба за независимость Украины; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты, принял программу перехода к суверенной Грузии. В Прибалтике сохранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вариант союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалистических Республик упоминался Союз Советских Суверенных Республик.

Но одновременно были подписаны двусторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавшими суверенитет друг друга независимо от Центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик .

4. В январе 1991 г. проводится денежная реформа , направленная на борьбу с теневой экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе. Население выражало недовольство дефицитом продовольствия и необходимых товаров.

Б.Н. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР.

На март был назначен референдум по вопросу сохранения СССР (противники Союза подвергли его легитимность сомнению, призывая к передаче власти Совету Федерации, состоящему из первых лиц республик). Большинство голосовавших высказались за сохранение СССР.

5. В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты начали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализации имущества КПСС. Официальные власти не могли остановить начавшийся процесс.

Референдум 17 марта 1991 г. подтвердил политический раскол общества, кроме того, резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих.

В июне 1991 г. проходили выборы Президента РСФСР. Был избран Б.Н. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового Союзного договора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаивали на конфедеративных принципах, другие - на федеративных . Предполагалось подписать договор в июле - августе 1991 г.

В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия военно-промышленного комплекса переходили в совместное ведение Союза и республик.

Много вопросов как о международном, так и о внутрисоюзном статусе республик оставались нерешенными. Неясными оставались вопросы о союзных налогах и распоряжении природными ресурсами, а также статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключали между собой двусторонние договоры, а Украина воздерживалась от подписания соглашения вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. Президентом России был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

6. 19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП) , заявивший о намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР. Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. На улицах столицы появилась бронетехника.

Распад СССР - процессы, происходившие в общественно-политической жизни и экономике Советского Союза во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века, приведшие к прекращению существования СССР 26 декабря 1991 года и образование на его месте независимых государств.

С 1985 года Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв и его сторонники начали политику перестройки. Попытки реформирования советской системы привели к углублению кризиса в стране. На политической арене этот кризис выразился как противостояние Президента СССР Горбачёва и Президента РСФСР Ельцина. Ельцин активно пропагандировал лозунг о необходимости суверенитета РСФСР.

Общий кризис

Распад СССР происходил на фоне начала общего экономического, внешнеполитического и демографического кризиса. В 1989 году впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением).

В период 1989-1991 доходит до максимума главная проблема советской экономики - хронический товарный дефицит; из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. По всей стране вводится нормированное снабжение в форме талонов.

С 1991 года впервые зафиксирован демографический кризис (превышение смертности над рождаемостью).

Отказ от вмешательства во внутренние дела других стран влечёт за собой массовое падение просоветских коммунистических режимов в Восточной Европе в 1989 году. В Польше приходит к власти бывший лидер профсоюза «Солидарность» Лех Валенса (9 декабря 1990), в Чехословакии - бывший диссидент Вацлав Гавел (29 декабря 1989). В Румынии, в отличие от других стран Восточной Европы, коммунисты были смещены силой, а президент Чаушеску вместе с женой расстрелян по приговору трибунала. Таким образом, происходит фактический коллапс советской сферы влияния.

На территории СССР разгорается ряд межнациональных конфликтов.

Первым проявлением напряжённости в период перестройки стали события в Казахстане. 16 декабря 1986 г. в Алма-Ате состоялась демонстрация протеста после того, как Москва пыталась навязать на пост первого секретаря ЦК КП КазССР своего ставленника Колбина В. Г., работавшего до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС и не имевшего к Казахстану никакого отношения. Эта демонстрация была подавлена внутренними войсками. Некоторые её участники «пропали без вести», либо попали в тюремное заключение. Эти события известны под названием «Желтоксан».

Наибольшей остротой отличался начавшийся в 1988 году Карабахский конфликт. Происходят массовые погромы как армян, так и азербайджанцев. В 1989 году Верховный Совет Армянской ССР объявляет о присоединении Нагорного Карабаха, Азербайджанская ССР начинает блокаду. В апреле 1991 между двумя советскими республиками фактически начинается война.

В 1990 происходят беспорядки в Ферганской долине, особенностью которой является смешение нескольких среднеазиатских национальностей. Решение о реабилитации депортированных Сталиным народов приводит к нарастанию напряжённости в ряде регионов, в частности, в Крыму - между вернувшимися крымскими татарами и русскими, в Пригородном районе Северной Осетии - между осетинами и вернувшимися ингушами.

7 февраля 1990 ЦК КПСС объявил об ослаблении монополии на власть, в течении нескольких недель прошли первые конкурентные выборы. В течение 1990-1991 произошёл т. н. «парад суверенитетов», в ходе которого все союзные (в том числе РСФСР одной из первых) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что начало «войну законов». Также ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Эти конфликты перерезали многие экономические связи, что ещё больше ухудшило экономическое положение в СССР.

Первой территорией СССР, объявившей независимость в январе 1990 в ответ на бакинские события, была Нахичеванская АССР. До массового обвала СССР в результате действий ГКЧП объявили о независимости две союзные республики (Литва и Грузия), об отказе вступать в предполагавшийся новый Союз и переходе к независимости - ещё четыре (Эстония, Латвия, Молдавия, Армения).

Сразу после событий ГКЧП независимость провозгласили почти все оставшиеся союзные республики, а также несколько автономных вне России, часть из которых позже стали т. н. непризнанными государствами.

Отделение Литвы.

3 июня 1988 в Литве было основано движение за независимость Саюдис. В январе 1990 визит Горбачёва в Вильнюс вызвал демонстрацию сторонников независимости численностью до 250 тыс. чел.

11 марта 1990 Верховный Совет Литвы во главе с Витаутасом Ландсбергисом провозгласил независимость. Таким образом, Литва стала первой из союзных республик, объявившей независимость, и одной из двух, которые сделали это до событий ГКЧП. Независимость Литвы не была признана центральным правительством СССР и почти всеми другими странами. Советским правительством была начата экономическая блокада Литвы, а позже были применены войска.

Отделение Эстонии.

В 1988 образован Народный Фронт Эстонии, провозгласивший целью восстановление независимости. В июне 1988 в Таллине происходит т. н. «поющая революция» - на традиционном фестивале на Певческом поле принимают участие до ста тыс. чел. 23 марта 1990 Компартия Эстонии выходит из состава КПСС.

30 марта 1990 Верховный Совет Эстонии провозгласил вхождение в СССР в 1940 году незаконным, и начал процесс преобразования Эстонии в независимое государство.

Отделение Латвии.

В Латвии в период 1988-1990 происходит усиление Народного Фронта Латвии, выступающего за независимость, нарастает борьба с Интерфронтом, выступающим за сохранение членства в СССР.

4 мая 1990 Верховный Совет Латвии провозглашает переход к независимости. 3 марта 1991 требование подкреплено референдумом.

Особенностью отделения Латвии и Эстонии является то, что, в отличие от Литвы и Грузии, до полного распада СССР они объявляли не независимость, а «мягкий» «переходный процесс» к ней, а также то, что, в целях обретения контроля на своей территории в условиях сравнительно небольшого относительного большинства титульного населения, республиканское гражданство было предоставлено только лицам, проживавшим в этих республиках на момент их присоединения к СССР, и их потомкам.

Центральное союзное правительство предприняло силовые попытки пресечения достижения независимости прибалтийскими республиками. 13 января 1991 отряд спецназа и группа «Альфа» взяли штурмом телебашню в Вильнюсе и остановили республиканское телевещание. 11 марта 1991 образован Комитет национального спасения Литвы, введены войска. Один из самых известных лиц демократического движения того времени - петербургский журналист Александр Невзоров, ведущий популярную передачу «600 секунд», освещает события в Вильнюсе, одобряя действия спецназа, в репортажах много раз повторяется слово «Наши». 31 июля 1991 произошло столкновение ОМОНа с литовскими пограничниками в Медининкай.

Отделение Грузии.

Начиная с 1989 года в Грузии возникает движение за выход из состава СССР, которое усиливается на фоне разрастания грузино-абхазского конфликта. 9 апреля 1989 года в Тбилиси происходят столкновения с войсками с жертвами среди местного населения.

28 ноября 1990 в ходе выборов сформирован Верховный Совет Грузии во главе с радикальным националистом Звиадом Гамсахурдиа, который позже (26 мая 1991) был избран президентом на всенародном голосовании.

9 апреля 1991 Верховный Совет провозгласил независимость на основании результатов проведённого референдума. Грузия стала второй из союзных республик, объявившей независимость, и одной из двух, которые сделали это до событий ГКЧП.

Входившие в состав Грузии автономные республики Абхазия и Южная Осетия объявили о непризнании независимости Грузии и о желании остаться в составе Союза, а позже образовали непризнанные государства.

Отделение Азербайджана.

В 1988 образован Народный фронт Азербайджана. Начало карабахского конфликта привело к ориентации Армении в сторону России, вместе с тем привело к усилению в Азербайджане протурецких элементов.

После того как на антиармянских вначале демонстрациях в Баку зазвучали требования о независимости они были подавлены 20-21 января 1990 Советской Армией.

Отделение Молдавии.

Начиная с 1989 года в Молдавии усиливается движение за выход из состава СССР, и государственное объединение с Румынией.

Октябрь 1990 - столкновения молдаван с гагаузами - национальным меньшинством на юге страны.

23 июня 1990 Молдавия объявляет о суверенитете. Независимость Молдавия провозглашает после событий ГКЧП - 27 августа 1991.

Население восточной и южной Молдавии, стремясь избежать интеграции с Румынией, объявило о непризнании независимости Молдавии и провозгласило образование новых республик Приднестровская Молдавская Республика и Гагаузии, которые изъявили желание остаться в Союзе.

Отделение Украины.

В сентябре 1989 года основано движение украинских национал-демократов Народный рух Украины (Народное движение Украины), которое участвовало в выборах 30 марта 1990 года в Верховную Раду (Верховный Совет) Украины, и получило в ней значительное влияние.

В ходе событий ГКЧП 24 августа 1991 Верховная Рада Украины приняла декларацию о независимости.

Позже в Крыму, благодаря русскоязычному большинству населения, не желавшему отделения от России, на недолгое время был провозглашён суверенитет Республики Крым.

Попытки отделения Татарстана и Чечни

Татарстан 30 августа 1990 принял Декларацию о суверенитете, в которой, в отличие от некоторых союзных и почти всех других автономных российских (кроме Чечено-Ингушетии) республик, не было указано членство республики ни в составе РСФСР, ни СССР и было объявлено, что как суверенное государство и субъект международного права она заключает договоры и союзы с Россией и другими государствами. В ходе распада СССР и позже Татарстан с такой же формулировкой принял декларации и постановления об акте о независимости и вхождении в СНГ, провёл референдум, принял конституцию.

Аналогично не указывалось членство в РСФСР и СССР в принятой 27 ноября 1990 Декларации о суверенитете Чечено-Ингушской Республики. 8 июня 1991 была объявлена независимость Чеченской Республики Нохчи-чо - чеченской части бывшей Чечено-Ингушетии.

Позже (весной 1992) Татарстан и Чечня-Ичкерия (а также Ингушетия) не подписали Федеративный Договор об учреждении обновлённой Российской Федерации.

Референдум 1991 года о сохранении СССР

В марте 1991 года состоялся референдум, на котором проголосовало за сохранение СССР подавляющее большинство населения в каждой из республик.

В шести союзных республиках (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), которые ранее объявили о независимости или о переходе к независимости, всесоюзный референдум фактически не проводился (властями этих республик не были сформированы Центральные избирательные комиссии, всеобщего голосования населения не было) за исключением некоторых территорий (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье), но в другое время проводились референдумы о независимости.

На основе концепции референдума предполагалось заключение 20 августа 1991 нового союза - Союза Суверенных Государств (ССГ) как мягкой федерации.

Однако, хотя на референдуме подавляющее количество голосов было отдано за сохранение целостности СССР.

Роль органов власти РСФСР в распаде Советского Союза

Россия также входила в СССР как одна из союзных республик, представлявшая подавляющее большинство населения СССР, его территории, экономического и военного потенциала. Центральные органы РСФСР также находились в Москве, как и общесоюзные, однако традиционно воспринимались как второстепенные по сравнению с органами власти СССР.

С избранием Бориса Ельцина главой этих органов власти РСФСР постепенно взяла курс на провозглашение собственной независимости, и на признание независимости остальных союзных республик, что создавало возможность сместить Михаила Горбачёва, распустив все общесоюзные учреждения, которые он мог бы возглавить.

12 июня 1990 Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете, установив приоритет республиканских законов над союзными. С этого момента общесоюзные органы власти начали терять контроль над страной; «парад суверенитетов» усилился.

12 января 1991 Ельцин подписывает с Эстонией договор об основах межгосударственных отношений, в котором РСФСР и Эстония признают друг друга суверенными государствами.

На посту Председателя Верховного Совета Ельцин смог добиться учреждения поста Президента РСФСР, и 12 июня 1991 выиграл всенародные выборы на эту должность.

ГКЧП и его последствия

Ряд государственных и партийных деятелей для сохранения единства страны предприняли попытку государственного переворота и смещения лиц, находящихся у власти в СССР и ведущих антисоветскую политику, действия направленные против своего? же народа (ГКЧП, известную также как «августовский путч» 19 августа 1991).

Поражение путча фактически привело к краху центральной власти СССР, переподчинению властных структур республиканским лидерам и распаду Союза. В течение месяца после путча объявили о независимости одна за другой власти почти всех союзных республик. Некоторые из них для придания легитимности этим решениям провели референдумы о независимости.

Ни одна из республик не выполнила при этом всех процедур, предписываемых законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР». Государственный Совет СССР (созданный 5 сентября 1991 орган, состоящий из глав союзных республик под председательством Президента СССР) формально признал независимость лишь трёх балтийских республик (6 сентября 1991, постановления Госсовета СССР №№ ГС-1, ГС-2, ГС-3). 4 ноября В. И. Илюхин возбудил уголовное дело против Горбачёва по статье 64 УК РСФСР (измена Родине) в связи с данными постановлениями Госсовета. По мнению Илюхина, Горбачёв, подписав их, нарушил присягу и Конституцию СССР и нанёс ущерб территориальной неприкосновенности и государственной безопасности СССР. После этого Илюхин был уволен из прокуратуры СССР. Что доказывает его правоту.

Подписание Беловежских соглашений. Основание СНГ

8 декабря 1991 года главы 3 республик - Белоруссия, Россия и Украина - на встрече в Беловежской пуще (Белоруссия) констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 11 декабря Комитет конституционного надзора СССР выступил с заявлением, осуждавшим Беловежское соглашение. Практических последствий это заявление не имело, так как у власти находились те, кто своими действиями уже нарушили Конституцию СССР, пошли против страны, предали интересы государства, которые они же и должны были отстаивать, фактически не выполняя свои должностные обязанности, и в конечном итоге добились своей цели: распада СССР.

16 декабря последняя республика СССР - Казахстан - провозгласила свою независимость. Таким образом, в последние 10 дней своего существования СССР, ещё не упразднённый юридически, фактически был государством без территории.

Завершение распада. Ликвидация властных структур СССР

25 декабря Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям», подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил и передал управление стратегическим ядерным оружием Президенту России Б.Ельцину.

26 декабря сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, сохранившей кворум - Совета Республик (образованной Законом СССР от 05.09.1991 N 2392-1), - из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР, а также ряд других документов (постановление об освобождении от должности судей Верховного и Высшего арбитражного судов СССР и коллегии Прокуратуры СССР (№ 143-Н), постановления об освобождении от должности председателя Госбанка В. В. Геращенко (№ 144-Н) и его первого заместителя В. Н. Куликова (№ 145-Н)).