Сноска. Глава 46 в редакции Закона РК от 16.11.2009 № 200-IV (вводится в действие с 01.01.2009).

Статья 347. Общие положения

1. Налог на сверхприбыль исчисляется за налоговый период по каждому отдельному контракту на недропользование, по которому недропользователь является плательщиком налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 347-1 настоящего Кодекса. 2. Для целей исчисления налога на сверхприбыль недропользователь определяет объект обложения, а также следующие объекты, связанные с налогообложением, по каждому отдельному контракту на недропользование в соответствии с порядком, установленным в настоящей главе: 1) чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль; 2) налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль; 3) совокупный годовой доход по контракту на недропользование; 4) вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль; 5) корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование; 6) расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование.

Статья 347-1. Плательщики

1. Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи по деятельности, осуществляемой по каждому отдельному контракту на недропользование, за исключением контрактов на недропользование, указанных в пункте 2 настоящей статьи. 2. Не являются плательщиками налога на сверхприбыль, установленного настоящей главой, недропользователи по деятельности, осуществляемой на основании следующих контрактов на недропользование: 1) указанных в пункте 1 статьи 308-1 настоящего Кодекса; 2) на разведку, разведку и добычу или добычу общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и (или) лечебных грязей, при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых; 3) на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей. Сноска. Статья 347-1 с изменением, внесенным Законом РК от 21.07.2011 № 467-IV (вводится в действие с 01.01.2009).

Статья 348. Объект обложения

Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя, определенного для целей исчисления налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 348-1 настоящего Кодекса по каждому отдельному контракту на недропользование за налоговый период, превышающая сумму, равную 25 процентам от суммы вычетов недропользователя для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенных в соответствии со статьей 348-4 настоящего Кодекса.

Статья 348-1. Чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль

1. Чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль определяется как разница между налогооблагаемым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенным в соответствии со статьей 348-2 настоящего Кодекса, и корпоративным подоходным налогом по контракту на недропользование, исчисленным в соответствии со статьей 348-5 настоящего Кодекса. 2. Для нерезидентов, осуществляющих деятельность по недропользованию в Республике Казахстан через постоянное учреждение, чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль дополнительно уменьшается на расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения, связанного с данным контрактом на недропользование, исчисленного в соответствии со статьей 349 настоящего Кодекса.

Статья 348-2. Налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль

Налогооблагаемый доход в целях настоящей главы определяется как разница между совокупным годовым доходом по контракту на недропользование, определенным в соответствии со статьей 348-3 настоящего Кодекса, и вычетами для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенными в соответствии со статьей 348-4 настоящего Кодекса, с учетом уменьшения на суммы доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 настоящего Кодекса.

Статья 348-3. Совокупный годовой доход по контракту на недропользование

Совокупный годовой доход по контракту на недропользование определяется недропользователем по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование в порядке, установленном настоящим Кодексом для целей исчисления корпоративного подоходного налога, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса.

Статья 348-4. Вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль

1. Для целей исчисления налога на сверхприбыль вычеты по каждому отдельному контракту на недропользование определяются как сумма: Примечание РЦПИ! В подпункт 1) предусмотрено изменение Законом РК от 10.06.2014 № 208-V (вводится в действие с 01.01.2015). 1) расходов, отнесенных в отчетном налоговом периоде на вычеты в целях исчисления корпоративного подоходного налога по контрактной деятельности в соответствии со статьями 100 - 114, 116 - 122 настоящего Кодекса; 2) следующих расходов в пределах: фактически понесенных в течение налогового периода расходов на приобретение и (или) создание фиксированных активов; по действующим фиксированным активам, введенным в эксплуатацию с 1 января 2009 года, в пределах суммы оставшейся стоимости данных активов, не отнесенной на вычеты для целей налога на сверхприбыль в предыдущих налоговых периодах; понесенных в течение налогового периода последующих расходов на фиксированные активы, отнесенных в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости фиксированных активов; расходов недропользователей, подлежащих отнесению на вычеты путем начисления амортизации в соответствии со статьями 111 и 112 настоящего Кодекса; 3) убытков, понесенных недропользователем за предыдущие налоговые периоды по контракту на недропользование, определенных в соответствии со статьями 136 и 137 настоящего Кодекса. 2. Отнесение на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль расходов, указанных в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, осуществляется по усмотрению недропользователя частично или полностью в текущем или любом последующем налоговом периоде. Данные расходы, отнесенные на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в отчетном налоговом периоде, не подлежат отнесению на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в других налоговых периодах. 3. При использовании права, установленного пунктом 2 настоящей статьи, при исчислении налога на сверхприбыль в соответствующем налоговом периоде недропользователь обязан исключить из суммы вычетов, определенных в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, сумму амортизационных отчислений, отнесенных на вычет при исчислении корпоративного подоходного налога такого налогового периода по расходам, относимым на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи. 4. В случае, если одни и те же расходы предусмотрены в нескольких видах расходов, установленных пунктом 1 настоящей статьи, то при исчислении налога на сверхприбыль указанные расходы вычитаются только один раз.

Статья 348-5. Корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование

Корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование определяется за налоговый период по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование как произведение ставки, установленной пунктом 1 статьи 147 настоящего Кодекса, и налогооблагаемого дохода, исчисленного по такому контракту на недропользование в порядке, установленном статьей 139 настоящего Кодекса, уменьшенного на суммы доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 настоящего Кодекса, а также на сумму убытков по контракту на недропользование, переносимых в соответствии со статьями 136 и 137 настоящего Кодекса.

Статья 349. Расчетная сумма налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование

Расчетная сумма налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование для целей настоящей главы определяется за налоговый период как произведение ставки налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента, установленной пунктом 5 статьи 147 настоящего Кодекса, и объекта обложения налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента, исчисленного по контракту на недропользование в порядке, установленном статьей 199 настоящего Кодекса.

Статья 350. Порядок исчисления

1. Исчисление налога на сверхприбыль за налоговый период производится посредством применения каждой соответствующей ставки по каждому уровню, установленному статьей 351 настоящего Кодекса, к каждой части объекта обложения налога на сверхприбыль, относящейся к такому уровню, с последующим суммированием исчисленных сумм налога на сверхприбыль по всем уровням. 2. Для применения положений пункта 1 настоящей статьи недропользователь: 1) определяет объект обложения, а также объекты, связанные с обложением налогом на сверхприбыль по контракту на недропользование; 2) определяет предельные суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль по каждому уровню, установленному статьей 351 настоящего Кодекса, в следующем порядке: для уровней 1 - 6 - как произведение процента для каждого уровня, установленного в графе 3 таблицы, приведенной в статье 351 настоящего Кодекса, и суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль; для уровня 7: в случае, если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль больше суммы, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль - как разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль и суммой, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль; в случае, если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль меньше или равна сумме, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль - как ноль; 3) распределяет фактически полученный в налоговом периоде чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль по уровням, предусмотренным статьей 351 настоящего Кодекса, в следующем порядке: для уровня 1: если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период превышает предельную сумму распределения чистого дохода для первого уровня, то распределенная часть чистого дохода для первого уровня равна предельной сумме распределения чистого дохода для первого уровня; если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период меньше предельной суммы распределения чистого дохода для первого уровня, то распределенная часть чистого дохода для первого уровня равна сумме чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период. При этом для следующих уровней распределение чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль не производится; для уровней 2-7: если разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период и общей суммой распределенных частей чистого дохода по предыдущим уровням превышает или равна предельной сумме распределения чистого дохода для соответствующего уровня, то распределенная часть чистого дохода для этого уровня равна предельной сумме распределения чистого дохода для этого соответствующего уровня; если разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период и общей суммой распределенных частей чистого дохода по предыдущим уровням меньше предельной суммы распределения чистого дохода для соответствующего уровня, то распределенная часть чистого дохода для этого уровня равна такой разнице. При этом для следующих уровней распределение чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль не производится. Общая сумма распределенных по уровням частей чистого дохода должна быть равна общей сумме чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период; 4) применяет соответствующую ставку налога на сверхприбыль к каждой распределенной по уровням части чистого дохода в соответствии со статьей 351 настоящего Кодекса; 5) определяет сумму налога на сверхприбыль за налоговый период суммированием рассчитанных сумм налога на сверхприбыль по всем уровням, предусмотренным статьей 351 настоящего Кодекса.

Статья 351. Ставки налога на сверхприбыль, уровни и размеры процентов для расчета предельной суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль

Налог на сверхприбыль уплачивается недропользователем по скользящей шкале ставок, определяемых в следующем порядке:

№ уровня

Шкала распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль, процент от суммы вычетов

Процент для расчета предельной суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль

Ставка (в %)

меньшее или равное 25 процентам

не устанав- ливается

от 25 процентов до 30 процентов включительно

от 30 процентов до 40 процентов включительно

от 40 процентов до 50 процентов включительно

от 50 процентов до 60 процентов включительно

от 60 процентов до 70 процентов включительно

свыше 70 процентов

в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 350 настоящего Кодекса

Статья 352. Налоговый период

1. Для налога на сверхприбыль налоговым периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря. 2. Если контракт на недропользование был заключен в течение календарного года, первым налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени со дня вступления контракта на недропользование в силу и до конца календарного года. 3. Если действие контракта на недропользование истекло до конца календарного года, последним налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени с начала календарного года до дня завершения действия контракта на недропользование. 4. Если действие контракта на недропользование, вступившего в силу после начала календарного года, истекло до конца этого календарного года, налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени со дня вступления контракта на недропользование в силу до дня завершения действия контракта на недропользование.

Статья 353. Срок уплаты налога

Налог на сверхприбыль уплачивается в бюджет по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 апреля года, следующего за налоговым периодом.

Статья 354. Налоговая декларация

Декларация по налогу на сверхприбыль представляется недропользователем в налоговый орган по месту нахождения не позднее 10 апреля года, следующего за налоговым периодом.

Налогообложение на стадии утверждения тоталитарного режима (1927 - 1940 гг.)

Состояние налоговой системы

С конца 20 - х годов проявляется четко выраженная ориентация построения налоговой системы, соответствующей формирующемуся тоталитарному режиму. Прослеживается различный налоговый режим для субъектов, основанных на различных формах собственности. Возникают новые налоговые рычаги, усилившие перераспределительный крен в пользу государства.

С 1923 - 30 гг. был проведен ряд законодательных реформ, изменивших механизм и направленность промыслового налога. Все плательщики промыслового налога разделялись на две группы, уплачивающие налог:

В твердых ставках;

В процентном отношении к обороту.

По твердым ставкам облагались промыслы (кустарный, ремесленный, лесной и т. д.), разделенный на 4 разряда.

В процентном отношении облагались налогом к обороту все остальные предприятия в централизованном и общем порядке.

Налог с оборота

В конце 30 - х годов возникает налог, ставший основой советской налоговой системы и просуществовавший до 1992 г. Налогом с оборота облагались обороты хозяйственных предприятий и организаций по продаже ими товаров. Причем оборот по каждому данному товару облагался только один раз, независимо от количества звеньев его обращения.

К товарным оборотам относились только обороты по продаже товаров. Обороты по исполнению работ и оказанию услуг облагались налогом с нетоварных операций.

Плательщиком налога считалось каждое отдельное предприятие, имеющее бухгалтерский учет и собственный расчетный счет в кредитном учреждении. Ставки налога определялись в зависимости от категории плательщика, характера предмета обложения и особенностей исчисления объекта.

Подоходный налог

Подоходный налог применялся в двух формах: подоходный налог с юридических и физических лиц. Подоходный налог с государственных предприятий и кооперативных организаций применялся по отношению к государственным и коммунальным предприятиям, действующим на началах коммерческого расчета, кооперативным организациям, акционерным обществам.

Подоходный налог с рабочих, служащих и другого населения, не занятого сельским хозяйством. Этому налогу подлежали все физические лица, в том числе и иностранцы, а также частные юридические лица. Подоходный налог взимался со всех доходов годовыми суммами - окладами или месячными окладами, в зависимости от категории плательщика.

Налог на сверхприбыль

Налог на сверхприбыль выступал как дополнительный к подоходному налогу с частных физических и юридических лиц. Налогу подлежали:

1. физические и частные юридические лица, получающие доходы от участия в торговых предприятиях;

2. физические лица, получающие доходы от посреднических, маклерских, кредитных операций без содержания контор.

Облагаемой сверхприбылью признавалась сумма, составляющая разницу между доходом, обложенным подоходным налогом, и нормальным доходом, исчисляемым из процентов нормальной доходности от оборотов предприятий, установленных для взимания промналога.

Военный налог взимался мирное время с лиц, зачисленных в тыловое ополчение. Военкоматы ежегодно после призывов сообщали списки лиц, зачисленных в тыловое ополчение, местным окрфинотделам, которые сообщали их налоговым инспекторам в зависимости от обложения этих лиц подоходным налогом или сельхозналогом.

Налог с наследств и дарений регулировался тремя актами:

По наследуемому имуществу, открывшемуся за время с 1 января 1923 г. до 1 марта 1926 г - Декрет ВЦИК от 1922 г. о наследственных пошлинах;

По имуществу, открывшемуся с 1 марта 1926 по 1 октября 1929 г. - Законом от 29 января 1926 г.;

В отношении наследств, открывшихся с 1 октября 1929 г. - Постановлением ЦИК и СНК СССР от 6 февраля 1929 г.

В состав наследуемого имущества входило как наличное имущество, так и находящееся в долгу или споре. Налог исчислялся со стоимости всего переходящего к наследникам имущества и уплачивался наследниками пропорционально доле каждого в наследуемом имуществе.

Широкое распространение получила система акцизов. Правда, в условиях относительной внешней изоляции основной упор делался на внутренние акцизы.

Самообложение

Самообложение допускалось только в сельской местности на устройство и содержание учреждений культурно - просветительных, здравоохранения, социального обеспечения и учреждений, имеющих целью поднятие сельского хозяйства. На нужды дорожного строительства самообложение было возможно только в случае, если данное население не было привлечено к трудовому участию в дорожном строительстве.

Самообложение осуществлялось в денежной и натуральной форме и в виде трудового участия. Условия самообложения выносились на обсуждение схода по инициативе самого сельсовета, который разрабатывал сметы и механизм применения.

Регулирование налоговой системы во время Великой Отечественной войны

Особенности налогового регулирования

С 1941 г. многие налоговые механизмы стали действовать в усеченном виде или попросту исчезли. Причиной явилось как сокращение плательщиков, так и исчезновение объекта обложения. Многие налоги, в основе которых лежало обложение доходов в условиях карточной системы, подчас натурального распределения необходимого минимума продуктов, оказались ненужными.

Однако и период 1941 - 1945 гг. характеризовался изменениями налоговых механизмов. С 1 октября 1941 г. установлен налог на одиноких и бездетных граждан.

Депутаты Госдумы разработали законопроект, вводящий специальный налог солидарности для тех, чьи доходы превышают 12 миллионов рублей в год. По словам разработчиков документа, полученные средства пойдут на развитие новых российских регионов – Крыма и Севастополя .

ПО ТЕМЕ

В настоящее время законопроект проходит последние юридические экспертизы и к осени после согласования со всеми заинтересованными ведомствами будет внесен на рассмотрение нижней палаты парламента. "Новые субъекты Российской Федерации – Крым и Севастополь – были десятилетиями недофинансированы , и в настоящее время в бюджете необходимых средств для инвестиций нет. Поэтому нужно комплексное решение проблемы – не разовое изъятие определенных сумм у населения (например, пенсионных накоплений под предлогом акционирования пенсионных фондов) и не сплошное увеличение налогов для всех", – рассказал "Известиям" автор законопроекта – член комитета Госдумы по энергетике Андрей Крутов.

Рабочий вариант законопроекта предусматривает поправку в статью 244 Налогового кодекса. Она предполагает повышение с 13 до 30% ставки налога на доходы физических лиц, чей годовой доход превысит 12 миллионов рублей . По расчетам разработчиков, общее число граждан, которые попадут под повышенный налог, составит не более 0,2% социально активного населения, но при этом их совокупный доход составляет более трети всех доходов населения страны. С учетом того, что в 2013 году, по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), сборы НДФЛ составили 2,5 триллиона рублей, разработчики ожидают экономический эффект от этого нововведения в 300–500 миллиардов рублей в год . Согласно проекту Федеральной целевой программы развития Крыма и города Севастополя (обсуждалась на заседании правительства в начале июля) до 2020 года, общие расходы на развитие полуострова за 5 лет должны составить порядка 790 миллиардов рублей. При этом, согласно законопроекту, право распоряжаться средствами, собранными в рамках налога солидарности передается непосредственно Министерству развития Крыма и города Севастополя.

Ранее о необходимости повышения подоходного налога из-за дыры в бюджете говорил министр финансов Антон Силуанов. По его словам, в настоящее время рассматривается предложение повысить НДФЛ на 1–2% для всего работающего населения, а также введение налога с продаж в размере до 5%. "Предложенная нами мера затронет минимальное число лиц, в то время как повышение НДФЛ для всех в первую очередь ударит по наименее обеспеченным слоям населения . Логичнее воспользоваться мировым опытом и повышенные ставки налога применять к наиболее обеспеченным гражданам", – уверен Крутов.

Налог на сверхдоход - прямой налог, относящийся к группе подоходных налогов, применявшийся в качестве чрезвычайного рядом государств, разновидность налога на прирост прибылей. Объект налогообложения - часть прибыли юридических лиц (корпораций), осуществляющих коммерческую деятельность на территории страны, и физических лиц, превышающая ее средний размер за определенный предшествующий период. Применяемые ставки налога обычно очень высоки и могут достигать 80-100%.

Исторически налог использовался в качестве чрезвычайной меры при острых финансовых затруднениях государства и одновременном росте прибылей предприятий и организаций за счет инфляции, главным образом в периоды войн. Исчислялся двумя методами: процентным и нормативным. При первом ставка налога устанавливалась в определенном проценте к капиталу. При втором методе ставка устанавливалась в процентах к части прибыли, превышающей среднюю («нормальную») прибыль за ряд предшествовавших лет (как правило, 3-4 года).

Впервые данный налог был введен в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (1915 г.), а также в царской России (1916 г.), где был определен как налог на прирост прибылей. Плательщиками налога выступали торговые и промышленные предприятия, чистая прибыль которых составляла более 8% на основной капитал. Объектом обложения являлся прирост прибыли, рассчитываемый как разница между фактически полученной прибылью и прибылью, равной 8% на основной капитал.

Налог также использовался рядом государств в годы Второй мировой войны. Во всех государствах применялись высокие ставки налога: в США в 1943-1945 гг. они достигали 80% сверхприбыли и рассчитывались нормативным методом, в Великобритании в 1939-1945 гг. - 100% и применялись оба метода исчисления. Несмотря на большой процент изъятия, поступления по данному налогу в государственные бюджеты были незначительными. По окончании 2-й мировой войны налог сохранил свое значение и по-прежнему применялся при острых финансовых затруднениях государств, как правило, связанных с военными расходами. Например, в Великобритании в период реализации долгосрочной военной программы (1951-54) налог взимался с акционерного капитала поставке 10%. В США в период войны с Кореей (1950-53) общая ставка налога на прибыль и сверхприбыль достигала 82% .

В СССР налог на сверхприбыль введен в 1926 г. с целью «изъять доходы частнокапиталистических элементов, полученные в результате применения спекулятивных цен». Плательщиками налога выступали владельцы торговых и промышленных предприятий, а также торговые посредники. Объект обложения - прибыль за данный год, превышавшая норму, исчислявшуюся исходя из установленных цен. Норма прибыли определялась губернскими финансовыми отделами совместно с органами торговли. Размер налога не должен был превышать 50% оклада подоходного налога. Налог был отменен постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 мая 1934 г.

В налоговых системах развитых стран конца XX в. налога на сверхдоход не существует, но в то, же время, имеют место специальные налоги на прибыль. Они вводятся на определенный период или с определенной целью и являются дополнительным источником налоговых поступлений (т.е. по экономической сути представляют собой трансформированный налог на сверхдоход). Так, в США в составе корпорационного налога взимался, так называемый, «дополнительный налог с высоких прибылей» («supplementary tax») по ставке 5%. В Великобритании существовал налог на прирост капитала («capital gains tax»), взимаемый при перепродаже имущества или ценных бумаг. К числу специальных налогов относят также налоги на прибыль в отдельных отраслях добывающей промышленности, прежде всего в нефтяной отрасли (так называемый нефтяной корпорационный налог – «petroleum revenue tax»). Этот налог уплачивался нефтедобывающими компаниями наряду с корпорационном налогом в Великобритании, Норвегии, Канаде.

В современных экономических системах XXI в. все большее внимание уделяется применению налога на сверхдоход, особенно это стало актуально после кризиса 2008 года.

Налог на сверхдоход во Франции

Общественный резонанс произвела попытка введения налога на сверхдоход во Франции. В начале июля 2012 года премьер-министр Франции Жан-Марк Эро выступил с заявлением о том, что стране необходимы кардинальные меры, способные стабилизировать слабую экономику. Особо премьер-министр упомянул об обязанности состоятельных граждан Франции содействовать в восстановлении ВВП. Власти планировали ввести новые правила налогообложения, согласно которым наиболее рентабельные крупные корпорации, а также самые богатые жители страны платили бы в казну 45% своих доходов. При этом для граждан, чьи доходы превышают 1 миллион евро, налоговая нагрузка составила бы 75%. Несмотря та то, что во Франции подоходный налог и так немаленький, и он составляет 41%.

Однако вскоре, 29 декабря 2012 года конституционный суд Франции отменил повышение налога на сверхдоход французских граждан до отметки в 75%, который должен был быть введен со следующего года. Несмотря на то, что такое запланированное повышение налогов стало скорее бы символической акцией, которая затронет всего несколько тысяч французских граждан, оно серьезно шокировало многих зарубежных инвесторов и буквально привело к побегу из родной страны людей, имеющих высокие доходы, к примеру, - Жерар Депардье. Самый богатый француз, руководитель концерна Моёт Хенесси («Moet Hennessy»), Луи Вьютон («Louis Vuitton») Бернар Арно попросил бельгийского гражданства. СМИ связали это с ожиданием ужесточения налоговой политики во Франции, Арно это опровергал. Многие французские богачи уже давно платят налоги в Бельгии и Швейцарии, где налоговые ставки ниже, чем во Франции: в их числе певцы Джонни Холлидей и Шарль Азнавур, а также актеры Ален Делон и Изабель Аджани, теннисисты Амели Моресмо и Янник Ноа.

Представители социалистов при власти рассчитывали, что введение 75%-го налога поможет государственной казне получать примерно 300 миллионов евро в год, что стало бы довольно существенным подспорьем во время нынешнего финансового кризиса в еврозоне и серьезно бы поддержало национальный бюджет. Однако для реализации данной цели правительству Франции понадобилось примерно 33 миллиарда евро.

Конституционный суд Франции, который и определяет соответствие всех новых норм основным законам, отметил, что введение подобного налога стало бы несправедливым, так как поставило бы французов в неравные условия.

Налог на сверхдоход в Австралии

«21» марта 2012 года Верхняя палата парламента (сенат) Австралии одобрила закон о новом налоге на сверхдоходы горнодобывающих компаний. Правительство Австралии рассчитывает, что налог пополнит бюджет примерно на 11 млрд. австралийских долларов. Однако пока неясно, насколько продолжительным окажется действие такого налога.

После того, как в 2008 году разразился глобальный кризис, идея бывшего главы правительства Кевина Радда ввести 40%-ный налог на сверхприбыли была вполне целесообразной. Но по мере ее продвижения самый популярный политик страны быстро терял доверие электората, причем это происходило всего за несколько месяцев до парламентских выборов. Новым премьером стала его заместитель Джулия Гиллард - впервые в истории страны этот пост заняла женщина. Она тут же вступила в переговоры с горнорудными гигантами, которые охотно приняли «мирные предложения».

Стороны пришли к обоюдному согласию - ставка налога была снижена до 30%, внесен ряд других поправок (всего 96 пунктов). В частности, налог теперь взимается только с компаний, добывающих железную руду и уголь, годовая прибыль которых превышает 75 млн. долларов, что выводит из-под удара малый бизнес. Налог затронул около 320 компаний Австралии, но 85% нагрузки пришлось на BHP Billiton, Xstrata и Rio Tinto. Ставка будет уменьшена до 29% к середине 2013 года, однако дальнейшее снижение будет возможно лишь при изменении финансово-экономической ситуации. Закон о налоге на сверхдоход («Mineral Resource Rent Tax (MRRT)») был принят с небольшим перевесом голосов (38:32) и вступил в силу 1 июля 2012 года.

По оценкам аналитиков, австралийская горнорудная промышленность может в результате действия налога на сверхдоход утратить до 30% прибылей. Новый налог усилит беспокойство инвесторов относительно надежности капиталовложений в этот сектор. Некоторые эксперты предсказывают, что налог подорвет конкурентоспособность Австралии на международных рынках и сократит приток в страну иностранных инвестиций. Налог нанесет серьезный удар по репутации Австралии как страны с благоприятным бизнес-климатом.

Правительства либералов в штатах Западная Австралия и Новый Южный Уэльс, подконтрольных оппозиции, уже заявили об отказе подчиняться рекомендациям Гиллард, которая пожелала, чтобы они не повышали роялти на горнорудный экспорт. Это еще больше урежет доходы центральной власти от налога на сверхдоход, поскольку в сделке Гиллард с горнорудными гигантами оговорены гарантии освобождения их от любых повышений роялти штатов.

Налог на сверхдоход в России

Законопроект, согласно которому в России введут налог на сверхприбыль и роскошь, может быть внесен на рассмотрение в Госдуму РФ уже в 2013 году. В то же время к введению такого налога стране необходимо подготовиться, в частности, госорганам необходимо четко вести кадастр собственности - земли, недвижимости. Пересмотр налоговой системы, существующей в стране сейчас, вряд ли возможен. Взимание налога на доходы физических лиц (НДФЛ) оптимальнее и результативнее дифференцированной системы налогообложения. Предметами, свидетельствующими о богатстве их владельцев, согласно внесенному законопроекту, признаются недвижимость и земельные участки стоимостью от 15 млн. рублей, транспортные средства (автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера) стоимостью от 2 млн. руб., а также драгоценности и произведения искусства, цена которых превышает 300 тыс. рублей. Ставку налога планируется сделать дифференцированной - в зависимости от рыночной стоимости роскошного объекта. Так, собственникам машин, которые оцениваются в сумму от 2 до 20 млн. руб., придется отдать в казну 1% от их стоимости, налог на средства передвижения ценой от 20 до 50 млн. руб. составит 3%, а для транспортных средств дороже 50 млн. - 5%. При этом платить подать за роскошь обяжут не только физических, но и юридических лиц.

Традиционно называется два главных аргумента за его введение: огромный разрыв между самыми бедными и самыми богатыми россиянами (их доходы в среднем по стране различаются в 17 раз, тогда как в странах Европы в три - пять раз) и существование подобного налога в ряде развитых государств, таких как Франция, Италия, Великобритания. Противники инициативы, в свою очередь, обращают внимание на то, что механизм налогового администрирования в этих странах работает гораздо более эффективно, а сама налоговая система более совершенна.

Во-первых, он создает условия для возникновения двойного налогообложения, поскольку в России уже существуют налоги на имущество, включая те предметы, которые перечислены в документе. Тем более что законопроект не содержит положений, определяющих порядок исчисления налога на предметы роскоши. Но это далеко не единственная недоработка его авторов. Например, не понятно, почему в перечень объектов роскоши, наряду с ювелирными изделиями, картинами и скульптурами, не попали антикварные книги, монеты из цветных металлов и многие другие материальные свидетельства богатства. А дифференцированные ставки налога в зависимости от стоимости и вида имущества не подкреплены обоснованием и расчетами. Таким образом, введение данного налога требует специальных доработок.

Кроме того в нефтедобыче так же может быть введён налог на сверхприбыль. Окончательные решения по новой системе налогообложения с конкретными ставками налогов и сроками их введения должны быть подготовлены уже в ближайшее время. В настоящее время они находятся в проработке. Среди фискальных мер регулирования отрасли может быть и введение специального фискального режима для новых месторождений, и дифференциация НДП, и выравнивание пошлин на светлые и тёмные нефтепродукты, а в перспективе - переход к налогу на сверхприбыль в нефтедобыче.

Также правительство рассматривает дополнительные предложения о предоставлении льгот по проектам нефтяной отрасли, которые не могут быть реализованы без господдержки. Речь идёт о такой системе, которая позволит минимизировать налоговую нагрузку на начальном этапе разработки месторождения, а впоследствии вернуть долги государству и получить льготы, когда месторождения будут изношены.

Таким образом, опыт применения налога на сверхдоход в ряде зарубежных стран помогает понять причины и актуальность его введения. Однако для положительного результата использования налога на сверхдоход необходимо учитывать такие факторы, как политическая ситуация в стране, уровень платежеспособности налогоплательщиков, сформированность налоговой базы, стабильность экономической системы и другие.

Литература:

1) Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения //М: Юристъ, 2003 г., 154-162 с.

2) Толкушкин А.В. История налогов в России//М: Юристъ, 2001 г., 254-258 с.

3) Интернет-портал. Новости мира [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.novostimira.com.ua/news_38664.html

4) Интернет-портал. Европейские новости [Электронный ресурс]// Источник на английском языке. Режим доступа: www.euronews.com

5) Интернет-портал. «Металлопрокат.ру» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.metalindex.ru/news/2012/03/28/news_38789.html

6) Интернет-портал. «Риа Новости» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://ria.ru/analytics/20121213/914640274.html