Об этом рассуждает председатель правления Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Россия» Елена Панфилова.

О коррупции в России говорят все. Ею пронизана вся наша жизнь, начиная с поборов на дорогах и заканчивая рейдерскими захватами крупного бизнеса. Что нужно делать, чтобы победить ее? Об этом наш корреспондент побеседовал с председателем правления Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Россия» Еленой Панфиловой.

АРЕСТЫ ПОД ФАНФАРЫ

– Елена Анатольевна, с чем связано увеличение числа новостей об арестах высокопоставленных лиц? Стала лучше работать прокуратура?

– Во-первых, у нас много коррупции. Золотовалютные запасы тают на глазах, а люди тащат как обычно. И соответственно выставлен определенный «маяк», что надо как-то немножко поджаться. Далее. Наша правоохранительная система научилась собирать доказательную базу даже по крупным делам. Крупные дела очень труднодоказуемы. Это же надо иметь значительное количество следователей с экономическим образованием, которые могут докопаться до истины. Это непросто. Все говорят: «Ой, это на поверхности!» Но для суда это непросто. МВД, Следственный комитет и прокуратура научились все это собирать сколько-нибудь приличным образом.

11 апреля исполнился год национальному плану по противодействию коррупции. Указ был подписан президентом Владимиром Путиным. Для очень многих людей во власти это очень важный документ. Он отмеряет их жизнь. И очень многим надо отчитаться, что они делают. И наконец, арестованные лишились той или иной крыши, они оказались как бы не защищены до этого существовавшими внутрикорпоративными системами защиты. Все это присутствует в той или иной части.

– На ваш взгляд, какие случаи коррупции в России самые вопиющие?

– Конечно, потряс Восточный. Он оказался в перечне тех, где люди не побоялись тащить средства. Когда смотришь на такие флагманские, большие, инфраструктурные проекты, это, конечно, поражает. И даже не объемами. А с точки зрения того, насколько наглость лишила людей чувства самосохранения. Хотя, может быть, и пронесет. Мы же не знаем, чем закончится история. Может, скажут потом: «Деньги мыши поели». Все эти дела не закончены. У нас есть – и это очень важно отметить – очень много арестов под фанфары и возбуждение дел под фанфары. А дальше пропадает медийный интерес, и параллельно с ним дело начинает уплывать, заканчивается не всегда тем, чем должно, с моей точки зрения. Очень важно помнить: бурный арест и бурное разоблачение не означают автоматически серьезного наказания, к сожалению. Скандал. А нам нужны системные изменения.

КОРРУПЦИОННЫЕ СХЕМЫ ОДИНАКОВЫ

– Откуда получаете информацию о фактах коррупции?

– Информацию мы получаем исключительно из двух источников. Мы умеем работать с открытыми данными так, что вытаскиваем из них то, что нужно порой искать. У нас есть декларатор, у нас есть методики работы. У нас есть приемные. Люди, которые не могут до нас добраться, могут с нами общаться. Нам крайне важно не просто сообщить какой-то факт: ой, вот тут украли! Важно «законопатить ту дырку», чтобы в нее не пролез следующий.

– Чиновники успешно зарабатывают. Сферы известны! Схемы известны! По одинаковым схемам работает большинство руководителей в разных структурах. Почему же государственные деньги уплывают безвозвратно?

– Никто никогда в нашей стране этим системно не занимался. Оценка коррупционных рисков возникла в апреле прошлого года. Не было у чиновников такой обязанности. Мы очень надеемся, что будет. Это президент принял указ в апреле прошлого года. Маленькая строчка. Самые ужасные и плохо ловимые коррупционные риски – это в стадии производства услуги и акта принятия. Потому что тут чиновники обладают фантастическими возможностями получить «свое». Нужны правила. Многие чиновники привыкли как рыба в воде плавать в своих возможностях. А нам надо этих «рыб» остановить.

– Известно, что в Госдуму направлен законопроект о внесении в УК состава преступления «Хищение бюджетных средств» с наказанием в виде лишения свободы на 10-25 лет. Ваш прогноз: примут?

– Прогноза у меня нет никакого. Как минимум законопроект рассматривается. Разговоры идут. Но непонятно, в какую сторону это может сработать. Принимая меры, надо автоматически параллельно что-то делать с нашей системой.

– Какую практику противодействия коррупции, какие наработки вы лично переняли бы у зарубежных стран?

– Все, что сейчас существует, отталкивается от норм Конвенции ООН против коррупции. Есть три вещи, которые в конвенции имеются, в зарубежном опыте имеются, а у нас нет – буксуют. У нас делами занимаются и прокуратура, и ФСБ, и ФАС, и Счетная палата. А все должно быть единым. Затем очень существенно – защита заявителя. Заявитель о коррупции – это не свидетель. Это чиновник, бизнесмен, журналист, который узнал о противоправном поведении какого-либо чиновника. Государство обязано защитить их правовой статус на период расследования. Потому что могут быть злоупотребления. На период расследования такой человек должен быть защищен от увольнения и, самое главное, от обратного уголовного правового преследования. Потому что самая распространенная в нашей стране ситуация, когда человек что-то сообщил, но те, кто против него, начинают на него что-то искать. Находят компромат. Увольняют. Заводят фиктивные дела. Обвиняют во всех тяжких. Этого не должно быть. И наконец, декларирование конфликта интересов в двух разных структурах. Вообще неправильно и коррупционно иметь аффилированные структуры. То регулирование, которое сейчас есть, слабо, беззубо. Максимум увольнение за утрату доверия. Эти люди тут же всплывают на других должностях. В других странах есть сильные институты. Вот это и нужно позаимствовать. Во-первых, судебная система должна быть третьей властью, для которой главным должно быть верховенство законов, а прокуратура – орган независимого надзора. Во-вторых, должны быть разные СМИ. Они создают некое информационное поле, откуда вырастают отечественная журналистика, дебаты и т.д. В-третьих, необходимо и гражданское общество, не построенное в колонны НКО, а у нас же все замуровано государственными общественными организациями, общественными палатами, и низовая инициатива закатывается в асфальт. И наконец, рыночная экономика. Там, где конкурентный бизнес, чиновник играет очень маленькую роль. Ему не так нужно давать взятки. И самое главное – реальная политическая конкуренция. Она очень нужна, чтобы коррупция не мешала нам жить там, где мы живем.

ЛОВУШКИ ДЛЯ КОРРУПЦИОНЕРОВ

– Назовите, пожалуйста, наиболее эффективные методы борьбы с коррупцией.

– Коррупции много. И это сильно пугает. Потому что сегодня это орел или решка, поймают – не поймают. Строгость наказания должна быть, но значительно важнее строгости неотвратимость. Если будет неотвратимость наказания, все коррупционеры будут зарабатывать срок, скажем, пять – семь лет с конфискацией. Поверьте, это сработает более эффективно, чем смертная казнь.

– Ваш алгоритм борьбы с коррупцией?

– Предотвращать. То есть мы расставляем ловушки: декларирование доходов, имущества, конфликты интересов, внутренний контроль, оценки коррупционных рисков, регулирование закупок. Треть мы предотвратили. Мы им расставили такую сеть, что лучше не лезть туда. Все регулируется так, что человек думает: «Не полезу, иначе попадусь». А уже оставшуюся треть надо выявлять.

– Премьер-министр подписал постановление, согласно которому руководителям акционерных обществ, которыми государство владеет лишь частично, разрешено сведения о доходах не публиковать… Ваш комментарий по этому поводу?..

– Это неправильно. Чем Кириенко, глава Росатома, хуже Сечина? Доходы в бюджет они приносят, как я понимаю, одинаковые, важны для экономики страны одинаково. Почему госкорпорация будет публиковать, а госкомпания не будет публиковать? И там и там – коммерческая деятельность. И там и там – большие международные контракты. Каждый человек, который распоряжается хотя бы копейкой бюджетных денег, должен контролироваться. А когда у нас: хочу – публикую, не хочу – не публикую. По закону они должны публиковаться. В марте публикуют. А в апреле уже не публикуют. Все это указывает на то, что кого-то это очень сильно беспокоит и раздражает. Что означает только одно: людям есть что скрывать. На самом деле лучше бы они этого не делали. Потому что если они хотели хоть каким-то намеком сообщить обществу, что им есть что скрывать, лучше они придумать не могли. Лучше бы они публиковали. Пускай бы там 57 миллионов. Мы бы пережили. Ну поохали, поахали. Ой, 7 домов! Две яхты! И что? Неделя шума. Ну и забыли. То, что они сделали, самое неумное, что можно сделать вообще.

Беседовала Елена Половцева

Фото РИА «НОВОСТИ»

ДОСЬЕ

Елена Панфилова родилась в Москве 18 декабря 1967 года. В 1989 г. окончила исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1997 г. окончила политологический факультет Дипломатической академии МИД России. В 2000 г. основала и возглавила российское отделение Международной организации по противодействию коррупции. Преподает в ВШЭ.

Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней. Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.

Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона. Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением (…) либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды» . Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров , а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз!!! в течение года.

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников . Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.

С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

  • штраф;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
  • исправительные, принудительные или обязательные работы;
  • условный или тюремный срок до 12 лет.

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.

Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.

Коррупция - извлечение личной выгоды от применения должностным лицом вверенных ему прав и властных полномочий посредством использования своих связей, возможностей, статуса и авторитета. Подобные действия противоречат законодательству. Другими словами - это получение

5. На использование в борьбе с рассматриваемым преступлением информационно-пропагандистских, политических, правовых, организационных, социально-экономических и других мер.

6. На государственном сотрудничестве с международными организациями, институтами гражданского общества и физическими лицами.

7. На применении необходимых мер, предупреждающих проявление рассматриваемого преступления.

В России для уничтожения этого зла создают специальные комиссии и комитеты. В некоторых государственных структурах работает отдел по борьбе с коррупцией.

Ответственность

Несомненно, каждое из деяний заслуживает определенного наказания. Закон о борьбе с коррупцией предполагает дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственности. Она определяется в зависимости от вида правонарушения по отношению к юридическим и физическим лицам, гражданам России, иностранным резидентам и людям без гражданства, совершившим коррупционные действия.

Комиссия по борьбе с коррупционными правонарушениями

Комиссия по борьбе с коррупцией - организация, созданная для профилактики и противодействия рассматриваемому преступлению. Она задействована во всех сферах жизнедеятельности. Также комиссия предназначена для стимулирования антикоррупционного поведения.

В состав данной организации входит перечень лиц, утвержденных Президентом России.

Цели комиссии

Основными целями комиссии по борьбе с коррупцией являются:

1. Оказание помощи правоохранительным структурам.

2. Содействие в реализации законных интересов и прав граждан.

3. Оказание правовой помощи людям по защите своих прав от коррупционных посягательств.

4. Привлечение внимания общественности и средств массовой информации к содействию в борьбе с коррупцией.

Задачи комиссии

Борьба с коррупцией в России включает в себя несколько основных задач.

1. Общественная поддержка государственных структур, объединений и с целью обеспечения порядка, законности и борьбы с коррупцией.

2. Оказание содействия в повышении правового уровня информирования населения.

3. Участие в разработке научно-практических рекомендаций, в федеральных, региональных, международных акциях и программах по борьбе с рассматриваемой проблемой.

4. Ежегодный доклад по проблемам, связанным с коррупционной борьбой.

5. Содействие гражданам по защите основных свобод и прав, которые нарушаются действиями или, наоборот, неоказанием услуг коррумпированными структурами.

6. Предоставление сведений для общественности, органов государственной власти через средства массовой информации о выявленных случаях коррупции.

7. Занятие издательской деятельностью.

8. Защита прав и интересов участников и членов комиссии.

9. Развитие международного сотрудничества.

10. Анализ общественного мнения и проведение социологических опросов.

11. Экспертиза деятельности органов местного самоуправления и государственных органов.

12. Анализ федеральных законов.

13. Подготовка предложений и разработка мер.

Своими действиями комиссия демонстрирует, что борьбу с коррумпированными чиновниками можно вести без привлечения бюджетных средств, основываясь на желании и инициативе граждан.

Комитет по борьбе с коррупцией

Комитет, благодаря профессионализму сотрудников, высокому интеллектуальному потенциалу, способен решать конкретные задачи и бороться с коррупцией.

Своим сотрудникам Федеральным комитет оказывает по любому вопросу юридическую помощь. Борьба с коррупцией в России происходит путем создания на федеральном уровне данного комитета. В чем его предназначение? Это борьба с коррупцией и терроризмом. Комитет является общественной структурой, оказывающей правовую, социальную и иную форму защиты по предупреждению, предотвращению и содействию в борьбе с коррупционными правонарушениями

Цель комитета

Целями комитета являются:

1. Защита благосостояния, свободы, социальных гарантий и безопасности граждан.

2. Улучшение правового и социально-экономического положения в России.

3. Защита законных интересов и прав граждан, предприятий среднего и малого бизнеса.

4. Контроль народа за объективностью цен в социальной сфере.

5. Предоставление защиты гражданам, предприятиям, учреждениями, организациям, предпринимателям от коррупционного произвола.

6. Создание партнерства социального и делового между обществом и властью.

7. Воспитание в гражданах активной позиции с целью создания справедливого и правового баланса между властью и обществом.

8. Создание прогрессивной, созидательной, высоконравственной, интеллектуальной, влиятельной силы путем сил в единую систему с целью противодействия коррупции, надзора и контроля над соблюдением чиновниками законов РФ.

9. Восстановление социальной справедливости, народовластия и законности в борьбе с чиновничьим произволом и коррупцией.

10. Создание системы молодежных объединений для влияния и созидания за происходящими процессами в борьбе с коррупцией.

11. Предоставление социальной защиты и гарантии пенсионерам, ветеранам, инвалидам, сотрудникам правоохранительных органов и военнослужащим; принятие участия в становлении гражданского общества.

12. Содействие в борьбе за развитие местного самоуправления и федерализма, отстаивание целостности и единства страны, направленное против сепаратизма и национализма.

13. Обеспечение возможности участия в управлении государства молодежи.

Международная борьба с коррупцией

Для совершения рассматриваемых правонарушений не существует национальных границ. Поэтому международное сотрудничество по борьбе с коррупцией заключается в объединении государств, преследующих общую цель. Как это происходит? Для этого принимаются международные договоры, соглашения, конвенции и т. д.

Государства производят обмен информацией, выдачу совершивших коррупционное преступление лиц. Также они внедряют социальные меры, направленные на предупреждение рассматриваемых правонарушений. Так ведется борьба с коррупцией.

09Дек

Коррупция – это обширный термин, который служит для определения процесса злоупотребления государственной властью в целях получения личной выгоды. Само слово «коррупция» произошло от латинского «corrumpere » — растление, и «corruptio » — разложение, подкуп, продажность, порча.

Что такое КОРРУПЦИЯ – определение простыми словами. Понятие коррупции.

Простыми словами, Коррупция – это процесс при котором должностное лицо, наделенное определенной властью, использует ее для личного обогащения. К таким лицам могут относится практически все госслужащие способные тем или иным образом повлиять на разрешение какой-либо ситуации. Так это могут быть:

  • Политики;
  • Чиновники всех уровней;
  • Представители надзорных и правоохранительных органов;
  • Представители медицины и образования.

В более широком понимании, термин коррупция включает в себя взяточничество, вымогательство, мошенничество, злоупотребление властью, растрату и отмывание денег.

Причины коррупции.

Причин для существования и процветания коррупции существует огромное множество, и достаточно сложно привести абсолютно все аспекты возникновения данного явления. Тем не менее основные причины практически всегда находятся на поверхности.

Личная жадность. Жадность ведет к неограниченному желанию денег или власти, не обращая внимания на принципы. По сути, это врожденный человеческий импульс – владеть наибольшим количеством благ.

Низкий уровень личной этической ответственности в следствии отсутствия должного образования и воспитания.

Отсутствие чувства долга служения, и единства с обществом , которому служит государственный служащий. В данном случаи, личный эгоизм превышает потребности большинства.

Заработная плата. Низкая заработная плата, которая довольно часто выплачивается большинству сотрудников в государственном секторе, толкает некоторых людей на коррупционные действия.

Низкие возможности самореализации. Из-за отсутствия возможностей для работы по желанию, многие люди сознательно идут работать в государственные структуры, чтобы зарабатывать на коррупционных схемах. Довольно часто эти люди дают взятки, для получения подобных «теплых» должностей.

Отсутствие строгих и быстрых наказаний. Это значит, что даже если кто-то признан виновным или даже пойман с поличным, судебная система затягивает процесс. В случаи, когда судебный процесс длится очень долго, напряжение в обществе спадает, и как правило дело спускается на тормозах. Еще одной проблемой являются слишком мягкие наказания. К примеру, коррупционера могут не посадить в тюрьму, а перевести на менее престижную должность. Что само собой способствует процветанию коррупции, так как отсутствует реальное наказание за преступление.

Отсутствие плохой репутации. Это значит, что, человек, который был замечен в коррупции должен приобретать «дурную славу», и уважающие себя люди должны избегать его и не вести с ним дел. Само собой, что такого человека не стоит подпускать к работе управленца.

Отсутствие единства в обществе. Данный фактор является очень важным, так как именно он влияет на ситуацию с коррупцией в целом. Общество должно быть единым в стремлении победить коррупцию. И не должно быть ситуаций, когда человек на публике открыто критикует коррупцию, а сам тайно относит взятки за ускорение каких-либо дел. Если общественность сплотится против коррупции таким образом, что никто не будет предлагать взятки, то у коррумпированных чиновников не будет другого выбора, кроме как работать честно.

Отсутствие прозрачности и доступа к информации. Плодородной почвой для коррупционных действий, является сокрытие информации о проведении сделок, тендеров и о собственности чиновников. Развиваются скрытые .

Отсутствие независимого органа по борьбе с коррупцией с самыми широкими полномочиями.

Отсутствие компетентных и независимых судов.

Отсутствие отчетности в среде работы государственных чиновников. Это значит, что общество не знает, чем конкретно занят тот или иной работник государственной структуры. Общество не имеет доступа к информации о том, как он выполняет свою работу и насколько он с ней справляется. Из-за этого, нет возможности оценить тот факт, заслужено ли этот чиновник получает зарплату, премии, льготы и надбавки.

Виды и формы коррупции.

Так как, понятие коррупции весьма обширно и затрагивает множество областей жизнедеятельности человека, то ее принято делить на несколько видов или форм, которые в свою очередь зависят от степени влияния и объемов. Основные формы коррупции это:

  • Индивидуальная (несистематическая, бытовая ) коррупция;
  • Мелкая коррупция;
  • Политическая (большая, грандиозная ) коррупция.

Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.

Это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.

Мелкая коррупция.

Цели, принципы и проявления коррупции.

Как уже можно понять из самого определения термина, коррупция преследует всего одну единственную цель: личное обогащение, концентрация и удержание власти. К принципам коррупции можно отнести выражение «порочный круг». Это значит, что коррумпированные чиновники создают структуру из подобных себе же. Таким образом, на знании о том, что каждый из таких чиновников замешан во взяточничестве, и держится вся эта порочная структура.

Исходя из нашей реальности, о проявлениях коррупции и о ее примерах, писать вероятно не стоит, так как каждый встречался с ней лично и может наблюдать каждый день. Это распыли денег на ремонте дорог, взятки за отметки в учебных заведениях, благодарности за «квалифицированный» прием у врача. О большой коррупции, говорить вообще нет смысла, достаточно включить критическое мышление и посмотреть несколько вечеров новости по ТВ.

Проблема и последствия коррупции.

Обслуживание . В первую очередь, хочется отметить, что в странах, где процветает коррупция нет надлежащего обслуживания. За качественное и своевременное обслуживание приходится доплачивать отдельно. Данный аспект касается практически всех сфер жизнедеятельности: от приема у врача, до получения лицензии в лицензирующем органе.

Отсутствие надлежащего правосудия. Коррупция в судебной системе приводит к вынесению несправедливых решений. В такой системе, прав окажется тот, кото больше денег занесет судье. Из-за коррупции в полицейской системе процесс расследования продолжается десятилетиями. Это позволяет преступникам свободно перемещаться и даже совершать больше преступлений.

Безработица . В следствии коррупционной деятельности в системе образования, государство производит все меньше квалифицированных кадров. Это в свою очередь создает потребность в профессионалах, которых просто нет в наличии.

Плохое здоровье и гигиена : в странах с большей коррупцией можно заметить больше проблем со здоровьем среди людей.

Загрязнение окружающей среды. В основном это происходит из-за деятельности, различных предприятий, которые за взятку получают возможность не использовать системы очистки, да и вообще ведут свою работу как им угодно.

Несчастные случаи. Плохие дороги, ветхие коммуникации, пренебрежение мерами безопасности – все это результат коррупционных действий чиновников. Сюда в качестве примера, можно привести и получение водительских прав за взятку. Что в свою очередь повышает аварийность на дорогах.

Итог.

В итоге хотелось бы отметить, что коррупция, это действительно важнейшая проблема, которую невозможно побороть без активного участия всего общества. Ведь именно от того, как каждый гражданин относится и реагирует на проявления коррупционных действий зависит обстановка в государстве в целом. В идеальном варианте, каждый человек, обязан пресекать любые проявления взяточничества, всеми доступными и что самое важное, законными методами.

Категории: , / / от

Сравнительно недавно слово "коррупция" достаточно часто звучало по телевидению, появлялось в периодических печатных изданиях и в прочих СМИ. Многие люди имеют лишь отдаленное представление об этом явлении, понимая только, что оно связано с какими-то неправомерными действиями. Точно же определить, что такое коррупция, может далеко не каждый. Далее в статье рассмотрим это явление более подробно.

Терминология

Само слово имеет латинские корни. Что такое коррупция по латыни? В дословном переводе слово corrumpere означает "растлевать", а corruptio — "порча" или "подкуп". На основании этой трактовки было сформулировано общее определение. Говоря о том, что такое коррупция, в широком смысле под ней следует понимать использование должностными лицами вверенных им прав и властных полномочий, связанных с официальным их статусом возможностей, авторитета и имеющихся связей для личной выгоды. Такое поведение противоречит моральным устоям и юридическим нормам. Что такое коррупция, знают многие люди, проживающие в мафиозных странах. В них это понятие трактуется как подкуп должностного лица, его продажность. В европейских языках термин имеет более широкую семантику. Она исходит из дословной трактовки латинского понятия. Мировой банк, Transparency International и ряд других организаций также дают определение рассматриваемому явлению. Они трактуют понятие как злоупотребление вверенной властью в личных целях. В практике используются и другие определения того, что такое коррупция. Эти трактовки вносят те или иные уточнения или используют строгие юридические понятия.

Отечественное право

Коррупция в России - это злоупотребление должностным лицом служебным положением, получение или дача взятки, коммерческий подкуп или иное неправомерное использование гражданином своего статуса, противоречащее интересам страны и общества. Такое поведение направлено на получение выгоды, которая может выражаться в виде ценностей, денег или иных вещей и объектов, услуг или прав имущественного характера для себя либо других лиц. Данные деяния могут также совершаться в интересах либо от имени юрлиц.

Особенности явления

В качестве одного из характерных признаков коррупции выступает конфликт между поведением должностных лиц и интересами их нанимателей либо между действиями выборного субъекта и свободами и правами общества. Большая часть таких деяний аналогична мошенничеству. Такое поведение относится к категории преступлений, направленных против государства. Вероятность злоупотребления существует в тех институтах, в которых должностные лица обладают дискреционной властью в области распределения тех или иных ресурсов, не принадлежащих им, по собственному усмотрению. К таким подверженным коррупции субъектам можно отнести администраторов, судей, депутатов, чиновников. Коррупция в органах власти обусловливается возможностью получить высокую экономическую прибыль. Однако данное явление сдерживается риском разоблачения и наказания.

Общая характеристика

Злоупотребление - это одна из форм, в которой выражается государственная коррупция. Однако это понятие недостаточно полно характеризует данное явление. Одна из ратифицированных в России конвенций признает коррупцию уголовным преступлением юрлиц и граждан. За одно и то же неправомерное деяние в РФ можно получить наказание по УК и КоАП. Коррупция в России отличается системным характером. Он обусловливается принудительной силой данного явления, действующей на тех, кто занимает властное положение в тех или иных институтах. По политэкономическим и макроэкономическим исследованиям коррупция причиняет существенный ущерб, формирует препятствия для роста хозяйственной и прочих систем страны, развития общества.

Пути решения проблемы

Сегодня не существует четких методов ни в менеджменте, ни в педагогике, используя которые можно было бы гарантировать "воспитание" идеальных чиновников. Однако в настоящее время существует достаточно много стран, в которых уровень коррупции довольно низок. Более того, в истории есть примеры, когда определенные действия способствовали достижению значительных успехов. Такая ситуация, например, характерна для Швеции, Португалии, Гонконга, Сингапура. Эти примеры доказывают, что существуют эффективные методы, посредством которых можно оказывать противодействие коррупции. Формально, если не будет власти, то не будет и этого явления. Однако многие государственные функции имеют достаточно веское обоснование, в связи с чем не могут быть аннулированы. К примеру, нельзя устранить неправомерное поведение в налоговых службах отменой всех обязательных отчислений в бюджет. Однако в условиях, когда коррупция достигает угрожающих масштабов, именно роспуск "особо опасных" органов можно считать одним из наиболее эффективных, хоть и радикальных, методов. Кроме этого, существуют и другие варианты устранения этого неблагоприятного явления. Рассмотрим их далее.

Внутреннее противодействие коррупции

Этот подход предусматривает усиление механизмов и стимулов, существующих непосредственно в самом административном аппарате. В частности, речь идет о формировании более четких стандартов исполнения обязанностей должностными лицами, строгом контроле над каждым сотрудником. Для обеспечения надзора выделяются особые управления, функционирующие автономно. К примеру, правоохранительные структуры зачастую находятся в подчинении главы исполнительной власти, равно как и бюрократический аппарат, существуя, однако, относительно независимо.

Внешний контроль

Борьба с коррупцией может осуществляться посредством механизмов, обладающих существенной независимостью от исполнительной власти. Многие из этих инструментов определяются в Конвенции ООН. В частности, формирование независимого судебного института, при котором бюрократ, нарушивший закон, может быть быстро признан виновным, значительно уменьшает потенциальную привлекательность коррупционной деятельности. В качестве одного из эффективных способов устранения явления выступает свобода СМИ и слова. Внешний контроль, как правило, используется в странах с либеральной демократией и рыночной экономикой. Вероятно, это обусловливается тем, что для обеспечения нормального товарооборота необходимо формирование жестких правил, создание четких механизмов реализации обязательств. В их числе и эффективная система права, обеспечивающая здоровые конкурентные условия.

Общие меры

Борьба с коррупцией предполагает ужесточение существующих и принятие новых нормативных актов, предусматривающих те или иные ограничения для граждан и юрлиц. Однако многие из них, напротив, вызывают сопротивление в обществе и провоцируют людей на совершение тех или других неправомерных действий. Исключением являются нормы, относящиеся к конституционным свободам и правам граждан. Они накладывают определенные ограничения не столько на обычных людей, сколько на институты власти. Конституционные нормы выступают в качестве гарантий против завышенных законодательных требований и наделения тех или иных органов дискреционными полномочиями.

Закон "О коррупции"

В нормативном акте установлены общие принципы, на основании которых осуществляется работа по устранению рассматриваемого явления. К ним относят следующие:


Закон "О коррупции" предусматривает определенные меры международного взаимодействия РФ с прочими странами. Данная работа осуществляется на основании соответствующих соглашений или принципа взаимности. Главной целью является выявление лиц, совершивших коррупционные действия, имущества, ставшего предметом неправомерных сделок. Взаимодействие правительств, госструктур обеспечивает обмен информацией, координацию мероприятий по профилактике и устранению нарушений и их последствий.