Налоги и сборы - обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставкам, установленным в законодательном порядке. Налоги и сборы - необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, основная форма доходов государства. Без налогов нет доходов бюджета (государства), следовательно, государство не сможет осуществлять свои функции.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Несмотря на то что и налог, и сбор представляют собой обязательные платежи, правовая основа у них различна. Уплата сборов - одно из условий совершения государством определенных юридически значимых действий в пользу плательщика, т.е. сбор всегда индивидуально возмезден. В то же время суммы сборов в определенной мере являются покрытием расходов на выполнение тех самых юридических действий.

Сущность налогов заключается в прямом, безэквивалентном изъятии государством в свою пользу определенной части валового общественного продукта для формирования бюджета. Сбор - плата государству за право пользования или осуществления деятельности (например, лицензионный сбор), т.е. форма эквивалентной уплаты взноса в бюджет. Налоги и сборы платят главные участники общественного производства: хозяйствующие субъекты (предприятия, организации, учреждения), владельцы капитала и работающие граждане.

За счет налогов и сборов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его консолидированном бюджете (федеральном, субъектов Федерации и местных), а также во внебюджетных фондах РФ.

Налоги - одна из форм финансовых отношений хозяйствующих объектов и государства.

По каждому налогу в законодательном порядке определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Элементами налогообложения являются:

  • - объект налогообложения;
  • - налоговая база;
  • - налоговая ставка;
  • - налоговый период;
  • - порядок исчисления налога;
  • - налоговые льготы и вычеты;
  • - порядок и сроки уплаты налога.

В отдельных случаях НК РФ устанавливает специальный налоговый режим - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессий и соглашений о разделе продукции.

Налогоплательщиком, или субъектом налогообложения, в строительстве признается любое юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, владеющее имуществом, или при иных обстоятельствах, при наличии которых возникает соответствующее налоговое обязательство.

Одним из существенных элементов налога является объект налогообложения. Каждый отдельный налог должен иметь свой, не совпадающий с другими налогами объект налогообложения.

Объектами налогообложения являются: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных строительных работ (оказанных услуг, товаров) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Работой для целей налогообложения признается деятельность строительного предприятия, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей застройщика (инвестора - организации и (или) физических лиц).

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая база, порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ, а налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

По способу установления выделяют твердые (специальные) и процентные (адвалорные) ставки. Первые устанавливаются в абсолютной сумме, вторые - в процентах объекта обложения. Процентные ставки подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Размер пропорциональной налоговой ставки не зависит от величины налоговой базы, прогрессивная налоговая ставка растет вместе с ростом базы налогообложения, а регрессивная ставка уменьшается при увеличении налогооблагаемой базы.

Налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее государственной регистрации до конца данного года.

Порядок исчисления налога состоит в том, что строительное предприятие (налогоплательщик) самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Уплата налога производится разовым платежом всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ. Сроки уплаты налогов и сборов определены НК. Уплата налогов в установленный срок - главная обязанность налогоплательщика, однако НК РФ предусматривает условия, при которых сроки уплаты налогов и сборов могут быть изменены, т.е. перенесены на более поздний срок. Срок уплаты налога и сбора может быть изменен в отношении всей подлежащей к уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога.

В НК РФ приведено несколько форм изменения сроков уплаты налогов, а именно:

  • - отсрочка;
  • - рассрочка;
  • - налоговый кредит;
  • - инвестиционный налоговый кредит.

Под отсрочкой и рассрочкой понимается изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных ст. 64 НК РФ, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

За отсрочку или рассрочку необходимо заплатить 1-2 ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ).

Налоговый кредит предоставляется на срок от трех месяцев до одного года. При получении налогового кредита тоже устанавливаются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговый кредит отличается от отсрочки и рассрочки повышенными процентами и сроком предоставления, который в два раза больше, с учетом того, что за время, на которое дается налоговый кредит, финансовое положение налогоплательщика может измениться в лучшую сторону.

При получении налогового кредита необходимо обеспечить исполнение обязательства, т.е. внести залог или иметь поручительство.

Налоговый кредит предоставляется при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иного обстоятельства непреодолимой силы;
  • задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
  • угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога.

Основаниями для предоставления организациям инвестиционного налогового кредита являются:

  • проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов строительных материалов, конструкций, изделий;
  • выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Инвестиционный налоговый кредит может предоставляться по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам. Срок, на который может предоставляться инвестиционный налоговый кредит, - от одного года до пяти лет. Размер ставки дифференцируется от 1-2 до 3-4 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Распределительная (фискальная) функция позволяет осуществлять формирование финансовых ресурсов государства в бюджетной системе и внебюджетных фондах.

С помощью контрольной функции обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, оценивается эффективность налогового механизма и выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику и бюджетную систему.

Используя регулирующую функцию налогов, государство оказывает прямое воздействие на процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, увеличивает или уменьшает инвестиционную активность застройщиков, усиливает или сдерживает накопление капитала, управляет платежеспособным спросом населения.

В налоговом регулировании, кроме того, выделяют три подфункции налога: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), которые увязываются с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она может проявляться в понижении налоговой ставки, уменьшении налогооблагаемой базы, изменении объекта налогообложения (например, для сельхозпроизводителей).

Дестимулирующая подфункция заключается в "сдерживании" развития отдельных сфер предпринимательства.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Это платежи за пользование природными ресурсами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Принципы налогообложения были сформулированы еще в 1776 г. А. Смитом в книге "Исследование о природе и причинах богатства народов". К ним относятся принципы всеобщности, справедливости, определенности и удобности.

Современная теория и практика налогообложения рассматривает принципы, на которых строится налоговая система в государстве, с двух позиций. С одной стороны, это принципы, лежащие в основе теории налогов, с другой - принципы построения налогового механизма.

В основу теории налогов положены фундаментальные, или всеобщие, принципы, используемые в налоговых системах всех стран, которые можно сгруппировать следующим образом:

  • финансовые принципы: нейтральность, достаточность, эластичность;
  • принципы справедливости: всеобщность, равномерность;
  • принципы налогового управления: определенность, экономность, контролируемость, удобность.

Введение

1. Теоретические основы налогообложения в Российской Федерации

1.2 Функции налогов и принципы налогообложения

2. Элементы налогов и способы их взимания

Заключение

Список использованных источников

Введение

Различные страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений.

Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и, чаще всего, основной формой доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоговую систему конкретной страны характеризуют применяемые типы налогообложения. Так, для налоговой системы Российской Федерации характерно пропорциональное (налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы), прогрессивное (налог на имущество физических лиц), регрессивное налогообложение (единый социальный налог).

В настоящее время одним из препятствий на пути развития экономики и предпринимательства является несовершенство налоговой системы России, так как она имеет ярко выраженный фискальный интерес и роль регулирующей функции в ней принижена.

Главной проблемой, учитывая все вышеизложенное, является продолжающееся реформирование налогообложения: сделать его простым, эффективным; найти способы снятия всех налоговых преград на пути экономического роста.

Именно в существовании этой проблемы и в поиске путей ее решения заключена актуальность темы дипломной работы "Современная система налогообложения предприятия".

Таким образом, предметом нашего исследования и является современная система налогообложения предприятий.

Целью исследования в работе, исходя из определенной проблемы, таким образом, является изучение, анализ действующей системы налогообложения и поиск ее оптимальной модели.

Задачи исследования - возможности достижения цели. Из возможностей достижения этой цели изучена действующая система налогообложения в Российской Федерации, проведен анализ системы налогообложения в исследуемом предприятии; на основе собранных в процессе исследования данных изложен процесс создания оптимальной модели налогообложения с практическими выкладками.

1. Теория и основы налогообложения в РФ

1.1 Сущность налога и его экономическое содержание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политико-экономическую, социальную, экономическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной функции государства. Важной "кровеносной артерией" финансово-бюджетной системы являются налоги.

Под понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

В России в понятие "налог" заложены различные моменты юридического характера, важные для понимания сути налогообложения, а именно:

    прерогатива законодательной власти утверждать налоги;

    главная черта налога – односторонний характер его установления;

    налог является индивидуально безвозмездным;

    уплата налога – обязанность налогоплательщика, она не порождает вторичной обязанности государства;

    налог взыскивается в условиях безвозвратности;

    целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

В области налогообложения выработаны два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога:

1) к налогам относят любое изъятие средств для формирования доходной части бюджета;

2) налог есть одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям.

Выбор одного из указанных способов зависит от особенностей национального законодательства. В нашей стране в качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи – нормами других отраслей права.

В России в период ее социалистического развития не было ни значительных теоретических разработок, ни практических приложений в данном направлении. Поэтому многие проблемы и трудности в налоговой сфере сегодняшнего дня обусловлены недооценкой их в предыдущие годы. Так, российское законодательство до внедрения в 1999 г. первой части Налогового кодекса различий между понятиями "налог", "сбор", "пошлина" не признавало. Невозможно было понять, каковы отличия налогового платежа от неналогового платежа, а также связанные с этим обстоятельством юридические последствия для налогоплательщика. Разграничения этих понятий следующие. Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности; налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных им услуг.

В теоретическом плане цель взыскания пошлины (сбора) – лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются: без убытка, но и без чистого дохода. Например, таможенная пошлина, налогоплательщик формирует цель – ввоз тех или иных товаров на территорию страны. Именно налогоплательщик в первую очередь заинтересован во ввозе товара, государство же выдвигает условия ввоза – оформление документов и уплату таможенного сбора.

В настоящее время российское законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. Так, в первой части Налогового кодекса, ст. 8, дается следующее определение:

"Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)".

Понятие пошлины Налоговый кодекс РФ их не выделяет как самостоятельное. Факт наличия в названии налога или обязательного платежа слов "налог", "сбор", "пошлина" еще не определяет существо данного платежа.

Что же такое налог с учетом экономического содержания возникающих при этом отношений?

Социально-экономическая сущность и роль налогов проявляется в их функциях, т.е. в основных направлениях воздействия налогов на развитие общества и государства.

    1. Функции налогов и принципы налогообложения

Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения.

Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

С этих же позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует то или иное практическое назначение налогов.

Фискальная функция обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Данная функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Бюджетные средства расходуются на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному дому.

Перераспределение средств с помощью фискальной функции, с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой – не нарушить нормальный ход воспроизводства.

Социальная функция реализует через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются: прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Распределительная функция нацелена на решение тех или иных задач налоговой политики государства посредством использования налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.

Суть регулирующей функции заключается в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют три составляющие:

    стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей;

    дестимулирующая подфункция имеет цель – через повышение ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т.д.;

Налог -- обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги -- основной доходный источник бюджетов любого уровня.

Признаки налогов:

· обязательность

· индивидуальность, безвозмездность

· уплата в денежной форме

Функции налогов:

1. Фискальная функция налогов- основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения -- производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

2. Контрольная функция налогообложения -- позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

3. Распределительная (социальная) функция налогообложения -- состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

4. Регулирующая функция налогообложения -- направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую , дестимулирующую и воспроизводственную .

Элементы и виды налогов

Налог считается установленным и подлежит взиманию, если в законе, вводящим его в действие определены следующие 7 элементов налога:

* Налогоплательщики;

* Объект налогообложения;

* Налоговая база;

* Ставка налога;

* Налоговый период;

* Порядок исчисления;

* Порядок и сроки уплаты налогов.

Согласно НК РФ, все элементы налога делятся на две части:

1. Основные (базовые)

2. Факультативные (необязательные)

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

· федеральные:

· региональные;

· местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

· прямые;

· косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

· налог на доходы физических лиц;

· налог на прибыль организаций;

· налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы;

· таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги -- наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

· специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

· транспортный налог;

· налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

· закрепленные;

· регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налоговая система, ее принципы и функции

Налоговая система - это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Принципы построения налоговой системы:

* всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

* стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

* равнонапряженность - взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;

* обязательность - принудительность налога; неизбежность его выплаты;

* самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

* социальная справедливость - установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.

Термин «налоговая система» может использоваться применительно к отдельным государствам или их крупным экономическим сообществам. Исторически налоговая система появилась с возникновения первых государств Древнего мира, которые вводили налоги на доходы и имущество своих подданных. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание войск, возведение укреплений, строительство храмов. Позднее в Римской империи значительные средства расходовались на устройство дорог, водопроводов, проведение праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и другие общественные цели.

Налоговая система выполняет следующие основные функции:

*фискальную - обеспечение доходов государственного бюджета;

*регулирующую - регулирование макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости,

*распределительную - перераспределение национального дохода, доходов физических и юридических лиц;

*социальную -- аккумулирование средств для осуществления социальных программ; стимулирующую - микроэкономическое регулирование;

*контрольную - обеспечивает воспроизводство налоговых отношений.

Основные термины и понятия

В основе изучения налоговой системы и механизмов налогообложения должно лежать полное и точное понимание налоговой терминологии и понятий, раскрывающих суть налогообложения. Рассмотрим основные элементы, характеризующие налоговую систему и налоговый механизм.

Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет. Они возникли одновременно с образованием государства. По экономическому содержанию налоги - это финансовые отношения между государством и налогоплательщиками по поводу принудительного отчуждения части вновь созданной стоимости в целях формирования централизованных фондов денежных средств, необходимых для выполнения государством его функций.

Налоговая система страны - совокупность установленных в законодательном порядке налогов, взимаемых в бюджеты различных уровней, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, начисления, уплаты и взыскания, включая организацию налогового контроля.

Структура налогов - это соотношение различных видов налогов и сборов, которые образуют налоговую систему и определяются налоговой политикой государства.

Объекты налогообложения - доходы, прибыль, добавленная стоимость, имущество, используемые природные ресурсы, определенные юридические действия (например, нотариальные, передача прав собственности на имущество) и др.

База налогообложения - стоимостное, физическое или иное характерное выражение объекта налогообложения.

Субъектами налоговой системы являются налогоплательщики и государственные налоговые органы.

Налогоплательщики - юридические и физические лица, которые, в соответствии с действующим законодательством, обязаны платить налоги и сборы (обязательные платежи).

Государственные налоговые органы - службы, созданные государством для контроля за полной и своевременной уплатой налогоплательщиками установленных законодательством налогов.

Носитель налога - это лицо (юридическое или физическое), которое фактически несет налоговое бремя. Плательщик налога не является его носителем, если перекладывает налог на другого.

Источники уплаты налогов - средства плательщика; доходы, полученные в различных формах (выручка от реализации продукции, прибыль предприятия, заработная плата и др.). Иногда источник может совпадать с объектом (например, по налогу на прибыль предприятий).

Единица налогообложения - это единица измерения базы налогообложения (например, денежная единица для подоходного налога, единица измерения площади (га, м 2) для земельного налога, единица измерения объема двигателя (куб. см) для налога с владельцев транспортных средств).

Налоговая ставка - это величина налога в абсолютном (денежном) или относительном (процентном) выражении, которая устанавливается на единицу налогообложения. Различают номинальную и эффективную налоговые ставки.

Номинальная ставка - установленная законом величина налога, подлежащая уплате с каждой единицы налогообложения.

Эффективная ставка - отношение суммы выплаченного налога к фактической сумме доходов; характеризует фактический уровень налогообложения.

Налоговый оклад - это сумма налога, уплачиваемого налогоплательщиком с одного объекта.

Налоговая льгота - это полное или частичное освобождение от уплаты налога; закрепляется законодательно в различных формах: посредством установления необлагаемого минимума объекта налога, понижения налоговых ставок, вычета из налогового оклада (налогового кредита), возврата ранее уплаченных налогов и др.

Налоговая квота - установленная доля налога в доходе плательщика в абсолютном и относительном выражении; ее величина характеризует допустимый уровень налогообложения. Установить налоговую квоту законодательно - значит установить предельную величину изъятия дохода плательщика. В Украине в настоящее время не применяется.

Двойное налогообложение - это обложение одного и того же объекта налогом одного вида не менее двух раз в течение одного отчетного периода; может проявляться в следующих формах:

один и тот же объект облагается налогом одного вида разными уровнями государственной власти одной страны (например, на уровне федерации в целом, субъектов федерации, органов местного самоуправления);

один и тот же объект облагается налогом одного вида властями разных государств;

облагается прибыль юридических лиц, а затем эта же прибыль облагается как дивиденды, выплаченные акционерам предприятий.

Налоговая реформа - это совокупность изменений налогового законодательства, затрагивающих структуру налогов, объекты налогообложения, налоговые ставки и льготы с целью оптимизации налогообложения, достижения баланса интересов развития экономики и социальной справедливости.

Налоговая политика - составная часть экономической политики государства, которая базируется на совокупности юридических законодательных актов, устанавливающих виды налогов, порядок их взимания и регулирования.

Либерализация системы налогообложения - это уменьшение регулирующей роли налогов, создание одинаковых условий для всех налогоплательщиков; достигается обычно путем снижения налоговых ставок, с одной стороны, и расширения базы налогообложения (уменьшения или ликвидации налоговых льгот, увеличения количества объектов налогообложения) - с другой.

Налоговое право - совокупность правовых норм, с помощью которых государство регулирует возникающие при сборе налогов отношения: между государством и налоговыми органами; налоговыми органами и плательщиками; государством, налоговыми органами и финансово-кредитными учреждениями по аккумуляции налоговых платежей. Налоговое право является частью финансового права.

Налоговое обязательство - обязательство налогоплательщика уплатить в бюджеты соответствующую сумму в порядке и в сроки, установленные законодательством.

Налоговый кредит представляет собой сумму, на которую плательщик имеет право уменьшить налоговое обязательство отчетного периода в соответствии с нормами, предусмотренными в налоговом законодательстве (например, исключить из суммы начисленного внутри страны налога на прибыль сумму налога на прибыль, уплаченную за границей; уменьшить сумму налога на добавленную стоимость (НДС), подлежащую перечислению в бюджет, на сумму НДС, уплаченную плательщиком этого налога в отчетном периоде в связи с приобретением товаров, работ, услуг и пр.).

Налоговые каникулы - определенный период, в течение которого плательщику предоставляется льгота в виде освобождения от уплаты налога.

Налогообложение строительных организаций

1. Налоги и сборы – обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставкам, установленным в законодательном порядке (13%). За счет налогов формируется доход госбюджета. Правовая основа налога и сбора различна. Сущность налогов заключается в прямом изъятии государством в свою пользу определенной части валового общественного продукта для формирования бюджета. Сбор – плата государству за право пользования или осуществление деятельности (например, лицензионный сбор). Уплата сборов – одно из условий совершения государством определенных юридически значимых действий в пользу плательщика. Налоги – форма финансовых отношений хозяйствующих субъектов и государства. По каждому налогу в законодательном порядке определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Элементами налогообложения являются: объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговый период; порядок исчисления налога; налоговые льготы и вычеты; порядок и сроки уплаты налога. В отдельных случаях НК РФ устанавливает специальный налоговый режим, такой как: упрощенная система налогообложения, единый с/х режим, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Объектами налогообложения являются: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных строительных работ. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая база, порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ, а по региональным и местным налогам устанавливается НК РФ только налоговая база и порядок ее определения. Налоговые ставки по этим налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Порядок исчисления налога состоит в том, что строительные организации самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Уплата налога производится разовым платежом всей суммы налога, либо в ином порядке, предусмотренным НК РФ.

В НК РФ предусмотрено условия при которых сроки уплаты налогов могут быть изменены, т.е. перенесены на более поздний срок: отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит. Под отсрочкой и рассрочкой понимается изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных ст. 64 НК РФ на срок от 1 до 6 месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. За отсрочку или рассрочку необходимо заплатить ½ ставки рефинансирование ЦБ РФ.

Ставка рефинансирования – размер % в годовом исчислении, подлежащий уплате ЦБ страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. Сегодня ставка рефинансирования составляет 7,75 %.

Налоговый кредит предоставляется на срок от 3 месяцев до 1 года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: причинение ущерба в результате стихийного бедствия; задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного госзаказа, угрозе банкротства в случае единовременной выплаты налога.

Основаниями для предоставления организациям инвестиционного налогового кредита являются: проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, либо техническое перевооружение собственного производства; осуществление внедренческой или инновационной деятельности, выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Срок предоставления инвестиционного кредита от 1 года до 5 лет. Размер ставки за пользование отсрочкой от ½ до ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Одним из условий применения УСН является соблюдение предельного размера дохода по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на указанный спец.режим. УСН для организаций и индивидуальный предпринимателей применяется на ряду с иными режимами налогообложения, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах. Применение УСН предусматривает освобождение организаций от уплаты налога на прибыль (с учетом п.3 и 4 статьи 284 НК РФ), налога на имущество организации, НДС.

Единый с/х налог (ЕСХН) – система налогообложения для с/х товаропроизводителей. Применяется наряду с общим режимом налогообложения.

Единый налог на вмененный доход – режим, при котором налогоплательщику устанавливается (вменяется) фиксированная базовая доходность исходя из которой рассчитывается вмененный доход и налог на него. Это налог, вводимый законами субъектов РФ. Также заменяет уплату ряда налогов и сборов.

Функции налога

Проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

1. Распределительная функция – позволяет осуществлять формирование финансовых ресурсов в бюджетной системе и внебюджетных фондах.

2. Контрольная функция – обеспечивает контроль за движениями финансовых ресурсов, оценивает эффективность налогового механизма и выявляет необходимость внесения изменений в налоговую политику и в бюджетную систему.

3. Регулирующая функция:

а) стимулирующая подфункция - реализуется через систему льгот;

б) дестимулирующая подфункция – заключается в сдерживании развития отдельных сфер предпринимательства;

в) воспроизводственная подфункция – предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Налоговая система - взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в государстве условий налогообложения; которую образуют налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи.

Классификация налогов

1. По способу взимания:

а). прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов, прибыли и имущества строительных организаций.

Налог на прибыль;

Налог на доходы физических лиц;

Земельный, транспортный налоги

б) косвенные налоги – относятся к товарообороту (услугам), устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу.

Таможенные пошлины;

2. По объектам налогообложения

Стоимость реализованных СМР (НДС);

Налогооблагаемая прибыль (налог на прибыль);

Имущество строительных организаций (налог на имущество);
- ФОТ (до 2010г. – единый социальный налог (ЕСН), после – страховые взносы в: ФСС, ПФР, ФФОМС, ТФОМС)

Где ФСС – фонд социального страхования;

ПФР – пенсионный фонд России;

ФФОМС – федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

ТФОМС – территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

Участие строительных организаций в уставных капиталах других организаций, доходы от операций на рынке ценных бумаг (налог на доходы от капиталов);

Доходы работников строительных организаций (налог на доходы физических лиц).

3. По срокам уплаты:

а) срочные налоги – уплачиваются к определенному сроку;

б) периодично-календарные налоги – декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

4. По характеру отражения в бух.учете:

Относимые на себестоимость СМР (земельный налог, страховые взносы)

Уменьшающие финансовые результат (валовую прибыль) до уплаты налога на прибыль (налог на имущество).

Уплачиваемый за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);

Включаемые в цену строительной продукции (НДС, таможенные пошлины).

Удерживаемые из доходов работников (подоходный налог).

5. По иерархическим уровням утверждения:

а) федеральные налоги – единые на всей территории страны – зачисляются в бюджеты различных уровней (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы от капитала, налог от доходы физических лиц, страховые взносы, таможенные и государственные пошлины, водный и экологический налоги, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, федеральные лицензионные сборы и др.)