Способы выделения ударного слога в разных языках раз­личны. В русском языке ударный слог может отличаться от безударных большей силой, длительностью и тембром - особым качеством входящих в него звуков.

При этом су­ществует сложная зависимость силы (интенсивности) и дли­тельности ударного слога главным образом от следующих двух факторов.

1. Сила гласного проявляется в его громкости. Так, в сло­воформах пила, пиле, пилой или в словах вода, сукно, сырой ударный гласный громче безударного. Но эксперименталь­но установлено, что в таких словах, как пали, травы, могу, безударный гласный громче ударного. Однако мы безоши­бочно узнаем ударный слог, выделяя его как более силь­ный. Объясняется это следующим.

Мы можем произнести слово громче или тише. Но у каж­дого гласного есть собственная сила (интенсивность) и свя­занная с нею громкость. Она зависит от объема ротового и глоточного резонатора при артикуляции гласного, а сам этот объем связан со степенью раствора рта, т. е. с подъемом глас­ного, и с его рядом. Гласные узкие (верхнего подъема) [и], [ы], [у] обладают меньшей силой и громкостью, чем гласные со средним раствором рта (среднего подъема) [э], [о], широкий гласный [а] (нижнего подъема) самый сильный и громкий. Гласные переднего ряда менее громкие, чем гласные заднего ряда, поэтому [у] громче [и], а [о] громче [э]. Таким образом, по нарастающей собственной силе, громкости гласные мож­но выстроить в ряд: [и]-[ы]-[у]-[э]-[о]-[а].

У каждого гласного есть и свой порог громкости, ударно­сти. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспри­нимаются как ударные. В слове пили второй [и] не просто громче первого, его громкость еще и выше этого порога удар­ности, тогда как громкость первого [и] ниже этого порога. В слове пали [а] громче [и], но как ударный воспринимает­ся [и], так как громкость [и] выше своего порога ударности, а громкость [а] ниже.

2. Порог ударности у каждого гласного не постоянная величина, он меняется в зависимости от места ударения в слове. Существует следующая зависимость интенсивности (і) и долготы (t) гласного от места ударного слога в изоли­рованном слове: чем ближе место ударения к началу сло­ва, тем больше интенсивность гласного и меньше его долго­та; чем ближе место ударения к концу слова, тем меньше интенсивность гласного и больше его долгота.

На силу и долготу гласного влияет и позиция слова во фразе. Так, в частности, после и перед паузами начало и

конец фразы и фонетической синтагмы (независимо от того, какой там гласный, безударный или ударный) выделяются особенно сильно: начало - особенно высокой интенсивно­стью, конец - особенно большой длительностью.

Таким образом, при общем правиле: ударный гласный сильнее и длительнее безударных - конкретные ударные гласные в конкретных положениях в слове и фразе могут оказаться слабее и короче безударных. Но совокупность ука­занных выше закономерностей все равно покажет слушаю­щим, где в слове ударный слог.

Выделяет ударный слог еще одна особенность ударных гласных: они характеризуются особым тембром. Напри­мер, в предложении Вот брат взял нож ударение воспри­нимается на всех словах, хотя здесь нет безударных слогов, с которыми можно было бы сравнивать ударные. Объясня­ется это, в частности, тем, что [о] в словах вот, нож и [-а] после мягкого согласного в слове взял [вз’ал] могут быть только под ударением и не характерны для безударных сло­гов, а у [а] в слове брат отсутствует редукция.

Ударность и безударность - это свойство не только глас­ного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние (коартикуляция) гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в без­ударных слогах.

В потоке речи выделяются единицы, представленные линейными отрезками (сегментами) той или иной протяженности, расположенными последовательно друг за другом. Речевой поток характеризуется также наличием фонетических явлений, которые наслаиваются на линейную цепочку сегментных единиц. Их называют суперсегментными (супрасегментными) элементами, или просодическими явлениями (от греч. prosodia – ‘припев’). Эти явления не могут существовать сами по себе, независимо от линейных (сегментных) единиц. Они реализуются одновременно с сегментными единицами. К суперсегментным явлениям относятся акцентные и мелодические характеристики речи, в первую очередь, – ударение (изучается акцентологией) и интонация (изучается интонологией).

Ударение – выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. Физическим носителем ударения является слог, контрастирующий с другими слогами по степени выделенности. Функциональным носителем ударения является слово (словоформа), фонетическое слово. Под словесным ударением понимают звуковое выделение (подчеркивание) одного слога в слове (группе слогов) теми или иными фонетическими средствами. Ударение характеризует весь слог, а не только гласные звуки ударного слога, но все же основной акцент делается на гласный звук. Ударение является обязательным элементом слова. Опознание слова тесно связано с правильным восприятием ударного слога.

В языках мира выделение ударного слога происходит по-разному. На основе учета фонетических коррелятов различают три основных способа выделения ударного слога:

1) Выделение силой голоса, интенсивностью артикуляции, усилением мускульного напряжения (силовое, динамическое ударение). При этом ударный слог не только произносится с большей силой или интенсивностью артикуляции, но происходит иногда и удлинение слога. Такое ударение характерно для тюркских языков.

2) Выделение движением голосового тона, изменением высоты тона (мелодическое, музыкальное, тоническое ударение). Ударный слог выделяется повышением основного тона. Музыкальным является словесное ударение в китайском, корейском, японском языках. Оно наблюдается в норвежском, шведском языках. Музыкальное ударение может быть политоническим. Для политонического ударения характерно, что ударный слог может выделяться несколькими способами. Например, в шведском языке слова re gel – ‘правило’ и re gel – ‘задвижка’ не омонимы, хотя в обоих случаях ударение падает на первый слог: в первом слове ударный слог характеризуется ровным тоном, а во втором – понижением тона. Тон слога – это высота звучания слога и движение тона в пределах слога.

3) Выделение долготой произношения (количественное, долготное ударение). Ударный слог удлиняется, но не усиливается. Такое ударение встречается редко (в новогреческом, индонезийском, яванском языках).

В большинстве случаев ударение имеет смешанный характер. Каждый вид ударения характеризуется комплексом средств, но доминирующим обычно выступает какой-то один способ выделения слога. В некоторых языках все явления соединены вместе или в их различных комбинациях. К числу таких языков относится и русский язык. В русском языке ударение долготное + силовое (квантитативно-силовое). Ударный слог в русском языке характеризуется удлинением гласного и произносится с большей силой. С акустической точки зрения, ударный слог отличается от безударных слогов большей громкостью, а с физиологической – усилением мускульного напряжения. Ударный слог в русском языке отличается и качественно. Он произносится более отчетливо, гласные не редуцируются. В безударных слогах гласные подвергаются редукции.

Согласно данным экспериментальной фонетики, русское ударение ближе к количественному (долготному). Длительность ударного гласного является для русского языка основным признаком ударного слога. По исследованию Л.В.Щербы, всякий ударный гласный длиннее первого предударного в полтора раза. Длительность используется в русском языке как основное качество ударения потому, что в русском языке не существует фонологически долгих гласных. В тех языках, где долгота гласного создает особые фонемы, это свойство не может быть использовано как основное в ударении.

В некоторых языках словесное ударение отсутствует. К таким языкам относят палеоазиатские языки (языки северо-востока Азии и Северной Америки) и некоторые языки тунгусо-маньчжурской группы.

Ударения классифицируются также по структурным признакам, выделяются структурные типы ударения. В зависимости от места ударного слога в слове выделяют ударение свободное (нефиксированное) и связанное (фиксированное). Свободное ударение – это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова и даже уходить за пределы слова: голова , голо вка, го лову, на голову . В русском языке ударение свободное: я щерица (ударный – первый слог), абонеме нт (ударный – последний слог), адмиралте йство (ударный – второй слог от конца, предпоследний) и т.д. В языках со свободным ударением каждое слово и каждая грамматическая форма имеет свое закрепленное ударение, то есть ударение для всей лексики языка не фиксируется на каком-то одном по счету слоге или нескольких слогах. Место ударения в слове в таких языках определяется традицией, ударение считается традиционным: мо лод, мо лодость, молоде жь, молоде ть, молодо й.

Свободное ударение свойственно большинству славянских языков, литовскому, немецкому, английскому, скандинавским языкам и некоторым другим.

Связанное ударение – это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове. Связанное ударение фиксируется по отношению ко всем словам языка, в которых оно падает на определенный по счету слог. Так, во французском, турецком языках ударным является последний слог слова, в чешском, венгерском, латышском – первый слог, в лезгинском – второй, в польском – предпоследний. Это языки с фиксированным одноместным ударением, которое падает в любых словах на один и тот же по счету слог.

Промежуточную группу между языками со свободным и связанным ударением занимают языки с полусвязанным ударением. Такое ударение является фиксированным, но разноместным. Полусвязанное ударение свойственно латинскому языку, где ударным является предпоследний слог, если он долгий: medici na и третий с конца, если предпоследний слог краткий me dicus . Аналогично устанавливается место ударения в арабском языке. В языках с полусвязанным ударением место ударения зависит от: а) места границы слова; б) от фонетических особенностей этого слова.

В итальянском языке полусвязанное ударение может быть на предпоследнем, последнем слоге, третьем с конце.

В языках с фиксированным ударением место ударения не зависит от морфемного состава слова, а определяется по отношению к границе слова.

В языках со свободным ударением применительно к морфологической структуре слова различают подвижное (переходящее) и неподвижное (непереходящее) ударение. При образовании форм слова или производных слов от данного слова свободное ударение может быть неподвижным или подвижным. Подвижное свободное ударение – это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной морфеме. Ударение может быть то на основе, то на окончании. В русском языке, характеризующемся свободным ударением, одни слова могут иметь постоянное ударение: соба ка, соба чий, соба ке , другие – подвижное: са д – сады – посади ть поса дка и т.п.

Подвижное свободное ударение характерно для тех языков, в которых ударение характеризует некорневые морфемы (окончания, суффиксы, приставки: пили ть – вы пилить, смотре ть – вы смотреть и т.д.

Подвижное ударение можно наблюдать и в языках со связанным ударением. Например, в польском языке ударение связанное, но подвижное: po lski, polski ego. Ударение перемещается на предпоследний слог, оно уже не выделяет корневой слог, как в первом слове.

Неподвижное свободное ударение – это постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ одного слова: кни га – кни гу – кни гой – кни жный и т.д.

В английском языке ударение неподвижное. Место ударения в слове не меняется, какие бы аффиксы не добавлялись к основе.

Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает второе, так называемое побочное ударение: ле йкопла стырь, де монетиза ция и др. Второстепенное ударение обладает теми же признаками, что и главное, только в более слабой степени.

Каждое знаменательное слово имеет свое ударение. Некоторые слова в потоке речи всегда являются безударными (предлоги, союзы, связки, вспомогательные глаголы, частицы, артикли и т.д.). Безударные слова называются клитиками. Среди клитик различаются проклитики и энклитики. Проклитики (от греч. proklino – ‘наклоняю вперед’) – это безударные слова, предшествующие ударному и примыкающие к нему (слова, примыкающие к ударным словам спереди): в школу, со мной и др. Энклитики (от греч. enklino – ‘склоняюсь’) – это безударные служебные слова, следующие за ударным словом и примыкающие к нему (примыкающие к ударным сзади): сказал бы , скажи же и др.

Иногда в потоке речи служебные слова (обычно проклитики) могут «перетягивать» ударение на себя: из дому , на слово и др. Клитиками становятся знаменательные слова. Ударение некоторых слов во фразе может ослабевать до полного исчезновения: Город наш очень красивый. Слово наш в этой фразе теряет ударение (ср. Наш город очень красивый ).

Основной функцией словесного ударения является функция фонетического объединения слова, обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его интонационного центра.

Иногда ударение может выполнять словоразличительную функцию (замо к – за мок ) или функцию различения форм слов (окна о кна ). Ударение может выполнять также экспрессивную функцию, когда с помощью ударения создается эмоционально-экспрессивная окрашенность слова (о-очень далеко ).

В языках со связанным ударением оно выполняет разграничительную функцию, отмечая границы слов.

По характеру единиц, в рамках которых происходит подчеркивание слогов, выделяются следующие типы ударений: словесное, синтагматическое (фразовое), логическое и эмфатическое. Функция ударения заключается в объединении слогов в слово, слов в синтагму или нескольких синтагм во фразу.

Синтагматическое ударение свойственно синтагме, группе слов, представляющих единое смысловое целое для данного контекста, для данной ситуации. Синтагма – это группа слов, объединенных соседством в речевой цепи и тесной смысловой связью: Постепенно //мы привыкли // к новым условиям жизни. В приведенной фразе три синтагмы. Некоторые фонетисты называют синтагмы «дыхательными группами», «речевыми тактами».

Для определения синтагмы важен, прежде всего, семантический критерий. Членение фразы на синтагмы отражает мысль говорящего в данной ситуации. Синтагма может быть подвижной, так как она зависит от ситуации, от мысли, вкладываемой в нее говорящим. При членении фразы на синтагмы учитывается также синтаксический критерий: Недавно // приехавший доктор // выступил в печати. Недавно приехавший доктор // выступил в печати.

Синтагматическое ударение – это более сильное выделение ударного слога последнего слова в синтагме (усиление ударения на последнем слоге): Маленький серый воробе й // бойко прыгал по доро жке . Синтагматическое ударение наслаивается на обычное словесное ударение последнего слова в синтагме. Ударный слог этого слова выделяется в большей степени, чем ударные слоги других слов синтагмы.

Фразовое ударение – это интенсивное выделение ударного слога последнего слова в конечной синтагме. Но юмор этот // почему-то никого не вселит. В большинстве языков фразовое ударение реализуется в зоне последнего ударного слога фразы. В нейтральном произношении фразовое ударение не воспринимается как особое ударение.

Иногда фразовое ударение переносится с последнего слова последней синтагмы на любое другое слово фразы. Такой вид фразового ударения носит название выделительного ударения. Различают два вида выделительного ударения: логическое и эмфатическое. Логическое ударение дает возможность выражать различные оттенки мысли: Его поразили слова брата ; Егопоразили слова брата.

Различие между логическим и эмфатическим ударением Л.В. Щерба сформулировал следующим образом: логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое ударение делает его эмоционально насыщенным. В первом случае выражается намерение говорящего, а во втором выражается непосредственно чувство. Положительные эмоции связаны с удлинением гласного, а отрицательные – с удлинением согласного.

I СЕМЕСТР

УРОК 25

Тема. Закрепление умения делить слова на слоги. Выделение ударного слога. Вырабатывание силы голоса. Игра в слова. Разучивание наизусть стихотворений

Цель: закрепить умения учащихся делить слова на слоги; учить выделять ударный слог в словах; правильно рассказывать выученное наизусть стихотворение; развивать акцентологические умения на подготовительном этапе к чтению, фонематический слух; воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

Оборудование: предметные рисунки; аудиозапись с физкультминуткой; звуковые схемы слов с ударением на 1-ом, 2-ом и 3-ем слогах.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Как определить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Что же мы называем ударным слогом? (Слог, который произносим с большей силой голоса.)

III. Работа по теме урока

1. Упражнения на развитие навыков правильной постановки ударения в словах

1) Повторите слово с вопросительной интонацией и определите ударный слог.

2) Произнесите слог с большей силой голоса.

3) Произнесите слово, изменяя его так, чтобы ударение с первого слога перешло на второй.

2. Упражнение «отбивая ритм»

Учащиеся произносят слова с правильным ударением, отбивая ритм на ударном слоге в ладоши (или легонько стучат по парте).

Работа выполняется вместе с учителем.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление полученных знаний, умений и навыков

1. игра «поймай ударный слог»

1) Учитель называет слова, а учащиеся хлопают в ладоши тогда, когда ударный слог - первый.

2) Учащиеся хлопают в ладоши на слово, в котором ударный слог - второй.

3) Учащиеся хлопают в ладоши на слово, в котором ударный слог - третий.

2. Заучивание стихотворений и стихотворных фраз наизусть

Например:

Мы шли против ветра

Три киллометра.

Все предметы

Имеют свои приметы.

Хорош пирожок,

Внутри творожок.

Скворцы и синицы -

Веселые птицы.

Ученица Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

3. Работа над творческим заданием


Обведите только буквы и составьте из них слово. (Школа)

Определите в нем ударный слог.

VI. Итог урока

Чему вы учились на уроке?

На какой слог в слове может падать ударение?

Как определить ударный слог?

Какое стихотворение вы расскажете дома родителям?

Учитывая сложность понятия «слог», в начальной школе определение понятия «слог» (данной категории) не дается . Программа ставит задачу сформировать умение делить слово на слоги. Учащиеся опираются на признак соответствия количества гласных и сло­гов: в слове столько слогов, сколько гласных. Со слогом дети знакомятся в период обучения грамоте. Произнесенное слово делится на части, каждая из которых произносится одним тол­чком выдыхаемого воздуха. Это и есть слог. В написанном слове учащиеся сначала находят гласные буквы, а затем делят слово на столько частей (слогов), сколько гласных. В период обуче­ния грамоте упражнения в делении слов на слоги проводятся ежедневно как устные, так и письменные .

Умение правильно и быстро делить слово на слоги относится к числу важнейших , над которыми идет работа в I классе . С опорой на данное умение учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Слоговой принцип в русской графике явля­ется ведущим . Устно: Чтобы правильно передать на письме звуко­вую форму слова, ученик прежде всего делит слово на сло­ги. Устанавливает взаимодействие звуков между собой в пределах слога и использует нужные буквы для обозначе­ния согласных и гласных звуков. Пример рассуждения уче­ника I класса:

- В слове родина три слога.

- Первый слог - РО, звук [р ] - твердый, пишу ЭР, О.

- Второй слог - ДИ, звук [д" ] - мягкий, пишу буквы ДЭ, И.

- Третий слог - НА, звук [н] - твердый, пишу ЭН, А. Умение учащихся делить слово на слоги, диктовать себе по слогам, четко представляя в слоге место каждого звука, их последовательность, ведут к правильной записи слов без пропусков и перестановки букв. Потому работа над слогом должна включать :

Списывание по слогам,

Запись под диктовку по слогам с проговариванием,

Запись под диктовку с комментированием (с объяснением).

Умение делить слово на слоги необходимо учащимся для того, чтобы правильно переносить слова. В I классе школьни­ки овладевают правилом переноса: слово переносится по сло­гам (слог, состоящий из одной буквы, не переносится на другую строку и не оставля­ется на предыдущей строке: О-ля, мо-Я; при переносе слов с буквами Ь и Й эти буквы остаются на строчке: конЬ-ки, леЙ-ка). Правила пере­носа, соответствующего делению на морфемы, становится до­ступным учащимся после изучения во II классе состава слова.

Работа над выделением в слове ударного слога (представляет для первоклассника значительную трудность и требует системати­ческих упражнений) начинается в I классе в период обучения грамоте . Для того, чтобы правильно воспринимать лексическое значение слова, при его чтении необходимо один из его слогов произнести с большей силой. Умение выделять ударный слог в слове связано с развитием анализирующей деятельности мышления, формируется медленно и требует систематических упражнений.

Примеры упражнений :

1) Учитель произносит слово и предлагает учащимся узнать, сколько в слове слогов, который по счету ударный.

2) Обозначить в словах ударный слог и правильно про­читать: портфель, морковь, магазин, щавель и т.д.

3) Списать только слова с ударением на первом слоге (выборочное списывание).

4) Подобрать слова с ударением на втором слоге и т.п.

Упражнения в расстановке ударения в словах целесооб­разно предлагать учащимся ежедневно как в классных, так и в домашних упражнениях. Только систематические уп­ражнения обеспечивают развитие у учащихся умения быс­тро и безошибочно выделять в слове ударный слог. Осоз­нанному выделению ударного слога способствует также по­очередное произношение слова с ударением на том или ином слоге :

ма-ши-на ма-ши-на ма-ши-на. В этом случае учащиеся на­глядно убеждаются в том, что правильное выделение удар­ного слога обеспечивает понимание смысла слова.

В статье предлагается схема реализации одного из методов восстановления речи у больных с эфферентной моторной афазией. Представлен практический материал.

«Восстановление звуко–слоговой структуры слова у пациентов с эфферентной моторной афазией».

Эфферентная моторная афазия – это системное нарушение речи, которое выражается в полной или частичной ее потере, обусловленное поражением вторичных полей коры нижних отделов премоторной зоны левого доминантного (у правшей) полушария головного мозга.

Центральным механизмом этой формы афазии является нарушение возможности быстро и плавно переключаться с одного звена артикулируемой речи к последующему из-за патологической инертности артикуляторных актов. Это выражается в том, что больной, хорошо произносящий отдельный звук, не может перейти к последующему, в результате персеверирует прежний звук, либо дает контаминацию предшествующего звука с нужным.

У пациентов наблюдаются дефекты артикуляции слов: литеральные парафазии, пропуски, перестановки звуков, персевераторные добавления лишних звуков, антиципации. При повторении слов сложных по звуковому составу и слоговой структуре отмечается послоговое произнесение (водопровод – за – да – га – вод), часто — сокращение слоговой структуры.

Поэтому одним из приемов восстановления речи при эфферентной моторной афазии является ритмико–мелодический прием , который «работает» на восстановление звуко–ритмической структуры слова.

Он заключается в том, что подбираются группы слов с одинаковой слого–ритмической структурой (примеры слов в приложении). В каждой группе выделяются подгруппы (5 –7 слов) одинаковой модели (с похожими гласными, количеством слогов, одинаковым ударным слогом) и записаны на диктофон.

Работа начинается со слов с простой звуко-слоговой структурой (односложные слова, двухсложные слова из открытых слогов с ударением на первом слоге, двухсложные слова из открытых слогов с ударением на втором слоге и т.д.).

Работа с каждой подгруппой слов рассчитана на несколько занятий.

1 занятие. Прослушивание слов.

Прослушивание слов с «прохлопыванием».

Сопряженное проговаривание слов с «прохлопыванием».

Составление слов из букв разрезной азбуки, запись их в тетрадь.

Заканчивание фраз с жестким контекстом этими словами.

2 занятие. Сопряженное чтение отрабатываемых слов с «прохлопыванием».

Самостоятельное чтение (по возможности) отрабатываемых слов с

«прохлопыванием».

Деление написанных слов на слоги, списывание этих слов по слогам.

Сопряженное проговаривание слов с выделением ударного слога.

3 занятие. Проговаривание отработанных слов с выделением ударного слога.

Заполнение пропущенных букв и слогов в этих словах.

Запись отработанных слов под диктовку.

Составление с этими словами словосочетаний.

Параллельно необходимо проводить работу по сопряженно–отраженному проговариванию фраз бытового содержания, также записанных на диктофон, которые проговариваются также с «прохлопыванием»; прочитываются, используются в диалогах.

Такой способ предъявления материала позволяет больному проговаривать речевой материал в домашних условиях как можно чаще, самостоятельно, без помощи логопеда, без визуальной опоры на артикуляторный рисунок слов, при необходимости дает возможность постоянно возвращаться к началу пройденного материала.

В процессе такой работы отмечались улучшения в состоянии речевой функции пациентов: расширялся активный словарь больных, в спонтанной речи появлялись отдельные фразы бытового содержания, примитивные по логической структуре. Больные более уверенно начинали участвовать в диалоге, хотя ответы чаще всего оставались односложными. В отработанных словах и некоторых новых, схожих с ними по звуко-слоговой структуре, значительно сокращалось количество ошибок.

Положительные изменения отмечались и в письме: отработанные слова больные достаточно легко составлял из букв, заполняли пропуски в этих словах, прочитывали их вслух, записывали их под диктовку, хотя при этом и отмечались литеральные парафазии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Односложные слова.

МАК СОК ВОТ ЛУК МИР ЛЕС

БАК НОС РОТ СУК ПИР ВЕЩЬ

ЛАК ДОМ ПОТ БУК МИЛ ДЕНЬ

РАК СОМ БОР ДУШ МЫЛ ЩЕЛЬ

ТАЗ ЛОМ КОМ ГУСЬ ТИР СЕМЬ

2. Двухсложные слова из открытых слогов с ударением на первом слоге.

ЛАПА МУХА ДЫНЯ КОЖА

МАМА ДУМА ДЫРА ЛОЖА

ВАЗА ЛУЖА ЛИПА МОДА

ПАПА ЛУПА ШИНА РОЩА

РАНА ТУЧА ПИЩА СОНЯ

МАША СУША ПИЛА НОТА

КАША ШУБА ЛИСА СОДА

3. Двухсложные слова из открытых слогов с ударением на втором слоге.

САМА РУКА ДЕПО ЗИМА

НОГА МУКА ПЕРО ЛИСА

КОЗА КУМА СЕЛО ПИЛА

ВОДА ДУГА КУПЕ ДИТЯ

ГОРА ЛУНА ПЮРЕ ЖЕНА

ЗАРЯ ГУБА ТИРЕ ЦЕНА

4. Двухсложные слова с закрытым слогом с ударением на первом слоге.

УГОЛ ЗАПАХ ГОЛОД БЕРЕГ

УЗЕЛ САХАР ВОРОТ ВЕТЕР

УЛЕЙ ПАЛЕЦ ГОРОД ВЕЧЕР

УЖИН ТАНЕЦ КОЛОС СЕВЕР

5. Двухсложные слова с закрытым слогом с ударением на втором слоге.

ОРЕЛ УГОН ВАГОН БАГАЖ

ОВЕС УБОР БАТОН БАЗАР

ОСЕЛ УЗОР ЗАБОР БАРАН

ОТЕЦ УРОК НАРОД БАНАН

ОРЕХ УТЕС ФАСОН ГАРАЖ

6. Двухсложные слова со стечением в середине слова с ударением на первом, на втором слоге. (Примеры одной подгруппы из каждой группы слов)

РАМКА ВЕДРО

ЛАМПА ВЕСЛО

ЛАВКА ЗЕРНО

ПАЛКА МЕТРО

ПАЧКА ПЯТНО

7. Трехсложные слова из открытых слогов с ударением на первом, на втором, на третьем слоге. (Примеры одной подгруппы из каждой группы слов)

КУРИЦА МАШИНА ПОЛОСА

МУЗЫКА КАБИНА БОРОДА

РОДИНА МАЛИНА ГОЛОВА

РОЩИЦА ДОЛИНА ХОЛОДА

ЛУЖИЦА ЛАВИНА ДУХОТА

В дальнейшем звуко-слоговая структура слов усложняется.

Литература:

  • Цветкова Л.С. «Нейропсихологическая реабилитация больных», 1985.
  • Визель Т.Г. «Основы нейропсихологии», 2005 г.
  • Шкловский В.М., Визель Т.Г. «Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии», 2000 г.

Сулимова Наталья Юрьевна,
логопед-нейродефектолог
отделения «Стационар на дому».
Центр патологии речи и нейрореабилитации,
г. Москва