Чем отличается база ТСН от ФЕР?

Очень часто поступает вопрос о том, чем же отличается база ФЕР от ТСН? Помимо «внешнего» отличия о котором все говорят, есть ещё несколько.

На данный момент существует множество редакций базы ФЕР, но с 28 апреля 2017 года начнет действовать новая нормативная база так называемая «ФЕР редакции 2017 года » (подробнее о приключениях этой базы можно прочитать ) и база ТСН Москва с дополнением 43. .

Начнем с уровня использования нормативной базы.

База ФЕР 2017 используется для расчета смет с привлечением средств федерального бюджета, а база ТСН - для средств регионального бюджета г.Москва, но обе базы не имеют ограничения на использование для составления коммерческих смет. Разработчики нормативных баз так же разные, информацию о вводе в действие данных нормативов можно найти в реестре на сайте .

Обратимся к ее внешнему виду:

Так выглядит база ФЕР. Мы видим «привычные глазу» шифры расценок.

И совсем отличный от него шифр расценок ТСН Москва, содержащий номер главы (первая цифра до точки).


Исходя из разницы шифров можно сделать вывод о невозможности автоматического пересчета из одной базы в другую.

Как мы видим, состав строительных работ примерно одинаков судя по оглавлению, но это не значит, что стоимости будут так же одинаковы. Но нормы трудозатрат, стоимости работ в базовом и текущем уровне отличаются очень существенно. Кроме этого в самой базе ТСН-Москва существуют расценки, отсутствующие в базе ФЕР, примером может служить следующий скриншот – расценки на оформлению города.


Также в нормативной базе ТСН Москва существуют отдельные сборники в текущем уровне цен.


Хотелось бы так же отметить «открытые расценки» в базе ТСН Москва – неучтенные ресурсы в данной базе отображаются с кодом ОКП.

ОКП – общероссийский кодификатор продукции. По этому классификатору появляется упрощается выбор материалов, неучтенных в расценке.


Кроме того еще одной отличительной чертой является способ расчета перевозки грузов и строительного мусора. В базе ТСН перевозка мусора и грунта относится на прочие затраты и не попадает в СМР, а в перечне прочих работ и затрат для базы ФЕР перевозки нет, соответственно это СМР.

Расчет перебазировки техники в базе ТСН вынесен отдельными расценками. Тогда как в базе ФЕР - Затраты на перебазирование строительных машин, не учтенные в составе сметных расценок на эксплуатацию строительных машин, учитываются в сметной документации отдельной строкой на основании калькуляций, учитывающих фактические условия перевозки, монтажа и демонтажа машин в соответствии с проектом производства работ.

В случаях, когда отклонения между фактическими затратами на перебазирование строительных машин и механизмов и затратами, предусмотренными в стоимости 1 маш.-ч работы строительных машин превышают 10 %, стоимость затрат по перебазированию строительных машин и механизмов надлежит учитывать непосредственно в локальных сметах, с исключением из стоимости 1 маш.-ч строительных машин сметной стоимости затрат на их перебазирование.

Давайте рассмотрим различие в начислении накладных расходов и сметной прибыли. Для базы ТСН рассчитаны разные НР и СП для ремонтных и строительных работ в текущем уровне цен с учетом всех возможных коэффициентов и содержатся в индексах.


Начисление НР и СП производится раздельно от заработной платы основных рабочих и заработной платы механизаторов.

Накладные расходы и сметную прибыль, исчисляемые от заработной платы рабочих, занятых на основном производстве, следует принимать по нормам, введенным в действие с 01.01.2017 года приказом Москомэкспертизы от 26.12.2016 г. № МКЭ-ОД/16-73.

Накладные расходы и сметная прибыль по эксплуатации строительных машин и механизмов определяются соответственно в размере 98% и 69% от заработной платы, учтенной в статье «Эксплуатация машин». Нормативы НР и СП для зарплаты машинистов одинаковы для всех расценок.


А для базы ФЕР мы используем значение НР и СП из МДС с учетом коэффициентов из писем Минрегиона. Соответсвенно для базы ТСН нет необходимости вычитывать кипы писем про правила начисления, округления и приенения коэффициентов, как в базе ФЕР, что значительно упрощает расчет.

Разъяснения о реформе ценообразования, ТЕРах, ФЕР-2017 и ФГИС

Нам задают много вопросов о проводимой Минстроем РФ реформе ценообразования, правомерности использования территориальных сметно-нормативных баз, разрабатываемой федеральной системе ценообразования в строительстве и др.

К сожалению, полной и точной информации по этим вопросам нет, однако на основании имеющихся документов, сведений с сайта Минстроя РФ, анализа положения дел с территориальными и федеральными сметно-нормативными базами мы можем сделать следующие выводы.

1. Смысл реформы системы ценообразования заключается в переходе на ресурсный метод расчетов, при котором используются только элементные сметные нормы (ГЭСН) и текущие цены ресурсов. Базы ФЕР и ТЕР, а также индексы пересчета в текущий уровень цен к этим базам, использоваться не будут. Соответствующие документы приняты Минстроем в начале 2017 г. и опубликованы на сайте Минстроя и во всех справочно-правовых системах. В указанных документах существенно изменено также понятие сметных цен – они теперь не будут включать транспортные и заготовительно-складские расходы, для составления сметной документации надо будет делать транспортные калькуляции. Для реализации этой реформы предполагается организовать мониторинг цен на строительные ресурсы и транспортные услуги по всем регионам, для чего Минстроем РФ должна быть создана специальная автоматизированная система.

2. В начале октября 2017 г. на сайте Минстроя РФ по адресу https://fgiscs.minstroyrf.ru/ начала работать Государственная федеральная информационная система по ценообразованию в строительстве (ФГИС ЦС). В настоящее время она включает действующую федеральную сметно-нормативную базу (только ГЭСН, ФЕР не публикуются, а также укрупненные нормативы цены строительства НЦС) и связанные с ней нормативные документы, каталог строительных ресурсов (без базовых и текущих цен), раздел мониторинга цен ресурсов, в котором должны регистрироваться организации – производители строительной продукции и вводить текущие цены на свою продукцию. На 20.11.2017 в разделе мониторинга текущих цен есть список зарегистрировавшихся организаций, однако собственно текущих цен нет – в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. №1452 сметные цены, определенные по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, будут опубликованы 15 декабря 2017 г.

Опубликованные в ФГИС ЦС ГЭСН и каталог ресурсов в точности соответствуют используемой в настоящее время ФСНБ в редакции 2017 г., то есть очевидно, что именно эта база положена в основу проводимой реформы ценообразования.

На совещании, проведенном Минстроем 16.11.2017 для субъектов ЦФО и СЗФО, руководство Минстроя призывало активнее наполнять базу текущих цен строительных ресурсов, однако учитывая, что необходимы десятки тысяч цен по каждому региону, есть все основания полагать, что за прошедшие с момента запуска ФГИС ЦС 2.5 месяца степень заполнения базы текущих цен не будет достаточной для разработки сметной документации по всем регионам.

3. Законом от 26.07.2017 191-ФЗ были приняты поправки в Градостроительный Кодекс РФ. В частности, в статье 3 закона говорится:

"Сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:

1) включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке;

2) введение в действие указанных в пункте 1 настоящей части сметных нормативов;

3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона)."

Из этого следует, что используемые в настоящее время территориальные базы будут действовать до тех пор, пока в рамках ФГИС ЦС не будет накоплена информация по ценам ресурсов по данному региону, достаточная для составления сметной документации.

4. По имеющейся информации для пилотного запуска новой системы ценообразования будет выбрано 2-3 региона (назывались Башкортостан и Татарстан, однако ситуация может измениться в зависимости от состояния мониторинга текущих цен на 15.12.2017 г.) . Остальные регионы будут пока работать по старым методикам.

5. Часть разработчиков сметных программ готовы к использованию ресурсного метода расчетов, включая составление транспортных калькуляций. Пока не определены правила получения разработчиками сметных программ информации о текущих ценах из ФГИС ЦС, однако все технические и организационные вопросы могут быть решены.

Мы рекомендуем сметчикам продолжать нормальную работу и следить за нашей рассылкой . Обязательно поможем с выбором сметной программы, полностью поддерживающей нововведения и ресурсный метод расчёта (для многих клиентов он в новинку).

По материалам информирования компании НТЦ "Гектор".

О последнем дополнении 2 к ФЕР-2017, комментариях о его применении читайте

Доступно о ТЕРах

Под ТЕРами (территориальными сметными нормативами) подразумеваются сметные нормативы, которые содержат расценки на выполнение строительные работ в пределах территории субъектов Российской Федерации. ТЕРы дают возможность определять необходимые объёмы затрат материалов, либо других рабочих ресурсов, необходимых для выполнения того или иного вида работы. Данные нормативы позволяют находить наиболее оптимальные проектные решения с точки зрения экономии. Таким образом, ТЕРы главным образом рассчитаны на экономию и оптимизацию строительных работ.

Почему территориальные расценки?

Территориальные сметные расценки получили своё название ввиду того, что могут применяться только на определённой территории и только там могут иметь свою юридическую и фактическую силу.

Когда и где именно применяются федеральные единичные расценки?

Территориальные сметные нормативы рассчитаны на использование в определённом регионе Российской Федерации. С одной стороны может показаться, что такое разделение бессмысленно, однако, с экономической точки зрения того или иного региона, взгляд на одну и ту же стройку может быть совершенно разным. Такие факторы, как стоимость материалов, сроки и расценки на доставку, заработная плата строителей и т.д. в конечном итоге влияют на конечную стоимость. Соответственно, на Юге России расценки могут значительно отличаться от расценок на Севере. Именно с целью разумного ценового разграничения и были созданы территориальные еденичные расценки. В том случае, если для региона, в котором выполняются работы, расценки на те или иные виды работ не определены, применяются ФЕРы. Возможен вариант применения договорных расценок, то есть по обоюдному согласованию заказчика и подрядчика.

Как составляются ТЕРы?

Данные сборники, как и некоторые дорогие, разрабатываются специалистами РЦЦС (региональных Центров Ценообразования в строительстве) территориальных образований РФ, Затем расценки утверждаются, регистрируются и вводятся в действия в ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС). После этого ТЕРы включаются в перечень действующих нормативных документов. Соответсвенно, смета ТЕР может составляться несолькими органами.

В ТЕРах, как и других расценках содержатся таблицы расценками на те, или иные виды работ, а так же главы «Правила исчисления объёмов работ» и «Общие указания».

Виды ТЕРов

Территориальные единичные расценки можно группировать по степени агрегирования (объединения), видам строительства, а так же видам работ.

По видам строительства: общестроительные, специальные

По степени агрегирования: специальные конструктивные элементы, отдельные виды работ

По назначению: на производство работ в зимнее время, на отдельные виды работ, дирекции строящихся промпредприятий.

В зависимости от видов строительства: гидротехнического, сельского, промышленного, жилищно-гражданского.

Просмотреть сметы, составленные в ТЕРах Вы можете в .

Экономический кризис 2008 года в России затронул многие сферы деятельности, но строительную индустрию в большей степени. Большинство объектов, строившихся или ремонтировавшихся за счет коммерческих источников финансирования из-за отсутствия денег просто вынуждены были остановиться и в лучшем случае законсервироваться.

Но, строительство полностью не остановилось, государственный и муниципальные бюджеты хоть и в меньшем масштабе, чем ранее, но все продолжают выделять лимиты на строительство и ремонт. В связи с этим подрядные организации ранее работавшие только с коммерческими деньгами обратили свои взоры на государственные и муниципальные объекты, ведь выживать то как-то надо.

Привыкшие практически к полному отсутствию серьезного контроля за расходованием денежных средств на производство строительно-монтажных работ со стороны коммерческих заказчиков подрядчики были неприятно удивлены достаточно жестким упорядоченным контролем со стороны государственных и муниципальных заказчиков. Для многих стало открытием, что перед началом работы необходимо составлять настоящую реальную смету с указанием стоимостей материалов, работ, эксплуатации машин и механизмов и что еще более неожиданное в соответствии с этой сметой и осуществляется финансирование всех работ и отчитываться придется по полной.

Многим подрядчикам, работавшим на строительном рынке уже несколько лет пришлось разбираться, что такое строительные расценки, индексы удорожания стоимости, нормативные базы и многое другое. В связи с этим хотелось бы немного остановиться на выборе нормативной базы для расчета стоимости строительной продукции, что это такое и с чем их едят.

Итак, нормативная база сметных расчётов - это большое количество единичных расценок объединенных между собой в сборники в соответствии с их видом.

☛ Единичные расценки это совокупность ресурсов в денежном выражении (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы и оборудование), которые необходимы для выполнения того или иного вида работ.

Единичные расценки как было сказано выше объединяются в сборники в зависимости от их вида. Сборники бывают на строительные работы, на ремонтные работы, на монтажные работы, пусконаладочные, а также на техническое обслуживание и благоустройство. Все расценки разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.

В свою очередь сборники расценок на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР), т.е. нормативные базы. Сборники ФЕР содержат расценки по всем видам работ, которые выполняются на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).

Сборники ФЕР являются как бы отправной точкой, на основе которой и разрабатываются все сборники других регионов (ТЕР). В территориальные сборники ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона), т.е. попросту отслеживают установленный для данного региона уровень заработной платы строителей, стоимости материалов, эксплуатации машин и механизмов, а также различные климатические и иные факторы. Таким образом, ТЕР наиболее точно отражают стоимость производства строительных работ для конкретного региона, ведь понятно, что нельзя рассчитывая смету для, например Волгоградской области принять Московский уровень заработной платы строителей или стоимость песка в том регионе, где он добывается, будет значительно ниже, чем в том, куда его еще нужно привезти. В соответствии с этим в каждом регионе есть свои ТЕР (территориальные единичные расценки), за исключением города Москва.

Москва всегда выделялась и не искала легких путей, в связи, с чем московским правительством было принято решение о разработке своих сметных нормативов, которые будут позволять оценивать строительные работы только в этом городе. Так появились МТСН-98 (московские территориальные сметные нормативы в уровне цен на 1.01.1998 года). Нужно сказать, что данная база очень хорошо проработана по сравнению с ФЕР и ТЕР. Связано это с тем, что Москва денег на проработку этого вопроса не жалела и отнеслась к этому очень серьезно, так как понятно, что чем более точно качественно и количественно проработаны расценки тем более точным будет стоимостной расчет и значит меньше денег будет растворяться в воздухе, а больше идти на конкретные работы. ФЕР-2001 и ТЕР-2001 в основе своей повторили расценки из старой советской нормативной базы 1984 года (что конечно положительно не сказалось), конечно, сегодня данные расценки периодически обновляются и приводятся к современным реалиям, но все равно остаются, к сожалению далеко позади базы МТСН-98. На смену МТСН-98 в конце 2007 года пришли ТСН-2001 (территориальные сметные нормативы г. Москва), которые приведены в уровень цен на 1 января 2000 года, чтобы соответствовать общепринятой системе ценообразования на территории Российской Федерации, однако со своими значительными отличиями. Данная база еще более проработана, чем МТСН-98 и продолжает постоянно развиваться, практически ежеквартально выходит обновление данной базы, в которой какие-то расценки за ненадобностью исключаются, какие-то наоборот добавляются в связи с появлением новых технологий в строительстве. Но однозначно можно сказать, что на сегодняшний день ТСН-2001 - наиболее совершенная база сметных расценок.

☛ Итак, рассмотрев все существующие виды нормативных баз можно было бы сделать вывод, что нужно для расчетов использовать самую лучшую базу ТСН-2001, однако согласно различным постановлениям Госстроя (главного органа отвечающего за издание нормативно-правовых документов в сфере строительства и ЖКХ) применять ту или иную нормативную базу ФЕР или ТЕР или ТСН нужно в зависимости от вида бюджетного финансирования.

Таким образом, если источник финансирования производства строительно-монтажных работ федеральный или муниципальный то применяется ТЕР (территориальные единичные расценки) того региона в котором производятся эти работы, вне зависимости от того откуда подрядная организация (это значит московская организация если будет строить в Волгоградской области, то смета будет считаться по ТЕР Волгоградской области). И опять же исключения: если источник финансирования работ федеральный, но стройка проводится в Москве, то применяются ФЕР-2001 (с использованием индексов удорожания специально разработанных для г. Москва), а если в Москве проводятся работы за счет муниципального бюджета города Москва, то обязательны к применению ТСН-2001.

В случае использования коммерческих источников финансирования работ сметная нормативная база определяется на выбор по согласованию между заказчиком и подрядчиком, а может использоваться и вообще коммерческие расценки, хотя последние время практически больше крупных и средних коммерческих заказчиков переходят на ту или иную нормативную базу, отказываясь от применения часто не чем не обоснованных коммерческих цен.

Поэтому, прежде чем определиться, в каких сметных нормативах составлять смету , нужно понять, какой вариант будет наиболее приемлемым для заказчика и исполнителя.

Виктор Оленев. 2009..

на вопросы отвечает ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Вопрос 1:

Ответ:

Согласно п. 1.24.10 «Общих положений» сборника ФЕР-2001 затраты на установку фасонных частей трубопроводов следует определять по расценке ФЕР 22-03-001-01» Водопровод-наружные сети». В соответствии с п.2.24.2 «Общих положений» сборника ФЕР-2001 объем монтируемого трубопровода исчисляется по проектной длине трубопровода без вычета фасонных частей.

Вопрос 2:

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.6.2 технической части сборника ФЕР-2001-06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» при составлении смет расход арматуры и класс стали следует принимать по проектным данным без корректировки затрат труда и машин на ее установку. Порядок исчисления объема бетона в конструкции определён п.2.6.8 технической части сборника №6 где указано, что объем бетона конструкций, для которых применяются нормы с жесткой арматурой, следует определять за вычетом объемов занимаемых жесткой арматурой (стальными сердечниками). В расценке ФЕР 6-01-026-4 предусмотрена обычная арматура. В связи с вышеизложенным, объем бетона конструкций, армированных каркасами, сетками, отдельными стержнями, корректировке не подлежит.

Вопрос 3:

Ответ:

Позиция 04-01-078-10 в таблице ГЭСН 04-01-078 разбуривание скважины до 1420 мм не учитывает. В соответствии с МДС 81-35.2004 в случаях, когда в составе действующих сметных нормативов отсутствуют необходимые сметные нормативы или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в них, возможна разработка проектов сметных нормативов. Порядок разработки и утверждения нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, регламентирован приказом Госстроя от 4 декабря 2012г. № 75/ГС.

Вопрос 4:

Ответ:

Расценкой ФЕР 01-02-001-02 не предусматривается обратная засыпка грунта бульдозером с послойным уплотнением, а учитывается работа по разравниванию бульдозером уже насыпанного грунта и уплотнение этого грунта, без поливки водой, прицепными катками не послойно, а в зависимости от количества проходок катка. Засыпку грунта бульдозером с перемещением на расстояние следует принимать по расценке ФЕР 01-01-033, а поливку водой уплотняемого грунта по расценке ФЕР 01-02-006.

Вопрос 5:

Ответ:

Составом работ расценки ФЕР 12-01-008-01 «Устройство обделок на фасадах (наружные подоконники, пояски, балконы и др.)» предусмотрены покрытие наружных подоконников, поясков, сандриков и других элементов листовой оцинкованной сталью, обделка балконов листовой оцинкованной сталью, изготовление, сборка и навеска водосточных труб с креплением их к стенам. По вопросам, касающимся правил применения расценок, следует руководствоваться соответствующими методическими документами, а также общими положениями и техническими частями сборников. Так, согласно пункту 2.12.5 Общих положений ФЕР-2001 части 12 «Кровли», обделки на фасадах принимаются по площади фасадов без вычета проемов.
В соответствии с пунктом 2.2 МДС 81 35.2004 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» государственные сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов

Вопрос 6:

Ответ:

При составлении сметной документации выбор (обоснование) той или иной расценки из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции заказчика строительства и организации, разрабатывающей проектную документацию. Таблицей ГЭСНр66-16 «Демонтаж трубопроводов в непроходных каналах» учтены затраты по вскрытию непроходного канала, газовой резке труб, подъем труб на поверхность и очистка от грязи. Под вскрытием непроходного канала в указанной расценке подразумевается разборка железобетонных плит перекрытия каналов и камер, путем удаления цементного раствора из шва конструкции, по возможности не допуская разрушения самих сборных деталей, сдвижка плит без извлечения из траншеи краном или складирование их в отведенных для этого местах в соответствии с проектом организации строительства.
При проведении капитального ремонта сетей возможность частичного или полного использования существующих строительных конструкций решается эксплуатационной организацией при выдаче технического задания на проектирование. В задании указывается ориентировочный объем использования линейных строительных конструкций по трассе в процентах от длины ремонтируемого участка сети, определенный на основании данных плановых вскрытий (шурфов), выполненных в период эксплуатации. Окончательное решение об объеме использования существующих строительных конструкций должно быть принято после вскрытия каналов, камер, неподвижных опор и др. на основании технического заключения комиссии из представителей заказчика, проектной и строительно-монтажной организации

Вопрос 7:

Ответ:

В соответствии с требованиями пункта 3.4 «Методических рекомендаций по применению единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы» (далее – Методические рекомендации), утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 февраля 2017 года № 81/пр, единичные расценки учитывают среднеотраслевой оптимальный и организационный уровень строительного производства, техники и технологии выполнения работ, разработаны на основе сметных норм по принципу усреднения с определением необходимого и достаточного нормативного количества строительных ресурсов для выполнения соответствующего вида работ. Согласно пункту 4.10 Методических рекомендаций действие единичных расценок, включенных в сборники, не распространяются на работы, технология производства которых и расход ресурсов в конкретных условиях их выполнения существенно отличаются от технологии и расхода ресурсов, принятых в сметных нормах, включенных в сборники ГЭСН

Вопрос 8:

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 743 Гражданского Кодекса подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При составлении сметной документации выбор (обоснование) той или иной расценки из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции заказчика строительства и организации, разрабатывающей проектную документацию. Допускается выбор норм и расценок для применительного использования в сметной документации с учетом максимального соответствия состава работ и ресурсов применяемого норматива условиям производства работ, предусмотренным проектом при отсутствии прямых сметных нормативов

Вопрос 9:

Ответ:

В соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, в составе проектной документации разрабатывается сметная документация, включающая сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат. Указанная сметная документация составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления). Под базисным уровнем цен понимаются стоимостные показатели сметных нормативов, действовавшие по состоянию на 1 января 2000 г. При разработке сметной документации, проверке достоверности определения сметной стоимости и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора) применяются сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.
Согласно пункту 3.2 «Методических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы» единичные расценки, предназначены для определения сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных работ, монтажа оборудования и пусконаладочных работ и в комплексе с другими сметными нормативами используются для определения сметной стоимости строительства базисно-индексным методом в порядке, установленном действующими методическими документами. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (далее – ЕНиР), используются в составе нормативной базы для разработки государственных элементных сметных норм (ГЭСН), на основе которых разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы. В соответствии с общими положениями по применению ЕНиР последние относятся к производственным нормам на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы и предназначены в основном для разработки укрупненных и комплексных норм, составления калькуляций затрат труда и заработной платы, а также других аналогичных нормативных документов, при этом если на стройке применяются более совершенная организация или технология производства, новые более эффективные материалы и конструкции, более производительные машины или оборудование, чем это предусмотрено ЕНиР, пользоваться указанными нормами не допускается. В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора заказчиками и исполнителями (подрядчиками) формируется смета, определяющая цену работ по договору в уровне цен на весь период реализации контракта. Расчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном государственным (муниципальным) контрактом (договором) в соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также со статьей 746 Гражданского кодекса Российской Федерации

Вопрос 10:

Ответ:

Составом работ расценки ФЕР15-01-047-15 «Устройство подвесных потолков типа «Армстронг» по каркасу из оцинкованного профиля предусмотрены:
- установка элементов крепления;
- сборка и установка каркасов;
- облицовка плитами потолков.
По вопросам, касающимся правил применения расценок, следует руководствоваться соответствующими методическими документами, а также общими положениями и техническими частями сборников. В соответствии с пунктом 2.15.3 Общих положений ФЕР-2001 части 15 «Отделочные работы» объем работ по облицовке поверхности искусственными плитами определяется по площади поверхности облицовки без учета ее рельефа

Вопрос 11:

Ответ:

В соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, сметная документация на строительство объектов, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов. Общие правила, особенности применения единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы и правила применения дополнительных затрат, не учтенных единичными расценками предусмотрены «Методическими рекомендациями по применению единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы», утвержденными приказом Минстроя России от 09.02.2017 № 81/пр (далее – Методика). Согласно пункту 8.7. Методики при применении единичных расценок для определения сметной стоимости работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства следует руководствоваться принципом максимального совпадения технологии производства работ, принятой в проектной документации и состава работ, приведенного в сметных нормах. Расценка ФЕРр53-01-04 «Разборка каркаса деревянных стен из брусьев» предназначена для определения затрат по разборке элементов каркаса деревянных стен из брусьев. Расценка ФЕРр57-02-04 «Разборка покрытия полов» предусмотрена для демонтажа конструкции полов цементных.
При разработке сметной документации выбор той или иной расценки из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции организации, осуществляющей разработку проектной документации, и заказчика строительства

Вопрос 12:

Ответ:

При применении единичных расценок для определения сметной стоимости работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства следует руководствоваться принципом максимального совпадения технологии производства работ, принятой в проектной документации и состава работ, приведенного в сметных нормах. При составлении сметной документации выбор (обоснование) той или иной расценки из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции заказчика строительства и организации, разрабатывающей проектную документацию. Применение расценки ФЕРр57-02-04 «Разборка оснований покрытия полов» для демонтажа цементно-песчаной стяжки конструкции пола из паркета при производстве работ по капитальному ремонту помещений возможно по согласованию с заказчиком

Вопрос 13:

Ответ:

При согласовании цены договора по вопросам применения норм (расценок) сборника 46 «Работы по реконструкции зданий и сооружений» следует руководствоваться технической частью сборника, а также составом работ, учтенных в соответствующих нормах (расценках) данного сборника. В соответствии с пунктом 2.2 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов и отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ (пункт 2.7). В нормах (расценках) таблицы 46-07-010 сборника 46 «Работы по реконструкции зданий и сооружений» учтен полный комплекс работ по замене элементов конструкций резервуаров стальных вертикальных цилиндрических для нефти и нефтепродуктов, определенный на основании требований государственных и отраслевых стандартов, технических условий, инструкций и правил производства работ и приемки резервуара к сдаче в эксплуатацию, действующих на момент разработки норм. Расход ресурсов (трудовых, технических, материальных), учтенных в ТЕР таблицы 46-07-010 «Замена элементов конструкций резервуаров стальных вертикальных цилиндрических для нефти и нефтепродуктов» сборника 46 «Работы по реконструкции зданий и сооружений», приведен в ГЭСН аналогичной таблицы данного сборника. Согласно учтенному расходу ресурсов и приведенному составу работ в нормах (расценках) таблицы 46-07-010 сборника 46 учтено гидравлическое испытание резервуара и радиографический контроль сварных соединений. Гидравлические испытания резервуаров любого типа проводятся в соответствии с программой и технологической картой испытаний (входит в состав проекта производства работ на монтаж резервуара), которые включают этапы испытаний с указанием уровня налива (слива) воды и времени выдержки, значения избыточного давления и относительного разрежения, времени выдержки, обработку результатов испытаний, выдачу заключения о пригодности и режиме эксплуатации резервуара. Согласно Руководству по безопасности вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов, утвержденному приказом Ростехнадзора от 26.12.2012 № 780, гидравлические испытания рекомендуется проводить наливом воды на уровень залива нефти и нефтепродукта, установленный в проектной документации, или до уровня контрольного отверстия, которое предусмотрено для ограничения высоты наполнения резервуара. Налив воды осуществляется ступенями по поясам с промежутками времени, необходимыми для выдержки и проведения контрольных осмотров. Радиографический контроль производится в соответствии с требованиями, установленными в проекте конструкций металлических.
Расчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном договором в соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статьей 746 Гражданского кодекса Российской Федерации. Разногласия, возникающие на стадии реализации государственного (муниципального) контракта, разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации

Вопрос 14:

Ответ:

При согласовании цены договора по вопросам применения расценок следует руководствоваться технической частью соответствующих сборников, так в соответствии с пунктом 1.5.1 Общих положений в ФЕР-2001 раздела 1 сборника 5 «Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов» предусмотрено выполнение полного комплекса основных работ, перечень которых приведен в составах работ, а также вспомогательных и сопутствующих работ. Согласно пункту 2.2 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов и отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ (пункт 2.7). В нормах таблицы 05-01-075 «Устройство буронабивных свай диаметром 750 мм под защитой обсадной трубы буровыми установками с крутящим моментом 150-250 кНм» сборника 5 «Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов» предусмотрены затраты на устройство буронабивных свай под защитой обсадной трубы. В соответствии с пунктом 1.5.18. Общих положений к ГЭСН-2001 в нормах таблицы 05-01-029 затраты на установку и извлечение обсадных труб не учтены и их следует определять дополнительно. Таким образом, при составлении сметной документации выбор (обоснование) того или иного сметного норматива из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции организации, разрабатывающей проектную документацию и заказчика строительства. При отсутствии прямых сметных нормативов допускается выбор норм и расценок для применительного использования в сметной документации с учетом максимального соответствия состава работ и ресурсов применяемого норматива условиям производства работ, предусмотренным проектом. Расчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренным договором в соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и статьей 746 Гражданского кодекса Российской Федерации. Разногласия, возникающие на стадии реализации государственного (муниципального) контракта, разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации

Вопрос 15:

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 743 Гражданского Кодекса подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При составлении сметной документации выбор (обоснование) той или иной расценки из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции заказчика строительства и организации, разрабатывающей проектную документацию. Смета на реализацию государственного контракта/договора на строительство должна учитывать в своем составе полный комплекс работ и затрат, необходимых для выполнения инженерных и организационно-технологических решений, предусмотренных в проектной документации, и согласно части 2 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Расчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном государственным контрактом в соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также со статьей 746 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дополнительно сообщается, что затраты (расход) на эксплуатацию режущих дисков учтены нормативными показателями эксплуатации высокопроизводительного бетоноукладочного комплекта, предусмотренного соответствующей элементной сметной нормой, на основе которых разработана расценка ФЕР 31-01-056-03 сборника ГЭСН-2001 части 31 «Нарезка швов при устройстве покрытий машинами высокопроизводительного бетоноукладочного комплекта в затвердевшем бетоне с заполнением швов». Разногласия, возникающие на стадии реализации государственного контракта разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Вопрос 16:

Ответ:

Согласно пункту 1.6.36 Общих положений ФЕР-2001 части 6 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные», арматурные заготовки - это конструктивные элементы, изготовленные из арматурных стержней с применением гнутья, резки, сварки, нарезки резьбовых соединений и накрутки муфт.
При этом понятие «арматура», приведенные в ФЕР части 6 надлежит понимать как арматурные каркасы и сетки, полученные от изготовителя в готовом виде и устанавливаемые в опалубку в готовом виде.
Согласно пункту 3 приложения 2.04 «Федеральных сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве»
ФССЦ-2001, сметные цены на готовые арматурные каркасы и сетки (сваренные и вязанные) определяются по ценам заготовок (коды с 204-0001 по 204-0031) с учетом надбавок за сборку и связку (вязку) плоских и пространственных каркасов и сеток (коды 204-0032 по 204-0057).
Письма Госстроя России от 26.02.2012 № 1019-ИМ/12/ГС и от 07.11.2012г. № 1608-СГ/005/ГС о применении надбавок за сборку и вязку плоских и пространственных каркасов и сеток, учитываемые в сметной документации с использованием шифров с 204-0032 по 204-0057 государственных сметных нормативов «Федеральные сметные цены на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве» на горячекатаную арматурную сталь с использованием шифров с 204-0001 по 204-0031 разъясняют положения сборников, включенных в федеральный реестр сметных нормативов

Вопрос 17:

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора сторонами (заказчиком и исполнителем) формируется смета, определяющая стоимость работ в уровне цен на весь период реализации договора. При согласовании цены договора по вопросам применения расценок и подсчета объёмов работ следует руководствоваться технической частью соответствующих сборников. В соответствии с пунктом 2.24.2 ФЕР 81-02-ОП-2001 «Общие положения. Исчисление объемов работ» объем работ по прокладке трубопроводов при использовании ФЕР сборника 24 «Теплоснабжение и газопроводы – наружные сети» следует исчислять по проектной длине трубопроводов без вычета фасонных частей, запорной арматуры. Согласно пункту 1.24.5 ФЕР 81-02-ОП-2001 в ФЕР сборника 24 раздела 1 учтены затраты на выполнение комплекса основных работ по прокладке трубопроводов: установке компенсаторов, стальных задвижек и грязевиков, а также вспомогательных работ, сопутствующих и связанных с основными. Перечень отдельных видов работ, подлежащих выполнению при строительстве тепловых сетей и определяемых по соответствующим ФЕР, приведен в пункте 1.24.10 ФЕР 81-02-ОП-2001. При составлении сметной документации выбор того или иного сметного норматива из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции заказчика строительства и организации, разрабатывающей проектную документацию

Вопрос 18:

Ответ:

При разработке сметной документации выбор той или иной расценки из действующих сметных нормативов (включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета) и выбор материальных ресурсов осуществляется в соответствии с применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции заказчика строительства и организации, осуществляющей разработку проектной документации. Сметная документация подлежит проверке достоверности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета». Начальная (максимальная) цена контракта определяется заказчиком строительства на основании положительного заключения государственной экспертизы и утвержденной проектной документации в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». Применение в локальных сметах коэффициентов, учитывающих усложненные условия производства работ, обосновывается проектом, разработанным в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87. Если указанными проектными документами подтверждается выполнение ремонтных работ в гражданских зданиях в сложных производственных условиях, вследствие чего снижается производительность труда рабочих и строительной техники, допускается применение коэффициентов к затратам труда рабочих-строителей и затратам на эксплуатацию машин, приведенных в приложении 1 к МДС 81-35.2004. Для более точного отражения в сметной документации условий производства работ в проекте организации строительства приводится перечень наружных и внутренних работ, выполняемые в стесненных условиях. При этом необходимо учитывать, что коэффициент, приведенный в пункте 11.2 таблицы 3 приложения 1 МДС 81-35.2004, применяется при выполнении ремонта скатных кровель стропильной системы в зданиях, расположенных в застроенном центре города. На арочные конструкции указанный коэффициент не распространяется. Факторы, характеризующие стесненные условия в застроенной части городов, приведены в пункте 2 примечаний таблицы 3 приложения 1 МДС 81-35.2004. Дополнительно сообщается.
Согласно пункту 3.3 Указаний по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (МДС 81-36.2004) затраты на демонтаж (разборку) конструкций зданий и сооружений определяются по сборнику ФЕР 81-02-46-2001 «Работы при реконструкции зданий и сооружений». В случае отсутствия в сборнике необходимых расценок на демонтаж (разборку) конструкций затраты на данные работы следует учитывать в сметной документации по соответствующим единичным расценкам сборников ФЕР на монтаж (устройство) конструкций без учета стоимости материальных ресурсов. При этом к затратам и оплате труда рабочих-строителей, к затратам на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств применяются понижающие коэффициенты, приведенные в пункте 3.3.1 МДС 81-36.2004. На основании указанного пункта коэффициент 0,8 применяется при демонтаже (разборке) сборных бетонных и железобетонных конструкций. В соответствии с пунктом 2.15.3 «Общих положений. Исчисления объемов работ» федеральных единичных расценок (ФЕР-2001) объем работ по облицовке поверхности искусственными плитами определяется
по площади поверхности облицовки без учета ее рельефа. В расценке ФЕР 15-01-090-01 нормы расхода облицовочного материала составляют 103м2 на 100м2 облицовки с учетом отходов и потерь.
Расценкой 09-04-006-4 Сборника 9 ФЕР-2001 «Строительные металлические конструкции» учитываются затраты на монтаж ограждающих конструкций стен из многослойных сэндвич панелей заводской готовности на единицу измерения 100м2, за вычетом участков, не подлежащих обшивке. Согласно пункту 2.9.6 «Исчисление объёмов работ» Сборника 9 ФЕР-2001 объемы материалов, изделий и конструкций, расход которых в таблицах указан «по проекту», следует определять в соответствии с проектно-технической документацией

Вопрос 19:

Ответ:

Согласно пункту 7.10 Методики применения сметных норм, утвержденной приказом Минстроя России от 29.12.2016 № 1028/пр, в нормах не учтены затраты, связанные с подвозкой деталей наружных и внутренних лесов на приобъектный склад и обратно.
При соответствующем обосновании в проектной документации применение лесов для монтажных работ надлежит учитывать дополнительно непосредственно в локальных сметах и отражать в разделе «Строительные работы».
Согласно пункту 1.3.31 Общих положений к ГЭСНм сборника 3 «Подъёмно-транспортное оборудование» затраты на замену лифта в перекрытых шахтах определяются по ГЭСНмр сборника 1 «Капитальный ремонт и модернизация оборудования лифтов».
По ГЭСНм сборника 3 «Подъемно-транспортное оборудование» следует определять затраты на демонтаж и монтаж лифтов в целом в неперекрытых шахтах (пункт 1.1.3. Общих положений к ГЭСНмр сборника 1 «Капитальный ремонт и модернизация оборудования лифтов)

Вопрос 20:

Ответ:

«Согласно ВСН 362-87 «Изготовление, монтаж и испытание технологических трубопроводов» окончанием работ по монтажу оборудования и трубопроводов следует считать завершение индивидуальных испытаний, выполненных в соответствии со СНиП 3.05.05-84 «Технологическое оборудование и технологические трубопроводы», и подписание рабочей комиссией акта их приемки. К индивидуальным испытаниям трубопроводов относят их испытание на прочность и герметичность гидравлическим или пневматическим способом.
Гидравлическое или пневматическое испытание узлов и секций на прочность и герметичность производится в составе смонтированного трубопровода. В отдельных случаях допускается проведение указанных испытаний узлов и секций до их монтажа только при наличии специальных требований, устанавливаемых проектом и заказом. В этих случаях режимы гидравлического или пневматического испытания должны соответствовать режимам испытания всего трубопровода и осуществляться в соответствии с указаниями раздела 2 ВСН 362-87.
Согласно Указаниям по применению федеральных единичных расценок на монтаж оборудования (МДС 81-37.2004, п. 2.13) затраты на проверку качества монтажа, включая индивидуальные испытания (вхолостую, а в необходимых случаях – под нагрузкой), гидравлическое, пневматическое и другие виды испытаний, указанных в технических частях или вводных указаниях соответствующих частей ФЕРм-2001, учтены в единичных расценках на монтаж оборудования.

Промывку, продувку, специальные виды внутренней обработки трубопроводов с целью очистки внутренней поверхности от механических загрязнений или удаления влаги, а также пневматическое испытание трубопроводов на падение давления производят по окончании монтажа и испытания трубопроводов на прочность и плотность и приемки его под комплексное опробование.

Правилами устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов (ПВ 03-585-03) предусмотрено по трубопроводам групп А, Б (а), Б (б) проведение дополнительных пневматических испытаний на герметичность с определением падения давления во время испытания.
Затраты на проведение дополнительных испытаний технологических трубопроводов групп А, Б (а), Б (б) давлением до 1,2 МПа (12 кгс/см2), необходимость проведения которых указана в проектной документации, следует определять по нормам таблиц 24-02-123, 24-02-124, 24-02-125 ГЭСН-2001 части № 24 «Теплоснабжение и газопроводы наружные сети», давлением свыше 1,2 МПа (12 кгс/см2) по соответствующим нормам, предусмотренным в ГЭСН-2001 части № 25 «Магистральные и промысловые трубопроводы».»

Вопрос 21:

Ответ:

«В соответствии со СНиП 3.05.04-90 «Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации» напорные и безнапорные трубопроводы водоснабжения и канализации испытывают на прочность и плотность (герметичность) гидравлическими или пневматическим способом дважды (предварительно и окончательно).
Согласно пункту 1.18.15. Общих положений к ФЕР-2001 затраты на промывку и гидравлическое испытание трубопроводов (предварительное) предусмотрены ФЕР-2001 части 16 «Трубопроводы внутренние» (таблица 16-07-005 «Гидравлическое испытание трубопроводов систем отопления, водопровода и горячего водоснабжения»).
Согласно СНиП 3.05.03-85 «Тепловые сети» после завершения строительно-монтажных работ трубопроводы должны быть подвергнуты окончательным (приемочным) испытаниям на прочность и герметичность. Сети горячего водоснабжения должны быть промыты и продезинфицированы.
После окончания монтажной организацией работ по монтажу, т.е. после завершения индивидуальных испытаний и приемки оборудования под комплексное опробование, заказчик производит комплексное опробование оборудования.
Согласно ВСН 362-87 «Изготовление, монтаж и испытание технологических трубопроводов» промывку, продувку, специальные виды внутренней обработки трубопроводов с целью очистки внутренней поверхности от механических загрязнений или удаления влаги, а также пневматическое испытание трубопроводов на падение давления производят по окончании монтажа и испытания трубопроводов на прочность и плотность и приемки его под комплексное опробование.
Операции, выполняемые в период комплексного опробования оборудования, относятся к пусконаладочным работам, выполняются заказчиком, пусконаладочными организациями с привлечением в отдельных случаях монтажных организаций.
Затраты на материальные ресурсы, необходимые для комплексного опробования оборудования, включаются в сводную смету на ввод объекта в эксплуатацию, которая финансируется за счет основной деятельности эксплуатирующей организации.»