МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Административная ответственность - разновидность административного принуждения, вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

Административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконным актами, либо их нормами об административных правонарушениях;

Основанием административной ответственности является административное правонарушение;

Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования;

За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания;

Административные взыскания поменяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, а также суды (судьи);

Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей;

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Административные наказания выражаются либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя.

Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя.

Административные наказания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.

Основными видами административных наказаний являются:

Предупреждение;

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом административного правонарушения;

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

Лишение специального права, предоставленного гражданину;

Исправительные работы;

Административный арест;

Административное выдворение из пределов Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

Дисквалификация.

Привлечение к административной ответственности и наложение административного взыскания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием для увольнения с работы.

В теории административного права меры административного принуждения классифицируются по следующим видам:



Меры административного предупреждения;

Меры административного пресечения;

Меры административной ответственности;

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Меры административного предупреждения представляют собой средства и способы административно-правового характера, используемые соответствующими субъектами государственного управления в целях предупреждения правонарушений либо в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности. В свою очередь меры административного предупреждения подразделяются на две группы: меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, и меры, осуществляемые в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности.

Меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, имеют профилактическую направленность. Такими мерами являются, в частности, проверка документов, личный досмотр, контрольные и надзорные проверки и др.

Меры, осуществляемые в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности, включают в себя, в частности:

Установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда из нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

Введение карантина;

Принудительное выселение из домов, грозящих обвалом;

Меры противопожарной безопасности;

Технический осмотр транспортных средств и ряд других.

Все административно-предупредительные меры характеризуются отсутствием правонарушения как основания их применения и вины тех, в отношении кого они применяются. Основанием их применения является наступление особых, иногда чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных правовой нормой.

Меры административного пресечения. Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и т.п. Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок1. Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения - административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности.

Таким образом, основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов.

В частности, к ним относятся:

Меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание, доставление в милицию и др.);

Меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охот ничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);

Меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

Меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

Меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

Меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (приостановление (аннулирование) действия лицензии и др.);

Меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации. К мерам административного принуждения относятся меры административной ответственности, которые определены КоАП РФ и под которыми следует понимать меры наказания, назначаемые в соответствии с КоАП РФ за совершение административных правонарушений.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами:

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях;

Меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, имеют профилактическую направленность;

Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания;

Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации.

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Кодекс РФ об административных правонарушениях принят 30 декабря 2001 г. и введен в действие Федеральным законом №196-Ф32 с 1 июля 2002 г.

В Общей части Кодекса установлены задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, определены субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т. д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями Особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, установлен перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

Основанием административной ответственности является административное правонарушение] исключением является в определенных случаях совершение преступления - в случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения последний подвергается административным наказаниям (ст. 4.5, п. 4 КоАП РФ);

Субъектами административной ответственности могут быть физические лица и юридические лица;

Административные наказания являются мерой административной ответственности и применяются за совершение административных правонарушений;

Административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц (гл. 23 КоАП РФ);

Административные наказания применяются полномочными субъектами к неподчиненным им правонарушителям;

Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы;

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т. е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются:

Основание - административное правонарушение;

Мера - административное наказание.

Предыдущая

Под принципами административной ответственности следует понимать ее основные правовые начала, характеризующие ее сущность, смысл и назначение:

  • - юридическое равенство всех перед законом и судом;
  • - наступление административной ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли;
  • - наступление административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя;
  • - законность привлечения к административной ответственности;
  • - справедливость административной ответственности и ее индивидуализация;
  • - своевременность ответственности;
  • - принцип целесообразности привлечения к административной ответственности;
  • - принцип неотвратимости наказания за совершение административных правонарушений.

Первый принцип по своей сути представляет собой продолжение общеправового принципа формального юридического равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ. Кодексом РФ об административных правонарушениях установлено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Принцип ответственности за противоправное деяние, а не за мысли, означает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности за совершение того или иного административного правонарушения, может быть наказано за мысли лишь в том случае, если они получили внешнее выражение. Иными словами, основанием для привлечения лица к административной ответственности могут служить только его противоправные действия (или в ряде случаев -- бездействие). Так, например, само по себе намерение лица-участника внешнеэкономической деятельности без надлежащих на то законных оснований ввезти в страну или вывезти из нее какие-либо товары и не влечет за собой административной ответственности, а вот предоставление этим лицом в таможенный орган документов, содержащих недостоверные сведения, дающие ему право на перемещение через таможенную границу таких товаров, либо перемещение этих товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля (т. е. совершение им конкретных действий по реализации своего намерения) уже влекут за собой ответственность, предусмотренную ст. 16.1 КоАП РФ.

Принцип наступления ответственности только при наличии вины в действиях правонарушителя означает, что без нее (вины) вообще беспредметно говорить об административном правонарушении, а следовательно, и об ответственности за него. Наличие вины физического лица означает осознание этим лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вызванных им результатов, а юридическое лицо признается виновным, когда будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению этих норм и правил.

Принцип законности привлечения к ответственности означает, что ответственность за правонарушения наступает лишь в случаях, прямо предусмотренных предписаниями соответствующих правовых норм и в строгом соответствии с установленными для этого требованиями. Действующим же законодательством предусмотрены и специальные гарантии законности привлечения к административной ответственности, предупреждающие и всячески пресекающие выход за рамки закона, злоупотребления и ошибки при применении как материально-правовых норм (таких, как неправильная юридическая квалификация деяния, определение меры административного наказания вне пределов предусмотренной для этого санкции соответствующей статьи КоАП РФ и пр.), так и норм процессуальных (например, процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении по существу, сбора, фиксирования и исследования доказательств, обжалования вынесенного по делу постановления и пр.).

Наряду с законностью иногда в качестве самостоятельного принципа юридической ответственности выделяют и принцип поп bis in idem («не дважды за одно»), согласно которому никто не должен дважды нести уголовную, административную или иную ответственность за одно и то же правонарушение. Этот принцип относится к применению штрафных (карательных) санкций и не противоречит тому, что к правонарушителю, подвергнутому административной ответственности (карательной санкции, например, штрафу), применяются и восстановительные санкции. Например, хулиган, разбивший витрину магазина, не только подвергается штрафу по ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство»), но и обязывается возместить причиненный правонарушением ущерб (оплатить стоимость разбитой витрины).

В то же время принцип «не дважды за одно» нельзя противопоставлять такому принципу, как принцип двусубъектности ответственности, характерному именно для административного права. Этот принцип означает, что, например, за совершение по сути одного правонарушения допускается привлечение одновременно юридического лица к административной и физического лица, непосредственно виновного в этом, -- к административной или уголовной ответственности. Так, в частности, если при перемещении через таможенную границу России незадекларированного товара неким абстрактным акционерным обществом при наличии признаков так называемой «коммерческой» контрабанды таможня выяснит, что недекларирование товара произошло по вине конкретного сотрудника этого акционерного общества, уполномоченного в силу своих служебных обязанностей на совершение данной процедуры (процедуры декларирования), то наряду с привлечением к административной ответственности самого юридического лица по ст. 16.2 КоАП РФ («Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и/или транспортных средств») должно быть привлечено к уголовной ответственности и конкретно виновное в этом физическое лицо по ст. 188 УК РФ («Контрабанда»). То есть, правонарушение по сути, казалось бы, одно, а субъектов ответственности может быть два.

Справедливость как принцип юридической ответственности выражается в том, что мера административной ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного административного правонарушения. При привлечении лица к ответственности за совершение того или иного административного правонарушения правоприменитель должен учесть все обстоятельства совершенного правонарушения (время, место, способ совершения правонарушения, наличие или отсутствие в деле обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, и др.) и с учетом всех этих обстоятельств определить меру ответственности в пределах санкции соответствующей правовой нормы Особенной части КоАП РФ или принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Индивидуализация наказания -- непременное условие его результативности. Индивидуализация административной ответственности является частью принципа ее справедливости и означает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил (с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств). Если административное правонарушение совершено в соучастии, то при назначении административного наказания правоприменителем должны быть учтены степень и характер вины каждого из соучастников в совершении данного правонарушения.

Своевременность как принцип юридической ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности лишь в течение так называемого «срока давности привлечения к ответственности», т. е. периода времени, не слишком отдаленного от факта правонарушения. Для административных правонарушений, в частности, такой срок определен в ст. 4.5 КоАП РФ и по общему правилу составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения либо при совершении длящихся проступков -- два месяца с их обнаружения. По отдельным категориям административных правонарушений этот срок составляет один год. Сроком давности ограничено также исполнение постановления о наложении административного наказания -- один год со дня его вступления в законную силу (ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ).

Целесообразность как принцип юридической ответственности -- это соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам. Так, в частности, применительно к лицам, привлекаемым к ответственности за совершение административных правонарушений, правоохранительными органами могут быть использованы такие меры обеспечения производства по делу, как доставление и административное задержание правонарушителей. Такие меры могут быть использованы, а могут использованы и не быть. Выбор правоприменителем соответствующей меры принуждения должен быть обоснован исходя из целесообразности ее применения.

Целесообразность как принцип административной ответственности проявляется также и в наличии предусмотренной законом (ст. 2.9 КоАП РФ) юридической возможности для правоприменителя (судьи, органа или должностного лица, уполномоченного решить дело об административном правонарушении) освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного проступка (т. е. по сути -- при отсутствии назначения административного наказания) и ограничиться при этом устным замечанием. Неотвратимость как принцип административной ответственности означает, что априори ни одно административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным. А реализация данного принципа является существенным фактором эффективной борьбы с правонарушениями вообще и административными правонарушениями в частности, а также является одним из основных показателей качества всей правоохранительной и правоприменительной деятельности уполномоченных на это государственных органов и должностных лиц.

  • ГЛАВА 7 ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  • ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • ГЛАВА 3 ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОСОБЫЙ ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ
  • ГЛАВА 4 СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ НЕНАДЛЕЖАЩИМ ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
  • ГЛАВА 5 СДЕЛКИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО. ПОНЯТИЕ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ
  • ГЛАВА 7 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР. ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
  • ГЛАВА 8 ПОНЯТИЕ НАСЛЕДОВАНИЯ. ЗАВЕЩАНИЕ И ПОРЯДОК УЧАСТИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ЕГО ПРАВОВОМ ОФОРМЛЕНИИ
  • ГЛАВА 9 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРАВАМИ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ГЛАВА 10 ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА СЕМЕЙНОГО ПРАВА. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ УСЫНОВЛЕНИЯ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СЕМЬИ И РЕГУЛИРОВАНИЮ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  • ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
  • ГЛАВА 2 МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
  • ГЛАВА 3 ТРУДОВОЙ ДОГОВОР. ПОРЯДОК ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ
  • ГЛАВА 4 РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  • ГЛАВА 5 ОПЛАТА ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОКЛАДЫ И ЕДИНАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА
  • ГЛАВА 6 ДИСЦИПЛИНА ТРУДА. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  • ГЛАВА 7 ПРАВА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  • ГЛАВА 2 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • ГЛАВА 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
  • ГЛАВА 4 ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ
  • Г ЛАВА 7 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. СТРУКТУРА ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РФ
  • РАЗДЕЛ IX ОСНОВЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА ГЛАВА 1 УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
  • РАЗДЕЛ X МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО ГЛАВА 1 МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  • ГЛАВА 5 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ГЛАВА 6 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
  • ГЛАВА 7 ПРАВОНАРУШЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • ГЛАВА 8 УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОБЛЕМА ВРАЧЕБНОЙ ОШИБКИ
  • ГЛАВА 9 ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  • ГЛАВА 10 СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ДЕЛАМ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ДОЛЖНОСТНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
  • ГЛАВА 11 ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ДОЛЖНОСТНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
  • ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ОТ 22 ИЮЛЯ 1993 Г. ? 5487-1
  • КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2001 Г. ? 195-ФЗ
  • ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2001 Г. ? 197-ФЗ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 18 ИЮНЯ 2001 Г. ? 77-ФЗ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 2 ЯНВАРЯ 2000 Г. ? 29-ФЗ О КАЧЕСТВЕ И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30 МАРТА 1999 Г. ? 52-ФЗ О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 8 ЯНВАРЯ 1998 Г. ? 3-ФЗ О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 17 СЕНТЯБРЯ 1998 Г. ? 157-ФЗ ОБ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 22 ИЮНЯ 1998 Г. ? 86-ФЗ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 23 ФЕВРАЛЯ 1995 Г. ? 26-ФЗ О ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСАХ, ЛЕЧЕБНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ И КУРОРТАХ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ЗАКОН РФ ОТ 9 ИЮНЯ 1993 Г. ? 5142-I О ДОНОРСТВЕ КРОВИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ЗАКОН РФ ОТ 22 ДЕКАБРЯ 1992 Г. ? 4180-I О ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ЗАКОН РФ ОТ 2 ИЮЛЯ 1992 Г. ? 3185-I О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ;
  • ЗАКОН РФ ОТ 28 ИЮНЯ 1991 Г. ? 1499-I О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • РУКОВОДСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО МЕДИЦИНСКОМУ ПРАВУ (ПРАКТИКУМ) ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО; (ПЛАНЫ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ)
  • ГЛАВА 3 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТА
  • ГЛАВА 4 ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА (ГЛОССАРИЙ)
  • ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ГЛАВА 4 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    Единственным основанием наступления административной ответственности является совершение административного правонарушения, под которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об адми- нистративных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Административное правонарушение должно обладать всеми

    перечисленными юридическими признаками (противоправность, виновность) и в его состав должны входить предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

    Объектом административного правонарушения является совокуп- ность общественных отношений, на которые направлены противоправные действия (бездействие). Это могут быть права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства и т.д.

    Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, нарушившем установленное правило и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность; к объективной стороне относятся также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и другие обстоятельства.

    Субъектом правонарушения является тот, кто совершил адми- нистративное правонарушение, - физические и юридические лица. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности только для лиц, достигших 16-летнего возраста. Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет его к прекращению. Вместе с тем, предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством

    (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

    Субъективная сторона административного правонарушения выражается в вине. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность. Законом предусмотрены две формы вины административного правонарушения: умысел и неосторожность (ст. 2.2 КоАП РФ). Так, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало (прямой умысел) либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел). Содержание неосторожной вины состоит также из двух элементов: легкомыслия - это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить, и небрежности - непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступ- ление указанных в законе последствий.

    Административное наказание - это мера ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения. Оно является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения.

    Административное наказание к физическому лицу должно применяться в пределах цивилизованных стандартов, не должно иметь целью унижение человеческого достоинства и причинение человеку физических страданий. Эти установки соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступившей в силу в 1987 г., а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

    Административное наказание, применяемое в отношении юридического лица, не должно иметь целью нанесение вреда его деловой репутации.

    В статье 3.2 КоАП РФ систематизированы виды административных наказаний, которые могут устанавливаться и применяться к лицам, совершившим административное правонарушение.

    Административные наказания подразделяются на две основные группы: основные и дополнительные.

    Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Так, предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных.

    Остальные административные наказания (возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства) могут применяться и как основные, и как дополнительные наказания, усиливая потенциал воздействия основного наказания. Вместе с тем дополнительное наказание может быть назначено судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, только в том случае, если это наказание предусмотрено в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ.

    Необходимо отметить, что перечень указанных административных наказаний является закрытым, исчерпывающим, поскольку определение видов административных наказаний составляет прерогативу только федерального законодателя, т.е. перечень видов административных наказаний может быть изменен лишь путем внесения изменений в ст. 3.2 КоАП РФ в установленном порядке.

    Таким образом, в настоящее время могут применяться следующие виды административных наказаний:

    Предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ) - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях альтернативно с административным штрафом.

    Предупреждение должно быть вынесено в письменной форме. Оно применяется преимущественно к лицам, виновным в соверше- нии незначительных административных правонарушений (например, управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, ст.

    12.3 КоАП РФ).

    Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. В частности, лицо, которому назначено это администра- тивное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, к нему может быть применено более строгое административное наказание.

    Административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ) - наиболее распространенный вид административного наказания; он представляет собой денежное взыскание с нарушителя определенной суммы, установленной в конкретном составе административного правонарушения. Основной показатель правоограничений, составляющих содержание данного вида наказания, - величина административного штрафа.

    В связи с этим административный штраф может выражаться в величине, кратной, например, минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения; стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин и т.д.

    Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП РФ) является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудий совершения или явившихся предметом административного правонарушения. Таким образом, изъятию не подлежат предметы и орудия, не являющиеся собственностью правонарушителя.

    Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения являются их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

    Возмездное изъятие указанных орудий и предметов в соответствии с требованиями ст. 35 Конституции РФ (согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда) может быть назначено только судьей (например, в случае нарушения

    правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами или нарушения правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему - ч. 2, 3 ст. 20.8 КоАП РФ).

    Вместе с тем законодатель устанавливает некоторые ограничения в применении данного вида наказания. Так, возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

    Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ) состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

    Конфискация налагается только по решению суда и может быть установлена исключительно в случаях, прямо указанных в норме КоАП РФ об ответственности за конкретное административное правонарушение (например, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) - ч. 2 ст. 14 КоАП РФ).

    Кодексом определены некоторые категории лиц, к которым данный вид административного наказания не может быть применен. Так, конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

    Лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ) заключается в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом. Данный вид наказания устанавливается исключительно судьей за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ). В настоящее время назначаются: лишение права управления транспортом, самоходной машиной или другими видами техники (ст. 9.3); лишение права управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11.7 и др.); управления автомототранспортными средствами (ст. 12.8 и др.) и т.д.

    Срок лишения специального права не может быть менее 1 месяца и более 2 лет. Однако законом предусмотрены определенные ограничения в назначении наказания в виде лишения специального права. Так, лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия (ДТП), участником которого он являлся.

    Административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ) - одно из самых строгих наказаний, назначаемых судом лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. В частности, данное наказание фигурирует в санкциях статей об ответственности за неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (ст. 17.3); неповиновение законному требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране государственной границы Российской Федерации (ст. 18.7); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3); мелкое хулиганство (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества - ст. 20.1).

    Заключается административный арест в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или пра- вового режима контртеррористической операции - до 30 суток.

    Данный вид наказания не может применяться к беременным, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.

    Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ) заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации.

    Устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами. Конкретные составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотрена возможность применения такого наказания, содержатся, например, в ст. 18.1 КоАП РФ (ч. 2) - нарушение режима государственной границы Российской Федерации; в ст. 18.8 - нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации и т.д.

    Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ) является новым для отечественного законодательства об административных правонарушениях видом административного наказания. По своей сути дисквалификация представляет собой ограничение конституционного права на осущест-

    вление предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом.

    Заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осущест- влять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей на срок от 6 месяцев до 3 лет.

    Применяется данный вид наказания, например, за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное адми- нистративное правонарушение (ст. 5.27 КоАП РФ); за фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 и т.д.).

    Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) заключается во временном прекращении (на срок до 90 суток) осуществления отдельных видов деятельности (работ) или оказания услуг виновными физическими и юридическими лицами.

    Применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной ава- рии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (например, в соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ данный вид наказания применяется за нарушение зако- нодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).

    Медицинское право: учебный комплекс для вузов / Сергеев Ю.Д. - 2008. - 784 с.

  • РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
  • ГЛАВА 2 КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН СТРАНЫ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
  • ГЛАВА 4 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  • ГЛАВА 7 ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
  • ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ
  • ГЛАВА 3 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ГЛАВА 4 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  • ГЛАВА 5 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
  • ГЛАВА 6 КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В СФЕРЕ САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПО РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  • Принципы административной ответственности

    Административная ответственность основывается на определенных принципах. Достижение ее целей может быть осуществлено лишь при условии строгого соблюдения принципов ответственности. Ими должны руководствоваться все органы и лица при решении вопросов о привлечении к административной ответственности. Под принципами административной ответственности понимаются установленные и закрепленные в КоАП определенные требования, правила, которые находятся в основе административной ответственности. Принципы -- это признанные и доказанные истины. Они отражают основные особенности, закономерности и требования административной ответственности, ее объективную сущность .

    Принципы административной ответственности являются правовыми, так как закреплены в нормах права, а следовательно, имеют обязательный к исполнению характер при привлечении виновных лиц к ответственности.

    В КоАП 2003г. принципы административной ответственности впервые получили компактное закрепление в статье 4.2. Подобным образом решен этот вопрос и в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее УК). В КоАП Российской Федерации рассматриваемые принципы четко не обозначены. В статьях 1.4-1.6 КоАП РФ установлены три принципа законодательства об административных правонарушениях. Ими являются: равенство перед законом, презумпция невиновности и обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением. Их вполне можно положить в основу и административной ответственности.

    КоАП Республики Беларусь (ст. 4.2) к принципам административной ответственности относит:

    1) законность;

    равенство перед законом;

    неотвратимость ответственности;

    виновная ответственность;

    справедливость;

    гуманизм.

    В научной литературе названы и некоторые другие принципы:

    личная ответственность;

    целесообразность ответственности;

    гласность;

    оперативность ответственности. .

    Названные принципы имеют непосредственное отношение, как к законодателю, так и к правоприменителям. Законодатель должен руководствоваться ими при формулировании и установлении правил административной ответственности. Такие правила не могут противоречить этим принципам.

    Правоприменитель во всех конкретных случаях обязан не только не нарушать указанные принципы, но и руководствоваться ими в разрешении дела об административном правонарушении.

    Принцип законности -- всеобъемлющий и важнейший принцип как в целом административного права, административно-деликтного права, так и административной ответственности. Сущность этого принципа выражается в неукоснительном соблюдении норм административно-деликтного права. Во-первых, административная ответственность должна применяться за совершенное административное правонарушение; во-вторых, применение ее допустимо только к виновному лицу; в-третьих, меры воздействия могут быть применены только в размерах и видах, предусмотренных санкцией соответствующей нарушенной административно-деликтной нормы. Выход за пределы, предусмотренные санкцией, недопустим; в-четвертых, должны быть соблюдены сроки, установленные для привлечения к административной ответственности; в-пятых, необходимым является соблюдение других принципов ответственности; в-шестых, требуется соблюдение условий административной ответственности; в-седьмых, должны быть полностью учтены правила наложения административного взыскания.

    Принцип равенства перед законом развивает положения статьи 22 Конституции Республики Беларусь и означает, что все лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, также равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

    Подобному равенству перед законом не противоречит то, что при наложении административного взыскания следует учитывать обстоятельства, характеризующие как совершенное правонарушение, так и личность лица, совершившего это правонарушение, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ч. 2 ст. 7.1, ст.ст. 7.2, 7.3 КоАП). При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитывается, кроме того, его финансово-экономическое положение.

    Не в полной мере подпадают под принцип равенства перед законом лица, совершившие административные правонарушения в возрасте от 14 до 18 лет, военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, военнообязанные во время прохождения сборов, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, а также лица, пользующиеся иммунитетом от административной ответственности, поскольку у них иной статус по сравнению с остальными субъектами административной ответственности.

    Принцип неотвратимости ответственности предполагает, что:

    ни одно правонарушение не останется без определенной реакции уполномоченных органов (должностных лиц), не останется ими незамеченным;

    по результатам правонарушения могут быть приняты предусмотренные санкции.

    Принцип неотвратимости ответственности присутствует не только тогда, когда правонарушитель наказан и наказание исполнено, как полагает Д.А. Гавриленко, но и при применении к нему иных мер воздействия, например, в связи с освобождением от ответственности .

    Реализация этого принципа в немалой мере зависит от налаженности работы правообеспечительных органов, от подготовленности, компетентности и добросовестности их работников, наделенных полномочиями по борьбе с административными правонарушениями. Непринятие соответствующих мер в связи с совершением административного правонарушения, безнаказанность правонарушителей не только поощряет их к совершению новых правонарушений, но и отрицательно воздействует на других лиц. Поэтому одной из важных задач названных органов, их работников является выявление нарушений, проявление при этом беспристрастности и осуществление вследствие этого иных действий, предписанных нормами права. Отсутствие надлежащего контроля или создание его видимости может приносить только вред государственным и общественным интересам так же, как и бездействие правообеспечительных органов, их работников, проявляющих попустительство совершению административных правонарушений.

    Принцип виновной ответственности -- это принцип субъективного вменения, он означает, что административное взыскание может быть наложено только на лицо, виновное в совершении административного правонарушения. На это особо обращается внимание в части 5 статьи 4.2. В ней записано, что привлечение к административной ответственности физического лица возможно в том случае, если оно признано виновным в совершении административного правонарушения, а юридического лица -- если вина его по отношению к совершенному правонарушению установлена. Признак вины указывается в ряде диспозиций статей Особенной части КоАП. Он находит выражение в понятиях административного правонарушения и таких институтах, как покушение, соучастие. Мнение В. Круглова и М. Телятицкой о том, что юридическое лицо может быть привлечено к ответственности без своей вины в совершенном правонарушении, а лишь за виновное правонарушение конкретных физических лиц, работающих в данной организации, противоречит рассматриваемому принципу и части 5 статьи 4.2 КоАП .

    Принцип справедливости административной ответственности состоит в ее разумности, привлечении к ответственности без всякой предвзятости, с учетом всех обстоятельств дела, в соответствии с установленными правилами, неотступности от них. Он наиболее очевидно выражен в статье 7.1 КоАП. В ней установлено, что административное взыскание следует налагать не только в пределах, установленных нормой права, но и с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения и личности физического лица, совершившего административное правонарушение, степени вины, характера и размера причиненного вреда, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность .

    Гуманизм ответственности проявляется в самих мерах ответственности, являющихся не столь суровыми, жестокими, соразмерными характеру административного правонарушения и возможностям правонарушителя претерпеть их. Этот принцип предоставляет возможность смягчить или даже отказаться от применения меры ответственности, если ее цели могут быть достигнуты иным путем, с помощью иных средств. Он заложен в статьях 4.6, 4.7, 6.2, 6.6-6.8, 7.1, 7.2, главе 8 КоАП. По части 6 статьи 6.5 предоставлена возможность налагать штраф в размере нижнего предела, предусмотренного в санкции статьи Особенной части КоАП, но не ниже 0,5 базовой величины, если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного им вреда в порядке, предусмотренном ПИКоАП.

    Принцип индивидуальной ответственности предполагает ответственность конкретного лица лишь за совершенное им конкретное правонарушение. Это персональная, а не коллективная ответственность. Она не должна затрагивать интересы других лиц, вины которых в совершенном правонарушении нет. Например, в совершении одного правонарушения могут участвовать несколько лиц в качестве исполнителей, организаторов, пособников (соучастие), при этом ответственность наступает для каждого в отдельности, т.е. ответственность индивидуальная (ст. 2.4 КоАП).

    Принцип целесообразности ответственности выражается в ее целях, разумности и практической необходимости (полезности) привлечения к административной ответственности. При решении вопроса об ответственности лица должно быть избрано взыскание, необходимое и достаточное для достижения указанных целей. При этом следует подчеркнуть, что наложение взыскания не преследует унижения человеческого достоинства физического лица или причинения ему физических страданий, причинения вреда деловой репутации. Если цели административной ответственности могут быть достигнуты иным путем, с помощью иных средств, способов, или имеются основания для признания правонарушения малозначительным, то с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя административное взыскание можно не налагать и освободить от административной ответственности, ограничившись иными мерами воздействия (гл. 8 КоАП). В таком случае принцип целесообразности переходит в принцип гуманности.

    Оперативность административной ответственности сводится к быстрому, «по горячим следам» привлечению к ответственности и исполнению наложенного взыскания. Этот принцип получил закрепление в ряде статей КоАП. Разрешается привлечение к ответственности в виде предупреждения и штрафа на месте совершения правонарушения. Подобного нет в сфере уголовной и дисциплинарной ответственности.

    Оперативность при соблюдении других принципов в наибольшей мере способствует достижению ее целей. Этот принцип нашел закрепление в статье 7.6 КоАП и в ряде статей ПИКоАП, в частности, в статьях 10.3, 11.2, 12.3, 12.5, 12.9, 13.5.

    Гласность ответственности -- один из важнейших ее принципов. Суть его состоит не только в открытости административного процесса, осуществлении уполномоченными органами и лицами действий по привлечению лиц к административной ответственности открыто, доступно для общественного восприятия и ознакомления, как полагают многие ученые. В этом проявляется гласность не столько ответственности, сколько административного процесса. Не может быть сомнений в том, что подобное положительно влияет на достижение целей и административной ответственности. Между тем, гласность административной ответственности проявляется во многих других формах. Например, в информировании людей посредством телевидения, радио, периодической печати в пределах республики, области, города, сельского, поселкового Советов депутатов и даже отдельного сельского населенного пункта о количестве и видах совершенных административных правонарушений и мерах воздействия, которые применены к виновным, информация может быть ежедневной, еженедельной, ежемесячной и годовой. Все это имеет место и достигает положительных результатов. Вместе с тем, можно было бы достичь гораздо большего, если бы в подобной гласности была система и постоянство.

    Таким образом, подводя итоги первой главе проекта, отметим следующее.

    Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще. В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности. В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему.

    Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. 2. Административным правонарушением может быть деяние в виде: 1) оконченного административного правонарушения; 2) покушения на административное правонарушение.

    Административное взыскание является мерой административной ответственности. Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости, и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Административное взыскание - реакция на совершение административного правонарушения.

    Административная ответственность основывается на определенных принципах. Достижение ее целей может быть осуществлено лишь при условии строгого соблюдения принципов ответственности. Ими должны руководствоваться все органы и лица при решении вопросов о привлечении к административной ответственности. Под принципами административной ответственности понимаются установленные и закрепленные в КоАП определенные требования, правила, которые находятся в основе административной ответственности. Принципы -- это признанные и доказанные истины. Они отражают основные особенности, закономерности и требования административной ответственности, ее объективную сущность. Принципы административной ответственности являются правовыми, так как закреплены в нормах права, а следовательно, имеют обязательный к исполнению характер при привлечении виновных лиц к ответственности.

    Например частью 3 статьи 4.6 предоставляется право налагать административное взыскание на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части КоАП. Правильным было бы подобное положение распространить на всех субъектов ответственности с учетом положений частей 2 и 3 статьи 7.1 КоАП. Принцип индивидуальной ответственности присущ в первую очередь ответственности физических лиц и не сообразуется с ответственностью юридических лиц как коллективных субъектов. Поэтому он не получил закрепления в статье 4.2, а отражается в статьях, в которых речь идет об ответственности физических лиц (ст.ст. 2.4, 4.1, 4.6, 4.7, 7.4 и соответствующих статей Особенной части КоАП). Следовательно, принцип индивидуальной ответственности существует, но применение его ограничено лишь ответственностью физических лиц. Гласность административной ответственности выражается и в информированности населения об административно-деликтных нормах, и в доступности их восприятия.