Методический план

для проведения занятий с работниками ПСЧ №3 ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Ингушетия» по «Основам организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» с 19 по 22 января 2013 года.

Тема №1. Введение в курс «Основы организации тушения пожаров и проведения Аварийно спасательных работ».

Вид занятия: Классно-групповое

Отводимое время: 2 часа.

Цель занятия: Приобретение личным составом подразделения и совершенствование навыков ведения основных (главных) действий при пожарах и проведении АСР; Подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета, дежурной смены; Совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению основными (главными) действиями на пожаре и при проведении АСР.

1. Литература, используемая при проведении занятия:
- Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС РФ, 2003 г.;





- Интернет ресурсы.

2.Развернутый план занятия
Понятие пожарной тактики

Усложнение технологических процессов, увеличение площадей застройки объектов народного хозяйства повышает их пожарную опасность. В связи с этим все больше внимания уделяется совершенствованию профессионального мастерства пожарных, повышению уровня боевой готовности, гарантирующий защиту от огня собственности и имущества.

Пожарная тактика - это теория и практика подготовки и ведения боевых действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров. Основным предметом изучения пожарной тактики является подготовка к тушению и тушение пожаров различными силами и средствами. Подготовка к тушению включает: определение структуры пожарной охраны, обоснование численности и дислокации подразделений, разработку и корректировку оперативных документов, планирующих тактическую и психологическую подготовку подразделений пожарной охраны, а так же разработку мероприятий, обеспечивающих необходимые условия для успешного тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства.

Пожарная тактика - это совокупность способов и приемов тушения пожара, применяемых с учетом возможностей подразделений пожарной охраны и конкретной обстановки на пожаре. Средства тушения пожаров (пожарная техника и огнетушащие средства, и люди, работающие с этими средствами, составляют материальную основу тушения пожара. Поэтому одним из важных вопросов, рассматриваемых пожарной тактикой, является тактико-технические данные пожарной техники, свойства огнетушащих средств и правила их применения, а так же способы прекращения горения.

Составляющими тактики являются не только способы действий подразделений пожарной охраны при тушении пожаров, но и действия, связанные с подготовкой к тушению (организация тушения пожаров в населенных пунктах), предшествующие тушению (выезд и следование на пожар, разведка пожара, боевое развертывание), выполняемые в процессе тушения пожара (спасание людей, эвакуация материальных ценностей и животных, борьба с дымом и температурой, вскрытие и разборка конструкций и др.), а так же вопросы управления подразделениями и поддержания их в постоянной боевой готовности.

Задачи пожарной тактики

За последние годы пожарная тактика из описательной дисциплины все в большей степени стала превращаться в научную, способную исследовать и выявлять закономерности, присущие процессам подготовки и ведения боевых действий по тушению пожара. Пожарная тактика решает следующие задачи:
познает закономерности развития пожара, разрабатывает способы и приемы спасания людей и тушения пожаров, а так же способы ведения боевых действий подразделений по тушению пожаров, разрабатывает организационную структуру подразделений, изучает их тактические возможности и методы подготовки. Задачами пожарной тактики являются:
1) Изучение сущности процессов развития и тушения пожаров, а так же установление действующих в этих процессах закономерностей;
2) исследование тактических возможностей подразделений пожарной охраны;
3) разработка способов действий подразделений;
4) организация тушения пожаров и управление боевыми действиями при их тушении;
5) организация тактической подготовки подразделений с учетом выработки определенных боевых и моральных качеств личного состава.

Поскольку факторов, воздействующих на ход и результат тушения пожаров, очень много и влияние их на процесс тушения различно, первую задачу можно решить двумя путями:
первый - это тщательное исследование и научный анализ тушения пожаров, изучение непрерывно меняющихся условий тушения, учет всех изменений в технических средствах и установление на этой основе общих положений, раскрывающих сущность тушения пожаров;
второй - это проведение экспериментальных работ как по изучению процесса горения различных веществ в условиях пожара и развития его в зданиях и сооружениях, так и по тушению опытных пожаров.

Развитие и современное состояние пожарной тактики

Наука о пожарной тактике в наше стране, критически переработав и впитав в себя все лучшее из того, что было накоплено человечеством в борьбе с пожарами, прошла большей путь развития. Она формировалась обогащалась постепенно, по мере изменения материальных условий жизни общества, совершенствования технических средств и повышения боевых возможностей подразделений пожарной охраны. В прошлом, когда населенные пункты застраивались в основном деревянными домами, крытыми соломой и щепой, пожар, возникший внутри помещения, быстро переходил в открытый (наружный). Тактика тушения такого пожара сводилась к поливанию горящего строения водой из ведер.

Однако это не могло привести к успеху, поэтому горящее строение, как правило, сначала разбирали, а затем уже отдельные конструкции поливали водой и тушили. Появление в России ручных насосов в XVII веке не могло изменить применяемого ранее способа, тушения - разборки конструкций - из-за недостаточной эффективности насосов и их ограниченного числа. В XVIII в., и особенно в XIX веке, в связи с увеличением размеров зданий и сооружений и применением в строительстве несгораемых материалов изменился и характер пожаров. Они все чаще стали возникать внутри помещений и достигать больших размеров. Для тушения таких пожаров нужны были новые методы и средства. Во второй половине XIX века в России развиваются нефтедобывающая промышленность, а так же другие отрасли промышленности, связанные с применением огнеопасных веществ. Пожары возникающие на предприятиях, где использовались такие вещества, принимали угрожающие размеры. В связи с этим надо было найти способы и средства борьбы с такими пожарами.

Современная пожарная тактика, опирающаяся на новейшие достижения науки и техники и располагающая грамотными и квалифицированными кадрами, позволяет охранять от пожаров общественную собственность, личное имущество граждан Российской Федерации. Благодаря успехам в развитии науки и техники качественные изменения произошли в средствах и способах тушения пожаров. Пожарное дело стало инженерно-технической отраслью. Это требует от личного состава пожарной охраны, и прежде всего от начальствующего состава, глубоких теоретических и практических знаний. Одной из задач подготовки начальствующего состава является изучение пожарной тактики. Основы тактических знаний изучают в пожрано- технических учебных заведениях (училищах). Пожарная тактика рассматривает так же вопросы организации тушения пожаров, в городах и сельских населенных пунктах, подготовки населенных пунктов и объектов к тушению пожаров, ведения оперативной документации и т.д. Боевая работа подразделений пожарной охраны требует от всего личного состава высоких моральных качеств, профессионального мастерства, инициативы, способности выдерживать большие физические нагрузки. Поэтому необходимо заботиться о воспитании личного состава частей пожарной охраны и поддержании их в состоянии постоянной боевой готовности.

Приказ МЧС РФ № 156 от 31.03.2011 г. «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»

Основные исходные положения пожарной тактики содержатся в Приказе МЧС России №156. В нем обобщен многолетний опыт работы подразделений пожарной охраны по тушению пожаров, а результаты теоретических исследований изложены в виде определенных положений, принципов, правил, выведенных на основании глубокого анализа опытных данных и всесторонней теоретической разработки. Приказ №156 дает руководящие указания по организации тушения пожаров и обеспечивает общность взглядов начальствующего состава пожарной охраны на вопросы тушения пожаров. Положение данного приказа облегчают работу руководителя тушения пожара и ускоряют процесс выработки им решения. Однако положения, изложенные в данном приказе, не объясняют явлений, происходящих в процессе развития и тушения пожаров. В нем содержатся лишь готовые выводы и обобщения, но не указываются их предпосылки. Кроме того, привила, способы и приемы, приведенные в уставе, действительные лишь для наиболее типичных условий в общим виде. Поскольку обстановка на пожаре может быть самой различной начальствующий состав должен не только знать положения устава, но и уметь применять на практике. Следовательно, чтобы успешно руководить тушением пожара, нужно не только твердо знать положения устава, но и иметь хорошую теоретическую подготовку, глубоко понимать сущность явлений, происходящих на пожаре. Таким образом, очевидна необходимость глубокого изучения теоретических трудов по пожарной тактике, учебников, учебах пособий и периодической пожарно-технической литературы. Настоящий Приказ определяет основы организации тушения пожаров и проведения связанных с ним первоочередных аварийно-спасательных работ. Выполнение требований Приказа №156 является обязательным для всего личного состава пожарной охраны и иных, привлеченных к тушению пожаров, сил. Во второй половине XX века во многих странах начали создаваться государственные службы спасения, призванные оказывать помощь людям, пострадавшим в результате стихийных бедствий. В 1988 году, когда в Армении произошло разрушительное землетрясение, спасатели Швейцарии, Франции, Израиля и других стран продемонстрировали свой профессионализм, высокий уровень технической оснащенности и, главное, способность действовать в зоне бедствия автономно. Тогда же стало очевидно, что в Советском Союзе нет службы, способной оперативно и эффективно оказывать подобную помощь людям. В декабре 1990 года постановлением Совета Министров РСФСР был образован Российский корпус спасателей, в задачи которого входило обеспечение безопасности населения во время стихийных бедствий и техногенных катастроф. На его базе в ноябре 1991 года Указом Президента РФ создан Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в его состав вошли войска гражданской обороны. В январе 1994 года Указом Президента РФ Госкомитет был преобразован в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Ему были переданы функции Госкомчернобыля и Комитета по проведению подводных работ особого назначения. Не так давно в состав МЧС России вошли Государственная противопожарная служба и Государственная инспекция по маломерным судам. Сегодня Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям является одной из самых эффективных спасательных служб в мире, способной оказывать помощь населению в самых сложных кризисных ситуациях.

Основными задачами МЧС России являются:
- выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах;
- организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в этих областях деятельности;
- осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

В состав Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям входят территориальные органы – региональные центры МЧС России и главные управления МЧС России по субъектам РФ, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, войска гражданской обороны, Государственная противопожарная служба, Государственная инспекция по маломерным судам, образовательные, научно-исследовательские учреждения и организации.

3.Пособия и оборудование, используемые на занятии:

Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС РФ, 2003 г.;
- «Учебник спасателя»: С.К. Шойгу и др., изд. Советская Кубань, 2002 год;
- «Пожарная тактика»: Повзик Я.С. и др., М.: Стройиздат, 1990;
- Рекомендации об особенностях ведения боевых действий и проведения пер­воочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров на различных объектах, Москва 2002 год;

- Приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.02 «Правила по охране труда в подраз­деле­ниях ГПС МЧС России (ПОТ РО-2002)».
- Приказ МЧС РФ № 156 от 31.03.2011 г. «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»
- Интернет ресурсы.

4.Задания для самостоятельной работы и подготовка к следующему занятию:__________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

Руководитель занятия:
Начальник ПСЧ №3 ФКУ
«ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Ингушетия»
майор внутренней службы М.В. Хамхоев
«__»__________2013г.

Задачи обучения:

приобретение личным составом подразделений ГПС и совершенствование навыков ведения основных (главных) действий при пожарах и проведении АСР;

подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета, дежурной смены;

совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению основными (главными) действиями на пожаре и при проведении АСР.

Методические указания.

Программа основ организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ включает в себя основы тактики тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а также рекомендуемый перечень занятий по решению пожарно-тактических задач.

При наличии в подразделении ГПС сформированных вне организационно-штатной структуры специализированных пожарных и аварийно-спасательных расчетов по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности на специальную подготовку личного состава этих расчетов отводится до 30% учебного времени.

При создании в подразделении ГПС специализированных расчетов другого предназначения решение о перераспределении учебного времени в указанных пределах принимает только начальник органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации, который издает приказ о создании и порядке использования в период дежурства таких расчетов и утверждает тематический план их подготовки.

Практические занятия с выездом на объекты проводятся начальником подразделения ГПС или его заместителем. Продолжительность занятий неменее двух учебных часов . Допускается планировать одночасовые занятия при условии обеспечения полноты изучения и практической отработки тем. В роли руководителя тушения пожара на практических занятиях выступают:

Начальник дежурной смены;

начальник отдельного поста и начальник пожарного расчета (для отдельных постов), если иное не установлено настоящей Программой.

В ходе проведения указанных занятий в обязательном порядке осуществляется отработка и корректировка имеющихся планов и карточек пожаротушения на соответствующие объекты.

Тактико-специальные занятия для региональных специализированных отрядов и специализированных частей по тушению пожаров организуются и проводятся исходя из целей и задач, стоящих перед подразделениями, с учетом их технической оснащенности и в соответствии с Указаниями по тактической подготовке и настоящей Программой.

Занятия по темам 2-6, 8, 10, 11 и отдельным темам по изучению оперативно-тактических особенностей объектов, но не более пяти, предусмотренных тематическим планом подразделения ГПС, разрешается проводить начальнику дежурной смены.

С личным составом отдельного поста занятия проводит начальник поста, а также должностные лица подразделения ГПС, в структуру которого входит пост.

Перечень объектов, подлежащих изучению в оперативно-тактическом отношении, определяет, как правило, начальник пожарной охраны субъекта Российской Федерации (начальник пожарной охраны муниципального образования и (или) руководитель подразделения ГПС. Приоритет при этом отдается изучению пожаровзрывоопасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей. Лимит времени на изучение объектов должен составлять 10-20 % от общего количества часов по пожарно-тактической подготовке.

Изучение и практическая отработка тем по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности являются обязательными для пожарной охраны муниципального образования, на территории которого имеются такие здания. Методика проведения занятий должна предусматривать отработку основных (главных) действий по тушению пожара и проведению АСР персонально каждым пожарным и спасателем.


п.п.
Учебные вопросы Вре
мя
мин.
Содержание учебного вопроса
1 2 3 4
1. Подготовительная
часть.
5
мин
Проверка наличия всего личного состава; объявление темы и целей
занятия.
2.
2.1
Основная часть.
Предмет, цели и
задачи курса
«Основы
организации
тушения
пожаров и
проведения
аварийно
спасательных
работ». Место
пожарной
тактики в
обеспечении
пожарной
безопасности.
Организация с
учетом
требований
нормативных
актов и
руководящих
документов,
уровня
пожарной
безопасности
охраняемого
района (объекта)
и готовности
подразделения,
пожарно -
тактической
подготовки в
новом учебном
году и её
содержание.
80
мин
40
мин
Пожарная тактика – совокупность боевых действий по
организации усилий подразделений пожарной охраны для
успешной ликвидации пожара в тех размерах, который он принял
к моменту прибытия пожарных подразделений, и по спасанию
людей в случае угрозы для их жизни.
Задачи обучения:
- приобретение личным составом подразделений ГПС и
совершенствование навыков ведения боевых действий при
пожарах,
- подготовка личного состава к умелым и отлаженным
действиям в составе отделения, караула,
совершенствование пожарно-тактических знаний и
практических навыков начальствующего состава подразделений
ГПС по управлению боевыми действиями на пожаре.
Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной
охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.
Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров
определяется Государственной противопожарной службой и
утверждается:
· на межрегиональном уровне - федеральными органами
государственной власти;
· на территориальном и местном уровнях - соответственно
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и
участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке и на
безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации.
Организация тушения пожаров предусматривает организационные
мероприятия, направленные на обеспечение условий для успешных
боевых действий по тушению пожаров.
К таким мероприятиям можно отнести:
· создание подразделений пожарной охраны, оснащение их
техникой и огнетушащими веществами;
· организация связи и взаимодействия между пожарными
подразделениями и службами жизнедеятельности города (области).
· разработка оперативных документов службы, подготовки и
пожаротушения;
· поддержание высокой боевой готовности подразделений;
· материально-техническое обеспечение пожарных подразделений.
Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря
активным и умелым боевым действиям, но и в результате
осуществления мероприятий,
предусмотренных системой организации. Все мероприятия по
организации тушения пожаров в городах и населенных пунктах
направлены на своевременно прибытие пожарных подразделений к
месту пожара и введение в действии огнетушащих средств. Пожары в
современных зданиях и сооружения подтверждают, что влияние фактора
времени все больше возрастает. При создании подразделений
учитывают размеры города, численность населения, пожарную
опасность объектов, особенности застройки и планировки города,
населенного пункта.
Пожарно-профилактические мероприятия, способствующие успешной
ликвидации пожара (обеспечение водой, средствами связи, и
сигнализации, проездами и подъездами к зданиям, сооружениям и
водоисточникам, устройство противопожарных зон, преград и разрывов
и т.п.) выполняется в процессе строительства и эксплуатации зданий и
сооружений в соответствии с действующими СНиП, а также Правилами
пожарной безопасности. Разрабатывая организационные мероприятия
тушения пожаров, важно создать условия, позволяющие первому
пожарному подразделению прибыть на место вызова и ввести средства
тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горения
требуется минимальные силы и средства. Время от момента
обнаружения до начала тушения, т.е. время свободного (τсв) развития
пожара (мин) можно определить по формуле:
(6.1)
где τобн – время с момента возникновения пожара до его
обнаружения, мин; τсл –время следования на пожар, мин; τбр – время
боевого развертывания, мин.
Все временные значения имеют прямую связь с организацией тушения
пожаров, борьба за уменьшение каждого из них - повседневная задача
подразделений пожарной охраны. Согласно требованиям строительных
норм и правил (СНиП) и Уставов пожарной охраны, число пожарных
частей в городе определяется с учетом того, чтобы путь следования
пожарной части в районе выезде не превышал 5 км, при таком
размещении пожарная часть сможет прибыть на пожар в течение 8-10
минут с момента вызова.
Радиус обслуживания одной пожарной части может определяться и по
времени прибытия к месту пожара, на самом удаленном расстоянии от
пожарной части. Это особенно важно в крупных городах, где средняя
скорость движения автотранспорта из года в года снижается, поэтому
при одном и том же радиусе выезда время прибытия к месту пожара
возрастает. Уже в 90-х годах средняя скорость движения пожарных
автомобилей составила в городах до 30 км/ч, в сельской местности – до
40 км/ч.
Тенденция снижения скорости будет иметь место и далее, поэтому
радиус обслуживания целесообразно определять исходя из времени
прибытия, которое должно составлять 8-10 минут для первого
подразделения пожарной охраны. Если учесть, что какой-то промежуток
времени будет затрачен на боевое развертывание, то силы и средства
будут введены на тушение только через 10-15 минут в самых идеальных
случаях, а в остальных - больше, поэтому более целесообразно
нормировать время прибытия на пожар, а не радиус обслуживания.
Количество основных и специальных пожарных автомобилей в
дежурном карауле пожарной части зависит от особенностей района
(объекта). В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в
основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-
15%) составляют автонасосы, т.е. в боевом расчете караула
одновременно находится в основном два отделения на автоцистернах.
Такой подход экономически оправдан, т.к. большинство пожаров тушат
от автоцистерн и только около 10% с участием автонасосов или с
установкой автоцистерн на водоисточник.
Имеются районы выезда, куда пожарная часть не может своевременно
прибыть. В этом случае создаются отдельные посты (караулы),
обслуживающие отдельные участки в районе выезда пожарной части.
Особенности города, района или объекта регламентируют количество
и вид специальных автомобилей. Например, пожарными
автолестницами и коленчатыми подъемниками снабжают части, в
районе выезда которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета,
примерно, одна лестница на каждые 50 тыс. человек населения. Как
правило, одна автолестница приходится на две пожарные части.
Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями,
автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в
боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областях и
республиканских центрах или пожароопасных объектах.
Пожарные подразделения по охране объектов организуются исходя из
хозяйственного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных
частей по охране объектов нормируется от 2 до 4 км в зависимости от
категории пожарной опасности технологического процесса,
огнестойкости зданий и сооружений.
Проведение аварийно–спасательных работ
Проведение аварийно-спасательных работ - неотложные действия
пожарных и аварийно-спасательных расчетов по спасанию людей
на пожарах, других ЧС и представляет собой совокупность мер по
перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов или
защите людей от их вторичных проявлений, оказанию первой
медицинской помощи пострадавшим, а также эвакуации
имущества.
АСР характеризуются большим объемом и ограниченностью
времени на их проведение, сложностью обстановки и
предельным напряжением сил всего личного состава. Они
проводятся непрерывно днем и ночью, в любую погоду до
стабилизации положения. Это обеспечивается высокой
готовностью подразделений, высокой выучкой и
психологической стойкостью, устойчивым и непрерывным
управлением подчиненными подразделениями и приданными
формированиями и всесторонним их обеспечением.
АСР включают в себя:
поиск людей и перемещение их из поврежденных и горящих
зданий (сооружений, транспортных средств), загазованных,
задымленных и затопленных помещений или завалов, при
необходимости, с осуществлением мероприятий по
предотвращению паники.
вскрытие разрушенных, поврежденных или заваленных
помещений и спасение находящихся в них людей;
вскрытие поврежденных корпусов (кузовов, фюзеляжей)
транспортных средств и спасение находящихся в них людей;
подача воздуха в заваленные помещения для обеспечения
жизни находящихся там людей;
оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
организацию эвакуации материальных ценностей из опасной
зоны;
укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений,
угрожающих обвалом и препятствующих безопасному
проведению работ.
Место и способ проведения АСР, обеспечивающий
наибольшую безопасность, должны определяться в каждом
конкретном случае по данным разведки, в зависимости от
состояния спасаемых людей, типа объекта, состояние
инженерного оборудования и коммуникаций, свойств
обращающихся в них продуктов производства, а также состояния
основных и запасных путей эвакуации и технической
оснащенности объекта системами оповещения, аварийного
освещения, дымоудаления, характера завала и тактико-
технических возможностей пожарных (пожарно-спасательных)
подразделений.
2.2 Государственная
противопожарна
я служба МЧС
России –
функциональная
подсистема
Российской
системы
предупреждения
и действий в
чрезвычайных
ситуациях
(РСЧС). Цели,
задачи и
функции
подсистемы
РСЧС.
40
мин.
АСР осуществляются по указанию РТП (РАСР).
Спасение людей организуется и проводится в том случае,
если:
людям угрожает огонь, высокая температура, опасность
взрыва или обрушения конструкций, либо помещения где они
находятся, заполнены дымом (токсичными продуктами горения и
разложения веществ и материалов) или другими опасными газами;
люди не могут самостоятельно покинуть опасные места при
пожаре или другой ЧС;
имеется угроза распространения огня, дыма, АХОВ по путям
эвакуации;
предусматривается применение опасных для жизни людей
огнетушащих веществ и составов.
Основными способами спасения людей и имущества
являются:
перемещение их, в том числе спуск или подъем с
использованием специальных технических средств, в безопасное
место;
защита их от воздействия опасных факторов и их вторичных
проявлений.
Для спасения людей выбираются наиболее безопасные пути
и способы. Такими путями могут быть:
основные входы и выходы;
запасные выходы;
оконные проемы и балконы с использованием технических
средств;
люки если через них можно выйти в безопасную зону;
проемы проделываемые в строительных конструкциях
зданий, (сооружений) и корпусах (кузовах, фюзеляжах)
транспортных средств для перемещения пострадавших.
Перемещение спасаемых людей в безопасное место
осуществляется с учетом условий тушения пожара или
проведения АСР, а также состояния пострадавших посредством:
организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;
вывода или выноса их из опасной зоны.
Защита спасаемых людей от воздействия опасных факторов
пожара, аварии, катастроф и стихийных бедствий природного и
техногенного характера осуществляется в процессе их
перемещения в безопасное место, а также при невозможности
осуществления такого перемещения.
Указанная защита должна осуществляться с использованием
возможно более эффективных средств и приемов, в том числе с
применением средств защиты органов дыхания, посредством
подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты)
конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в
помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или
воспламенения веществ и материалов.
При спасении людей с верхних этажах зданий с
разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными
клетками применяются следующие основные средства:
автолестницы, автоподъемники и другие машины;
стационарные и ручные пожарные лестницы;
спасательные устройства (спасательные рукава, веревки,
трапы; индивидуальные спасательные устройства и т.д.);
средства защиты органов дыхания;
аварийно-спасательное оборудование и устройства;
летательные аппараты;
В исключительных случаях для ведения спасательных
работ допускается:
изготовление и установка подвесных или приставных
лестниц, трапов, переходов;
использование надувных и амортизирующих устройств.
Спасение людей и имущества на пожаре при достаточном
количестве сил и средств проводится одновременно с другими
основными (главными) действиями.
Если сил и средств недостаточно, то они используются только
для спасения людей, другие основные действия не ведутся или
приостанавливаются.
Реализацию жизненно важных интересов в области защиты
населения и территорий от ЧС природного, техногенного,
эпидемиологического и социального характера призвана
осуществлять составная часть системы общественной
безопасности России - Единая государственная система
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций (РСЧС). Она была образована в целях объединения
усилий федеральных и региональных органов исполнительной
власти, а также их сил и средств в деле предупреждения и
ликвидации последствий ЧС.
К силам РСЧС относятся:
- силы МЧС России, включающие в себя Центроспас и
ПСС, соединения и воинские части системы ГО;
- аварийно-спасательные формирования(АСФ)
министерств и ведомств РФ;
- части и подразделения Государственной
противопожарной службы МЧС России;
- специально подготовленные подразделения Вооруженных
Сил РФ, привлекаемые к ликвидации последствий ЧС;
- учреждения и формирования Всероссийской службы
медицины катастроф (ВСМК).
3. Заключительная
часть.
5
мин.
Построение личного состава в учебном классе. Ответить на
возникшие у личного состава вопросы.
Объявление оценок с дальнейшим выставлением их в журнал.
Задание на самоподготовку.

Под организацией тушения пожа-ров в городах и населенных пунктах принято понимать комплекс организа-ционных мероприятий, связанных с подготовкой боевых действий пожар-ных подразделений.

Организация тушения пожаров включает в себя:

Организацию гарнизонной и ка-раульной служб;

Разработку оперативных докумен-тов (планов пожаротушения, привле-чения сил и средств, расписания выез-дов пожарных подразделений на по-жары и т. п.).

Организация тушения пожаров, как составная часть пожарной такти-ки, тесно связана с организационными мероприятиями, направленными на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.

К таким мероприятиям можно от-нести:

Создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими средствами и опреде-ление им конкретных задач;

Организация связи и взаимодействия между пожарными подразделе-ниями, а также с другими службами города (объекта);

Определить возможный объем боевых действий на пожаре и их реализацию.

Разработка документов службы, подготовки и пожаротушения;

Материально-техническое обеспече-ние пожарных подразделений;

Поддержание высокой боевой го-товности пожарных подразделений.

Тактические возможности первичного и ос-новного пожарного подразделения.

Боевым уставом пожарной охраны определено, что тушение пожаров является составной частью системы противопожарной защиты и основным видом боевых действий, направлен-ных на ликвидацию пожаров и сниже-ние последствий от них.

Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря активным и умелым боевым действиям при ликвидации пожара, но и в ре-зультате осуществления мероприятий, предусмотренных системой организа-ции.

Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и насе-ленных пунктах направлены на свое-временное прибытие пожарных под-разделений к месту пожара и введе-ние в действие огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружениях подтверждают, что влияние фактора времени все больше воз-растает.

При организации подразделений учитывают размеры города, числен-ность населения, пожарную опасность объектов, особенности застройки и планировки города, населенного пунк-та.

Пожарно-профилактические меро-приятия, способствующие успешной ликвидации возможных пожаров (обе-спечение водой, средствами связи и сигнализации, дорогами и проездами, устройство противопожарных зон, преград и разрывов и т. п.), выпол-няются в процессе строительства и эксплуатации гражданских и промыш-ленных зданий и сооружений в соот-ветствии с действующими СНиПами, а также правилами пожарной без-опасности.


При организации тушения пожа-ров очень важно создать условия, поз-воляющие первому пожарному под-разделению прибыть на место и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горе-ния требуются минимальные силы и средства.

Время с момента обнаружения до начала тушения, т. е. время свобод-ного развития пожара, мин, можно определить по формуле

Все временные значения имеют прямую связь с организацией туше-ния пожаров, борьба за уменьшение каждого из них — повседневная зада-ча подразделений пожарной охраны.

Согласно требованиям СНиП «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунк-тов» и Устава службы пожарной охраны, число пожарных частей в го-роде определяется с учетом того, что-бы путь следования пожарной части в своем районе выезда не превышал 5 км, при таком размещении пожарная часть может прибыть на пожар за 8-10 мин с момента вызова.

Радиус обслуживания одной по-жарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара на самом удаленном расстоя-нии от пожарной части.

Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движе-ния автотранспорта из года в год снижается, стало быть при одном и том же радиусе обслуживания время прибытия к месту пожара будет воз-растать.

Уже в 1986-1987 гг. средняя скорость движения пожарных автомо-билей составляет: в городах 30 км/ч, в сельской местности до 40 км/ч, тенденция снижения средней скорости будет иметь место и дальше, стало быть радиус обслуживания целесооб-разно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8-10 мин для первого подразделе-ния пожарной охраны.

Если учесть, что какой-то проме-жуток времени будет затрачен на бое-вое развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10-15 мин в самых идеальных случаях, а в остальных — больше, т. е. более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, нежели радиус обслуживания.

Количество основных и специаль-ных пожарных автомобилей в де-журном карауле пожарной части за-висит от особенностей охраняемого района.

В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-15 %) составляют автонасосы, т. е. в боевом расчете караула одновременно нахо-дится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономи-чески оправдан, так как большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10 % с участием азто-насосов или установкой автоцистерны на водоисточники.

Есть районы выезда, куда пожар-ная часть не может своевременно

прибыть, в этом случае создаются отдельные посты (караулы) на рас-стоянии более 5 км от пожарной части.

В боевом расчете отдельных постов в одну смену дежурит отделение на автоцистерне.

В пожарной части в боевой готов-ности содержится 100 %-ный резерв основных пожарных автомобилей.

Особенности города или объектов в районе выезда регламентируют количество и вид специальных автомо-билей. Например, пожарными авто-лестницами и коленчатыми подъемни-ками снабжают части, в районе выез-да которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета примерно одна автолестница в районе на 50 тысяч человек населения, две, три — при населении 50-100 тыс. человек (или одна автолестница на две пожарные части).

Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областных или республи-канских центрах, или пожароопасных объектах народного хозяйства.

Пожарные подразделения по охра-не объектов народного хозяйства орга-низуются исходя из народнохозяйст-венного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных частей нор-мируется от 2 до 4 км в зависи-мости от категорий зданий и поме-щений объекта.

Технологические процессы усложняются, растет площадь застройки объектов народного хозяйства. А вместе с этим - их пожарная опасность. Поэтому, большое внимание приходится уделять совершенствованию профессиональных навыков, повышающих уровень готовности личного состава. Все это позволяет обеспечить лучшую защиту для имущества и собственности людей.

Вводная информация

Всеми вопросами занимается Она включает теорию и практику подготовки и ведения действий подразделениями при выполнении обязанностей. Изучая ее, можно понять основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС, согласно которым действуют профессионалы. Базовым предметом изучения здесь является подготовка к ликвидации возгораний с использованием различных сил и средств. Это делается благодаря:

  1. Определению структуры пожарной охраны.
  2. Разработке и корректировке оперативных документов.
  3. Обоснованию численности и мест дислокации подразделений.
  4. Планированию тактической и психологической подготовки подразделения.
  5. Разработка мероприятий, обеспечивающих нужные условия для успешного осуществления деятельности в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства.

Но этим дело не ограничивается

Пожарная тактика еще и является совокупностью способов и приемов, что применяются с учетом существующих возможностей и конкретной обстановки. Необходимые средства - техника, специальный инструментарий, а также люди, использующие их - формируют материальные основы организации тушения пожаров. Общие требования, выдвигаемые в данной деятельности, относятся к техническим данным, свойствам используемых орудий, правилам их применения, а также способам, позволяющими обеспечить прекращение горения.

Важные моменты деятельности

Когда рассматриваются основы организации тушения пожаров, то порядок подготовки и действий при чрезвычайной ситуации играет решающую роль. Сюда же относится и план деятельности. Как негативный пример неудовлетворительной подготовки, можно привести недавно нашумевшие события в Кемерово, когда пожарные при организации своей деятельности больше озаботились о том, чтобы повесить портреты Путина и Медведева вместо того, чтобы спасать людей. Хотя это и мелочные действия, но они показывают общий уровень. И сколько таких моментов осталось сокрыто от наших взглядов! Но возвращаясь к основной теме - внимание уделяется и выполняемым действиям в процессе тушения, а также недопущению возгораний.

Какие задачи выполняются?

Говоря про основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС, нельзя обойти вниманием преследуемые цели. Следует отметить, что это дело в последние десятилетия эволюционирует из описательной дисциплины в научную. Она все больше концентрируется на исследованиях и выявлении закономерностей, как в деле недопущения возгораний, так и их тушения. Это оказывает существенное влияние на выполняемые пожарной тактикой задачи:

  1. Изучается сущность процессов развития и последующего тушения возгораний. Устанавливаются действующие для них закономерности.
  2. Исследуются тактические возможности, доступные подразделениям пожарной охраны.
  3. Разрабатываются способы действий личного состава.
  4. Организация тактической подготовки для выработки определенных моральных и боевых качеств личного состава.
  5. Руководство тушением пожаров и действиями при них.

Что влияет на обучение и последующее качество работы?

Если перечислять все факторы, которые влияют на выполнение поставленной задачи, то очень скоро окажется, что их очень много. Но если их объединить, то заметно, что выделяется два основных подхода к их обработке и изучению:

  1. Тщательный научный анализ и исследование процессов тушения пожаров. Предполагает изучение постоянно меняющихся условий, в которых приходится работать. Также обеспечивает осуществление учета всех изменений в используемых технических средствах. На этой основе устанавливаются общие положения, которые и раскрывают сущность процесса тушения.
  2. Проведение экспериментальных работ. Предполагает изучение процесса горения разных веществ в условиях пожара, как это происходит в сооружениях и зданиях, и как лучше всего их тушить.

Совершенствование применяемой тактики

Как уже ранее говорилось, мир постоянно усложняется. Поэтому, приходится изобретать что-то новое. Особенно это актуально, если проводятся аварийно-спасательные работы (АСР) в опасных условиях, причем не только для оказавшихся в незавидной ситуации людей, но и для пожарников. Наука переработала весь накопленный человечеством опыт и вобрала в себя самое лучшее. Она прошла большой путь в развитии, но этот процесс продолжается и по сей день. Наука про основы организации тушения пожаров и проведения АСР формировалась постепенно, обогащая себя, совершенствуя используемые технические средства и возможности. Например, ранее, когда населенные пункты в основном состояли из деревянных домов, укрываемых щепой и соломой, то возгорание, возникшее внутри помещения, быстро становилось наружным. Тактика поведения в этом случае сводилась исключительно к поливанию горящего строения водой из ведер.

Не очень эффективно. Как это исправить?

Поэтому часто использовалась тактика разбора горящего помещения, после чего отдельные конструкции поливали водой и тушили. Когда в семнадцатом веке приобрели популярность ручные насосы, то это существенно не повлияло на процесс. Это было связано с недостаточной эффективностью используемого инструментария и его ограниченным числом. В восемнадцатом и девятнадцатом веках в связи с увеличением размеров зданий, а также применения несгораемых материалов характер пожаров претерпел изменения. Все чаще они возникали именно внутри помещения и достигали огромного размера. Для борьбы со стихией необходимо было использовать новые средства и методы. Дополнительно, во второй половине девятнадцатого века в Российской империи развивается нефтедобывающая промышленность, а также другие сферы производства, которые предполагают работу с огнеопасными веществами. Возникающие на них пожары принимали поистине угрожающие размеры. Перед человечеством стояли вызовы поиска новых способов и средств борьбы с ними.

Результаты опыта и практики

Развивались основы организации тушения пожаров и их способы реализации. Благо, опираясь на новейшие достижения науки и технической мысли, располагая квалифицированными и грамотными кадрами, охрана общественной собственности и личного имущества от возгораний выполняется успешно. Причем изменения произошли как в методологических, так и технических аспектах. Пожарное дело превратилось в полноценную отрасль. И это не просто так. Опасные условия, в которых приходится действовать, требуют наличия существенных практических и теоретических знаний. Да и при активных действиях в реальных условиях персонал действует не абы как, а так, как велит принятая тактика. Чтобы освоить ее, создается обучающий методический план. Основы организации тушения пожаров требуют, чтобы каждый задействованный человек четко знал порядок действий, правила безопасности тушения и спасения людей и материальных ценностей. Если эти вопросы не изучить, то плата за такое пренебрежение - жизнь. Самые обобщающие основы изучаются в училищах. Но все нюансы, профессиональное мастерство, инициатива, способность выдерживать высокие физические нагрузки, моральные качества - все это можно проявить только в реальных условиях.

О нормативно-правовой документации

Основные исходные положения деятельности содержаться в Приказе МЧС РФ №156. В нем обобщен многолетний опыт работы подразделений тушения пожаров. Также там имеются отдельные положения, принципы, правила, что выведены на основе глубокого анализа имеющихся данных и всесторонней теоретической разработки возможных ситуаций. Так, в Приказе №156 есть руководящие указания по организации тушения, обеспечению общности взглядов начальствующего состава и много чего другого. Такая ситуация позволяет облегчить работу руководителю и способствует процессу выработки решений. Но здесь есть один важный момент! Его следует рассматривать только как руководство. Имеющиеся в нем положения не объясняют сути явлений, которые происходят в процессе тушения. В приказе есть только готовые выводы и обобщения, тогда как предпосылки не указываются. Но поскольку обстановка на пожаре может сложиться по-разному, то необходимо знать не только положения устава и применять его на практике, но и уметь думать головой и использовать обдуманные решения.

Что же нужно для успешного руководства тушением пожара?

Давайте взглянем на это с позиции начальствующего состава. Для успешного руководства следует знать не только положения устава, но и понимать сущность происходящих явлений. Для этого требуется качественная теоретическая подготовка. Ее получение связано с изучением информативных трудов, учебников, пособий и периодической литературы. Пожарно-тактическая подготовка и основы организации тушения пожаров требуют значительного выхода за рамки, установленные государственной бюрократией. Ну, и, конечно, опыт. Без него никуда.

Немного о практике деятельности и организационных изменениях

Несмотря на ограниченность, которую имеет Приказ №156, его выполнение является обязательным. Данное требование относится ко всему личному составу пожарной охраны, а также иных привлеченных сил. Но не об этом сейчас пойдет разговор. Во второй половине двадцатого века во многих странах создавались государственные службы спасения. Они были призваны оказывать помощь людям, что пострадали из-за стихийного бедствия. В качестве примера можно привести разрушительное землетрясение, произошедшее в Армении в 1988 году. Тогда стало очевидно, что Советский Союз не обладает службой, которая могла бы эффективно и оперативно оказывать помощь людям. А вот спасатели Швейцарии, Франции и ряда других стран смогли продемонстрировать профессионализм, способность разворачивать деятельность в зоне бедствия в автономном режиме и высокий уровень технической оснащенности. Поэтому, было принято решение про образование Российского корпуса спасателей в декабре 1990 года. В его задачи входило обеспечивать безопасность населения во время стихийных бедствий и различных техногенных катастроф. В 1994 году оно было преобразовано в министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Все эти моменты находятся под его ведомством. Но для простоты, сокращенно оно называется просто МЧС - министерство чрезвычайных ситуаций.

Деятельность в специфических условиях

А что же представляют собой основы организации тушения пожаров в городах? Или в сельских поселениях? Если говорить о городских условиях, то очень часто здесь оказывается, что есть заблокированные люди, путь на улицу для которых отрезан. И возникает потребность в их эвакуации. Но вот только как? С помощью пожарной лестницы! Поэтому спецмашины, которые действуют в городских условиях, оснащаются длительными лестницами. А вот благодаря использованию бетона и кирпичей огонь распространяется не очень быстро (хотя утеплители, все более часто используемые в последнее время, могут ему поспособствовать). А вот на территории частной застройки более актуальным является использование машин с большим запасом гасящего вещества. Почему? Если сравнивать с городскими условиями, то там источник воды очень часто под рукой, да и условия для распространения огня не самые лучшие. Тогда как в небольших поселениях и деревушках с этим могут быть проблемы. Хорошо, если речушка в полусотни метров есть. Но, согласитесь, такое бывает редко. Да, и колодцы, и централизованное водоснабжение не слишком уж часто встречаются. А если еще вспомнить, что очень часто жилые здания строят из дерева, а если и нет, то вспомогательные постройки точно из него. Вот, и выходит, что необходимо много воды, а взять ее неоткуда.

Заключение

Вот, и рассмотрены основы тушения пожара. Следует помнить, что с огнем необходимо быть осторожным - он очень быстро поглощает человеческие постройки. Если где-то возникло возгорание, а его не удалось потушить в первые несколько (десятков) секунд, то необходимо срочно вызывать пожарных и продолжать проводить ликвидацию огня собственными силами. Но помните об чадном газе и опасности получения ожогов, особенно, если есть сильный ветер. Ведь знать, что собой являют основы организации тушения пожаров, порядок действий при возгораниях и умение бороться с огнем в реальности - это разные вещи.