«Нос» часто называют самой загадочной повестью Николая Васильевича Гоголя . Она была написана в 1833 году для журнала «Московский наблюдатель», который редактировали друзья писателя. Но произведение редакция не приняла, назвав его грязным и пошлым. Это первая загадка: почему друзья Гоголя отказались от публикации? Какую грязь и пошлость они усмотрели в этом фантастическом сюжете? В 1836 году Александр Пушкин уговорил Гоголя опубликовать «Нос» в «Современнике». Для этого автор переработал текст, изменив финал и усилив сатирическую направленность.

В предисловии к публикации Пушкин назвал повесть веселой, оригинальной и фантастической, подчеркнув, что она доставила ему удовольствие. Прямо противоположный отзыв от Александра Сергеевича – еще одна загадка. Ведь Гоголь кардинально не менял произведение, второй вариант принципиально не отличался от первого.

Много непонятных моментов можно найти и в фантастическом сюжете повести. Здесь нет четко обозначенных мотивов бегства носа, странной выглядит роль цирюльника в этой истории: почему именно у него объявился сбежавший нос, да еще и в хлебе? В повести размыт образ зла , скрыт движущий мотив многих поступков, нет явной причины для наказания Ковалева. Заканчивается повесть также вопросом: почему нос вернулся на место без каких-либо объяснений?

В произведении четко прописаны некоторые второстепенные детали, которые не влияют на развитие событий, а более существенные факты, действующие лица и обстановка изображены весьма схематично. Такой «прокол» можно бы и простить начинающему автору, но Гоголь в период создания повести был уже зрелым литератором. Следовательно, детали важны, но в чем тогда их значимость? Эти загадки породили в среде критиков много разных версий.

Большинство специалистов справедливо причисляют произведение к жанру сатиры на современное общество, где человека оценивают не по личным качествам, а по чину. Вспомним, как робко заговаривает Ковалев с собственным носом. Ведь тот облачен в мундир, который показывает, что перед майором чиновник более высокого ранга.

Интересен образ квартального надзирателя . Он заметил издалека, что цирюльник что-то бросил в воду, но разглядел утерянную часть тела, только нацепив очки. Конечно, ведь нос был в блестящем мундире и при шпаге, а при виде господ, полиция всегда близорука. Поэтому арестован цирюльник, кто-то ведь должен ответить за происшествие. Бедный пьяница Иван Яковлевич идеально подошел на роль «стрелочника» .

Типичен главный герой произведения майор Ковалев. Это провинциал без образования, получивший свой чин на Кавказе. Такая деталь говорит о многом. Ковалев хваток, энергичен, храбр, иначе не выслужился бы на передовой. Он амбициозен, предпочитает, чтобы его называли военным чином «майор», а не гражданским – «коллежский асессор» . Ковалев метит в вице-губернаторы и мечтает о выгодной женитьбе: «в таком случае, когда за невестой случится двести тысяч капиталу» . Но теперь Ковалев очень страдает из-за того, что не может приударить за дамами.

Все мечты майора рассыпаются в прах после исчезновения носа, ведь вместе с ним потеряны лицо и репутация. В это время нос поднимается по карьерной лестнице выше хозяина, за что угодливо принят в обществе.

Комичен цирюльник, носящий фрак. Его неопрятность (воняющие руки, оборванные пуговицы, пятна на одежде, небритость) контрастируют с профессией, призванной делать людей чище и аккуратнее. Дополняет галерею юмористических персонажей доктор, который проводит диагностику щелчками.

Однако жанр сатирической фантасмагории лишь частично раскрывает тайны повести. Критики давно заметили, что произведение представляет собой некий шифр, прекрасно понятный современникам Гоголя и совершенно непостижимый для нас. Существует несколько версий на этот счет. Одна из них: Гоголь в завуалированном виде изобразил некое скандальное происшествие, хорошо известное в его обществе. Этот факт объясняет отказ в первой публикации (скандал был еще свеж), благосклонность известного любителя эпатажа Пушкина и негативную оценку критиков.

Некоторые исследователи находят в повести параллели с известными лубочными сюжетами. В 30-х годах XIX века лубок считался «низким» жанром, особенно презираемым в светском обществе. Близость Гоголя к народным традициям вполне могла привести писателя к такому своеобразному эксперименту. Есть и более экзотические версии: борьба с собственными комплексами автора по поводу своей внешности, расшифровка популярного сонника и т. п.

Но ясной и правильной трактовки повести «Нос» мы пока не дождались. «Во всем этом, право, есть что-то» , – лукаво заявил в конце произведения Гоголь.

  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

Повесть «Нос» Н. В. Гоголя была написана в 1832 – 1833 годах. Впервые произведение опубликовали в 1836 году в журнале «Современник». Повесть является одним из ярчайших сатирических абсурдистских произведений русской литературы.

Главные герои

Платон Кузьмич Ковалев – «маиор», коллежский асессор, служивший на Кавказе. Всегда следил за тем, чтобы его внешний вид был безупречен. В Петербург Ковалев приехал для того, чтобы получить вице-губернаторское» или «экзегуторское» место, хотел жениться на богатой невесте.

Иван Яковлевич – « цырюльник», «страшный пьяница» и «большой циник», всегда ходил небритым, неопрятно выглядел.

Глава 1

«Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно-странное происшествие» . Цирюльник Иван Яковлевич находит в свежем хлебе нос коллежского асессора Ковалева, которого он брил по средам и воскресеньям.

Иван Яковлевич пытается незаметно выбросить находку, но мужчине постоянно мешают. В отчаянии цирюльник направляется к Исакиевскому мосту и бросает тряпку с носом в Неву. Радуясь разрешению проблемы, цирюльник вдруг замечает в конце моста квартального надзирателя и героя задерживают.

Глава 2

Проснувшись утром, коллежский асессор Ковалев, желая посмотреть на выскочивший у него на носу прыщик, обнаруживает вместо носа абсолютно гладкое место. Ковалев немедленно отправляется к обер-полицмейстеру. По дороге, возле одного из домов герой замечает карету, из которой выпрыгивает господин в мундире и бежит вверх по лестнице. В изумлении Ковалев понимает, что это был его нос. Через две минуты нос вышел в «мундире, шитом золотом» со шпагой на боку. «По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника» . Нос сел в карету и уехал в Казанский собор. Следуя за носом, Ковалев также заходит в собор и видит, как нос «с выражением величайшей набожности молился» . Ковалев деликатно обратился к носу, пытаясь уговорить вернуться его на место, но нос делал вид, что не понимает, о чем идет речь, в конце сказав, что он «сам по себе».

В отчаянии Ковалев решает подать объявление о пропаже носа в газету, однако ему отказывают, так как от такой статьи «газета может потерять репутацию» . Желая как-то подбодрить огорченного Ковалева, работающий в газете чиновник предлагает ему понюхать «табачку» . Возмутившись, герой отправился к частному приставу. Частный пристав принял Ковалева достаточно сухо, сказав, «что у порядочного человека не оторвут носа и что много есть на свете всяких маиоров, которые не имеют даже и исподнего в приличном состоянии и таскаются по всяким непристойным местам» .

Ковалев решает, что в случившемся виновата «штаб-офицерша Подточина» , которая хотела женить героя на своей дочери. По мнению асессора, она «наняла для этого каких-нибудь колдовок-баб» . Ковалев пишет Подточиной письмо с угрозой, но, получив ответ, понимает, что она не имеет никакого отношения к пропаже носа.

Внезапно к Ковалеву приходит полицейский чиновник, который в начале произведения стоял на конце Исакиевского моста, и рассказывает, что нос героя найден: «его перехватили почти на дороге. Он уже садился в дилижанс и хотел уехать в Ригу» . Чиновник принес его с собой. Ковалев очень рад находке, но все его попытки «поместить нос на свое место» безуспешны. Не помогает Ковалеву и доктор, который посчитал, что лучше все оставить как есть. По Петербургу быстро разлетаются слухи о том, что нос асессора видели в разных частях города.

Глава 3

7 апреля нос Ковалева неизвестным образом оказался снова на своем месте. Теперь Иван Яковлевич бреет мужчину с особой осторожностью, стараясь не прикасаться к его носу. «И после того маиора Ковалева видели вечно в хорошем юморе, улыбающегося, преследующего решительно всех хорошеньких дам».

«Вот какая история случилась в северной столице нашего обширного государства! Теперь только по соображении всего видим, что в ней есть много неправдоподобного» . Однако «кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете; редко, но бывают» .

Заключение

В повести «Нос» Гоголь остро осмеивает недостатки современного ему общества, для которого типичными были такие типы людей как коллежский асессор Ковалев. То, что Ковалев по сюжету повести теряет именно нос, не случайно – этим автор подчеркивает душевную и умственную бедность героя, для которого внешность была единственным его достоинством.

Краткий пересказ «Носа» Гоголя будет интересен учащимся школ, студентам и всем ценителям русской литературы.

Тест по повести

Небольшой тест на знание содержания произведения:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 1455.

Повесть "Нос" - одно из самых веселых, оригинальных, фантастических и неожиданных произведений Николая Гоголя. Автор долго не соглашался на публикацию этой шутки, однако друзья уговорили его. Повесть была впервые напечатана в журнале "Современник", в 1836 году, с примечанием А.С. Пушкина. С тех пор вокруг этого произведения не утихают горячие споры. Реальное и фантастическое в повести Гоголя "Нос" сочетается в самых причудливых и необыкновенных формах. Здесь автор достиг вершины своего сатирического мастерства и нарисовал подлинную картину нравов своего времени.

Блистательный гротеск

Это один из самых любимых литературных приемов Н.В. Гоголя. Но если в ранних произведениях он использовался для того, чтобы создать в повествовании атмосферу загадочности и таинственности, то в более поздний период превратился в способ сатирического отображения окружающей действительности. Повесть "Нос" - наглядное тому подтверждение. Необъяснимое и странное исчезновение носа с физиономии майора Ковалева и невероятное самостоятельное существование его отдельно от хозяина наводят на мысль о противоестественности порядков, при которых высокий статус в обществе значит гораздо больше, чем сам человек. При таком положении вещей любой неодушевленный предмет может внезапно получить значительность и вес, если приобретет надлежащий чин. В этом основная проблематика повести "Нос".

Особенности реалистического гротеска

В позднем творчестве Н.В. Гоголя преобладает реалистический гротеск. Он направлен на то, чтобы раскрыть противоестественность и абсурдность действительности. С героями произведения происходят невероятные вещи, но они помогают вскрыть типичные черты окружающего мира, выявить зависимость людей от общепринятых условностей и норм.

Современники Гоголя не сразу оценили сатирический талант писателя. Только сделавший много для правильного понимания творчества Николая Васильевича, однажды заметил, что в "уродливом гротеске", который тот использует в своем творчестве, содержится "бездна поэзии" и "бездна философии", по своей глубине и достоверности достойная "кисти Шекспира".

"Нос" начинается с того, что 25 марта в Санкт-Петербурге случилось "необыкновенно странное происшествие". Иван Яковлевич, цирюльник, утром обнаруживает в свежеиспеченном хлебе нос. Он сбрасывает его с Исаакиевского моста в реку. Хозяин носа, коллежский асессор, или майор, Ковалев, проснувшись поутру, не находит у себя на физиономии важной части тела. В поисках пропажи он направляется в полицию. По дороге встречает свой собственный нос в облачении статского советника. Преследуя беглеца, Ковалев направляется за ним в Казанский собор. Он пытается вернуть нос на место, но тот лишь молится с "величайшим усердием" и указывает хозяину на то, что между ними не может быть ничего общего: Ковалев служит по другому ведомству.

Отвлекшись на изящную даму, майор теряет взбунтовавшуюся часть тела из виду. Предприняв несколько безуспешных попыток найти нос, хозяин возвращается домой. Там ему возвращают пропажу. Полицмейстер схватил нос при попытке бегства по чужим документам в Ригу. Радость Ковалева длится недолго. Он не может приставить часть тела на прежнее место. Краткое содержание повести "Нос" этим не исчерпывается. Как герою удалось выйти из этого положения? Доктор ничем не может помочь майору. По столице меж тем ползут любопытные слухи. Кто-то видел нос на Невском проспекте, кто-то - в В результате он сам вернулся на прежнее место 7 апреля, чем доставил хозяину немалую радость.

Тема произведения

Так в чем смысл столь невероятного сюжета? Основная тема повести Гоголя "Нос" - это потеря персонажем частички своего "я". Вероятно, это происходит под воздействием нечистой силы. Организующая роль в сюжете отводится мотиву преследования, хотя конкретное воплощение сверхъестественной силы Гоголем не указывается. Тайна захватывает читателей буквально с первой фразы произведения, о ней все время напоминается, она достигает своей кульминации...но разгадки нет даже в финале. Покрыто мраком неизвестности не только загадочное отделение носа от тела, но и то, как он мог существовать независимо, да еще в статусе высокопоставленного чиновника. Таким образом, реальное и фантастическое в повести Гоголя "Нос" переплетается самым немыслимым образом.

Реальный план

Он воплощается в произведении в форме слухов, о которых автор все время упоминает. Это сплетни о том, что нос регулярно совершает променад по Невскому проспекту и другим людным местам; о том, что он как будто заглядывал в магазин и так далее. Для чего Гоголю понадобилась подобная форма сообщения? Сохраняя атмосферу таинственности, он сатирически высмеивает авторов глупых слухов и наивную веру в невероятные чудеса.

Характеристика главного героя

За что майор Ковалев заслужил к себе такое внимание сверхъестественных сил? Ответ кроется в содержании повести "Нос". Дело в том, что главный герой произведения - отчаянный карьерист, готовый на все ради повышения по службе. Он сумел получить чин коллежского асессора без экзамена, благодаря службе на Кавказе. Заветная цель Ковалева - выгодно жениться и стать высокопоставленным чиновником. А пока, чтобы придать себе больше веса и значительности, он везде именует себя не коллежским асессором, а майором, зная о преимуществе военных званий над гражданскими. «Он мог простить всё, что ни говорилось о нем самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию», - пишет о своем герое автор.

Вот нечистая сила и посмеялась над Ковалевым, не только отобрав у него важную часть тела (без нее карьеры не сделать!), но и наделив последнюю генеральским чином, то есть придав ей больше веса, чем самому хозяину. Правильно, нечего Реальное и фантастическое в повести Гоголя "Нос" заставляет задуматься над вопросом "что важнее - личность или ее статус?". И ответ выходит неутешительным...

Намеки гениального автора

В повести Гоголя много сатирических тонкостей, прозрачных намеков на реалии современного ему времени. Например, в первой половине 19 века очки считались аномалией, придающей облику офицера или чиновника некоторую неполноценность. Для того чтобы носить этот аксессуар, требовалось специальное разрешение. Если герои произведения в точности соблюдали предписания и соответствовали форме, то Нос в мундире приобретал для них важность значительного лица. Но стоило полицмейстеру "выйти" из системы, нарушить строгость мундира и надеть очки - он тотчас заметил, что перед ним всего лишь нос - часть тела, бесполезная без своего хозяина. Так переплетается реальное и фантастическое в повести Гоголя "Нос". Недаром современники автора зачитывались этим неординарным произведением.

Многие литераторы отмечали, что "Нос" - это великолепный образец фантастики, гоголевской пародии на различные предрассудки и наивную веру людей в мощь сверхъестественных сил. Фантастические элементы в произведениях Николая Васильевича - это способы сатирического отображения пороков общества, а также утверждение реалистического начала в жизни.

"Петербургские повести" Гоголя пользовались неизменной популярностью читающей публики с момента выхода в свет. Но для тех, кто не желает окунуться в атмосферу гоголевского Петербурга или просто не имеет на это времени, мы предлагаем прочитать краткое содержание. Гоголь, «Нос». Попробуем передать особое настроение этого произведения.

Глава 1. Парикмахер и нос майора

Начинается повесть с того, что парикмахер Иван Яковлевич просыпается у себя дома и собирается завтракать. Думая, кофе ему выпить или, может быть, хлеба съесть с луком. Иван Яковлевич вынужден выбирать, так как натура его жены такова, что она не позволяет мужу есть бутерброд с луком и запивать его горячим кофе. Герой останавливается на хлебе и луке, режет и тут обнаруживает в нем нос коллежского асессора Ковалева (он предпочитал, чтобы его называли майором). Таково самого начала краткое содержание. Гоголь «Нос» написал так, что он интригует читателя с первых строк.

Ивану Яковлевичу становится дурно. К тому же жена, увидев нос, начинает на него кричать и требовать, чтобы он выбросил эту мерзость из дома.

Несмотря на то что персонаж первой главы был цирюльником, выглядит он неопрятно: на одежде не хватает пуговиц, а сам мужчина был вечно небрит и с похмелья. И именно в таком всегдашнем своем виде он поплелся прочь из дома, чтобы исполнить наказ жены.

Но удача не сопутствовала герою, ибо прошел он много, а подходящего места для того, чтобы избавиться от носа, так и не отыскал. Его все время отвлекали знакомые люди. И вот он оказывается у Исаакиевского моста и, кинув с него свою злополучную находку, рассчитывает отправиться по своим делам. Но его задерживает квартальный надзиратель. Здесь делает остановку краткое содержание. Гоголь «Нос» создал таким образом, что основное действие этой повести перенесено на вторую главу.

Глава 2. Поиски майором своего носа

Утром того же дня, когда парикмахер обнаружил у себя в хлебе нос, майор Ковалев оного не нашел. Хотел он посмотреть на прыщ, который давеча вскочил, но ни прыща, ни носа не было на месте, а вместо них только ровная поверхность. Несмотря на жуткость всего происходящего (о чем и рассказывает краткое содержание), Гоголь «Нос» щедро сдабривает неповторимым авторским юмором.

Конечно, Ковалев, как и любой человек, жутко перепугался и сразу побежал к обер-полицмейстеру, и уже выходя от него (блюстителя порядка майор не застал), он видит, как его собственный нос садится в карету и едет в Казанский собор на службу. Главное, что нос героя одет в наряд статского советника, т.е. он по чину выше хозяина. Ковалев проследовал за частью своего тела в собор, где попытался с ним робко заговорить, но нос пресек всякое общение, сказав, что они с ним решительно не знакомы. Обескураженный герой выходит из церкви. Гоголь «Нос» (краткое содержание, надеемся, это дает почувствовать) написал так, что до последней главы сюжет сохраняет интригу.

Мотаясь по городу в поисках решения, Ковалев забредает в газету, где умоляет дать объявление о пропаже носа, но ему под разными благовидными предлогами отказывают, ссылаясь на правила приличия, мол, негоже всякую околесицу в достойных печатных изданиях публиковать.

Ковалев в отчаянии возвращается домой. Думает о том, кто и, главное, как смог похитить у него нос. Всплывает версия: штаб-офицерша Подточина отомстила и навела на него знахарок в отместку за то, что он никак не хотел жениться на ее дочери.

Грустные размышления героя прерывает появление в доме майора полицейского. Он сообщает хозяину: перехвачен его нос с поддельным паспортом. По всей видимости, он намеревался уехать в Ригу. Ковалев вне себя от счастья, даже денег дал служаке. И казалось, здесь Гоголь «Нос» (краткое содержание также бы оборвалось) мог бы закончить, но это еще не конец истории.

Как выясняется в дальнейшем, радоваться рано: нос не желает возвращаться на прежнее место. Ковалев даже зовет доктора, но том ничем не может помочь, лишь просит продать нос для опытов. Правда, врач говорит, что купит этот удивительный анатомический экземпляр только за приемлемую цену. Ковалев в ярости говорит: «Ни за что не продам». Герой снова возвращается к версии о порче и даже пишет письмо обозначенной выше даме (Подточиной). Правда, из этого ничего не выходит, так как она отвечает в таком духе, что сомнений быть не может, опасения Ковалева напрасны. Это не колдовство. Н. В. Гоголь «Нос» (краткое содержание это доказывает) написал так, чтобы было видно: главный герой испытывает нешуточные страдания.

Слухи

Тем временем по всему Петербургу ползут слухи, что то в одном, то в другом месте видят самостоятельно прогуливающийся нос. Некоторые удалые люди даже делают на этом деньги, но толпа, собирающаяся то там, то здесь, никакого самостоятельно шагающего по улицам города носа не имеет чести видеть.

Глава 3. Нос возвращается домой

Так или иначе, но спустя две недели после начала рассказа нос возвращается на прежнее место. И надо сказать, что отсуствие очень важной части лица пошло майору только на пользу. Он со всеми приветлив и мил. Другими словами, «тишь, да гладь - божья благодать».

Повесть Гоголя «Нос» (краткое содержание не содержит этой части) заканчивается послесловием автора, которое хотя и забавно, но уже не имеет прямого отношения к делу.


Тема повести: фантастическое и реальное в обрисовке петербургской действительности при помощи сатиры.

Идея повести: вынудить людей ощутить пошлость, которая их окружает, так как у пошлости единственная мысль о себе, потому что она неразумна и ограничена и ничего вокруг, кроме себя, не увидит и не поймет.

Характеристика главных героев:

Ковалёв – коллежский асессор, «человек не злой и не добрый», все его мысли зациклены на собственной личности. Личность эта незаметная и он старается ее приукрасить. Говорит о своих знакомствах с влиятельными людьми. Очень захвачен заботами о своей наружности. Как растормошить этого человека? Только поставить в семейное положение.

Иван Яковлевич – цирюльник, как всякий русский мастеровой «был пьяница страшный», неопрятный.

Находка носа Ковалёва, которого он брил два раза в неделю, заставила его оцепенеть от ужаса. Он был ни жив, ни мертв. С трудом избавился от носа.

Впечатление о книге: сначала кажется, что эта история-шутка. Но в каждой шутке есть доля правды. Сплетни, мелочность, чванство – все это пошлость. У пошлости нет доброты, нет ничего благородного. Фантастические подробности усиливают сатирическое изображение петербургского общества и отдельных представителей, как например, майора Ковалёва.

Обновлено: 2017-10-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.