Организация Верховного суда РФ, его положение в судебной системе Российской Федерации предусмотрено ст. 126 Конституции РФ, а также гл. 5 Закона о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981 г. Место Верховного суда РФ в судебной системе определяется тем, что он является судебным образом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судом общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Положением Верховного суда Российской Федерации в системе судов России обусловлены те полномочия (функции), которые он осуществляет, а именно:

    в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, кассационном порядке, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

    изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения судам РФ по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел;

    осуществляет контроль за выполнением судами России руководящих разъяснений пленума Верховного суда Российской Федерации;

    разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров России;

    осуществляет право законодательной инстанции в Федеральном Собрании;

В качестве судебного органа Верховный Суд РФ выполняет все судебные функции: суда первой инстанции, суда второй инстанции, суда, рассматривающего дела в порядке судебного надзора.

Полномочия Верховного суда по рассмотрению дел по первой инстанции определяется гражданским процессуальным, уголовно-процессуальным кодексами республики.

Верховный Суд РФ может изъять любое дело из любого суда России и принять его (после отмены судебных актов нижестоящих судов), к своему производству по первой инстанции. В таком порядке рассматривается большинство гражданских дел. Дела по первой инстанции Верховный Суд РФ рассматривает по общим правилам судопроизводства с постановлением соответственно решения или приговора, которые вступают в законную силу немедленно после их вынесения и могут быть опротестованы в порядке надзора в Президиум Верховного суда РФ.

Верховный Суд России является кассационной (второй) инстанцией непосредственно для нижестоящих судов. Он рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам по не вступившим в законную силу решения, приговора определения Верховных Судов республик в составе России, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и автономных округов. В порядке надзора Верховный Суд РФ рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу решения, приговора, определения и постановления всех судов России и на постановление судей о назначении судебного заседания. Протесты в порядке надзора в Верховный Суд РФ приносят его Председатель, Генеральный прокурор РФ и их заместители. Верховный Суд России является последней надзорной инстанцией.

Характеристика Верховного суда России как вышестоящего судебного органа рассматривается в его деятельности по руководству всеми судами РФ путем кассационного и надзорного пересмотра дел и дачи судам разъяснений о применении Российского законодательства при рассмотрении гражданских и уголовный дел.

Судьи Верховного суда Российской Федерации назначается Советом Федерации по представлению Президиума РФ. Верховный Суд России имеет установленный законом состав подразделений, т.е. определенную структуру, и действует в составе Пленума Судебной коллегии о гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии, а также Кассационной палаты.

Пленум Верховного суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей председателя, членов Верховного Суда. Полномочия пленума широки и разнообразны:

    рассматривает материалы, изучает и обобщает судебную практику и статистику, а также представления Генерального Прокурора РФ и министерства юстиции РФ и дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства России;

    утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судей Верховного Суда;

    утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ научно-консультативный совет при Верховном Суде;

    рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Федеральное Собрание в порядке осуществления законодательной инициативы;

    заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей судебных коллегий;

    осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Пленум является прежде всего руководящим судебным органом России. Руководство судебной деятельностью он осуществляет путем дачи разъяснений судом по вопросам применения законодательства РФ при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Эти разъяснения, даваемые по общим вопросам судебной деятельности или по отдельным категориям и видам судебных дел являются обязательными для всех судов России. Руководящие разъяснения имеют большое значение для обеспечения единообразного понимания законов РФ в судебной практике. Кроме руководящей деятельности, Пленум Верховного суда РФ осуществляет законодательную инициативу Верховного Суда, а также решает вопросы формирования и организации работы Верховного Суда России.

Пленум Верховного Суда РФ созывается не реже одного раза в четыре (или три) месяца. В заседаниях Пленума Обязательно участвует Генеральный прокурор России, а также министр юстиции. Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РФ, Генеральным прокурором или министром юстиции, заслушиваются соответственно по их докладам или по докладам уполномоченных лиц. В обсуждении этих вопросов могут принимать участие все члены Пленума, а также лица, приглашенные на его заседание. Заседание Пленума правомочно при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов его членов, участвующих в голосовании. Постановления подписываются Председателем Верховного Суда и секретарем пленума.

Президиум Верховного Суда России состоит из председателя, заместителей председателя и членов суда. Президиум как судебный орган в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также по протестам на решения, приговора, определения (кассационные и надзорные) судебных коллегий и на постановление судей Верховного Суда о назначении судебного заседания. Президиум осуществляет надзор за судебной деятельностью, прежде всего за судебными коллегиями, а через них за правосудием во всех судах страны.

Протесты в порядке надзора в президиум могут приносить Председатель Верховного суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Генеральный прокурор РФ и его заместители.

Заседания Президиума Верховного Суда РФ правомочны при наличии большинства его членов, участвующих в заседании. В заседании обязательно участвует Генеральный прокурор России.

Судебные коллегии соответственно по гражданским и уголовным делам, Военная коллегия, а также кассационная палата утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегией для рассмотрения дел в составе другой.

Возглавляют судебные коллегии председатели коллегии из числа заместителей Председателя Верховного Суда или членов этого суда. Председатели осуществляют организационное руководство работой коллегии и предоставляют Пленуму Верховного Суда отчеты о деятельности коллегий. Для рассмотрения судебных дел председателем коллегии или председателем Верховного Суда РФ в судебных коллегиях создаются судебные составы.

Судебные коллегии осуществляют все судебные функции, т.е. в пределах своих полномочий рассматривают дела в качестве первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывающимся обстоятельствам.

По первой инстанции судебной коллегии рассматривают соответственно гражданские и уголовные дела, отнесенные к ведению Верховного Суда или изъятые из нижестоящих судов и принятые к своему производству. Решения и приговоры судебных коллегий вступают в законную силу немедленно и могут быть опротестованы соответствующими должностными лицами в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии рассматривают в кассационном порядке дела по жалобам и протестам, принесенные на не вступившие в законную силу решения, приговоры, определения соответствующих ниже стоящих судов. По второй инстанции в судебных коллегиях дела рассматриваются кассационным составом судей. Каждый такой состав состоит из трех членов Верховного Суда, один из которых является председательствующим. Кассационное определение коллегий может быть опротестовано в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.

В надзорном порядке судебными коллегиями рассматриваются дела по протестам соответствующих должностных лиц, принесенным на вступившие в законную силу решения, приговоры и определение всех судов РФ (если они не были предметом кассационного разбирательства в Верховном Суде), на постановление судей о назначении судебного заседания, а также на постановления президиумов краевых и соответствующих судов, президиумов Верховных Судов республик в составе России. В порядке надзора дела рассматриваются в соответствующей судебной коллегии Верховного Суда РФ в составе трех судей, один из которых председательствует. В результате рассмотрения дела коллегия выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и может быть опротестовано только в порядке надзора в президиум Верховного Суда РФ.

Военная коллегия осуществляет надзор за судебной деятельностью всех военных судов в составе Вооруженных Сил РФ.

В кассационную палату Верховного Суда РФ обжалуются и опротестовываются приговоры и постановления, вынесенные судом присяжных в круговом, областном, и приравненном суде.

Председатель Верховного Суда РФ обладает разнообразными полномочиями как в сфере правосудия, так и по организационному руководству в Верховном Суде. В соответствии со ст. 65 Закона о судоустройстве:

    приносит в пределах и в порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

    в случаях и в порядке, установленных законом, в праве приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам;

    организует работу по обобщению, изучению практики, анализу судебной статистики;

    вносит представление в государственные органы, общественные организации должностным лицам об устранении нарушения закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

    организует работу по осуществлению контролем за выполнением разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и вносит материалы на рассмотрение Пленума;

    созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях,

    созывает Пленум Верховного Суда РФ и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие конкретного решения, председательствует на заседаниях Президиума;

    может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;

    распределяет обязанности между заместителями председателя Верховного Суда РФ;

    ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений жалоб;

    осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заместители Председателя Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президиума РФ. Они осуществляют следующие полномочия:

    могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ;

    приносить в пределах и в порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

    осуществлять в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда;

    вести личный прием граждан;

    осуществлять другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ его права и обязанности осуществляет первый заместитель, а если и он отсутствует - заместитель председателя Верховного Суда.

Председатели судебных коллегий Верховного Суда РФ осуществляют законом полномочия:

    руководят работой соответствующих судебных коллегий;

    председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;

    образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

    представляют отчеты Пленуму Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;

    истребуют судебные для изучения и общения судебной практики;

    организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующих коллегий и т.п.

Организация работы в Верховном Суде осуществляется Председателем Суда, его заместителями и председателями судебных коллегий. Организационная деятельность Верховного Суда проводится по тем же направлениям, что и в других судебных органах: квартальное и текущее планирование работы, суда; прием посетителей и рассмотрение жалоб и заявлений, предложений и ходатайств; работа с кадрами суда; изучение и обобщение судебной практики и организация судебной статистики; систематизация нормативного материала; организация делопроизводства и т.д.

Судебная и организационная работа в Верховном Суде выполняется с помощью аппарата суда, в состав которого входят ведущие отделы управления и прочие отделы.

В штате управления и отделов состоят главные и старшие консультанты, инспектора, а также другие служащие и младший обслуживающий персонал. Штатное расписание Верховного Суда, положения об отделах и других структурных подразделениях утверждает Председатель Верховного Суда РФ.

При Верховном Суде РФ действует Научно-консультативный совет, включающий в себя членов суда, научных работников и представителей других юридических ведомств.

Состав этого совета утверждает Пленум Верховного Суда РФ. Совет на общественных началах обсуждает проекты разъяснений Пленума Верховного Суда, наиболее важные вопросы применения законодательства в судебной практике и тем самым оказывает консультативную помощь Верховного Суда.

Верховный Суд имеет свой печатный орган - Бюллетень Верховного Суда, в котором публикуются все постановления Пленума Верховного Суда, наиболее важные и сложные дела, рассмотренные в Президиуме, судебных коллегиях Верховного Суда РФ и нижестоящих судах.

Верховный суд РФ, согласно действующей Конституции, считается высшим органом суда.

В конституциях практически всех стран мира существует глава о являющейся одной из составных частей в государственной власти, которая воздействует непосредственно на свободы и права людей.

До 1991 года включала в себя только лишь В их компетенциях были все гражданские, в том числе и семейные, трудовые, жилищные и т.д., а также уголовные и административные дела.

Верховный Суд РФ, ранее именуемый Верховным Судом РСФСР, существует еще с советских времен, с 1922 года. Он был создан как орган, который должен осуществлять контроль над всеми существующими судами, как в административном смысле данного понятия, так и в процессуальном. Он рассматривал кассационные и надзорные жалобы любых дел, которые прошли через суды.

Помимо этого, он имел и самостоятельную компетенцию первой инстанции, давал разъяснения по судебной практике, которые имели обязательную силу у всех нижестоящих судов.

В структуре этого высшего органа предусмотрены Пленум и Президиум, коллегия Кассационная, две рассматривающие, соответственно, уголовные или же гражданские дела, а также Военная коллегия со своими судебными составами.

Его работу обеспечивает аппарат Верховного суда - департамент.

Согласно действующей Конституции, делопроизводство и судопроизводство во всех судах нашего государства, в том числе и в Верховном, осуществляется на государственном - русском - языке.

Сегодня Верховный Суд РФ выступает одновременно в трех процессуальных самостоятельных качествах, делая это в соответствии с конституционным понятием «надзора» за определениями судов общих юрисдикций:

1. Во-первых, он рассматривает решения в качестве второй судебной инстанции - кассационной - в отношении тех приговоров, которые были вынесены в судах субъектного уровня, но еще не вступили в свою юридическую силу.

2. Верховный Суд РФ предназначен осуществлять рассмотрение дел по порядку судебного надзора в отношении уже вступившего в силу приговора любого федерального суда.

3. В определенных случаях он может выступать в роли суда первой инстанции. К примеру, федеральный судья, против которого заведено уголовное дело, вправе просить о том, чтобы его слушал Верховный Суд России. Этот суд также вправе проверять жалобы от граждан, связанные с нарушением их при президентских и думских выборах, а также решения, оспаривающие ненормативные правовые акты Президента или Федерального Собрания или соответствующих коллегий об отрешении судей от должности.

Определение Верховного Суда РФ выносится после тщательного изучения обжалуемого судебного постановления на основании выводов, сделанных по результату рассмотрения представления или жалобы. В нем обязательно указываются те мотивы, по которым было сделано соответствующее постановление, а также ссылка на те законы, которыми данный судебный орган руководствовался.

В полномочия высшего органа суда включено также разрешение спорных дел, которые передаются от Президента России и касаются органов государственной власти нашей страны и ее субъектов.

Если ранее дело не рассматривалось в Верховном Суде, то это будет сделано коллегией данного органа, если же прецедент уже был, то оно выносится на заседание Президиума, который имеет право как отменить принятое ранее постановление, направив его на дополнительное рассмотрение, так и оставить надзорную жалобу без удовлетворения.

Судебная процедура как суд первой инстанции при гражданском или административном деле осуществляется единолично (одним судьей) и коллегиально (в количестве трех судей) или же одним судьей вместе с коллегией присяжных - при слушании уголовного дела.

высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в предусмотренных

ФЗ процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов. ВС РФ дает также разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ).

ВС РФ возглавляет систему федеральных судов общей юрисдикции, представляя собой ее высшее звено; осуществляет судебную юрисдикцию на всей территории РФ; является окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесенным к его компетенции; вправе проверить в порядке надзора любое решение нижестоящего суда, включая военные и специализированные суды, по любому делу; направляет судебную практику, давая разъяснения по вопросам применения законодательства обладает правом законодательной инициативы, выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

Выполняя функцию судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, ВС РФ в установленной законом процессуальной форме обеспечивает отправление правосудия в точном соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством, способствует судебной охране прав и свобод граждан.

Опираясь на изучение и обобщение судебной практики, ВС РФ разъясняет вопросы применения законодательства, ориентируя суды общей юрисдикции и другие государственные органы, общественные объединения, должностных лиц на правильное применение правовых норм.

В состав ВС РФ входят судьи и народные заседатели. Председатель ВС РФ назначается на должность СФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей ВС РФ. Заместители Председателя ВС РФ и другие судьи назначаются на должность СФ по представлению Президента РФ. основанному на представлении Председателя ВС РФ и заключении квалификационной коллегии этого суда. Закон не ограничивает срок полномочий судей ВС РФ. Они могут быть лишены своих полномочий только квалификационной коллегией судей ВС в предусмотренных законом случаях.

Судьями ВС РФ могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет, достигшие возраста 30 лет. Помимо жизненного и профессионального опыта кандидаты на должности судей должны отвечать высоким нравственным требованиям.

Как правило, члены ВС РФ назначаются из числа председателей, заместителей председателей и членов судов субъектов Федерации, т.е. наиболее квалифицированных судей. В зависимости от занимаемой должности, стажа судебной работы и профессиональной подготовки им присваиваются второй, первый или высший квалификационные классы.

ВС РФ действует в составе: Пленума ВС РФ; Президиума ВС РФ; Судебной коллегии по гражданским делам; Судебной коллегии по уголовным делам; Военной коллегии. Кассационной коллегии (рассматривает в кассационном порядке жалобы и протесты на приговоры и решения, вынесенные судебными коллегиями ВС РФ по первой инстанции).

В составе Пленума - Председатель ВС РФ, его заместители, все члены ВС РФ. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ (обязательно) и министр юстиции. Приглашенные лица вправе принять участие в обсуждении включенных в повестку заседания вопросов. Решения принимаются Пленумом открытым голосованием простым большинством голосов его членов.

Пленум созывается не реже I раза в 4 месяца. Заседания Пленума правомочны при наличии не менее 2/3,его состава. Основная задача Пленума ВС РФ - формулировка разъяснений по вопросам практики применения законодательства. Пленум также утверждает по представлению Председателя ВС РФ составы судебных коллегий, секретаря Пленума из числа судей ВС РФ и Научно-консультативный совет при ВС РФ; рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке законодательной инициативы, а также о толковании законов; заслушивает сообщения о работе Президиума ВС РФ и отчеты председателей судебных коллегий ВС РФ о деятельности коллегий.

Президиум ВС РФ - высшая судебная инстанция в системе судов общей юрисдикции. Председатель ВС и его заместители входят в состав Президиума по должности, остальные члены Президиума назначаются СФ в том же порядке, что и другие судьи ВС РФ.

Заседания Президиума ВС РФ проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Президиум ВС РФ рассматривает: судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам: материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; вопросы организации работы судебных коллегий.и аппарата суда.

Президиум ВС РФ осуществляет по протестам Председателя ВС РФ, Генерального прокурора РФ и их заместителей пересмотр судебных постановлений коллегий ВС РФ, вынесенных по первой, второй инстанциям и в порядке надзора. Решения Президиума являются окончательными и не могут быть опротестованы.

В заседаниях Президиума ВС РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель, который поддерживает протест прокурора либо дает заключение по протестам Председателя ВС РФ или его заместителя. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Президиум ВС РФ может направить в КС РФ запрос о соответствии Конституции РФ ФЗ и других указанных в этой статье правовых актов.

Структурные подразделения, выполняющие основной объем судебной работы в ВС РФ: Судебная коллегия по гражданским делам. Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия. Судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

По гражданским делам ВС РФ может изъять любое дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции. ВС РФ рассматривает по первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства следующие дела: об оспаривании ненормативных актов Президента, ФС, Правительства РФ: нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; постановлений о прекращении полномочий судьи; о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских и международных общественных объединений: об оспаривании решений и действий ЦИК по подготовке и проведению референдума, выборов Президента РФ и депутатов ФС: по решению споров, переданных ему Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. а также между органами государственной власти субъектов РФ.

ВС РФ подсудны уголовные дела, отнесенные к его подсудности ФЗ, а также дела особой сложности или особого общественного значения, которые он вправе принять к своему производству по собственной инициативе либо по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого.

В качестве суда второй инстанции судебные коллегии ВС РФ рассматривают дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры и решения областных, краевых и равных им судов. В порядке надзора гражданские, уголовные и иные дела рассматриваются в ВС РФ в судебных коллегиях и в Президиуме ВС РФ.

В судебной коллегии по уголовным делам образована кассационная палата для рассмотрения в кассационном порядке приговоров судов присяжных.

Председатель ВС РФ наделен широкими полномочиями по направлению и организации работы возглавляемого им суда. Он председательствует на заседаниях Пленума и Президиума ВС РФ; приносит в установленном законом порядке протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам и вправе приостанавливать их исполнение; организует работу по изучению и обобщению судебной практики; распределяет обязанности между заместителями Председателя ВС РФ; руководит организацией работы судебных коллегий и аппарата ВС РФ; ведет личный прием граждан и представителей организаций; организует оказание практической помощи нижестоящим судам, установление международных связей с судебными органами иных стран.

Заместители Председателя ВС РФ, являющиеся одновременно председателями соответственно Судебной коллегии по гражданским делам и Судебной коллегии по уголовным делам, организуют работу возглавляемых ими коллегий; образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий; вправе истребовать дела из нижестоящих судов для изучения и обобщения судебной практики; представляет Пленуму ВС РФ отчеты о деятельности судебной коллегии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

«Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»

(извлечение)

Статья 3. Право на обращение в суд

1.1. Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Глава 39. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

Статья 320. Право апелляционного обжалования

1. Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей главой.

2. Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле.

3. Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.

Статья 320.1. Суды, рассматривающие апелляционные жалобы, представления

Апелляционные жалобы, представления рассматриваются:

5) Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации - на решения Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции.

Статья 321. Порядок и срок подачи апелляционных жалобы, представления

1. Апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение. Апелляционные жалоба, представление, поступившие непосредственно в апелляционную инстанцию, подлежат направлению в суд, вынесший решение, для дальнейших действий в соответствии с требованиями статьи 325 настоящего Кодекса.

2. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.

Статья 322. Содержание апелляционных жалобы, представления

1. Апелляционные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление;

2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или адрес;

3) номер дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на решение суда, которое обжалуется;

4) требования лица, подающего жалобу, или требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;

5) перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов.

2. В апелляционных жалобе, представлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения, а также заявлены имеющиеся ходатайства.

В апелляционных жалобе, представлении не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, или прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанных жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

3. Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочие представителя и оформленные в порядке, установленном статьей 53 настоящего Кодекса, если в деле не имеется такого документа.

Апелляционное представление подписывается прокурором.

4. К апелляционной жалобе также прилагаются:

1) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных размере и порядке или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины или об освобождении от уплаты государственной пошлины, если в деле не имеется такого документа;

2) документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий апелляционных жалобы, представления и приложенных к ним документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд апелляционных жалобы, представления и приложенных к ним документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Глава 41. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

§ 2. Производство в судебной коллегии Верховного Суда

Российской Федерации

Статья 390.2. Право на обращение в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

1. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй статьи 390.4 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим параграфом, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации при условии, что лицами, указанными в абзаце первом настоящей части, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления.

2. В судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации с представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, вправе обращаться Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Статья 390.3. Срок подачи кассационных жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

1. В судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации кассационные жалоба, представление подаются в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения кассационным судом общей юрисдикции, рассмотревшим кассационные жалобу, представление по существу.

2. Срок подачи кассационных жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен судьей соответствующей судебной коллегии.

3. Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления рассматривается судьей без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения данного заявления судья выносит определение о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении.

4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации, указанным в части третьей настоящей статьи, и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или о его восстановлении.

Статья 390.4. Порядок подачи кассационных жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

1. Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

2. Кассационные жалоба, представление подаются:

1) на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, а также на апелляционные и иные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции, если кассационные жалоба, представление были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции; на определения кассационного суда общей юрисдикции, за исключением определений, которыми не были изменены или отменены судебные постановления мировых судей или вынесенные по результатам их обжалования определения районных судов, - в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

2) на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, а также на апелляционные и иные определения окружных (флотских) военных судов, апелляционного военного суда, если кассационные жалоба, представление были рассмотрены кассационным военным судом; на определения кассационного военного суда - в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 390.5. Форма и содержание кассационных жалобы, представления

1. Кассационные жалоба, представление подаются в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в письменной форме. Кассационные жалоба, представление могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

2. Кассационные жалоба, представление должны содержать:

2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или адрес и процессуальное положение в деле;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной и кассационной инстанциям, и содержание принятых ими решений;

6) указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;

7) просьбу лица, подающего жалобу, представление;

8) перечень документов, прилагаемых к кассационным жалобе, представлению.

3. Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление должно быть подписано прокурором, указанным в части второй статьи 390.2 настоящего Кодекса.

4. К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

5. Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

6. К кассационным жалобе, представлению должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера или о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты.

7. Документы, прилагаемые к кассационным жалобе, представлению, могут быть представлены в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в электронном виде.

Статья 390.7. Рассмотрение кассационных жалобы, представления

1. Судья судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации изучает кассационные жалобу, представление по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела судья вправе вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции при наличии просьбы об этом в кассационных жалобе, представлении или в отдельном ходатайстве.

Глава 41.1. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

Статья 391.1. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора

1. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

2. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

3) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

6) определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.

3. Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в части второй настоящей статьи, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Статья 391.2. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

2. Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

3. Срок подачи надзорных жалобы, представления, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации по заявлению заинтересованного лица.

Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судьей Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 112 настоящего Кодекса, без извещения лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения данного заявления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении.

4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации, указанным в части третьей настоящей статьи, и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

Статья 391.3. Содержание надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или адрес и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) номер дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на судебные постановления, которые обжалуются;

6) указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

4. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

5. Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

6. К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Статья 391.5. Рассмотрение надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 391.1 - 391.3 настоящего Кодекса, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

Ходатайство о приостановлении исполнения решения суда, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Статья 391.11. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

2. Жалоба или представление прокурора, указанные в части первой настоящей статьи, могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

2.1. Пропущенный срок подачи жалобы или представления прокурора, указанных в части первой настоящей статьи, может быть восстановлен в порядке, предусмотренном частями третьей и четвертой статьи 391.2 настоящего Кодекса.

Глава 42. ПЕРЕСМОТР ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ИЛИ НОВЫМ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ВСТУПИВШИХ

В ЗАКОННУЮ СИЛУ

Статья 393. Суды, пересматривающие судебные постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам

Вступившее в законную силу судебное постановление пересматривается по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судом, принявшим это постановление. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам постановлений судов апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, которыми изменено или принято новое судебное постановление, производится судом, изменившим судебное постановление или принявшим новое судебное постановление.

Статья 394. Подача заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам

1. Заявление, представление о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам подаются сторонами, прокурором, другими лицами, участвующими в деле, в суд, принявший эти постановления. Указанные заявление, представление могут быть поданы в течение трех месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта, а при выявлении обстоятельств, предусмотренных пунктом 5 части четвертой статьи 392 настоящего Кодекса, - со дня опубликования постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

2. В случае, если наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 5 части четвертой статьи 392 настоящего Кодекса, выявлено при рассмотрении кассационных жалобы, представления или надзорных жалобы, представления, трехмесячный срок подачи заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам исчисляется со дня получения копии определения об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, определения об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Понятие Верховного Суда РФ

Определение 1

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом на всей территории Российской Федерации.

Длительное время Верховный суд представлял интересы только судов общей юрисдикции, однако сравнительно недавно он был объединен с Высшим Арбитражным Судом, в результате его функции и полномочия несколько поменялись.

В настоящее время Верховный Суд возглавляет все суды Российской Федерации, за исключением конституционных судов, которые имеют особую подсудность и специфические функции.

Основные функции Верховного суда следующие:

  • рассмотрение некоторых категорий дел по первой инстанции;
  • пересмотр решений нижестоящих судов;
  • анализ правоприменения действующего законодательства судами;
  • дача рекомендаций по вопросам рассмотрения и расследования уголовных дел;
  • анализ статистики рассмотрения дел, также наиболее часто допускаемых ошибок.

В настоящее время в Верховный суд занимает важное положение в системе судов, так как принимает основополагающие решения по многим вопросам. Выше данной судебной инстанции стоит только Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), в который возможно обжалование решений Верховного суда. В рамках Российского государства Верховный Суд является последней инстанцией для обжалования судебных решений.

Решения Верховного Суда РФ

Верховный суд РФ принимает решения по различным категориям дел. Основополагающими решениями Верховного суда являются постановления. Интересным является тот факт, что постановление не разрешает дела по существу. Оно анализируют имеющиеся положение в законодательстве, имеющиеся пробелы, которые возникают в ходе применения норм права, и содержит рекомендации по оптимальному применению конкретной нормы в сфере различных отраслей права.

Несмотря на то, что наша страна в основу правовой системы заложила романо-германское право, соответственно, прецедентная система у нас не действует, постановление Пленума Верховного суда являются обязательными для исполнения всеми судами, а также правоохранительными органами. Такая позиция весьма интересна, так как судебные источники не могут являться источниками права в странах, где отсутствует прецедентное право. Таким образом, наблюдается некое смешение правовых сфер.

Однако подобное положение Верховного Суда РФ говорит о его высокой роли в правовой системе в целом, а также о его неоспоримой главенствующей роли в системе судов Российской Федерации.

Верховный Суд является высшим судебным органом, он занимается разбирательством по таким категориям дел, как:

  • гражданские;
  • уголовные;
  • административные;
  • ряд экономических споров в соответствии со своей подсудностью, определенной действующим законодательством.

Кроме того, Верховный Суд в пределах своей компетенции осуществляет надзор за деятельностью судов, которые включены в состав судебной системы, а также может выступать в качестве апелляционной и кассационной инстанции.

Структура Верховного суда РФ

Руководство Верховным судом РФ осуществляет Председатель Верховного Суда. Он занимается организационными функциями, обобщением статистической информации, представляет интересы данного органа при взаимодействии с другими органами. На должность Председателя суда назначается высококвалифицированный судья, имеющий большой опыт работы.

Другим важным органом является Пленум Верховного Суда, который как раз и занимается разъяснительной и показательной работой. Именно Пленум Верховного суда пересматривает статистику, обобщает имеющиеся пробелы и проблемы в праве, издает постановление по наиболее спорным вопросам.

Кроме того, в состав структуры Верховного суда входит коллегия ВС РФ, а также аппарат суда.

В состав Верховного суда может входить Научно-консультативный совет при Верховном Суде, который занимается анализом действующего законодательства, выявляя пробелы и проблемы в праве, которые в последующем озвучиваются Верховным Судом при взаимодействии с законодательными органами, по наиболее спорным вопросам Пленум Верховного Суда может издать акт.

Полномочия Верховного суда определяется тем, что он выступает в качестве высшего судебного органа. Кроме вышеуказанных функций, Верховный Суд может пересматривать дела в случае, если открылись новые обстоятельства.

Замечание 1

Основные дела, которые Верховный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции, касаются оспаривания нормативно-правовых актов, издаваемых такими субъектами, как Президент, Правительство, Генеральный прокурор, представители Следственного комитета, Центрального банка, ЦИК и так далее. Кроме того, Верховный суд рассматривает вопрос о прекращении деятельности некоторых средств массовой информации, который действуют на территории двух и более субъектов России. Некоторые полномочия Верховный Суд имеет при проведении выборов и референдума в Российской Федерации. При необходимости, Верховный суд может разрешать экономические споры, которые возникли между государственными органами.

Верховный Суд в лице Пленума Верховного Суда занимается обеспечением единообразного применения законодательства, с этой целью им изучается и обобщается практика применения законодательства, на основании чего издаются постановления Пленума.

Кроме того, Верховный суд Может осуществлять полномочия, которые связаны с установлением международного сотрудничества и оговорены в международных договорах России. Федеральными законами и федеральными конституционными законами к полномочиям Верховного суда могут добавляться новые положения. Однако изменить полномочия возможно только путем внесения изменений в ФКЗ.

Таким образом, полномочия Верховного суда очень широки и распространяются на широкую сферу отношений. Данный орган выступает в качестве контролирующего по отношению к нижестоящим судам, а также органам, которые реализуют сферу правоохранительной деятельности. Основная цель деятельности суда - добиться единообразия правоприменительной практики, а также соблюдения прав и свобод субъектов права.