РФ в целом совпадают с подобными перечнями всех прогрессивных государств мира. В нашей стране соответствующие нормы регулируются главным законом - Конституцией, если точнее - ее второй главой. При этом в важнейшем документе страны отмечено, что список гражданских свобод и прав ни в коей мере не умаляет значимость остальных фундаментальных естественных прав.

В Конституции государства четко прописано, что высший и единственный источник власти в стране - российский народ. Вместе с тем весь чиновнический аппарат и все органы власти рассматриваются как исполнители его воли. Согласно законам, каждый гражданин имеет право на непосредственное участие в управлении делами своей страны. Такое участие может иметь две формы: опосредствованную - то есть право избирать политические силы и представителей государственного аппарата; непосредственную - право быть самому избранным в органы правления.

Социально-экономические права и обязанности граждан РФ

Эти права также прописаны в статьях главного закона, который исходит из того, что каждая личность может свободно использовать свои способности и имущество ради реализации предпринимательских целей. Разумеется, если они ни в чем не

противоречат существующему законодательству. граждан РФ предполагают право на труд, достойное вознаграждение за работу с четко обозначенным минимумом. Сюда же относится и право на владение частной собственностью. Вместе с тем обязанности наших соотечественников имеют также определенный перечень требований. Среди них своевременная уплата налогов в соответствии с установленным законодательством размером, выполнение воинского долга и так далее.

Духовные права и обязанности граждан РФ

В культурной сфере отечественное законодательство предполагает право самостоятельно избирать свой путь в реализации своих способностей, право на достоверную информацию о событиях в государстве и мире, на чистую экологически окружающую среду и так далее.

Следует отметить, что правам и свободам человека и гражданина в Конституции РФ, комментариях и специальной литературе уделяется большое внимание, однако этого нельзя сказать об основных обязанностях. В Конституции содержатся лишь пять статей, посвященных обязанностям. В литературе же имеются лишь отдельные статьи, в которых они анализируются, тем не менее, роли обязанности в законодательстве РФ отводится достаточно большое значение. Отсутствие в литературе полновесного анализа понятия обязанностей вовсе не означает недооценки их роли в правовом регулировании жизни российского общества.

Конституционные обязанности личности - лишь небольшая часть всех тех обязанностей, которые закон возлагает на нее. Они отличаются от прочих обязанностей граждан рядом особенностей, и все же можно говорить о едином понятии юридической обязанности независимо от того, в каком нормативном акте она записана.

Итак, выделим следующие обязанности, закрепленные за гражданами Конституцией РФ:

  • 1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы РФ. Это универсальная обязанность любого лица, находящегося на территории РФ.
  • 2. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
  • 3. Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
  • 4. Долгом и обязанность гражданина РФ по защите своего Отечества.
  • 5. Обязанность родителей заботится о детях, и обязанность совершеннолетних детей заботиться за престарелыми родителями.
  • 6. Обязанность получить общее среднее образование.
  • 7. Обязанность беречь историческое и культурное наследие.
  • 8. Иногда выделяют такую обязанность, как обязанность своими действиями не нарушать права и свободы других субъектов.

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие - не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого. Обязанности может порождать членство лица в местном сообществе или в различного рода объединениях (политических, экономических, по интересам и так далее). Широкий круг обязанностей формируется в связи с обладанием лица определенным статусом - рабочего, служащего, учащегося, собственника имущества, обвиняемого или свидетеля.

Обязанности фиксируются в различных формах, в том числе внеправовых. Так, обязанности членов различных общественных объединений определяются в их уставах; многие обязанности закрепляются правилами внутреннего распорядка (в ВУЗах, учреждениях и т.п.). Значительная их часть устанавливается правовыми нормами, причем всех без исключения отраслей права - в сфере отношений, составляющих предмет отрасли.

Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет здесь двоякую роль. Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений - обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых статусов.

Вместе с тем конституционное право выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые:

  • 1) имеют всеобщий характер
  • 2) не зависят от конкретного правового статуса лица
  • 3) закрепляются на высшем, конституционно уровне.

К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие - только на гражданина Российской Федерации.

Из-за небольшого количества обязанностей в Конституции РФ, их сложно вставить в какую либо систему и проследить их подчиненность. Четко прослеживается связь обязанностей с конституционными правами и свободами; в некоторых вопросах их рассмотрение невозможно без рассмотрения последних. Обязанности составляют очень важную часть правового статуса человека, без них невозможно представить современное правовое общество. Есть предложение по выдвижению обязанностей в отдельный правовой институт, отдельной главы в Конституции.

конституционный обязанность международный человек гражданин

Введение

Глава 2 Конституции конкретизирует положение ст.2 Конституции рф о человеке, его правах и свободах как высшей ценности.

Обладание правами, которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. И государство, утвердившееся на основе права и демократии, может наиболее эффективно обеспечить права и свободы граждан.

1. Понятие и виды основных прав и свобод человека и гражданина рф

Конституционные права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Глава 2 Конституции включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющие основание, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято квалифицировать на три группы: личные, политические и социально-экономические.

1). Личные права и свободы.

Право на жизнь (ст. 20 Конституции). Это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни.

До настоящего времени государство сохраняло за собой право при определенных условиях принудительно лишить человека жизни, подвергнув его смертной казни. В силу чрезвычайности такой меры, условия применения смертной казни оговариваются непосредственно в Конституции. В соответствии с ч.2 ст.20 смертная казнь сохраняется временно.

Право на охрану государством достоинства личности (ст.21). Ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Право на неприкосновенность личности (ст.22). Заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражей иначе, как на основании судебного решения.

Право неприкосновенности жилища (ст.25) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц.

Право человека на защиту своего честного имени (ст.23). Установлено впервые, причем установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну(ст.24) проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни.

Свобода передвижения. В ч.1 ст27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории РФ, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в нее (ч.2 ст.27).

Право определять и указывать национальную принадлежность(ст.26). Никто не может быть принужден к определению своей национальности.

Свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст.28 Конституции каждому гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, предавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.29).Конституция признает, что никто не может быть принужден к выражению своих нений и убеждений и отказу от них. Свобода слова означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения общественным достоянием.

2). Политические права и свободы.

Право участвовать в управлении делами государства (ст.32). Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ч.4 ст.32) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ст. 32, ч.5) в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные, коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33). Обращения граждан в зависимости от содержания облекаются в форму заявления, либо жалобы, либо предложения.

Право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст30). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч.2 ст.30).

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст31). Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц, запрещается использование указанного права для насильственного изменения конституционного строя РФ, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

2). Социально-экономические права и свободы.

Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34). Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34).

Право частной собственности (ст.35). Конституция признает и защищает частную собственность, расширяет гарантии ее охраны. В ч.3 ст. 35 установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Закрепляется право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжения землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов других лиц (ч.1, 2 ст.36).

Право человека в сфере труда (ст.37). Конституцией данное право сформулировано применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом.

Право на отдых (ч.5 ст.37). Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Охрана семьи, защищенность материнства и детства (ст.38). Развернутая система материальных гарантий материнства и детства определяет перечень различного рода пособий,денежных и иных выплат, связанных с беременностью, воспитанием детей и т.д.

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, в иных, установленных законом случаях. (ч.1 ст.39)

Право на жилище (ст.40) Оно включает 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь(ст.41)предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42).

Право на образование (ст.43). Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст.44).

Конституция РФ определяет основные права граждан России. Эти права названы основными, так как составляют основу всех прав и свобод, предоставляемых гражданам законами РФ.

Конституция РФ устанавливает, что важнейшие нрава, определяющие само существование гражданина как человеческого существа (права и свободы человека, такие как право на жизнь, достоинство, свобода и личная неприкосновенность, недопущение пыток и жестокого обращения и др.) неотъемлемы и принадлежат каждому от рождения. В то же время гражданин Российской Федерации может самостоятельно и в полном объеме осуществлять свои права с 18 лет.

Например, только с 18 лет граждане получают право участвовать в выборах своих представителей как в местные, так и в высшие законодательные органы, избирать губернатора, главу администрации, Президента России.

Осуществление гражданином предоставленных ему прав возможно только в рамках закона и в соответствии с его предписаниями. Например, граждане имеют право заниматься предпринимательской деятельностью. Однако эта деятельность не должна носить противоправный характер: нельзя заниматься такими запрещенными видами деятельности, как, например, изготовление и сбыт наркотических средств. В то же время даже разрешенные законом виды предпринимательства должны осуществляться в соответствии с нормами гражданского права, регулирующими товарно-денежные отношения.

Пользуясь всей полнотой прав и свобод, гражданин должен признавать полноправие других граждан независимо от пола, национальности, материального и социального положения и других обстоятельств. Обладая на территории России всеми правами и свободами, гражданин должен честно выполнять обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. От того, насколько добросовестно выполняют граждане свои обязанности, зависит возможность государства обеспечить гражданам полноценную реализацию их прав.

Сопоставим для примера тексты двух статей Конституции РФ:

Из Конституции РФ

Статья 42.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Реально ли обеспечить право граждан на благоприятную окружающую среду, если сами граждане не будут беречь природу, подчас нанося ей невосполнимый ущерб?

Другой пример: граждане России обязаны платить установленные налоги. Уклонение граждан от выполнения этой обязанности, трудности, испытываемые государством при сборе налогов, порождают несвоевременное поступление в бюджет денежных средств, необходимых государству для финансирования образования (обеспечения права на образование), своевременной выплаты пенсий (социальное обеспечение) и т.д.

В соответствии с действующими законами государство имеет возможность применить к гражданам, злостно не выполняющим свои обязанности, систему санкций (наказаний), привлечь их к административной либо уголовной ответственности, следствием чего может явиться не только ограничение прав, по даже их временное лишение (например, в случае применения уголовного наказания в виде лишения свободы).

Все конституционные права граждан России можно разделить на три большие группы: гражданские права, политические права и социально-экономические нрава (включая права в области культуры).

В ст. 20–33 Конституции РФ закреплены гражданские и политические права. В группу гражданских прав включаются, в первую очередь, свободы, т.е. права, обеспечивающие свободу личности, защиту личности от вмешательства государства в частную жизнь, от произвола властей, обеспечивающие человеку возможности сохранять, проявлять и развивать свою индивидуальность, иметь "свое лицо", даже если оно существенно отличается от общепринятых представлений. В основе гражданских прав лежат идеи естественных прав человека, главные из них – права человека на жизнь, честь и достоинство, свободу распоряжения собой и собственной жизнью, свободу выбора жизненного пути.

В Конституции РФ перечень гражданских прав и свобод начинается с важнейшего естественного права – права на жизнь.

Из Конституции РФ

Статья 20.

  • 1. Каждый имеет право на жизнь.
  • 2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Наряду с гражданскими правами в первую группу входят также политические права граждан. Политика – слово греческого происхождения, politike – искусство управлять государством. Политические права предоставляют гражданам возможность управлять государством, участвовать в обсуждении и решении вопросов государственной важности, оказывать влияние на политику государства в целях защиты своих интересов.

Политические права граждан России основаны на сформулированных в главе 1 Конституции РФ принципах народовластия и идеологического и политического многообразия.

Из Конституции РФ

  • 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
  • 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  • 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
  • 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Важными политическими правами гражданина России являются права избирать и быть избранным. Эти права закреплены в Конституции РФ.

Из Конституции РФ

Статья 32.

  • 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  • 2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  • 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  • 4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  • 5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Данное конституционное положение конкретизируется комплексом законов о выборах. Все совершеннолетние граждане с 18 лет имеют право участвовать в выборах. Выборы всеобщие, прямые, равные, при тайном голосовании – это то, за что боролись сторонники демократического развития в разных странах на протяжении многих лет.

Основные социально-экономические права граждан, включая и права в области культуры, закреплены в ст. 34–44 Конституции РФ. Эти нрава определяют предоставляемые каждому гражданину возможности для хозяйственной (экономической) деятельности, для обеспечения материального благосостояния его и его семьи, для создания необходимых бытовых условий, для духовного и физического развития личности, сохранения здоровья, воспитания детей. Реализация социально-экономических прав обеспечивается социальной политикой государства и требует от государства значительных денежных вложений.

Социально-экономические права граждан России органически связаны с содержащимся в первой главе Конституции РФ определением Российской Федерации как социального государства, т.е. государства, призванного обеспечить своим гражданам достойную жизнь. Возможности экономической деятельности граждан определяются провозглашенной в ст. 8 Конституцией РФ свободой экономической деятельности, признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной форм собственности.

В главе 2 Конституции РФ определен ряд юридических гарантий прав и свобод граждан. Это предусмотренные законом правовые меры, создающие условия для реализации прав граждан и их защиты, а также нормы, регламентирующие деятельность государственных органов с тем, чтобы оградить граждан от нарушения их прав.

4. Право на образование является важнейшим правом гражданина в области культуры. Основы политики государства в области образования определены в ст. 43 Конституции РФ.

Из Конституции РФ

Статья 43.

  • 1. Каждый имеет право на образование.
  • 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  • 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  • 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  • 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Документом, определяющим отношения между субъектами права в области образования, является Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании". На текущую деятельность образовательных учреждений оказывают влияние правовые акты Министерства образования и науки РФ – решения коллегии Министерства, приказы Министра, подготовленные в Министерстве образования и науки РФ инструкции и положения, методические письма и др.

Провозгласив в Конституции РФ право граждан на образование, государство тем самым взяло на себя обязательства обеспечить осуществление на практике этого права.

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

  • 2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
  • 3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
  • 5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.
  • 6. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее – с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
  • 7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Важное условие осуществления гражданами права на образование – получение основного общего образования на родном языке обеспечивается путем открытия соответствующих школ, классов и групп (ч. 2 ст. 6). Учитывая, что русский язык является государственным языком в Российской Федерации, его изучение обязательно во всех школах страны (ч. 5 ст. 6).

Особое значение имеет качество образования. На Министерство образования и науки РФ возлагается обязанность разработки федеральных образовательных стандартов. В них указываются максимальное количество учебных часов для каждой ступени обучения, перечень обязательных предметов, необходимый минимум знаний и умений, которые должна дать школа по каждому из этих предметов. Обязанностью государственных органов является также контроль за качеством работы образовательных учреждений, проведение периодической аттестации (оценки) их деятельности.

Одним из принципов политики государства в области образования является плюрализм (от лат. pluralis – множественный). Применительно к общему образованию этот принцип проявляется:

  • – в создании государственных, муниципальных и частных школ;
  • – в наличии школ с разными образовательными программами: наряду с традиционными, обычными школами имеются гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением тех или иных предметов, школы для особенно одаренных детей, школы для детей, страдающих физическими недугами (например, школы для детей с болезнями позвоночника, для слепых, глухих, с отклонениями в психическом развитии), вечерние и заочные школы для работающей молодежи, школы в местах лишения свободы;
  • – в возможности получения образования в различных формах: очной, вечерней, заочной, в форме семейного образования, экстерната.

В то же время принцип единого федерального образовательного пространства предполагает наличие общих черт в содержании образования независимо от типа школы и формы его получения. Выпускники средних общеобразовательных учреждений по итогам аттестации получают документ о среднем (полном) общем образовании, а также могут быть награждены золотой или серебряной медалью, похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов".

Законом РФ "Об образовании" определены важнейшие нрава обучающихся, воспитанников, включая учащихся школ, а также их родителей.

Из Закона РФ "Об образовании"

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников

  • 4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения... на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений. <...>
  • 14. Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Рядом правовых документов регулируются отношения в сфере высшего профессионального образования. Это, в первую очередь, Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обя-занностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Принцип равенства обязанностей, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касает-ся каждого гражданина России и непосредственно связан с ра-венством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся граж-данами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанно-стей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только граж-данам (защищать Отечество и др.).

Основные конституционные обязанности:

    1. соблюдение Конституции и законов;
    2. уважение прав и свобод других лиц;
    3. забота о детях и нетрудоспособных родителях;
    4. получение основного общего образования;
    5. забота о памятниках истории и культуры;
    6. уплата налогов и сборов;
    7. сохранение природы и окружающей среды;
    8. защита Отечества

Соблюдение Конституции и законов

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. По сути, она распространяется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.

Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч. 5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма конкретизирует конституционную обязанность граждан, предписывая им воздерживаться от указанных действий.

Уважение прав и свобод других лиц

Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан:

    1. родители обязаны заботиться о детях, их воспитании;
    2. трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

Получение основного общего образования

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Забота о памятниках истории и культуры

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Ясно, что данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отношения в этой области регулируют Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (в редакции от 25 июня 2002 г.). РФ от 20 феврадя 1995 г. утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, включающий такие объекты всех регионов страны.

Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Уплата налогов и сборов

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Однако налоги и сборы могут устанавливаться только законами, а не подзаконными правовыми актами.

Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.

Конституционный Суд РФ отметил в постановлении от 21 марта 1997 г., что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Сохранение природы и окружающей среды

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. Так, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (в редакции от 31 декабря 2005 г.) закреплена обязанность граждан бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать требования законодательства. Обязанность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе РФ. Федеральный закон «О животном мире» вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при пользовании животным миром гуманные способы и др.). Действуют и иные природоохранные акты.

За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Защита Отечества

Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина РФ» (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения. Понятие «Отечество» относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культуры, духовности многонационального народа России. Отечество - это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, нерушимость границ и прочность государственности. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности.

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. Эти граждане, а также граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено в Конституции РФ и Федеральном законе «Об альтернативной гражданской службе» (в редакции от 6 июля 2006 г.). Альтернативную гражданскую службу граждане проходят в организациях, подведомственных органам , в организациях Вооруженных Сил в качестве гражданского персонала.

Указом Президента РФ (в редакции от 16 августа 2004 г.) в качестве специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы определены Федеральная служба по труду и занятости и Министерство обороны РФ. Те федеральные органы исполнительной власти, которые заинтересованы в прохождении альтернативной службы гражданами в подведомственных им организациях, представляют соответствующие предложения по видам работ, профессий, должностей. Порядок принятия необходимых решений устанавливается Правительством РФ.

Конституционный Суд РФ в определении от 22 мая 1996 г. отметил, что ответственность за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу может быть распространена лишь на лиц, подлежащих призыву на такую службу, и не касается правоотношений, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы. Действия граждан, реализующих свое конституционное право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уголовного правонарушения.

2.75