Социальная работа с безработными гражданами включает психологическую поддержку, которая подразумевает методы, помогающие профессиональному самоопределению, ценностных ориентаций, повышению конкурентоспособности, реализации собственной карьеры.

Ромм М.В. в научных публикациях, посвященных социальной адаптации личности писал, что социальная работа осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека, разрешением или хотя бы снижением остроты психологических проблем стоящих перед ним. Основными направлениями социально-психологической поддержки по его мнению являются:

  • - содействие полноценному психическому развитию личности,
  • - предупреждение возможных психологических проблем,

оказание помощи человеку в его самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях,

Формирование ценностно-мотивационной сферы,

Достижение эмоциональной устойчивости,

Гармонизация личности и межличностных отношений.

Государственную услугу по психологической поддержке получают граждане, признанные в установленном порядке безработными в соответствии с законодательством о занятости населения. Данная услуга предоставляется при личном обращении безработного гражданина с заявлением-анкетой о предоставлении государственной услуги по психологической поддержке. Кроме того, психологическую поддержку безработный может получить в результате предложения работника ЦЗН о предоставлении безработному гражданину государственной услуги по психологической поддержке. (приложение 3)

Необходимым аспектом деятельности социального работника является проведение предупредительных мероприятий, которые способствуют сокращению возможности безработицы. Одним таких мероприятий является профориентационная деятельность социального работника в школе.

Школьники ориентируются на профессии, которые общепринято считать высокооплачиваемыми, актуальными, престижными, в их числе: юрист, экономист, финансист, менеджер и т.д. Рынок труда, занятость и заработная плата: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/

В связи со сказанным, деятельность социального работника должна быть направлена на информирование о спросе на профессии, его перспективах, подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессии. Бутко Е.Я. Особенности развития системы начального профессионального образования / Е.Я. Бутко // Профессионал. 1994 №3-4 С. 3

Проблема занятости населения должна стоять в числе первых задач в любой цивилизованной стране. Безработица несет с собой духовную, моральную, нравственную деградацию людей.

Помочь человеку выйти из кризисной ситуации, лежит в основе социальной работы. В первую очередь безработного, у которого снижается способность адаптироваться к новым условиям, поддерживает социальный работник. Он выступает как посредник - помощник между государством, призванным быть защитником прав своих граждан и человеком. Необходимость такого посредничества обусловлена тем, что государство не всегда выступает тем связующим звеном, которое гарантирует права и достойные способы его существования. Реакцией человека, который не получает гарантий является асоциальное поведение, психологический кризис.

В соответствии с законом «О занятости в Российской Федерации» граждане нашей страны имеют право на бесплатную консультацию в выборе профессии, профессионального обучения. Социальный работник выступает в роли консультанта и предоставляет консультацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о возможности переобучения.

Помощь в преодолении стрессовой ситуации является первым шагом на пути трудоустройства безработного. Следующим направлением помощи социального работника будет обучение безработного навыкам самопрезентации, планирования своего трудоустройства, путем очередности постановки целей поиска работы.

Для эффективного включения безработного в трудовую деятельность необходим механизм, который включает в себя проведение активной политики службами занятости, закрепленные правовыми нормами. Деятельность социального работника заключается в применении конкретных мер обеспечения занятости, которые помогают восстановить безработному веру в свои силы, вернуть к активной трудовой деятельности, а так же к сотрудничеству с обществом и самореализацией.

Социальные работники организовывают общественные работы, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы увольнения, поддерживают ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера, обучают работников в случае угрозы массового увольнения, содействуют развитию малого предпринимательства.

Изучив понятие безработицы на разных этапах истории становления труда в России, так же изучив причины безработицы, ее виды и нормативную базу, рассмотрев безработных как объект социальной работы, можно сделать вывод, что явление занятости тесно связано с рынком труда.

Безработица - это не только бедность значительных слоев населения, но и духовно-нравственное обнищание. В этой связи решение проблемы занятости населения стоит в числе приоритетных задач в любой цивилизованной стране.

Мы рассмотрели основную теорию работы с безработными и пришли к выводу, что понимание основ является важным компонентом социальной работы с безработными на практике.

Понятие безработицы

Безработица как явление имеет не только экономическую сторону важности, но и социальную. Рыночный уклад современной экономики предъявляет требования к созданию нового подхода к трудовым взаимоотношениям на предприятиях.

Безработица – это макроэкономическое социальное явление, которое оказывает очень серьезное психологическое влияние на каждого человека.

Такие признаки общества, как массовая бедность, незащищенность широких слоев населения – все это то, что встречается и в современном российском обществе, и что требует значительных перемен для улучшения качества жизни как одного отдельного человека, так и всего социума в целом.

Понятие безработицы очень широко использовалось и нередко перерабатывалось такими авторами-экономистами и социологами, как К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, Артур Пигу. Благодаря им понятие «безработица» получилось более очерченным и конкретизированным.

Определение 1

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть работоспособного населения (рабочая сила, экономически активная часть населения) не занята в производстве товаров и услуг. В реальной экономической сфере безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Последствия безработицы следующие:

  1. Высокий уровень бедного населения;
  2. Социальная и экономическая нестабильность;
  3. Недополучение продукции, недостаток рабочей силы для ее производства;
  4. Снижения всего уровня жизни населения в целом.

Безработный человек, который не способен найти применение полученным в ходе обучения в школе, вузе или ином учебном заведении знаний испытывает большой стресс и психологическое давление. В таком случае он попадает в отдельную категорию, и ему тоже необходимы средства для того, чтобы облегчить процесс своей социальной адаптации в обществе, где есть как незанятые, так занятые граждане.

Причины безработицы:

  1. Структурная безработица (переориентация предприятия, его закрытие или банкротство);
  2. Безработица в связи с демобилизацией (у мужчин), увольнение в запас;
  3. Безработица в связи с инвалидностью, потерей работоспособности (зрение, слух, потеря конечности);
  4. Сокращение мужских или женских профессий (автоматизация производства там, где требовался физический труд);
  5. Безработица вследствие вынужденной трудовой миграции, а также получение статуса «беженец» в связи с определенными условиями (например, военное положение на территории);
  6. Безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
  7. Безработица по причине дискриминации – чаще всего встречается у молодых людей и девушек, которые являются выпускниками учебных заведений.

Социальная адаптация безработной молодежи

Молодежь чаще, чем остальные, испытывают давление и подвергаются так называемой «дискриминации» на рынке труда. Причины этого вполне объяснимы, и исследователи рассуждают в следующем направлении. Самой резонной причиной является то, что у молодых специалистов, которые только что выпустились из учебного заведения, еще нет профессиональных навыков в изучаемой или изученной профессии. Иными словами, у них нет опыта работы, в ходе которой эти навыки можно развить.

Тем не менее, на рынке труда сейчас имеется довольно распространенное и странное противоречие: если у человека нет опыта, то его не берут на работу, но в то же время без работы невозможно набраться этого самого опыта.

Еще одна причина безработицы молодежи заключается в том, что квалификация молодых специалистов не соответствует тем требованиям, которые выдвигаются рынком труда и самими работодателями. Более того, сама категория рабочей силы является причиной безработицы, поскольку молодежь недовольна некоторыми аспектами, такими, как низкая заработная плата, медленное продвижение по карьерной лестнице, вынужденная работа на более низкой должности.

Таким образом, молодые люди страдают от того, что их ожидания от трудоустройства слишком завышены, а у работодателей слишком высокие требования и четкие критерии отбора по отношению к новым сотрудникам.

Безработица и психологическое самочувствие

Перед современным российским обществом сегодня стоит очень серьезная проблема. Она заключается в том, что безработица оказывает сильнейшее воздействие на психологическое самочувствие человека.

Определение 2

Психологическое самочувствие – это целостная характеристика восприятия действительности с позиций определенной ценностной установки. С одной стороны, эта действительность определяется характером взаимоотношений личности с окружающей ее средой, с другой же она сама определяет особенности ее поведения.

Безработица – это психотравмирующий фактор, который к тому же является еще и стрессогенным. Зачастую он приводит людей к ощущениям утраты контроля над собственной жизнью, к проблемам адаптации в обществе, где, как им кажется, каждый человек является трудящимся и занятым.

В ситуации безработицы человек начинает воспринимать себя как слабую и неполноценную личность, которая не обладает особой свободой выбора. Также у него четко укрепляется убеждения в том, что ему не давно контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в реальность. Чаще всего, потеряв веру в себя, безработный не имеет четких целей и планов на будущее. А это уже верный признак дезадаптации.

Исследователи выделяют несколько категорий безработных, которые имеют особые проблемы в социальной адаптации:

  1. Мужчины в возрасте от 36 до 58 лет, имеющие средне-специальное образование, и не имеющие профессионального образования;
  2. Категория граждан, как правило, мужчины с полным отсутствием мотивации к трудоустройству, имеющие ряд вредных привычек (алкогольная зависимость), потерявшие свою профессиональную квалификацию и не стремящиеся ее восстановить;
  3. Женщины в возрасте от 27 до 53 лет со средним специальным, или же начальным профессиональным образованием.

Подшивалов В.В., ЯрГУ

Под социальной адаптацией в широком смысле следует понимать приспособление индивидов и групп к окружающей их социальной среде (ее условиям, нормам, ценностям).

Наиболее важное значение для безработного имеет социальная адаптация на рынке труда. Социальная адаптация на рынке труда предполагает: познание и внедрение в эту среду, принятие и усвоение ее норм и ценностей, активное отношение субъекта к данной среде.

С понятием социальной адаптации связано понятие дезинтеграции. Оно означает особо острое нарушение механизмов адаптации, которое может привести к личностному кризису. Личностный кризис можно обозначить как некую прерывность в линейной области эволюции личности. При этом существует бинарность векторов дезинтеграции:

1) позитивная дезинтеграция , когда кризис является неким условием перехода в новое качество, новый уровень целостности.

2) негативная дезинтеграция сопровождается деструктивными изменениями личности, снижением уровня сбалансированности и тенденцией к социальной аутизации.

Специфика социальной адаптации безработных заключается в разнообразных способах приспособления, которых придерживаются безработные разных типов.

Способы социальной адаптации безработных можно условно разбить на две группы: конструктивные и неконструктивные. Критерием конструктивности является направленность на реальное и позитивное в социальном и психологическом аспектах разрешения жизненной проблемы.

Рассмотрим неконструктивные способы, которые блокируют выход человека из трудной жизненной ситуации или обеспечивают такой выход, который не приносит ему удовлетворения.

Рентные отношения

Человек не торопится предпринимать какие-то активные действия, пока получает пособие по безработице в достаточном для жизни размере. В своих планах он напрямую связывает начало поисков работы с уменьшением пособия до неприемлемого для себя уровня.

Альтернативный стиль жизни

Человек «уходит» в семейные заботы или натуральное хозяйство. Чем глубже этот уход, тем сложнее затем вернуться в состояние оплачиваемой занятости - прежде всего психологически.



Защитное, избегающее поведение

Человек старается либо не замечать тех проблем, с которыми он столкнулся, уходит в воспоминания о том, как было хорошо на прежнем месте работы, не пытается реалистично посмотреть на ситуацию, либо всячески уходит от предложений, которые требуют от него усилий, нового взгляда.

Хаотический поиск

Поведение без осмысления вариантов и последствий принимаемых решений. Как показывают наблюдения, если оно сопряжено с резким падением заработной платы на новом месте работы, понижением социального статуса, у людей со временем возникают тяжелые психологические состояния, аккумуляция которых может приводить к общей неудовлетворенности и агрессивности.

Поиск в условиях ограниченной информированности

Обладатели этой формы поведения готовы действовать в направлении решения своих профессионально - трудовых и жизненных проблем, но ощущают дефицит информации. В одних случаях это объясняется неразвитостью социальных связей, в других - низким качеством имеющихся источников информации.

Продуктивное иждивенчество

Здесь имеет место особый вариант отношений с ближайшим окружением. Человек не просто делегирует ответственность за свою судьбу ближним, он использует их ресурсы, синхронно следуя за ними. В роли ближних часто оказываются родители, поскольку этот способ адаптации характерен, прежде всего, для выпускников, попадающих в зону неопределенности между окончанием обучения и работой.

Таким образом, мы подошли к конструктивным способам социальной адаптации безработных.

Целенаправленное использование ресурсов межличностной сети

К нему относятся:

Активная «инвентаризация» связей своих родственников, старых друзей, знакомых, обращение к ним за помощью.

Внутрисемейная консолидация (семейные советы и взаимная поддержка членов семьи) .

Создание референтного круга общения , в котором культивируется взаимопомощь и разного рода обмены; использование окружения в качестве потребителей своих услуг и продукции.

Репутационная стратегия трудоустройства. Человек находит работу, зарекомендовав себя на одном из прежних мест.

Действенная конкретизация образа самого себя и своих планов

Сюда входят:

Осознание и активное использование индивидуальных ресурсов. Суть механизма заключается в осознании своих индивидуальных свойств. Человека поддерживает уверенность в том, что определенная индивидуальная характеристика является его сильной стороной. Это сопровождается готовностью использовать данные индивидуальные свойства в разнообразных начинаниях.

Предметность оценок, намерений, планов. Способность опредметить, конкретизировать свои планы и умения в той или иной области - важный элемент в преодолении трудностей. Умение сфокусировать профессиональный опыт на конкретной проблеме является тем механизмом, который переводит его в эффективное поведение.

Накопление опыта поведения на свободном рынке труда. Опробование различных вариантов помогает человеку выработать конструктивную позицию по отношению к неудачам, осознать свои слабые и сильные стороны, ожидания и требования к себе и выработать в итоге эффективную стратегию поведения на рынке труда.

Достраивание контекста текущей жизненной ситуации

Здесь можно выделить два механизма.

Отношение к трудной ситуации как совокупности шансов. Человек рассматривает сложившиеся и складывающиеся обстоятельства как источник новых или дополнительных шансов. Например, работа рассматривается как возможность установить новые социальные связи, получить новую информацию и прочее.

Способность видеть множество сфер приложения своих сил. Умение видеть множество сфер приложения своих сил позволяет человеку легче пережить кризис, который не воспринимается как катастрофа, не возникает ощущения завершенного пути.

Итак, мы выяснили, что различные типы безработных проявляют склонность к различным способам социальной адаптации, как к конструктивным, так и к неконструктивным. Задача социальной работы с безработными состоит в том, чтобы стимулировать конструктивные способы адаптации с помощью различных методов и увеличивать адаптационный потенциал безработного. Адаптационный потенциал можно определить как степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды.

Адаптационный потенциал безработного можно оценить с помощью системы показателей. Она включает в себя две группы показателей:

1. Статические:

а) физиологические (состояние здоровья, уровень витальности);

б) психофизиологические (уровень тревожности, работоспособности);

в) психологические (уровень самооценки, самоконтроля);

г) социально-психологические (количество и стабильность социальных связей, коммуникативность, социально-психологический климат в семье).

2. Динамические:

а) информационные (информированность о состоянии рынка труда, наличии вакансий, требованиях профессий, своих способностях);

б) операциональные (владение навыками поиска работы, ведения переговоров с работодателями, принятия решений);

в) мотивационные (мотивация к трудоустройству).

Первая группа показателей отражает статический аспект адаптации - насколько «комфортно» чувствует себя человек в роли безработного. В целом эти показатели зависят от того насколько значимой является ситуация потери работы и профессиональная самореализация личности для безработного. Если потеря работы является достаточно сильным стрессом, как правило, наблюдается снижение адаптационного потенциала по данным показателям. В случае сильно идентификации возможны два варианта развития событий:

1) позитивная дезинтеграция - активный поиск работы;

2) негативная дезинтеграция - углубление личностного кризиса.

Возможен так же вариант «застревания» – форма адаптации, при которой человек в силу тех или иных обстоятельств не может трудоустроится и становится «профессиональным безработным». Источником существования становится не профессиональная деятельность, а всевозможные льготы, натуральное хозяйство и т. п.

Вторая группа показателей говорит о том, насколько успешным будет поиск работы. Она отражает направленность личности в будущее, поэтому мы обозначили эти показатели как динамические. Они отражают то, насколько человек владеет навыками эффективного трудоустройства.

Данную систему показателей целесообразно использовать при определении объема и характера помощи, необходимой безработному для восстановления способности эффективного социального функционирования на рынке труда и в других сферах жизнедеятельности.