Почему люди по-разному понимают право?

Это связано с тем, что понятие право многогранно. Каждый может трактовать его по-своему, но в общем значении право - это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушения.

В каком случае закон противоречит праву?

Во-первых, право может иметь и другие формы выражения - например, судебные решения или обычаи. Во-вторых, законы далеко не всегда бывают правовыми, то есть справедливыми.

Аргумент: в гитлеровской Германии царило незыблемое верховенство закона, но едва ли кому-то придет в голову назвать Третий рейх «правовым государством».

Можно ли создать идеальное право?

Идеальное (естественное) право - понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения. Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма - несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная - изменчивой и зависящей от человеческого установления.

Вопросы и задания к документу

1. Сформулируйте основную мысль фрагмента.

Основная мысль данного фрагмента заключается в том, что естественное право стало основой для политико-правовых отношений в обществе.

2. Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела пройти через века?

Через века идея естественного права сумела пройти благодаря своей устойчивости, так как естественные права не отнимешь и на их основе были выстроены остальные права человека.

3. Опираясь на полученные знания, объясните, какие у автора были основания утверждать, что естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной мысли в истории человечества.

Естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной науки, так как позволили на своей базе выстроить другие, не менее важные права, которые сейчас используются в современном обществе.

Вопросы

1. В чём суть нормативного подхода к праву?

Он получил название от слова «норма», т. е. юридическое правило. В соответствии с данным подходом между правом и законом фактически нет различия. Нормативный акт, закон, в котором находит своё выражение государственная воля, - это и есть право. Оно представляет собой иерархическую систему норм («пирамиду», «лестницу»), где на самом верху находится «основная норма» (основной закон), а по ступенькам ниже располагаются нормы меньшей юридической силы. И все они должны соответствовать требованиям «основной нормы».

2. Охарактеризуйте основные особенности естественного права.

Во-первых, каждому человеку дан с самого рождения определённый набор прав и свобод, который невозможно каким-то образом забрать, отдать другому, то есть он неотчуждаем. В него входит право на жизнь, право на свободу мысли, слова, право передвигаться по земле и многие другие.

Во-вторых, закон не является правом, а одной из форм проявления права.

В-третьих, естественное право служит основанием для создания законов.

3. Какими путями естественное право становится юридической реальностью?

Естественное право становится юридической реальностью, пройдя пять важных этапов.

В далёком прошлом люди различали два разных вида прав: природный и установленный человеком.

Где-то в XVII-XVIII веке - в эпоху естественного права, то есть именно в это время особенно активно развивалась идея прав, дающихся с рождения.

На этом этапе естественное право приобретает уже государственно-правовую реальность. Вам известно про такие провозглашённые ранее декларации, как в США (1776) и во Франции (1789).

Потом идёт продолжительный спад развития идей естественного права из-за войн (конец XIX века и начало XX века), революций, кризисов, хотя это как раз и сподвигло людей к поиску решений проблем, которые возникали после установления в странах тиранических режимов. После вышеупомянутых событий люди признали существование естественного права, чтобы развить гуманизм во всём мире.

В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав. Ещё многие страны в свои конституции внесли специальные разделы, в которых говорилось о правах человека, то есть они стали нести юридическую ценность.

4. Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права.

Естественные права определяют границы человеческой свободы. Свобода, в свою очередь, по мнению сторонников естественно-правового подхода, является данной с самого рождения возможностью решать, какие поступки нам совершать, но это вовсе не означает, что люди могут делать абсолютно всё. Если свободу каждого человека не регулировать, то отсутствие контроля приведёт к печальным последствиям, потому и существует позитивное право, то есть законы, которые требуют от людей обязательного их выполнения.

5. В чём гуманистический смысл естественного права?

Гуманистический смысл естественного права заключается в том, что независимо от того, отражены его положения в юридических законодательных актах или нет, оно является первоосновой нормативного права, подпитывая его идеями справедливости и гуманизма. При этом общество получает возможность оценивать качество принятых законодательных актов. В том случае, когда принятые законы не базируются на положениях естественного права - они перестают быть правовыми.

Задания

1. На основе анализа определения позитивного права как системы общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений, выполните ряд заданий:

1) укажите, какие черты нормативного подхода к праву нашли отражение в этом определении;

2) докажите, что данное определение не даёт полного представления о сути современного понимания права.

В настоящее время большинство правоведов сходятся во мнении, что право имеет две стороны, две формы существования - естественное и позитивное право.

Естественное право охватывает природные неотъемлемые права человека, принадлежащие ему от рождения (право на жизнь, свободу, независимость, честь, достоинство, неприкосновенность) , и общие, исходные, начала права (справедливость, равенство, гуманизм, ответственность за вину) Оно зарождается и развивается в самом обществе независимо от государства.

Позитивное право, напротив, - продукт деятельности государства. То есть это совокупность правил поведения, создаваемых и охраняемых государством. Нормы позитивного права выражаются в законах, постановлениях, указах, судебных прецедентах и иных источниках права.

В идеале, естественное право должно найти воплощение в позитивном. Но законы могут быть правовыми и не правовыми, и самое страшное, что права в законах может и не быть.

3) на базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте своё определение права (не обязательно краткое, можете дать описание; главное, чтобы оно отражало типичные черты современного правопонимания).

Позитивное право - это система общеобязательных социальных норм, исходящих от государства и им охраняемых, регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Признаки позитивного права:

а) общий характер права (право рассчитано на неоднократное применение в течение длительного времени, право адресовано не конкретному человеку, а множеству людей, организаций, предприятий);

б) право исходит от государства и им охраняется, поэтому является общеобязательным;

в) право имеет конкретную, форму, выражается в определенных, признаваемых в данном государстве источниках (законах, обычаях, судебных прецедентах, указах, распоряжениях, постановлениях и т.д.);

г) право представляет собой стройную систему, единое, внутренне согласованное образование, где все нормы взаимозависимы и дополняют друг друга;

д) право - один из видов социальных норм, действующих в обществе наряду с нормами морали, нравственности, обычаями, нормами общественных организаций, религиозными нормами.

2. Сравните два высказывания:

«Что такое царства (государства) без справедливости, как не большие разбойничьи банды?.. Права не может быть там, где нет истинной справедливости. Ибо что бывает по праву, то непременно бывает справедливо. А что делается несправедливо, то не может делаться по праву» (Августин (354-430), христианский теолог).

«С позиций правовой науки право под господством нацистов есть право. Мы можем об этом сожалеть, но мы не можем отрицать, что это было право... Мы можем чувствовать к нему отвращение, как... к ядовитой змее, но мы не можем отрицать, что оно существует» (Г. Кельзен (1881 -1973), австрийский юрист).

Каково ваше отношение к этим высказываниям? Объясните свою точку зрения. Из каких позиций вы исходите в своей оценке?

Первое высказывание основано на признании божественной природы права (право приравнивается к справедливости, а источник справедливости – Бог). Второе высказывание подчеркивает земную природу права (источник права – люди, которые могут придерживаться любой идеологии). В своей оценке исхожу исключительно из здравого смысла.

Люди по-разному осознают явление права в социальной жизни. Причиной тому могут быть разные подходы, которые объясняют взаимосвязь права и закона. Каждый из них по-своему помогает в правопонимании. Их различия продиктованы взглядами и политическими ситуациями. К наиболее современным подходам относится нормативный. Он имеет два направления, но суть их общая – право имеет свою норму.

Суть, черты, достоинства нормативного подхода к пониманию права

Если кратко дать определение этому явлению, то получается, что право, установленное на государственном уровне, и является законом, которое необходимо неукоснительно выполнять гражданами страны.

В основе этого определения лежит понятие «норма», то есть обязательное выполнение всеми определенных законов. Придерживаясь нормативного подхода, получается, что если в стране имеются свои законы, то она признается правовой.

Негативно воспринимается правоведами, так как согласно ему юридическая норма автоматически становится ведущим элементом всей правовой системы. Согласно нормативному подходу право определяется как совокупность норм, которые неукоснительно должны выполняться. Они устанавливаются и защищаются государством и направлены на регулирование поведения граждан всеми структурами власти. В том числе, включая принудительное их выполнение. Про способы толкования норм права узнайте .

Но такой подход не дает представления о источников права, чье волеизъявление диктует правовой порядок: всего общества или интересы только определенной социальной группы. Для выяснения порядка действующего в государстве необходимо рассмотреть цели, потребности, социальные установки и стремления, которые способствовали установлению именно этой нормы или закону.

Когда появился нормы права

Когда появились нормы права? Такое видение права было четко сформулировано Г. Кельзеном в 20 веке. Этот австрийский юрист считал, что право должно изучаться отдельно от политических, социальных, экономических и других факторов. Он предположил, что правовая система представляет собой пирамиду, состоящую из норм закона. Про основные отрасли Российского права читайте .

На пике этой структуры находится основная норма, а за ней идут более низшие. Каждая из них подкреплена законностью норм с более сильной юридической силой. Основа пирамиды состоит из индивидуальных актов. Это всевозможные договоры, предписания и решения судов, которые соответствуют основной государственной норме, в большинстве случаев конституционной.

При нормативном подходе право отождествляется с законодательством и, по сути, зависит от государственных установок. Считаются законными только те нормы, которые изданы государством. Нормативный подход предусматривает, что любые акты, исходящие от государства и являются нормами, а все остальные документы не являются законными. Правовой акт признается единственным и неоспоримым источником норм, что ослабляет действие других нормативных документов, признанных неправомочными. Что является предметом конституционного права расскажет .

НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРАВУ «норма» , т. е. юридическое правило, важнейшей чертой которого является общеобязательность, опирающаяся на принудительную силу государства Нормативный акт, закон, в котором находит свое выражение государственная воля, - это и есть право.

Отрицательные аспекты Положительные нормативного подхода аспекты нормативного подхода Государство может произвольно вводить любые законы, «дарить» гражданам те или иные права и столь же произвольно отбирать их Такой подход к праву таит в себе опасность, как минимум, государственного произвола. В решении конкретного дела юристы (судьи, прокуроры, адвокаты) могут опереться только на норму закона

Отрицательные аспекты нормативного подхода Положительные аспекты нормативного подхода - Право не рассматривается как мера свободы и справедливости, не учитывается ведущая роль прав человека в системе права; -Игнорируются насущные интересы тех, кому адресованы юридические нормы: на их место ставятся интересы государства; - Государство может издавать нормативные акты, противоречащие требованиям гуманизма, отвечающие интересам консервативных и даже реакционных сил - Больше, чем какой-либо другой, подчеркивает главное, определяющее свойство права - его нормативность, т. е. наличие системы норм (общеобязательных правил поведения), которые четко определяют, как можно и должно поступать в тех или иных обстоятельствах; - Четкость, однозначность выражения правового требования, правовых формулировок, т. е. формальная определенность нормы; - Четко зафиксированы санкции - средства государственного принуждения (в случае нарушения нормы права)

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО: ОТ ИДЕИ К ЮРИДИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ Каждый человек от рождения (иначе говоря, как естество, живой организм, в силу природы) обладает определенным набором прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат ему всю жизнь.

Сторонники естественного права полагают, что право не тождественно закону и означает нечто большее. Закон, согласно такому правопониманию, является только одной из форм выражения права. Законы, установленные государством, сторонники естественного права относят к творениям самого человека (в лице законодателя, правителя, государства) и называют позитивным правом, т. е. положительным, существующим как документальная реальность.

Естественное право - независимо от воли того или иного законодателя, государства. Естественные права выражают меру свободы человека, но свобода не может быть безграничной. Нерегулируемая свобода всегда оборачивается беззаконием, произволом, беспределом, которые ведут человека к катастрофе самоистребления.

Естественное право (римское) В римском праве существовало два различных термина: jus - право и lex - закон. Jus - «право по природе» lex - «право по человеческому установлению»

Русский правовед И. А. Покровский (1868- 1920) отмечал, что идея естественного права «тянется непрерывно через всю историю Западной Европы» , но особенную глубину и интенсивность она приобретает в XVII и XVIII вв. - в эпоху, которой и дается по преимуществу название эпохи естественного права.

Эпоха естественного права, как государственно-правовая реальность Декларация прав Принятие Конституции США, Филадельфия, 1787 год; человека и гражданина, Франция, 1789 г. , Конституция 1791 г.

В декабре 1948 г. принимается Всеобщая декларация прав человека, и далее - объемный пакет основополагающих правовых документов, которые вместе составили Хартию прав человека В Конституцию РФ (1993) вошла глава о правах и свободах человека и гражданина.

Права человека - это нормативно оформленные (т. е. представленные в виде четко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются необходимым условием ее жизни, ее взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.

Какие права относят к естественным, прирождённым, неотчуждаемым правам человека? Право на жизнь и всё то, что способствует сохранению и развитию жизни. Право на неприкосновенность личности. Право на собственность. Право на свободу мысли, слова, передвижения. Право избирать своих правителей. Основные права человека - это конституционные права

Идея естественно-правового подхода ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННОГО И ПОЗИТИВНОГО ПРАВА Позитивное право как документальная реальность появляется с возникновением государства и существует только в письменной форме, в виде законов и других юридических документов, установленных государством Естественное право действует независимо от того, закреплено оно в каком-либо юридическом документе или нет.

Если позитивное право не базируется на естественном праве, не исходит из его ценностей, оно перестает быть правом. Высшая же ценность права - это человек, его естественные, прирожденные, а значит, неотъемлемые права. Естественное право помогает определить, насколько закон соблюдает интересы человека, его права и свободы.

Определить границу (меру, масштаб) свободы, или, говоря словами И. Канта (1724- 1804), границу совместимости свободы каждого человека со свободой всех других людей способны в первую очередь два великих социальных регулятора, происходящих из самой жизни, - право и мораль.

Необходимость четкого закрепления границ свободы делает неразрывной связь между естественным и позитивным правом. Естественное право служит первоосновой, первоисточником позитивного права, постоянно питает его идеями гуманизма, свободы, справедливости. Позитивное право придает этим идеям силу всеобщей, обязательной, охраняемой государством нормы поведения - силу закона, делая тем самым желанную свободу людей реальной.

Позитивное право ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РФ Круг субъектов законодательной инициативы: Президент, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды по вопросам их компетенции.

Законотворческий процесс в РФ Законодательная инициатива Обсуждение законопроекта в Государственной Думе Принятие Закона в Совете Федерации Подписание и обнародование Закона Президентом РФ

Подписание и обнародование Закона Цель обнародования Закона – довести его содержание до сведения населения. В течение 14 дней Президент должен рассмотреть и подписать Закон или вернуть его на повторное рассмотрение.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ Права принадлежат человеку от рождения. Эти права являются высшей ценностью. Права человека необходимо а) уважать, б) соблюдать и в) защищать. У каждого человека есть право контролировать решения и действия власти, соглашаться или не соглашаться с ними и при необходимости обжаловать их в суде. Осуществление ваших прав не должно нарушать прав и свобод других людей. Каждый гражданин может выступить с законодательным предложением.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. В чем суть нормативного подхода к праву? 2. Охарактеризуйте основные особенности естественного права. 3 Какими путями естественное право становится юридической реальностью? 4. Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права. 5. В чем гуманистический смысл естественного права? Почему законодательный процесс строится поэтапно? Каковы основные этапы создания закона?

Домашнее задание Пар. 19, документ стр. 226 -227, вопросы к документу Задание 1(пункт 3)стр. 227 На базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте свое определение права (не обязательно краткое, можете дать описание; главное, чтобы он о отражало типичные черты современного правопонимания).

Источники информации Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др. ; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. . - М. : Просвещение, 2010 http: //images. yandex. ru http: //www. booknavigator. ru/? page =itrec_2&id=57505

Основными подходами к пониманию права являются нормативный , социологический и философский .

Нормативный подход основан на теории позитивного права. Юридический позитивизм в своем классическом выражении можно охарактеризовать, указав на следующие его основные положения:

1) право – продукт исключительно государственной воли, оно содержится в нормативных актах, которые издает государство, устанавливая таким образом обязательный порядок отношений в обществе;

2) правоприменительная (и в первую очередь – судебная) практика не должна выходить за пределы норм, издаваемых государством (судья – это не более чем «уста, произносящие слова закона»);

3) задача юридической науки – только исследовать нормы, издаваемые государством, их классифицировать, вырабатывать понятия, юридические конструкции, технические приемы толкования правовых норм и приложения их к конкретным случаям, философские и нравственные оценки содержания нормативных актов, как правило, исключались, юридическая наука должна принимать право как оно есть;

4) гражданин получает свои права от государства-законодателя.

Нормативный подход к пониманию права – самый пригодный для отражения его инструментальной роли. Определение права как совокупности устанавливаемых и охраняемых государством норм позволяет гражданам и другим исполнителям правовых предписаний знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов и сознательно избирать вариант своего поведения.

В наибольшей степени нормативистская теория права разработана Г. Кельзеном. Право в названной теории выступает в виде иерархической (ступенчатой) системы норм, представляемой в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется. И если верхней ступенькой являются конституционные нормы, а далее, соответственно, идут нормы обыкновенного закона, нормы правительственного акта, нормы инструкций министерств, вплоть до индивидуальных актов, то принцип соответствия одной нормы другой означает утверждение строгого режима законности.

Социологический подход основан на социологическом направлении в юриспруденции. Основные положения социологического подхода заключаются в следующем:

1) социальная жизнь сложнее и динамичнее права, устанавливаемого государственными органами в нормативных актах; только писаное право не в состоянии адекватно регулировать общественные отношения;

2) нельзя законодательно признавать в качестве единственного источника права нормативные акты (отрицательное отношение к требованию юридического позитивизма);

3) требование признания за иными источниками права самостоятельного значения (прежде всего, речь идет о судебной практике, которая объявлялась одним из основных источников права, имеющим в некоторых вариантах социологической школы права даже большее значение, чем нормативные правовые акты);

4) юридическая наука должна изучать не только писаное право, но и практику его применения, и те отношения, которые правом регулируются.

Социологическая школа права концептуально сформировалась в конце 19 века. Нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, в новых условиях развития капитализма перестали удовлетворять потребности общественного развития. Суды были вынуждены так интерпретировать законы, что под видом толкования фактически устанавливались новые нормы. Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

Уподобление писаного закона пустому звуку, сосуду, который еще следует заполнить, – вот постулаты социологического направления. «Наполнять» законы правом призваны судьи и администраторы, а отсюда следует недоверие к закону и законности, поскольку работники правоохранительных органов могут удовлетворить свои интересы в обход и вопреки нормативным актам.

Социологический подход к праву привлекателен для исследователя и для законодателя. Чтобы познать право, издать полезный и эффективный закон, надо изучать законодательство в действии.

Философский подход основан на теории естественного права. Философское направление в юриспруденции характеризуется следующими положениями:

1) существует некое идеальное правовое начало, которое призвано предопределить, каким должно быть право, выраженное в нормативных актах (естественные права человека – это идеальное правовое начало);

2) формулируется ряд требований к законодательству: отражение в нем идей справедливости, прав человека, иных социальных ценностей.

Еще в глубокой древности наметилось различие права (естественного) и закона. Основной постулат рассматриваемого направления – вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую.

В юридической науке конца 19-начала 20 в. различные школы жестко противостояли друг другу, развивали свои положения, оттачивали свою аргументацию в полемике друг против друга. На сегодняшний день можно говорить не только о мирном сосуществовании, но и об интеграции позитивизма, социологической теории и концепции естественного права – эти направления пошли навстречу друг другу, не бросаясь в крайности.

Нормативный подход к пониманию права - учение, отождествляющее право с установлениями (предписаниями), одобренными государственной властью. В основе данного типа правопонимания - представления о нормативности как основополагающем признаке праве. Этот подход имеет два направления: классическое и неоклассическое. Первое направление сформировалось в рамках зарубежного правоведения, связано преимущественно с именем Г. Кельзена, и именуется нормативистским. По Кельзену, праву как миру должного противостоит мир сущего или сама социальная жизнь. Юридические нормы обязаны своим возникновением и развитием не реальным общественным отношениям, а формально-юридическими установлениям государства или некоей "суверенной главной норме". Наличие этой основной нормы определяет пирамидальное построение права, при этом каждая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень пирамиды. Право (как и государство) в понимании Г. Кельзена есть нормативно установленный и поддерживаемый правопорядок.

Второе направление получило широкое распространение в отечественной юридической науке. С позиции данного подхода (в отечественной литературе он зачастую именуется узконормативным ) право есть совокупность норм, исходящих от государства, и им охраняемых. Общность обоих направлений в концептуальном подходе: право есть некая формально признаваемая сумма норм. Преимущество нормативного понимания права заключается в том, что данный подход: фиксирует границы дозволенного и запрещенного юридическим предписаниями; содержит прямое указание на связь права с государством (хотя данная связь и представлена односторонне); фиксирует формальную определенность права (нормы права выражены в тексте нормативного документа, т.е. формально определенны).

Для юриста - практика, применяющего право, такой подход вполне приемлем и иной, какой-то другой (более широкий) взгляд на право по вполне понятным причинам его не устраивает. Однако для непосредственных адресатов права (граждан, их объединений), равно и законодателя подобный взгляд на право представляется недостаточным.

Право при таком подходе поставлено в строгую зависимость от государства и по существу сводится к государственным установлениям, т.е. отождествляется исключительно с законодательством. Соответственно, правом признаются только те установления (нормы), которые исходят от государства. Все, что исходит от государства, т.е. все акты общего характера, как это вытекает из рассматриваемого подхода, это и есть право. А значит, то, что не исходит от государства, по этой схеме, есть "неправо". Признание монополии государства на "производство" права порождает иллюзию относительно истинной роли субъективного фактора в формировании права. При таком подходе правотворчество и правообразование отождествляются, вследствие чего нормативный юридический акт признается едва ли не единственным источником права. Практическое использование иных (неправотворческих) способов правового воздействия ослабляется, что ведет к ограничению актов саморегуляции в праве, увеличению государственного регулирования в сферах его (права) действия. Соответственно, растет массив нормативных актов, упорядочение которых юридическими средствами (инкорпорацией или кодификацией) становится невозможным.

Критикуемый подход к правопониманию не различает права и закона - одной из форм его выражения. А значит, любой акт государства, содержащий общие установления, есть частица права, пусть он даже содержит правонарушающие предписания, ложные правовые нормы. В означенном случае правом следует также признать те законы, которые противоречат международно-правовым актам о правах человека, ущемляют интересы национальных меньшинств, преследуют людей за их убеждение и др. Получается так, что право совместимо с произволом, пусть даже и узакониваемого государством. Наконец, "узконормативный" подход объективно не в состоянии отразить деятельностный подход к праву, а следовательно, и раскрыть те движущие силы, которые как раз-то придают праву качество социального регулятора, мощной преобразующей силы в обществе. Для осмысления природы права именно в этом значении необходимо выйти за пределы традиционных представлений о праве как юридически должном, оценить его в контексте реальной системы общественных отношений и тем самым утвердить в праве деятельное начало, отображающее в себе и процессы правообразования и правоосуществления. Этим требованиям в большей степени соответствует так называемый социологический подход.