Применение метода демонстрации слайдов-проектов, по моему мнению, наиболее рациональный вариант средств наглядности, позволяющий достичь большего образовательного и воспитательного эффекта, что одновременно развивает абстрактное мышление учащихся

  • создает положительную мотивацию к работе, как со стороны учителя, так и учеников,
  • четко выстраивается логика урока, что помогает быстро провести повторение и закрепление изученного материала в интересной для учащихся форме, сокращается время организационной работы на уроке,
  • получение быстрой оценки знаний учеников,
  • гиперссылки предоставляют возможность вернуться к нужной странице.

В создании подобных обучающих пособий принимают участие и мои ученики. Таким образом, у детей появляется интерес, как к изучаемому предмету, так и умение пользоваться информационно-коммуникационными технологиями.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "География размещения машиностроения" 9 класс»

России 9 класс



Брест

Автомобили импортного европейского (немецкого) производства

Запорожье

Запорожец

Екатеринбург

Продажа автомобилей

Ижевск

Москва

Находка

Москвич, ЗИЛ, Продажа автомобилей

Автомобили импортного корейского японского производства

Нижний Новгород

ГАЗ Волга

Новосибирск

Продажа автомобилей

Санкт – Петербург

Тольятти

Продажа автомобилей, Вольво, СААБ

Лада, ВАЗ, Жигули



Высококвалифицированные трудовые ресурсы

Расположены научные центры

Необходимость доставки продукции

Отсутствие металлургического сырья

Удобное

ТГП

Вода – источник жизни на земле

Волга-главная машиностроительная артерия России?

Города- крупные порты

Отсутствие сырья на ВЕР

Сосредоточение крупных портов

Казань город науки


  • Горьковский автозавод

связан более чем с 300 предприятиями, которые поставляют более 500 наименований материалов

(55% себестоимости авто).





  • Производит самолёты ТУ-214; разработка
  • самолётов ТУ-330, ТУ-324
  • капитальный ремонт троллейбусных кузовов

ФГУП "Казанское авиационное производственное объединение им.С.П.Горбунова "


  • Производит вертолеты: МИ-8, МИ-17; варианты вертолета МИ-17: транспортный, военно-транспортный, пассажирский, салон, вертолет "Летающий госпиталь"

ОАО "Казанский вертолетный завод"


  • Производит силовые приводы НК-16СТ, НК-16-18СТ, НК-38СТ для газоперекачивающих агрегатов;
  • газоперекачивающие агрегаты ГПА-16 "Волга", АГПУ-8 "Волга";
  • автоматические газораспределительные станции АГРС "Исток";
  • гидромеханические передачи для городских автобусов;
  • продукцию для авиационной промышленности и сельского хозяйства

ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение"


Продукция авиационного моторостроения

АИ-22 - двигатель для самолетов Ту-324, Як-48

НК-93 - двигатель для самолетов Ту-204 и Ту-214

НК-8-2У - двигатель для самолета ТУ-154Б

НК-86 - двигатель для самолета Ил-86

П-800, П-1000 - двигатель для малой авиации

Оборудование для транспортировки и распределения природного газа

НК-16СТ

НК-16-18СТ - двигатель для газоперекачивающих агрегатов

НК-38СТ - двигатель для газоперекачивающих агрегатов

ГПА"Волга" - газоперекачивающий агрегат

АГРС "Исток" - автоматическая газораспределительная станция



ПОЗИС

Завод им. М.Горького

Зеленодольск


  • К середине 60-х годов 20-го века экономике СССР стало не хватать парка грузовых автомобилей. Даже резко повысив объём выпуска моделей того времени, не удалось бы обеспечить необходимый рост грузооборота.
  • Необходимо было выпустить новый современный грузовик грузоподъемностью от 8 до 20 тонн. Автомобиль, способный резко повысить производительность труда на транспорте, комфортабельный, мощный, универсальный, эффективный в любых климатических и дорожных условиях. Ни один из действующих автомобильных заводов страны выполнить такую задачу не мог.



Чебоксарский завод промышленных тракторов

Трактор Т-330

Ульяновский АЗ (УАЗ)



Словарик новых понятиях:

Наукоемкость – это затраты на единицу продукции науки,

научных достижений и т. д.

Трудоёмкость – это затраты труда, необходимые для производства

Металлоемкость – это затраты металлов для производства машин

Специализация - производство на предприятиях какого-либо

одного продукта, отдельных частей и деталей,

Кооперирование – объединение специализированных предприятий

для выпуска готовой продукции.


Тест по теме «Машиностроительный комплекс России». Цель : самоконтроль.

  • Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей А) использующих разнообразные машины; Б) производящих разнообразные машины; В) осуществляющих ремонт и проектирование машин.
  • Для всех отраслей машиностроения важным фактором размещения является: А) высококвалифицированные кадры; Б) транспортные магистрали; В) потребитель.

3. Установите соответствие

Отрасль машиностроения:

1. Тяжёлое машиностроение.

Главный принцип размещения:

А) Близость металлургической базы.

2. Автомобилестроение

Б) Близость потребителя.

3. Сельскохозяйственной машиностроение

В) Наличие транспортных путей.


4. Установите соответствие

Отрасль машиностроения:

Центры:

1. Автомобилестроение.

А) Москва, Санкт - Петербург, Новосибирск.

2. Тяжёлое машиностроение.

Б) Екатеринбург, Новокузнецк, Абакан.

3. Станкостроение.

В) Тольятти, Ульяновск, Нижний Новгород.

4. Тракторостроение.

Г) Волгоград, Челябинск, Владимир.


5.Машиностроительные заводы России расположены:

А) во всех экономических районах; Б) только на западе страны; В) в основном в Центральной России.


Решение теста

Ответы

1 ) а

3)1-а, 2-в, 3-б

4) 1-в, 2-б, 3-а, 4-г


Критерий оценки:

Максимальное количество баллов -10.

«5» - 10 баллов.

«4» - 8-9 баллов.

«3» - 6-7 баллов.

Тема: Машиностроительный комплекс России. География 9 класс

Цель: сформировать представление учащихся о машиностроительном комплексе России.

Задачи:

Определить значение и состав машиностроительного комплекса России;

Познакомиться с факторами размещения машиностроительных мероприятий;

Изучить географию машиностроения;

Выявить проблемы и перспективы машиностроительного комплекса России.

Средства обучения: компьютер, атласы, карта «Машиностроение»

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

III . Изучение нового материала.

Сегодня мы разберем Машиностроительный комплекс. Выявим его состав, роль, значение. Подробнее остановимся на факторах размещения машиностроительных предприятий, его особенностях, проблемах современного машиностроения и возможных путях решения этой проблем.

План урока на доске:

1. Что такое машиностроительный комплекс.

2. Состав, значение и роль комплекса.

3. Факторы размещения.

4. География машиностроения.

5. Проблемы и перспективы отрасли.

В настоящее время наша жизнь наполнена разнообразными машинами. Приведите пример машин, которые есть у вас дома(телевизор, автомобиль, компьютер, телефон, микроволновка, насос, утюг). Что же такое, по вашему мнению, машиностроительный комплекс?

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные механизмы (машины.)

Состав машиностроительного комплекса:

В результате можно сделать вывод : ни одна отрасль хозяйства не может обойтись без продукции машиностроения.

Приборостроение, электроника, радиотехника - наукоемкое машиностроение
тяжелое машиностроение называют также металлоемким машиностроением (металлургическое, энергетическое горно-шахтное оборудование). Работа по созданию машин это очень сложное дело, велики затраты человеческого труда, затраты материалов, сырья, энергии. Большинство отраслей являются трудоемкими отраслями (приборостроение, электротехническое, станкостроение и др.).

1. На долю машиностроения приходится 36% предприятий, 29% работающих, 15% продукции промышленности России.

2. Продукция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, быту, на транспорте, в вооруженных силах.

Факторы размещения и география машиностроения .

Машиностроение развито во всех районах России. Где и почему должны создаваться машиностроительные предприятия? Где нужно построить машиностроительный завод, чтобы он работал ритмично, продукция была конкурентноспособна, а предприятие не было убыточным. Поэтому выделяют следующие факторы размещения:

1. Наукоемкость – новейшие отрасли (электроника, авиакосмическая, атомная промышленность) опираются на научную базу – НИИ, опытные заводы, т.к. являются наукоемкими. География наукоемких производств совпадает с крупнейшими городами.

2. Трудоемкость – машиностроение делится на трудоемкое и металлургическое трудоемкое (точное), выпускающие продукцию, для изготовления которой требуются затраты квалифицированного труда (приборостроение, авиастроение, машиностроение и др.). Трудоемкие производства размещают в крупных городах, где имеются учебные заведения, готовящие квалифицированные кадры. Центрами трудоемкого машиностроения являются Москва, Казань, Самара и др. крупные города в европейской части России, имеющей высокую концентрацию населения. Металлоемкое (тяжелое) машиностроение (металлургическое, энергетическое, горно-шахтное) требует много металла. Поэтому предприятия размещаются в районах металлургических баз – на Урале (Екатеринбург, Челябинск).

3. Специализация и кооперирование. Специализация – выпуск предприятием однородной продукции (завод карбюраторов, автомобильный и др.)

Кооперирование – это производственные связи между специализированными предприятиями, изготавливающие совместно определенную продукцию.

4. Транспортный фактор – некоторые предприятия машиностроения размещают рядом с потребителем, т.к. их продукцию сложно транспортировать, поэтому транспортный фактор имеет большое значение. Например, морское судостроение размещается в портах, зерноуборочные комбайны в степном пшеничном поясе – Ростов – на – Дону.

Проблемы и перспективы отрасли

Машиностроение является лидером экономики, являясь ведущей отраслью. 40% всех занятых в промышленности работает в машиностроении. Рассмотрим условия, которые необходимы отрасли, чтобы быть лидером в промышленности. Главное условие успешного развития машиностроения можно изобразить в виде формулы 1:2:4, где

1 – это темпы развития экономики страны;

2 – в 2 раза быстрее для этого должно развиваться машиностроение в стране;

4 – новые и новейшие отрасли машиностроения (электроника, приборостроение) должны развиваться в 4 раза быстрее. Например, в 1990 г. это соотношение было1:0,98:1

Поэтому машиностроение должно решить ряд проблем:

1. низкие темпы развития машиностроения, не соблюдается формула 1:2:4;

2. низкие темпы обновления продукции;

3. низкое качество исходного материала, а в результате и машин;

4.устаревшее оборудование на машиностроительных заводах, устаревшие технологии выпуска машин.

5. монополизм отрасли.

Пути решения проблемы

    введение высоких таможенных пошлин

    перестраиваться на современные технологии, обращая внимание на дизайн машин, удобство.

Выполните задание:

Заполните таблицу с использованием карты «машиностроение России».

Отрасль машиностроения

Факторы размещения предприятий

Примеры районов и центров

Энергетическое и тяжелое машиностроение

Автомобилестроение

Судостроение

Сельскохозяйственное

машиностроение

Авиастроение

Электротехническое

машиностроение

IV . Подведение итогов, домашнее задание: & 11, стр. 64 вопр. 1,2


СОСТАВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Станкостроение Автомобилестроение Энергетическое и тяжелое машиностроение Судостроение Сельскохозяйственное машиностроение Транспортное машиностроение Тракторостроение Машиностроение для оборонного комплекса Медицинская техника Приборостроение Всего 70 отраслей


Машиностроение Транспортный комплекс Комплекс по производству товаров народного потребления и сферы услуг Топливно-энергетический комплекс Агропромышленный комплекс Строительный комплекс Комплекс конструкционных материалов Связь машиностроения с другими отраслями промышленности


ЗНАЧЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ 1.машиностроительный комплекс-это 20% производимой продукции и всех работающих 2.машиностроение создает машины, механизмы и оборудование для промышленности, сельского хозяйства, быта, транспорта.




















ГЕОГРАФИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ Машиностроение развито во всех районах России Различия в развитии машиностроения видны в: 1)неодинаковом уровне развития машиностроения в различных частях страны 2)различном наборе машиностроительных отраслей и их значении на разных территориях


СОСТАВИТЬ ТАБЛИЦУ «РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ» с использованием карты «машиностроение России» Отрасль машиностроения Факторы размещения предприятий Примеры районов и центров Энергетическое и тяжелое машиностроение Автомобилестр. Судостроение Сельскохозяйств. машиностроение Авиастроение Электротехническ. машиностроение


Творческое задание Задание на дом (по выбору): 1.выбрать любой из видов продукции машиностроения, выяснить кто производитель (назвать город и какой завод), откуда поступает сырье для этого производства. 2. Назвать машиностроительные предприятия (см. снимки) родного города, выяснить поставки сырья и оборудования для их работы. Куда, кроме родного города, идет продукция этих заводов. Что еще они производят?


Использованные материалы: 1.Алексеев А.И. Население и хозяйство России. 9 класс. М., Просвещение, 2010 г. 2.Фотоматериалы 6k20.ru/photos/vystavka- mashinostroenie-2010/ Атлас 9 класс «Население и хозяйство России» М., «Дрофа», 2010

Проект урока по предмету

Учитель географии МОУ СОШ д. Нижние Юри Марков Иван Геннадьевич.

Предмет: география

Уровень образования : базовый

Тема: География машиностроения. Автомобилестроение.

Тип урока: урок изучения нового материала

Участники: обучающиеся 9 класса

Цель: Продолжить формирование знаний о машиностроении и его значении.

Задачи: Обучающие: закрепление умений работать с контурными картами, текстом учебника, познакомить учащихся с факторами, влияющими на размещение предприятий машиностроения, выделять, описывать и объяснять особенности размещения предприятий машиностроения, умение делать вывод.

Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся, способность наблюдать, делать выводы, умение оперировать ранее полученными знаниями, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.

Воспитательные: воспитание информационной культуры, продолжить работу по формированию коммуникативной компетентности, ответственность за результат своей деятельности.

Здоровьесберегающие: профилактика утомляемости, нарушения зрения, осанки.

Планируемый результат:

Метапредметные умения:

Регулятивные: умение определять и формировать цель и задачи на уроке, работать по составленному плану, оценивать свою деятельность, вносить необходимые изменения по ходу своей работы, планировать свою деятельность на основе поставленной задачи. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, формулировать и аргументировать своё мнение, умение принимать совместное решение. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Познавательные УУД: Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников, Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, умение использовать знаково-символические средства для изучения объектов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Предметные умения:

Развитие географических знаний, познавательных интересов, творческих результатов, умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, её преобразование и переду необходимой информации по предмету. Опыт применения знаний в учебной деятельности

Личностные умения:

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, бумажные автомобили трех цветов, смайлики.

Технологическая карта урока географии

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучащихся

Формы организации урока.

УУД

Определение потребностей и мотивов.

1.1. Орг. момент

Определяет

готовность учащихся. Сосредотачивает внимание учащихся

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

1.2 Мотивация к учебной деятельности.

Координирует деятельность учащихся.

Здравствуйте ребята, давайте проверим все ли готово у вас к сегодняшнему уроку - атласы, тетради.

Давайте вспомним какие из отраслей машиностроения мы с вами уже изучали?

Мотивирует учащихся.

Отвечают на вопросы учителя, повторяют теорию.

Мы изучали тракторостроение, с/х машиностроение, локомотивостроение, вагоностроение.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

1.3. Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение.

Тема урока «География машиностроения. Автомобилестроение»

Учитель показывает эмблему логотип КАМАЗ. (Слайд 1) Учитель задает вопрос -:

Вопрос №1.как вы думаете ребята, что это такое, и как это может быть связано с нашим сегодняшним уроком?

Учитель задает вопрос:

Вопрос №2 - Какая отрасль машиностроения осталась не изученной?

Правильно, мы с вами еще не изучали - автомобилестроение.

Учитель записывает тему на доске.

Давайте запишем тему нашего урока - «География машиностроения.Автомобилестроение.»

На сегодняшнем уроке мы с вами узнаем какие марки автомобилей, автобусов производятся на территории России. Какие факторы повлияли на расположение автомобильных заводов на территории России

(Задачи)

Ученики устно отвечают на вопрос

Ответ №1 - это эмблема завода КАМАЗ.

устно отвечают на вопрос

Ответ №2 осталось не изученным в машиностроении - автомобилестроение.

Записывают тему в тетрадь

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация

2.Принятие учебных целей и условий их достижения.

2.1. Организация познавательной деятельности..

Выдвижение гипотезы. Побуждение учащихся к выдвижению гипотезы.

(Слайд 2) . Давайте рассмотрим карту.

Вопрос №1- находим на карте места расположения автозаводов.

Вопрос №2 - В какой части России располагаются автомобильные заводы,?

Вопрос №3 - Как вы думаете почему автомобильные заводы расположились именно в европейской части России?

Отвечают:

Ответ №1 - Ученики называют города на карте.

Ответ №2 - В Европейской части России.

Ответ №3 - Там большинство транспортных путей, трудовых ресурсов и ориентация на потребителя.(есть спрос - есть предложение)

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение свих мыслей, аргументация своего мнения.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, подведение подпонятие, постановка и формулирование проблемы.

2.2 Изучение нового материала

Давайте теперь подробно остановимся на каждом из этих заводов.

(презентация Автомобилестроение России)

Слайд 1 Волжский автомобильный завод

Слайд2,3,4Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых автомобилей Волжским автомобильным заводом

(2101,концепт кары, модель Калины)

Слайд №5 Горьковский автомобильный завод.

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 6,7,8,910 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых автомобилей Горьковским автомобильным заводом

Слайд №11 Ульяновский автомобильный завод.

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 12,13,14,15, Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых автомобилей Ульяновским автомобильным заводом

Слайд №16 Камский автомобильный завод.

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 17,18,19 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых автомобилей Камским автомобильным заводом

Слайд №20 Уральский автомобильный завод.

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 21,22,23,24,25 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых автомобилей Уральским автомобильным заводом

Слайд №26 Завод имени Лихачева.

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 27,28,29,30,31,32 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых автомобилей Заводом имени Лихачева

Слайд №33 Ижевский завод - ИЖ- Авто.

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 34,35,36,37 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых Ижевским автомобильным заводом.

Слайд №38 Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 39,40 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых заводом АЗЛК.

Слайд № 41Павловский автобусный завод

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 42 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых Павловским автобусным заводом

Слайд № 43Курганский автобусный завод

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 44 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых Курганским автобусным заводом

Слайд № 45 Ликинский автобусный завод

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 46 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых Ликинским автобусным заводом

Слайд № 47 Завод имени Урицкого.

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 48 Учитель показывает на слайдах модели троллейбусов выпускаемых Заводом имени Урицкого

Слайд №49 Серпуховской автомобильный завод

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 50, 51 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых Серпуховским автомобильным заводом.

Просмотр презентации

Дети записывают в тетради название и расшифровку ВАЗ- Волжский автомобильный завод

Дети записывают в тетради название и расшифровку ГАЗ- Горьковский автомобильный завод

Ученики рассматривают слайды и модели

Дети записывают в тетради название и расшифровку УАЗ- Ульяновский автомобильный завод

Ученики рассматривают слайды и модели

Дети записывают в тетради название и расшифровку КамАЗ- Камский автомобильный завод

Ученики рассматривают слайды и модели

Дети записывают в тетради название и расшифровку Урал - Уральский автомобильный завод

Ученики рассматривают слайды и модели

Дети записывают в тетради название и расшифровку ЗиЛ - Завод имени Лихачева

Ученики рассматривают слайды и модели

Дети записывают в тетради название и расшифровку ИЖ - Ижевский автомобильный завод

Ученики рассматривают слайды и модели

Дети записывают в тетради название и расшифровку АЗЛК - Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола.

Ученики рассматривают слайды и модели

Дети записывают в тетради название и расшифровку ПАЗ - Павловский автобусный завод

Ученики рассматривают слайды

Дети записывают в тетради название и расшифровку КАвЗ -Курганский автобусный завод

Дети записывают в тетради название и расшифровку ЛИаЗ -Ликинский автобусный завод

Ученики рассматривают слайды.

Дети записывают в тетради название и расшифровку ЗиУ -Завод имени Урицкого

Ученики рассматривают слайды.

Дети записывают в тетради название и расшифровку СеАЗ - Серпуховской автомобильный завод.

Ученики рассматривают слайды.

Познавательные:анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные:анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные:анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные:анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

3.Проверка принятой гипотезы.

3.1. Организация

познавательной деятельности. Первичное закрепление. Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Физкультминутка

Учитель предлагает работу с таблицей. Таблица № 1.

Определение местонахождения заводов по марке автомобилей.

Каждая марка автомобиля носит имя завода, в котором этот автомобиль производят.

Сейчас по названиям автомобилей вы должны узнать город в котором этот автомобиль производят

Выполняют задание в тетради самостоятельно.

Проверяют по решению на доске.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

4.Итоговый самоконтроль и самооценка.

4.1Организация первичного контроля.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Слайд 5.

Учитель снова показывает логотип завода КАМАЗ.

Вы уже знаете, что под таким логотипом выпускают автомобили марки КАМАЗ, а знаете ли вы логотипы других марок автомобилей производимых в России?

Определение по логотипу марки автомобиля.

Организует самостоятельную деятельность учащихся, взаимопроверку.

Воспитывает способность принимать самостоятельные решения; развивает навыки самоконтроля.

(логотипы автомобилей)

Самостоятельно выполняют задания в тетради.

Личностные: самоопределение.

4.2.. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Вопрос№1Какую тему мы сегодня изучали?

Вопрос №2Какие задачи мы сегодня ставили?

Вопрос №3 Наши задачи выполнены?

Ответ №1 Автомобилестроение в Росии.

Ответ № 2 Задачами нашего сегодняшнего урока были: узнать марки автомобилей, автобусов производимых на территории России, и факторы повлиявшие на расположение автомобильных заводов на территории страны.

Ответ №3да, т.к мы узнали марки автомобилей производимых на территории России, и факторы повлиявшие на расположение автомобильных заводов на территории страны, т.е что там большинство транспортных путей, трудовых ресурсов и ориентация на потребителя.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

4.3.Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

и выполнить задание по контурной карте - отметить города - центры автомобилестроения.

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

4.4. Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь предлагаю оценить свой вклад в достижении цели и задач урока.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то положите на стол красную машину.

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то положите голубую машину.

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то желтую машину.

.(Учитель проходит по рядам и просматривает)

Мы здорово потрудились. Большое спасибо за урок!

Выкладывают автомобили на столе

Коммуникативные: аргументация своего мнения.

Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха.

(высшая категория)

Предмет

география

Класс

Учебник

Дронов В.П. и др, География России: Хозяйство и географические районы.- М.: Дрофа, 2012

Тема урока: География машиностроения

Цель урока : познакомить с факторами и географией размещения машиностроения.
Задачи:

Дать понятие факторам, оказывающим влияние на размещение отраслей машиностроения: наукоёмкость, военно - стратегический, трудоемкость, металлоемкость, специализация, кооперирование, потребительский, транспортный.
-раскрыть особенности размещения машиностроительных предприятий;
-выявить особенности географии российского машиностроения;
-научить показывать и называть центры машиностроения;

- развивать познавательные процессы обучающихся (память, внимание, восприятие),

Формировать умение анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа;
-совершенствовать умения работать с учебником, анализировать картосхемы, таблицы;

Воспитывать чувство гордости за достижения ВПК России
Тип урока: комбинированный
Оборудование : карта «Машиностроительный комплекс России», схемы «Роль и значение машиностроительного комплекса», «Состав МК», «Факторы размещения»,«Проблемы развития МК» из библиотеки электронных наглядных пособий, номенклатура урока, видеофрагмент «Новые лайнеры России» - http://www.youtube.com/watch?v=XJlhMmKnJr8

Основные этапы урока:

1. Актуализация знаний (фронтальная беседа)

2. Формирование новых знаний: рассказ учителя, работа с картой, просмотр видеофрагмента)

3. Организация учебно-познавательной деятельности (беседа по ходу урока, ответы на задания, выполнение практической работы, решение задачи, работа на доске)

4. Рефлексия 5. Домашнее задание

Ход урока

1.Мобилизующее начало

2.Актуализация знаний в ходе фронтальной беседы
Каково же значение машиностроительного комплекса?

Почему машиностроение играет ключевую роль в научно-техническом прогрессе?

Какие отрасли будут развиваться наиболее высокими темпами и почему?

Начертите схему межотраслевых связей машиностроительного комплекса.
3. Изучение нового материала
И так, мы с вами еще раз убедились, что машиностроительный комплекс чрезвычайно сложный по своей структуре. Давайте разберемся: Какова же география МК?
Какие факторы влияют на размещение предприятий?
Фактор размещения - это требования, предъявляемые размещаемым объектам к окружению.
Без удовлетворения этих требований объект не сможет нормально функционировать.
Познакомьтесь со схемой «Факторы размещения предприятий МК».

А)Как вы понимаете фактор наукёемкость и трудоемкость ?

Откройте карту в атласе «Машиностроительный комплекс» на стр.16
Назовите основные центры размещения отраслей, определяющих научно-технический прогресс: электротехнической промышленности, приборостроение, радиотехники, электроники, авиакосмической и атомной промышленности. Проанализируйте дополнительный текст.
Аэрокосмическая промышленность ориентирована на высокий научный потенциал Московского региона. Основные НИИ и ОКБ размещены в Москве и городах ее окружения: КБ «ЯК», «ТУ» (Москва), авиационный технополис (Жуковский), межконтинентальные ракеты и космические аппараты (Королев, Химки, Реутов, Дубна). Военно-стратегическое положение определяет размещение ряда предприятий отрасли в глубине страны - в Урало-Поволжье (Ульяновск, Самара, Пермь, Уфа, Воткинск), в Сибири (Тюмень, Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ). Космодромы действуют недалеко от Плесецка и в Капустином Яре.

Просмотр и обсуждение кинофрагмента «Новые лайнеры России». Комментарий учителя:

Мы можем гордиться достижениями Российского ВПК, который в результате конверсии начинает производить необходимую в повседневной жизни продукцию.


Б) Как вы понимаете фактор специализация, кооперирование?

Специализация и кооперирование - важнейшие принципы размещения предприятий машиностроения. Машины состоят из множества деталей и агрегатов. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают связи по кооперированию. Поэтому в различных районах страны строят комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий.

Например, КамАЗ включает шесть крупнейших специализированных заводов: литейный, прессово-рамный, кузнечно-прессовый, ремонтно-инструментальный, автосборочный. Крупнейшие автозаводы - ВАЗ и ЗИЛ - связаны кооперированными поставками более чем с 300 предприятиями-смежниками каждый, которые поставляют более 500 наименований материалов, на их долю приходится 55% себестоимости производства автомобилей.

В ряде машиностроительных отраслей сложилась слишком узкая специализация. Например, в России существует только по одному предприятию, выпускающему троллейбусы (Энгельс), магистральные тепловозы (Коломна), картофелеуборочные комбайны (Рязань). Одно из следствий узкой специализации - высокий уровень концентрации производства. В российском машиностроении 20% объема производства приходится на 10 крупнейших предприятий.

В отличие от других отраслей промышленности на размещение машиностроения природно-ресурсный фактор влияет в наименьшей степени, однако весьма существенными факторами становятся такие, как обеспеченность трудовыми ресурсами, их квалификация, развитая транспортная инфраструктура. Вследствие многообразия факторов размещения и повсеместности потребителей машиностроение развито во всех районах России. Однако уровень развития машиностроения, набор машиностроительных отраслей и их значение в различных частях страны неодинаковы. В одних районах машиностроительные отрасли имеют общегосударственное значение, то есть являются отраслями их специализации, в других - удовлетворяют потребности только данного района.

В)Назовите основные центры размещения отраслей, определяющих научно – технический прогресс (среднее машиностроение): станкостроение и индустриальная промышленность, автомобилестроение, авиастроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение. Проанализируйте дополнительный текст.


Станкостроение обеспечивает оборудованием различные отрасли хозяйства и имеет широкую географию, однако ведущими являются крупные, сложившиеся машиностроительные центры (Москва, Санкт-Петербург, Иваново) и относительно новые - Сасово (Рязанская область), Сухиничи (Тверская область).

Автомобилестроение

Сегодня главным «автомобильным цехом» страны стало Урало-Поволжье (ВАЗ - Тольятти, КамАЗ - Набережные Челны, УАЗ - Ульяновск, ГАЗ - Нижний Новгород, ИЖ - Ижевск). Производство автобусов - Ликино-Дулево, Голицына, Яхрома, Курган; микроавтобусов - Нижний Новгород (на базе ГАЗ). В последние годы на российских предприятиях быстро растет сборочное производство автомобилей.

Российское автомобилестроение

Мировые бренды

География

Шевроле

Тольятти

Тойота

Шушары (Санкт-Петербург) 15 тыс в год

Фольскваген

Калуга

Киа

Таганрог, Каменка (Санкт-Петербург)

Форд

Елабуга, Всеволжск

Ниссан

Тольятти, Каменка

ПСА (Пежо-Ситроен),

Мицубиси

Калуга

Рено

Москва, Калуга 150 тыс в год

Крайслер (Джип Чероки)

Москва (бывший ЗиЛ)

Фиат

Нижний Новгород, Воронеж, Набережные Челны, Санкт-Петербург

БМВ

Калиниград

Мерседес

Нижний Новгород

Итого за год вместе с «Ладой»:

2231000


Какие факторы играют решающую роль в размещении этих предприятий?

Г)Как вы понимаете фактор потребительский, транспортный ?

Назовите центры размещения отраслей общего машиностроения: железнодорожного машиностроения, судостроения, машин для легкой и пищевой промышленности. Проанализируйте дополнительный текст.

Локомотива и вагоностроение возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны. Пассажирские тепловозы - Коломна, маневровые тепловозы - Людиново, Муром. Пассажирские вагоны выпускает Санкт-Петербург, грузовые - Абакан, Нижний Тагил, электрички - Тверь и Демихово. Вагоны метро производят Санкт-Петербург и Мытищи.
Транспортное машиностроение обеспечивает подвижным составом различные виды транспорта и имеет ориентацию прежде всего на выгодное транспортно-географическое положение, как в силу широкой кооперации, так и в силу специфики производственных процессов. Например, судостроение ориентировано на речные и морские порты - Санкт-Петербург и Выборг, Архангельск и Мурманск, Нижний Новгород (АО «Красное Сормово») и Астрахань, Тюмень, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток.

Тракторостроение и производство сельскохозяйственных машин в основном ориентировано на потребителя - главные сельскохозяйственные районы. Первые тракторные заводы возникли в довоенный период в Волгограде и Челябинске. Позднее тракторные заводы были построены в Центре (Владимир, Липецк, Санкт-Петербург), в Сибири (Рубцовск) и на Северо-Западе (завод трелевочных тракторов - Петрозаводск). Производство комбайнов сосредоточено в главных сельскохозяйственных районах, например зерноуборочных (Таганрог, Красноярск, Ростов-на-Дону).
Д)Как вы понимаете фактор военно-стратегический, металлоемкость ?

Назовите центры размещения отраслей тяжелого машиностроения: отрасли, производящие машины, для горнодобывающей промышленности, подъемно-транспортное машиностроение, машины для химической и нефтяной промышленности, металлургическое, энергетическое оборудование. Проанализируйте дополнительный текст.


Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям и отличается относительно малой трудоемкостью. Тяжелое машиностроение ориентировано на крупных производителей металла и основных потребителей своей продукции - металлургические базы Центра, Урала и Сибири. Лидер отрасли - «Уралмаш» (Екатеринбург) - выпускает прокатные станы, шагающие экскаваторы, гидравлические прессы. Оборудование для угольной промышленности Сибири производит Красноярский завод шагающих экскаваторов (для КАТЭКа) и предприятия Кузбасса (в Новокузнецке, Прокопьевске, Анжеро-Судженске, Кемерове). Тяжелые станки и кузнечно-прессовое оборудование выпускают в Ульяновске, Новосибирске, Воронеже, Коломне.

Энергетическое машиностроение ориентировано не только на металлургические базы, но и на квалифицированные кадры и научные разработки. Исторически эта отрасль развивалась в Санкт-Петербурге и его пригороде Колпино, где производят оборудование как для ГЭС, так и для АЭС. Паровые котлы для ТЭС выпускают в Барнауле, Бийске, Таганроге, Белгороде, Подольске. Новый центр атомного машиностроения - «Атоммаш» - построен в Волгодонске.

Какие факторы играют решающую роль в размещении этих предприятий?

Вы обратили внимание что факторы, влияющие на размещение отраслей машиностроения очень многообразны и потребность в машинах на территории России повсеместная. Но уровень развития и особенности машиностроения значительно различаются в разных районах.
Анализируем карту.
Во-первых, очень велики различия в уровне развития 90 % продукции машиностроения производит Европейская часть России.
Во-вторых, районы России отличаются по уровню развития машиностроения. Три района -Центральная Россия, Урал и Поволжье дают 70% машиностроительной продукции. В промышленности каждого района машиностроение занимает разное место.
В-третьих, российское машиностроение сосредоточено главным образом в крупных городах.
4.Организация учебно-познавательной деятельности: выполнение практической работы» Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам атласа»

Для экономии времени можно распечатать готовую таблицу на каждую парту, разрезать и предложить учащимся выбрать необходимую информацию, затем прикрепить её на магнитную доску

Группа отраслей

Название отрасли

Крупные центры

Фактор размещения

Трудоёмкое

1.Авиастроение

2.Автомобили

Жуковский, Самара, Новосибирск

Ижевск, Елабуга, Тольятти

Трудовой, наукоёмкость

Трудовой, транспортный

Металлоём-кое

1.Судостроение

2. Тяжёлое

3. Тракторы

Мурманск, Северодвинск, Владивосток

Курск, Электросталь, Новокузнецк

Липецк, Челябинск, Рубцовск

Сырьевой,

транспортный

Сырьевой

Сырьевой, потребительский


Реши задачу:

Что, кроме близости к металлургической базы, способствовало строительству в Волгограде тракторного завода? Укажите две причины

Ответ: Размещение в Волгограде тракторного завода способствовали близость к потребителю (Поволжье, Урал, Европейский Юг – районы развития сельского хозяйства) и положение на пересечении транспортных путей (речных и железнодорожных)
Найти соответствие:

Обучающиеся выполняют задание на листочках (как вариант, на магнитной доске)

автобусы

троллейбусы

трамваи

легковые автомобили

грузовые автомобили

самолеты

вертолеты

зерноуборочные комбайны

трактора

тепловозы

электровозы

вагоны

ядерные реакторы

морские суда

речные суда

оборудование для металлургии

Нижний Тагил

Волгодонск

Екатеринбург

Казань

Коломна

Санкт-Петербург

Ростов-на-Дону

Саратов

Усть-Катав

Липецк

Курган

Новочеркасск

Нижний Новгород

Тольятти

Энгельс

Набережные Челны

5. Рефлексия:

На уроке я понял…

Мне понравилось…

Я узнал…

Мне было трудно понять…

6. Подведение итогов урока. Домашняя работа: § 11