В результате изучения раздела студент должен:

  • знать систему курса «Правоохранительные органы России», соотношение данного курса с другими юридическими дисциплинами;
  • уметь анализировать основные понятия учебного курса «Правоохранительные органы России», давать общую характеристику федерального законодательства и других нормативных правовых актов, в том числе о судах;
  • владеть навыками сравнительного исследования Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов правоохранительных органов РФ.

ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Предмет и система курса «Правоохранительные органы России», методы его изучения

Накопленный объем научных знаний о государственном устройстве России, опыт практической деятельности в государстве по созданию, построению правоохранительных органов, организация деятельности государственных органов по охране и защите прав граждан, юридических лиц и общества составляет основу предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России».

Понятие предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» в основном сформировалось в учебной литературе. Однако четких критериев его определения не выработано. К определению предмета учебной дисциплины существует несколько подходов. Одни ученые отталкиваются от назначения уголовного процесса и организации в государстве уголовного преследования за совершенные преступления. Другие исходят из построения в государстве судебной системы и связанных с ней в своей деятельности органов прокуратуры и предварительного расследования. Третьи расширяют предмет учебной дисциплины до организации и построения органов, осуществляющих отдельные виды правоохранительной деятельности наряду с главной и основной для них иной правоисполнительной деятельностью.

Определение предмета учебного курса «Правоохранительные органы России», по нашему мнению, опирается на организацию осуществления предусмотренной законом правоохранительной деятельности. Органы государства, специальные учреждения и должностные лица, организующие предусмотренную законом правоохранительную деятельность, составляют основу для выделения предмета изучения.

Содержание предмета образует совокупность имеющихся в обществе знаний о существующих в Российской Федерации правоохранительных органах и их системе на всей территории государства. Этот элемент предмета является ключевым, так как выражает сущностное понятие учебной дисциплины и раскрывает направленность изучения материала. Действующие нормативные акты, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов, составляют значительную часть содержания предмета учебной дисциплины. Более глубокое проникновение в содержание предмета предполагает изучение организации и построения отдельных правоохранительных органов, их системы, структуры, состава и компетенции звеньев этих органов. Порядок назначения на должность, прекращения полномочий или увольнения работников правоохранительных органов, продвижение их по службе, поощрения и дисциплинарная ответственность составляют неотъемлемую часть предмета изучения.

Освоение учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» не ограничивается знанием только современного состояния законодательства. Ознакомление с историей становления и развития правоохранительных органов в Российской империи, РСФСР и СССР, а также с нормативными актами, регулировавшими организацию и деятельность правоохранительных органов, позволяет освоить и эту часть знаний. Наряду с историей информационную часть содержания предмета составляют и нормативно-обзорные материалы о правоохранительных органах и правовом регулировании этих вопросов в зарубежных государствах Европы, Азии и Америки.

Такой подход к определению предмета учебного курса делает его сложной, комплексной юридической дисциплиной. Все названные элементы предмета в совокупности дают представление о направленности учебной дисциплины и выполняют организующую роль в подборе и изучении необходимого материала.

Таким образом, предмет учебного курса «Правоохранительные органы России» можно определить как совокупность учебно-научной, законо- дательно-нормативной, исторической и ознакомительной информации о системе правоохранительных органов и их построении.

Учитывая, что в научной и учебной литературе нет единства мнений в определении понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы», содержание предмета изучения может корректироваться различными учеными, представляющими разные научные школы.

Перечень вопросов, изучаемых в курсе, достаточно широк и требует изложения в определенной системе, обеспечивающей последовательное и осознанное усвоение материала изучаемой дисциплины.

Формирование системы учебного курса в имеющихся в России учебниках и учебных пособиях осуществляется по-разному. Одни излагают учебный материал в определенной последовательности глав, другие выделяют разделы и главы, в которых систематизируется изучаемый материал, третьи предлагают выделить две части: Общую и Особенную.

В данном учебнике авторами предлагается также определенная систематизация изложения материала, которую можно посмотреть и вывести из оглавления работы. Излагаемый вариант системы учебного курса основан на анализе имевшихся вариантов на период подготовки учебника и отражает предложение авторов по взаимосвязи материала курса.

Раздел I. Общие положения.

Раздел II. Органы судебной власти и судебная система Российской Федерации.

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности в Российской Федерации.

Раздел IV. Органы предварительного расследования и прокурорского надзора.

Раздел V. Органы по обеспечению правовой помощи.

Раздел VI. Органы юстиции в зарубежных государствах.

Для получения и усвоения знаний по учебному курсу используются имеющиеся в науке методы познания выделяемых явлений. При освоении курса «Правоохранительные органы России» ведущим является диалектический метод: реально существующие правоохранительные органы изучаются не только в статике, но и в динамике, во взаимосвязи с другими органами и организациями. Используются также и другие методы: формально-юридический, исторический, сравнительного анализа, системного анализа, конкретно-социологический.

1. Под правоохранительными органами понимается совокупность судебных органов, органов исполнительной власти и негосударственных организаций, которые систематизируются по признаку профессиональной принадлежности и по осуществлению своей деятельности.

2. Правоохранительные органы как учебная дисциплина – система теоретических знаний об органах, осуществляющих правоохранительную деятельность, основывающихся на обобщении нормативной и практической деятельности, представляющей собой основу всей правоохранительной структуры РФ. Это предмет изучения данной дисциплины. Предметом курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» являются юридические институты и нормы права разного уровня правовой силы и значимости, на основе и во исполнение которых действуют все правоохранительные органы.

3. Предмет данного курса состоит из следующих элементов:

☝структура и устройство органов;

☝основы организации правоохранительных органов в части ее соответствия задачам и целям, для которых они предназначены;

☝функции, которые выполняют правоохранительные органы;

☝правовые и технические средства, посредством которых осуществляется деятельность правоохранительных органов.

4. Курс «Правоохранительные органы» делится на шесть разделов.

Раздел 1 определяет общие положения, основные понятия, предмет и систему данного курса; основные черты, задачи и функции правоохранительных органов, приоритетные направления их деятельности; источники права о правоохранительных органах.

Раздел 2 рассматривает судебную власть; значение, характерные черты, правовое регулирование правосудия; конституционные основы организации и деятельности органов судебной власти, их понятие и систему принципов правосудия. Данный раздел отражает судебную систему РФ.

Раздел 3 раскрывает сущность государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности. Здесь раскрываются задачи и структура органов внутренних дел; организационные основы полиции в РФ. Данный раздел характеризует органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; налоговые органы; таможенные органы; органы юстиции.

Раздел 4 рассматривает органы предварительного расследования, задачи и структуру следственного аппарата, органы дознания и их задачи.

Раздел 5 раскрывает сущность и предназначение прокуратуры РФ.

Раздел 6 рассматривает систему органов по правовому обеспечению и правовой помощи, в которую включаются нотариат, адвокатура и др. Также рассматриваются частные детективные и охранные службы.

5. Учебный курс «Правоохранительные органы» рассматривает вопросы организации и основы деятельности

суда, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия, адвокатуры, нотариата и др. Освоение этой учебной дисциплины способствует лучшему пониманию положений специальных юридических дисциплин: уголовного права и уголовного процесса, административного права и административной деятельности, оперативно-розыскной деятельности, гражданского процесса, конституционного права и др.

2. Система правоохранительных органов

1. Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы. Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

2. Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

3. Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции. В системе федеральных судов общей юрисдикции, в свою очередь, могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

4. Система судов общей юрисдикции включает городские и районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

5. Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. На основании Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» систему арбитражных судов также возглавляет Верховный Суд РФ. Кроме того, в структуру арбитражных судов также входят федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

6. Суды субъектов РФ включают мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан. Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

7. Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую:

✓ из органов прокуратуры;

✓ органов внутренних дел;

✓ федеральной службы безопасности;

✓ органов государственной охраны;

✓ органов государственной налоговой службы;

✓ таможенных органов;

✓ органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

✓ органов предварительного расследования;

✓ органов юстиции.

8. Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

✓ конституционный контроль;

✓ отправление правосудия; прокурорский надзор;

✓ расследование преступлений;

✓ оперативно-розыскная деятельность;

✓ оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

✓ предупреждение преступлений и иных правонарушений.

9. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.

10. Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

11. Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащего им имущества. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

12. Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в УПК РФ (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»).

3. Место и роль правоохранительных органов в системе органов государства. Законодательство о правоохранительных органах

1. Правоохранительные органы как общественно-правовой институт взаимодействуют с такими институтами права, как защита прав граждан, включающая в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных и негосударственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций.

2. Критерии, которым должен соответствовать государственный орган для отнесения его к правоохранительным:

☝правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления этой деятельности;

☝правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур, за нарушение которых в отношении должностных лиц, их допустивших, установлена юридическая ответственность;

☝в процессе своей деятельности правоохранительные органы, используя властные полномочия, имеют право применять государственное принуждение;

☝законные и обоснованные решения правоохранительных органов подлежат обязательному исполнению, их неисполнение влечет дополнительную юридическую ответственность.

3. Исходя из указанных критериев к правоохранительным органам могут быть отнесены: прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции, нотариат. Спорным является мнение об отнесении к указанным органам адвокатуры и частных охранных и детективных служб.

4. Определяя место правоохранительных и судебных органов в системе органов государства, необходимо исходить из принципа разделения власти. С этой позиции место правоохранительных органов определяется функциями данного вида государственной деятельности, обеспечивающими выполнение стоящих перед ними задач: защиту личности, общества, государства.

5. Деятельность каждого из правоохранительных и судебных органов нацелена на достижение определенных результатов:

☝обеспечение конституционной законности путем устранения нарушений предписаний Конституции РФ, проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов;

☝справедливое разбирательство и разрешение гражданских, административных и уголовных дел;

☝выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского надзора и поддержания обвинения;

☝раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовку материалов для рассмотрения конкретных дел в суде;

☝исполнение приговоров и иных судебных решений; предупреждение преступлений и иных правонарушений;

☝предоставление квалифицированной помощи всем, в ней нуждающимся, оказание других юридических услуг.

6. Данные результаты достигаются путем реализации правоохранительными и судебными органами соответствующих функций:

✓ конституционный (уставный) контроль;

✓ правосудие и судебный контроль;

✓ прокурорский надзор;

✓ выявление и расследование преступлений;

✓ исполнение судебных решений;

✓ предупреждение преступлений и иных правонарушений;

✓ оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Некоторые правоохранительные органы призваны осуществлять только одну функцию, на другие же возлагается целый ряд функций.

7. В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Федерации отнесены:

☝установление системы федеральных органов судебной власти;

☝судоустройство; прокуратура;

☝формирование федеральных органов судебной власти;

☝формирование федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы.

8. Законодательство о правоохранительных органах РФ состоит из нескольких частей. К основным нормативным актам о правоохранительных органах относятся:

✓ Конституция РФ;

✓ Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);

✓ Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ);

9. Другую часть законодательства о правоохранительных органах составляют законы, определяющие место и роль конкретного правоохранительного органа, например федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»; федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.

10. Также к законодательству о правоохранительных органах относятся законы РФ, которыми вносятся изменения и дополнения в действующие кодифицированные или комплексные нормативные акты. К числу подобных нормативных актов относится, например, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О статусе судей в Российской Федерации»”.

11. Нельзя не учитывать указы Президента РФ. Они носят подзаконный характер. Относительно правоохранительных органов Президент РФ принимает указы в целях обеспечения исполнения Конституции РФ, федеральных, конституционных и иных законов. Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных актов постановления Правительства РФ. В законодательстве о правоохранительных органах взаимодействуют положения Конституции РФ с положениями конституций республик в составе РФ, положения федеральных законов – с положениями законов республик в составе РФ, указы Президента РФ – с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений – с положениями ведомственных нормативных актов и т. д.

Курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» является комплекс­ной юридической дисциплиной, которая изучает основы орга­низации и наиболее важные для реализации право­охранительной функции направления деятельности этих ор­ганов и их взаимодействие.

Предметом курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» является система правоохранительных органов, устройство правоохрани­тельных органов, порядок их организации и деятельности, ком­петенция и структура этих органов, правовой статус лиц, являю­щихся должностными лицами правоохранительных органов.

Система и содержание данного курса определяется его пред­метом. В содержание курса входят вопросы о понятии, задачах и функциях правоохранительных органов, предмете и системе курса, взаимосвязи его с другими юридическими дисципли­нами, нормативно-правовой базе, выступающей в качестве ис­точника данного курса. Основное же содержание курса состав­ляют вопросы организации и деятельности отдельных право­охранительных органов: порядок их создания, компетенция, структура и организация, основные задачи и функции, поря­док комплектования кадрами, требования к кандидатам на за­нимаемые должности, их полномочия и правовой статус. Сис­тему курса составляют порядок организации и деятельности судебной системы и различных ветвей судебной власти, непо­средственно судов различных звеньев, правосудие и его демо­кратические основы, организация и деятельность органов прокуратуры, органов

внутренних дел, органов обеспечения безопасности и правопорядка, адвокатуры, нотариата, частных детективных и охранных служб.

Курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» является базовым курсом, основой для изучения других юридических дисциплин. Данный курс находится в тесной взаимосвязи с другими учеб­ными дисциплинами, изучающими отрасли права, тем или иным образом регулирующие правоохранительную деятель­ность в Российской Федерации. Методологической основой данного курса является общая теория государства и права, дающая основные правовые поня­тия, общетеоретические подходы и т.д.

Курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» тесно взаимосвязан с конституционным правом, поскольку конституционные нормы определяют основные принципы построения и деятельно­сти правоохранительной системы государства, а в наиболее общем виде – задачи и компетенции отдельных правоохранительных органах.

Взаимосвязь данного курса с курсом «Административное право Российской Федерации» заключается в том, что последний изучает вопросы орга­низации и функционирования органов государственного уп­равления, некоторые из которых выполняют, в том числе, и правоохранительные функции (Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ и т.д.).


В рамках этого же курса рассматриваются вопросы об административных правонарушениях, адми­нистративной ответственности и порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Тесно взаимосвязан курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» и с непосредственно процессуальными отраслями права: граж­данским процессом, арбитражным процессом и уголовным процессом. Так, уголовный процесс рассматривает порядок деятель­ности органов, осуществляющих выявление, расследование преступлений, их предупреждение, а также порядок осуществ­ления правосудия по уголовным делам. Гражданский и арбит­ражный процессы регламентируют процедуру осуществления правосудия по гражданским делам и порядок защиты прав и свобод личности, общества и государства в сфере имущественных, личных неимущественных отношений, трудовых и се­мейных отношений и т.д. Процессуальные нормы, установ­ленные уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются основой для деятельности соответствующих правоохранительных органов в данных сферах, носят для них обязательный характер.

Курсы «Прокурорский надзор» и «Адвокатура» более подробно изучают порядок организации и деятельности органов, осуществляющих прокурорский надзор и адвокатскую дея­тельность, правовое положение лиц, имеющих статус прокурорского работника и адвоката, и т.д.

Курс «История отечественного государства и права» изучает исторический аспект организации и деятельности органов, осуществляющих правоохранительные функции в Российском государстве.

Учебный курс "Правоохранительные органы России" является вводной обзорной юридической дисциплиной. Именно в нем начинается углубленное изучение специальной юридической терминологии. Усвоение содержания юридических терминов и понятий курса представляет собой одну из задач обучения.

Единообразное понимание и толкование юридических терминов позволяют профессиональным юристам точно и недвусмысленно формулировать норму закона, усваивать и запоминать смысл правового предписания и правильно толковать положения нормы при применении на практике.

Основные понятия учебного курса "Правоохранительные органы России" составляют лишь незначительную часть тех юридических терминов, которые предстоит изучить за период обучения. Однако они являются исходными и ключевыми в дальнейшей учебе.

Содержание предмета и системы учебного курса предопределяет ту терминологию, которая подлежит изучению, и ее объем. Значительное количество изучаемых в рамках данного курса нормативных актов предполагает, что усвоение их содержания потребует использования большого числа юридических терминов и понятий. Однако часть их останется для изучения в других дисциплинах, вторая часть будет представлена в ознакомительном плане, а третья должна быть изучена и осмыслена в предлагаемых формулировках. Именно последняя группа юридических терминов и составляет те основные понятия курса, с которыми и предстоит в дальнейшем работать.

Последовательное усвоение тем системы учебного курса "Правоохранительные органы России" позволяет предметно и конкретно подходить к выбору основных понятий и их систематизации для более глубокого изучения. Выделенные в системе учебного курса разделы и темы ориентируют и на соответствующую группу понятий, раскрывающих основное содержание темы.

Учитывая, что содержание учебного курса составляют знания о системе правоохранительных органов в целом и каждого органа в отдельности, можно предложить определенную схему понятий, позволяющих самостоятельно и более глубоко изучить материал. Построение и организация деятельности в каждом отдельно взятом правоохранительном органе имеет специфику. По есть и общие принципиальные основы их организации. Поэтому знание и усвоение нескольких основных ключевых понятий даст возможность представить и охватить материал всей темы по конкретному правоохранительному органу и не упустить нужных вопросов темы.

При изучении тем о конкретных правоохранительных органах в число основных понятий, раскрывающих содержание темы, включаются следующие: понятие правоохранительного органа; задачи, функции (направления деятельности), система органа; звено в системе правоохранительного органа; структура звена правоохранительного органа; состав звена или структурного подразделения звена правоохранительного органа; компетенция звена или структурного подразделения звена правоохранительного органа; полномочия должностных лиц правоохранительного органа, звена, структурного подразделения звена правоохранительного органа; аппарат правоохранительного органа (руководители, сотрудники, работники, технический и обслуживающий персонал и т.д.); кадры правоохранительного органа: назначение, увольнение, продвижение по службе, поощрение и дисциплинарная ответственность работающих лиц.

Используя и зная содержание названных понятий в их совокупности и изложенной взаимозависимости, можно добиться и соответствующей глубины изучения вопросов темы о конкретном правоохранительном органе, например органах внутренних дел.

Необходимо и важно правильно устанавливать взаимосвязь понятий и раскрывать их соотношение, подчеркивая общие и специфические признаки.

Например, рассматривая соотношение таких понятий, как: "учебный курс “Правоохранительные органы России”", "правоохранительные органы России", "организация правоохранительных органов", "деятельность правоохранительных органов", можно увидеть не только общее в этих словосочетаниях, но и раскрыть самостоятельность этих понятий, подчеркивающих специфические стороны изучаемого предмета.

Учебный курс "Правоохранительные органы России" – это совокупность знаний, изучаемых студентами, слушателями, учащимися. Правоохранительные органы России – это реально существующие и действующие учреждения государства. Понятие "организация правоохранительных органов" указывает на организационное устройство органов, их систему в Российской Федерации. Деятельность правоохранительных органов включает их функционирование, работу по выполнению поставленных задач, конкретные действия должностных лиц. Указываемые особенности подчеркивают специфику содержания юридических понятий, связанных с одним основным изучаемым элементом – "правоохранительные органы".

Собрать и дать определения всех или даже основных понятий учебного курса в отдельной теме сложно, да и вряд ли целесообразно. К тому же большая часть понятий будет изучаться в темах, посвященных отдельным правоохранительным органам. Однако на этом этапе изучения нельзя не выделить основные ключевые понятия, знание которых даст возможность представить основные положения учебного курса и осмысленно подходить к изучению тем о конкретных правоохранительных органах.

Приводимые ниже определения понятий сформулированы специально для изучения данного курса с учетом его специфики.

Итак, остановимся на определении нескольких понятий: судоустройство, суд, правосудие, прокуратура, прокурорский надзор, предварительное расследование, адвокатура, адвокат, нотариат, нотариус.

Судоустройство – это закрепленная в законе организация существующей в государстве системы судов, построения отдельных ее звеньев, судейского сообщества, приобретения и изменения статуса судей.

Суд – специальный государственный орган, предназначенный для реализации судебной власти и осуществления правосудия.

Правосудие – это осуществляемый судом особый вид государственной деятельности по реализации судебной власти путем рассмотрения в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве правовых споров, обеспеченный возможным применением на основе закона государственного принуждения для установления или восстановления нарушенных прав, наказания правонарушителей и защиты законных интересов граждан, юридических лиц и государства.

Прокуратура – это предусмотренная законом единая федеральная централизованная система специальных государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами и гражданами, уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по работе с преступлениями.

Прокурорский надзор – это осуществляемая на основе закона Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами специфическая государственная деятельность от имени Российской Федерации, независимая от местных органов власти, по надзору за точным и единообразным исполнением действующих на ее территории законов государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами и гражданами.

Предварительное расследование – предусмотренная УПК деятельность специально уполномоченных органов государства по собиранию доказательств для установления обстоятельств совершения преступления, установлению и изобличению лиц, их совершивших, и предъявлению им обвинения, а также по подготовке уголовных дел для рассмотрения их в суде общей юрисдикции.

Адвокат – это лицо, обладающее специальным правовым статусом, подтвержденным внесением в Реестр Адвокатской палаты субъекта РФ и выдачей органом Минюста России удостоверения адвоката, и имеющее право осуществлять адвокатскую деятельность.

Адвокатура – это профессиональное некоммерческое объединение адвокатов, организованное по государственно-территориальному принципу на основе самофинансирования и самоуправления, призванное на основе закона оказывать населению и организациям юридические услуги и юридическую помощь в избранных и оформленных адвокатских образованиях.

Нотариат – это система государственных учреждений и специальных должностных лиц, уполномоченных государством в соответствии с действующим законодательством осуществлять от имени Российской Федерации нотариальные действия в установленных нотариальных округах на территории РФ или за границей для обеспечения нрав граждан и юридических лиц, а также некоммерческих профессиональных организаций, объединяющих нотариусов, занимающихся частной практикой, и представляющих их интересы.

Нотариус – лицо, работающее в государственной нотариальной конторе в указанной должности или наделенное в установленном законом порядке полномочиями и занимающееся частной нотариальной практикой.

Государственный нотариус – это гражданин Российской Федерации, назначенный в установленном законом порядке и работающий в должности нотариуса в государственной нотариальной конторе в определенном нотариальном округе России и имеющий соответствующий классный чин.

Нотариус, занимающийся частной практикой, – это лицо, назначенное на должность нотариуса в установленном Основами законодательства о нотариате порядке и являющееся членом нотариальной палаты субъекта РФ.

Предложенные определения понятий специальных юридических терминов учебного курса имеют некоторые особенности. От них и их содержания следует отталкиваться при изучении тем учебной дисциплины и в целом учебного курса как от самых элементарных правовых знаний. Понятия данного учебного курса формируются с учетом его познавательной специфики, а именно направленности на изучение построения и организации деятельности правоохранительных органов.

В отличие от многих других курсов юридических дисциплин, в основе которых лежит изучение отрасли , например гражданского, админи-стративного, уголовного, курс «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. В определенном смысле этот курс - синтети-ческая юридическая дисциплина .

Предмет дисциплины - юридические ин-ституты и нормы законодательных актов разного уровня, разной правовой силы и значимости, составляющие 2 группы:

  1. общие, частично посвященные правоохранительным органам (Конституция Рос-сийской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др.);
  2. посвященные конкретным (отдельным) правоохранительным органам (Федеральный конститу-ционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», Феде-ральные конституционные законы «О судебной системе Российской Феде-рации» и «Об арбитражных судах Российской Федерации», Закон «О судо-устройстве РСФСР», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Фе-дерации», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, а также Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и др.).

Круг вопросов, которые изучаются в рассматриваемом курсе (детализация предмета) :

  • устройство органов в их совокуп-ности и каждого из них в отдельности;
  • организация правоохранительных органов, но только в той степени, в какой это связано с вы-полнением задач и целей, поставленных перед правоохранительными орга-нами, без детализации текущих организационных вопросов, которые носят не правовой, а технический характер;
  • вопросы деятельности правоохранительных органов, но лишь в той степени, в какой это относится к выполнению возложенных на них функ-ций и реализации основных направлений деятельности.

Рассмотрение в данном курсе всех правоохранительных органов, расширяет предмет изучения, наполняет его конкретным содержани-ем, позволяет давать более полные знания и готовить специалистов широко-го профиля, не исключая в то же время возможности их специализации.

Предмет курса определяет его содержание, которое должно быть изло-жено по определенной системе, обеспечивающей последовательное и по-нятное изложение изучаемой юридической дисциплины:

  1. «Общие положения» (основные понятия, предмет и система курса; источники права, относящиеся к судеб-ной власти и правоохранительным органам; судебная власть; конституционные принципы осуществления правосудия).
  2. «Судебная система Российской Федерации» (федеральные ; федеральные арбит-ражные суды; Конституционный Суд Российской Федерации; суды субъек-тов Российской Федерации; правовой статус судей в Российской Федера-ции; органы судейского сообщества).
  3. «Государственные органы обеспечения охраны поряд-ка и безопасности» (органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; налоговые органы и органы налоговой полиции; таможенные органы; органы юстиции).
  4. «Органы предварительного расследования» и «Органы предварительного следствия и дознания» .
  5. «Прокуратура в Российской Федерации» и «Организация и задачи прокуратуры» .
  6. «Органы по правовому обеспечению и правовой по-мощи» (нотариат;