Из школьных учебников мы знаем, что обращение Руси в христианскую веру случилось еще в 988 году. К сожалению, «сухая» дата и зачастую скучный материал изложения не дают даже близкого ощущения грандиозности и важности события для нашей страны.

Пришло время исправить недочет образовательной системы, тем более что грядет важный повод – День крещения Руси, отмечаемый 28 июля. Что это за повод?

История превращения судьбоносного события в федеральный праздник

Государственный праздник в честь определяющей развитие нашей страны вехи истории учрежден всего 5 лет назад – 1 июня 2010 года.

Эта мысль пришла в голову тогдашнему президенту Д.А.Медведеву не случайно, а под влиянием просьбы Русской Православной Церкви придать эпохальной дате государственный статус, с которой служители обратились еще в 2008 году. И правда: трудно найти событие, что оказало бы более значительное влияние на укрепление государственности нашей страны, культурное наследие, ее духовное и общественное развитие.

Эти доводы разделили и главы других конфессий, что также находятся на территории России, и высказали однозначное согласие: подобный день должен быть в календаре памятных дат.

Почему официальной «пропиской» праздника выбрано именно 28 июля? Дата взята далеко не с «потолка»: в этот день принято чтить память крестителя Руси – равноапостольного князя Владимира, известного в народе как Красное Солнышко.

Историческая подоплека праздника

Великий князь Владимир – весьма колоритная историческая фигура. Воспитанный отцом-язычником, он поклонялся «местным» идолам, а о порядочности и достоинстве слышал только краем уха. Недюжинная хитрость и острый ум помогли свергнуть ему с Киевского престола родного брата и стать правителем «ключевой» территории, присоединяя к ней новые земли: одни – мирным путем, другие – мечом. Конечно, предпочтение в укреплении власти отдавалось второму способу.

Князь Владимир вполне мог сыскать славу свирепого и кровожадного правителя за свои бесчестные поступки, если бы не прямое участие в обращении собственных земель в христианскую веру. К слову, принятие христианства лично изменило бессердечную натуру правителя, а народ впоследствии ласково окрестил его Красным Солнышком. Впрочем, это будет чуть позже, а пока обратимся к причинам, заставившим князя пойти на столь глобальный шаг, описанный в «Повести временных лет».

Возможно, кто-то разочаруется, узнав больше о личных интересах Владимира, нежели духовной подоплеке, но от суровой действительности тех времен не уйдешь. Во-первых, разрастание территорий единого государства требовало подхода «один князь – один Бог» с исключением поклонения «разномастным» племенным идолам. Во-вторых, это внешнеполитический вопрос: Европа к тому времени уже отдала предпочтение христианству, соответственно, Русь не хотела оказаться на «окраине» со своими языческими божками. В-третьих, новая религия несла в себе идею милосердного отношения к ближнему и укрепляла семейные основы. Князь Владимир прекрасно понимал: семья – те самые «соты», из которых состоит общество. Четвертой причиной приобщения территорий Руси к общей религии становится неизбежный толчок в развитии духовного наследия, культуры и письменности, который получает страна.

Почему при многообразии вер государство было обращено именно в христианство? Причины также кроются в исторической необходимости укрепления мирового статуса Руси. Способствовать этой цели мог союз с Византией, страной мощной во всех отношениях. А вот и подходящий случай выдался: византийский император обещал выдать за Владимира сестру Анну, если тот поможет в устранении соперника, что претендует на целостность Византии. Как водится, сказано – сделано. Правда, важный нюанс мешал потенциальной женитьбе: Владимир был язычником, и ему стоило принять крещение.

Также историки утверждают: на князя большое влияние оказали религиозные взгляды княгини Ольги, его бабушки, которая изначально придерживалась христианства, и рассказы посланников, вернувшихся из Константинополя.

Так или иначе, в 988 году сначала Владимир принял христианство, затем обернул в веру своих двенадцать сыновей, далее призвал последовать этому примеру всех киевлян. В водах Днепра при наставлениях присутствующих византийских священнослужителей и было произведено таинство «без числа».

Что было бы, если бы христианство не пришло на Русь? Страшно представить, ведь не был бы задан рост ни искусству, ни образовательной системе, ни зодчеству… Но гораздо важнее иное: появление новой религии полностью изменило душу не только князя Владимира, своими дальнейшими деяниями заслужившего титул святого, но и миллионов рядовых славян. По этой причине призываем сделать небольшую паузу, отдать дань памяти Равноапостольному Владимиру Крестителю и задуматься о соответствии своего сегодняшнего уклада жизни истинному нравственному облику славянского народа. Для этого, кстати, даже не обязательно дожидаться 28 июля.

Верующие россияне ежегодно отмечают один из важных православных праздников – День крещения Руси. Дата 28 июля каждый год является днем памяти князя Владимира Крестителя Киевской Руси. Из названия становится понятно, чему посвящен этот праздник. Становление православной веры в Киевской Руси проходило несколько сложных этапов, каждый из которых имел большое значение. День крещения Руси имеет немало обычаев и традиций, также этот день не обходится и без запретов, о которых не стоит забывать.

День крещения Руси считается большим праздником, поэтому церковь советует воздержаться от физической работы и домашних хлопот. Запрещается делать генеральную уборку, стирать, готовить и работать в саду или огороде. Работать в этот день можно только при крайней необходимости.

Нельзя в этот день ссориться с близкими и сквернословить. Запрещено злиться, завидовать и испытывать негативные эмоции. Этот день нужно провести в праздничном настроении. Церковь не поощряет употребление алкогольных напитков и шумных застолий в этот день.

В день праздника, 28 июля 2018 года, церковь призывает всех верующих посетить всенощную службу. По возможности нужно посетить Владимирскую горку в Киеве. Или любое другое место, связанное с именем этого князя, например Владимирский собор.

В этот день принято поздравлять всех людей, которые имеют имя Владимир. Все верующие должны вспомнить дату своего крещения и задуматься о связи с Господом и церковью. Дома или в храме нужно прочитать любую молитву — в этот день она будет иметь особый смысл.

История крещения Руси и правление князя Владимира

Князь Владимир Святославович из династии Рюриковичей был внуком княгини Ольги. У него было 2 старших брата — Ярополк и Олег. В ходе военных походов Владимиром был изгнан из Новгорода правящий там Ярополк, который пришел к власти после смерти своего отца.

Далее Владимир Святославович захватил Полоцк, а в 978 году он стал князем Киева. В момент захвата Киева он был язычником и не желал менять свою веру. Князь Владимир преследовал и истреблял немногочисленных христиан на территории Киева.

В 987 году стал думать о том, какую единую веру ввести в Киевской Руси. Князь Владимир сказал, что все люди, живущие на этой территории, будут крещены в церкви Константинополя.

Вскоре Владимир крестился сам, а позже произошел День крещения Руси. Интересно, что в момент крещения князь Владимир взял себе имя Василий, поэтому церковь всегда вспоминает его под этим именем.

За свое правление Владимир принял много церковных законов, ввел распространение грамотности, каждое воскресенье устраивал обеды для нищих. Умер он в 1015 году в Берестове и был похоронен в Десятиной церкви в Киеве.

Крещение Киевской Руси и распространение христианства

Христиане в Киевской Руси жили еще до того, как ее крестил князь Владимир. На эти земли принес христианство апостол Андрей еще в I веке. По легенде холмы, на которых сейчас возвышается Киев, были им благословлены. Также апостол Андрей установил здесь крест, на месте которого сегодня находится Андреевская церковь.

К концу I столетия на этих землях читал проповеди апостол Климент, который являлся учеником Петра. Позже он стал Папой Римским Климентом, мощи которого хранятся в Киево-Печерской лавре.

Историки рассказывают еще об одном крещении Руси, которое произошло за 100 лет до крещения Владимира. Оно называется "аскольдовым", так как в то время были крещены князья Аскольд и Дир. Княгиня Ольга приняла христианство в 957.

Крещение Владимира отличается от всех остальных тем, что оно носило массовый характер и имело государственное значение. Дата празднования Дня крещения Руси совпадает с днем смерти князя Владимира – 15 июля 1015 года (28 июля по юлианскому календарю).

Каждый год 28 июля в России официально празднуется День крещения Руси. В 2010 году этот праздник получил статус государственного благодаря действующему тогда главе РФ Дмитрию Медведеву и Русской православной церкви. Такое решение было принято для того, чтобы люди чтили культурное и духовное наследие своих пращуров.

Согласно историческим данным, годом крещения Руси является 988 год. О христианской религии знали ещё задолго до массового крещения, однако её не удавалось широко распространить. Такие попытки были со стороны князей Аскольда и Игоря, а затем и княгиня Ольга была посвящена в православие.

Несмотря на это, народу было ближе язычество. К тому же сам князь Владимир Святославович, крестивший Русь, был много лет язычником.

Как только Владимир завладел престолом, он начал искать то, что сделало бы государство единым, общим, сплотило племена славян. Князь принял решение посвятить всех в одну веру.

Он отправил своих посланников в разные уголки мира, чтобы те изучили существующие религии. Владимиру предстояло выбрать из трёх популярных религий: православия, католицизма и ислама. Согласно летописям, представители этих верований встречались с князем, и пытались заинтересовать его каждый своей религией.

В итоге Владимир выбрал православие, так как константинопольские храмы произвели неизгладимое впечатление на посланников князя. Более того, это вероисповедание было очень близко по духу князю и боярам.

Владимир Святославич не спешил с реализацией своей идеи до того момента, пока не пришло время жениться на сестре византийских императоров Анне. Брак был заключён при условии, что князь и его воины примут православие. В итоге Владимир и сам прошёл крещение, и приказал массово крестить людей в водах Днепра, а затем и по всей Руси.

Князь Владимир Красное Солнышко крестил Русь

Личность князя Владимира Святославича довольно уникальная, хотя и противоречивая. В народе его прозвали Красным Солнышком, так как был он лидером уважаемым.

А с другой стороны, его действия и характер зачастую вызывают антипатию потомков. История могла запомнить его кровожадным, бездушным и мятежным политиком, но, благодаря крещению Руси, его по-доброму вспоминают 28 июля.

Князь Владимир обладал не только хорошим умом и большими амбициями, но и природным коварством, хитростью, при помощи которых он добрался до престола, переступив через кровного брата. Вероломно и предательски он стремился к власти и завоёвывал всё новые земли.

Владимир горячо проповедовал язычество, но после визита в Византию в 998 году наступил переломный момент в жизни князя и всей Руси: Владимир и его семья сменили веру, а затем весь народ последовал их примеру.

День крещения Руси празднуется не только в России

День крещения Руси – великий и светлый праздник. Переход к христианству празднуют в России, Украине и Беларуси, а также во всех православных храмах по всему миру.

В этот день — 28 июля — проходят всевозможные культурные, просветительские и церковные мероприятия. Памятными считаются: Божественная литургия, всеобщие крещения, крёстный ход, колокольный звон.

Праздник отмечается официально всего лишь 8 лет, но становится всё более известным и популярным. Люди узнают об истоках своей религии и традициях предков. Этот день лучше всего провести с семьёй, посетить богослужения в храмах, просветительские и культурные мероприятия, принять участие в благотворительных акциях и концертах.

28 июля Праздник в честь одной из главных вех в истории Руси — провозглашения христианства в качестве государственной религии в 988 году — был учрежден не так давно. 1 июня 2010 года. Президент Дмитрий Медведев утвердил поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». В списке памятных дат появился День Крещения Руси. С предложением придать этому историческому событию государственный статус выступила Русская православная церковь.

Для праздника было выбрано 28 июля — в этот день отмечается память равноапостольного князя Владимира, известного также как Владимир Красное Солнышко. Владимир был внуком великой княгини Ольги, которая приняла крещение в Константинополе и старалась привить своему потомку любовь и уважение к христианской вере. Существует легенда о том, как Владимир выбирал для своего народа подходящую религию.

Согласно преданию, князь сделал выбор в пользу православия под впечатлением от рассказов своих посланников, которых он отправил в Константинополь и которые вернулись, пораженные великолепием церковной службы. Исторически Крещение Руси было обусловлено целым рядом причин. Во-первых, объединение земель требовало отказа от племенных богов и введения монотеистической религии по принципу «одно государство, один князь, один Бог». Во-вторых, весь европейский мир к тому времени принял христианство. И, в-третьих, приобщение к христианской культуре давало стране сильный стимул к развитию.

Владимир способствовал распространению христианства на Руси, строил новые города и возводил в них церкви. Вслед за Киевом православие приняли и другие города. Однако Крещение Руси в действительности затянулось на несколько столетий — до тех пор, пока христианство окончательно не победило языческие верования. Интересно, что на Украине аналогичная дата отмечается с 2008 года. У соседей праздник называется Днем Крещения Киевской Руси-Украины и приходится также на 28 июля.

Давным-давно это было. Наши предки, которые назывались восточные славяне, проживали на территории теперешней Украины и западной России. Были эти племена разрознены, часто враждовали между собой. Правили каждым племенем князья. Самым главным из них был Киевский князь. Его город Киев был самым большим и постепенно вокруг Киева объединились несколько племён. Наступило время Киевской Руси.

В конце X века князем Киевским стал князь Владимир. Он был младшим сыном князя Святослава. Владимира народ называл Красное Солнышко. Это было заслуженным прозвищем. Народ уважал князя за то, что он заботился о своём народе, его безопасности. Его время правления Русью было подлинным расцветом государства.

Одной из заслуг князя Владимира Красное Солнышко было Крещение Руси в 988 году.

До Крещения восточные славяне верили в разных богов: Перуна, Стрибога, Даждьбога, Сварога и других. Каждый их этих богов «заведывал» какой-то частью жизни людей, природными явлениями, стихиями.



Для поклонения этим и другим богам, славяне ставили на площадях священных идолов, устраивали возле них праздники и обряды, приносили жертвы и молились, просили хорошего урожая, удачной охоты или рыбалки. Это называлось язычеством или идолопоклонством.

Князь Владимир был просвещённым человеком, общался с правителями соседних государств и видел, что в Европейских государствах уже нет такой веры как в Руси. Там верили в единого бога - Иисуса Христа. И вера называлась - Христианство.

И решил Князь Владимир ввести в Киевской Руси христианскую веру. Для этого необходимо было уничтожить славянских идолов. Владимир приказал сжечь или утопить в реке прежних богов. По приказу Владимира самого главного славянского бога Перуна сбросили с высокого Днепровского берега в воду.


28 июля князь Владимир вместе со своей семьёй, дружиной и жителями Киева пришёл на берег Днепра. Пришли и христианские свящённики, приглашённые Владимиром в Киев. Они совершили обряд крещения: в воды Днепра они опустили крест - символ христианства и заставили людей раздеться до нижней рубахи и войдя в воду, трижды окунуться с головой. Считалось, что освящённая вода смывает с людей всё зло, очищает их души. Когда торжество окончилось, киевлян объявили христианами. К концу Х века большинство жителей Руси приняли христианство путём крещения водой и крестом.


Новая религия не сразу утвердилась в обществе. Язычество тесно переплелось с христианством, оставшись в таких народных праздниках, как Масленица, Красная Горка, праздник Ивана Купалы и других. Крещение Руси не везде проходило мирно. Жители городов протестовали против новой религии и тайно поклонялись идолам.

Всё это было так давно, что сейчас, многие не знают, например, какой праздник Масленица, языческий или христианский?

Значение Крещения Руси для государства было огромным. Укрепились контакты с другими христианскими государствами Европы. Это были и торговые контакты и культурные. Русь начала торговать с соседями, в Киев приезжали европейские художники и зодчие. Они построили и украсили первые христианские храмы в Киеве и других городах.

Греческие и болгарские священники, приглашённые Владимиром, привезли книги церковного и светского содержания. Они служили первые православные службы в храмах, переводили священные книги с греческого языка на старославянский, учили прихожан понимать Священное писание и Библию.

С принятием христианства начался расцвет древнерусской культуры, народ получил единого бога и единого правителя, что позволило укрепить государственность в Киевской Руси и развиваться государству как христианскому, полноправному члену христианского сообщества в Европе.

Крещение Руси ознаменовывается принятием христианства и провозглашением его князем Владимиром в качестве государственной религии в 988 году. Этот момент стал переломным для Русского Государства. Значение этого праздника нельзя переоценить. 1030-летие Крещения Руси напоминает нам о том, что мы - единый и сильный народ с великой историей.

1030-летие Крещения Руси отмечают сегодня миллионы людей как в России, так и за ее пределами. Пусть у каждого из них будет тепло и уютно в доме, а в семьях воцарятся мир и благополучие. Мы должны помнить о величии наших предков, уважать православные ценности и наши многовековые традиции. С праздником!

Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом (поскольку речь идёт именно о государстве, а не отдельной личности). С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом. В общих чертах, Крещение Руси было ничем иным, как учреждением поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах, которое осуществилось в 988 г. (возможно 2-3 годами позднее) по инициативе великого князя Владимира (+1015).

Однако рассказ наш был бы непоследователен, если прежде не представить те условия, в которых проникало и утверждалось у нас христианство и с каким религиозным миром, а именно язычеством, пришлось столкнуться на Руси христианской проповеди.

Итак, языческий культ древних славян не представлял в сущности ничего строго регламентированного. Поклонялись стихиям видимой природы, прежде всего: Даждь-богу (божество солнца, податель света, тепла, огня и всяческих благ; само светило называли Хорсом ) и Велесу ( Волосу ) — скотьему богу (покровитель стад). Другим важным божеством был Перун — бог грозы, грома и смертоносной молнии, заимствованный из балтийского культа (литовский Перкунас). Ветер олицетворялся Стри-богом . Небо, в котором пребывал Даждь-бог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца; почему Даждь-богу и усвоено было отчество Сварожича . Почиталось также божество земли — Мать-земля сыра , некое женское божество — Мокош , а также податели семейного блага — Род и Рожаница.

Тем не менее образы богов не получили у славян той ясности и определённости как, например, в греческой мифологии. Не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, ни каких-либо культовых сооружений. Кое-где на открытых местах ставились вульгарные изображения божеств — деревянные кумиры и каменные бабы . Им приносились жертвы, иногда даже человеческие, этим и ограничивалась культовая сторона идолослужения.

Неупорядоченность языческого культа свидетельствовала о его живой практике среди дохристианских славян. Это был даже не культ, а натуралистический способ мировидения и мировоспрятия. Именно в тех областях сознания и мировосприятия, в области которых ранним русским христианством не была предложена некая альтернатива, языческие представления сохранялись вплоть до новейшего времени. Лишь во второй половине XIX ст. с развитием земской системы образования этим устойчивым мировоззренческим формам была предложена иная, более христианизированная (как бы школьная) форма этнического и натуралистического сознания.

Уже в древний период эти стойкие мировоззренческие категории были адаптированы христианством, как бы трансформировались в христианские символы, приобретая порой вполне христианское знаковое наполнение. В результате, например, именем Хор(о)са, символизировавшего солнце как некий огненный круг (хоро , коло ) на небе стали называть округлое паникадило, источающее свет в церкви, расположенное, между прочим, под куполом, также символизирующем в храмовой символике небосвод. Подобные примеры можно было бы множить, что, впрочем, не является целью данного очерка, важно лишь в конечном итоге дать этому явлению адекватное объяснение.

Подразумевается, что мировоззренческий синкретизм не был продолжением язычества в русском христианстве, но лишь неким «инструментарием». В процессе восприятия христианских символов волей-неволей использовались категории более традиционные для славянского мировоззрения, словно некие рецепторы, которыми славянин (будь-то воин, пахарь или церковнослужитель) воспринимали абстракции нового для них учения.

Однако взаимопереплетение (синкретика) символов не обязательно свидетельствовало о массовом проникновении языческой идеологии в христианское вероучение у новообращенных славян, чему яркое свидетельство утрата культа одного из самых популярных славянских божеств Даждь-бога, связанного с анимистическим (животным) пониманием смены света и тепла (лета и зимы). Причем такая синкретика мировоззренческих и обрядовых традиций была характерна не только для славян, но и для греко-римского мира, восприявшего христианство как бы из первых рук.

Ещё более культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков. Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства. Звался он родом или щуром ( пращуром ). Ему также приносились растительные жертвы. Такой культовый порядок зародился и существовал в условиях родового быта древних славян. Когда же в более поздние времена дохристианской истории родовые связи начали распадаться, и семьи обособлялись в отдельные дворы, привилегированное место рода заступил семейный предок — домовой, покровитель двора, невидимо управляющий его хозяйством. Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки) — вся природа казалась ему наделённой некоей душой. Он стремился к общению с ней, участию в её переменах, сопровождая эти перемены праздниками и обрядами. Так создался годичный круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и культом предков. Наблюдая правильную смену зимы и лета, славяне чествовали дни осеннего и весеннего равноденствия праздниками коляды (или овсень ), встречали весну (красная горка ), провожали лето (купала ) и т.д. Параллельно шли праздники об умерших — тризны (застольные поминки).

Впрочем, нравы древних славян «особым» благочестием не отличались, к примеру, практиковалась кровная месть . Вплоть до Ярослава Мудрого княжеская власть на Руси судебных функций не имела, а наказание виновного было делом родственников потерпевшего. Государство, разумеется, в такой самосуд не вмешивалось, рассматривая его как элемент обычного права (пережиток догосударственных родовых отношений) . Кроме того, распространялась торговля невольниками. И, хотя это не составляло основную отрасль экспорта, как, например, у норманнов, однако не гнушались этим и славяне, пусть не в столь широком масштабе.

Главный вывод, который должны мы сделать, — славяне не имели и отдалённого представления о едином Боге-Творце, которое имеет христианство. Языческая религия славян была отнюдь не богоищущей, как, например, язычество античных греков, а природоведческой, удовлетворявшейся наблюдением и поклонением неведомым природным стихиям. Этот факт, пожалуй, наиболее красноречиво свидетельствует о характере восприятия нового для славян христианства и его связи с традиционным язычеством. Таким образом, то, что всем славянам, в том числе и нашим, суждено было принять св. Крещение, есть великое участие промысла Божья.